Оглавление

1. Понятие обязательств, связанных с оказанием транспортных услуг.      

2. Виды договора перевозки и их особенности..................................

Железнодорожная перевозка..........................................................

Перевозка на внутреннем водном транспорте...............................

Морская перевозка..........................................................................

Автомобильная перевозка.............................................................

3. Порядок заключения договора перевозки и его правовое регулирование.........................................................................................................................

4. Задача.............................................................................................

Исковое заявление.............................................................................



1. Понятие обязательств, связанных с оказанием транспортных услуг.

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической де­ятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровожда­ется созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее цен­ность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в террито­риальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Однако не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязатель­ства перевозки. Последнее характеризуется радом особенностей. Во-пер­вых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые соб­ственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Пе­ревозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, на­ходящихся «на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т.д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транс­портных услуг всем и каждому. Их функции объясняются местом транс­порта в системе разделения труда. Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а от­дельные его виды вообще обладают естественной монополией (железно­дорожный транспорт)'.

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик, обязуется

доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отпра­витель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства связанные с транспортными услугами (организацион­но-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же отличным от перевозки является буксировочное обязательство. Все они будут рассмотрены в дальнейшем. Таким образом, транспортными называются обязатель­ства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязатель­ства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

 ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа,; а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК). Данный юридико-техничсский прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятель­ности, которая связывает отдельные части страны, требует единообраз­ного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отне­сены к ведению Российской Федерации. Соответственно, даже в час­тноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдель­ными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут опре­деляться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государ­ства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате уста­навливаются единая схема управления соответствующим ввдом транс­порта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоот­ношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транс­портными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специаль­ных федеральных законов.

В настоящее время сохраняют силу и те кодифицированные акты транспортного законодательства, которые были приняты ранее послед­ней кодификации гражданского права. Они применяются в части, не противоречащей гл. 40 ГК, и будут действовать до момента введения в действие новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов1. Транспортные кодексы принимались Верховным Советом СССР в форме законов (постановлений Президиума Верховного Совета СССР), а уставы утверждались постановлениями Правительств СССР и РСФСР.

Юридическая основа их применения — Закон РФ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (ст. 4) и постанов­ление Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 г. «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» № 4604-1 (п. 8)// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411; Ведомости РФ. 1993. № 11. Ст. 393; СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302; Российская газета. 1997. 26 марта.

Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воплощаются в актах Президента и Правительства Российской Феде­рации. Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые соответствующими транспортными ведомствами (министерство»! транспорта, министерством путей сообщения, федеральными транс­портными службами). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции Они используются при осуществлении между­народных перевозок, а также служат образцом для унификации рос­сийского транспортного права.

Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки. Транспортировке грузов всегда предшествует согласование ос­новных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача такого, согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда в регулировании эконо­мики преобладали административные начала, подавляющая часть пе­ревозок планировалась в централизованном порядке. Именно поэтому во все транспортные уставы и кодексы включались разделы о плани­ровании перевозок. В настоящее же время планирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не административно-правовой характер2.

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обяза­тельства перевозки: перевозных должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель — предъявить груз к пере­возке (ст. 791 ГК).

2. Виды договора перевозки и их особенности.

Железнодорожная перевозка.

Будучи естественной монополией, же­лезная дорога остается единственным видом транспорта, состоящим в федеральной государственной собственности. Железные дороги высту­пают в качестве государственных унитарных предприятий (ст. 2 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Управление ими осуще­ствляется федеральными исполнительными органами (прежде всего Министерством путей сообщения России) в централизованном порадокс, но с использованием рыночных принципов (ст. 11 указанного Закона). Это определяет специфику договора перевозки грузов желез­нодорожным транспортом.

Договор оформляется накладной, которая является основным пере­возочным документом. Она сопровождает 1руз на всем пути его следо­вания и на станции назначения выдастся грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название — груюсопроводительный документ). Юри­дическое значение накладной в том, что: а) она является обязательной письменной формой договора', б) доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание; в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из не­надлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильно­сти, неточности или неполноты указанных в ней сведений. Дорога имеет право, но не обязана проверять достоверность этих сведений (ст. 39 УЖД).

Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к пере­возке вместе с накладной. Перевозчик совершает на накладной соответ­ствующую отметку, а в удостоверение приема 1руза к перевозке выдаст отправителю грузовую квитанцию. Последняя имеет доказательствен­ное значение в отношении факта заключения договора перевозки и служит основанием для предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной. К числу иных перевозочных доку­ментов также относятся дорожная ведомость, вагонный лист, переда­точная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением'. Все они являются документами первичного учета и имеют доказатель­ственное значение.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе госу­дарственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Пра­вительством Российской Федерации (ст. 10 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Дополнительные работы и услуги же­лезных дорог могут оплачиваться по договорным ценам. Все причита­ющиеся железной дороге платежи за перевозку груза вносятся грузоотправителем на станции отправления. Нарушение этой обязан­ности влечет взыскание с него штрафа в размере, определенном УЖД, а отправление груза до внесения платежей может быть задержано. Кроме того, дорога вообще освобождается от ответственности за непо­дачу транспортных средств до момента внесения отправителем плате­жей за предыдущую перевозку. За сверхнормативное хранение взыскивается пеня. Окончательные расчеты за перевозку груза осуще­ствляются с получателем, если иное не установлено договором.

Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок, который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и других условий. Различаются перевозки грузовой

и более высокой скоростью (ст. 40 УЖД)» а также перевозки пассажир­скими поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке, а если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до исте­чения установленного срока доставки. При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки (ст. 57 УЖД). При раз­личных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или укорачиваться.

Если в районе станции назначения груза не окажется получателя» дорога поступает с грузом по указанию отправителя. При неполучении от него указаний до истечения установленного срока хранения груза последний как невостребованный передается для реализации в уста­новленном порядке. Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисляются получателю при оплате им стоимости груза и отправителю в остальных случаях.

Перевозка на внутреннем водном транспорте.

 На речном транспорте перевозки различаются по водам флота — осуществляемые самоходным и несамоходным флотом, а также на судах смешанного плавания «река—море». Выделяются также прямые и местные (осуществляемые портовым флотом) перевозки. При местных перевозках перевозчиком является порт, во всех остальных случаях — пароходство. Система документов, их правовое значение и порядок заключения договора пере­возки груза на внутреннем водном транспорте близки к применяемым на железнодорожном транспорте. Аналогично решаются и вопросы исполнения сторонами обязанностей по договору. Основное же разли­чие между ними состоит в следующем. Прежде всего для речной перевозки установлены сроки приема грузов к перевозке. Если груз адресован в пункт, где у пароходства нет помещений, пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту прибытия груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен пароходством за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются необходимые складские помещения. При отсутствии такой возможности пароходство обязано уведомить грузоотправителя о неяв­ке грузополучателя и потребовать от отправителя указаний, как посту­пить с грузом. За время ожидания судном выгрузки и приема груза, а также за время ожидания распоряжения отправителя с него взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в другой пункт — расходы по выгрузке, сборы за хранение груза в пункте вынужденной выгрузки, а также расходы по дополнительной перевозке и реализации груза (ст. 99 УВВТ).

Морская перевозка.

Перевозки морским транспортом классифициру­ются на: а) внутренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже); б) внутренние перевозки между портами разных морей (в большом каботаже); в) перевозки в заграничном сообщении. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).

Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными нормами, а потому договор приобретает здесь особое значение. Пере­возчиком обычно является пароходство (иногда порт). Договор морской перевозки грузов может быть заключен: а) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых поме­щений (трюмов) и б) без такого условия. В первом случае заключается договор фрахтования судна или чартер, в силу которого одна сторона (фрахтовщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК). Во втором случае договор оформляется коносаментом

Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент — при небольших по объему перевоз­ках. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузоч­ных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, рас­поряжение которой означает передачу товара. В этом отличие коно­самента от накладной: он не просто сопровождает груз, а является товарораспорядительным документом. Коносамент как ценная бумага может быть именным, ордерным и предъявительским. Реквизиты ко­носамента делятся на обязательные (они перечислены в законе) и факультативные, которые включаются по соглашению сторон. К числу обязательных ст. 124 КТМ относит: а) наименование судна, если груз принят к перевозке; б) наименование перевозчика; в) место приема или погрузки груза; г) наименование отправителя; д) место назначения груза, а при наличии чартера место назначения или направления судна;

е) наименование получателя в именном коносаменте или лица, приказу которого коносамент выдан (ордерный коносамент), или ука­зание на предъявительский характер коносамента; ж) наименование и характеристика груза; з) размер вознаграждения перевозчика (фрахта) и) время и место выдачи коносамента; к) число экземпляров коносамента и л) подпись капитана. Документ, не содержащий хотя бы одного из названных условий, не считается коносаментом. Коносамент обычно составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика и следует с грузом, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем. По желанию отправителя ему может был» выдано несколько экземпляров коносамента тождественного содержания с справкой об их количестве. После выдачи груза по одному из них остальные теряют силу.

