Приложение 1
Вопросы Фамилия ученика |
1. Какие задания тебе нравится выполнять по математике |
2. Любишь ли ты выполнять вычисления |
3. Какие ошибки чаще всего допускаешь в вычислениях |
4. Можешь ли самостоятельно найти и исправить ошибки в допущенных вычислениях |
5. Нравится ли открывать новые способы вычисления |
6. Всегда ли делаешь проверку вычисления |
Бычковский |
Вычисления |
Да |
Никаких |
Да |
Нет |
Нет |
Ильин |
Вычисления |
Да |
В значении |
Иногда |
Да |
Иногда |
Исаков |
Умножение |
Да |
Переход через десяток |
Да |
Да |
Нет |
Грицюк |
Сложение |
Нет |
Обычные |
Нет |
Иногда |
Да |
Андреев |
Задачи |
Да |
Умножение |
Нет |
Да |
Нет |
Гичева |
Задачи |
Да |
Значение |
Иногда |
Нет |
Да |
Козинец |
Уравнения |
Да |
Никаких |
Да |
Иногда |
Да |
Неверова |
Выражения на умножение |
Да |
Никаких |
Иногда |
Да |
Иногда |
Оборин |
Вычисление |
Да |
Не знаю |
Да |
Не знаю |
Нет |
Леонов |
Задачи |
Да |
Не знаю |
Нет |
Нет |
Нет |
Наумов |
Вычисление |
Да |
Деление |
Иногда |
Да |
Нет |
Манькова |
Вычисление |
Да |
Никаких |
Нет |
Иногда |
Нет |
Клещев |
Примеры на сложение |
Да |
Никаких |
Да |
Да |
Да |
Жвакин |
Примеры на вычитание |
Да |
В табличных случаях |
Иногда |
Да |
Нет |
Шолхонов |
Сложные задачи |
Да |
Деление |
Да |
Иногда |
Не всегда |
Топорков |
Примеры на сложение |
Нет |
Никаких |
Нет |
Нет |
Иногда |
Фролов |
уравнения |
Да |
Не знаю |
Иногда |
Да |
Да |
Солонин |
Задачи |
Да |
Значение |
Иногда |
Не всегда |
Иногда |
Подкова |
Вычисление |
Да |
Переход через десяток |
Нет |
Да |
Да |
Шестопалова |
Задачи |
Да |
Деление |
Иногда |
Иногда |
Да |
Ольховский |
Никакие |
Нет |
В табличных случаях |
Нет |
Нет |
Нет |
Подварков |
Лёгкие задания |
Да |
Деление |
Иногда |
Да |
Нет |
Торгашин |
Выражения на умножение |
Да |
Переход через десяток |
Да |
Иногда |
Да |
Таблица 1.
Приложение 2
Таблица 2
Выделение исходного уровня сформированности действия контроля в экспериментальном классе
Критерии сформированности действия контроля Фамилия ученика |
Осуществление контроля по результату |
Умение обнаруживать ошибку учителя |
Умение осуществлять пооперационный контроль |
Умение реконструировать способ действия |
Андреев |
- |
- |
- |
- |
Бычковский |
+ |
+ |
+ |
- |
Гичева |
+ |
- |
+ |
+ |
Грицюк |
- |
- |
- |
- |
Жвакин |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ильин |
- |
+ |
+ |
- |
Исаков |
+ |
+ |
+ |
- |
Клещев |
+ |
+ |
+ |
- |
Козинец |
+ |
+ |
+ |
+ |
Леонов |
+ |
+ |
+ |
- |
Манькова |
+ |
- |
- |
- |
Наумов |
+ |
+ |
- |
- |
Неверова |
+ |
+ |
+ |
+ |
Оборин |
- |
+ |
- |
- |
Ольховский |
- |
+ |
- |
- |
Подварков |
- |
- |
+ |
- |
Подкова |
+ |
+ |
+ |
- |
Солонин |
+ |
+ |
- |
- |
Топорков |
- |
+ |
- |
- |
Торгашин |
+ |
- |
+ |
- |
Фролов |
- |
+ |
+ |
- |
Шестопалова |
+ |
+ |
+ |
- |
Шолхонов |
+ |
+ |
+ |
- |
Приложение 3
Таблица 3
Уровни сформированности действия контроля в экспериментальном классе
Фамилия Имя ученика |
Уровень сформированности действия контроля |
Андреев Саша |
1 |
Бычковский Витя |
3 |
Гичева Катя |
2 |
Грицюк Альберт |
1 |
Жвакин Сергей |
4 |
Ильин Толя |
2 |
Исаков Валентин |
3 |
Клещев Артём |
4 |
Козинец Даша |
3 |
Леонов Иван |
3 |
Манькова Катя |
2 |
Наумов Артём |
2 |
Неверова Маша |
4 |
Оборин Сергей |
2 |
Ольховский Эрик |
2 |
Подварков Паша |
2 |
Подкова Юля |
3 |
Солонин Егор |
2 |
Топорков Юра |
2 |
Торгашин Влад |
2 |
Фролов Женя |
2 |
Шестопалова Кристина |
3 |
Шолхонов Дима |
3 |
Приложение 4
Таблица 4
Уровни сформированности действия контроля в контрольном классе
Фамилия ученика |
Уровень сформированности действия контроля |
Антонов |
3 |
Амосов |
2 |
Барабанов |
3 |
Быков |
3 |
Барковская |
2 |
Вершилло |
3 |
Дроздова |
2 |
Дробышева |
2 |
Игнатьев |
3 |
Купряков |
1 |
Краснов |
3 |
Лопатина |
3 |
Москвитин |
2 |
Муравьёва |
3 |
Малинский |
2 |
Орданов |
4 |
Румынин |
2 |
Родникова |
5 |
Светлакова |
2 |
Соболев |
2 |
Трухин |
4 |
Яблонов |
2 |
Приложение 5
Таблица 5
Уровни сформированности вычислительного навыка в экспериментальном классе
Фамилия Имя ученика |
Уровень сформированности вычислительного навыка: |
||
Правильность |
Осознанность |
Прочность |
|
Андреев Саша |
1 |
1 |
1 |
Бычковский Витя |
2 |
2 |
3 |
Гичева Катя |
2 |
2 |
2 |
Грицюк Альберт |
1 |
1 |
1 |
Жвакин Сергей |
3 |
2 |
2 |
Ильин Толя |
2 |
2 |
1 |
Исаков Валентин |
2 |
2 |
3 |
Клещев Артём |
2 |
2 |
