Билет №1.

Виды цен на товары реализуемые на рынке относительно длительное время?

На товары реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен: 1) Скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. 2) Долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени. 3) Цены потребительского сегмента рынка – на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с разным уровнем доходов, устанавливается неодинаковые цены (нр цена автомобиля). 4) Гибкая цена – меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. 5 ) Преимущественная цена – метод предусматривает для фирм, занимающих доминирующее положение на рынке, определенное снижение цен на свои товары. 6) Цены на изделия, выпуск которых прекращен – цены на такие товары (нр зап части для авто) выше, чем на обычные. 7) Цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий – такая цена определяется на товары, дополняющие другой товар, который реализуется по обычной цене. 8) Договорная цена – суть состоит в том, что покупателю предлагаются какие-либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой.


Билет №2.

Принципы ценообразования.

Принципы ценообразования  - это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

1.Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и закона стоимости, законов спроса и предложения.

2.Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен.

3.Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в своем движении от сырья до готового изделия, где продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену и в действующих ценах постоянно вносящие изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

4.Прицип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в государственном регулировании цен на продукцию и услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа и т.д. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции.


Билет №3.

Оптовые цены на продукцию промышленности и их характеристика?

Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности. Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на 2 подвида: 1) Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует производственную продукцию оптово – сбытовым организациям или др. предприятиям. 2) Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации – потребители оплачивают продукцию снабженческо–сбытовым организациям (оптовым). Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая  (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту.


Билет №5

Методика ценообразования, ее содержание и составляющие элементы.

Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принципов и методов разработки концепции ценообразования, определения и обоснования цен, формирования системы цен, управления ценообразованием. Методики – это составные элементы методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен, они являются первым важнейшим элементом методологии. Вторым – принцип ценообразования:1) научность обоснования цен – необходимость познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики. 2) целевой направленности цен – четкое определение приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен. 3) непрерывности процесса ценообразования – проявляется в своем движении от сырья до готового изделия продукции, где на каждом этапе она имеет свою цену. 4) единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен – состоит в госуд регулировании цен на продукцию и услуги отраслей и предприятий – монополистов в сфере транспорта, связи, газа. Различают 2 вида контроля: 1)Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования. 2)Общественный, проводимый обществами потребителей.


Билет №9.

Регулируемые цены и их характеристика.

Регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста и снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены. Либо каким-нибудь аналогичным методом.


Билет №10.

Распределительная функция цены и ее сущность.

Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен, осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между: отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными социальными группами населения. С помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения. Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, НДС и других форм централизованного чистого дохода. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее распределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные доходы. В качестве средств перераспределения чаще всего используются регулируемые цены, где особую роль играют финансы и кредитная система.



Билет №11.

Отличительные черты рыночного ценообразования от установления цен в централизованной экономике?

Принципы и методы формирования цен в условиях цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда - господство затратного метода ценообразования. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цены состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно – денежных отношении. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит в том, что первоначальные цены на товары определяются их собственниками, субъектами хозяйствования.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.


Билет №12.

Функция цены по сбалансированию спроса к предложению.

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением  производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо тем, и другим методами одновременно. В условиях рыночных отношений цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом. Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем, следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. Уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.


Билет №14.

Цена снятия сливок, ее преимущества и недостатки.

Цена снятия сливок. Согласно этому методу, с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене. Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей. Преимущества метода: 1)высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли; 2)высокая цена позволяет сдерживать покупательский спрос, так как при более низкой цене предприятие не смогло бы полностью удовлетворить потребность в товаре в связи с ограниченностью своих производственных возможностей; 3)высокая первоначальная цена способствует созданию имиджа качественного товара; 4)повышенная цена способствует увеличению спроса на престижный товар; 5)ошибка завышенной цены может быть исправлена путем ее снижения.  Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену снятия сливок можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции. Условием успеха метода является также достаточный спрос.


Билет №16.

Виды цен в зависимости от территории действия.

В соответствии с этим признаком различают: 1) Единые или поясные цены – устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идет о газе, электроэнергии, транспорте и т.д. 2) Региональные и местные цены – регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению. Региональными являются закупочные цены на продукцию сельского хозяйства


Билет №18.

Функция цены, как критерия рационального размещения производства.

Функция цены, как критерия рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов труда, где норма прибыли более высокая. В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов на развитие производства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности. В таком случае капиталы приобретают форму торгового капитала. Вложение капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесцениванию средств, вкладываемых в эту сферу.



Билет №19.

Виды цен в зависимости от порядка возмещения потребителям транспортных расходов?

Различают несколько видов цен: 1)Цена в месте производства продукции – по этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения. 2)Единая цена с включением расходов по доставке – этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. 3) Зональные цены – выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. По мере удаленности зоны цена возрастает. 4) Цены, определяемые на основе базисного пункта – предприятие устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.



Билет №22.

Функция цены и ее характеристика?

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить 5 функций цены.

