Тема 11. Формы обучения

11.1 Лекция

Лекция – весьма экономный способ изложения основ знаний, закладывает основы понимания студентами сущности этих знаний, эмоциональное отношение к знаниям, направляет пути и способы приобретения этих знаний.

Надпись: Функции лекции (аналогично обучению):
1.	Обучающая
2.	Воспитывающая
3.	Развивающая
4.	Информативная.
Основная дидактическая цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция должна готовить студента к самостоятельной творческой работе.

Методы построения и проведения лекций (Тезисы):

1.      Изложение материала личного творчества лектора

2.      Лекция не допускает речевой небрежности

3.      Обновляется наука – обновляется и содержание лекций

4.      Непременным методическим условием лекции является ее идейно-теоретическая направленность (материалистическое мировоззрение)

5.     

Конспектирование лекций

1.       Запись в краткой свободной форме (правила, законы, формулы выводы)

2.       Запись лекции в виде тезисов

3.       Подробная запись лекции вплоть до диктовки и стенографирования

4.       Запись по памяти – по приходу домой

 
Каждая лекция требует строго продуманной системы построения и расположения материала

6.      Лекция должна быть доступна (upper limit)

7.      От лекции к лекции нужно повышать уровень научного изложения

8.      Лектору целесообразно пользоваться планом или конспектом лекции

9.      лекция должна организовывать самостоятельную работу студентов

10.  Читать лекцию достаточно громко, чтобы слышали и слушали.

11.  Использование вспомогательных средств

Методическая разработка учебной лекции

 

1.      Тема лекции

a.       Обоснование выбора темы

b.       Определение места и значения темы в системе целого курса

c.        Отбор содержания лекции

d.      Отбор библиографии по теме, иллюстрированных примеров, дидактических средств и т.д.

 

2.      Формы организации лекции

a.       Аудитория (характер и уровень подготовленности студентов, знание возрастных и психологических особенностей студентов, их интересы и т.д.)

b.       Цель лекции (основная идея лекции, объединяющая все ее предметное содержание)

c.        Задача лекции, реализующая ее основной замысел (эмоциональные позиции и отношение, которое формируется преподавателем у студентов при решении поставленных задач)

d.      Организационные формы лекции

 

Монологическое высказывание

Монолог с опорой на аудио-визуальные средства

Монолог с элементами эвристической беседы

Эвристическая беседа (решение творческих задач)

Диалог-дискуссия двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме

3.      Содержание лекции:

a.       План и конспект лекции

b.      Учебные средства обучения


4.      Целостный образ преподавателя в процессе чтения лекций

a.       Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач

b.       Языковая форма высказывания (лексика, грамматика (морфология, синтезис), стилистика)

c.       Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя со студентами

 

5.      Поведение лектора (терпимость, выдержка, удерживание в поле зрения всей аудитории)

 

6.      Внешний вид преподавателя

 

Динамика чтения лекции

  1. фаза (4-5 мин) Начало восприятия, отсутствует сосредоточенность
  2. фаза (25-30 мин) Оптимальная активность восприятия
  3. фаза усилий (10-15 минут), пора принимать МЕРЫ!
  4. фаза утомления