Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле


              Факультет   

«Учетно-статистический»                                                                           Кафедра

                                                                                                         «Финансы и кредит»










Контрольная  работа

По дисциплине «Рынок ценных бумаг»

ВАРИАНТ № 7

на тему: «Государственные ценные бумаги»


 

Студентка                                                                Ещенко И,Н


Специальность                                                        Бухгалтерский учет, анализ и аудит


№ личного дела                                                       06ДБД71122


Образование                                                            Первое высшее


Группа                                                                     4Бп-3


Дисциплина                                                             Рынок ценных бумаг


Преподаватель                                                          Рау Э.И

 






Барнаул  2009



Содержание


Введение……………………………………………………………………..3

1. Государственные ценные бумаги……………………………………….4

1.1. Общая характеристика государственных ценных бумаг……………4

1.2. Государственные ценные бумаги промышленно развитых стран….9

1.3. Виды государственных ценных бумаг России и их  характеристика……………………………………………………………..12

2. Задача…………………………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………22

Использованная литература……………………………………………….24

















                                          Введение


 Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги – это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой сложную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью рыночных отношений.

На нем ценные бумаги служат предметом купли – продажи с использованием комплекса цен, чем также отличаются от обычных товаров.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Цель работы: рассмотреть государственные ценные бумаги.             




1. Государственные ценные бумаги

1.1. Общая характеристика государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства, органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств, что связано с инфляцией и расстройством денежного обращения страны.

Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.

Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течении года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно по времени[1].

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенностью обращения таких обязательств является то, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно,  либо использовать их при уплате налогов.

В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения  коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки помещают в выпускаемые правительством ценные бумаги часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того эти средства приносят доход.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В таких случаях Государство может выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.     

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг обходится меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают меньше затруднений при их реализации на вторичной рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги во многих странах являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.

Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется при посредничестве определенных субъектов. Среди них главенствующее положение  занимают центральные банки, которые организуют работу по распространению новых займов, привлекают инвесторов, а в ряде случаев приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняются министерством финансов, либо относительно самостоятельными подразделениями по управлению государственным долгом. Во многих странах допускается участие в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг частных финансово-кредитных учреждений и организаций. Однако в ряде государств накладываются определенные запреты на участие коммерческих банков в подобной деятельности. Например, в Японии долгое время коммерческим банкам было запрещено осуществлять посреднические функции по размещению новых выпусков ценных бумаг и лишь в 1981 году им было разрешено выполнять подобные операции с государственными облигациями на внебиржевом рынке. Во Франции коммерческим  банкам законодательно запрещено членство в фондовых биржах. В Канаде длительное время коммерческим банкам не разрешалась деятельность на фондовом рынке. В США по большинству государственных ценных бумаг заявка на приобретение подается непосредственно в Финансовое управление Казначейства, либо в любое отделение банка, входящего в Федеральную резервную систему, которая выступает агентом Казначейства, однако и коммерческим банкам разрешено вкладывать средства и организовывать выпуски государственных ценных бумаг, облигаций штатов и местных органов власти. В Германии коммерческим банкам разрешены все виды операций на рынке ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги во всем мире выполняют две  сновные функции: финансирование бюджетного дефицита и исполнение денежно- кредитной политики. Однако сейчас на Западе эти две задачи разделяются. Раньше обе функции возлагались на государственные   ценные бумаги.

В настоящее время в связи с процессами по объединению Европы  и ужесточение законов происходит разделение инструментов по целевому назначению. Государственные ценные бумаги служат проведению фискальной политики  - для финансирования государственного долга. Управление денежно - кредитной политикой осуществляется с помощью других инструментов, разделяемых на три уровня: первый, самый жесткий, - это ставка рефинансирования и ставка обязательного резервирования; второй, более мягкий, уровень - это кредитно-депозитная деятельность           (Центральный банк проводит операции по приёму депозитов или выдаче кредитов и  устанавливая ставки по этим операциям , влияет на ставки межбанковского рынка и т.д.) и третий уровень - это государственные ценные бумаги путем проведения прямых операций , либо операций типа РЕПО.

