37) Обоснование периодичности ТО МТП.

Критерии, по кот. устанавливают периодичность ТО:

- мах производ-ть а/м;

- среднее знач-е наработки м/д отказами;

- мin удельные издержки;

- мin вероятность отказа и др.

Метод определения периодичности ТО по мах произв-ти основан на том, что с теч. врем. в рез-те разрегулирования и износа соединений производ-ть а/м (мощность двиг-ля) уменьш. Чем чаще ТО, тем меньше сниж-ся мощность двиг-ля, тесно связанная с производ-ю а/м. Но по мере увелич-я числа ТО растет простой а/м в теч. периода работы. Поэтому существует оптим. интервал врем. м/д ТО tмопт.

Опред-ие периодичности ТО по сред. знач-ю наработки м/д отказами устраняет недостаток 1-ого метода (не учит. рассеивание случ. скор. сниж-я мощности или производ-ти однотип. а/м). путем учета как сред. наработки Тср, так и сред. квадратич. ее отклонения (сигма). Если принять в кач-ве периодич-ти ТО сред. знач-е наработки, то 50% а/м к этому мом. откажет, т.е. ТО позднее. Есть необх-ть проводить ТО раньше на вел-ну = сред. квадратич. отклон-ю наработки м/д отказами: tм=Тср – сигма. При норм. з-не распред-я наработки м/д отказами 13,5% а/м откажут, остальным будут предупредит-но проведены операции ТО. Метод приближенный, в одних случаях, когда издержки, вызванные устранением последствий отказа, велики, период-ть окажется завышенной, а когда малы – заниженной. Метод обоснования период-ти ТО по критерию минимума удельных издержек устраняет этот недостаток. Также метод позволяет одноврем. устанавливать допускаемое знач-е парам-ра, зависящее от период-ти. Изменяя период-ть контроля или межконтрольную наработку, можно увелич. или уменьш. вероятность отказа, расход зап.частей.

Период-ть в моточасах наработки.

А (весь период эксплуатации)

ТО-3     ТО-3,   ТО-3   ТО-3,   ТО-3   кап.

              ТРп                    ТРп                рем.


Наработка, тыс.ч.


1,7…2,1

4,5…6,5  

ТРп – текущий ремонт плановый (по рез-там диагностир-ия).                       

38) Влияние конструкций движителей и типов почв на пок-ли тяговой хар-ки.

Тяговые хар-ки получают по рез-там тяговых испытаний тракторов, проводимых по установленной методике на соответствующих почвенных фонах (на стерне зерновых колосовых культур и на поле, подготовленном под посев) при ровном рельефе. По тяговой хар-ке с достаточной точностью можно опред-ть эксплуатационные пок-ли трактора. На всех передачах, где сцепление движителей трактора с почвой достаточно, наибольший часовой расход топлива одинаковый, соответствующий номинальной мощности двиг-ля. Если сцепление недостаточное (обычно на более низких передачах), то двиг-ль не может быть нагружен до номин. мощности из-за чрезмерного буксования. Поэтому часовой расход топлива обрывается, не достигнув наибольшего знач-я на 1-ой передаче. Сцепление движителей с почвой достаточное, если коэф.буксования меньше или равен допустим. коэф. буксования; тяговое усилие трактора меньше или равно допустим. тяг. усилию. Наибольшая тяговая мощность на каждой передаче соответствует полной нагрузке двиг-ля при номин. мощности.         


39) Энергетический КПД МТА и пути его повышения.

КПД агрегата n в общем случае = отношению полезных удельных энергозатрат в рабочей а/м в расчете на 1 га Еп к полным (общим) удельным энергозатратам Ео, полученным при сжигании топлива в камере сгорания двиг-ля, т. е. nа = Еп/Ео. Для удобства анализа влияния различных факторов целесообразно выразить n ч/з частные КПД двиг-ля, трактора и раб. а/м. Тогда

