1. Теория аргументации как интегральная дисциплина

1.1. Теория аргументации как научная дисциплина

1.1.1. Аргументация как комплексное явление

Слово «аргументация» восходит к латинским словам аrgumentum, arguo, означающим «пояснение», «проясняю». Аргументацию можно определить как социальную, интеллектуальную, вербальную деятельность, служащую оправданию или опровержению точки зре­ния, представленную системой утверждений, направленных на дос­тижение одобрения у определенной аудитории [А.П. Алексеев 1991]. В ходе аргументации говорящий действитель­но стремится как можно яснее представить свою точку зрения, игно­рируя в некоторых случаях возможные последствия своих доказа­тельств и реакцию адресата. По этой причине в основу многих дру­гих определений аргументации положен фактор разногласия [M.A. Gilbert 1995. P. 2]. Кроме этого аргументация определяется как «тех­ника речи, направленная на убеждение собеседника, аудитории» [Ю.В. Рождественский 1999], «способ рассуждения, являющийся мыслительным процессом» [А.Г. Брутян 1992], «приведение одних доказательств для подкрепления или обоснования других» [В.Ф. Берков; см. Е.В. Клюев 1999], «способ до­казательства» [В.Ф. Асмус; см. Е.В. Клюев 1999].

На наш взгляд, аргументация представляет собой коммуника­тивную деятельность субъекта в триединстве вербального, невербального и экстралингвистического, целью которой является убе­ждение адресата через обоснование правильности своей позиции.

В процессе аргументирования говорящий реализует себя как языковая личность, демонстрируя свою языковую, коммуникативную и линг­вистическую компетенцию. Задействованными оказываются его знания, представления, здравый смысл, ценностная система, его эпистемическое, эмоциональное состояние, а также его социальный статус и социальные роли, которые ему приходится «исполнять».

В становлении теории ар­гументации как научной дисциплины решающими оказались две «волны» во второй половине нынешнего столетия: 60-70-ые гг., ког­да С. Тулмин, Х. Перельман, Ольбрехт-Титека [S. E. Toulmin, Ch. Perelman and Olbrechts-Tyteca 1958] поставили вопрос о сущности аргумента и аргументация применительно к языковой аргументации, и исследования, последовавшие в 80-х гг. [F.H. Eemeren, R. Grootendorst 1984; 1987], когда теория аргументации завоевала популярность. Но даже после двадцати лет исследований теорию аргументации описывали лишь как дисциплину будущего (would-be-discipline) [C.A. Willard 1982]. Современная теория аргументации может быть определена как интегральная дисциплина, сочетающая данные логики, психологии, лингвистики, философии, социологии, праксиологии и многих других дисциплин [А.Н. Баранов 1990. С. 6].

Интерес к естественноязыковой аргументации, проявляемый во второй половине XX века в философии, психологии, риторике, логике, лингвистике, когнитологии, социологии, конфликтологии, эргономике, является отражением параллельных процессов неуклонной интеграции наук в рамках когнитивной парадигмы и углубляю­щейся внутринаучной специализации. С другой стороны, стремле­ние создать целостную теорию аргументации обусловлено ее связью с такими актуальными направлениями как инженерия человеческих факторов, категоризация поведения человека, моделирование чело­веческой деятельности. В сущности, когнитивная парадигма, став­шая интегрирующим фактором для многих научных дисциплин, - это еще одна, новая попытка приблизиться к познанию природы че­ловеческого разума. Отличает ее от всех предыдущих осознание спе­циалистами того факта, что успехом она увенчается только в резуль­тате общих усилий психологии, лингвистики, антропологии, фило­софии, компьюторологии [см. А.Н. Баранов 1990].

