Тема 11. Формы обучения

11.2 Самостоятельная работа студентов как дидактическая форма обучения является системой организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью учащегося, протекающей в отсутствие преподавателя и без непосредственного участия и помощи. При самостоятельной работе помощь преподавателя реализуется через организацию всех компонентов системы обучения в условиях самоподготовки.

Некоторые задачи

1.       Проблемные ситуации

2.       Проблемные задачи

3.       Проверка способа решения задачи и его эффективности

4.      Надпись: Формы:
1.	Письменная или устная
2.	Индивидуальная
3.	Парная
4.	Коллективная

Разработка системы задач для усвоения определенного раздела.

Цели в целом совпадают с целями обучения. Конечная цель – это формирование творческих умений:

1.       Порождать текст

2.       Осуществлять компрессию текста

3.       Организовывать время жизни, строить планы режима дня, недели, месяца, года.

Условия формирования творческого мышления и творческих способностей:

1.       Умение вести самостоятельный информационный поиск (библиотеки, словари, каталоги, реферативные журналы)

2.       Умение пользоваться всеми видами чтения

·         поисковое

·         ознакомительное

·         просмотровое

·         изучающее (5 раз)

3.       Умение конспектировать, реферировать, аннотировать, составлять тезисы

4.      Умение распределять свое время

11.3 Практические занятия в высшей школе. Предназначены для более углубленного изучения предмета. Большое значение имеет индивидуальный подход. (Семинары, Лабораторные работы, Производственная практика, НИРС)

Семинар. Главная цель – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

Структура

1.       Вступление преподавателя

2.       Формулирование проблемных вопросов и ситуаций

3.       Ответы или выступления студентов

4.       Заключительное слово преподавателя

Задачи:

1.       Развитие творческого профессионального мышления

2.       Познавательные мотивации

3.       Профессиональное использование знаний в учебных условиях

4.       овладение языком соответствующей науки

5.       овладение навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями

6.       овладение навыками и умениями постановки и решения интеллектуальных проблем и задач. Опровержение и отстаивание своей точки зрения.

Задачи преподавателя

1.       повторение и закрепление материала

2.       контроль усвоения материала

3.       педагогическое общение


Виды:

·         Просеминар (начальная форма для проведения научной работы на ограниченном материале)

·         Проектсеминар (разработка и презентация результатов исследования)

·         Tutorium (успевающие студенты учат неуспевающих)

·         Коллоквиум (контрольно обучающая функция – когда предмет читается 2-3 семестра, а контроль один)

·         Семинар-беседа (дискуссия по вопросам преподавателя)

·         Семинар-конференция (2 реферата, кореферат, дискуссия)

·         Семинар-диспут (все студенты пишут рефераты по своим проблемам, кто выступил – тот обсуждается)

·         Семинар-комментирующее чтение (дома изучаются документы, на семинаре разбираются)

Критерии оценки:

1.       Наличие плана и структуры семинара

2.       Структура семинара (вводное слово, заключительное слово)

3.       Постановка проблемы, наличие проблемных вопросов (достаточное, недостаточное, отсутствует)

4.       Стиль поведения преподавателя (скованный, манерный, свободный, нормальный)

5.       Стиль проведения семинара (оживленный, вялый)

6.       Организация семинара (умение вызвать и поддержать дискуссию, умение поставить острые вопросы)

7.       Отношение преподавателя к студентам (уважительное, в меру требовательное, равнодушное)

8.       Управление группой (наличие форм сотрудничества, партнерства)

9.       Ведение записей студентами (часто, редко, отсутствует)

Лабораторная работа интегрирует теоретико-методологические знания и практические навыки студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера

Общие рекомендации:

1.       Совместная групповая деятельность

2.       Упражнения. Основу составляет пример, разбираемый с позиции теории.

3.       Формирование конкретных навыков и умений

4.       Формирование способности к осмыслению и пониманию

5.       Формирование умений самостоятельно формулировать понятия