ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На рубеже нового тысячелетия когнитивная парадигма гуманитарных наук, антропоцентризм в научных исследованиях предполагают более тесную связь лингвистики с различными дисциплинами. Это означает, что период «чистой лингвистики», не выходившей за границы языковой среды, подходит к концу, уступая место периоду «лингвистической экспансии», анализируя сложные механизмы функционирования естественных языков, подверженные влиянию экстралингвистических факторов, лингвистика будет вынуждена вторгнуться в «жизненное пространство» некоторых наук. Подтверждение этому - изучение такого многогранного явления как аргументация.

Аргументация - это совокупность доводов (аргументов), а также способ иx приведения для обоснования некоторого высказывания или положения дел с целью убедить адресата в их приемлемости или достаточности в конк­ретной ситуации. Речевым способом выражения аргументации является текст, преимущественно в диалогической форме, хотя и не исключена и монологическая (например, научная статья).

Общие правила аргументации включают три вида максим: рациональности, такта и убедительности.

Специфика аргументации как вида коммуникативного процесса и вида речевого воздействия определяется атмосферой конфликтности, понимаемой как когнитивный и/или аксиологический диссонанс. Задачей аргументации становится установление истинности в пределах концептуального мира аргументаторов, при этом для каждого участника позиции называются полями аргументации (ПА).

Помимо конфликтности между реальными или потенциальными коммуникантами вторым фактором, определяющим характер аргументации, становится спонтанность. Фактор спонтанности лежит в основе деления аргументации на подготовленную и спонтанную, и самым непосредственным образом влияет на выбор языковых средств.

Успешность аргументации определяются степенью воздействия на адресата, достижением согласия между коммуникантами. В подготовленной аргументации общая установка аргументации на убеждение заставляет коммуникантов придерживаться логических правил, взвешено оценивать аргументы в соответствии с критериями релевантности и достаточности, тщательно отбирать языковые средства. Таким образом, эффективность подготовленной (рациональной) аргументации, как в письменной, так и устной формах, определяется логичностью, доказательностью и последовательностью изложения.

Успешность спонтанной аргументации, убедительность как психологический феномен, в значительной степени зависят от эпистемического состояния адресанта, категоричности изложения своего мнения, от социальных параметров аргументативной ситуации. На первый план в отборе аргументов в спонтанной аргументации выступает критерий приемлемости.

Анализ коммуникативной ситуации и лингвистической составляющей акта аргументирования с когнитивной и риторической точек зрения делает возможным констатировать, что когнитивная сущность риторического общения заключается в целенаправленной передаче личного знания о предмете разговора, при восприятии которого в модели ситуации адресата могут проходить какие-либо изменения. При этом задачей адресата будет выделение информации о предмете разговора из представленной ему в виде совокупности высказываний структуры знания адресанта, то есть разграничение объективного и субъективного в высказывании. Кроме того, риторическое общение имеет место в условиях аргументативной ситуации, которая возникает в условиях когнитивного диссонанса при наличии у собеседников потребности узнать что-либо из общения с целью выработки и предложения собственного решения поставленной проблемы.

Многие зарубежные исследователи, особенно американские, исходным аналогом для разра­ботки теории аргумен­тации считают юридический дискурс. Та­кой подход заставляет анализировать более сложную схему рассуждений, чем обычно ис­пользуемую в логике структуру «посылки - заключение», поскольку именно в юриспруден­ции проводятся существенные уточняющие различия между высказываниями по их роли в судебном процессе. Юридические высказы­вания выполняют различные функции - это, например, заявления, высказывания претен­зий, свидетельства о фактах, интерпретации за­конов и норм, приговоры; подобные различия на практике, как известно, имеют принципи­альное значение.

Во все времена правовое мышление харак­теризовалось именно аргументированностью. Правовое мышление не ограничивается стро­гими рамками только правовой науки, но реа­лизуется прежде всего в юридической практи­ке. Именно юристы чаше других специалистов имеют дело с нормой и реальными межличностными отношениями, когда умение соблюдать правила правового дискурса оказывается од­ним из важнейших условий успешной профессиональной деятельности. Правовому мышле­нию соответствует правовой язык, который яв­ляется разновидностью литературного языка. Особенности правового мышления обусловли­вают общую стилистическую умеренность пра­вового языка - стремление к минимальному употреблению неточных выражений и стили­стических излишеств.

Думается, что в связи с созданием информационно-поис­ковых систем по законодательству и правона­рушениям - проблемы полисемии языковых средств выражения правовых понятий, фактов и ситуаций могут быть достаточно эффектив­но решены и средствами теории аргументации.

Аргументация присутствует в качестве струк­турного основания в самых различных сферах вербального общения. Аргументы, используе­мые в различных диалогических ситуациях, делятся на два основных типа: а) аргументы «к существу дела», предполагающие обоснование истинности выдвинутого тезиса; б) аргументы «к человеку», направленные на формирование определенного умонастроения, способствую­щего принятию тезиса.

Сознательное применение некорректной аргументации, как правило, не бывает самоце­лью. Однако различные разговорные приемы часто «помогают» принятию тезиса в том слу­чае, когда не хватает достаточных аргументов. Ошибки и неточности могут в разной степени присутствовать в аргументативном процессе, но при этом аргументация все равно реализу­ется в силу своей диалогической специфично­сти.

Исследователями выявлено и проанали­зировано около 100 видов "неточностей" аргумен­тации. Все разновидности таких неточностей мож­но свести к двум основным типам: а) преувеличение степени правдоподобности рас­суждения; б) приведение неуместных доводов.

Участвуя в реальных ситуациях языкового общения, люди по-разному оценивают аргументативные приемы своих собеседников и оппонентов - формулировки, обоснования, выводы, общую убедительность.

Способность специалиста использовать нужные аргументы в соответствии с заданной целью, руководствуясь при этом стандартными логико-лингвистическими предписаниями, можно определить как аргументативную компетенцию.

В отличие от логической теории значитель­ная часть теории аргументации представлена прагматикой, которая включает знания и уме­ния, связанные с употреблением естественно­го языка. Отсюда сущностные признаки изучения теории аргументации в юридическом дискурсе заключаются в том, чтобы исследовать основные методы анали­за, применения аргументации, используемые в профессиональной деятельности.

Знание основ теории аргументации даёт современному юристу возможность:

·        видеть и устранять различные языковые ошибки;

·        опровергать необоснованные доводы своих оппонентов;

·        выбирать для себя предпочтительные аргументативные приемы;

·        контролировать и оценивать диалогическую ситуацию в целом.

Чем разнообразнее корректные аргументативные возможности специалиста, тем вероят­нее достижение поставленных коммуникатив­ных и профессиональных задач.