Тема 7. Память

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память развивается в процессе развития личности. Пик памяти – 20лет. Наиболее эффективно запоминается материал, выступающий в качестве цели действия.

Виды памяти

По характеру психической активности

По характеру цели деятельности

По продолжительности закрепления и сохранения материала в связи с его ролью и местом в деятельности

1.        Двигательная – зсв движения и его систем

2.        Эмоциональная – память на чувства, эмоции. Сигнализирует о том, как осуществлять наши потребности и интересы

3.        Образная – память на образы

·слуховая

·зрительная

·осязательная

·обонятельная

·вкусовая

4.        Логико-смысловая или словесно-логическая – стандартная форма представления знаний

1.        Произвольная – есть цель запоминания, используются мнемонические приемы. Имеет значение полнота четкость и последовательность действий

2.        Непроизвольная – отсутствует определенная цель что-либо запомнить. Наиболее эффективно и нетрудоемко.

1.        Долговременная – все, что более нескольких минут. Объем – 10 млрд нейронов.

2.        Кратковременная – характеризуется недолговременным хранением после однократного предъявления и немедленного воспроизведения. Может быть запомнено около 5-7 элементов

3.        Оперативная – мнемонические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия, операции (хранение промежуточных результатов)

Условия запоминания

1.        Интерес, личностная значимость, важность

2.        Выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана.

3.        нахождение сходных и отличительных черт в описываемых предметах и между ними

4.        включение нового материала в систему уже имеющихся знаний

5.        повторение

6.        концентрирование и распределение материала, три способа заучивания:

·          целостный 14 повторений

·          частичный 16 повторений

·          комбинированный 9 повторений

7.        самоконтроль – попытка воспроизвести материал

8.        Организация материала – наглядность и образность

9.        Логическая связность текста

10.      систематизация материала

11.      реконструкция и переработка материала

12.      Организация активной мыслительной деятельности субъекта с объектом.

13.      доступность материала

установка на запоминание (на какое время и как запоминать произвольно, непроизвольно)

Работа с текстовым материалом

1.        Разбитие на части, вскрытие структурных отношений между частями

2.        выделение и группировка опорных вех, тема, тематика, мысли

3.        мысленный пересказ текста себе

4.        составление вопросов по тексту

5.        составление карточек, таблиц, схем, матриц

6.        лучше запоминается начало и конец, читать текст 5 раз

7.        комментирование текста самому себе, для приспособления его к своим интересам и задачам

8.        осуществлять перерыв при переходе от одного материала к другому

Зазубривание текста

1.        Первое чтение – просмотр, ориентировка

2.        Второе чтение – составление плана (смысловая группировка и выделение опорных пунктов)

3.        Третье чтение – разбиение текста на части по основным мыслям

4.        Четвертое чтение – подлинное запоминание содержания

5.        Пятое чтение – мысленный пересказ текста самому себе.

Процессы памяти

Сохранение

Узнавание

Воспроизведение

Припоминание

Забывание

Динамическое – оперативная память, материал изменяется мало

Статическое – долговременная память, материал значиетельно перерабатывается

Происходит в момент его восприятия. Может быть различным по степени точности и полноте

Актуализация закрепленного ранее материала, путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

(непосредственное, опосредованное – через ассоциации)

(произвольное, непроизвольное)

Происходит по законам ассоциации. Помогают вопросы, вызывающие промежуточные ассоциации. Всегда произвольное, преднамеренное.

Выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.

Зависит от:

-           понятости материала, интереса к нему

-           объема материала, степени трудности

-           степени включения материала в деятельность

Индивидуальные различия памяти

1.        Объем памяти

2.        Скорость запоминания

3.        Гибкость (запоминание различного материала

4.        Полнота запоминания

5.        Точность

6.        Прочность

Способность к воспроизведению

Профессиональные различия памяти

1.        Наглядно-образный (зрительный)

2.        словесно-абстрактный (мысли, числа)

3.        промежуточный