Заключение договора морской перевозки тесно связано с выбором стандартных (базисных) условий договоров купли-продажи, в которых установлены способ и место доставки, распределены обязанности об уплате провозной платы, страховых премий, а также распределены  риски, связанные с товаром. Они собраны в специальных международных правилах толкования торговых терминов (Инкотермс).

Чартер — консенсуальная разновидность договора перевозки. По­скольку его заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не даст возможности распорядится им, при чартерных перевозках может быть выписан и коносамент. В этом случае отношения между фрахтовщиком и фрахтователем определяются чартером, а между пе­ревозчиком (фрахтовщиком) и получателем — коносаментом, если в нем нет иной оговорки со ссылкой на чартер.

От чартера отличается договор фрахтования судна на время— тайм-чартер. Он применяется как при перевозках грузов и пассажиров, так и для достижения иных целей (проведения научных экспедиций, эксплуатации морских богатств, проведения экскурсий и прогулок и др.), о чем прямо указано в ст. 178 КТМ. По своей природе тайм-чартер является договором аренды транспортных средств, который был оха­рактеризован выше2.

Провозная плата (фрахт) определяется по соглашению сторон договора морской перевозки, а в некоторых случаях — по тарифу. В тех случаях, когда допускается перевод платежей на получателя (ст. 154 КТМ), груз выдается последнему при условии представления им доку­мента о перечислении соответствующих сумм.

Сроки доставки грузов устанавливаются в нормативном порядке и по соглашению сторон. Если они не определены, перевозчик считается выполнившим свою обязанность в отношении срока при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при аналогичных перевозках. Отклонения в пум (девиация) в целях спасания на море человеческих жизней, судов и грузов, а равно иное разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными дей­ствиями перевозчика, не считаются нарушением договора (ст. 150 КТМ).

По прибытии груза в порт назначения пароходство (порт) обязано послать извещение (нотис) получателю не позднее 12 часов следующего дня, хотя бы груз прибыл и ранее истечения срока доставки. При нарушении этой обязанности пароходство лишается права на взимание платы за хранение груза в течение просроченных дней. В случае невозможности вручить извещение получателю перевозчик извещает об этом отправителя.

Грузополучатель обязан в установленные сроки принять и вывезти прибывший в его адрес груз. В случае неявки получателя или его отказа от принятия груза последний сдается капитаном судна для хранения на склад или в иное надежное место и (за исключением скоропортя­щихся грузов) хранится в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При неуплате отправителем всех причитающихся перевозчику сумм по данной перевозке груз реализуется в установлен­ном порядке (ст. 157 КТМ).

КТМ, в изъятие из общего правила о недопустимости односторон­него отказа от исполнения договора, перечисляет условия, при которых договор перевозки может быть расторгнут одной стороной с уплатой или даже без уплаты вознаграждения другой стороне (ст. 143—145 КТМ). При определенных обстоятельствах договор перевозки вообще прекращается без отказа сторон и без обязанности выплаты вознаграж­дения друг другу (ст. 147 КТМ).

Воздушная перевозка. Воздушный кодекс разграничивает внутрен­нюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 В К). Кроме того, выделяются местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.

Авиационное предприятие — это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполнением авиационных работ на основании лицензии. Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иной законный титул (договор аренды и пр.) или воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант долгая обладать особым сертификатом для совершения полетов. Наконец перевозчик — это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании соответствующих договоров.

Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной, которая стоставляется отправителем. Он отвечает за правильность и полноту сведений, представленных перевозчику в накладной. Наряду с обычной! воздушной перевозкой активно используется также договор воздушного чартера, при котором фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно  или несколько воздушных судов (их частей) для воздушной перевозки  груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов (ст. 1041 ВК). Природа такого договора аналогична морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК.                                           

Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон в порядке, установленном ст. 790 ГК. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором. Срок  доставки груза определяется договором перевозки и правилами воздушных перевозок (расписанием движения самолетов). Отправитель вправе  получить обратно сданный к воздушной перевозке груз, изменить в  накладной получателя до выдачи груза управомоченному лицу, а также  распорядиться невостребованным грузом. В случае перерыва или пре­кращения полетов перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя и грузополучателя. Перевозчик обязан информиро­вать получателя о времени отправки груза, о его прибытии в аэропорт назначения или о месте его нахождения, если срок доставки истек.

