Приложение 1

Вопросы





Фамилия ученика

1. Какие задания тебе нравится выполнять по математике

2. Любишь ли ты выполнять вычисления

3. Какие ошибки чаще всего допускаешь в вычислениях

4. Можешь ли самостоятельно найти и исправить ошибки в допущенных вычислениях

5. Нравится ли открывать новые способы вычисления

6. Всегда ли делаешь проверку вычисления

Бычковский

Вычисления

Да

Никаких

Да

Нет

Нет

Ильин

Вычисления

Да

В значении

Иногда

Да

Иногда

Исаков

Умножение

Да

Переход через десяток

Да

Да

Нет

Грицюк

Сложение

Нет

Обычные

Нет

Иногда

Да

Андреев

Задачи

Да

Умножение

Нет

Да

Нет

Гичева

Задачи

Да

Значение

Иногда

Нет

Да

Козинец

Уравнения

Да

Никаких

Да

Иногда

Да

Неверова

Выражения на умножение

Да

Никаких

Иногда

Да

Иногда

Оборин

Вычисление

Да

Не знаю

Да

Не знаю

Нет

Леонов

Задачи

Да

Не знаю

Нет

Нет

Нет

Наумов

Вычисление

Да

Деление

Иногда

Да

Нет

Манькова

Вычисление

Да

Никаких

Нет

Иногда

Нет

Клещев

Примеры на сложение

Да

Никаких

Да

Да

Да

Жвакин

Примеры на вычитание

Да

В табличных случаях

Иногда

Да

Нет

Шолхонов

Сложные задачи

Да

Деление

Да

Иногда

Не всегда

Топорков

Примеры на сложение

Нет

Никаких

Нет

Нет

Иногда

Фролов

уравнения

Да

Не знаю

Иногда

Да

Да

Солонин

Задачи

Да

Значение

Иногда

Не всегда

Иногда

Подкова

Вычисление

Да

Переход через десяток

Нет

Да

Да

Шестопалова

Задачи

Да

Деление

Иногда

Иногда

Да

Ольховский

Никакие

Нет

В табличных случаях

Нет

Нет

Нет

Подварков

Лёгкие задания

Да

Деление

Иногда

Да

Нет

Торгашин

Выражения на умножение

Да

Переход через десяток

Да

Иногда

Да

Таблица 1.















Приложение 2

Таблица 2

Выделение исходного уровня сформированности действия контроля в экспериментальном классе

Критерии сформированности действия контроля

Фамилия ученика


Осуществление контроля по результату

Умение обнаруживать ошибку учителя

Умение осуществлять пооперационный контроль

Умение реконструировать способ действия

Андреев

-

-

-

-

Бычковский

+

+

+

-

Гичева

+

-

+

+

Грицюк

-

-

-

-

Жвакин

+

+

+

+

Ильин

-

+

+

-

Исаков

+

+

+

-

Клещев

+

+

+

-

Козинец

+

+

+

+

Леонов

+

+

+

-

Манькова

+

-

-

-

Наумов

+

+

-

-

Неверова

+

+

+

+

Оборин

-

+

-

-

Ольховский

-

+

-

-

Подварков

-

-

+

-

Подкова

+

+

+

-

Солонин

+

+

-

-

Топорков

-

+

-

-

Торгашин

+

-

+

-

Фролов

-

+

+

-

Шестопалова

+

+

+

-

Шолхонов

+

+

+

-



















Приложение 3

Таблица 3

Уровни сформированности действия контроля в экспериментальном классе

Фамилия Имя ученика

Уровень сформированности действия контроля

Андреев Саша

1

Бычковский Витя

3

Гичева Катя

2

Грицюк Альберт

1

Жвакин Сергей

4

Ильин Толя

2

Исаков Валентин

3

Клещев Артём

4

Козинец Даша

3

Леонов Иван

3

Манькова Катя

2

Наумов Артём

2

Неверова Маша

4

Оборин Сергей

2

Ольховский Эрик

2

Подварков Паша

2

Подкова Юля

3

Солонин Егор

2

Топорков Юра

2

Торгашин Влад

2

Фролов Женя

2

Шестопалова Кристина

3

Шолхонов Дима

3
























Приложение 4

Таблица 4

Уровни сформированности действия контроля в контрольном классе

Фамилия ученика

Уровень сформированности действия контроля

Антонов

3

Амосов

2

Барабанов

3

Быков

3

Барковская

2

Вершилло

3

Дроздова

2

Дробышева

2

Игнатьев

3

Купряков

1

Краснов

3

Лопатина

3

Москвитин

2

Муравьёва

3

Малинский

2

Орданов

4

Румынин

2

Родникова

5

Светлакова

2

Соболев

2

Трухин

4

Яблонов

2


Приложение 5

Таблица 5

Уровни сформированности вычислительного навыка в экспериментальном классе

Фамилия Имя ученика

Уровень сформированности вычислительного навыка:

Правильность

Осознанность

 Прочность

Андреев Саша

1

1

1

Бычковский Витя

2

2

3

Гичева Катя

2

2

2

Грицюк Альберт

1

1

1

Жвакин Сергей

3

2

2

Ильин Толя

2

2

1

Исаков Валентин

2

2

3

Клещев Артём

2

2

2

Козинец Даша

2

2

3

Леонов Иван

2

1

2

Манькова Катя

1

1

2

Наумов Артём

1

1

2

Неверова Маша

3

2

3

Оборин Сергей

1

1

2

Ольховский Эрик

2

1

1

Подварков Паша

1

2

2

Подкова Юля

2

3

3

Солонин Егор

2

2

2

Топорков Юра

1

1

1

Торгашин Влад

2

2

1

Фролов Женя

2

3

2

Шестопалова Кристина

2

2

3

Шолхонов Дима

2

2

2























Приложение 6

Таблица 6

Уровни сформированности вычислительного навыка в контрольном классе

Фамилия Имя ученика

Уровень сформированности вычислительного навыка:

Правильность

Осознанность

 Прочность

Антонов

2

2

2

Амосов

1

1

2

Барабанов

2

1

2

Быков

2

2

3

Барковская

1

2

1

Вершилло

2

2

3

Дроздова

1

2

2

Дробышева

2

2

2

Игнатьев

2

2

2

Купряков

1

1

1

Краснов

2

2

2

Лопатина

2

2

2

Москвитин

1

1

2

Муравьёва

3

2

2

Малинский

2

2

1

Орданов

3

3

3

Румынин

1

1

2

Родникова

3

3

3

Светлакова

2

2

2

Соболев

2

2

1

Трухин

3

3

3

Яблонов

2

2

2

























Приложение 8

Таблица 8

Критерии сформированности

действия контроля





Фамилия имя ученика

Умение осуществлять контроль по результату

Умение обнаруживать ошибку учителя

Умение объяснять ошибку

Умение осуществлять контроль по процессу

Умение осуществлять рефлексивный контроль: реконструировать способ действия

Андреев Саша

+

+

+

-

-

Бычковский Витя

+

+

+

+

+

Гичева Катя

+

+

+

+

-

Грицюк Альберт

+

+

-

+

+

Жвакин Сергей

+

+

+

+

+

Ильин Толя

+

+

+

+

+

Исаков Валентин

+

+

+

+

-

Клещев Артём

+

+

+

+

+

Козинец Даша

+

+

+

+

+

Леонов Иван

+

+

+

-

-

Манькова Катя

+

+

+

+

+

Наумов Артём

+

+

+

+

-

Неверова Маша

+

+

+

+

+

Оборин Сергей

+

+

+

+

+

Ольховский Эрик

+

-

-

-

-

Подварков Паша

+

+

+

+

+

Подкова Юля

+

+

+

+

+

Солонин Егор

+

+

+

+

+

Топорков Юра

+

+

-

+

+

Торгашин Влад

+

+

-

-

-

Фролов Женя

+

+

+

+

+

Шестопалова Кристина

+

+

+

+

+

Шолхонов Дима

+

+

+

+

+














Приложение 9

Таблица 9

Сформированность действия контроля у учащихся экспериментального класса

Фамилия Имя ученика

Уровень сформированности действия контроля

Андреев Саша

2

Бычковский Витя

4

Гичева Катя

3

Грицюк Альберт

2

Жвакин Сергей

4

Ильин Толя

3

Исаков Валентин

4

Клещев Артём

4

Козинец Даша

4

Леонов Иван

3

Манькова Катя

3

Наумов Артём

3

Неверова Маша

5

Оборин Сергей

3

Ольховский Эрик

2

Подварков Паша

3

Подкова Юля

4

Солонин Егор

3

Топорков Юра

3

Торгашин Влад

2

Фролов Женя

4

Шестопалова Кристина

5

Шолхонов Дима

5
























Приложение 7

Таблица 7

Программа экспериментальной работы

Предмет усвоения

Этап усвоения

Задачи, по формированию действия контроля

Виды работ направленные на формирование действия контроля

1.         учтные приёмы сложения чисел оканчивающихся на 0.

