Введение


     Болота занимают огромные территории суши во всем мире. По последним данным площадь болот составляет 350 млн. га. В России площадь болот занимает около 10% . Значительная их часть находится в Московском регионе.

Еще с давних времен болота были покрыты таинственностью и различными мифами о потусторонней силе: оборотни, водяные, черные омуты и т.д. На данный момент всем этим тайнам о «черной» силе болот нет места в нашем научном и высокотехнологичном мире.

Но и до сих пор нет универсальной работы, в которой был бы освещен полный комплекс экологической характеристики болот.

Болота представляют научный и практический интерес. Они являются хранилищем такого органического вещества как торф. Торф – это не только запасы энергии и органического вещества, но и хранитель информации о растительности и климате прошлых лет.

В естественном состоянии болота являются хранилищами ягод, лекарственных трав, грибов и других растений. Болота так же играют большую роль в гидрологии почв.

Актуальность проблемы и определила мой выбор темы дипломной работы «Ландшафтно-экологическая оценка болот Московского региона».

Цель дипломной работы – исследование болотного комплекса и перспективы его использования.

Объект и предмет исследования – болота Московского региона.

Практическая значимость: материал может быть использован на уроках географии  и биологии в средней школе.

Задачи дипломной работы

1. Ознакомиться с фактором болотообразования и особенностями различных типов болот

2. Составить географическую (пространственную) характеристику, распределение болот по Московскому региону.

3. Выяснить в каких целях в народном хозяйстве используются болотные комплексы и перспективы их использования.


ГЛАВА 1. РОЛЬ БОЛОТ В ИЗУЧЕНИИ БИОСФЕРЫ.


РАЗДЕЛ 1.1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БОЛОТ.

Чтобы представить историческое развитие болот, необходимо вернуться на несколько веков назад и представить себе огромный ледник­, который называли Валдайский. Последнее оледенение происходило 12000 лет назад. Многие тысячелетия огромные территории, прилегающие к Волдайской возвышенности, были покрыты льдом мощность, которого достигала 1-2 км. Ледник обладал огромной массой и производил столь сильное давление на ложе кристаллического щита, что в котловине Балтийского моря оно прогибалось до 2500 м.

Затем происходят глобальные изменения климата, которые способствовали быстрому таянию ледника за счет повышения температуры. В результате этого за короткий срок полностью исчезли ледниковые покровы с огромных площадей северного полушария. Талая вода частично задерживалась в низинах и ложбинах, оставленных отступающим ледником. Некоторая часть талой воды попала в Мировой океан. Следствием этого стало изменение очертаний ландшафта, линии побережья и преображение растительного покрова. Эти изменения произошли в, так называемы, позднеледниковый период.

     Неустойчивый климат, принося то тепло, то холод, способствовали частой смене флоры. Теплее - и появились островные леса. Холоднее - и вновь господствовали тундры. Интересным явлением считалась гиперзональность, то есть отсутствие природных зон. Если сравнивать климат позднеледникового периода с современным, то можно увидеть, его схожесть с климатом северо-востока Сибири. В процессе таяния льды быстро изменили характер ландшафтов. Отступивший ледник оставлял после себя безжизненные озера и различные отложения, накопленные непосредственно ледниками при их движении и выпахивания ложа; по составу очень разнообразны (от сушняков до валунов), не отсортированы, содержат гальки и валуны с ледниковыми шрамами и полировкой. В зависимости от условий образования различают Морены поверхностные, основные, донные, боковые и др.

     Освобожденные ледником листы постепенно заселились своеобразными растительными комплексами - пригляциальными, то есть приледниковыми. Такие ландшафты были почти безлесными, лишь изредка встречались отдельные островки леса. Открытые пространства заселились лебедой и полыней, кохией и тереканом, карликовой березой и дриадой, эфдерами и плаунком плаунковидным. Сейчас таких сочетаний растений мы уже не встретим. Некоторые из них прижились на засоленных морских побережьях, другие - в тундре, третьи на болотах, четвертые в степях и пустынях. Те немногие рощицы были сложены в основном елью. Благодаря своей поверхностной корневой системе она смогла приспособиться к жизни на вечной мерзлоте. Еще одним деревом способным выжить в этих трудных условиях, оказались березы, в кустарничковом покрове было много различных ив, а в травяном -- плаунов.

      Последнее похолодание произошло около 10000 лет назад. После него настало потепление, с которым появилась и быстро распространилась жизнь. Мертвые болота быстро зарастали водными и водно-болотными растениями, захватывающими все новые и новые территории.

В. Варламов, описывая предысторию образования болот, сказал:

“Отступивший ледник оставил после себя озера, каменные чаши, заполненные хрустальной водой. Затем хрусталь начал мутнеть, а ветры сыпали в него пыль, споры, семена. Образовались донные отложения; сначала это были песок и глина, скучные мергли ((немецкий Mergel), осадочные горные породы, от известняков и диломитов к глинистым породам; содержат 50-80%  CrCo3  и MgCo3 , 20-50% глинистого материала. Применяется в цементном производстве и как строительный материал). Потом добавилось более интересное, останки мельчайших водных обитателей планктоны. Все гуще сыпался планктонный дождь из водной толщи на дно, спрессовываясь в остатки год за годом, век за веком, образуя сложную по своему составу - сапропель. А с берега уже двигались растения, регулярные войска, неспешно и неотвратимо сжимающие зеленое кольцо на поверхности озера. И они, в свою очередь, закончив земные дела, чередой отмерших поколений опускались на дно”.

Надо сказать, что прослеживается вполне логичная связь между ледником, и образовавшимся после него озерами, которые в течение определенного количества времени зарастали и превращались   постепенно в болота. Ледник не только образовал ложбины и котловины, в которых растаявшая вода задержалась, но и принес массы глины и песка значительным образом изменившие структуры почв, в местах его раннего распространения - Водно-болотная растительность постепенно сделала свое зеленое дело, завоевав водные пространства (камыш, тростник, кувшинки, рдесты   (род многолетних водных трав семейства рдестовых. Около 100 видов по всему земному шару; в бывшем СССР свыше 40 видов, образующих заросли в водоемах. Многие виды пищи для животных и рыб)). Этот процесс продолжается и по сей день.    

     Накапливающийся торф удерживал большое количество влаги  и тем самым способствовал заболачиванию территорий. Чем большее влияние оказали ледник и теплые воды на формирование равнинной поверхности, тем более подходящие условия образовывались для возникновения и развития болот. Больше всего болот образовалось в местах максимального оледенения: в Финляндии, Швеции, Канаде. В России - Западно-Сибирская низменность, Архангельская область, Коми, Карелия, в Мещерской низменности, в Белорусском Полесье

     Растительность на земле появилась много миллионов лет назад. Отмирая, растенья оставляли после себя следы в каменном угле, в известных и других отложениях сохранилось множество отпечатков стеблей, семян и листьев. Массы пыльцы и спор ежегодно осыпались, погребались все новыми слоями осадков, год за годом, век за веком.

  В начале восемнадцатого века, когда технический прогресс позволил улучшить оптику, был сделан целый ряд открытий, который позволил рассмотреть в странных красивых зернах, найденных в торфе пыльцу и споры древних растений. Но только в 1936 г. появились первые упоминания об ископаемой пыльце. Родителем полинологии считался В.С. Доктуровский, определивший пыльцу путем выделения ее из торфа.

  “В московских торфяниках и нижних слоях торфа найдены березы, осины, ивы; выше находятся слои, содержащие сосну. Можно предполагать, что сосны в Московском районе, как и  в западном районе, появилась позднее первых трех древесных пород”.

“В губерниях Новгородской и других в торфе находятся остатки дуба в тех местах, где он теперь редок. Это не может не свидетельствовать о том, что климатическим условием при прежнем распространении его на севере были значительно лучше настоящих”.

     В дальнейшем эту науку развивали и применяли на практике результаты исследований разные ученые, академики и т.д. Академик Сукачев В.Н. назвал свойство пыльцы и спор накапливаться и сохраняться в осадках “великим даром природы”, так много этот метод может дать.

РАЗДЕЛ 1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛОТ.

Болота это сложные экосистемы для которых не существует на данный момент единой классификации. С точки зрения ботаники - по растительности, почвоведения и торфоведения - по торфу, гидрологии - по характеру питающих вод, геологии - по принадлежности к тому или иному рельефу или особенности ложа.

По комплексу этих признаков болота делятся на три крупные группы: незинные, переходные и верховые.

Как правило, первым появляется низинное болото, затем переходное, а уж потом верховое.

Варламов В. писал: “как и все живое, болото рождается, мужает, старится... Но судьба в виде условий внешней Среды, сильно сказывается на его обмане и на том, сколько ему на веку отпущено”.

Основные стадии развития болот.

Первая стадия.

“Озера природные водоемы в углублениях суши (котловинах), заполненные в пределах озерной чаши (озерного ложа) разнородными водными массами и не имеющие одностороннего уклона. Котловины озер по происхождению делятся на тектонические, ледниковые, речные (старицы), приморские (лагуны, лиманы), провальные (карстовые, термокарстовые), вулканические (в кратерах потухших вулканов), завально-запрудные, искусственные (водохранилища, пруды). По водному балансу озера делятся на сточные и бессточные; по химическому составу воды - на пресные и минеральные.

Это не маловажно, так как в озера огромное количество минеральных веществ доставляется грунтовыми или надземными водами, а органика (плюс минеральные вещества) приносятся с водами берегового смыва и родниками (грунтовый тип питания).

Минерализация воды, насыщение воды неорганическими (минеральными) веществами, находящимися в виде, как ионов, так и коллоидов.

В процессе жизнедеятельности растений и животных на дне озер образуется вещество, называемое - сапропель, органические илы, состоящие в основном из органических веществ и остатков водных организмов. Сапропель используется как удобрение. Растения по берегу водоема (деревья, кустарники) соответствуют типам, находящимся в данной местности. Но водные и водно-болотные растения (камыш, тростник, кувшинки, рдесты) уже начинают делать свое дело.

