Тема 7. Память
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память развивается в процессе развития личности. Пик памяти – 20лет. Наиболее эффективно запоминается материал, выступающий в качестве цели действия.
Виды памяти |
||||||||
По характеру психической активности |
По характеру цели деятельности |
По продолжительности закрепления и сохранения материала в связи с его ролью и местом в деятельности |
||||||
1. Двигательная – зсв движения и его систем 2. Эмоциональная – память на чувства, эмоции. Сигнализирует о том, как осуществлять наши потребности и интересы 3. Образная – память на образы ·слуховая ·зрительная ·осязательная ·обонятельная ·вкусовая 4. Логико-смысловая или словесно-логическая – стандартная форма представления знаний |
1. Произвольная – есть цель запоминания, используются мнемонические приемы. Имеет значение полнота четкость и последовательность действий 2. Непроизвольная – отсутствует определенная цель что-либо запомнить. Наиболее эффективно и нетрудоемко. |
1. Долговременная – все, что более нескольких минут. Объем – 10 млрд нейронов. 2. Кратковременная – характеризуется недолговременным хранением после однократного предъявления и немедленного воспроизведения. Может быть запомнено около 5-7 элементов 3. Оперативная – мнемонические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия, операции (хранение промежуточных результатов) |
||||||
Условия запоминания |
||||||||
1. Интерес, личностная значимость, важность 2. Выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана. 3. нахождение сходных и отличительных черт в описываемых предметах и между ними 4. включение нового материала в систему уже имеющихся знаний 5. повторение 6. концентрирование и распределение материала, три способа заучивания: · целостный 14 повторений · частичный 16 повторений · комбинированный 9 повторений |
7. самоконтроль – попытка воспроизвести материал 8. Организация материала – наглядность и образность 9. Логическая связность текста 10. систематизация материала 11. реконструкция и переработка материала 12. Организация активной мыслительной деятельности субъекта с объектом. 13. доступность материала установка на запоминание (на какое время и как запоминать произвольно, непроизвольно) |
|||||||
Работа с текстовым материалом |
||||||||
1. Разбитие на части, вскрытие структурных отношений между частями 2. выделение и группировка опорных вех, тема, тематика, мысли 3. мысленный пересказ текста себе 4. составление вопросов по тексту 5. составление карточек, таблиц, схем, матриц 6. лучше запоминается начало и конец, читать текст 5 раз 7. комментирование текста самому себе, для приспособления его к своим интересам и задачам 8. осуществлять перерыв при переходе от одного материала к другому |
Зазубривание текста 1. Первое чтение – просмотр, ориентировка 2. Второе чтение – составление плана (смысловая группировка и выделение опорных пунктов) 3. Третье чтение – разбиение текста на части по основным мыслям 4. Четвертое чтение – подлинное запоминание содержания 5. Пятое чтение – мысленный пересказ текста самому себе. |
|||||||
Процессы памяти |
||||||||
Сохранение |
Узнавание |
Воспроизведение |
Припоминание |
Забывание |
||||
Динамическое – оперативная память, материал изменяется мало Статическое – долговременная память, материал значиетельно перерабатывается |
Происходит в момент его восприятия. Может быть различным по степени точности и полноте |
Актуализация закрепленного ранее материала, путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. (непосредственное, опосредованное – через ассоциации) (произвольное, непроизвольное) |
Происходит по законам ассоциации. Помогают вопросы, вызывающие промежуточные ассоциации. Всегда произвольное, преднамеренное. |
Выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Зависит от: - понятости материала, интереса к нему - объема материала, степени трудности - степени включения материала в деятельность |
||||
Индивидуальные различия памяти |
||||||||
1. Объем памяти 2. Скорость запоминания 3. Гибкость (запоминание различного материала 4. Полнота запоминания |
5. Точность 6. Прочность Способность к воспроизведению |
Профессиональные различия памяти 1. Наглядно-образный (зрительный) 2. словесно-абстрактный (мысли, числа) 3. промежуточный |
||||||