2.         устные приёмы деления на однозначное число.

3.         письменные приёмы деления на двузначное число.

4.         письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.

5.         устные приёмы умножения и деления чисел, оканчивающихся на ноль.

применение



применение


восприятие



применение



применение

Первый этап:

1.формировать потребность в осуществлении действия контроля, осознание назначения контроля

2.формировать контроль по результату

1. беседа с детьми о важности действия контроля

2. перед решением примера детям даётся установка на контроль

3. детям предлагается найти значение выражения, и сверить результат с ответом, записанным на доске (неверным). Появляется необходимость выполнять проверку

4.предлагаются деформированные выражения, а так же задания, выполнить которые не возможно, не осуществив контроль: выражения, выписанные на доску составлены так что ответ каждого является началом какого либо другого.

5.сравнение решения с правильным (с образцом)

1.      письменные приёмы деления на двузначное число

2.      устные приёмы умножения и деления на однозначные, двузначные, трехзначные числа

3.      устные приёмы сложения многозначных чисел

4.      устные приёмы деления на однозначные числа

осмысление


применение




применение


применение

Второй этап:

1.      учить осуществлять проверку по готовому алгоритму

2.      учить обнаруживать ошибки:

а. В действиях товарищей

б. В действиях учителя

в. в собственных действиях

г. в результате действия;

3.      учить объяснять ошибку

учить определять причину появления ошибки.

1.      дети решаю примеры, после чего им предлагается проверить решение по алгоритму

2.      ученики решают пример после чего им предлагается обменяться тетрадями и проверить решение своего товарища

3.      учитель предлагает детям решение с преднамеренной ошибкой

4.      самостоятельная проверка работ учащихся

5.      сравнение решения с правильным (с



4.      учить задавать уточняющие вопросы

5.      учить высказывать свою точку зрения

образцом решения)

6.      детям предлагается найти ошибку и подумать, что привело к её появлению

7.      учащиеся задают такой вопрос отвечающему у доски, чтобы он нашёл, объяснил и исправил ошибку

1.      письменные приёмы деления на двузначное число

2.      устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел

3.      письменные приёмы деления на двузначное число

4.      письменные приёмы деления многозначных чисел

закрепление


применение



закрепление


закрепление


Третий этап:

1.         учить осуществлять пооперационный контроль

2.         учить самостоятельно ставить учебную задачу на основе контроля

3.         учить осуществлять рефлексивный контроль: реконструировать решение товарища, учителя

4.         учить разрабатывать алгоритм контрольного действия

1.        а. дан алгоритм решения и выполненное решение (неверное), детям предлагается найти и исправить ошибки в решении руководствуясь алгоритмом

б. поэлементный анализ ответа ученика. Вызванный к доске ученик отвечает с использованием алгоритма контроля. Остальные слушают, отмечая плюсы и минусы ответа ученика. Затем поднимают сигнальные карточки, кто не согласен по первому пункту алгоритма, по второму и т.д.

в. поочерёдное рассуждение. Классу даётся выражение в несколько действий, в котором необходимо расставить их последовательность в соответствии с правилами. Учащиеся работают парами, попеременно объясняя друг другу ход решения выражения

г. выражения выписанные на доску составлены так, что ответ каждого является началом какого-то другого

2.        пред решением примера ученик ставит задачу: при выполнении данного действия чему я должен научиться

детям предлагается выражение, решённое разными способами (среди которых верные и неверные), необходимо их реконструировать

3.        детям предлагается решить пример. После решения составляется алгоритм проверки

Содержание




Стр.





Введение

3

1.

Особенности контроля в учебной деятельности младших школьников

6

1.1

Сущность действия контроля, его особенности в младшем школьном возрасте и место в структуре учебной деятельности

6

1.2

Критерии и уровни сформированности действия контроля

11

1.3

Выводы по главе

16

2.

Возможности формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными навыками

17

2.1

Общая характеристика формирования вычислительных приёмов и навыков у младших школьников

17

2.2

Особенности формирования действия контроля в работе над вычислительными приёмами и навыками

29

2.3

Выводы по главе

32

3.

Экспериментальная работа по формированию действия контроля в процессе работы над  вычислительными приёмами и навыками

33

3.1

Диагностика исходного уровня сформированности действия контроля на уроках математики

33

3.2

Обучающий эксперимент с целью развития действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками

40

3.3

Анализ результатов обучающего эксперимента

44

3.4

Выводы по главе

49


Заключение

51


Литература

53


Приложения