На этой стадии еще заметны представители рыб, рыбообразных, моллюсков и т.д. Можно разглядеть и планктон, особенно обильно размножающийся в период весеннего перемешивания воды, когда температура ее способствует процессам размножения, а количество кислорода достигает наиболее высокой отметки (кислорода, растворенного в воде).

Доктуровский В.С. писал: “От краев берегов озера водноболотная растительность постепенно подвигается к середине водоемов... оставив в центре их лишь небольшое озеро, которое вместо берегов с минеральной почвой окружено торфяником...”

Вторая стадия развития.

Здесь формируется слой низинного торфа (он объединяет 24 вида), преобладание болотных растений. Границы торфа и сапропеля совпадают. Атмосферное питание поддерживает слабый смыв с берегов и способствует заболачиванию путем пополнения водой верхнего слоя. Процессы испарения ничтожно малы по сравнению с процессом поступления воды из грунта и атмосферы.

Поступление воды из грунта может быть нарушено частично, но чаще преобладает постоянное. Этот процесс способствует разрастанию болота, которое постепенно увеличивает свой обьем. Но объем из-за нарастания торфа, который в свою очередь является основной причиной увеличения объема болота.

Торфообразование протекает в пределах торфяного слоя. Этот слой находится наверху (0,2 -0,7 м) торфяной залежи.

При высоком стоянии воды возникают анаэробные условия и процессы разложения замедляются.

Третья стадия.

На этом этапе развития вид болота вполне сформировался, то есть мы уже можем определить какое это болото: низинное, переходное или верховое. Рассмотрим для примера низинное болото. Итак, перед нами сформировавшееся низинное болото. Слой низинного торфа, накопленного в процессе роста болотного ландшафта достаточно высокий. Растительный покров широко представлен болотными растениями, описанными выше. Представители деревьев - ель и береза, распространяются по поверхности болота. Слой сапропеля значительно увеличен. Прослеживается граница между торфом и сапропелем с взаимопроникновением. Атмосферное питание приносит кислород и способствует заболачиванию территорий. Поступление воды из грунта в одних случаях поддерживает, а в других способствует увеличению объема болота. Процессы испарения замедлены. Сплошной растительный покров удерживает влагу. Процессы роста преобладают над процессами разложения. И в этом смысле болота по продуктивности (ее отношению к процессам разложения) стоят на одном из первых мест.

Основные типы болот и их характеристики.

Низинные болота.

Низинные болота получают богатое питание минеральными веществами за счет подземных грунтовых вод. Отсюда и второе название низинных болот - евтрофные.

В.С. Доктуровский писал: “болота по своему составу резко разделяются на низинные или травяные и моховые (выпуклые боровые). Первые покрыты густой травяной растительностью, одеты шиповыми зелеными мхами (сфагнум, гипнум) и развиваются главным образом в широких домнах рек и топи, где разливы реки позволяют воде распространяться за десятки верст от ее русла; таковы болота Сев. Двины, Полесья (реки Припяти, “Пинские болота”) - вне границ былого распространения ледника”.

Любой тип болот в своем развитии проходят ряд стадий, в том числе и низинные.

Они получают обильное питание грунтовыми или подземными водами, родниками, атмосферными осадками. В связи с этим большое количество минеральных веществ, приносимых этими источниками, способствуют росту евтрофных растений (греческое ев, или ец, - “хорошо”, торф - “пища”); отсюда и второе название низинных болот, о чем собственно уже упоминалось ранее, евтрофные.

Среди растений низинных болот обитают: осоки, вахта, тростник, хвощ, пушица многоколосковая, вейник, гипповые мхи, горец зеленый, сабельник, вех ядовитый, таволга вязолистая. Что касается деревьев то в их состав входят: сосна, береза пушистая, ель, ольха черная. Есть и кустарники. Эти растения образуют различные сочетания - растительные сообщества (фитоценозы). Сменяются поколения, погибают растения им на смену вырастают новые, а из их неразложившихся остатков накапливается вещество под названием - торф.

Необходимо также отметить, что процессы испарения уменьшаются от стадии к стадии.

                            Верховые болота.

Верховые болота получили свое второе название олиготрофные от греческого олиго - “незначительный”. Это бедные болота. Растительность получает совсем незначительные количества питательных веществ, которые поступают за счет атмосферного питания в виде дождя или снега.

Главными растениями олиготрофных болот можно считать сфагновые мхи. Обычно около 10 видов. Кроме того, здесь много кустарников: багульник, вереск, кассандра, вороника, карликовая береза. Из трав можно отметить: пушицу, шейхцерию, пухонос, очеретник, круглолистную росянку.

Из олиготрофных растений образуется бедный торф - верховой. Но под слоем верхового может находиться и более богатый переходной, а еще ниже -  низинный. Есть и другие сочетания: прямо на низинном торфе - верховой.

Свое название “Верховые” они получили потому, что они часто встречаются на водоразделах (наверху).

Торф, образуемый на верховых болотах объединяет, 11 видов. Их главная общность состоит в бедности минеральными веществами (солями), высокой кислотности и слабой степени разложения.

На первой стадии развития болота мы видим чисто атмосферный вид питания (бедный). Слой низинного торфа под слоем сфагновых мхов и болотной растительности. Процессы испарения не значительны по сравнению с поступающими через атмосферу водными массами, а, следовательно, происходит процесс заболачивания местности. Деревья, в данном случае, представлены березой.

На второй стадии мы видим слои переходного торфа, граничащего с низинным (внизу) и верховым (вверху). Имеет место, и болотная растительность в процессе жизнедеятеольности которой образуется верховой торф. Хорошо заметна и тенденция к увеличению объема. Слой сфагновых мхов покрывает площадь болота. Процессы испарения малы по сравнению с процессами увлажнения.

Рассматривая третью стадию, мы видим сформировавшееся олиготрофное болото, характеризуемое атмосферным типом питания, болотным слоем верхового торфа и покрытое слоем сфагновых мхов. Болотная растительность практически отсутствует из-за бедности этих мест питательными веществами. Деревья представлены, в данном случае, сосной. Процессы испарения аналогичны первой и второй стадиям.

                             Переходные болота.

Переходные болота имеют и свое второе название - мезотрофные (греческое мезо - “середина”). Эти болота совмещают в себя черты предыдущих двух типов, то есть низинных и верховых. В процессе питания мезотрофных болот участвуют и осадки (дождь, снег) и грунтовые воды. Но последнее поступают обедненными. Иногда можно встретить переходные болота только с грунтовым типом питания. На мезотрофных болота можно встретить евтрофные, олиготрофные и типично мезотрофные растения. Они образуют переходный торф, ниже которого начинается низинный.

Эта классификация построена на критерии торфяности вод болота.

Если мы рассмотрим первую стадию развития болота, то мы увидим хорошо сформированный слой сапропеля, тонкую прослойку низинного торфа, образованную в процессе жизнедеятельности болотных растений. Грунтовое питание осуществляется постепенно. Деревья, в данном случае, представлены березой.

На второй стадии прослеживается значительное увеличение слоя низинного торфа и образование почек сформированных мезотрофными растениями. Уровень сапропеля практически не изменен. Питание грунтовыми водами  осуществляется с прерыванием. Деревья расположены на берегу болота и представлены, в данном случае, березой.

На третьей стадии обнаруживаются, хорошо заметные на схеме, почки, образованные мезотрофными растениями. Заметны изменения в грунтовом питании. Питание постепенно прекратилось и важная жила атрофировалась. В этом случае дальнейшее питание минеральными веществами будет осуществляться при помощи атмосферных осадков (дождь, снег) необходимо отметить, что этот тип питания один из самых бедных. В остальном третья стадия схожа со второй стадией. Процессы испарения значительно низкие в отношении процессов увлажнения. Это способствует дальнейшему заболачиванию в первой и второй стадиях, а в третьей стадии благоприятно воздействует на рост растительных   сообществ.



РАЗДЕЛ 1.3. ТОРФ.

В процессе зарастания “мертвых” озер, оставшихся после отступления ледника в ложбинах и низинах, наполненных талой водой, отмирающие растения накапливались, подвергнувшись неполному разложению. И как сказано уже выше эта масса удерживала большое количество влаги и способствовала дальнейшему заболачиванию территорий, образуя обширные площади непроходимых топей, с зеркальцем воды посередине. В.С. Доктуровский писал: “В прежнее время озер было больше; лишь постепенно, в течение длинного ряда веков эти озера начали зарастать и превращается в болота. От краев берегов озера водноболотная растительность постепенно подвигалась к середине водоемов и этот ход зарастания озер, начавшийся давно продолжающийся и теперь, уничтожил много озерных площадей, оставив в центре их - взамен большого водного пространства лишь небольшое озерцо, которое вместо берегов с минеральной почвой окружено торфяником, то есть топким берегом, сложенным из накопившихся остатков растений сменявшихся одни другими”.

В этой работе В.С. Доктуровский также проводит краткое определение торфа: “Массы отмерших растений образуют то, что, обыкновенно, называют торфом”.

И.И. Лиштван, Н.Т. Король дают более полное определение: “Торф представляет собой органическую горную породу, образующуюся в результате неполного разложения растений в условиях повышенного увлажнения при недостатке кислорода. Торф состоит из растительных остатков и гумуса”.

С практической точки зрения добавляют так же: “Торф (немецкое torf), горючее, полезное ископаемое; образовано множеством остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Содержит 50-60% углерода. Максимальная теплота сгорания 24 мДж/кг. Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляция и др. Мировые запасы торфа составляют приблизительно 267 млрд. Тонн (1979)”.

                             Торфообразование.

