Приложение 1

Конспект урока В.Т. Самковой, 3 класс

Тема: Правильные и неправильные дроби

Цели:

1.     Познакомить с правильными и неправильными дробями. Научить определять правильные и неправильные дроби.

2.     Закрепить умения складывать и вычитать дроби.

3.     Совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление.

Ход урока.

1.     Устная разминка

 

Дать характеристику числа 6 (6 февраля). Какую часть составляет число 6 от всего месяца? (1/28) Какую часть составляют 6 прожитых дней февраля от всего месяца? (6/28)  С какими числами мы работаем на уроках? (Дробями)  Что такое дробь? Для чего нужны дроби в математике? Какие операции мы умеем производить с дробями? (Сравнение, сложение, вычитание)


2.     Повторение изученного

    

      А) Записать дроби в порядке:


      Возрастания                                                Убывания

1/7  1/5  1/3  1/12  1/10                           1/9  1/16  1/4  1/8  1/2  1/25  1/30

Л      А     Ю   Ж      Е                               Е      Х     С     П    У    О      В

      Каким правилом вы будете руководствоваться? Какие слова расшифровали?   (Желаю успехов)


     Б) Сравнения дробей.

    

      Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

      С одинаковыми числителями?


2/5 и 3/5  6/9 и 4/9  18/25 и 24/25  3/7 и 3/9  11/13 и 11/23  11/15 и 10/17

(Пока не умеем сравнивать)


В) Какое задание можно выполнить по этой схеме?


                         - 6/11

0                                            8/11           1                                                        



8/11-6/11=8-6/11=2/11                                    




                               -3/9             1

 


                              



7/9-3/9=4/9

(Составить пример на вычитание дробей)



Г )  Найти сумму и проиллюстрировать решение на чертеже:



 


                                                          1


4/10+4/10=

 

                                                   1

2/8+5/8=





Д)  На доске 2 плаката, на  которых записаны в кружках числа.


 Как записываем дроби? (Двумя натуральными числами, разделенными

чертой)  Какое задание можно выполнить? (Составить всевозможные равенства с дробями)

Работа по вариантам.


     Объяснить, как получили каждой равенство:


3/10+6/10=9/10                 6/10+3/10=9/10

9/10-3/10=6/10                  9/10-6/10=3/10

Е)  Нахождение части от числа и числа от части.  Дети рассказывают правило.

Проверка творческого домашнего задания.

 

Блиц – турнир.

 


В классе а  учеников. 6/17 уехали на экскурсию.

Сколько всего учеников уехало на экскурсию?


5/12 учеников класса составляет х учеников.

Сколько всего учеников в классе?


Мальчик истратил б рублей. 8% денег он истратил. Сколько денег он истратил?


Мальчик истратил 24% денег, что составляет У всех денег, которые он имел.

Сколько денег было у мальчика?


Проверка на доске с помощью карточек.

Показать решения, где находили часть от числа. Показать решения , где находили число от его части.


Ж) Решение уравнений. Игра «Волна».


Х+27/46=35/46      Х-18/57=27/57       39/75 – Т=19/75

Объявление темы урока.

Продолжение исследования дробей

Введение в проблему. Новое исследование дробей.


А) У детей по два круга на парте.


-         Как разделить круг на четыре равные  части? (Сгибанием)

-         Сколько четвертых долей содержит один круг? Два круга?


На доске запись:


Закрасить 5 частей круга и записать дробью.


1=4/4      2=8/4           5/4

Что необычного в записи этих дробей?

Можно ли черту дроби понимать как знак деления?


Б)  У учителя круги, разделенные на 6 частей.


Запишите с помощью дробей число  шестых долей круга.

Запись в тетради и на доске одним из учеников.


4/6  6/6  8/6  12/6  1/6  17/6  7/6  5/6  13/6

На какие группы можно разбить эти дроби?

(>1, <1, =1)


В) Работа в четверках. На партах конфеты.


Разделите конфеты поровну в своей четверке и результат деления запишите дробью:


1/4  5/4  2/4  4/4  8/4  7/4

Выйти к доске тем, у кого дроби получились меньше единицы, затем выйти тем, у кого дроби получились больше единицы, и наконец тем, у кого дробь равна единице.

Все эти дроби надо разбить на две группы.

Какую группу вы бы присоединили к одной из двух других? Почему?

Как вы назвали бы дроби той и другой группы.


Закрепление по учебнику.


А) Чтение вывода по учебнику.

Б) Выполнение задания №4 и 5. Проверка по числовому лучу на доске.

В) Самостоятельная работа №6. Взаимопроверка.

Г) Задание по рядам. Придумать дроби больше единицы, меньше единицы, равные единице.


Решение задачи по схеме, записанной на доске.

Схему «одеть в рубашку» и составить выражение:


«Саша прочитал 4/7 книги, что составило 200 страниц от всей книги. Сколько страниц  ему осталось прочитать?


Итог урока.


-         Какое исследование дробей мы провели сегодня?

-         Что нового мы узнали о дробях?