СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ........................ 4

2. МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ....................................................... 9

3. ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ.......................................................................... 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 15




ВВЕДЕНИЕ


Задача этой работы – как можно более полно раскрыть все пункты плана, сделать вывод по всей контрольной работе.

Изучение философии – это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления – умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит – видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление – это мышление основательнее, строже, дисциплинированнее, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту и вместе с тем мышление острое, свободное и творческое. Чтобы ступить на путь, ведущий к разумному мышлению, человек должен совершить усилие, напряжение всех интеллектуальных способностей. Это и будет основной целью этой работы.







1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ


Чтобы рассмотреть функции сознания, необходимо знать проблемы определения  сознания, его структуру.

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность.

Сознание изучается рядом наук: биологией, анатомией, кибернетикой, психологией, литературой. Но естественные, гуманитарные науки изучают проявления сознания, а что философа должно интересовать в понятии сознание? Философа интересуют способы данности сознания, то есть его структура, функции. Философы изучают само сознание, то есть как сознание изучается сознанием.

Определения сознанию дать нельзя, потому что оно в истории имело разные определения. Сейчас мы попытаемся рассказать о феномене сознания, а потом проследить смену его определений.

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке – это описание феномена (от греческого phainomenon – являющееся) сознания. Второй – имеет цель объяснить, как возможно само сознание, то есть объяснить сам феномен. В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались, а потому считалось, что если описаны способы, каким вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В ХХ веке философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.

Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует. Поэтому вплоть до ХХ века философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, «растягивало» во времени и пространстве акт сознания, выделяя такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представление и т. д. В нашем столетии философы дерзнули задать вопрос: как и благодаря чему эти «шаги» мгновенно сворачиваются в образ, благодаря которому возникает связь человека с миром и самим собой. Ответить же на этот вопрос, как возможно восприятие образа, значит объяснить феномен сознания.

Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание.  Итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. В свою очередь от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо сознание всегда «вплетено в язык реальной жизни».

Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. Другая особенность сознания – умение человека сосредотачиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир – не была проработана философией. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике реального мировоззрения и мироощущения античного грека, внимание которого было всецело направлено на окружающий мир. Античный человек живет космосом и вещами, он философствует о Космосе, вырабатывая соответствующие идеи. Даже если термин «идея» означал первоначально «видимую фигуру», «внешний вид». Греки – прирожденные реалисты: они уверены, что предмет зрения существует до того, как он увиден, и продолжает существовать в таком же виде и после акта восприятия; что разум существует как вещь, а потому он остается разумом, даже если он в этот момент и не мыслит. Разум и объект существуют независимо друг от друга, а в момент их встречи объект оставляет след на «поле»» разума. След же отражает только внешность вещей. В мировоззрении грека отведено очень мало места личности.

Античный грек знает о душе, философы античности рассуждают о ней. Но души еще не воспринимаются как начало интимности. Тема души – это тема обнаружения скрытого движения вещей и человека в том числе. Душа как двигатель приписывается не только человеку: она есть у животных, у минералов и т. п. Настроение и душевное состояние играли весьма малозначительную роль в их религии. Таким образом, античный космоцентризм пародия и вполне соответствующие ему философские представления о сознании.

В культуре христианства произошло одно важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Она была вызвана необходимостью общения с трансцендентным богом. Возникла практика такого общения – молитва. В ней человек должен погрузиться внутрь себя, отключиться от потока жизни, от известных восприятий, освободиться от диктата тела. Душа теперь – это то, что истинно существует, когда остается без мира, освобождается от него. Христианство открывает одиночество как сущность души. Пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, мыслители, по сути, открыли новую грань проблемы сознания: сознание - это не только знание о внешнем мире, но и прежде всего знание о собственном духовном опыте и его содержании. Теперь сознание могло изучать себя с помощью анализа собственного содержания. Человек имеет божественно-духовную сущность, и для того, чтобы стать тем, что он есть, он должен ощутить, пережить жизнь своего «я» в боге, то есть «побывать»» на высшем уровне своего духовного опыта, прикоснуться святости. Здесь сознание не выделяет себя, не рефлексирует, не рассуждает, не самосознает свои состояния. Сознание должно выйти из этого пребывания, на его долю остается воспоминание о состоянии отдохновения в Божественном. Это воспоминание и есть сознание. Н.А. Бердяев сказал, что сознание дано человеку, чтобы он испытал муки души, потерявшей единение с Богом, но оно гарантирует возможность творческого восстановления утерянного единения с Богом. Сформировалось понимание сознания как явления духа, сознания как наказание человека за грех.

Важно отметить, что в Новое время произошло переоткрытие проблемы сознания, которое происходило в обстановке, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только через природную эволюцию, согласившись впоследствии с теорией Дарвина, согласно которой человек произошел из животного царства.