Груз обычно выдается получателю на складе аэропорта назначения. Грузополучатель вправе отказаться от приемки поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изме­нилось настолько, что исключается возможность его полного или частичного использования в соответствии с первоначальным назначе­нием. Если получатель не востребовал груз в срок, установленный правилами перевозок или договором, либо отказался от его приемки, перевозчик должен уведомить отправителя. При этом он оставляет груз у себя за счет средств отправителя и на его риск. Груз, не полученный в течение установленных правилами и договором перевозки сроков хранения» считается невостребованным и подлежит реализации.

Автомобильная перевозка

 На автомобильном транспорте перевозки различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно:

а) городские (в пределах черты города, другого населенного пункта); б) пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние до 50 км включительно); в) междугородные (за пределы указанных выше населенных пунктов на расстояние более 50 км); г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов Федерации); д) международные .

Перевозки автомобильным транспортом принято также разделять на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с отпра­вителем (поставщиком либо грузообразующим пунктом — станцией» портом и пр.), по указанию которого грузы доставляются к получателям. При децентрализованных перевозках автотранспортная организация за­ключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для автомобильной перевозки характерно условие договора о том, кем будут экспедироваться грузы — отправителем или получателем.

Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной на­кладной которая является формой договора и выполняет те же функ­ции, что и железнодорожная накладная. Перевозка однородных грузов от одного отправителя в адрес одного получателя на одно и то же расстояние может оформляться актом замера или актом взвешивания суммарно на весь объем перевозок, выполненных автомобилем в тече­ние смены. Пользование автомобилем с оплатой его работы по повре­менному тарифу оформляется обычно записями отправителя (получателя) в  путевом листе.

Плата за перевозку определяется соглашением сторон договора (в том числе годовым договором) по тарифам или иным установленным способом. Все расчеты за перевозку производятся заказчиками авто­транспорта, в качестве которых могут выступать как отправители, так и получатели. За указанными в законе изъятиями провозная плата должна быть внесена до сдачи груза к перевозке. В противном случае автотранспортные предприятия не принимают груз к перевозке (ст. 103 УАТ).

Сроки доставки грузов установлены только для перевозок в меж­дународном сообщении и исчисляются с 24 часов дня приема грузов и оплаты, а по срочным заказам — с момента приема груза и оплаты стоимости перевозки.

Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему рассто­янию, открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. В этих случаях автотранспортной предприятие должно поставить в известность заказчика об увеличении расстояния перевозки.                                      

Выдача груза производится на складе получателя или в ином указанном в заказе на перевозку месте. Обязанность получателя востребовать доставленный в его адрес груз основана на законе.

3. Порядок заключения договора перевозки и его правовое регулирование.

До перехода экономики России к рыночным отношениям перевозка основных объемов грузов на всех видах транспорта была предметом централизованного планирования и осущест­влялась на основании месячных планов перевозки грузов (на морском транспорте — графиков расстановки морских судов), которые были обязательны как для грузоотправителей, так и для транспортных организаций. Исполнение таких плановых заданий вело к предъявлению отправителем грузов, а перевоз­чиком — транспортных средств и тем самым к заключению договора перевозки, который оформлялся составлением транс­портного документа.

Наряду с планируемыми перевозками по предварительным заявкам отправителей были возможны также так называемые внеплановые и сверхплановые перевозки, если перевозчик имел возможность предоставить соответствующие транспортные ус­луги.

В условиях рынка механизм «завязывания» транспортного процесса и заключения договора перевозки груза становится иным, он зависит от свободного волеизъявления грузовладель­ца, самостоятельно определяющего перевозчика, предлагающего наиболее благоприятные условия перевозки. Перевозчики всех видов транспорта в своем подавляющем большинстве являются перевозчиками транспорта общего пользования и обязаны как таковые к заключению с грузоотправителем договора перевозки в силу общей нормы закона: договор перевозки груза является публичным договором-(п. 2 ст. 789, 426 ГК). Поэтому в ПК вообще не говорится о планировании перевозок и плановых заданиях для грузоотправителей и перевозчиков.

