61 Направление развития инженерно-технического сервиса фермерских хозяйств. Огр-ия инженерно-технической службы. Типовая структура ИТС (структ. подразделения): 1. Служба эксплуатации МТП. Её задачи: компл. мех-ия пр. процессов в полеводстве путём выс. орг-ии эфф. исп-ия тракторов и с/х машин и ТС; ув-ие сроков службы машин; снижение экспл. затрат; повыш-ие кач-ва ТО и хранения. 2. Служба ремонта. Её задачи: своевр. восстан-ие работоспос-ти машин на базе передовой технологии ремонта. 3. Служба обеспечения нефтепродуктами. Её задачи: беспереб. снабжение ТСМ. 4. Служба эксплуатации энергоустановок (напр., на животноводч. фермах). 5. Служба материального снабжения. Её задачи: своевр. снабжение необх. обор-ем и запчастями, а тж. правил. хранение матер.-тех. ценностей Общее рук-во ИТС – гл. инженер. Оперативное управление МТП, МТБ – осущ-ет диспеч. служба (= орг-тех. меропр-ия для централиз. упр-ия с/х пр-вом в масштабе хоз-ва). Задачи д/с: 1. рабраб-ет операт. планы и доводит их до исполнителей. 2. принимает и обраб-ет операт. данные о ходе работ и инф-ет гл. инженера о них. 3. контрол-ет своевр. плановое ТОР. 4. принимает заявки от подр-ий на МТ-обеспечение. 5. ведёт док-цию, устан-ую для дисп. связи.

 

62 Оценка рациональности составленного агрегата. Осн. треб-ия к МТА: МТА – разновидность мобильного агрегата; совок. раб. органов + источник энергии (ДВС) + трансмиссия + вспом. органы (сцепка). Рац. комплектование – это выбор состава агрегата (трактора, числа раб. машин и сцепки) и раб. скорости; соед-ие выбран. машин и сцепки с трактором + настроечные регулир. работы. МТА комплектуют по треб-ям: 1. Выс. кач-во в соотв. с агротех. треб-ми. 2. Выс. произв-ть при наим. затратах ресурсов (трудовых, топливно-энергетич., фин., матер.) на единицу работы и урожая. 3. Наим. отриц. возд-ие на окр. среду (почву, воздух). При комплектовании учитывают: размеры полей и длину гона, тип и влажность почвы, угол склона, высоту культурных растений, норму высева, дозу внесения удобрений и химикатов, урожайность убираемых культур. Режимы работы агрегатов: 1. загрузки дв-ля. 2. скоростной. 3. допустимого буксования. 4. Полн. эфф. исп-ия мощности дв-ля. На Т-150К, К-700 степень загрузки опр-ют по тахоспидометру. Желаемой загрузки дв-ля достигаем за счёт изменения числа машин, а тж. скорости движения в процессе раб. хода агрегата. МТА при работе имеет 2 скор. режима: раб. скорость и скорость х.х. Допустимое буксование = 0,05 (для гус. тракторов) и 0,15 (для колёсных).

63 Показатели уровня использования МТП. Осн. задача анализа исп-ия МТП – оценка работ, показателей МТП с учётом конкр. прир-произв. усл-ий. Исп-ие МТП охватывает – все вопросы произв. и тех. эксплуатации. От степени исп-ия МТП зав-ит урож-ть, себест-ть работ и продукции, è компл. оценка исп-ия МТП возможна только на основе тех., орг. и экон. показателей. Для компл. оценки и анализа применяют след. показатели: 1) Оснащ-ть хоз-в техникой. 2) Уровень мех-ии полеводства. 3) Исп-ие МТП. 4) Эфф-ть ТО МТП. Энергонасыщенность (=оснащ-ть) полеводства – это обобщ. показатель уровня мех-ии любого хоз-ва. NГА=∑/FП.О., где FП.О. – общие пахотные площади. Энерговооруж-ть труда (хар-ет снижение ручного труда): NЧЕЛ=∑N/НР, где NЧЕЛ – где общее число работников. Показатели уровня и эфф-ти мех-ии полеводства = колич. соотн-ие механиз. и ручн. труда. τМЕХ=FМЕХ/FО, где FМЕХ – общий объём механиз. работ. Кач. хар-ка и показатели МТП: 1. Сред. мощность на 1 физич. трактор. 2. Сред. энергонасыщенность тракторов. 3. Удел. стоимость единицы мощности. 4. Отн-ие ст-ти машин к ст-ти тракторов. Осн. показатели эфф-ти ТО: уд. затраты на ТО; общие затраты на ТО и на общ. балансовую стоимость; удел. затраты на ТО на ед. стоимости ВП; КТГ МТП; Формы исп-ия МТП: прокат, аренда, кооперативы по совмест. исп-ию техники.

