73. Эксплуатационная технологичность, приспособленность машин к ТО, диагностированию и хранению.

Эксплуатационная технологичность – совокупность св-в конструкции, опред-щих ее приспособленность к операциям технологического регулирования технологического обслуживания, диагностирования, транспортирования, хранения и ремонта.

Осн. св-ва:

Контролепригодность – хар-ся наличием на машине встроенных средств контроля технического состояния (приборов, индикаторов состояния), оперативной и вспомогательной трудоемкостью измерения диагностических параметров, удобством подсоединения внешних средств диагностирования, унифицированных элементов для контроля, минимальной номенклатурой проверяемых параметров, обеспечивающих полноту и достоверность контроля (диагностирования).

Доступность – хар-ся удобным свободным доступом к составным частям, требующим операций технологического регулирования, ТО и ремонта, одновременным проведением большого числа этих операций.

Стандартизация и унификация – составных частей определяется уровнем применения стандартных и унифицированных деталей, стыковочных узлов, что позволяет исп-ть типовые процессы и оснастку при ТО и ремонте.

Легосъемностьобесп-ет небольшую трудоемкость замены неисправных деталей.

Восстанавливаемость – машины опред-ся применением материалов и деталей, позволяющих восстановить составные части до номинальных значений их параметров состояния.

Сложность операций ТО и ремонта опред-ся потребностью в исполнителях высокой квалификации.

Сохраняемость машины хар-ся возможностью ее хранения на открытой площадке, под навесом, в помещении; кол-вом составных частей, требующих снятия при хранении, герметизации и консервации, а также кол-вом и хар-ром необх. Консервационных материалов исп-ов их нанесения.

В целом чем выше эксплуатационная технологичность машин, тем меньше их простои, связанные с технологическим регулированием, ремонтом, с подготовкой к транспортированию и хранению машин. Это оказывает влияние на повышение производительности машин, снижение издержек на их технич-ую эксплуатацию.


74. Тормозные характеристики двигателей.

76. Особенности хранения элементов машин.

Объектами ремонтно-обслуживающей базы явл. колхозы, совхозы, гаражи, машинный двор, передвижная станция.

Операции ТО машин делятся на:

1. моечная (очистительная)

2. контрольно-диагностичная

3. смазочно-заправочная

4. топливозаправочная

5. регулировочная

6. крепежная

7. консервационная

Кажд. группа операций имеет четкое назначение и характерные особенности. Для выявления  этих операций разработаны и серийно выпускаются стенды, установки, приборы, оборудование, устройства и т.д. Осн. Показателями эффективности явл.:

1. увеличение веростности безотказности составных частей и машин в целом

2. повышение фактически используемого ресурса

3. увеличение готовности, снижение расхода топлива, запчастей и суммарных уд. издержек на единицу наработки.

Правильное хранение машины имеет важное значение. Оно позволяет снизить разрушающее действие атмосферных осадков, увеличить срок службы, снизить затраты на ТО, способствует повышению производительности и безотвазной работы машины. Общие правила хранения установлены ГОСТ 7751-85.

Виды хранения:

1. межсменное( перерыв исп-ия сост. до 10 дней);

2. кратковременное (10-12 дней);

3. длительное(более 2 мес).

Способы хранения:

1. в закрытых помещениях (хранят дорогостоящую технику)– лучший;

2. под навесом;

3. на открытых площадках.


77. Способы движения МТА и их применение.

Сп-бы движения МТА:

1. По направлению рабочих ходов:

a.  Гоновые

b. Диагональные

c.  Круговые

2. по способу подготовки обрабатываемого участка:

a.  загонный

b. беззагонный

3. по направлению поворота

a.  правоповоротный

b. левоповоротный

4. по числу одновременно обрабатываемых

a.  однозагонные

b. многозагонные

При гоновых способах движения агрегат совершает линейные рабочие ходы параллельно одной или двум сторонам загона с холостыми поворотами на обоих концах. Этим способом совершают большинство операций: внесение удобрений, лущение стерни, дискование, боронование, прикатывание почвы.

При диагональных способах движения рабочие ходы агрегата совершаются под острым или тупым углом к сторонам загона. Данный способ рекомендуется применять на: лущение стерни, посев, прореживание посева.

Круговой способ движения – рабочие ходы сов-ся вдоль всех 4х сторон без выключения рабочих органов, за исключение середины загона, где неизбежны несколько холостых петлевых поворотов. Прим-ие – прикатывание почвы, уборка наземной части урожая.


78 (36). Затраты механической энергии при работе МТА.

Важнейший показатель эффективности работы МТА – удельные затраты энергии в расчете на единицу объема выполненной работы. Эти затраты непрерывно возрастают в связи с дефицитом энергоресурсов и увеличением их стоимости.

При работе МТА различают след. виды затрат энергии: потери энергии в самом двигателе, включая тепловые и механические; потери энергии в самом тракторе, включая потери в трансмиссии, на буксование, на самопередвижение; потери энергии в рабочей    машине; потери энергии в работающем двигателе при остановленном агрегате; расход энергии на полезную работу.

Точно определить отдельные слагаемые -  сложная задача, поэтому общие энергозатраты находят по расхода топлива. Общие удельные энергозатраты в расчете на 1 га обработанной площади и на 1 т урожая вычисляют по формулам:

E0=Eо.ч/W

Eou=1/UåE0i

E0 – общие удельные энергозатраты в расчете на 1 га обработанной площади, КДж/га; Eou – общие удельные энергозатраты в расчете на 1 т урожая, КДж/т.

Энергетический КПД МТА hаэ характеризует степень полезного использования энергии:

hаэ = En/Eоч

пути снижения энергозатрат: непрерывное совершенствование конструкций тракторов и с/х машин, повышение качества топлива и смазочных материалов, высокий уровень ТО, хорошая подготовка полей, обраб-ка почвы в состоянии механической спелости при оптимальной влажности, уменьшение длины холостого пути и общее увеличение производительности МТА.