Ео = ОхQн, где О – погектарный расход топлива, кг/га; Qн – низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг. Численное знач-е О учитывает все осн. режимы работы агрегата (включая раб. и х. х., также х. х. двиг-ля при остановленном агрегате). Обычно О опред-т по опытным или по норматив. данным. Для диз.топлива принимают Qн = 42600 кДж/кг. Потери энергии в самом двиг-ле характер-ся эффективным КПД двиг-ля nе = Ее/Ео, где Ее – удельные эффективные энергозатраты на валу двиг-ля, кДж/га. КПД диз.двиг-ля  = 0,35…0,40. Потери энергии в тракторе опред. общим КПД трактора n при работе с тягово-приводной а/м или тяговым КПД nт при работе с тяговой а/м. n = Ет.в./Ее = (Nкр+Nв)/Nе; nт=Ет/Ее = Nкр/Nе, где Ет.в., Ет – соответствующие удельные энергозатраты, передаваемые от трактора к раб. а/м ч/з ВОМ и крюк для выполнения технологич. процесса, кДж/га. Удельный расход энергии на выполнение полезной работы в самой а/м (полезные энергозатраты) опред. Еп.в.=Ет.в.хnм = ОхQнхnеxnxnм; Еп.т. = Етхnм= ОхQнnexnтxnм, где nм – КПД а/м. Общие КПД тягово-приводного и тягового агрегата на основании формул опред. как произведение частных КПД двиг-ля, трактора и самих а/м nа.в.=Еп.в./Ео= nexnxnм; nа.т=Еп.т./Ео=nexnехnм. КПД МТА очень низок даже при самых высоких знач-х nм. Топливо используется с низкой эффективностью. Пути повышения: - науч. разработки по обоснованию новых принципов выполнения полевых работ (электропривод, новые энергосберегающие принципы воздействия на почву, семена и раст-я, хим. защита раст-й и т.д.); - науч. разработки по совершенствованию конструкций тракторов и раб. а/м в направлении увелич-я их КПД; - измен. усл-й эксплуатации (повыш. уровня ТО тракторов и с/х а/м, использ. высококач-х топлив и смазочных матер., хорошая подготовка полей, комплектование энергосберегающих агрегатов и др.).           













40) Сис-ма ТО и ремонта а/м.

ТО – комплекс операций по поддреж-ю работоспос-ти или исправ-ти а/м при использ-ии по назнач-ю. Ремонт- восстановл-е составных частей (их ресурсов). Сис-ма ТО – союз взаимосвяз-х средств, документации по ТО и исполнит. К тех.средствам относится: - технологич. оборуд-е; - приборы, приспособл-я; - инструменты; - зап.части; - материалы для проведения ТО. К тех.документ-ии: - докум-ия, регламент-ая периодич-ть, послед-ть, технологию выполнения операций, тех.треб-ия. Исполнители: мастера-наладчики, диагносторы, слесари. 3 осн. правила выполнения работы по ТО:

- по потребности после отказа;

- регламентир-ая в завис. от наработки календ. врем.;

- по технич. состояние.

Виды ТО: ТО при эксплуатац. обкатке; ежесменное ТО; ТО-1; ТО-2; ТО-3; сезонное ТО; ТО в особых усл-х эксплуат.     

41) Урав-ие движ-ия МТА.

Основ. режимы поступательного движ-ия МТА опред-т из урав-я движ-я агрегата, основой кот. явл-ся 2 з-н механики.

Mа.п.х  dV/dt = Pд – сумма Рс, где

Ма.п. – приведенная масса агрегата, кг; dV/dt – ускорение агрегата, м/с^2; Рд – движущая сила, Н; сумма Рс – сумма сил сопротивл-я движ-ю, Н.

Ма.п. опред-т из усл-я равенства кинетич. Энергии Ма.пхV^2/2 сумме кинетич-х энергий всех движущихся масс агрегата, совершающих как поступат., так и вращат. движ-е. Знач-ие Ма.п. приближенно можно вычислить ч/з эксплуатац. массу агрегата Ма из равенства Ма.п.=1,1Ма.

Рд=Рк (касат. сила тяги трактора).

Сумма Рс = Ркр + Рf +_ Ра, где

Ркр – тяговое усилие трактора; Ра – сила сопротивл-я подъему; Рf – сила сопротивл. движ-ю трактора.

Принимая перед Ра знак + при подъеме и наоборот, развернутое урав-ие движ-я МТА имеет вид:

М x dV/dt = Рк – (Ркр + Рf +_ Ра).

Для разгона МТА до треб-ой раб. скор. необх. соблюдать усл-ие:

Рк > (Pкр + Рf + Ра)

МТА с const раб. скор. (V=Vp=const) движется при dV/dt = 0, при

Рк = Ркр + Рf +_ Ра.

Торможение агрегата происх. при

Рк < (Ркр + Рf + Ра), включая Рк = 0 при выключенной муфте сцепл-я.       

42) Затраты труда при работе МТА.

СМ. 27)