Проблема в том, что для использования рынка ценных бумаг в качестве денежно-кредитного регулятора необходимо, чтобы объем находящихся в обращении бумаг был весьма велик. Обычно степень задолженности государства, т.е. внутренний долг по отношению к ВВП составляет от 50 до 100 % . Маастрихтские соглашения позволяют европейским правительствам иметь уровень задолженности, превышающий месячный  размер ВВП в 7 раз. например  в Бельгии размер внутреннего долга  составляет 140 % ВВП, в США - примерно равен ВВП. В России по состоянию на 1 января 1995 г он составил 14 - 15 %, по другим данным уровень внутренней задолженности составлял в начале 1996 г. около 40% месячного ВВП.

Только при значительном объеме рынка государственных ценных бумаг их покупка или продажа Центральным банком может оказать ощутимое влияние на уровень процентных ставок. Как попытку использования ценных бумаг  для оперативного регулирования ситуации на денежном рынке можно назвать действия Центрального банка РФ во время кризиса на межбанковском рынке в августе 1995 г., когда он выкупил  у банков пакет ГКО на сумму более 1,5 трлн. руб.  При этом целью ставилось не снижение процентных ставок , а поддержание уровня ликвидности банков.

В странах  с развитой рыночной экономикой  государственные ценные бумаги выпускаются для решения  бюджетных задач.  Это:

ü сглаживание неравномерности налоговых поступлений, достижение кассовой сбалансированности бюджета. Например, казначейство Великобритании выпускает именные налогово-депозитные сертификаты, которые могут быть использованы для уплаты налогов (в этом случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты) либо выкуплены у эмитентов по первому требованию последних. В РФ также есть опыт использования ценных бумаг для уплаты налогов: казначейские обязательства могут быть обменены на   казначейские налоговые освобождения для зачета налоговых платежей в федеральный бюджет. В США для покрытия краткосрочных кассовых разрывов выпускаются на срок до 50 дней векселя управления наличностью; в Японии они называются финансирующимися векселями и выпускаются на срок до 60 дней.

ü Финансирование целевых программ и реализация конкретных проектов правительства. В Японии для покрытия расходов на строительство дорог, на жилищное строительство выпускаются строительные облигации; в Великобритании в 1978 г. для финансирования национализации транспорта были выпущены сроком на 10 лет транспортные облигации; в России к таким облигациям могут быть отнесены облигации внутреннего государственного валютного займа, которыми была оформлена задолженность Внешэкономбанка СССР перед держателями валютных счетов.

ü Погашение ранее размещенных займов. В Японии выпуск таких облигаций (они называются облигациями рефинансирования) регулируется в законодательстве отдельно; в России выручка от размещения очередного  выпуска ГКО может направляться на погашение предыдущих выпусков.

ü  Покрытие общего, переходящего из года в год, дефицита бюджета. Это облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство правительства погасить  долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. В Японии, например, этот вид облигаций специально выделяется и регулируется финансовым законодательством, и определяются как “финансирующие дефицит облигации”.

В мировой практике выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в  центральном банке и привлечением средств за счет эмиссии денег. Общепринятая во всех странах практика ограничения доступа правительства к ссудному фонду страны через кредиты, получаемые в центральном банке, в Российской Федерации впервые нашла ввоплощение в федеральном бюджете на 1995 г.

1.2. Государственные ценные бумаги промышленно развитых стран

В развитых странах мира государственные ценные бумаги служат основным инструментом регулирования финансовой политики, экономической активности и социальной сферы. В США государство выступает на рынке ценных бумаг как самый крупный заемщик. Государственные ценные бумаги США в зависимости от эмитента подразделяются на бумаги:

-  федерального правительства (казначейские);

-  правительственных учреждений, агентств и т. п. Государственные ценные бумаги делятся на торгуемые, или рыночные, и не торгуемые, или нерыночные[2].

Торгуемые, или рыночные, государственные ценные бумаги — это бумаги, обращающиеся на вторичном рынке. Это казначейские векселя (выпускаются сроком на 3-12 месяцев), казначейские долгосрочные облигации (выпускаются на срок 10-30 лет). Торгуемые ценные бумаги продаются, как правило, на открытых аукционах.

