Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии!
Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Управление сбытом машиностроительного предприятия на основе создания региональных представительств».
Анализ состояния экономики Украины в контексте экономического положения, сложившегося на территориальном пространстве почти всех государств бывшего Советского Союза, а также ряда стран Центральной и Восточной Европы, свидетельствует о возобладании в них отрицательных тенденций и связанных с ними обострившимися валютно-финансовым и общеэкономическим кризисами. Они имеют под собой не только глубокие исторические корни, оставленные планово-административной экономикой, но и грубые просчеты и ошибки, допущенные в ходе рыночных реформ.
Объектом дипломной работы является предприятие машиностроения (станкостроения) и его региональные представительства (конкретно Открытое акционерное общество «Одесский завод расточно-сверлильных станков»). Предметом дипломной работы есть исследование процесса сбыта машиностроительного предприятия на основе создания региональных представительств.
В дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:
· проанализирована экономическая ситуация в экономике Украины, странах СНГ, в отечественном станкостроении;
· проведен технико-экономический анализ конкретного отечественного предприятия машиностроения (станкостроения);
· обосновано сохранение его рынков сбыта путем создания региональных представительств;
· предложены организационно-экономические инструменты управления сбытом машиностроительного (станкостроительного) предприятия в переходной экономике.
В 1 разделе «Экономическая ситуация в Украине, СНГ и станкостроительной отрасли» дипломной работы, приведен анализ современного состояния экономики Украины, социально-экономического положения Одесской области в 1997-1999г.г., определены тенденции развития отечественного станкостроения до 2010г., как главной инвестиционной составляющей промышленного производства. Проведен анализ негативных тенденций в экономических взаимоотношениях между странами СНГ.
В разделе 2 «Технико-экономический анализ положения предприятия машиностроения в переходной экономике» дипломной работы, проведен анализ баланса ОАО «ОЗРСС» за 1999г., расчеты и обоснования его технико-экономических показателей, выявлены негативные моменты в его рыночном положении, предложены меры по улучшению его позиций. Дано обоснование выхода украинского машиностроительного (станкостроительного) предприятия на международный рынок металлорежущего оборудования. Приведена характеристика региональных представительств, созданных ОАО «ОЗРСС».
В разделе 3 «Организационно-экономические инструменты управления сбытом машиностроительного предприятия в переходной экономике» дипломной работы дано обоснование формирования стратегии машиностроительного предприятия на рынке техники. Предложен ситуационный анализ для ОАО «ОЗРСС» в виде SWOT-матрицы; представлена информационная модель для выхода на старый рынок с новой моделью станка и рыночно-функциональной организации службы маркетинга, адаптированной к экономике переходного периода, характерной для стран СНГ. Дан расчет региональной цены станка модели 2А532-1, что предопределило успех его продажи на рынке России. Дано обоснование перевода российского представительства ОАО «ОЗРСС» в юридически самостоятельную фирму в виде бизнес-плана. В заключение экономической части диплома приведен расчет экономической эффективности функционирования зарубежного представительства украинского машиностроительного предприятия.
В разделе 4 разработаны мероприятия по снижению факторов отрицательно воздействующих на персонал регионального представительства, произведен расчет экономической эффективности от осуществления мероприятий по улучшению условий труда.
В результате проведенного дипломного проектирования были сделаны следующие выводы:
1. Экономика Украины находится на стадии выхода из кризисного состояния.
2. Анализ отчетной документации конкретного станкостроительного предприятия показывает плачевное состояние его финансово-хозяйственной деятельности. Основными причинами этого являются: депрессивное состояние национальной экономики и слабый менеджмент на предприятии.
Анализ годового отчета ОАО «ОЗРСС» показал:
а) имеется незначительные изменения прибыли. Слабый рост уставного капитала и основных фондов, не отмечается роста оборотных средств,
б) сравнительно малая величина остатков на расчетном счету предприятия, отсутствует процесс индексации остатков средств на счете,
в) обращает внимание большая дебиторская задолженность («Активы», «другие дебиторы»), а также не уменьшается значение суммы по пункту «товар отгруженный, но срок оплаты не настал». Значительные запасы готовой продукции по пункту «производственные запасы»,
г) практически сведены «на нет» процессы обновления ОПФ и повышения квалификации ППП,
д) отсутствует обоснованная в условиях продолжающейся депрессии в экономике маркетинговая стратегия.
Расчет вспомогательных показателей финансово-хозяйственной деятельности этого предприятия (коэффициентов ликвидности и платежеспособности и т.д.) показал ухудшение его платежеспособности на конец 1999г., главной причиной которого является отгрузка большой партии станков потребителям в дальнем зарубежье (на консигнацию) без предоплаты.
3. Одним из самых реальных и действенных направлений по улучшению положения машиностроительного предприятия в переходной экономике с нарушенными торгово-хозяйственными связями является укрепление маркетинговой службы на основе разработанной маркетинговой стратегии. На примере рассматриваемого дипломантом предприятия ОАО «ОЗРСС» - это выразилось в создании российских представительств в городах Москве и Екатеринбурге, положительный опыт функционирования на рынке МОО СНГ доказан на практике, освещен в публикациях и подтвержден расчетами дипломанта в данном дипломном проекте Эффективность такого представительства в 3 раза превышает, если бы эти (аналогичные) функции выполняла бы посредническая фирма.
4. Обобщая опыт ОАО «ОЗРСС» по созданию и функционированию российских представительств на рынке СНГ дипломантом предложены: типовая схема процесса планирования международной деятельности фирмы; схема рыночно-функциональной организации службы маркетинга машиностроительного предприятия, учитывающая особенности переходной экономики в Украине; предложена информационная модель службы маркетинга в зависимости от типа рынка и вида продукции; обоснован - бизнес план по переводу российского представительства украинского предприятия в акционерное общество закрытого типа с целью оперативности принятия решений на рынке и адаптивности с быстро изменяющимися условиями.
5. Приведенный расчет региональной цены популярного у российских потребителей станка модели 2А532-1 показывает обоснованность финансовой самостоятельности зарубежного представительства украинского машиностроительного предприятия в виде юридически самостоятельного со 100% украинским капиталом.
6. Дипломантом дано обоснование формирование стратегии машиностроительного предприятия на рынке техники в переходной экономике на основе использования ситуационного анализа в виде SWOT - матрицы. В результате формирования такой стратегии повышается устойчивость предприятия, и улучшаются перспективы его развития.
Доклад окончен, спасибо за внимание.