В верхнем слое торфяной залежи (0,2-0,7 м) в пределах торфяного слоя, протекает процесс торфообразования. Торфообразование сравнительно короткий биохимический и физический процесс. Этот процесс происходит в периоды понижения уровня грунтовых вод. При высоком состоянии воды возникают анаэробные условия, при которых разложение замедляется.

Причины заболачивания суши одинаковы для всех типов болот: нарушение баланса влаги в почве вследствие превышения ее притока над испарением. Перенасыщение почвы влагой заметно ухудшает процессы аэрации, затрудняет дыхание корней растений и замедляет жизнедеятельность почвенных беспозвоночных животных и микробов, а также вызывает оглинение грунта и способствует, тем самым, накоплению малоразложившегося органического вещества, то есть торфа. Это количественные изменения. К качественным изменениям относится такой показатель, как трофность. Вода богата кальцием, магнием, железом и другими катионами и анионами. И если количественные изменения способствуют заболачиванию, то качественные определяют экологический характер этого процесса интенсивность обмена веществ и энергии в болотных биогеоценозах.

Богатство воды, питающей болота, определяется ее природой. Питание может осуществляться из атмосферы и из грунта. Необходимо отметить ведущую роль грунтового питания, так как наиболее богаты грунтовые воды, наиболее бедны атмосферные.

“Грунтовые воды различаются по содержанию кальция и других элементов в зависимости от состава и свойств геологических отложений земной коры, в которых “формируются водоносные горизонты”.

Богатство вод минеральными веществами (карбонатом, бикарбонатом кальция и т.д.) приводит к нейтрализации гуминовых кислот и связыванию их в гуматы кальция. Низкая кислотность почвы и хорошая обеспеченность ее питательными веществами обусловливают формирование специфических, “евтрофных”, растительных сообществ и развитие в более аэрируемом верхнем горизонте почвы довольно многочисленной фауны и микроорганизмов. В периоды летнего понижения уровня почвенно-грунтовых вод жизнедеятельность беспозвоночных, микробов и грибов в почве активизируется, в связи с  чем возрастает интенсивность гумификации торфа, обогащение почвенного слоя доступными растениями азотом и зональными элементами, а фитоатмосферы углекислотой. Все это благоприятствует развитию растительности.

“При заболачивании почвы под влиянием атмосферных вод образуются подвижные гуминовые и фульвокислоты. Из-за резкого недостатка катионов Са и Мg (pH 2.6-3.0), что вместе с недостатком других зольных элементов препятствует распространению и деятельности беспозвоночных и микробов, различающих растительные остатки. Благодаря этому мощность слоя малоразложившегося сфагнового торфа быстро вырастет, а прежняя растительность все более угнетается и вытесняется гидрофильными сообществами переходных и верховых болот, довольствующимися малым количеством питательных веществ, поступающих  с атмосферными осадками”.

Степень богатства воды, питающей болота, различна. В связи с этим и разнообразием характеризуется растительный покров низинных болот. Это разнообразие отражает экологические условия существования растительности, являющиеся следствием динамики всего болотного биоценоза.

Растительный покров верховых болот отличается меньшим разнообразием, вследствие того, что атмосферное увлажнение не создает существенных различий в питании растений. Разнообразие фиртоценозов определяется режимом влажности, то есть изменением водного уровня и аэрации на протяжении всего вегетационного периода.

Ботанический состав, степень разложения, кислотность, зольность, теплопроводная способность - являются основными характеристиками торфа.

Ботанический состав - одно из основных свойств торфа. Им определяются его характеристика и вид.

Степень разложения - процент соотношения не разложенных растительных остатков и гумуса определяется гидромерно или глазомерно под микроскопом, а в последнее время методом измерения объема осадка при центрифугировании.

Степень разложения торфа зависит и от особенностей болотных местообитаний:

I. Обильное увлажнение.

1. Годовые и сезонные амплитуды уровней болотно-грунтовых вод относительно поверхности болота на одном и том же участке составляют приблизительно 30-100 см.

2. Глубина зависит от:

а) количества и годового распределения осадков;

б) интенсивности испарения.

в) скорости стекания воды.

3. Влажность верхнего горизонта торфа изменяется в зависимости от времени года 92-45%.

II. Недостаток кислорода (O2).

1. В верхнем слое торфа содержится от 0 до 12 мг/л кислорода.

2. Обусловливается:

а) избытком влаги;

б) слабой проточностью;

в) большими затратами кислорода (О2) на окислительные процессы, происходящие в верхних слоях торфяной залежи.

III. Низкая теплопроводимость.

1. Летом уже на глубине 25 см суточные колебания температуры (t0) почти не находят отражения. Температура почвы на этой глубине в несколько раз ниже, чем на поверхности.

2. Обусловливается:

а) физическими свойствами торфа, связано с его пористостью (особенно характерно для сухих, пористых, слаборазложенных торфов).

IV. Бедность азотом (N2) и минеральными  веществами.

                                                                                  Таблица 1.

Главный источник

Тип болота

атмосферные осадки

атмосферная пыль

Верховое

атмосферные осадки,

атмосферная пыль,

речные и поверхностно 

сточные воды

Низинное

и

Переходное


ГЛАВА 2.

РАЗДЕЛ 2.1. Природное и эколого-географическое положение региона.

Московская область включает в свою территорию столицу нашей родины Москву и вместе с ней составляет так называемый Московский столичный регион, по уникальности природохозяйственного и исторического значения не имеющий себе равных в Российской Федерации.

Московская область расположена почти в центре Русской равнины, где перекрещиваются меридиан 38ов.д. с параллелью 56ос.ш. Площадь ее составляет 47 тыс. км2, что соответствует всего 0,5% территории нашей страны, в то же время ее население превышает 15 млн. человек. Средняя плотность населения 335 чел/км2с максимальной - в Балашихинском районе (до 1541 чел/км2),что почти в 40 раз превышает эту величину по России. Расстояния между крайними западной и восточной, северной и южной точками области равны примерно 300 км, однако на ее территории могли бы разместиться некоторые европейские государства, такие как Швейцария, Дания, Бельгия, Нидерланды. Московская область граничит на севере с Тверской и Ярославской, на востоке - с Владимирской и Рязанской, на юге - с Тульской и Калужской, на западе - со Смоленской областями.

По отношению к природным зонам столичный регион находится на стыке лесов и лесостепей. Это определяет значительное разнообразие его ландшафтов. Подмосковье отличается от многих других территорий страны “умеренностью” природных условий. Зимой здесь не так часты сильные морозы, лето обычно не столь знойное. На просторах области нет гор и бескрайних низменностей. Рельеф территории определяется грядами невысоких холмов, широкими долинами рек, оврагами с небольшими водопадами. В целом для области характерен равнинный рельеф с чередованием возвышенностей и плоских равнин, где перепады абсолютных высот составляют от 100-200 до 210-310 м а.в. над уровнем моря.

В значительной мере на ландшафты региона оказывает влияние густая речная сеть и обилие озер. Здесь насчитывается более 2 тысяч рек общей протяженностью почти 10 тыс. км. Более 350 крупных озер имеют площадь водной  поверхности 8 тыс. га. К ним необходимо добавить целый ряд крупных водохранилищ - Можайское, Рузское, Истринское и др., - построенных на реке Москве и судоходном канале им. Москвы.

Московская область продолжает оставаться лесным краем - около 40% ее территории покрыто лесами, занимающими около 2 млн. га. В них мрачноватые ельники сменяются светлыми березовыми рощами с пестрым ковром трав по полянам. На зеркальной глади многочисленных озер отражаются высокоствольные сосны и ольха, постоянная спутница увлажненных мест. Повсюду многочисленные поля, засеянные различными культурными растениями: картофелем, пшеницей, гречихой, рожью, кукурузой.

В настоящее время разграничение между понятиями Московская область и Подмосковье утратило смысл и они стали употребляться как синонимы, тогда как раньше под термином Подмосковье имелись ввиду лишь ближние подступы к Москве. С появлением железных дорог границы Подмосковья как бы отодвинулись от на 30-40 км, а с переводом железных дорог столичного узла на электротягу они практически слились с границей области.

РАЗДЕЛ 2.2. Болота как накопители загрязняющих веществ.

Торф, добываемый на болотах, используется как топливо или удобрение. Торф - прекрасный сорбент тяжелых металлов и других загрязняющих веществ. Традиционно сухой торф применяется в качестве теплоизолятора. Из мало разложенного   типфа можно получать грубую бумагу, картон, половики и даже легкие ткани. Потеря болотных торфяников, а это больше всего происходит из-за их осушения - это утрата ресурсов,  на возобновление которого требуются тысячелетия.

Особую ценность представляют собой верховные болота и осушать следует, как считают специалисты, в основном минеральные в разной  степени окисленные почвы, избыточно увлажненные с дерновым малоразвитым торфянистым горизонтом.

Анализируя химический состав проб воздуха современной атмосферы, мы не можем с уверенностью сказать, какая часть веществ, присутствующих в воздухе, имеет природное, а какая - техногенное происхождение. Это связано с тем, что в настоящее время не только в Подмосковье,  испытывающем сильную техногенную нагрузку, но даже на всей планете не сохранилось мест с природным геохимическим фондом атмосферы. На Земле исчезла “нулевая точка отсчета” степени техногенного загрязнения атмосферы.

Однако в Подмосковье есть природные объекты, записывающие информацию об изменении чистоты атмосферы во времени - как в прошлом, когда загрязнения, связанные с деятельностью человека, отсутствовали, так и в историческое время. Это верховые болота. Они образуются на водоразделах и питаются только атмосферными осадками. Напочвенный покров мхов в водораздельных ельниках-зеленомошниках удерживает очень много атмосферной влаги. Сфагновые мхи, например, способны удерживать количество воды, в 36 раз больше своей биомассы. Связанное с этим переувлажнение почв препятствует проникновению в них атмосферного воздуха и создает тем самым анаэробную среду. Это, в свою очередь, затрудняет существование аэробных микроорганизмов. Кроме того, продукты жизнедеятельности мхов являются очень кислыми, что также неблагоприятно для микроорганизмов. Поэтому мох верховых болот становится практически стерильным, что, кстати, позволяло в годы Великой Отечественной войны при отсутствии медикаментов использовать сфагновый мох для стерилизации ран.