Казначейские векселя существуют в виде записей на счетах. Казначейские среднесрочные облигации — это либо бескупонные, либо безотзывные облигации. Казначейские долгосрочные облигации обычно имеют прилагаемый к ним отзывной опцион, предоставляющий право на получение капитала за 3-5 лет до срока их погашения.

Доход по рыночным государственным ценным бумагам может быть установлен в различных формах.

Не торгуемые, или нерыночные — это государственные ценные бумаги, не подлежащие купле-продаже. Они не подлежат передаче и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Доход по ним получает только покупатель. В США число таких бумаг велико и постоянно увеличивается, К ним относятся сберегательные облигации серий ЕЕ и НН.

Облигации серии ЕЕ продаются со скидкой 50% и погашаются по номиналу. Разница между продажной ценой и номиналом равна общей сумме процента за весь период выпуска. Облигации выпускаются номиналом от 50 до 10 тыс. долл. на срок 8 лет. Предъявить к погашению их можно раньше. Облигации выпускаются с нарастающей шкалой погашения, т. е. проценты по ним нарастают по мере их пребывания на руках у инвесторов.

Облигации серии НН при выпуске продаются по номиналу от 50 до 10 тыс. долл. и выпускаются сроком на 10 лет. Проценты по ним выплачиваются два раза в год. Облигации могут быть погашены досрочно, но по цене ниже номинала.

В последние годы число государственных ценных бумаг в США растет за счет выпуска облигаций различных правительственных учреждений.

В Германии государственные ценные бумаги играют важнейшую роль в экономике. Доля ГЦБ в обороте всех долговых обязательств составляет около 50%. С помощью выпуска долговых обязательств государство покрывает до 50% внутреннего долга. Займы выпускаются (в безналичной форме) на сроки 8-12 лет, причем досрочное расторжение долговых договоров запрещено.

Размещением в Германии государственных ценных бумаг занимается Облигационный банковский консорциум. Все государственные ценные бумаги размещаются по твердому эмиссионному курсу.

Государственные ценные бумаги Японии

Облигации центрального правительства представлены:

- казначейскими векселями (на срок 3 и 6 месяцев);

- среднесрочными (5 лет) дисконтными облигациями;

- среднесрочными процентными облигациями (на 2, 3 и 4 года);

- долгосрочными процентными облигациями (на 20 лет).

Японские государственные облигации практически полностью продаются на аукционе, за исключением крупнейшего выпуска - девятилетней облигации. Примерно половина выпуска девятилетней облигации реализуется на аукционе, а остальная часть размещается по цене аукциона через традиционный синдикат.



Государственные ценные бумаги Великобритании

1. Ценные бумаги с фиксированным процентом или облигации, выпущенные первоначально британским правительством в форме облигаций казначейства или облигаций Министерства финансов.

2. В настоящее время так называют самые надежные, устойчиво растущие ценные бумаги известных фирм.

Золотообрезные ценные бумаги - Ценные бумаги "с золотым обрезом"

Название золотообрезные ценные бумаги получили благодаря оригинальным сертификатам с золотой каймой. Рынок ценных бумаг Великобритании является самым крупным в Европе. Ценные бумаги в основном именные, но некоторые могут быть на предъявителя.

Государственные ценные бумаги включают в себя казначейские векселя и два вида облигаций: обычные со сроком погашения до 25 лет и индексированные. Банк Англии отвечает за управление выпуском золотообрезных облигаций от имени правительства. Расчеты по таким облигациям проходят через Центральную службу золотообрезных облигаций Банка Англии. Казначейские векселя продаются еженедельно Банком Англии от имени правительства Великобритании. Покупателями казначейских векселей становятся учетные дома, которые выступают посредниками между Банком Англии и финансовым рынком.

Облигации выпускаются на срок: краткосрочные до 5 лет, среднесрочные от 5 до 15 лет, долгосрочные более 15 лет. По обычным облигациям выплачивается фиксированная процентная ставка, большинство из них имеет фиксированную дату погашения. Проценты выплачиваются равными долями два раза в год. Даты выплаты процентов неодинаковы для облигаций и указываются во время выпуска.

