Содержание


Повышение содержательности и привлекательности труда_ 3

1. Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей_ 3

2. Анализ различных видов труда 6

3. Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации  7

4. Требования к системе “человек-среда обитания” 8

5. Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда  10

Список используемой литературы_ 18



Повышение содержательности и привлекательности труда

1. Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей


Психология труда

Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. Часто причиной травматизма выступают не опасные условия труда, а опасные действия специалиста. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно - психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки; недостаточное воспитание производственной дисциплины; допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма; пребывание людей в состоянии утомления или других психологических состояниях, снижающих надежность (безопасность) деятельности специалиста. Международный опыт и наши исследования свидетельствуют, что 50 – 80 % травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших.

В организационном отношении психологию безопасности труда следует рассматривать как неотъемлемую часть управления трудовым процессом.

Под психологией безопасности труда понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности труда рассматриваются психологические процессы, психологические свойства, анализируются различные формы психологических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. Структуру психологии безопасности труда составляют следующие направления. Психология обучения профессии и безопасности труда, психология воспитания в процессе обучения профессиональной осторожности. Знание психологии позволяет разработать оптимальные режимы труда специалистов в течение дня, недели, по характеру деятельности и т.п. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния. Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психологические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психологические свойства (качества личности) – это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в кон- кретный момент(период) и могут положительно или отрицательно сказываться в течение всех психических процессов. Исходя из задач психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие большое значение в организации профилактики аварийности и производственного травматизма.

Эффективность деятельности (работоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения(стресса).Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности. Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Нормальная загрузка (эмоциональная стимуляция) оператора не должна превышать 40...60 % максимальной нагрузки, т.е. нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспособности.

Запредельные формы психического напряжения вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачивается живость и координация действий, могут появляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процессов можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип – характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появляются рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип – проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояния приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Таким образом, запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напря- жения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления. Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения, состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).


2. Анализ различных видов труда


Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Существует множество классификаций видов труда.

Бывают популярные и непопулярные виды труда. К популярным (привлекательным) видам труда относятся: госслужба, экономические и юридические сферы (экономисты, юристы, адвокаты), переводчики, т.е. умственная трудовая деятельность человека. К непривлекательным видам трудовой деятельности относятся работа на стройках, общественном транспорте, физический труд в промышленности и сельском хозяйстве.

Творческий и исполнительный труд различаются тем, что, занимаясь творческой трудовой деятельностью, человек не находится в жестких рамках подчинения, он “творит”, создает нечто по вдохновению, а при исполнительном труде человек четко знает и исполняет свои обязанности, это скорее всего сказывается на его заработной плате и положении на производстве.

По содержанию различают содержательную и малосодержательную трудовую деятельность. Содержательный труд насыщен разнообразной работой, человек при таком режиме работы никогда не сидит без дела, постоянно общается с людьми, ведет переговоры, занимается бумажной работой и проч. (примеры: менеджер, бухгалтер, директор предприятия). Малосодержательный, в свою очередь, в противоположность содержательному не насыщен огромным объемом работы, человек не сильно “загружен”, не так устает и делает чаще всего однообразную работу (например, кассир, оператор ПК, сапожник).

В первичных производственных коллективах – бригадах, отделах, лабораториях, между которыми осуществляются отношения торговли услугами и полуфабрикатами, из которых “рождается” конечная продукция предприятия для нормального функционирования всего предприятия необходима стабильность. Естественно, что для стабильности первичного коллектива необходимы хорошие условия труда, а также сам труд должен быть хорошо организован, например, содержательный популярный труд всегда востребован и имеет свою привлекательность.


3. Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации


Удовлетворенность трудом и привлекательность работы можно отнести к социально-психологическим предпосылкам травматизма и аварийности. Отсутствие интереса к работе, неудовлетворенность тем или иным аспектом работы, ее непривлекательность, относятся к группе факторов, устойчиво повышающих подверженность опасности. Через положительное эмоциональное отношение к своей работе человек легко усваивает формы поведения, повышающие его защищенность и обеспечивающие безопасность его деятельности.

