Уважаемый председатель, уважаемые члены комиссии, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: Проблемы государственной службы и правовой механизм их регулирования (по материалам Управления государственной и муниципальной службы Московской Области.
Данная тема не нова В последние годы идеи формирования современной государственной службы получили большое развитие. Вопросы теории и практики государственной службы нашли свое отражение в трудах. многих авторов. Большое внимание также уделялось и правовым аспектам государственной службы. (Бахрах Д.Л. Волошина В.В. Старилов Ю.Н. Слатинов В. Овсянко Д.М , Агеева Е.А.). Однако данная тема продолжает оставаться актуальной, поскольку еще очень многие вопросы требуют серьезного изучения и доработки.
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы:
На федеральном уровне - отсутствие нормативно-правовых актов, развивающих и конкретизирующих базовый, рамочный закон о государственной службе, стало причиной того, что значительный массив государственно-служебных отношений в настоящее время регулируется указами президента и постановлениями правительства. Поскольку на деле ни один закон принят не был, действие рамочного закона в значительной мере оказалось парализовано. В связи с этим следовало бы незамедлительно приступить к подготовке законов о дисциплинарной ответственности госслужащих, об их денежном содержании, о присвоении им квалификационных разрядов, о пенсиях госслужащих, о должностном лице и административной процедуре (об общих правилах взаимодействия государственных служащих с гражданами) и т. д.
Также необходимо принять закон “О федеральной государственной службе РФ”, (Проект его давно разработан внесенный депутатом В.Южаковым 19.12.2000 г.) Поскольку вопросы федеральной государственной службы должны регулироваться федеральными законами, фактически же они регулируются указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (денежное содержание, отпуска и т.д.).
В РФ отсутствует единый межведомственный орган по вопросам государственной службы. В 1996 г. в составе структурных подразделений Администрации Президента создано Главное управление Президента по вопросам государственной службы и кадров. В составе Аппарата Правительства Российской Федерации имеется Департамент государственной службы и кадров. Управление существует для того, чтобы оказывать консультационную помощь, или вносить те или иные рекомендации определенным должностным лицам, что, недостаточно, необходимо поднять его статус,
Необходим соответствующий федеральный орган в виде федерального министерства или комитета государственной службы, имеющего соответствующие функции, задачи и структуру. Задачами данного федерального органа государственной службы, на мой взгляд, должны быть:
- анализ деятельности и структуры федеральных органов исполнительной власти;
- определение численности персонала и нормативных издержек на государственную службу;
- разработка и реализация нормативных правовых актов и методических материалов, обеспечивающих рациональное функционирование государственной службы;
- разработка критериев и оценка эффективности государственной службы;
- прогнозирование и планирование развития персонала; методическое управление подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих;
- организация и координация научных исследований в области государственной службы и кадровой политики и т.п.
В отличие от федерального уровня правотворчество субъектов РФ в государственно-служебной сфере более динамично. Законодательные и исполнительные органы власти в ряде республик, краёв, областей уделяют гораздо больше внимания правовому регулированию госслужбы. Но как бы то ни было, правовая ситуация вовсе не выигрывает от такого положения дел: возникают противоречия с нормами федеральных законов, происходит неоправданная дифференциация правового регулирования.
Суммируя практику законодательного регулирования государственной службы в регионах, можно перечислить её самые типичные отступления от норм федерального законодательства:
• введение собственных классификаций и наименований государственных должностей, что противоречит ст. 1 и 6 федерального закона;
• включение в число государственных служащих лиц, не являющихся таковыми по федеральному закону (руководители субъектов Федерации, служащие органов местного самоуправления);
• расширение перечня видов дисциплинарных взысканий, что противоречит ст. 14 федерального закона, и перечня правоограничений, что несовместимо со ст. 11 федерального закона;
• закрепление за субъектом Федерации полномочий регулировать собственными законодательными актами вопросы, регламентация которых отнесена к компетенции федеральных законов;
• требование принятия присяги на верность субъекту Федерации при поступлении на государственную службу, что противоречит ст. 6 и 15 Конституции РФ;
• необходимость быть гражданином субъекта Федерации, чтобы поступить на государственную службу (противоречит ч. 4 ст. 32 Конституции РФ).
Необходимо провести юридическую экспертизу действующих законов субъектов Федерации по вопросам государственной службы на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству. Однако здесь требуется соблюсти тонкий баланс региональной специфики и общефедеральных принципов законодательства.
Одним из средств решения проблемы могут стать разработка и принятие крупного кодификационного акта о государственной службе. Это позволит систематизировать многочисленные действующие нормативно-правовые акты о госслужбе и создать на этой основе непротиворечивую нормативно-правовую базу. И главное: кодекс призван исчерпывающим образом регулировать госслужбу, служить юридической базой для комплексной реформы государственной службы.
На основе качественного анализа кадрового состава государственных служащих Московской области была выявлена необходимость решения следующих наиболее острых проблем:
- повышение профессионализма и компетентности государственного служащего;
- практическая реализация конкурсной системы отбора и аттестации государственных служащих
- создание единого банка данных по кадровому потенциалу и резерву
- устранение неопределенности его правового статуса;
- достижение социальной защищенности;
- актуальность адресной переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Основными путями решения проблемы повышения профессионализма государственных служащих Московской области являются:
1) введение системы конкурсного отбора, предусмотренной Указом Президента РФ от 29.04.96 № 604 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы", где рекомендовано субъекту РФ руководствоваться Положениями настоящего Указа. На первом этапе это обеспечит более квалифицированный отбор кадров для государственной службы области
2) переподготовка и повышение квалификации государственных служащих среднего звена, так как большинство сотрудников нуждаются в дополнительной подготовке для исполнения своих текущих обязанностей, решения стоящих перед ними задач, а, в конечном счете также и для продвижения по службе.
Необходима разработка подзаконных актов расширяющих базовый закон «О государственной службе в органах государственной власти Московской области» в данных направлениях..