В результате отмирающий опад мхов и других болотных растений слабо разлагается и накапливается в полуразложенном состоянии. Новые порции опада перекрывают предыдущие. Так формируется толща торфа. Скорость накопления торфа на верховых болотах Подмосковья - около 1 мм/год. Новые поколения растений поселяются на более молодых слоях торфа, отрываются от грунтового  минерального питания и вынуждены питаться только за счет атмосферных осадков.

Недостаток минеральных веществ в жидких атмосферных осадках компенсируется атмосферной пылью, которая растворяется в кислых выделениях мхов. Важно также, что мхи как очень древние растения имеют безбарьерный тип поглощения элементов, то есть обладают низкой избирательной способностью при поглощение химических элементов из окружающей Среды. Поэтому мхи поглощают то, что выпадает на верховые болота из атмосферы, а то, что не успевает поглотиться растениями попадает в нижний слой торфа и прочно закрепляется в нем. Это происходит за счет исключительно большой сорбционной способности торфа. Его удельная поверхность достигает 200 м2/кг. Кроме того, над болотами воздух круглый год несколько холоднее, чем над окружающими их лесными массивами.

Торф Подмосковья накапливался практически непрерывно последние 10 тыс. лет со времени окончания последней ледниковой эпохи. Важно также то, что торф - прекрасный материал для определения возраста его слоев палеоботаническим и радиоуглеродным методами.

Все отмеченное выше позволяет использовать торф верховых болот в геохимическом мониторинге атмосферы.

Предпринятое нами изучение многих колонок торфа из разных районов,  в том числе  и из Подмосковной Мещеры, показало, что минимальное содержание зольных элементов, в том числе свинца, меди, цинка и др. - в слоях торфа глубже 1,5 м от поверхности. Эти слои образовались более 1,5 тыс. лет назад. Низкие концентрации минеральных веществ практически одинаковые для одних и тех же элементов в разных районах, позволяют считать это отражением общего низкого уровня загрязнения атмосферы того времени, отвечающего природному геохимическому фону. Расчета показывают, что скорость поступления свинца на болота из атмосферы составляла всего 0,01-0,5 мг/м2, тогда как в настоящее время она составляет 10-40 мг/м2 в год.

В слоях торфа, образовавшихся в последние 1,5 тыс. лет, во всех разрезах торфа лесной зоны Русской равнины отмечается сначала медленный, а в молодых слоях - более интенсивный рост содержания зольных элементов. Поскольку водный режим изученных болот в это время не менялся, можно считать, что эта особенность связана с ростом запыленности атмосферы. Последняя, очевидно, определялась миграцией орд кочевников в более южной лесостепной зоне и экспансией земледельческих племен с юга в лесную зону. При подсечно-огневой системе земледелия атмосфера загрязнялась золой растительности и почвенной пылью. Содержание последней возрастало с расширением площади пашни. Последующее развитие горнорудной промышленности, выплавка и обработка металлов еще больше усиливали поступление техногенных веществ в атмосферу в XIX веке, когда каменный уголь в большом количестве стал сжигаться в печах заводов в топках транспортных средств. В золе каменного угля особенно высока концентрация многих металлов.

Общая интенсификация техногенных процессов в XX веке, особенно во второй его половине, вызвала небывалые ранее масштабы загрязнения атмосферы. Вся эта история загрязнения атмосферы и была записана в соответствующих по возрасту слоях торфа верховых болот. Например, концентрация свинца в верхних горизонтах торфа по сравнению с природным фоном, зафиксированном в более глубоких его слоях, возросла в 20-30 раз. В удаленных от источников техногенного загрязнения торфяниках Нижней Печеры концентрация возросла только в полтора раза, а в торфяниках Нижнего Енисея она вообще не обнаружена. Примечательно, что рост загрязнения обнаружен в болотах так называемых “фоновых” территорий, удаленных от современных источников техногенного загрязнения на десятки километров.

Полученные материалы показывают, что верховые болота - перспективные объекты геохимического мониторинга для оценки прошлого природного геохимического фонда атмосферы и степени изменения его под влиянием техногенной деятельности человека.

Однако, как показали наши исследования, распределение концентрации кадмия по толщине верховых торфяников отличается от отмеченного выше распределения свинца, меди, цинка и ряда других элементов. Судя по материалам абсолютного возраста по радиоуглероду, высокие концентрации кадмия, кроме поверхностного слоя, отражающего последние десятилетия истории, приходятся также на 1,5, 3,0, 4,7, 6,2  тыс. лет назад и не сопровождаются параллельным увеличением концентрации свинца и других зольных элементов. Поэтому колебания концентрации кадмия нельзя связать с изменением интенсивности выпадения на болота почвенной или вулканической пыли. Из природных источников питания верховых болот только вещество метеоритов имеет концентрацию кадмия, на целый порядок превышающую в земном веществе. Поэтому периодические увеличения концентрации кадмия в отдельных слоях торфа по сравнению с природным геохимическим фоном можно связать только с интенсификацией выпадения с периодичностью примерно 1,5 тыс. лет космической пыли. Интенсивность этого выпадения менялась от 0,01-0,25 до 1-1,2 мг/м2 в год.

Таким образом, верховые болота могут быть использованы и для изучения истории  поступления на Землю космического вещества, причем с большим успехом, чем глубоководные осадки океанов лед Антарктиды.

Основной торфообразователь - сфагновый мох, так же как и торф, отличается исключительно высокой сорбционной способностью к металлам. Это свойство сфагнума использовалось также для сравнительной оценки загрязнения атмосферы разных районов г. Москвы. Для этого с поверхности одного из верховых болот Центрального лесного заповедника были отобраны образцы растущего сфагнума. Подсущенные и слабоуплотненные образцы, помещенные в нейлоновые сетки, подвешивались с наружной стороны метеобудок на высоте 2 м от поверхности земли. Такой эксперимент был поставлен на метеостанциях МГУ, Балчук и ВДНХ.

После снятия проб их параллельно контрольным образцам исходного сфагнума озоляли в муфельной печи при температуре 450оС. Зола подвергалась полному разложению плавиковой и азотной кислотами с последующим определением металлов атомно-абсорбиционным методом. Полученные результаты представлены в таблице 2. 

                                                                                                Таблица 2.

Концентрация металлов в образцах сфагнома (в мг/кг с. в.)

Металлы

Метеостанция

Контрольный образец

МГУ

Балчуг

ВДНХ

Цинк

495,80

135,80

252,50

37,22

Медь

8,92

17,13

9,55

2,33

Свинец

13,38

22,41

21,16

8,30

Кадмий

1,55

1,10

1,41

0,40

Кобальт

2,55

3,68

2,61

0,80

Никель

19,31

25,52

25,90

3,67

Хром

5,52

15,08

5,11

1,65

Железо

1169,65

2077,60

1171,95

389,18

Марганец

193,90

165,20

174,10

151,30

Зола, %

5

6,16

4,43

2


Коэффициенты концентрации металлов, рассчитанные как отношение содержания их в образцах сфагнума после экспонирования к исходному содержанию их в контрольном образце, показывают, что концентрация всех изученных металлов значительно возросла, как это показано в таблице 3.

 

    КОЭФФИЦИЕНТЫ КОНЦЕНТРАЦИИ МЕТАЛЛОВ В     ЭКСПОНИРОВАВШИХСЯ ОБРАЗЦАХ СФАГНУМА.

                                                                                                Таблица 3.

Метеостанция

Zn

Ni

Cd

Cu

Cr

Fe

Co

Pb

Mn

МГУ

13.4

5.3

3.9

3.8

3.4

3.0

2.8

1.4

1.3

Балчуг

9.2

7.4

7.0

5.2

4.6

3.6

3.0

2.4

1.1

ВДНХ

7.0

6.8

4.1

3.5

3.3

3.1

3.1

2.1

1.1


Наибольшие концентрации металлов, за исключением цинка, наблюдаются в центре Москвы, а наименьшие – на юго-западе города, что объективно отражает степень загрязненности воздуха всех этих районов Москвы в течение года. Эти материалы свидетельствуют о перспективности использования образцов сфагнума для оценки техногенной нагрузки приземных слоев атмосферы металлами.

Торф болот Подмосковья, как и других районов, выполняет еще одну важную глобальную функцию в экосфере Земли. Только в подсчитанных запасах торфа Московской области законсервировано около 250 млн. тонн углерода, ранее изъятого растениями болот из  атмосферы. Сжигание торфа или медленное его окисление при осушение болот приведет к возвращению углерода обратно в атмосферу, что может иметь, по крайней мере, два неблагоприятных экологических последствия. При окислении каждый атом углерода связывает два атома кислорода (СО2). Поэтому 250 млн. т. углерода торфа только Московской области свяжут около 660 млн. т. свободного кислорода атмосферы, даже естественное уменьшение концентрации которого в воздухе отражается на самочувствии большинства людей.    Во-вторых, образующаяся двуокись углерода приводит к возникновению в атмосфере парникового, или оранжерейного, эффекта, который способствует глобальному повышению температуры поверхности Земли.      

РАЗДЕЛ 2.3 УСТЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БОЛОТ.