2 |
Козинец Даша |
2 |
2 |
3 |
Леонов Иван |
2 |
1 |
2 |
Манькова Катя |
1 |
1 |
2 |
Наумов Артём |
1 |
1 |
2 |
Неверова Маша |
3 |
2 |
3 |
Оборин Сергей |
1 |
1 |
2 |
Ольховский Эрик |
2 |
1 |
1 |
Подварков Паша |
1 |
2 |
2 |
Подкова Юля |
2 |
3 |
3 |
Солонин Егор |
2 |
2 |
2 |
Топорков Юра |
1 |
1 |
1 |
Торгашин Влад |
2 |
2 |
1 |
Фролов Женя |
2 |
3 |
2 |
Шестопалова Кристина |
2 |
2 |
3 |
Шолхонов Дима |
2 |
2 |
2 |
Приложение 6
Таблица 6
Уровни сформированности вычислительного навыка в контрольном классе
Фамилия Имя ученика |
Уровень сформированности вычислительного навыка: |
||
Правильность |
Осознанность |
Прочность |
|
Антонов |
2 |
2 |
2 |
Амосов |
1 |
1 |
2 |
Барабанов |
2 |
1 |
2 |
Быков |
2 |
2 |
3 |
Барковская |
1 |
2 |
1 |
Вершилло |
2 |
2 |
3 |
Дроздова |
1 |
2 |
2 |
Дробышева |
2 |
2 |
2 |
Игнатьев |
2 |
2 |
2 |
Купряков |
1 |
1 |
1 |
Краснов |
2 |
2 |
2 |
Лопатина |
2 |
2 |
2 |
Москвитин |
1 |
1 |
2 |
Муравьёва |
3 |
2 |
2 |
Малинский |
2 |
2 |
1 |
Орданов |
3 |
3 |
3 |
Румынин |
1 |
1 |
2 |
Родникова |
3 |
3 |
3 |
Светлакова |
2 |
2 |
2 |
Соболев |
2 |
2 |
1 |
Трухин |
3 |
3 |
3 |
Яблонов |
2 |
2 |
2 |
Приложение 8
Таблица 8
Критерии сформированности действия контроля Фамилия имя ученика |
Умение осуществлять контроль по результату |
Умение обнаруживать ошибку учителя |
Умение объяснять ошибку |
Умение осуществлять контроль по процессу |
Умение осуществлять рефлексивный контроль: реконструировать способ действия |
Андреев Саша |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Бычковский Витя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Гичева Катя |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Грицюк Альберт |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Жвакин Сергей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ильин Толя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Исаков Валентин |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Клещев Артём |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Козинец Даша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Леонов Иван |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Манькова Катя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Наумов Артём |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Неверова Маша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Оборин Сергей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ольховский Эрик |
+ |
- |
- |
- |
- |
Подварков Паша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подкова Юля |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Солонин Егор |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Топорков Юра |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Торгашин Влад |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Фролов Женя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Шестопалова Кристина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Шолхонов Дима |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Приложение 9
Таблица 9
Сформированность действия контроля у учащихся экспериментального класса
Фамилия Имя ученика |
Уровень сформированности действия контроля |
Андреев Саша |
2 |
Бычковский Витя |
4 |
Гичева Катя |
3 |
Грицюк Альберт |
2 |
Жвакин Сергей |
4 |
Ильин Толя |
3 |
Исаков Валентин |
4 |
Клещев Артём |
4 |
Козинец Даша |
4 |
Леонов Иван |
3 |
Манькова Катя |
3 |
Наумов Артём |
3 |
Неверова Маша |
5 |
Оборин Сергей |
3 |
Ольховский Эрик |
2 |
Подварков Паша |
3 |
Подкова Юля |
4 |
Солонин Егор |
3 |
Топорков Юра |
3 |
Торгашин Влад |
2 |
Фролов Женя |
4 |
Шестопалова Кристина |
5 |
Шолхонов Дима |
5 |
Приложение 7
Таблица 7
Программа экспериментальной работы
Предмет усвоения |
Этап усвоения |
Задачи, по формированию действия контроля |
Виды работ направленные на формирование действия контроля |
1. учтные приёмы сложения чисел оканчивающихся на 0. 2. устные приёмы деления на однозначное число. 3. письменные приёмы деления на двузначное число. 4. письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. 5. устные приёмы умножения и деления чисел, оканчивающихся на ноль. |
применение применение восприятие применение применение |
Первый этап: 1.формировать потребность в осуществлении действия контроля, осознание назначения контроля 2.формировать контроль по результату |