В течение срока жизни индексированных облигаций процентные выплаты и сумма, выплачиваемая на дату погашения, корректируются в зависимости от уровня инфляции в Великобритании, которая измеряется индексом розничных цен.

К облигациям на предъявителя прилагаются купоны, которые должны быть предъявлены в Банк Англии для получения процентов. Конвертация в облигации на предъявителя и обратно производится бесплатно.

Облигации с двумя датами дают правительству возможность выбора, при условии уведомления за три месяца, срока погашения облигации по номинальной стоимости в любое время после первой даты. Облигации должны быть погашены до второй даты[3].


1.3. Виды государственных ценных бумаг России и их характеристика

В России федеральные ГЦБ выпускают Минфин (правительство) и ЦБ. ГЦБ считаются самыми надежными ценными бумагами. К Государственным ценным бумагам относятся и субфедеральные ценные бумаги, выпускаемые субъектами РФ.

По виду эмитента ГЦБ делятся на ценные бумаги правительства, ценные бумаги Банка России, субфедеральные ценные бумаги (эмитент — субъект РФ), муниципальные ценные бумаги (эмитент — муниципальное образование), ценные бумаги государственных учреждений, ценные бумаги, которым придан статус государственных (например, путем выдачи гарантии правительством).

По форме обращения ГЦБ делятся на:

-  рыночные — свободно обращаются на РЦБ;

-  нерыночные — не могут перепродаваться, но могут быть возвращены эмитенту через определенный срок.

По срокам обращений (не существует общей классификации): краткосрочные — срок обращения до года; среднесрочные — 1-5 лет; долгосрочные — 5—15 и более лет. По способу получения доходов:

-  процентные ценные бумаги — процентная ставка может быть фиксированной, плавающей, ступенчатой;

-  дисконтные ценные бумаги — размещаются по цене ниже номинала, погашаются по номиналу, и эта разница (дисконт) образует доход по ценной бумаге;

-  индексируемые — индексируются на индекс инфляции;

-  выигрышные — доход выплачивается в форме выигрышей;

-  комбинированные — доход в виде комбинации способов.

Основные функции ГЦБ:

-  получение заемных средств государством;

-  регулирование финансовой системы страны, в том числе объема денежной массы в обращении;

-  регулирование экономики страны, например, стимулируя выпуски ипотечных ценных бумаг[4].

Банк России, отвечающий за кредитно-денежную политику, использовал и использует ГЦБ в качестве инструмента регулирования денежной массы в обращении операции на открытом рынке. Под ними понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки (операции репо).

Банк России имеет право в соответствии с законом о ЦБ РФ (Банке России) осуществлять следующие сделки с ценными бумагами:

-  покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

-  покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

-  принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

-  осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

-  выставлять чеки и векселя в любой валюте. Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением Случаев, предусмотренных федеральными законами. Предлагая на рынке для покупки ценные государственные бумаги, ЦБ связывает часть денег и уменьшает их предложение на финансовом рынке. И, напротив, выкупая свои ценные бумаги, ЦБ увеличивает денежную массу на рынке. Таким образом, через изменение предложения привлекательных ценных бумаг на рынке ЦБ регулирует денежную массу, предложение Денег и спрос на них[5].

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

Привлечение средств на финансирование дефицита бюджета через выпуск краткосрочных обязательств - явление для цивилизованной финансовой системы в принципе не новое. С начала девятнадцатого столетия такой опыт накапливается и в России, хотя последние семьдесят лет он остался невостребованным.

Аналог наших ГКО - казначейские обязательства использующиеся в современном мире больше для регулирования денежного обращения, а также курса национальной валюты. Но это - в мире с устоявшейся экономикой, а в России пока и шесть месяцев - долгосрочная перспектива, так что краткосрочные заимствования - наиболее реальный шанс занять у инвестора сколько-нибудь значительную сумму на финансирование самых неотложных нужд.

Первый аукцион по размещения ГКО состоялся 18 мая 1993 года, а теперь  по оценкам большинства экспертов на долю ГКО приходится около 90 % оборота  всех фондовых бирж.