Привлекательность труда в последнее время все больше определяется таким фактором, как деньги, однако, анализ показателей привлекательности труда подтверждает, что у женщин-работниц ориентация на содержательность труда, на интерес к работе как роду деятельности доминирует над материальными стимулами, интересом к заработку. Больше, чем для 60% работников возможность обучения, повышения квалификации, возможность самореализации - основные факторы, определяющие привлекательность труда


4. Требования к системе “человек-среда обитания”


Повседневная деятельность и отдых, способ существования человека определяются понятием жизнедеятельность. Стремление человечества к повышению комфортности среды жизнедеятельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий привело во многих регионах нашей планеты к разрушению биосферы и созданию нового типа среды обитания — техносферы. Техносфера — это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда). Практически все урбанизированное население нашей планеты проживает в техносфере, где условия обитания отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека негативных техногенных и антропогенных факторов.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены влиянием элементов техносферы (машины, оборудование, сооружения и т.п.) и действиями человека. Вследствие роста объемов антропогенных выбросов и сбросов непрерывно ухудшается качество атмосферного воздуха и гидросферы, повсеместно наблюдается деградация земель. Создание техносферы не исключило, а усугубило воздействие на человека явлений природного характера (землетрясения, наводнения, ураганы и т.д.). Число природных катастроф в последние годы непрерывно растет. Все это привело к тому, что обеспечение безопасности жизнедеятельности стало актуальной социальной задачей.

Самое главное свойство системы «человек — среда обитания» - безопасность, т.е. необходимость сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам. Безопасность жизнедеятельности может быть обеспечена только при комфортном (с оптимальными условиями) или допустимом (гарантирующим невозможность возникновения и развития негативных процессов у человека и в среде обитания) состояниях взаимодействия человека со средой. Управление безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневой системы законодательных, подзаконных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций. В структуре управления безопасностью жизнедеятельности (рис. 1) равноправное место занимает система профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, головным органом управления которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС РФ).


Рис. 1. Структура управления безопасностью жизнедеятельности


5. Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда


На повышение привлекательности и содержательности труда большое влияние оказывает организация рабочего места рабочего.

Организация рабочего места - комплекс мероприятий, обеспечивающих:

- создание на рабочем месте необходимых условий для высокопроизводительного труда и выпуска продукции высокого качества;

- наиболее полное использование оборудования;

- соблюдение правил техники безопасности;

- повышение содержательности и привлекательности труда;

- сохранение здоровья работников.

Рабочее место - пространственная зона трудовой деятельности:

- оснащенная необходимыми основными и вспомогательными средствами;

- определенная на основании трудовых и других норм;

- закрепленная за одним или группой работников для выполнения определенных производственных или управленческих работ.

Рабочие места различаются:

- по категориям работников и профессиям;

- по числу исполнителей: индивидуальные и коллективные рабочие места;

- по виду производства: основные и вспомогательные;

- по типу производства: массовые, серийные и единичные;

- по степени специализации: универсальные, специализированные и специальные;

- по уровню механизации: механизированные, автоматизированные, для ручной работы;

- по количеству оборудования: одностаночные, многостаночные.

 

Общие положения стандарта ГОСТ 12.2.033-78 Рабочее место при исполнении работ стоя

1. Рабочее место для выполнения работ стоя организуют при физической работе средней тяжести и тяжелой, а также при технологически обусловленной величине рабочей зоны, превышающей ее параметры при работе сидя.

2. Конструкция, взаимное расположение элементов рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим требованиям, а также характеру работы.

3. Рабочее место должно быть организовано в соответствии с требованиями стандартов, технических условий и (или) методических указаний по безопасности труда.

