Тема 6. Познавательные процессы

6.3. Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя.

Особенности восприятия

Предметность

Целостность

Структурность

Константность

Осмысленность

Соответствие объекта понятию о нем

Объект воспринимается целостно на основе ощущений нескольких органов чувств

Не является простой суммой ощущений на данный момент времени. Воспринимается абстрагированная, обобщенная структура в продолжительном времени.

Предметы воспринимаются как нечто постоянное по своим характеристикам. (Цвет не меняется от освещенности)

Понимание сущности предмета, обобщение в слове

Виды восприятия

Зрительное (90%)

Слуховое (9%)

Осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое (1%)

Восприятие лекций

Организация восприятия в учебном процессе

1.                  Группировка материала вокруг не более 5 проблем

2.                  Во время лекции осуществляется дискретность восприятия речи.

·         укрупнение отдельных частей

·         установление смысловых связей

3.                  Апперцепция – влияние прошлого опыта, зависимость восприятия от психической жизни человека, от особенностей его личности

4.                  Антиципация или предвосхищение

5.                  Для лучшего восприятия высказывания текстовый материал должен иметь до 70% избыточной информации

6.                  В памяти предпочитают удерживаться начало и конец сообщения (эффект края)

7.                  Основная мысль лекции должна формироваться самим преподавателем в начале и конце лекции

1.      Формирование наблюдения

·         четкая постановка задачи

·         наглядность объекта

·         опора на конкретные образы

2.      Систематизация материала

·         классификация

·         группировка

·         сравнение и сопоставление

3.      Контрастность

·         величина предметов

·         форма

·         цвет

4.      Речь преподавателя

·         логичная

·         образная

·         последовательная

·         выразительная

·         эмоциональная

·         четкая

5.      Наличие апперцепции

6.      Обобщение материала (выделение инварианта)

7.      Организация активной мыслительной деятельности учащегося (проблемные задачи, проблемные вопросы)