Этому же способствует и все чаще осознаваемая необходимость раздвинуть границы области, которая ранее считалась сугубо линг­вистической. Ведь применение силы (как кинесическое воздействие) можно рассматривать как вид аргументации, одну из форм продол­жения спора. При этом, однако, неизбежно возникает вопрос о по­граничных случаях в определении концепта аргументации. Бокс, например, где применяется физическое воздействие, тоже имеет цель доказать, убедить собравшихся, что один соперник сильнее другого, но цель убеждения вторична, и бокс не может рас­сматриваться как аргументация. Не менее важно и то, что убежде­ние, являющееся целью аргументации, обязательно включает фак­тор добровольного выбора со стороны убеждаемого. Многие другие неязыковые элементы общения, такие как ирония, лесть, ложь, так­же должны получить место в соответствующих лингвистических по­строениях [Е.В. Клюев 1999].

Следовательно, естествен­ноязыковая аргументация, развивающаяся в интерсубъектной среде, может изучаться только в единстве с невербальным ком­муникантом. Интеграция наук и их взаимовлияние привели к тому, что на авансцену в теории аргументации вышли факторы социаль­ного характера - фактор доверия при аргументации, дистанция между исходной и получаемой информацией, эмоциональное воздействие на реципиента, формирование его позиции и др. Это влечет за собой решение следующих вопросов: особенности аргументативного дискурса, соотношение аргументации и доказательства; соотношение аргументации в различных функциональных стилях; соотношение информативной достаточности и избыточности при аргументации; макро- и микро речевые акты; структурирование аргументации; тек­стовые категории в формировании аргументативного дискурса; конфигурация социальных ролей и ее влияние на аргументативный дискурс; монологический и диалогический типы аргументации; соотношение вербально и невербально передаваемой информации; типология конфликтности и характер ее соотношения с кооперативностью; контекстная обусловленность высказывания в аргументативном дискурсе; аффективные последствия аргументации; национально и исторически маркированные модели аргументации. Новый этап в развитии теории аргументации связан с повседневной коммуникацией [В.П. Конецкая 1997], с непосредственным речевым воздействием.

Основанием для оценки зрелости любой дисциплины является анализ ее моделей, которые, как правило, сводятся к логическим или математическим понятиям. Но модели могут быть и когнитивными. Их составляющими выступают представления, отношения, ценности, процессы в памяти, схемы, ассоциации, последовательности, активно используемые при аргументации. Каплан, например, выделил несколько таких моделей, назвав их когнитивными стилями: 1) первичный (literacy) - описание случаев и примеров, 2) академический - применение принципов к отдельным примерам, 3) эвристический, где внимание фокусируется на доказательстве и применяются научные методы, 4) символический, где математические формулировки порождают новые гипотезы, 5) стиль постулатов, где правильность доказательств важнее, чем содержание пропозиций, 6) формальный, когда несколько возможных сфер содержания объединяются в одну систему постулатов [см. D. Наmple 1982. P. 260].

При изучении когнитивных моделей аргументации не следует забывать и том, что модели могут иметь характер стереотипов, а мотивы, которые часто оказываются определяющими при выборе стратегии и тактики коммуникации остаются индивидуальными. Кроме того, представить модели аргументации еще недостаточно, нужно связать их в единое целое, чтобы получился инференциальный алгоритм, который и будет представлять собой систему аргументации [А.Н. Баранов 1990]. Модели аргументации, так же как и аргументы, могу иметь историческое измерение [J. L. Polloc 1996]. Некоторые модели аргументации (как формальные, так и интеракциональные) с течением времени могут перейти на второстепенные позиции вследствие изменений в ценностных системах, философских парадигмах и т.д. [T.B. Farrell 1982. P. 123]. Существуют проблемы, обсуждаемые десятилетиями (моральные аспекты, войны, смертная казнь и т.д.), и акценты в процессе аргументации расставляются в зависимости от исторических и социальных реалий. Некоторые виды аргументации приобретают исторически специфический характер, как, например, публичная речь в Древней Греции. С. Тулмин указывал на то, что в разные эпохи в разных культурах аргу­ментация осуществлялась по своим правилам и принципам [С. Тулмин 1984. С. 107], но лингвисты сходятся во мнении, что между моделями аргументации и заказами общества связь установить принципиально невозможно [K. Knorr-Cetina 1988. P. 369]. К тому же в каждой области аргументация имеет свои особенности. Поэтому С. Тулмин ввел по­нятие "поле аргументации", ядро которого составляет сущность ар­гументации, инвариант, теория аргументации как процесс, не своди­мый к частным случаям.

