3. Изучение темы "Топливно-энергетический комплекс Африки"
в школьном курсе географии
Материал дипломной работы может быть использован на уроках географии в генерализованном виде с учетом возрастных психологических особенностей школьников.
Проанализировав программу по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной (VI-IX классы), программу курса "Экономическая и социальная география мира", X класс (составитель В.П. Максаковский) и профильную программу по курсу "Глобальная география", составленную авторским коллективом под руководством Ю.Н. Гладкого, мы сделали вывод, что тема "Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки" используется на следующих уроках (табл.8).
Таблица 8
Использование темы "Топливно-энергетический комплекс Африки" в школьном курсе географии
Класс |
Тема |
Кол-во часов |
Практические работы |
VII |
Африка 1.Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. 2.Внутренние воды Африки и их использование. 3.Северная Африка: состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. |
12 |
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран. |
X |
Африка. 1.Территория, границы, положение. Природные условия и ресурсы как важнейший фактор развития стран Африки. Полезные ископаемые, земельные, агроклиматические и лесные ресурсы. Население. 2.Хозяйство: место Африки в мире. Горнодобывающая промышленность, тропическое и субтропическое земледелие. Понятие о монокультуре. 3.Субрегионы Африки. Северная Африка. 4.Тропическая Африка. ЮАР. |
4 |
|
XI |
Глобальная энергетическая ситуация. 1.Обеспеченность энергоресурсами стран и регионов. География мировых рынков нефти, газа, каменного угля, электрической энергии. Экономический рост и энергетика. Энергетика и экология. Контуры энергохозяйства будущего, прогнозы развития энергетики. |
2 |
Прогноз развития энергетики (на примере конкретного региона) |
В VII классе в теме "Африка" вопросы топливно-энергетического комплекса континента затрагиваются при рассмотрении размещения месторождений полезных ископаемых. Учащиеся при изучении темы наряду с другими полезными ископаемыми знакомятся и с топливными, при анализе комплексной карты Африки отмечают богатые залежи урановых руд в регионе, крупнейшие запасы нефти и природного газа в Северной Африке и на побережье Гвинейского залива, крупные месторождения каменного угля в Южной Африке. На данном уроке программой предусмотрено обязательное выполнение практической работы "Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых". Учитель по своему усмотрению выделяет месторождения, которые должны быть нанесены, либо предлагает нанести значки всех полезных ископаемых на контурную карту без наименования месторождений.
На уроке по теме "Внутренние воды Африки, их использование" учитель при объяснении материала отмечает богатство рек гидроэнергией, рассказывает об их хозяйственном значении (ирригация, ГЭС и т.д.), а также о высотной Асуанской плотине, построенной с помощью нашей страны. По возможности демонстрируя сказанное таблицами, рисунками, фотографиями и т.д. В целях закрепления рационально предложить учащимся нанести на контурную карту названия крупных рек (Нил, Конго, Нигер, Замбези,(вдп.Виктория), Оранжевая, Лимпопо, Шари, которые они должны запомнить.
При изучении региона Северная Африка школьники выполняют практическую работу "Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран". Целесообразно предложить на выбор две страны: Египет и Алжир. Описание осуществляется по следующему типовому плану с использованием атласа, учебника, дополнительной литературы.
План описания страны:
1) В какой части материка расположено государство, его столица.
2) К какой группе стран относится.
3) Какие народы населяют его.
4) Главные природные особенности и использование их в хозяйственной деятельности человека.
5) Особенности быта коренного населения.
6) Изменение природного комплекса человеком.
В программе по географии в 10 классе на изучение темы "Африка" отводится 4 учебных часа. Автор учебника Максаковский В.П. в книге "Методические рекомендации по курсу" "Экономическая и социальная география мира" предлагает материал темы распределить так:
Урок |
Что изучается |
Форма урока |
1-й |
Преамбула. §1 Территория. Границы, положение,. гос.сторй. Природные условия и ресурсы. Население. |
практикум |
2-й |
§1 Хозяйство |
лекция |
3-й |
§2. Субрегионы Африки. Северная Африка. |
практикум-семинар |
4-й |
Тропическая Африка. ЮАР. |
практикум-семинар |
По: Максаковский В.П. Методические рекомендации по курсу "Экономическая и социальная география мира" (X класс)–Рязань: Горизонт, 1993 – 90с.
При таком изучении вопросы ТЭКа региона затрагиваются на каждом уроке. При анализе содержания текста учебника обнаружилось, что хозяйство континента рассматривается в общих чертах, нет подробной характеристики главных отраслей экономики в целом и промышленности в частности. Что касается ТЭКА, то лишь единожды упоминается, что в алжирской и ливийской частях Сахары находятся нефтепромыслы, и сказано о большом значении для развития Верхнего Египта сооружения Асуанского гидроузла.
В.П.Максаковский в методических рекомендациях, подтверждая это, пишет, что текст параграфов по теме "Африка " содержит сравнительно немного географической конкретики, и указывает на задания темы, большинство из которых ставят своей задачей именно конкретизацию учебного материала на основе добывания знаний самими учащимися.