64 Организация работ при хранении техники. Особ-ть ЭМТП – сезонность. Многие с/х машины в теч. года исп-ся 10-15дней и 50-60дней. Остальное время – хранение. Правил. хранение – снижает разрушение из-за атм. осадков, ув-ет срок службы, снижает затраты на ТО, способствует повышению произв-ти и безотказной работы машин. Виды хранения: 1. Межсезонное (перерыв исп-ия до 10дн.; подкачивают колёса). 2. Кратковременное (от 10дн. до 2мес.). 3. Длительное (перерыв от 2мес; разгружают шасси). Способы хранения: 1. В закр. помещениях (лучший; дорогостоящая техника: зерноочист. оборудование, комбайны). 2. Под навесом (плуги). 3. На откр. площадках. Технология проверки: 1. Выбор площадки с тв. покрытием. 2. Ограждение + помещение (для служ. пользования и ТО).

65 Кинематические характеристики МТА и характер их изменения. 1. Раб. участок – поле, находящееся в одном массиве, для вып-ия с/х работы с 1 или неск. агрегатами. 2. Загон – часть раб. участка для вып-ия техн. операций с принятым способом движения. 3. Раб. ход – путь, как правило, прямолинейный, кот. проходит МТА с выкл. раб. органами. 4. Поворот – криволин. траектория, по кот. движ-ся МТА от завершения 1 и до начала др. раб. хода. 5. Холостой ход – путь, кот. проходит МТА по полю при поворотах без вкл. раб. органов. 6. Способ движения – циклически повторяющиеся однотипные сочетания раб. и хол. ходов в загоне. 7. Кинематика – раздел инж. дисциплины, в котором изуч-ся движение агрегата по полю и обоснов-ся вариант высокопроизводит. исп-ия МТА при работе на данном участке поля. К кин. хар-кам отн-ся: 1. Кин. центр аргерата (КЦА) – это усл. точка, по траектории которой анализируют движение МТА. 2. Кин. длина агрегата – это расстояние от КЦА до конца раб. органов агрегата: LК = LТ + LС + LМ (длина трактора + дл. сцепки + дл. машины). 3. Длина выезда – это расстояние, на кот. перемещается центр агрегата от контр. линии по ходу МТА перед началом и в конце поворота (зависит от кин. длины и ширины захвата). E = ae · LК ; длина выезда агрегата e =ae · Bр. 4. Кин. ширина (dК) – это расстояние от продольной оси симметрии агретата до конца раб. органов. 5. Центр поворота – это мгновенная точка, относительно которой в данный момент совершается поворот агрегата. 6. Сред. радиус поворота – зав-ит от ширины захвата и скорости поворота V. 7. Ширина колеи – опр-ся междурядьем, а продольная база трактора соответственно равна конструктивной.

66 Баланс времени смены МТА. - хар-ет распределение общего времени смены по отд. нормативным составляющим. При этом методе весь процесс работы расчленяют на осн. сост. эл-ты с целью совершенствования труда и повышения производительности. Т.к. учесть всё разнообразие подходов невозможно, рассмотрим БВС, наиб. часто используемый при экспл. расчётах. ТСМ = ТЕО + ТПН + ТЕР + ТХ + ТТ + ТТН + ТЕП + ТОЛ + ТМ + ТР (время смены = ежесменное ТО + время (вр.) получения наряда + общее вр. переезда + общее вр. хол. хода + вр. техн. обслуживания, напр. загрузка семян + вр. ТО в процессе работы + потери вр. смены + вр. на отдых и личн. нужды + потери вр. на метеоусловия + общая продолжит-ть осн. работы смены 7часов). Все слагаемые поделим на 3 группы: 1. Постоянные слагаемые (не зависят от параметров МТА и от мощности). Т1 = ТПН + ТОЛ + ТМ = f1 = const. 2. Зависящие от мощности. Т2 = ТЕО + ТЕР = f2(NH); W=f(N). 3. Зависящие от мощности и от фактич. объёма работы. Т3 = f3(NH, τ); τ – коэф. времени смены. τ = f(N). τ = (ha – (N/РN))/(1–К·(N/РN)). ha и К – коэф. хар-ют прир-произв. усл-ия (длина гона, удел. сопротивление). РN – удел. мощность. τ = 1 · ∑ τi (n; i=1). Исп-ие времени – 1 из осн. показателей для хар-ки исп-ия 1 машины. τДВ = ТДВ / ТСМ, где ТД – время движения за смену.