Помимо моделей критерием зрелости теории следует считать раз­работанную терминологию. С развитием теории аргументации стал развиваться и ее метаязык, поставивший ряд новых вопросов отно­сительно самой метааргументации (metareasoning), понимаемой как 1) аргументированная интерпретация аргументов и как 2) аргумен­тированная оценка аргументов [M.A. Finocchiaro 1996. P. 167-168]. В настоящее вре­мя теория аргументации является той областью, где важны «усилия, направленные не столько на перемещение и умножение терминов, сколько на выявление ... недоизученных лингвистических сущно­стей» [Г.А. Золотова 1995. С. 99].

Широкий круг дисциплин, связанных с аргументацией, и спектр рассматриваемых проблем указывают на то, что естественноязыко­вая аргументация является многогранным явлением. Она всегда предполагает диалектическое единство двух процессов - внутреннего (принятие решении) и внешнего (процесс социального взаимодей­ствия с целью убеждения реципиента). Ка­ждый из этих процессов определяется многочисленными, различны­ми по своей природе факторами. Поэтому аргументирование, на наш взгляд, можно рассматривать как случай использования языка, который отождествляется не с установлением только истинностного значения, а с широкой интерпретацией фактов.

Аргументация динамична, так как это - всегда процесс. Неудивительно, что она связана прежде всего, с предикацией, поскольку любая мысль всегда предикативна. Особенность аргументации как процесса заключается в создании убедительности в установке; на убеждение адресата. В идеале стратегическая задача аргументации - убеждающее воздействие - достигается за счет достоверности аргументов, их непротиворечивости, достаточно­сти и последовательности их представления.                     

Как когнитивный процесс в мышлении человека аргументация стоит в одном ряду с оцениванием, топикализацией, экземплификацией и метафоризацией. Когнитивный аспект аргументации заключается в том, что в ходе аргументации осуществляется взаимо­действие систем восприятия, репрезентации и продуцирования ин­формации, то есть когниция [А.Н. Баранов 1990. С. 14-15]. Аргументативная практика основана на глубинной инференциальной структуре, предполагающей наличие посылок в виде комплексных социальных представлений, понятий, вбирающих в себя интеллектуальные, духовные, эмоциональные и психические устремления личности. При аргументации на естест­венном языке все эти посылки остаются в импликации, но опреде­ляют стратегию и тактику общения, «руководят» выбором языковых средств. Таким образом, с когнитивной точки зрения аргументация представляет собой совокупность процедур над моделями мира [А.Н. Ба­ранов 1990], которые могут повлечь за собой изменение струк­туры знания не только слушающего, но и говорящего, то есть перерас­пределение наборов знаний между говорящими во время их комму­никативной активности.

Аргументация, таким образом, - часть об­щей модели деятельности человека, создаваемой когнитивной нау­кой. Под влиянием перехода к когнитивной парадигме аргументативный процесс стал рассматриваться как способ обработки убежде­ний (beliefs) в когнитивной системе индивидуума. Аргумент, в свою очередь, стал представляться как компонент в системе взаимоотношений адресанта и адресата [D. Hample 1982]. Для этого есть основа­ния. Ведь аргументация невозможна без взаимопонимания: принять или отвергнуть аргументы можно только после их понимания, соот­несения со своей системой взглядов и своего оппонента.

Аргументация может быть охарактеризована как один из мен­тальных процессов, потому что как способ рассуждения аргу­ментация - мыслительный процесс [Г.А. Брутян 1992. С. 46], требующий напряженной мыслительной деятельности. В качестве основных своих функций она предполагает объяснение, подтверждение, резюмирование, ис­правление, возражение и др. Безусловно, лю­бые речевые акты (РА) оставляют ментальный след в голове адре­сата, в том числе и РА, не образующие макро акт аргументации. Однако аргументация сопровождается вызовом из па­мяти, из базы знаний обобщающих фреймов. В результате оказыва­ется задействованной тезаурусная часть информации, следователь­но, ментальный след становится "глубже".