Таким образом, учитывая, что энергетика - это базовая отрасль, определяющая общее экономическое развитие страны или региона, и что настоящее и будущее Африки зависит во многом от развития и функционирования ТЭКа, нужно отметить необходимость его изучения в данной теме. Ниже приводятся примерные задания, с помощью которых учащиеся знакомятся с ТЭКом, его проблемами.
На первом уроке темы, посвященном изучению географического положения, границ, природных ресурсов и населения Африки, учащимся можно предложить задание, вторая часть которого носит проблемный характер. Ниже дано подробное описание его выполнения.
Задание 1. Используя карты атласа "Минеральные ресурсы" (с.5) и "Ресурсы Мирового океана" (с.9) заполнить таблицу:
Таблица
Энергетические ресурсы Африки
Вид ресурса |
Страны, обладающие запасами |
Каменный уголь Нефть Природный газ Урановые руды |
ЮАР, Ботсвана, Зимбабве. Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Конго, Ангола, Заир, Египет, Камерун, Тунис. Алжир, Ливия, Египет. ЮАР, Мадагаскар, Габон, Мали, Нигер, Алжир, Намибия. |
? Подумайте, почему для большинства стран при высоких запасах угля, нефти и газа очень остро стоит топливно-энергетическая проблема?
Заданный проблемный вопрос учащиеся решают с помощью следующей памятки:
Этапы решения проблемы |
I |
Осознание проблемы. Обнаружение скрытого противоречия |
Установление причинно-следственных связей. Нахождение разрыва в ранее сформулированных причинно-следственных связях. |
II |
Формулирование гипотезы. |
Выдвижение гипотезы. |
|
III |
Доказательство гипотезы. |
Обоснование гипотезы. |
|
IV |
Общий вывод. |
Установление причинно-следственных связей, их обогащение в ходе решения проблемы. |
По: Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991 – 192с.
На первом этапе осознание проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Они знают, что в странах, богатых топливными ресурсами, как правило, проблема обеспечения энергией не стоит остро, а в государствах, где есть дефицит в угле, нефти, газе и т.д., возникает неблагополучная энергетическая ситуация и необходимость ввоза (импорта) топлива. В вопросе сказано, что в странах с высокими запасами угля, нефти или газа существует топливно-энергетическая проблема. Это можно представить в виде схемы:
Причина Следствие
Наличие запасов топлива Отсутствие энергетической проблемы
|
Наличие запасов топлива - - Существует энергетическая проблема
Так учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами. На втором этапе решения проблемы формируется гипотеза. В данном случае она формулируется так: Африканские страны неэффективно (нерационально, недостаточно полно) используют свои топливно-энергетические ресурсы.
Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиски путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки требований вопроса. В данном случае это означает ответ на вопросы: в каком объеме используется гидропотенциал рек? Какое количество энергетического сырья потребляется на континенте от общего показателя производства (рассмотреть отдельно нефть, природный газ, урановое сырье, каменный уголь)? Какое значение имеют нетрадиционные источники энергии в общем энергообеспечении Африки? В виду того, что учащиеся обладают недостаточными знаниями чтобы полно и аргументировано ответить на вопросы, им необходимо обратиться к дополнительным источникам информации. В результате учащиеся выясняют, что гидропотенциал рек Африки используется очень слабо (2% от возможного), 50% нефти и природного газа, почти 100% урановых руд, 25% каменного угля от общих показателей производства вывозятся за пределы континента. При наличии богатых ресурсов нетрадиционных источников энергии (гелео-, геотермальных, ветровых) используется очень незначительная их часть.
Решение проблемы завершается общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого. Это четвертый этап решения проблемы.
Второй урок темы проводится в форме лекций, в материал которой необходимо включить характеристику топливно-энергетического комплекса Африки. Учитель должен дать оценку топливно-энергетическому балансу, заострить внимание на высокой доле растительного топлива в потреблении. При характеристике топливных отраслей (угольной, газовой, нефтяной) достаточно сообщить показатели добычи сырья, страны производители и экспортеры, а в электроэнергетике – несколько слов о крупнейших электростанциях (Кабора – Басса, Кариба, Асуанская и т.д.). В качестве домашнего задания можно предложить следующее: исходя из характеристики ТЭКа, данной в лекции, попытаться самостоятельно выделить основные проблемы, связанные с энергетикой на Африканском континенте и предложить пути их возможного решения.
На уроке по теме "Субрегионы Африки. Северная Африка" целесообразно заслушать предварительно подготовленное учениками сообщение на тему "Асуанский гидроузел", план которого состоит из следующих пунктов:
1. Сооружение плотины.
2. Значение для хозяйства, жизнедеятельности людей.
3. Негативные последствия строительства.
4. Перспективы функционирования гидроузла.
Перед заслушиванием сообщения учащимся необходимо поставить вопрос: Прослушав доклад, сопоставить все положительные и негативные черты строительства и работы Высотной Асуанской ГЭС и определить – целесообразен ли осуществленный проект?
