Тема 6. Познавательные процессы
6.3. Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя.
Особенности восприятия |
|||||||
Предметность |
Целостность |
Структурность |
Константность |
Осмысленность |
|||
Соответствие объекта понятию о нем |
Объект воспринимается целостно на основе ощущений нескольких органов чувств |
Не является простой суммой ощущений на данный момент времени. Воспринимается абстрагированная, обобщенная структура в продолжительном времени. |
Предметы воспринимаются как нечто постоянное по своим характеристикам. (Цвет не меняется от освещенности) |
Понимание сущности предмета, обобщение в слове |
|||
Виды восприятия |
|||||||
Зрительное (90%) |
Слуховое (9%) |
Осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое (1%) |
|||||
Восприятие лекций |
Организация восприятия в учебном процессе |
||||||
1. Группировка материала вокруг не более 5 проблем 2. Во время лекции осуществляется дискретность восприятия речи. · укрупнение отдельных частей · установление смысловых связей 3. Апперцепция – влияние прошлого опыта, зависимость восприятия от психической жизни человека, от особенностей его личности 4. Антиципация или предвосхищение 5. Для лучшего восприятия высказывания текстовый материал должен иметь до 70% избыточной информации 6. В памяти предпочитают удерживаться начало и конец сообщения (эффект края) 7. Основная мысль лекции должна формироваться самим преподавателем в начале и конце лекции |
1. Формирование наблюдения · четкая постановка задачи · наглядность объекта · опора на конкретные образы 2. Систематизация материала · классификация · группировка · сравнение и сопоставление 3. Контрастность · величина предметов · форма · цвет 4. Речь преподавателя · логичная · образная · последовательная · выразительная · эмоциональная · четкая 5. Наличие апперцепции 6. Обобщение материала (выделение инварианта) 7. Организация активной мыслительной деятельности учащегося (проблемные задачи, проблемные вопросы) |
||||||