Было немало попыток свести аргументацию к формальным отно­шениям, но формализация имеет свои пределы, в которые не вписы­вается аргументация, рассматриваемая в лингвистике и философии. Эти виды аргументации шире, чем логические правила. Некоторые ученые настаивают на том, что аргументация имеет двойственную природу: структура ее логическая, а содержание, контекст, в кото­ром она существует, - область риторики [В.И. Курбатов 1995].

Логика требует в качестве условия аргументации лишь серию аргументов, один из которых разрешает появление последующего, иначе говоря, логически аргументация может существовать независимо от коммуникантов. Ар­гументация в коммуникативном процессе предполагает импликацию, контекст, остающийся за пределами сферы действия логики. Применению методов логики при аргументации в этом случае пре­пятствуют чисто языковые факторы, такие как аморфность языков, семантические парадоксы и др. Поэтому постепенно даже логики отступили от определения аргу­ментации как процесса логического доказательства истин­ности высказывания и также стали придерживаться более широких взглядов, полагая, что аргументация - это операция обоснования ка­ких-либо суждений, практических решений или оценок, в которых наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические способы убеждения [А.А. Ивин 2000].

Под влиянием многочисленных исследований в самой логике теория ар­гументации представляется теперь как комплексное учение о наиболее эффективных в коммуникативном процессе логических и внело­гических методах и приемах убеждающего воздействия [В.И. Кириллов, А.А. Старченко 1995. С. 199, 200]. Аргументация и доказательство находят­ся в гиперо-гипонимических отношениях, поскольку доказательство следует понимать как логическую операцию обоснования истины ка­кого-либо суждения с помощью связанных с ним суждений. К тому же истину не знает никто, есть лишь более/менее верные представ­ления о ней, а при аргументации в коммуникации истинность опре­деляется не столько логическими, сколько ценностными критериями.

В прагматическом аспекте аргументация может быть определена как макроРА, состоящий из системы утверждений, нацеленных на оправдание или опровержение какого-либо мнения и убе­ждение непредвзятого арбитра в приемлемости/неприемлемости отстаиваемого мнения [F.H. Eemeren, R. Grootendorst 1984. P. 18]. Первичной единицей анализа, таким образом, является речевой акт, а точнее» РА несогласия (disagreement-relevant speech act).

Важнейшим прагматическим составляющим аргументации стано­вится интенция, которая имплицитно предполагает адресат и по возможности должна быть четко определена, идентифицирована для аргументатора. Не менее важным является определение цели, задач, регулирующих действия оппонентов. Помимо явных существуют и скрытые цели (dark-sidf goals) [M. Gilbert 1996. P. 225], изучаемые в рамках так называемого целеориентированного подхода к аргументации (purpose-cen tered) [R.S. Rowland 1990. P. 130]. Между тем, сам аргументатор не всегда ясно и четко может представить себе свою цель, особенно в случае спонтанной аргументации. Если говорящий, занявшись поиском материалов и фактов, выпускает из виду конечную цель, в аргументации возможны ошибки. Факты могут быть важны, но как аргументы в конкретной аргументативной ситуации они могут увести в сторону. Число аргументов и их адаптируемость определяются когни­тивной сложностью [D. Hample 1982. P. 269].

Аргументацию можно определить как коммуникатив­ный процесс - процесс воздействия на адресата преимущественно вербальными средствами с целью устранения когнитивного и аксиологического диссонанса. Когнитивный диссонанс в данном случае трактуется в соответствии с представлениями Л. Фестингера не как несоответствие между знаниями и поведением, а как расхождение между двумя разными видами знаний.

Аргументация является межсубъектной игрой [The Radical Choice 1994. P. 27]. В этом смысле аргументация социальна и коллаборативна по своей природе. Если разговор представляет со­бой структурированную социальную деятельность [В.П. Конецкая 1997], то аргументация тем более, поскольку нацелена на конкретного адресата. Правила игры должны быть известны собеседникам (internalized), оппонент должен иметь право и возможность применить приемы и аргументы те же, что и пропонент [H.W. Johnstone 1982. P. 952]. Аргументация успешна только в том случае, если ее участники образуют "единство умов" [F.H. Eemeren, R. Grootendorst 1984. P. 499]. Если участни­ки спора решили договориться и добиться совместного разрешения проблем, то в их интересах придерживаться линии сотрудничества и совместных действий, одной стратегии аргументации и вносить кор­рективы в свои действия. Это так называемое имплицитное согласие или полуконвенционалы.