На данном уроке можно предложить ученикам и такое задание.
Задание: Используя экономическую карту Африки в атласе, дайте характеристику месторождений нефти Хасси-Месаут и Эджели в Алжире по плану:
1. Географическое положение месторождения, его оценка.
2. Размеры запасов.
3. Какие отрасли развиваются в районе месторождения в связи с добычей данного полезного ископаемого, повлияла ли добыча его на специализацию хозяйства? Изобразите схематически связи между добычей полезного ископаемого и другими отраслями хозяйства исследуемой территории (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом).
4. Какие изменения в составе хозяйства изучаемой территории может внести более полное и рациональное использование данного полезного ископаемого? Вывод обоснуйте.
На последнем уроке, тема которого "Тропическая Африка. ЮАР" учащимся можно предложить следующие задания.
Задание 1: Пользуясь приложением книги В.П. Максаковского "Новое в мире: цифры и факты" (с.174), назовите:
1. страны Африки где потребление первичных энергоресурсов на одного жителя выше, чем в среднем по континенту;
2. в каких странах самый высокий и самый низкий показатель душевого потребления энергоресурсов? Почему?;
3. объясните, почему богатая топливными ресурсами Нигерия имеет низкое душевое потребление энергоресурсов? Почему в Ливии этот показатель выше, чем в единственной развитой стране на континенте – ЮАР?;
4. сравните потребление энергоресурсов на одного жителя в африканских странах с этим показателем в среднем по миру, в России, ОАЭ?
Задание 2: 1. Рассмотрите таблицу:
Таблица
Производство основных видов топливно-энергетических ресурсов
в Африке в 2000 году
Страна |
Производство электроэнергии, млн. кВт·ч |
Добыча |
||
Нефти, млн. т |
Природного газа, млрд. м3 |
Угля, млн. т |
||
Африка Алжир Нигерия ЮАР Ливия |
340 10,4 10 188 7,9 |
335 57 94 - 68 |
108 55 30 - 6 |
210 0,1 0,2 197 - |
2. На контурных картах постройте столбиковые диаграммы (картодиаграмму) производства электроэнергии по странам Африки.
3. На контурных картах постройте картодиаграмму производства (добычи) нефти, природного газа, угля.
4..Сделайте вывод о размещении основных районов добычи топливных ресурсов и производства электроэнергии.
5..Различными стрелками покажите пути транспортировки нефти, газа, угля из Африки.
6..Какая страна является ведущей по производству электроэнергии, нефти, природного газа, угля?
7. Какова роль ЮАР в производстве электроэнергии на континенте в добыче угля?
В XI классе в курсе "Глобальная география" материал дипломной работы может быть применен в теме "Глобальная энергетическая ситуация". В данной теме обязательно рассматривают обеспеченность энергоресурсами такого региона, как Африка, его роль в основных грузопотоках нефти и природного газа, каменного угля, урана. Делают акцент на слабость развития энергетики Африки, низком душевом потреблении электроэнергии, обсуждают проблемы, касающиеся конкретно энергетической ситуации континента, пути их возможного решения.
При изучении темы рационально провести практическую работу "Прогноз развития энергетики (на примере конкретного региона)". Такую работу можно выполнить на примере Африки, на основе использования внутрипредметных связей. Перед началом работы учащимся предлагается вспомнить материал, который был проработан при рассмотрении данного региона в X классе, учитывая что топливно-энергетическому комплексу уделялось особое внимание при изучении. Ниже предлагается примерная методика проведения работы.
Практическая работа
Прогноз развития энергетики Африки
Цель: 1. Рассмотреть существовавшие ранее варианты прогнозов развития энергетики Африки.
2. Предложить свой прогноз и обосновать его.
Средства обучения: атлас, настенная экономическая Африки, "Африка на пути в XXI век" (сборник статей). – М.: Наука, 1989 – 182с.
Перед выполнением работы необходимо вспомнить:
1. Что составляет основу ТЭБа Африки?
2. Какие страны на континенте являются основными производителями нефти, природного газа, каменного угля, урана?
3. Какие из электростанций (ТЭС,ГЭС, АЭС) преобладают в Африке? Назовите крупные ГЭС, ТЭС, АЭС.
Порядок выполнения работы:
1. Учитель предлагает ученикам для ознакомления два варианта прогноза развития энергетики Африки.
2. Ученикам предлагаются вопросы, направляющие на выдвижение прогноза.
Вопросы:
1. Каким образом, по вашему мнению, будет изменяться структура ТЭБа Африканского континента?
2. Как в течении первой половины XXI века будут изменяться следующие показатели: добыча нефти, добыча уранового сырья, добыча природного газа, добыча угля?
3. Как будут изменяться потребление нефти, угля, природного газа, древесного топлива?
4. Какие изменения будут наблюдаться в электроэнергетике? Увеличится ли роль нетрадиционных видов энергии?
3. Ученики делают вывод о тенденциях развития энергетики Африканского континента, приводя свои доказательства.