Болота Москвы и Московского региона очень давно и интенсивно используются в народном хозяйстве. Человек использует природные ландшафты в своих целях, что естественно приводит       к крупным сдвигам в болотных комплексах. Помимо полного уничтожения или преобразования, болота могут претерпевать  изменения и без прямого влияния человека, если они расположены неподалеку от промышленных предприятий, городов, дорог, агроферм. Даже в заповедных местах болота испытывают косвенное влияние деятельности человека. Это влияние многосторонне: 1. мелиоративные  мероприятия при торфодобыче, сельскохозяйственном использовании вносят коренные изменения в экосистему болот. В результате чего, полностью прекращается процесс торфонакопления, нарушается установившейся гидрохимический баланс и формируется новый химический режим вод. Изменяется водный баланс рек. 2. Большое влияние на болота оказывают лесные пожары, если они повторяются через 20-30 лет, то возобновление древесного яруса и флористический состав болот становиться более скудным. Что мы и видим в Московском регионе. 3.болота подвергаются вытаптыванию это связано с посещением болот человеком, с целью сбора ягод и грибов.

Например, в Карелии можно сравнительно быстро рассчитать потерю ягод. Так, из 400000 га осушенных болот не освоено примерно 300000 га, из которых не менее 10%-ягодные. При среднем годовом урожае всех ягод примерно 50ц/га с 30000 га. мы ежегодно получали бы 1500 т. ягод, а с учетом потерь около 7500 т. ягод. Это не считая грибов и различных лекарственных трав. Плюс ко всему этому нарушение рекреационной значимости болот и потерю части генофонда растений (Гладкова,1974).

 Болта давно используют для сельскохозяйственных нужд. Для этих целей чаще всего используется:травяные евтрофные, травяно-моховые мезотрофные болота;на них создаются поля для кормовых культур и многолетних трав.

Широкое применение в сельском хозяйстве находит торф: из него готовят органические удобрения, торфяные горшочки под рассаду, субстратные торфоблоки, подстилку для скота, торфодерновые ковры, субстрат для газонов и т. д. Малоразложившийся торф применяется как изоляционный материал, можно получать грубую бумагу, картон. Торф используется и как топливо. В результате прогресса химической промышленности из торфа стало возможно получать различные органикопроизводные продукты, например:

-Воск, техническое значение которого растет из года в год

-Полукокс для технологического топлива при агломерации железных руд в черной металлургии

-Отощающие присадки к угольным плитам и топливные составляющие при изготовлении радиотопливных гранул в черной металлургии

-Гидролизное сырье

-Углеродные абсорбенты для разделения газов

-Углеродные волокна

-Активные угли и сорбенты

-Кормовые дрожжи

-Биологически активные вещества, применяющиеся в медицине

-торфощелочные реагенты, применяемые для проведения буровых работ

-Комплексные торфогуминовые гранулированные удобрения

-Наполнители пластмасс

Сферы применения торфа все больше расширяется. Особенно высокоэффективна комплексная переработка торфа. По сравнению с энергетическим использованием она дает в 15-20 раз больше прибыли. 

РАЗДЕЛ 3.3 ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БОЛОТ.

Болота выполняют большое количество экологических функций и, кроме того, являются крупными резервуарами пресных вод суши. Например, только в болотах Западной Сибири удерживается до 1000 км воды.

Водорегулирующая роль болот состоит в следующем; высоком содержании воды испарение с них идет примерно как с открытой водной поверхности, и при низкой обводненности   потери влаги в атмосферу резко снижаются, отсюда, во влажные годы ослабляются паводки на  питаемых болотами реках и в сухие годы несколько увеличиваются меженные расходы. Крупные болота выполняют важную противопожарную функцию, так как могут останавливать продвижение огня. Видовой состав болотных биоценозов.

В настоящее время характеризуется лишь в соотношении некоторых наиболее изученных групп и состоит из четырех царств органической природы:

1. Прокариоты.

2. Грибы.

3. Растения.

4.Животные.

                          Происхождение болотной природы                                                                                                             

по И.Д. Богдановской-Гиенев

а) Горное.

б) Водно-болотное.

в) Арктическое.

г) Таежное и др.

I. Виды, ведущие начало от теплолюбивых растений.

1) Теплолюбивые гидротрофные виды частично относящиеся к 

тропическим родам.

2) Виды арктотретичных лесных болот.

3) Виды пойменных лесов.

4) Виды гидрофильных олиготрофных лесов умеренно-теплых

областей.

5) Виды сходные с предыдущими по сформировавшимся вне

лесов, на песках и скалах.

6) Олиготрофные виды, сформировавшиеся в болотных моховых ценозах.

II. Виды, сформировавшиеся в горах.

7) Олиготрофные и евтрофные гидрофильные виды.

8) Гидрофильные травы и кустарники.

                             Флористический состав.

1. Сосудистые растения.

(приблизительно 150 видов).

а) Деревья (сосна, ель).

б) Кустарники.

в) Многолетние злаки и осоковые.

г) Многолетние травы.

д) Однолетние травы.

2. Мхи (приблизительно 80 видов).

а) Печеночные мхи.

б) Листо-стебельные мхи.

     Флоры болот разнообразны не только благодаря многообразию различающихся по происхождению видов, но и из-за широкой амплитуды экологических условий болот.

                             Сезонное развитие и разложение.

В течение года в умеренных широтах выделяются несколько фенофаз на болотных биоценозах.

1. Весенний буро-зеленый.

С момента стаивания снега до раскрытия почек и появления побегов. В зависимости от географического положения продолжительность этого аспекта различны.

2. Летний зеленый.

Его продолжительность от 1,5 до 4-х месяцев.

3. Осенний пестрый.

Сочетание цветов - желтого; красного; бурого; зеленого.

                           По срокам цветения.

На болотах сменяются аспекты цветения видов. Выделены четыре фенологические группы болотных видов:

1) Ранневесенние.

    АПРЕЛЬ

(пушица влагалищная, водянка).

2) Весенние.

     МАЙ

(карликовые березы, хамедафоне, андромида, черника, голубика,

морошка, багульник).

3) Раннелетние.

     ИЮНЬ 

(осока топяная, шейхцерия очеретник белый, белосерыльник, росянки, клюква, брусника).

4) Позднолетние.

     ИЮЛЬ-АВГУСТ

     (сабельник, росянка средняя, моберетник бурый, камнеломка

      болотная, тростник).

Большинство видов болотных растений относя к раннецветущим, это преимущественно многолетние травы - доминанты растительного покрова топяных местообитаний. Они начинают расти после спада талых вод. К весенне цветущим относятся в основном болотные кустарнички, занимающие более сухие местообитания и закладывающие цветные почки еще с осени предыдущего года, что обуславливает их более раннее цветение.

                          “По характеру цветения”.

3 группы:

1) Только семенами;

а) однолетние травы;

б) многолетние травы;

в) хвойные деревья.

2) Вегетативные и генеративные с преобладанием последнего.

3) Вегетативные.

И.Д. Богдановская-Гиенэф предложила различать среди болотных растений 3 группы:

1. Виды, встречающиеся в пределах их ареала только на болотах.

2. Виды, растущие и на болотах и на минеральных почвах в одном и том же районе.

3. Виды, которые в одних районах встречаются только на болотах, а в других и на болотах и на минеральных почвах.

Основные представители болотной флоры и фауны.

                                  ВОДОРОСЛИ

                         Две группы местообитаний:

1. Участки с постоянно открытой водной поверхностью.

2. Временно насыщенные водой субстракты мхи и др. высшие растения, а также мокрая поверхность торфа и ила.

- Переходными типами местообитаний являются мочажины и высыхающие (временные) водоемы.

                             Синезеленые водоросли.

- Не характерны для болотного комплекса так как большинство из них предпочитают умеренные температуры и нейтральную, или даже щелочную реакцию Среды.

                             Диатомовые и зеленые.

- Мало типичных для болот видов.

                              Жгутиковые водоросли.

- На болотах обитают не многие представители отделов эвгленовых, золотистых и пирофитовых  водорослей.

                              Красные водоросли.

 -Встречаются часто.

                                  ЛИШАЙНИКИ

                                  (Лихенофлоры)

Лишайников много на болотах:

- на первых евтрофитных стадиях развития болот их мало и относятся они почти исключительно к эпифитам. Растут на березе, ольхе.

- на переходных болотах

Эпигеиды (напочвенные виды)

Эпибриофиты (растущие на мхах)

- на верховых болотах

Эпигеиды и Эпибриофиты в большом количестве. Мало Эпифитов.

Лихепофлора различается зонально и провинциально.

Флора арктических болот мало отличается от флоры тундр.

Лихенофлора крупнобугристых болот состоит главным образом из типичных арктических видов.

Бореальные болота - состоят из: бореальных, субокеанических, мультирегиональных, арктоальпийских видов, но последних сравнительно мало.

                    Общее количество видов болотной лихепофлоры:

Накипных - 120

Листовых - 20

Кустистых -50 (всего 180)

Эпифитов - 140

Эпиксилов - 3 (растущих на голой древисине)

Эпибриофитов - 20 (растущих на мхах)

Эпигеидов - 60 (напочвенные виды)

                                    ГРИБЫ

Высокая влажность и недостаток кислорода, плюс высокая кислотность, низкая минерализованность, и другие свойства торфяного субстрата затрудняют развитие грибов на болотах.

Гафами грибов заселены только  поверхностные горизонты торфяного слоя.

Активными разрушителями сфагнума, и опада являются в основном базидиомицеты, в меньшей мере - ацидофильные виды. В более глубоких горизонтах встречаются дрожжеподобные грибы.

В верховных и переходных торфах видовой состав грибов представлен в основном специфическими микрообразователями и подстилочными сапротрофами, редко отличаются от такового в низинных торфах и на минеральных почвах. При осушении болот, так же как и на открытых пространствах, состав грибов заметно обогащается за счет заселения видами, связанными с древесными породами и их опадом.

Видовой состав грибов еще очень слабо изучен.

        Виды грибов встречающихся на болотах.

1. Сапрофиты опада.

Обитают на хвое сосны и на листьях различных деревьев.