1.1.2. Процесс аргументации: среда и составляющие

Причиной аргументации некоторые лингвисты считают разно­гласие между участниками коммуникативного акта [Т.В. Губаева 1995; Н.Ю. Фанян 2000]. Думается, что это когнитивный или аксиологический дис­сонанс, конфликтность в широком смысле слова, понимаемая как несоответствие между объемом пропозиций, знаний, которыми они обладают. Несогласие, эксплицитно выражаемое одним из них, ста­новится вызовом, стартовой точкой аргументации. В спонтанной коммуникациии аргументация нередко вырастает из конфликтных взаимоотношений, сопряженных с нега­тивными эмоциями (argument with a negative conflictual experience barged with negative emotion) [M.A. Gilbert 1995. P. 2]. Конфликтность, как парадигматическая среда аргументации, предполагает движение аргументации на основе двух оппозиции «единство (согласие)-противоречие», «содействие-противодействие». Если конфликтность является средой аргументации, то возможность дости­жения согласия, консенсуса ее условием. Взаимное признание воз­можности договориться - это когнитивная универсалия, встроенная в аргументацию. Динамическое соотношение конфликтности и сог­ласия является, по всей видимости, движущей силой аргументации.

Специфические для каждого участника позиции называются полями аргументации (ПА). ПА - это занимаемая ка­ждым субъектом индивидуальная или коллективная позиция, вклю­чающая множество относящихся к аргументативному процессу ком­понентов - суждений, способов аргументации, фундаментальных принципов [В.И. Кириллов, А.А. Старченко 1995. С. 220]. Поля аргументации связаны с отражением ценностной стороны аргументации, поскольку представляют собой религиозные, национально-культурные, социальные положения, которыми руководствуется говорящий, ПА рассматриваются как социологические образования в отличие от лексико-семантических и функционально-семантических.

В коммуникативном процессе конфликтная ситуация реализуется как аргументативная ситуация, которую также можно определить как когнитивную универсалию, поскольку общение строит­ся на основе универсальных коммуникативно значимых семантических закономерностей. Но вряд ли ее можно рассматривать как объективно существующий виртуальный языковой знак, как предлагается, например, изучать ироническую ситуацию [Н.А. Прокуровская 1994]. В общем виде аргументативную ситуацию можно представить как один из ситуативных типов (situational types) в его пространственно-временной локализации (термин Куласа spatio-temporal location) [J. Kulas 1988. P. 39]. Следует признать, что это универсалия не собственно языковая, а иной природы, вбирающая в себя массу неязыковых конституирующих элементов. Отличие аргументативной ситуации от конфликтной заключается в том, что она предполагает нацеленность на разрешение конфликта вербальным способом. Учесть невербальные аспекты коммуникации, а также целый набор аргументативно-релевантных неязыковых компонентов, в том числе, антропологические и социальные факторы, позволяет понятие аргументативного дискурса. Именно в нем актуализируется аргументативная ситуация, учитывается интеракциональный характер коммуникации, поскольку дискурс - это всегда системный процесс координации деятельности коммуникантов. В нем языковая личность реализуется как вид полноценного представления личности, вмещающей в себя психологические, социальные, этические и другие, компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс [В.П. Конецкая 1997].

Речевым способом выражения аргументации является текст, преимущественно в диалогической форме, хотя и не исключена и монологическая (например, научная статья). Если учитывать, что текст - есть сознательно организованный результат речевого процесса, и что целью аргументативного речевого процесса является убеждение, то в любом тексте с учетом панаргументативного подхода потенциаль­но возможно выделение аргументативных сегментов.