Русские философы Н. Бердяев, Вл. Соловьев – не признали такое ничтожество человеческого происхождения, тем более, что в подобном признание, по их мнению, таилось глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглашается со своим духовно-плебейским происхождением – от обезьяны, а с другой – претендует на духовный аристократизм в рамках всего живого, приписывает себе способность сравняться в своих делах на земле с Богом, от которого отказался.

Единственной несомненной реальностью был признан индивид и его сознание. Рене Декарт – основоположник Новоевропейской философии – объявил, что акт «я мыслю» является самым простым и самым очевидным основанием существования человека в мире, а также самого мира. Можно сомневаться, существует ли объективный мир, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, чувствую, следовательно, существую. Сознание здесь тождественно мышлению.

Наработанное в середине века умение человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир стало основой новоевропейской культуры. Сознания нет без самосознания – таков был вывод философов Нового времени. В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет свое содержание и структуру. Сознание стало средством обнаружения объективно-природного мира, средством доказательства его существования. Сознание в актах самосознания обращало внимание только на предметное содержание, то есть такое содержание, которое было связано с характеристиками объективно-предметного мира. В том близость с античностью.

Проблему сознания как воображения наиболее полно проработал немецкий философ И. Кант. Когда человек осознает себя как «я», он имеет дело с уже каким-то содержанием своего внутреннего  мира: у него уже есть способности к логическому мышлению, к языку, умение воспринимать мир как упорядоченный пространственно и временно, он может делать выбор, чувствовать красоту и другое.

Кант попытался философски обосновать основание наших знаний:: форма сознания предшествует всем другим знаниям. Сознание – это творчество.

Итак, Декарт заложник основы отождествления сознания и души с предметно-логическим содержанием. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, в нем восторжествовали правила логики. Сознание перестали (отождествлять) отличать от познания. Человек «принужден» был» жить в тех категориях, в которых он мыслит» (Л. Шестов). Мыслит же в категориях не экзистенциальных, а логических.

Уже в XIX – начале ХХ в.в. сознание рассматривается с укорененности сознания в бытии. Варианты разные – это экзистенциализм, феноменология, постмодерн.

Экзистенциализм – сознание здесь предстает как заброшенность, страх, тревога, скука, тошнота.

Феноменология – здесь бытие охватывается сознанием. Его описание возможно в спонтанно смысловой жизни сознания. Это смысловая сопряженность сознания и предмета.

Постмодерн – сознание не может изучаться в принципе, в зависимости от заданной ситуации.

            2. МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ


Проблема структуры сознания встала в последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурного метода в различные области знания. И хоть в ХХ в. стало модно говорить о сознании как о чем-то неопределенном, тот же ХХ в. в распространении системно-структурный анализ на языкознание, культурологию, этнографию, социологию. Захватил он и такую сложную исследовательскую область, как человеческое сознание. Любая структура предполагает наличие элементов, их взаимодействие, соподчинение и иерархию. Структура (от лат. Строение, расположение, порядок) выражает совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внутренних измерениях.

Применение  системно-структурного метода к анализу сознания и изучение его структуры вовсе не означает, что сознание состоит из «кирпичей и цемента». Эмпирически сознание представляет как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. Сознание – это особого рода целостность, где в постоянном потоке психических явлений возникают и проносятся единичные состояния, образы, мысли, интересы, мелькают случайные и глубокие впечатления. Вместе с тем в этом меняющемся содержании сохраняется нечто устойчивое и инвариантное. Признаками сознания считается разумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствий действий, способность к самоконтролю. Сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет), обращенностью к рефлексии и самонаблюдению, целесообразностью, мотивационно-ценностной ориентацией и различными уровнями ясности.

Структура сознания может быть понята как диалектическое единство «я» и «не – я». В качестве основных элементов сознания выделяют: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, эмоции, волю. Но ни один названный компонент не может быть значим сам по себе. Он приобретает роль необходимого структурного элемента сознания лишь в реально функционирующем сознании.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние).

Целостный образ, отражающий непосредственное воздействие на органы чувств единичных предметов, называется восприятием. Восприятие – это структурный образ, состоящий из комплекса ощущений. В понимании природы восприятия большое место отводится двигательным процессам, подстраивающим работу перцептивной системы с характеристиками объекта. Когда процесс непосредственного воздействия на органы чувств прекращаются, образ предмета не исчезает бесследно, он хранится в памяти. Память – это структурный компонент сознания, который связан с механизмами запечатления, сохранения, воспроизведения и переработки поступающей в мозг информации. Различают многие виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, долговременная и кратковременная.