2. Сапрофиты подстилки.

Макро и микро грибы.

3. Ксило сапрофиты.

Обитают на древесине сосны и на березе пушистой.

4. Сапрофиты травяного опада.

Обитают на пушице.

5. Сапрофиты мхов.

Обитают на мертвом сфагнуме.

6. Копротрофы.

Обитают на лосином помете.

7. Симбионты - микрообразователи.

8. Паразиты.



    












                              ЖИВОТНЫЕ

Из-за трудоемкости зоологических работ и отсутствия важных для хозяйства видов, фауны болот изучены слабо.

Представители макрофауны, особенно крупные млекопитающие и птицы связаны с обширными экосистемами и с ландшафтными подразделениями, куда входят как болота, так и окружающие их урочища - лесные и водные, природные и измененные деятельностью человека.

1. Млекопитающие.

Вообще нет видов, которые используют в качестве постоянных стадий безлесые болота. Облестные и лесные болота зачастую являются биотопами для зайцев, лосей, медведей, волков, кабанов.

На берегах болотных озер и рек можно повстречать кутору, бобра, водяную крысу, ондатру, енотовидную собаку.

2. Птицы.

Многие группы, даже целые роды предпочитают болотные биотопы, включая болотные озера, реки, топи. Из птиц тундровой и лесной зон - поганки (особенно серощечные), цапли, выпь, черный аист, лебеди, гуси, утки, тетеревиные, журавли, лысуха, камышница, пастушок, коростель, погоныш, ржанки, чибис, улиты, плавунчики, турухан, бекасы, веретенники, кроншнепы, чайки и др.

Из хищных птиц - луни, соколы (особенно сапсан), подорлики.

Из певчих птиц - с тростниковым зарослями болот связаны камышовая овсянка, камышовки и сверчки, с кустарниковыми зарослями - славки, жуланы, варакумы, дрозд - белобровик, луговой генот, с открытыми болотами - только коньки, полевой жаворонок и желтая трясогузка. Облесенные и лесные болота имеют в своем составе много лесных птиц: только на этих болотах можно встретить дуплогнездников, гнездящихся на кронах крупных деревьев, хищных и врановых птиц и др. Особенно следует отметить, что изолированные “островки” минеральной почвы среди болот, часто покрытые нетронутым сплошной рубкой лесом, являются последним убежищем для гнездовий таких редких в Европе птиц, как скопа, беркут, орлан белохвост.

3. Земноводные.

Для болотных водоемов характерны лягушки водяные, травяные, полевые.

4. Пресмыкающиеся.

На низинных болотах обычен уж, на верховых (особенно в осушенных и облесных) - гадюка и ящерицы живородящие.

5. Рыбы.

Либо отсутствуют, либо представлены карасем, очень редко другими.

6. Почвенно-беспозвоночные.

Виды беспозвоночных, населяющих болотные почвы, отличаются широкой экологической амплитудой и среди них мало специализированных к болотным условиям форм. Преобладают первичные разлагатели - панцирные клещи и коллеболы. Число олигохет, личинок двухкрылых и диплопод сравнительно не велико.

На начальных стадиях заболачивания в почвенном коллективе животных участвуют, как пресноводные (хиропомиды, типумиды, люмбрикулиды), так и почвенные беспозвоночные (личинки других групп двукрылых и олигохет).

На переходных болотах общее количество олигохет уменьшается, больше становится личинок двукрылых и мелких членистоногих, особенно панцирных клещей (орибатид).

На верховой (олиготрофной) стадии преобладают немногочисленные виды, мирящиеся с высокой кислотностью почв, плохой аэрацией и бедностью зольными элементами: общая численность и биомассы беспозвоночных снижаются. Здесь господствуют по числу особей орибатиды и коллемболы; личинок двукрылых и нематод сравнительно мало; среди мезофауны преобладают личинки щелкунов и мух-тахинид.




 








ГЛАВА 3

Важная форма учебного процесса при изучении школьного курса физической географии – экскурсии на природу.

Важность экскурсий заключается в том, что школьник получает возможность на практике усвоить изученное в классе и возможно по-другому взглянуть на родную природу (с научной точки зрения).

Слушая рассказ педагога, выполняя определенную практическую работу, непосредственно общаясь с природой (вне класса) ребенок учится бережно обходится с ней, учится осознанно пользоваться ее дарами. И, конечно же, экскурсия с точки зрения педагогики является довольно эффективным средством стимуляции интереса школьника к предмету. 

Как нам представляется, основная цель географических экскурсий в природу такова:

1.     Закрепление теоретических знаний, предусмотренных программой по географии.

2.     Привитие учащимся элементарных практических умений наблюдать за природными процессами и явлениями.

3.     Приобретение конкретных знаний о природе своего края.

 При этом необходимо соблюдать некоторые методические принципы. Объем заданий каждой экскурсии должен быть выполнимым, а их содержание увязано во времени с теоретическим курсом. Важно, чтобы при проведении географических экскурсий учитывались знания учеников, навыки наблюдений в природе, полученные в курсе природоведения. Очень важно также установить связи и с другими предметами, особенно с курсами ботаники и зоологии в программах которых предусмотрены 78 экскурсий в природу. Из теоретических вопросов географии, познание которых нуждается в практических работах на местности, важнейшие такие: а) формирование понятий о природно-территориальных (ПТК); б) научных основах их рационального использования и изучение сезонной ритмики природы. Именно эти два вопроса должны быть стержневыми в системе экскурсий по физической географии, тем более что усвоение каждого из них не может быть достигнуто одноразовой экскурсией. Постепенное формирование представление о ПТК как о сложных природных образованиях, обладающих различными свойствами и потому требующими дифференцированного подхода при их хозяйственном использовании, а также познание сезонной ритмики в развитии ПТК важнейшая составная часть всех экскурсий в природу. Только при этом условии содержание школьных экскурсий будет соответствовать современному уровню развития физической географии как учению о ПТК и закономерностях их развития.

Важно, чтобы экскурсии в природу могли вырабатывать у детей правильное представление о том, что вопросы рационального природопользования и охраны, природы можно решить лишь на базе учета взаимосвязей, существующих в природном комплексе, что воздействие на один из компонентов природы неизбежно скажется в той или иной степени на всем природно-территориальном комплексе. Недоучет этих взаимосвязей, а тем, более их игнорирование на практике может при вести к серьезным ошибкам и непоправимым просчетам.

Исходя из изложенного, в порядке опыта мы проводили с учащимися нескольких школ Москвы экскурсии во внеурочное время. В систему этих экскурсий были включены вопросы как программного, так и внепрограммного материала. При этом программные вопросы изучали в несколько иной последовательности, а в их содержание были внесены некоторые изменения и дополнения.

Так, например, программа V класса рекомендует во время осенней экскурсии ознакомить учащихся с процессами, изменяющими рельеф. Однако проследить за ними без двукратного посещения одного и того же участка местности практически невозможно. Нам представлялось более правильным выполнять это задание весной, а осенью проводить соответствующие измерения и закладывать реперы для того, чтобы весной можно было произвести повторные измерения и проследить интенсивность рельефообразующих процессов. К тому же необходимо помнить, что именно в весеннее время, в период снеготаяния, все рельефообразующие процессы получают наиболее широкое развитие (рост оврагов и карстовых воронок, сползание грунта на склонах, подмыв берегов рек, образование конусов выноса у оврагов и т. п.). Программа предлагает во время экскурсии составить описание одного из водоемов своей местности: реки, озера или болота. С нашей точки зрения, эта работа для начинающего изучать географию невыполнима: кроме механической работы (определения ширины, длины, глубины водного объекта), ничего другого пятиклассник в начале учебного года сделать не может. Для пятиклассника, не знающего тригонометрии, также сложно задание по определению крутизны склона с помощью самодельного эклиметра. Одновре­менно программа рекомендует провести ориентирование по Солнцу задание, ко­торое учащиеся выполняли в курсе при­родоведения. Кстати, отметим также, что программа этой экскурсии, с нашей точки зрения, слишком перегружена. Поэтому измерение ширины и глубины реки, а так­же скорости течения воды мы проводили во время весенней экскурсии.

 Выполнение заданий во время весенней экскурсии в V классе требует от учащих­ся знаний обо всех компонентах ПТК, кото­рых они к этому времени не имеют. Речь идет о таких компонентах, как почва и растительность. Полное представление о почве учащиеся получают лишь в VII классе, когда параллельно с географией начинают изучать химию, а понятие о рас­тительности как об определенном сообще­стве растений дают в курсе ботаники для VI класса. Поэтому содержание весенней экскурсии также нуждалось в некотором уточнении.

Руководствуясь изложенными теорети­ческими положениями и исходя из анали­за программы и конкретного опыта про­ведения экскурсий со школьниками, мы разработали систему экскурсий по физи­ческой географии для внеклассной рабо­ты. Всего рекомендуется провести шесть экскурсий. Цель первых четырех заклю­чается в изучении отдельных компонентов природы и выявлении наиболее простых, понятных детям взаимосвязей между ни* ми. Во время двух последующих экскур­сий дети проводят комплексное описание территории, при котором выясняют более сложные взаимосвязи между компонента­ми природы и природные комплексы.

 Система школьных экскурсий по геогра­фии во внеклассной работе

V класс

Время проведения экскурсии: осень.

Тема экскурсии: изучение геологического строения, форм поверхности и вод своей местности.

Содержание экскурсии:

1.     Определение относительных высот и глубин (холма, оврага, балки или речной долины) с помощью школьного нивелира.

2.     Описание геологического обнажения (местоположение, характеристика пород по слоям: мощность, условия залегания, минералого-петрографический и механический состав, цвет, плотность) и его за­рисовка.

3.     Выявление связи между геологиче­ским строением и рельефом территории (геологическое строение отдельных форм рельефа и особенности их склонов по крутизне, форме и длине в зависимости от свойств пород и условий их залегания).