Однако порядок и сроки предъявления грузов и необходимых для их перевозки транспортных средств в интересах нормаль­ного осуществления перевозок должны быть заранее опреде­лены и согласованы участниками будущего договора перевозки. Поэтому в ст. 791 ГК предусматривается, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку транспортные средства в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок.

Грузоотправители с небольшим и нерегулярным объемом перевозок подают транспортным организациям периодические заявки (заказы) на предстоящие перевозки. Крупные грузоот­правители заключают с транспортными организациями годовые договоры об организации перевозок, в которых предусматри­ваются обычно месячные объемы перевозок и взаимные обя­зательства сторон, связанные с предъявлением грузов и пере­возочных средств (порядок погрузки грузов, оформления транс­портных документов и т.д.).

В отношении ответственности сторон при несоблюдении та­ких договорных обязательств следует иметь в виду, что в ст. 794 ГК определены общие рамки ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за непредъявле­ние груза или иное неиспользование поданных транспортных средств. Такая ответственность в форме штрафов (неустойки) предусматривается транспортными уставами и кодексами, а так­же соглашением сторон, причем в п. 2 ст. 794 ГК названы главные основания освобождения от такой ответственности (не­преодолимая сила, введение ограничений перевозок грузов). Эти основания, которые могут быть дополнены в транспортных уставах и кодексах, свидетельствуют о том, что ответственность перевозчика и отправителя является повышенной и должна наступать независимо от их вины.

Отсутствие в ГК каких-либо упоминаний о планировании перевозок грузов не означает, что такой механизм на транспорте ныне полностью утратил свое значение. В законе о федеральном железнодорожном транспорте 1995 г. план перевозок назван в числе средств, используемых в процессе функционирования российского железнодорожного транспорта (ст. 20 и 21).

Такой централизованный механизм организации грузовых перевозок сохранен для перевозок экспортных грузов поста­новлением Правительства РФ от 4 декабря 1992 г., которым утверждено Временное положение об оперативном месячном планировании перевозок экспортных грузов железнодорожным транспортом и предусмотрена система штрафов, уплачиваемых грузоотправителями и железными дорогами (отделениями, станциями) при нарушении месячных планов перевозки экспортных грузов.

Оперативное планирование перевозок грузов применяется транспортными организациями и по некоторым другим на­правлениям и видам перевозок. Предусмотренная транспорт­ными уставами (УЖД, УВВТ и УАТ) система штрафов за не­выполнение оперативных плановых заданий по перевозкам (не­подача транспортных средств и непредъявление грузов к перевозке) сохраняет в этих случаях свое значение. Об этом свидетельствует повышение размера таких штрафов, предус­матриваемое постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г., а также споры о взыскании таких штрафов в арбит­ражных судах.

При месячном планировании объемов перевозок грузов от­правитель и перевозчик ведут учет хода выполнения таких пе­ревозок посредством составления так называемых учетных кар­точек, отражающих количество подекадно предъявляемых гру­зов и транспортных средств. Невыполнение месячного задания является основанием для начисления штрафа, предусмотрен­ного транспортным уставом (ст. 28—29, 144—147 УЖД и до­полнительные указания, содержащиеся в правилах перевозок).

М Все виды договора перевозки груза относятся к числу сделок, для которых предписана письменная форма их совершения. Согласно п. 2 ст. 785 ГК, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным ус­тавом или кодексом). Эта общая формула конкретизируется в соответствующих положениях транспортных уставов и кодексов.

Накладная применяется при грузовых перевозках на желез­нодорожном, автомобильном и воздушном транспорте. Коно­самент является традиционной формой договора перевозки гру­зов на морском и речном транспорте, где может применяться также грузовая накладная. В подтверждение заключения дого­вора перевозки грузоотправителю выдается грузовая квитанция (на железнодорожном транспорте) или копия транспортного документа (на других видах транспорта).

Транспортная документация выполняет две основные функ­ции: во-первых, является доказательством заключения договора перевозки и его условий, во-вторых, дает право на распоряжение грузом. На морском транспорте морской коносамент может иметь силу товарораспорядительного документа, и его передача означает уступку права на груз. В таком качестве морской коносамент обычно используется только при между­народных перевозках. .

Транспортные документы составляются по установленной форме (на соответствующих бланках) и содержат сведения о грузе (наименование, количество мест, вес), а также данные о перевозчике, отправителе и получателе груза и уплате провоз­ных платежей. Возможно внесение в документ особых заявле­ний отправителя. В дальнейшем в транспортный документ, со­провождающий груз, вносятся дополнительные сведения, от­ражающие ход транспортировки груза (время прохождения пунктов перехода, составление коммерческого акта о несохранности груза) и его выдачу в пункте назначения.