1 – зона для размещения очень часто используемых и наиболее важных органов управления (оптимальная зона моторного поля); 2 – зона для размещения часто используемых органов управления (зона легкой досягаемости моторного поля); 3 – зона для размещения редко используемых органов управления (зон досягаемости моторного поля)




1 – зона для размещения очень часто используемых и наиболее важных органов управления (оптимальная зона моторного поля); 2 – зона для размещения часто используемых органов управления (зона легкой досягаемости моторного поля); 3 – зона для размещения редко используемых органов управления (зон досягаемости моторного поля)


Организация рабочего места



Рис.2.  Рекомендуемое положение во время работы за компьютером

- стул-кресло должен иметь возможность индивидуальной регулировки,

- расстояние до экрана - 60-70 см,

- пользователь должен смотреть на экран сверху вниз под углом 10° от горизонтальной линии,

- подставка под ноги.

При оборудовании рабочего места (рис.1) необходимо установить монитор на специальном столике так, чтобы задняя панель была обращена к стене (так как около нее зарегистрирован максимальный уровень напряженности электрического поля), экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.

Стол, на котором устанавливается монитор, должен быть достаточной длины, чтобы расстояние до экрана составляло 60-70 (не ближе 50) см, и в то же время можно было работать с клавиатурой в непосредственной близости от пользователя (30-40 см). Конструкция рабочей мебели (столы, кресла, стулья) должна обеспечивать возможность индивидуальной регулировки соответственно росту работающего и создавать удобную позу. Часто используемые предметы труда должны находится в оптимальной рабочей зоне, на одном расстоянии от глаз работающего. На поверхности рабочего стола необходимо разместить подставку для документов, расстояние которой от глаз должно быть аналогичным расстоянию от глаз до клавиатуры. Рабочее кресло должно иметь подлокотники. На рабочем месте необходимо предусмотреть подставку для ног.

Для того чтобы устранить блики на экране, монитор должен быть установлен перпендикулярно столу, а пользователь должен смотреть на экран несколько сверху вниз (10° от горизонтальной линии) (рис. 3).

Рис.3.  Удобное рабочее место с "Г-образным" столом

Общая освещенность в комнате не должна быть слишком большой, но и не слишком малой, она должна быть в пределах 300-500 люкс. Если помещение светлое, то окна должны иметь шторы или жалюзи. Рабочие места пользователей дисплеев желательно не располагать непосредственно у окон. Во всех случаях экран монитора следует ориентировать так, чтобы он не давал бликов, а именно - под углом к окну, близким к прямому (рис. 4,5). Искусственное освещение не должно быть слишком ярким. Но помимо общих ламп, освещающих комнату, необходима местная яркая (не менее 60 Вт) лампа с хорошим плотным абажуром, освещающая только текст, с которым работает пользователь. Она должна иметь возможность ориентации в разных направлениях и быть оснащена устройством для регулирования яркости. Лампы накаливания предпочтительнее люминесцентных, т.к. последние дают пульсирующий свет, в определенных условиях усиливающий мерцание экрана дисплея.

Рекомендуется

Рис.3.  Линия взора параллельна окну

Не рекоменуется

Рис.5.  Яркий свет в поле зрения

Принцип должен быть ясен: как можно меньше света должно падать на экран дисплея.

Перед началом работы с монитором необходимо установить с помощью рукояток наиболее комфортные контрастность и яркость на экране. Они подбираются индивидуально, так как слишком низкая контрастность и высокая яркость могут приводить к быстрому утомлению.

При подборе светового режима на рабочем месте пользователя дисплея необходимо учитывать то, что у лиц после 40 лет возникают возрастные изменения в зрительной системе (сужение зрачка, пожелтение хрусталика, снижение зрительной активности и контрастной чувствительности сетчатки). Все это требует усиления яркости экрана и дополнительной освещенности рабочего места (бумажного текста). Пресбиопические очки для пользователей дисплеев должны быть несколько слабее, чем очки для чтения. Ведь в них надо четко видеть и экран (60-70 см от глаз), и текст (30-35 см от глаз). Если аккомодация совсем отсутствует, что бывает обычно после 60 лет, то иногда целесообразно корригировать один глаз для работы с экраном, а второй - для работы на расстоянии.

