Тема 3. Цели образования и обучения

Сущность целей

Факторы, влияющие на формирование целей

Модель специалиста

Иерархия целей

Цель – сознательно планируемый идеальный образ результата деятельности.

Педагогические цели оказывают ориентирующее влияние на весь ход учебно-воспитательного процесса, связывая воедино его основные компоненты:

-          содержание

-          организационные формы

-          методы

-          контроль

Педагогические цели – идеальный, сознательно-планируемый образ результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям

Цели должны формулироваться в терминах умений или профессиональных задач

Формирование специалиста зависит от степени обоснованности целей обучения, содержания (чему учить) и методов обучения, (как учить) на формирование модели специалиста влияют следующие факторы:

-          требования века (НТ прогресс)



-          социально-экономический строй данного общества

-          принятые теоретические направления педагогической и психологической науки

-          конкретные условия функционирования учебных заведений

Требования к модели специалиста с учетом 1 группы факторов

- умение непрерывно учиться

- умение вести информационный поиск

- уметь пользоваться разными видами чтения (поисковое, ознакомительное, просмотровое, изучающее)

- уметь конспектировать, реферировать, аннотировать, составлять план, резюме, тезисы, осуществлять компрессию текста

- уметь быть готовым к коллективным формам деятельности

- уметь общаться, управлять коллективом

с учетом 2 группы факторов

- умения, связанные с нравственным воспитанием (жить по законам морали, быть честным, порядочным человеком, вызывать уважение у других, обладать высокой общей культурой)

с учетом 3 группы факторов

- развитие наук психологии и педагогики

с учетом 4 группы факторов

- умение вести исследовательскую работу

- умение, необходимое для решения практических задач

- умение обеспечить подготовку студентов к педагогической деятельности в средних и высших учебных заведениях

Частные цели – изучение конкретных разделов, тем учебного предмета

 

Предметно-специфические задачи, которые студент должен научиться решать в результате изучения предмета

 

Общая цель, касающаяся всего предмета в целом на протяжении курса в целом

 

Предметная цель

 

Глобальная цель

 

Цели

Аттестация

Общегосударственные цели (социальный заказ общества государственная программа)

1


Формирование творческой

Государственная аттестация



личности, высоко-квалифицированного специалиста


Общевузовская цель

2.Конкретная модель личности специалиста


Факультетская цель, учебные планы

3.Структура общенаучной, идеологической и специальной подготовки специалиста

Текущая аттестация

Кафедральная цель, тематические планы

4. Содержание и качество усвоения предметов, формирование определенных качеств специалиста

Контроль уровня сформированности навыков и умений

Глобальная цель: Специалист в современных условиях должен быть высококвалифицированным, политически зрелым, обладать современным экономическим мышлением, владеть умениями управления и организаторской работы, владеть современными методами использования ЭВМ, умениями межличностного общения, иметь правовые и экологические знания, обладать высокой общественной культурой, владеть иностранными языками