Одной из самых важных задач, которые призван решать столь мощный рынок государственных  долговых обязательств - финансирование дефицита бюджета. Другая , не менее важная задача - регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении.

Распределение функций на рынке ГКО выглядит следующим образом:

Минфин РФ, эмитент :

Эмитирует глобальный сертификат на очередной выпуск ГКО

Определяет предельную цену заимствования

Определяет методы рефинансирования и погашения долга

Центральный банк РФ, Генеральный агент Правительства :

Организует аукцион по первичному размещению (организует вторичные торги)

Поддерживает ликвидность рынка

ММВБ, торговая площадка:

Осуществляет торговые, депозитарные операции, регистрацию сделок

Около 100 уполномоченных банков-дилеров, имеющих договорные отношения с ЦБ РФ и ММВБ:

Участвуют в аукционах по первичному размещению

Размещают собственные средства и средства клиентов

Участвуют во вторичных торгах

Вкладывают свободные средства в ГКО

Технология работы рынка ГКО в безбумажном электронном режиме оптимизирует  расходы участников рынка и предоставляет в их  распоряжение высокодоходную систему денежных расчетов.

У ГКО нет фиксированной ставки дохода : доход по ним образуется в виде разницы между номиналом и ценой, по которой вкладчик купил облигацию. Такой доход носит название дисконтного. В  связи с его необычностью для российского рынка есть смысл остановится подробнее на особенностях налогообложения доходов по ГКО.

В соответствии с письмом Госналогслужбы и Минфина РФ от 23.02.93 “ 5-1-04, дисконт по государственным краткосрочным облигациям (разница между ценой реализации и ценой покупки) является видом дохода (процента), полученного по государственным облигациям. Это означает , что в данном случае до 1997 года применялись льготы по налогу, предусмотренному ст.4 Закона РСФСР “О налогообложении доходов банков” и ст.10 Закона Российской Федерации “ О налоге на прибыль предприятий и организаций.” В настоящее время  безналоговый режим  обращения ГКО на рынке отменен , но так как облигации , выпущенные до принятия поправки об отмене налоговой льготы , еще имеют хождение на рынке , а следовательно доход по ним налогом на прибыль не облагается , то имеет смысл рассмотреть ряд схем , используемых различными предприятиями для улучшения своего финансового положения .

Вот одна из схем  неординарной работы с государственными ценными бумагами описанная в журнале “Эксперт” за 1995 год, позволявшая выживать предприятиям типа ГАЗа, с сильным финансовым руководством. Льготы по налогу на прибыль  использовались рядом предприятий, обладающих сильным финансовым менеджментом. Суммы затраченные на покупку ГКО, полностью относились на финансовые вложения, а доход, полученный по этим бумагам , вычитался из налогооблагаемой прибыли. Поэтому, чтобы уйти от налога, можно было взять кредит  в банке и пустить его на покупку сырья, чтобы соблюсти  целевое назначение, а освобожденные из оборота деньги тратились на покупку ГКО. Через месяц кредит отдавался, процент по кредиту списывался на себестоимость, доход от ГКО налогом не облагался, в результате чего предприятия экономили  довольно большие суммы денежных средств. 

Немаловажным преимуществом ГКО является высокая технологичность их рынка, его приспосабливаемость к изменению “длины” обращения гособязательств , возможность быстро осуществить сделку как по покупке бумаг, так и по продаже. Опыт нескольких лет функционирования рынка ГКО убедительно показал, что гособязательства наиболее ликвидны по сравнению с любыми другими инструментами фондового рынка: на любой из ежедневных торговых сессий можно купить и продать практически любой вид обязательств, находящихся в обращении. Вторичные торги по ГКО проводятся регулярно; раза в неделю, что позволяет инвестору вывести средства из ГКО в любое время.

