5. Мотивация
Под мотивацией понимаются:
- мотивы - опредмеченные потребности, делятся на внешние (положительные(высокосоциальные и узколичностные) и отрицательные) и внутренние,
- интересы
- потребности
- установки
|
- убеждения
|
|
Мотивация рассматривается как непосредственный источник активности и как источник направленности личности на предметы и явления действительности.
Условия формирования положительных мотивов в учебе у студентов
- Замеры и оценка текущего и итогового отношения к методическим приемам обучения, к способу действий с учебным материалом и к самому учебному предмету в целом (пилотное анкетирование)
- Градуировка целей обучения и планомерное знакомство с ними учащихся
- Регулярное знакомство студентов с методическими приемами, с помощью которых их обучают
- Привлечение к деятельности по овладению непрофилирующим предметом в ведущую деятельность, которая имеет для студента определенный личностный смысл и на основе этого раскрытие перед ним реальной связи целей учебной деятельности по освоению непрофилирующего предмета, мотивов ведущей деятельности (тем самым происходит сдвиг имеющихся мотивов на познавательные цели, которые ставятся в обучении)
- Предъявление в учебники такого учебного материала, который мог бы оказать эмоциональное воздействие на учащегося. (малоизвестные факты)
- Обеспечение учебного процесса достаточным количеством проблем и задач, которые активизируют мыслительную деятельность студентов
- Организация процесса активного преобразования самим учащимся объекта усвоения.
- Обеспечение ориентации студентов как на способы собственно учебной деятельности, так и будущей профессиональной деятельности
- Обеспечение ориентации учащегося на способы самостоятельного приобретения знаний, навыков и умений. Формирование внутренней потребности в саморазвитии. (дифференцированные дополнительные задания)
- Обеспечение возможностей осуществления самоконтроля и адекватной самооценки, стимулирующей положительную мотивацию, сознательность и активность учащегося.
- Обеспечение подкрепления успеха
- Установление межличностного общения преподавателя и студента между собой в обстановке сотрудничества и партнерства на основе диалога, обеспечивающего взаимопонимания. Должна быть радость общения для усвоения программы