У молодых лиц при зрительно-напряженной работе наибольшую нагрузку несет аккомодационная система глаза, которая во время работы находится в постоянном напряжении. Это может приводить к астенопическим явлениям, возникновению нарушений в аккомодационной системе глаза и, в конечном счете, к появлению и росту близорукости. Чтобы избежать этого, работа с экраном монитора должна проводиться с расстояния не менее 60-70 см, при этом напряжение аккомодации минимально.

У взрослых с близорукостью, которые постоянно носят очки, другие очки для работы с компьютером необходимы только в том случае, если в своих очках пользователь с трудом читает газетный шрифт с расстояния 60-70 см (до экрана) и 30-33 см (до печатного текста) от глаз. В случае если с одними и теми же линзами чтение с обоих расстояний невозможно, назначают бифокальные очки.

Требование к производственному освещению

1. Уровень освещенности на рабочем месте будет соответствовать характеру выполняемой зрительной работы.

2. Равномерность распределения яркости на поверхности рабочей поверхности и в пределах окружающего пространства. С целью обеспечения равномерности освещенности применяется комбинированное освещение.

3. Отсутствие резких теней на рабочей поверхности.

4. В поле зрения должна отсутствовать прямая или отраженная блесткость. Прямая — oт лампы в глаза, отраженная — от зеркала. Для защиты от прямой используются светильники (абажуры), для защиты от отраженной — рассеянный свет и матовые поверхности.

5. Величина освещенности должна быть постоянной во времени.

6. Непрерывность освещения.

7. Направленность светового потока должна быть оптимальной.

8. Осветительная установка должна быть безвредной и безопасной.

Производственный шум

Совокупность звуков различной интенсивности и частоты беспорядочных, изменяющихся во времени и вызывающих у работников неприятные субъективные ощущения.

Шум делится:

1. По характеру спектра.

1.1. Широкополосный шум.

1.2. Тональный шум.

2. По временным характеристикам.

2.1. Постоянный шум (Изменения за день не более 5 Дб)

2.2. Непостоянный шум. Нормирование шума. ГОСТ 12.1.003-83. При нормировании используется 4 метода:

1. Нормирование по предельному спектру шума. Этот метод является основным для:

1. постоянных шумов.

2. нормируемого параметра.

3. уровня средне квадратичных звуковых давлений в Дб. Нормы установлены для октавных полос частот. 63:125;250;500;1000;2000;4000;8000.

3. Нормирование уровня звука по шкале ДбА.(Дб по шкале А).

Метод служит для ориентировочной оценки допустимости постоянного шума

Нормируется уровень шума по шкале А шумометра.

4. Нормирование эквивалентного уровня звука.

5. Нормирование дозы шума.

Два последних метода используются для оценки не постоянного уровня шума. Меры защиты:

1. Уменьшение шума в источнике.

2. Снижение шума на пути распространения

2.1. Рациональная планировка помещений.

2.2. Звукопоглощающие облицовки.

3. Применение звукопоглощающих кожухов.

3.1. Активные глушители.

4. Средства индивидуальной защиты.

4.1. Вкладыши.

4.2. Наушники.

4.3. Пелетофоны.

Список используемой литературы


1.     ГОСТ 12.2.033-78 Рабочее место при исполнении работ стоя

2.     Воробьев А. Ю. Трудовые ресурсы. М., 2000.

3.     Е.А. Климов. Введение в психологию труда. МГУ, 1988.

4.     М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев. Психология труда и инженерная психология. ЛГУ. Л., 1979.

5.     М.А. Дмитриева. "Психологическое обеспечение безопасности профессиональной деятельности". // психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПбГУ, СПб, 1991, стр. 127.

6.     Ю.В. Котелова. Очерки по психологии труда. МГУ, 1988.

7.     Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью//Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — №6. — С. 78—86.

8.     Козьяков А.Ф., Федосеев В.Н. Управление промышленной безопасностью//Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — №3. — С. 85—90.