4.     водоносный горизонт, к которому приуро­чен источник, водоупорный горизонт, ка­чество воды — цвет, запах, прозрачность, жесткость, температура воды, колебание дебита источника по сезонам года и в за­висимости от погодных условий по опрос­ным сведениям, хозяйственное использо­вание источника).

5.     Установка реперов для последующего определения скорости роста оврага, кар­стовой воронки интенсивности подмыва берегов реки, увеличения пляжей.

6.     Работа с планом местности (нахож­дение точки своего стояния и окружаю­щих предметов, ориентирование по плану в движении).

7.     Комплексная маршрутная съемка тер­ритории.

Приборы и оборудование для экскурсий: 1. Школьный нивелир. 2. Компас. 3. Рулет­ка или мерная лента. 4. Геологический молоток. 5. Реперы. 6. Родниковый термо­метр. 7. План местности.

Литература по содержанию и организа­ции экскурсий для учителя: дана в конце статьи под номерами: 2, 3, 4, 5.

V класс

Время проведения экскурсии: весна.

Тема экскурсии: изучение геологическо­го строения, форм поверхности и вод своей местности.

Содержание экскурсии:

1.     Определение относительных высот способом ватерпасовки и с помощью ба­рометра-анероида.

2.     Описание наиболее характерных форм рельефа (высота, глубина, длина, ширина, особенности склонов) в зависимости от геологического строения.

3.     Изучение процессов, изменяющих рельеф (определение по реперам скоро­сти роста оврагов, карстовых воронок, ин­тенсивности подмыва берегов и нараста­ния пляжей).

4.     Измерение ширины и глубины ручья или небольшой реки, а также скорости течения воды.

5.     Составление схематического плана небольшого участка местности.

Приборы и оборудование для экскур­сий: 1. Барометр-анероид. 2. Ватерпас. 3. Компас. 4. Рулетка или мерная лента. 5. Рейки. 6. Вешки. 7. Деревянные поплавки.

VI класс

Время проведения экскурсий: зима.

Тема экскурсии: изучение снега и его роли в развитии природных процессов. Содержание экскурсии:

1.     Определение мощности снежной толщи по профилю, проложенному через типичные природно-территориальные ком­плексы.

2.     Изучение структуры снежной толщи.

3.     Микроклиматические наблюдения по линии профиля.

4.     Определение размеров и веса снежных налепей на деревьях и кустарниках, наблюдения за явлениями снеговала и снеголома, образованием эоловых форм на поверхности снега, появлением прота­лин вокруг стволов деревьев.

5.     Сбор гербария вечнозеленых и зимне-зеленых травянистых растений.

6.     Знакомство с жизнью животных зи­мой, определение вида животных по сле­дам на снегу.

7.     Измерение ширины и глубины ручья или небольшой речки, мощности льда.

Приборы и оборудование для экскурсии: 1. Снегомерные рейки. 2. Деревянная лопата. 3. Барометр-анероид. 4. Рулетка или мерная лента. 5. Термометр-пращ. 6. Сроч­ный термометр. 7. Сантиметровая лента. 8. Ботаническая папка. 9. Водомерная рей­ка. 10. Безмен. 11. Копалка.

VI класс

Время проведения экскурсии: весна.

Тема экскурсии: изучение почвенно-растительного покрова.

Содержание экскурсии:

1.     Знакомство с методикой заложения почвенных разрезов, описанием почв, взятием почвенных образцов и монолитов.

2.     Знакомство с методикой заложения и описания геоботанических площадок (в лесу, на лугу и т. д.)

3.     Описание почвенно-растительного покрова по линии профиля, проведенного через типичные природно-территориальные комплексы.

4.     Изучение характера хозяйственного состояния и использования угодий по ли­нии профиля.

Приборы и оборудование для экскурсии: 1. Лопата. 2. Барометр-анероид. 3. Рулет­ка или мерная лента. 4. Сантиметровая лента. 5. Почвенный нож. 6. Копалка. 7. Ботаническая папка. 8. Мешочки (короб­ки) для почвенных образцов. 9. Ящик-мо­нолит.

VII класс

Время проведения экскурсии: осень.

Тема экскурсии: изучение природно-территориальных комплексов.

Содержание экскурсии:

1.     Знакомство с методикой изучения элементарных природно-территориальных комплексов путем заложения точек описа­ния в типичных природно-территориальных комплексах своей местности.

2.     Определение расхода воды ручья или небольшой речки.

Приборы и оборудование для экскурсии: те же, что и для весенней экскурсии. Кроме того: 1. Деревянные поплавки. 2. Водомерная рейка. 3. Вешки.

VII класс

Время проведения экскурсии: весна.

Тема экскурсии: изучение природно-территориальных комплексов.

Содержание экскурсии:

1.     Проложение комплексного физико-географического профиля через типичные природно-территориальные комплексы своей местности.

2.     Оценка хозяйственного использования различных природно-территориальных комплексов и мероприятия (осуществленных и планируемых) по их преобразованию.

Приборы и оборудование для экскурсии: те же, что и для весенней экскурсии VI класса.

Одновременно школьники наблюдают за сезонным развитием природы. Во время географических экскурсий главное внима­ние они обращают на годовой ритм раз­вития рельефообразующих процессов, изучение снежного покрова и его роли в развитии природы, а также на годовые изменения в жизни водоемов. При этом имеется в виду, что ритмику атмосферных процессов дети изучают в IV классе во время наблюдений за погодой, преду­смотренных программой. Годовые ритмы в развитии растительности и животного мира школьники изучают в соответствии с программой в курсах ботаники и зооло­гии.

Необходимо указать на важность установления межпредметных связей при организации наблюдений за природными явлениями. Наблюдения за годовым ритмом развития органической жизни долж­ны вестись применительно к определенным ПТК, ибо одни и те же фазы разви­тия растительности в разных ПТК наступают не одновременно. Так, например, в разные сроки происходит осенняя раскраска листьев у деревьев и кустарников, а также листопад. На склонах холмов и различных эрозионных форм северной экспозиции, в увлажненных западинах осенняя раскраска листьев у деревьев и кустарников, а также листопад наступают позже, чем на склонах южной экспозиции, а также на вершинах холмов, где больше света и меньше влаги. Показать эти разли­чия очень важно, тем более что растительность в данном случае выступает надежным индикатором водно-тепловых условий ПТК, выявить которые в школе инструментальными методами нельзя.

Как известно, в школьной программе большое внимание обращено на топографо-картографическую подготовку учащих­ся. Ее невозможно осуществить без рабо­ты на местности. Вот почему почти во всех экскурсиях предусмотрено выполнение топографо-картографических заданий (составление плана местности, маршрут­ная съемка, проложение профилей).

Рассмотрим содержание предлагаемых экскурсий, обратив особое внимание на новую для учителя зимнюю экскурсию.

На осенней экскурсии пятиклассникам предлагается ознакомиться с методикой изучения геологического строения и форм рельефа, а также выявить между ними определенные взаимосвязи, которые удобнее проследить на строении склонов (кру­тые, короткие и выпуклые склоны образуются известняками; пологие, длинные и прямые — глинами и т.п.), а также на поперечных профилях склонов долин ручьев и балок, врезающихся в различные породы. Одновременно ученики выявляют взаимосвязь между геологическим строением и грунтовыми водами, учитель предлагает им дать описание источника. Пяти­классники устанавливают реперы для по­следующего изучения скорости рельефообразующих процессов, работают с планом местности, производят компасную маршрутную съемку. (В качестве реперов, если по каким-либо причинам их установка затруднена или нецелесообразна, можно использовать имеющиеся на мест­ности устойчивые объекты: деревья, раз­ личные строения, опоры высоковольтных линий и т. п.

Работа с планом местности и компасная съемка при недостатке времени могут быть выполнены вне экскурсии во время практической работы на местности, как это и рекомендуется программой.) Цель весенней экскурсии в V классе — закрепить знания детей о геологическом строении, рельефе, водах, ознакомиться с некоторыми рельефообразующими про­цессами и интенсивностью их развития, расширить умения, полученные во время осенней экскурсии, вести полевые работы. Пятиклассники устанавливают более слож­ные взаимосвязи между рельефом и гео­логическим строением. Во время этой экскурсии предусмотрено также составле­ние схематического плана небольшого участка местности способом полярной компасной съемки.

Зимнюю экскурсию в VI классе рекомен­дуется проводить в конце зимы перед началом снеготаяния (для Подмосковья— 10—15 марта). Ее цель—изучение снега и его роли в развитии некоторых природ­ных процессов. Для этого шестиклассники прокладывают профиль через типичные ПТК (вершина водораздела, склон водораздела, днище ручья или балки и т. п.). По линии профиля в характерных по усло­виям рельефа и растительности участках ученики закладывают снежные шурфы раз­мером 2 Х 2 м и у каждого из них с по­ мощью снегомерной рейки определяют мощность снега (средняя из трех измере­ний). Сравнение мощности снега в разных ПТК показывает, что, как правило, наи­меньшая его мощность наблюдается на лишенных естественной растительности вершинах водоразделов и ветроударных склонах, наибольшая — на подветренных склонах и в днищах эрозионных форм (см. рисунок). Мощность снега определяет запасы влаги в снежном покрове. В ре­зультате легко убедиться в том, что раз­ные участки зимней поверхности после снеготаяния окажутся по-разному увлажненными, а рельеф выступает как важный фактор перераспределения влаги. Таким образом, измерение мощности снега по линии профиля дает возможность устано­вить взаимосвязь между рельефом и сте­пенью увлажнения почвогрунтов на разных участках профиля, в разных ПТК.

В двух-трех шурфах рекомендуется про­вести описание структуры снежной толщи и микроклиматические измерения.