Установка на убеждение делает целесообразным выделение аргументативного  фокуса. Чтобы обеспечить связность и действенность говорящий должен избирать такие средства верба­лизации, знаний, которые бы сохраняли текущий фокус или указы­вали на перемещение внимания с одного фокуса на другой В пере­мещении фокуса особую роль играют риторические предикаты, те­ма-риторическое членение, референциальные характеристики пропо­зиции, синтаксические роли. Языковые единицы или речевые конструкты, помещаемые в аргументативный фокус, с точки зрения аргументатора способны обеспечить наибольшее воз­действие на адресата. Ими становятся аргументемы.

Отличительной чертой аргументативного дискурса является диалогичность, поэтому категориальными способами реа­лизации аргументативного дискурса следует считать дискуссию и спор. Дискуссия предполагает рациональный элемент. Она может быть двусторонней, многосторонней, полемической. Все другие формы аргументативного дискурса - это лишь те или иные виды дискуссии, располагающиеся слева или справа от нее на шка­ле эмоциональности (беседа-->обсуждение-—> дискуссия--->диспут--> дебаты —>прения—>пререкания). Полемическая дискуссия, в которой каждый из участников стремится занять доминирующее положение, становится экстремальным случаем диалога. Спор соответствует эмоциональной аргументации и в ка­честве конституирующего элемента содержит эмоциональность. Гиперонимом для этих форм аргументации становятся переговоры, с помощью которых разрешается конфликтная ситуация. Они могут проходить в соответствии с тремя стратегиями: одностороннее согласие, состязательный диалог, стратегии координации [The Discourse of Negotiations 1995. P. 15].

1.1.3. Виды аргументации

Существуют практическое и теоретическое аргументирование [А.Н. Баранов 1990]. В теоретической аргументации важны правила сохранения истины (truth-preserving rule), дабы не прийти к ложным заключениям. Объектом практической аргументации является единое нормативное суждение. Практическое аргументирование в спонтанной коммуникации сводится не к истинным или ложным утверждениям, а скорее к разрешению создавшейся конфликтной ситуации. Поэтому, если и существуют правила практической логики, то соблюдение их означает способность при­держиваться плана, оправдывающего достижение поставленных целей.

Виды аргументации включают аргументацию от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, ассоциативное, описательное, аналитическое аргументирование. Аргументация может быть прямой и косвенной; собственно аргументацией, контекстно-обусловленной аргументацией и композиционно-обусловленной; им­плицитной и эксплицитной. Для академического дискурса, напри­мер, характерна демонстративная аргументация с эксплицитными логическими связями, четким развертыванием доказательств. Спон­танную аргументацию «подпитывают» импликации. Расчет в ней дела­ется на кратковременную память и непосредственное восприятие, на эмоциональность. В ней доминируют ассоциации. При аргументации в академическом дискурсе, например, происходит апелляция к глубинным уровням знаний, то есть имеет место когнитивная аргумента­ция.

Возможно выделение одиночной (single), множественной (multi­ple) и подчиненной (subordinate) аргументации [R. J. Oostdam 1990. P. 224].  Аргументация для выражения и поддержки первого основания - главная, для второго - второстепенная. Номинативная аргументация позволяет навязать конце­птуальную модель, интегративная аргументация - выделить слои в структуре знаний. Одним из видов аргументации является цитирование.

Выделяют правовую, немонотонную (nonmonotonic), аргумента­цию здравого смысла (соmmon sense reasoning), аргументацию анну­лирования (defeasible argumentation). Применительно к проблеме аннулирования аргументов возникает вопрос о едином состоянии мира или нескольких миров (multiple extension), множественных кон­текстах (multiple contexts), концентрации миров (cluster of worlds), рамках референций (frame of reference), поскольку при аннулирова­нии происходит ревизия знаний и поиск знаний, информации о ми­ре.

Немонотонная аргументация, оформившаяся в 80-е годы XX ве­ка в связи с компьютерным программированием, и развивавшаяся на основании математического и логического моделирования, отно­сится к числу лингвистически независимых. Считается, что немоно­тонная аргументация касается случаев рассуждения при недостаточ­ных знаниях о мире, организуемых нелогическим путем [J. Engelfreit, J. Treur 1996. P. 111].