В результате сохранения памятью внешних воздействий возникает представление. Представление – это образ того предмета, который когда-то воздействовал на органы чувств человека, а потом восстановился на сохранившимся в мозгу следу при отсутствии этого предмета, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения. Представления существуют в двух формах: в виде воспоминаний и в образах воображения.

Важнейшим элементом сознания и высшей его формой является мышление. Мышление связано с целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением человеком отражением человеком действительности.

Мышление может быть рефлектирующим и нерефлектирующим. Рефлексия – от латинского - обращение назад. Рефлектировать значит устремлять свои помыслы на понимание самого себя и на то, как другие знают и понимают.

Когда человек рефлексирует, получает информацию и усваивает ее, он всегда чувствует и переживает. Нарушение сознание начинается с расстройства эмоциональной сферы, потом нарушается строй мышления, затем самосознания и даже идет процесс глубинного всеобщего распада сознания.

Эмоции включены в структуру сознания. Носят глубоко личностный характер. Сильные эмоции могут вызвать даже психологические симптомы. Это подчеркивает огромную роль эмоций в структуре строения.

Названные элементы сознания требуют одного условия: субъектом, обладающим сознанием, может стать лишь индивид, включенный в социальную практику.


3. ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ

Когда речь идет о функциях (от лат. – совершение, исполнение) сознания, анализ устремляется к выяснению той роли, которую выполняет такая сложная целостность, как сознание в жизнедеятельности человеческого общества.

К основным функциям сознания относят прежде всего отражательную функцию. Она предполагает обобщенное, целенаправленное (сознание образов, предвосхищающих практические действия), оценочное (избирательная ориентация на выработанное обществом и принятые субъектом ценности) отражение действительности.

Нейрофизиологическая основа феномена целенаправленности получила объяснение в учении о доминанте А.А. Ухтомского в 1923 г. Доминант (от лат. – господствующий) понимается как временно господствующая рефлекторная система, придающая поведению определенную направленность. Доминанта подавляет активность других центров. Этим объясняется активный и целенаправленный характер поведения.

Известный тезис о том, что сознание не только отражает, но и творит мир, раскрывает преобразовательную функцию сознания. Именно в изменении природы и реальности, а не в природе как таковой находит существенную и ближайшую основу развития мышления и сознания. Однако преобразовательную функцию сознания можно рассматривать, не только как внеположенную, то есть выходящую во внешнее бытие, но и как обращенную на себя, на самопреобразование. Преобразовательная функция сознания отличается различной степенью модальности. Она может носить конструктивный характер и быть связана с целесообразным сознанием нового содержания; стихийно-спонтанной, предполагающий интуитивное смыслообразование; преднамеренно-нормативный, предполагающий строй мыслей и установок, соответствующий принятым эталонам и целостностям, навязываемым извне (ценностям; целям; самопреобразовательный, ориентированный на упорядочивание ценностно-смысловой шкалы внутреннего мира индивида). Важной функцией сознания является его ориентационная функция, которая включает в себя регулирование – принятие решений в едином строю норм жизнедеятельности, а также самоконтроль, связанный с синхронизацией внутренних и внешних оценочных критериев. Самоконтроль предполагает анализ мотивов собственного поведения, выбор наиболее рационального способа достижения поставленных целей.

Немного добавим к модели сознания.

1. Классическое сознание – познание (эмоциональность, чувственность, мотивационность, волевая функция, интуиция и т. д.).

2. Правомерность введения иррационального (сознание и бессознательное). Идея бессознательной мотивации сознания стала предметом внимания австрийского врача З. Фрейда. Импульсы, идущие из бессознательного, улавливаются и преобразуются в мотивы деятельности сознанием. Эти импульсы человек вытесняет в сновидения. Для избавления от нервного напряжения сознание прибегает к сублимации. Существует компьютеризация сознания: схема с компьютера переносится на психику человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания далека от своего решения. Главное – это грамотно сформулировать проблему, потому что философия ставит такие вопросы, которые невозможно разрешить. Предмет философии можно свести к онтологии, гносеологии.

Думаю, что данная работа позволила поставить эти проблемы так, чтобы можно было понять проблему, которую пытаются разрешить люди в течение двух тысячелетий.

Философия начинается с вопроса о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания и предстает как мышление о мышлении. Соответственно, сознание познает себя средствами самого сознания. Философия всегда стремится к истине, то есть к соответствию мыслей действительному пониманию дел.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Философия: учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1999. – 576 с.

2. Кузнецов В.Г. и др. Философия: Учебник. – М., 1999. – 519 с.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 1998. – 568 с.

4. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998. – 520 с.

5. Лешкевич Г.Г. Философия: вводный  курс. – М., 1998. – 464 с.