5. Мотивация

Под мотивацией понимаются:

- мотивы - опредмеченные потребности, делятся на внешние (положительные(высокосоциальные и узколичностные) и отрицательные) и внутренние,

- интересы

- потребности

- установки

Мотивы

 
- отношения

- убеждения

Внешние (зависят от факторов учебной деятельности)

 

Внутренние

(знания, учебная деятельность)

 
- идеалы



 






Мотивация рассматривается как непосредственный источник активности и как источник направленности личности на предметы и явления действительности.

Условия формирования положительных мотивов в учебе у студентов

  1. Замеры и оценка текущего и итогового отношения к методическим приемам обучения, к способу действий с учебным материалом и к самому учебному предмету в целом (пилотное анкетирование)
  2. Градуировка целей обучения и планомерное знакомство с ними учащихся
  3. Регулярное знакомство студентов с методическими приемами, с помощью которых их обучают
  4. Привлечение к деятельности по овладению непрофилирующим предметом в ведущую деятельность, которая имеет для студента определенный личностный смысл и на основе этого раскрытие перед ним реальной связи целей учебной деятельности по освоению непрофилирующего предмета, мотивов ведущей деятельности (тем самым происходит сдвиг имеющихся мотивов на познавательные цели, которые ставятся в обучении)
  5. Предъявление в учебники такого учебного материала, который мог бы оказать эмоциональное воздействие на учащегося. (малоизвестные факты)
  6. Обеспечение учебного процесса достаточным количеством проблем и задач, которые активизируют мыслительную деятельность студентов
  7. Организация процесса активного преобразования самим учащимся объекта усвоения.
  8. Обеспечение ориентации студентов как на способы собственно учебной деятельности, так и будущей профессиональной деятельности
  9. Обеспечение ориентации учащегося на способы самостоятельного приобретения знаний, навыков и умений. Формирование внутренней потребности в саморазвитии. (дифференцированные дополнительные задания)
  10. Обеспечение возможностей осуществления самоконтроля и адекватной самооценки, стимулирующей положительную мотивацию, сознательность и активность учащегося.
  11. Обеспечение подкрепления успеха
  12. Установление межличностного общения преподавателя и студента между собой в обстановке сотрудничества и партнерства на основе диалога, обеспечивающего взаимопонимания. Должна быть радость общения для усвоения программы