Внесение в транспортный документ отметок о недостатках и дефектах груза по общему правилу не допускается, и такие отметки правового значения не имеют. Однако на морском транспорте допускаются оговорки в отношении количества и числа мест перевозимых грузов, если перевозчик не имел воз­можности их проверить (последний абз. ст. 124 КТМ).

Внесенные в транспортный документ сведения иногда бы­вают неточными и в дальнейшем могут оспариваться заинте­ресованным участником договора перевозки, которым обычно является грузовладелец. Такое оспаривание возможно и прак­тикой судов допускается, однако требует предоставления до­статочно надежных, как правило, письменных доказательств,

На некоторых видах транспорта наряду с документами, под­тверждающими заключение договора перевозки и его условия, I применяется также внутритранспортная документация, которая используется перевозчиком для целей учета, отчетности и по­следующих расчетов с соперевозчиками. На железнодорожном транспорте наряду с накладной составляется дорожная ведо­мость, которая содержит те же данные, что и накладная, и остается у перевозчика. При перевозках в смешанном сообще­нии при передаче груза другому виду транспорта составляются передаточные ведомости между передающими и принимающи­ми груз портами (станциями). Сведения такой внутритранспортной документации могут использоваться при несохранности или нечеткости данных , содержащихся в выданой перевозчику накладной (коносаменте).

4. Задача

При изучении условий задачи прихожу к выводу , что данная задача относится к теме «Перевозка» (гл. 40 ГК РФ ).

Арбитражный суд должен принять иск от сельхозпредприятия согласно ст. 102 АПК РФ, к которому согласно ст. 104 АПК РФ должен приложить следующие документы:

1) справка об уплате госпошлины;

2) копии искового заявления для ответчика ;

3) копию договора;

4) документы об утрате груза, оплате транспортных услуг, договор на транспортные услуги;

5) экономически обоснованный расчет убытков от не использования комбайнов.

Согласно ст. 109 АПК РФ ЖД подала отзыв на исковое заявление сельхозпредприятия . В соответствии со ст. 796 п.2 ГК РФ ответственность за утрату комбайнов несет ЖД в полном объеме , которая обязана возместить их стоимость, согласно п. 3 ст. 796 ГК РФ  ЖД должна возместить оплату за перевоз комбайнов сельхозпредприятию, если доставка не входила в стоимость комбайнов.

На основании гл. 40 ГК РФ ст. 796 и 793,  причиненный  вред ЖД должна возместить все убытки сельхозпредприятию в том числе и упущенную выгоду.

   № _____________                Кому: Госарбитраж г.________________________

Дата __________                  __________________________________________

                                              Адрес: ____________________________________

                                              Истец: Сельскохозяйственный кооператив

                                              ___________________________________________

                                             Адрес: _____________________________________

                                             ___________________________________________

                                             Ответчик: Управление Железной Дороги

                                             ___________________________________________

                                             Адрес: _____________________________________

                                            ___________________________________________

 

Исковое заявление

Сумма ______________________________________________ руб.

Госпошлина _________________________________________ руб.


При приемке комбайнов, прибывших в наш адрес по накладной №___ от _________ 2000  г., согласно договору - поставке  № ___ от ______ 2000 г.

Факт отправки груза подтвержден товарно - транспортной накладной №___ от ______ 2000 г.  Факт утраты подтверждается коммерческим актом.

На предъявленную нами претензию ЖД  ответила отказом , ссылаясь на невозможность утраты  груза в пути ввиду его большого веса.

Считаем отказ ответчика от удовлетворения претензии необоснованным  так как налицо утрату груза в пути следования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 769 ГК РФ. , просим взыскать с ответчика в нашу пользу сумму стоимости утраченных комбайнов , госпошлину и сумму убытков из-за неиспользования комбайнов во время уборочной.

Приложения :

1. Копия претензии и искового заявления и квитанции об отправки ее ответчику.

2. Ответ на претензию

3. Акт приема продукции № ____ от ______ 2000 г.

4. Расчет стоимости недостающих комбайнов.

5. Поручение о перечислении госпошлины.

6. Расчет суммы убытков в связи с неиспользованием комбайнов во время убороки.


                      Руководитель сельскохозяйственного

                      кооператива ____________________________