Условные обозначения: 1а — поверхность снежного покрова; 16 — зем­ная поверхность; 2 — пашня; 3 — суходоль­ный луг; 4 — пойменный луг; 5 — низинный луг; 6 — еловый лес; 7 — сосновый лес; 8 — елово-широколиственный лес; 9 — структура снежной толщи: а — корка; б — свежевыпав­ший снег; в — зернистый снег; г — кристал­лический снег; 20 — кривая распределения температур по вертикали: а — температура на поверхности почвы; б — температура внутри снежной толщи; в — температура на поверх­ности снега; г — температура воздуха на вы­ соте 150 см

Как правило, снежная толща по структу­ре подразделяется на несколько слоев; верхний, состоящий из свежевыпавшего снега, средний — из снега зернистой струк­туры и нижний, примыкающий к почве, — из снега с кристаллической структурой. Анализ структуры снега позволяет пока­зать учащимся, что в снежной толще про­исходят сложные процессы, видоизменяю­щие свежевыпавший снег. В горах, на больших высотах, в результате этих про­цессов снег превращается вначале в фирн, а затем в глетчерный лед. Очень часто в снежной толще наблюдают прослойки льда или уплотненного снега (корки). Они образуются в результате подтаивания сне­га во время оттепелей или под влиянием солнечных лучей. Мощность и структура снежной толщи определяют условия пере­зимовки растений и животных, поэтому изучение снега имеет важное практиче­ское значение.

Снег обладает плохой теплопроводно­стью, поэтому он предохраняет почву от сильного охлаждения, а растения и жи­вотных, обитающих под снегом,— от ги­бели. Для того чтобы убедиться в теплоизолирующей роли снега, целесообраз­но измерить температуру у поверхности почвы, внутри снежной толщи, на поверх­ности снега (срочным термометром) и в воздухе на высоте 150 см (термометром-пращом). При этом самая высокая темпе­ратура оказывается на поверхности почвы. В середине марта в Подмосковье (солнеч­ный день) кривая распределения темпера­тур по вертикали выглядит так: темпера­тура на поверхности почвы +1,5°, внутри снега —3,5°, на поверхности снега —1,5°, в воздухе —1,0°. Теплоизолирующая роль снега зависит от его мощности и струк­туры. При этом оптимальные условия для растений и животных создаются при сред­ней мощности и плотности снега для дан­ного района. При малой мощности снега озимые культуры, например, гибнут от вымерзания, а при большой — от выпревания и различных грибковых заболеваний.

В лесу около 12—15% снега задержи­вают кроны и стволы деревьев. Скопления снега на деревьях образуют налепи, раз­меры и вес которых порой достигают внушительных величин. Так, нередко они имеют вес в несколько десятков кило­граммов. Убедиться в этом нетрудно: надо определить размеры (диаметр, высоту) налепи для того, чтобы потом вес соиз­мерить с объемом, аккуратно снять ее на ткань и взвесить с помощью обыкновен­ного безмена. Если налепь велика, то взвесить ее можно по частям.

Налепи создают большие нагрузки на кроны и стволы деревьев, что приводит к их прогибанию («снеговалы»), а в от­дельных случаях и к переламыванию («сне­голомы»). От налепей чаще страдает сос­на, реже ель, иногда береза.

На поверхности снега под влиянием ветра возникают различные формы микрорельефа: валы, рябь, барханы, гряды и т. п. Наибольший интерес представляют барханы, позволяющие объяснить учащим­ся процесс образования песчаных барха­нов в пустыне. Снежные барханы, как и песчаные, в плане имеют серповидную форму с «рогами», вытянутыми по направ­лению ветра, с пологим наветренным и крутым подветренным склонами. От пес­чаных барханов они отличаются лишь свои­ми миниатюрными размерами: высота их редко превышает 0,5 м.

В конце зимы в лесу можно просле­дить появление первых проталин. Они возникают вокруг стволов деревьев. Раз­меры проталин зависят от Цвета ствола дерева, его диаметра, сомкнутости крон леса. На примере появления проталин вокруг стволов деревьев дети могут убе­диться в том, что снег действительно обладает большой отражательной способно­стью; первые проталины появляются не на полянах, а у стволов деревьев, которые, нагреваясь под действием солнечных лу­чей, излучают тепло, что и вызывает сне­готаяние.

Под снегом в лесу и на лугу можно об­наружить немало зеленых травянистых рас­тений: зимне-зеленых, образующих в тече­ние года две генерации листьев (листья, развернувшиеся весной, отмирают осенью, а появившиеся осенью — сохраняются до весны будущего года), и вечнозеленых, у которых листья развертываются один раз в год и существуют не менее 12 месяцев. В Подмосковье, например, нетрудно уви­деть около 30 видов таких растений. Сбор гербария из растений с зелеными листья­ми представляет для учащихся несомнен­ный интерес.

Поверхность снега — своеобразное зеркало, на котором отражается жизнь животных. На снегу отпечатываются их сле­ды, места лежки и кормежки, сохраняют­ся остатки пищи и т. п. Зимняя экскурсия по зоологии программой не предусмотрена, поэтому одна из задач географиче­ской экскурсии — пользуясь соответствую­щим определителем, выяснить, кому при­надлежат следы на снегу, установить по ним примерную численность животных, узнать по остаткам пищи, кто здесь кор­мился.

Во время зимней экскурсии надо про­ вести измерительные работы на речке для последующего сравнения ее водоносности в другие сезоны года; одновременно определить мощность льда в точках наблю­дений, выявить закономерности изменения толщины льда в зависимости от глубины реки и расстояния от берега (при прочих равных условиях мощность льда больше у берегов, меньше на глубоких местах). Промеры глубин и мощности льда ученики проводят в лунках, сделанных пешней по линии створа. Расстояния между промерными вертикалями определяются шириной реки (при ширине реки до 30 м расстоя­ние между промерными вертикалями — 1м, при увеличении ширины реки на каж­дые 10 м расстояние между промерными вертикалями увеличивается на 0,5 м).

Весенняя экскурсия в VI классе предполагает изучение почв и растительности своей местности. Цель экскурсии — ознакомить школьников с методикой заложе­ния и описания почвенных разрезов и бо­танических площадок, с методикой взятия почвенных образцов и монолитов; показать изменение почв и растительности в зависимости от изменения геолого-гео­морфологических и водно-тепловых усло­вий. Для этого ученики закладывают про­ филь, пересекающий водораздел и круп­ную балку или долину ручья со склонами северной и южной экспозиции. Контрастными оказываются условия водораздела и днища эрозионной формы. Нетрудно убе­диться, что они отличаются по геологиче­скому строению, тепло- и влагообеспеченности, а, следовательно, и по характеру почвенно-растительного покрова. Различ­ны условия и на склонах разной экспози­ции. Склоны южной экспозиции получают больше тепла, они раньше освобождаются от снега, снеготаяние здесь завершается за более короткие сроки, поэтому почвы получают меньше влаги и сильнее смыва­ются, здесь раньше начинает вегетировать растительность и т. п. Во время экскур­сии внимание учеников необходимо обра­тить на характер хозяйственного состояния и использования угодий, пересекаемых профилем.

Во время осенней экскурсии в VII клас­се учащиеся знакомятся с методикой из­ учения и выявления элементарных ПТК ранга фаций путем заложения точек опи­сания в типичных ПТК своей местности (например, на водоразделе, в пойме реки, (склонах холма или балки разных экспози­ций и т. п.). При этом важно показать, что

главная роль в обособлении этих ПТК при­надлежит геолого-геоморфологическим условиям. Разные участки земной поверх­ности в зависимости от положения в рельефе, экспозиции, крутизны и формы склона, литологического состава пород от­личаются тепловым и водным режимом, глубиной залегания грунтовых вод, почвенно-растительным покровом.

Экскурсия предусматривает также про­ведение работ по определению расхода воды ручья или небольшой речки, на ко­торых уже велись наблюдения во время предыдущих экскурсий. Цель заключительной весенней экскур­сии в VII классе—комплексное физико-географическое профилирование террито­рии с выявлением и характеристикой не только фаций, но и более сложных ПТК ранга урочищ. Наиболее показателен для этих целей профиль, проложенный от во­дораздела через речную долину (верши­на водораздела, склон водораздела, реч­ная терраса, пойма). Во время этой экс­курсии учитель обращает особое внимание семиклассников на оценку хозяйственного использования различных ПТК и меро­приятия по их преобразованию.

Предлагаемая система экскурсий, как показал наш опыт, позволяет выработать у школьников четкое представление о ПТК и принципах их рационального использо­вания, раскрыть сезонную динамику раз­вития природы, привить им ряд необхо­димых практических умений и навыков. Изложенная система экскурсий, как нам представляется, должна найти отражение в школьной программе по географии при очередной ее корректировке. До этого времени предлагаемые дополнительные экскурсии — зимняя в VI и осенняя в VII классах—можно проводить как внепрограммное.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Л. Т. Беляева. Ботанические экс­курсии в природу. М., Учпедгиз, 1955.

2.     Г. Ю. Грюнберг. Изготовление географических карт в школе. М., «Про­свещение», 1972.

3.     Карманная книга натуралиста и крае­веда. М., Географгиз, 1961.

4.     Методика полевых физико-географических исследований. Под ред. А. М. Ар­хангельского. М., «Высшая школа», 1972.

5.     К. В, Пашканг и др. Комплексная полевая практика по физической геогра­фии. М., «Высшая школа», 1969.

6.     В. И, Польский. Методика поч­венных исследований в школе. М., Учпед­гиз. 1960.

7.     С. В. Покровский. Календарь природы. М., Учпедгиз. 1958.

8.     Природно-территориальные комплек­сы и их изучение в школе. Под ред. К. В. Пашканга. М., «Просвещение», 1973.

9.     Г. К, Тушински и, Н. М. Малиновская. Изучение снежного покрова и ледников в школе. М., «Просвещение», 1972.