1.Учетная функция цены – определяется самой сущностью цены, т. е являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые делятся на количественные(ВВП, нац. доход,…) и качественные(рентабельность, производительность труда).

2. Стимулирующая функция цены – выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товара. Цена оказывает стимулирующие воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли.

3. Распределительная функция цены – связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода.

4.Функция сбалансирования спроса и предложения – выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства – с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов труда, где норма прибыли более высокая.


Билет №24,7.

Стимулирующая функция цены.

Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию. Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. Важное значение имеет стимулирование ценами научно-технического прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, повышении качества товаров, что позволяет значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов. Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления совершается путем ценовых мероприятий. Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж), а также путем использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий,системы договорных цен и т.д.



Билет №28.

Цена и спрос. Кривая спроса.

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

Объем спроса – это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение. На основе этого можно построить кривую спроса. По оси ОХ отложены объем продаж некоторого товара Х, по оси ОУ – цены на единицу данного товара. Кривая спроса DD раскрывает связь между ценой (Р) и количеством товара (Q), которое будет приобретено покупателем по даннойцене.


Билет №29.

Основные факторы, оказывающие влияние на уровень цен.

1)В большей степени на уровень и динамику цен влияет финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены оказывает изменение покупательной способности денежной единицы России. В экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. 2)Потребители товаров оказывают значительное влияние на принятие фирмой решения по ценам. Различают 4 категории покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках: а) покупатели, проявляющие большой интерес при выборе товаров к их ценам, качеству и ассортименту; б) покупатели, чутко реагирующие на «образ» товара; в) покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и готовы ради них заплатить более высокую цену за товар; г) покупатели, для которых важна не столько цена, сколько комфорт и удобство, представляемые товаром.

3) Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установление фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли.

4) На решение по ценам влияют и участники каналов товародвижения от производителя до оптовой и розничной торговли.

5) Важный элемент, влияющий на уровень цен – конкуренция.

6) конечная цена товара зависит от издержек на приобретение сырья, рабочей силы рекламу, охрану окружающей среды.



Билет №31.

Виды цен на строительную продукцию?

Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1)сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта. 2)Прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м полезной площади, 1 кв. м малярных работ и др.). 3) Договорная цена – устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками. Сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.


Билет №32.

Свободные цены и их характеристика.

Свободные цены – свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может влиять на эти цены лишь косвенно. Для этого вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.


Билет №33.

Эластичность спроса от цены. Формула коэффициента ценовой эластичности.

Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой величины. Другими словами, эластичность есть число, которое показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на 1 %.

Особую важность представляет эластичность спроса от цен, или ценовая эластичность, которая показывает реакцию величины спроса в ответ на изменение цены и определяет, на сколько процентов измениться величина спроса при изменении цены на 1%. Ценовая эластичность определяет чувствительность покупателей к изменению цен, с точки зрения количества товаров, которые они приобретают.

Степень ценовой эластичности определяют с помощью коэффициента эластичности Еd по формуле: Еd=(Q2-Q1/(Q1+Q2)/2))/(P2-P1/(P1+P2/2)). Где Q1,Q2 – объем продаж по старым (Р1) и новым (Р2) ценам.


Билет №35.

Учетная функция цены и ее экономическое содержание.

Учетная функция цены, или функция учета измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т. е., является денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели – валовый внутренний продукт, национальный доход, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др. Качественные показатели – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др. Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.


Билет №38.

Виды цен на новые товары и их характеристика.

При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий.

1.Цена снятия сливок. Согласно этому методу, с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене. Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей. Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов.

2.Цена проникновения на рынок. С помощью этого метода предприятие устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а также при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.


Билет №39.

Фиксированные цены.

Фиксированные цены – прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления. Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, замораживание рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике и т.д.).



Билет №43.

Цена и предложение. Кривая предложения.

В установлении рыночной цены одну из важных ролей играет предложение – количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. При высоких ценах продавцы выставят на продажу большее количество товара, чем при низких. Это происходит из-за стремления получить большую выгоду. Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях. Объем предложения меняется только при изменении цены.


Билет №46.

Этапы процесса ценообразования.

1.Выбор цели. Любая фирма должна определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определить цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену.

2.Определение спроса. Чем выше цена, тем ниже спрос. На величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяют потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и предпочтения.

3.Анализ издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, устанавливаемый фирмой. Валовые издержки производства определяют минимальную величину цены. Это важно учитывать при снижении цены.

4.Анализ цен конкурентов. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров.

5.Выбор метода ценообразования и установление окончательной цены. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара.

6.Установление окончательной цены. Предприятия-изготовители продукции исходят из условий конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или ниже уровня цены конкурентов.



Билет №47.

Характерные черты ценообразования на рынке чистой монополии.

На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частичная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость или установить высокую цену для ограничения потребления продукта. Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм. Известно, что повышение тарифов должно быть согласовано с местными властями. Фирме-монополисту не всегда выгодно прибегать к установлению высокой цены, этим она может привлечь конкурентов или вызвать государственное регулирование цен, что приведет к потери части покупателей.


Билет №