Различают аргументацию знаковую и каузальную. Знаковое ар­гументирование выходит за границы вербальной коммуникации, но чаще всего эти виды аргументации переплетаются.

Помимо перечисленных выше видов существует

• аргументация дефинициями, которые не тождественны словарным дефинициям. Это предполагает создание высказывания - актуали­зированного предложения. Это более сложно чем аргументация от­дельными словами, поскольку выразить аргумент одним предло­жением чрезвычайно сложно. Результатом аргументации путем де­финиций стало рождение Конституции США: многие ее положе­ния оформились именно в ходе дебатов между Линкольном и Ду­гласом.

• аргументация путем объяснения, основанная на каузальной связи. Доказательность и действенность аргументации зависят от источ­ника данных, последовательности и связности отдельных фактов. Трудности при аргументации возникают в случае уязвимости, не­состоятельности посылок, аргументов, выводов (defeasibility) и нарушений каузальных связей.

• аргументация путем иллюстрации, которая основывается на анало­гии и предполагает сравнение, без которого никакая аналогия не­возможна. Прямое сравнение может быть осуществлено в форме сходства, параллелизма, репрезентации. Антитеза, основанная на контрастном сравнении, более эффективна чем прямое сравнение. При этом как для адресанта, так и адресата важны соотнесенность с опытом (reference to experience) и ознакомленность со сравнива­емыми объектами (familiarity).

• псевдоаргументация. Хотя в диалоге до­вольно много элементов, присущих аргументации (why-question, грамматическое отрицание, стилистический прием нарастания), диалог нельзя назвать аргументацией в прямом смысле этого слова, так как он неинформативен. Это просто обмен фразами, цитирование предыдущих реплик собеседника. Фактически все выделяемые виды аргументации так или иначе занимаются спецификацией аргументации здравого смысла.


1.1.4. Максимы аргументации

В теории аргументации уже делались попытки создать правила аргументации [Б.Ц. Бадмаев, А.А. Малышев 1999. С. 205]. Были сформулированы также кодекс аргументатора и кодекс реципиента [А.П. Алексеев 1991. С. 141-142]. В академическом дискурсе максимы аргументации были представлены в следующем виде: l) максима убедительности - говори убедительно, не перегружай деталями, 2) максима такта — выражайся понятно, не считай других глупее себя, 3) максима рациональности — объясняй все шаги логически, не обращайся к прописным истинам, 4) максима истины - выдвигай гипотезы с последующим объяснением, не выдвигай неверифицируемых суждений [Н.К. Рябцева 1992. С. 21].

Общие правила аргументации, на наш взгляд, включают три ви­да максим, главными среди которых в юридическом дискурсе становятся максимы рациональности.

Максимы рациональности

1. Придерживайся логического, последовательного изложения ар­гументов, эксплицитно выражай логические связи.

2. Придерживайся доказательства по существу дела (argumentum ad rem).

3. Будь информативен. Ограничь число аргументов, оставив ве­сомые и исключив второстепенные (argumenta ponderantur, non numerantur).

4. Не используй ложных посылок.

5. Не поддавайся эмоциям.

6. Избегай применения силы (argumentum baculinum).

Пункт 3 может быть охарактеризован как максима релевантно­сти, пункт 4 как максима истинности.

Максимы такта

1. Признай за партнером право на контраргументацию.

2. Выбери соответствующий интеллектуальный ключ. Избегай argumentum ad ignorantiam.

3. Не переноси аргументацию с предмета обсуждения на лично­сти (избегай argumentum ad hominem).

4. Соблюдай этикет.

Максимы убедительности

1. Говори уверенно.

2. Избегай двусмысленности (argumentum ambiguum).

3. Подкрепляй вербальную аргументацию невербальными средствами (голос, интонация, жестикуляция).

Максима рациональности связана с самовыражением говорящего, адресантно-ориентирована. Максима такта фактически сводится к фактору адресата. Максима убедительности предполагает концентрацию внимания на целеустановке аргументации-убеждении реципиента.