Тема 6. Познавательные процессы

6.1. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на предметах и явлениях действительности, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида.

Внимание

Направленность проявляется в избирательности, выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности

Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов

Выбор

формы проявления внимания

произвольный

непроизвольный

Сенсорные (глаз, ухо)

Интеллектуальные

Двигательные (моторные)

По характеру происхождения и способам осуществления выделяются

три вида внимания

Непроизвольное

Произвольное

Послепроизвольное

Возникает и поддерживается независимо от сознательных целей (намерений) человека, без усилий воли.

Условия возникновения:

Сознательно направляемое и регулируемое волей сосредоточение.

Условия возникновения:

Характеризуется длительной сосредоточенностью. С ним связывают умственную деятельность. Формируется на основе произвольного внимания.

Условия возникновения:

интерес

новизна

Наличие сильного раздражителя

цель

Усилие воли

Усилие воли

интерес

Структура внимания

Внимание характеризуется следующими свойствами:

устойчивость

переключение

распределение

объем

Длительность сохранения внимания. Важна активность учащихся

Проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного действия к другому. Предотвращает утомление, повышает устойчивость

Успешное выполнение нескольких действий одновременно

Оценивается количеством воспринимаемых объектов за время 0.07 – 0.1с. Обычно 5-7.

Группировка, систематизация, объединение по смыслу

Организация внимания в учебной деятельности

1.      Формирование интереса учащегося к предмету (увлеченность, активность личности, элемент творчества (проблемные вопросы, проблемные задачи))

2.      Четкая организация учебного процесса

3.      Речь преподавателя организует внимание (Неправильное ударение)

4.      Четкое, логически построенное изложение материала

5.      Наличие наглядных средств

6.      Разнообразие приемов обучения

7.      Зрительная опора в любом виде (переключение)

8.      Лекцию необходимо предварять планом

9.     Составление студентами резюме лекции