Используя это преимущество, предприятию куда удобнее хранить свободные денежные средства в ГКО, чем на депозитах банков. Во - первых всегда можно забрать деньги, в отличие от депозита, во - вторых доходность  куда выше, тем более если учитывать налоговые льготы по операциям с ГКО. В третьих  вложенные средства в ГКО можно использовать в качестве  инструмента для производства платежей третьим лицам. В этом случае Ваши платежные поручения будут использованы не позднее, чем через четыре дня. Предприятие имея смежников в разных регионах страны, может не гонять денежные средства с одного банка в другой. а просто отдавать поручения своему банку-агенту на перечисления государственных облигаций со своего счета депо на счет поставщика продукции. Данная мера также может защитить неблагополучные предприятие  от  постоянных списаний денежных средств с расчетного счета по первоочередным платежам задолженности перед бюджетом.

 

 

Облигации федерального займа

Облигации федерального займа являются  необходимым элементом финансирования дефицита бюджета, поскольку они позволяют решить проблему рефинансирования коротких выпусков за относительно продолжительный период. Предпосылки для создания в России рынка среднесрочных бумаг появились по мере экономической стабилизации. обозначившейся к лету 1995 года.  При разработке концепции эмиссии среднесрочных ( 1 год ) обязательств был использован принцип функционирования рынка  Государственных краткосрочных облигаций,  в принципе , ОФЗ являются производными бумагами ГКО. Эмитент Минфин РФ устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций по согласованию с Банком России его объем, порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО , даты размещения, погашения и выплаты купонного дохода , ограничения на владение  Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону - не позднее, чем за семь дней до даты выплаты дохода по предыдущему купону. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска до даты его выплаты. Проценты по другим купонам , включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода ( даты погашения).



Облигации внутреннего валютного  займа

Облигации Внутреннего Валютного Займа (ОВВЗ) - государственные валютные ценные бумаги гарантированные Министерством Финансов РФ., выпущенные под долги предприятиям занимавшимся внешнеэкономической деятельностью, расчетные счета которых были заморожены правительством во Внешэкономбанке.

В настоящее время на финансовом рынке обращаются облигации 2,3,4,5,6 и 7 - го траншей (серии) В каждой серии существуют облигации номиналом 1,10 и 100 тысяч долларов США. Министерство Финансов ежегодно 14 мая выплачивает купонный процент в размере 3  процентов годовых от номинала облигаций в валюте. 14 мая 1996 года будут погашены облигации 2-го транша, облигации 3-го транша погашаются 14 мая 1999 года, 4-го транша - 14 мая 2003 года, 5-го транша - 14 мая 2008 года. При погашении облигаций Минфин полностью выплачивает сумму указанную как номинал облигации. Облигации ВВЗ привлекают инвесторов своей высокой валютной доходностью как по выплатам купонных процентов, так и доходностью к погашению. Причем при приближении сроков погашения наблюдается ускоренный рост цен на облигации, что дает дополнительную возможность получения доходов для инвестора.

Инвестирование в облигации ВВЗ связано с дополнительными преимуществами для покупателей этих ценных бумаг. Владельцу облигаций предоставляются налоговые льготы: купонные выплаты по облигациям, а также суммы, получаемые от погашения самих облигаций, не облагаются налогами,  облигации носят предъявительский характер и обращаются в физическом виде, предоставляют возможность продавать и покупать облигации как за валюту ,так и за рубли, что позволяет без уплаты комиссии переводить рубли в доллары и наоборот, возможна передача облигаций в доверительное управление банку или компании, работающему с данным инструментом на рынке, что позволит заработать дополнительную прибыль  на ОВВЗ. Средняя доходность таких операций составляет 20-30 процентов в валюте. что значительно выше депозитных ставок по валюте  в банках.