1. беседа с детьми о важности действия контроля 2. перед решением примера детям даётся установка на контроль 3. детям предлагается найти значение выражения, и сверить результат с ответом, записанным на доске (неверным). Появляется необходимость выполнять проверку 4.предлагаются деформированные выражения, а так же задания, выполнить которые не возможно, не осуществив контроль: выражения, выписанные на доску составлены так что ответ каждого является началом какого либо другого. 5.сравнение решения с правильным (с образцом) |
1. письменные приёмы деления на двузначное число 2. устные приёмы умножения и деления на однозначные, двузначные, трехзначные числа 3. устные приёмы сложения многозначных чисел 4. устные приёмы деления на однозначные числа |
осмысление применение применение применение |
Второй этап: 1. учить осуществлять проверку по готовому алгоритму 2. учить обнаруживать ошибки: а. В действиях товарищей б. В действиях учителя в. в собственных действиях г. в результате действия; 3. учить объяснять ошибку учить определять причину появления ошибки. |
1. дети решаю примеры, после чего им предлагается проверить решение по алгоритму 2. ученики решают пример после чего им предлагается обменяться тетрадями и проверить решение своего товарища 3. учитель предлагает детям решение с преднамеренной ошибкой 4. самостоятельная проверка работ учащихся 5. сравнение решения с правильным (с |
|
|
4. учить задавать уточняющие вопросы 5. учить высказывать свою точку зрения |
образцом решения) 6. детям предлагается найти ошибку и подумать, что привело к её появлению 7. учащиеся задают такой вопрос отвечающему у доски, чтобы он нашёл, объяснил и исправил ошибку |
1. письменные приёмы деления на двузначное число 2. устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел 3. письменные приёмы деления на двузначное число 4. письменные приёмы деления многозначных чисел |
закрепление применение закрепление закрепление |
Третий этап: 1. учить осуществлять пооперационный контроль 2. учить самостоятельно ставить учебную задачу на основе контроля 3. учить осуществлять рефлексивный контроль: реконструировать решение товарища, учителя 4. учить разрабатывать алгоритм контрольного действия |
1. а. дан алгоритм решения и выполненное решение (неверное), детям предлагается найти и исправить ошибки в решении руководствуясь алгоритмом б. поэлементный анализ ответа ученика. Вызванный к доске ученик отвечает с использованием алгоритма контроля. Остальные слушают, отмечая плюсы и минусы ответа ученика. Затем поднимают сигнальные карточки, кто не согласен по первому пункту алгоритма, по второму и т.д. в. поочерёдное рассуждение. Классу даётся выражение в несколько действий, в котором необходимо расставить их последовательность в соответствии с правилами. Учащиеся работают парами, попеременно объясняя друг другу ход решения выражения г. выражения выписанные на доску составлены так, что ответ каждого является началом какого-то другого 2. пред решением примера ученик ставит задачу: при выполнении данного действия чему я должен научиться детям предлагается выражение, решённое разными способами (среди которых верные и неверные), необходимо их реконструировать 3. детям предлагается решить пример. После решения составляется алгоритм проверки |
Содержание
|
|
Стр. |
|
|
|
|
Введение |
3 |
1. |
Особенности контроля в учебной деятельности младших школьников |
6 |
1.1 |
Сущность действия контроля, его особенности в младшем школьном возрасте и место в структуре учебной деятельности |
6 |
1.2 |
Критерии и уровни сформированности действия контроля |
11 |
1.3 |
Выводы по главе |
16 |
2. |
Возможности формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными навыками |
17 |
2.1 |
Общая характеристика формирования вычислительных приёмов и навыков у младших школьников |
17 |
2.2 |
Особенности формирования действия контроля в работе над вычислительными приёмами и навыками |
29 |
2.3 |
Выводы по главе |
32 |
3. |
Экспериментальная работа по формированию действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками |
33 |
3.1 |
Диагностика исходного уровня сформированности действия контроля на уроках математики |
33 |
3.2 |
Обучающий эксперимент с целью развития действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками |
40 |
3.3 |
Анализ результатов обучающего эксперимента |
44 |
3.4 |
Выводы по главе |
49 |
|
Заключение |
51 |
|
Литература |
53 |
|
Приложения |
|