Облигации государственного сберегательного займа

Невысокие темпы инфляции сформировали объективные причины постоянного снижения доходности по ГКО и ОФЗ. Минфин столкнувшись с необходимостью  оптимизации структуры внутреннего долга, был вынужден искать источники “длинных  денег”. Так появился новый вид государственных обязательств - годовые облигации сберегательного  займа (ОГСЗ). В отличие от ГКО и ОФЗ операции с ОГСЗ предназначались для привлечения свободных средств населения. Для повышения  привлекательности ОГСЗ Минфин и ЦБ РФ в публичных выступлениях делали упор на высокую  доходность этих бумаг, с доступностью частному инвестору номиналом 100 и 500 тысяч рублей. Данные облигации  выпускаются на год, с ежеквартальным погашением процентов. Размер купонного процента  облигаций должен соответствовать последней объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа и он объявляется  на следующий квартал за семь дней до ближайшей выплаты купонного процента. Средняя доходность  по операциям с ОГСЗ в течении двух-трех месяцев складывается на уровне 40-70 процентов годовых, что  вкупе с определенными налоговыми льготами  делает их значительно привлекательнее для юридических лиц оперирующих незначительными денежными  суммами.  Высокая ликвидность данных бумаг, возможность купить-продать во всех отделениях Сбербанка и ряда других банков-агентов, делают вложения предприятий в ОГСЗ значительно интересней и выгодней вложений в банковские депозиты.


2. Задача

Прибыль АО «Орбита», предназначенная на выплату диви­дендов, составила за год 8540 тыс. руб. Привилегированные акций составили сумму 5000 тыс. руб., что равнялось 1/10 общей суммы акций предприятия. На привилегированные акции был установлен фиксированный размер дивиденда - 20% к номиналу.

Определить средний размер дивидендов по всем акциям и сумму дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям.

Решение:

5 000 / 100 * 20 % = 1 000 тыс. руб.

Сумма дивидендов по привилегированным акциям – 1000 тыс. руб.


8 540 – 1 000 = 7 540 тыс. руб.

Сумма дивидендов по простым акциям – 7 540 тыс. руб.


Т.к. привилегированные акции составили 1/10 от общей суммы акций предприятия то

5 000 * 10 = 50 000 тыс. руб.

Общая сумма акций предприятия – 50 000 тыс. руб.


50 000 – 5 000 = 45 000 тыс. руб.

Сумма простых акций предприятия – 45 000 тыс. руб.


7 540 / 45 000 * 100 = 16,7 %

Размер дивиденда на простые акции – 16,7 %


8 540 / 50 000 * 100 = 17,08 %

Средний размер дивиденда по всем акциям – 17,08 %

                                    Заключение

Рынок государственных ценных бумаг является исключительно важным элементом экономической структуры страны с рыночной экономикой.

В мировой практике выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в  центральном банке и привлечением средств за счет эмиссии денег. Общепринятая во всех странах практика ограничения доступа правительства к ссудному фонду страны через кредиты, получаемые в центральном банке, в Российской Федерации впервые нашла воплощение в федеральном бюджете на 1995 г.

Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.

Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течении года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно по времени.

Объем операций со всеми видами государственных ценных бумаг на российском фондовом рынке до августа 1998 г. составлял более 95% от общего объема операций, совершаемых на фондовом рынке в на­стоящий момент.

Однако привлекавшиеся таким образом инвестиционные ресурсы направлялись на ликвидацию бюджетного дефицита. В результате в ходе следующего выпуска государственных ценных бумаг приходи­лось привлекать денежные средства для покрытия бюджетного дефи­цита и для выплаты процентов по предыдущему выпуску. Возводимая таким образом финансовая пирамида должна была рухнуть, что и про­изошло в августе 1998 г. После кризиса объем российского фондового рынка уменьшился более чем на три порядка.



























                              Использованная литература

1.                 Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке цен­ных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1918.

2.                 Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. - СПб: Питер, 2006.

3.                 Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. – М.: Финансы и статистика, 2005.

4.                 Горохов А. Рынок государственных ценных бумаг: тенденции и перспективы. // Обзор ММВБ, 2007, №2

5.                 Килячков А.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. -М.: Юрист, 2004.

6.                 Ценные бумаги.  / Под  ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского – М.: Финансы и статистика, 2004.











[1] Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. – М.: Финансы и статистика, 2005 с. 67

[2] Ценные бумаги. - / Под  ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского – М.: Финансы и статистика, 2004. с. 145


[3] Ценные бумаги. - / Под  ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского – М.: Финансы и статистика, 2004. с. 149

[4] Алехин, Б.И. Рынок ценных бумаг. - СПб: Питер, 2006. с. 267

[5] Алехин, Б.И. Рынок ценных бумаг. - СПб: Питер, 2006. с. 267