ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




Контрольная работа

по дисциплине:

ПОЛИТОЛОГИЯ


на тему:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА


Вариант № 16

Понятие, структура и типологии

политических систем







Выполнил: ст. 4 курса гр.вечер, Ф и К, ФФД12388

Гатауллина А.Д.


      Проверил: Нигматуллина Ирина Владимировна                    








УФА – 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.     Введение…………………………………………………………………3

2.     Основная часть………………………………………………………….4

·        Понятие «политическая система общества», ее структура и   функции…………………………………………………………..4

·        Типологии политических систем……………………………….7

·        Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по            которым сегодняшняя российская политическая система        принципиально отличается от бывшей советской                        (образца 60-80-х гг. XX в.)……………………………………...15

3.     Заключение……………………………………………………………..16

4.     Список использованной литературы………………………………….17


























ВВЕДЕНИЕ

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем “политическая система”.

В развитых капиталистических странах политические системы уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.

     Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. “Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества”. Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Российской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание. Это следует рассматривать положительно лишь в том случае, когда “ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно “затемнить” и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.”[2, стр.60]. Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение.


ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА», ЕЕ

 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Данное понятие — одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот в 50-60-е годы XX в. Смысл понятия «система» заимствован из биологии (Л. Фон Берталанфи) и означает наличие некой целостности взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов. Развитие системы обусловливается изменением элементов, а также другими внутренними и внешними факторами.

Теория политической системы связана в первую очередь с именами американских социологов и политологов. Социолог Толтт Парсонс (1902—1979), автор книги «Социальная система (1952 г.), анализирует общество как взаимодействие подсистем (политической, экономической, социальной и духовной), выполняющих соответствующие функции.

Д. Истон, основоположник системного подхода в политологии, в работах «Политическая система» (1953 г.) и «Системный анализ для политической жизни» (1965 г.) рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти для распределения ресурсов и ценностей общества. При этом функционирование политической системы должно убеждать граждан в справедливости такого распределения и предотвращать возникновение по этому поводу конфликтов между членами общества. Системе необходимо адекватно реагировать на внутреннее и внешнее воздействия.

Устойчивость политической системы, по мнению Д.Истона во многом определяется обратной связью. Наличие информации о состоянии системы и реакции людей на деятельность властей должны побуждать последние к соответствующим действиям. Поддержка обществом политической системы и, в конечном счете, ее жизнеспособность напрямую зависят от способности властей реагировать на внешние и внутренние сигналы, снимать напряженность в обществе.

Американский политолог, пионер в исследовании политической культуры, профессор Стенфордского университета Гебриел Алмонд характеризует политическую систему как поддерживающую порядок в обществе. Все ее институты выступают как взаимодействующие элементы, обеспечивающие удовлетворение потребностей системы через выполняемые ее элементами функции. При этом Г. Алмонд основное внимание уделяет не институтам политической системы, а выполняемым системой функциям, в первую очередь взаимодействию с внешней средой, взаимосвязи внутри системы, а также функциям адаптации и сохранения системы. [3, стр.215-216].

В отечественной литературе политическую систему общества нередко определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти. По сути она есть механизм, с помощью которого осуществляются власть в обществе, руководство и управление им. Деятельность политической системы общества направлена на регулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем политических процессов. [5, стр.55].

Структура политической системы

Институциональная подсистема

Идеологическая подсистема

Нормативна подсистема

Культурная подсистема

Совокупность институтов связанных с функционированием политической власти: государство, политическая инфраструктура, СМИ, церковь.

Политические идеи, взгляды, представления, чувства участников политической жизни общества.

Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Комплекс типичных для данного общества укоренившихся стереотипов, политических представлений, ценностных ориентаций.

К элементам политической системы общества относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, средства массовой информации и другие институты общества, способствующие формированию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих интересов.

Первым и главным институтом политической системы общества стало государство — в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект осуществления власти. Поэтому государство по праву считается ядром политической системы любого общества.

Другим важным институтом политической системы общества являются политические партии, представляющие интересы различных классов и социальных общностей. Они появились значительно позднее возникновения государства. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно-политические движения, различные лоббистские группы. Во многих современных обществах значительное влияние на государственную власть оказывает также церковь.

По времени появления в политической системе общества одним из самых молодых ее элементов можно считать средства массовой информации. Они оказывают весьма существенное влияние на развитие и функционирование современного общества и его политической системы. Это касается прессы и особенно радио и телевидения.  

В силу диалектического характера существования мира, общества и самой политической системы все ее элементы, или политические институты, тесно взаимосвязаны. Так, государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом.

Функции политической системы:

1.     определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности;

2.     мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей;

3.     интеграция всех элементов общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей;

4.     обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности общества, его политического строя.

ТИПОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем. Всего выделяют пять основных типов политических систем в обобщенном виде.

1. Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль.

3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд.

4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин.

5. Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан.[

Наибольшей популярностью в современных условиях пользуется концепция Р. Даля: политические системы чаще всего характеризуются как демократические, авторитарные, тоталитарные.

Политический режим есть используемая государством система методов осуществления своих властных полномочий и функций, уровень обеспечения властью прав и свобод граждан данного общества.

Так, например, монархия как форма правления в умах большинства населения многих стран считается сегодня более архаичной, устаревшей по сравнению с республикой. Но спросим себя, где бы мы хотели постоянно проживать: в благополучной тихой и  спокойной монархии типа  Великобритании,  Дании, Швеции или в республике с постоянными потрясениями и неуверенностью в завтрашнем дне: в Израиле с непрекращающимися террористическими актами и неспособностью государства защитить своих граждан или в талибанском Афганистане, где иностранцы являются нежелательными элементами, где уничтожаются мировые памятники иной религии, запрещена светская музыка, телевидение.

Если мы сравним значимость политического режима и тех или иных форм государственного устройства для предпочтения возможности проживания, то мы выберем, конечно, не унитарную африканскую страну с бесконечными военными переворотами, дикой нищетой и неспособностью государственной власти справиться  с  коррупцией и преступностью,  а  Швейцарскую

конфедерацию с четырьмя равноправными государственными языками, высоким уровнем жизни и защищенностью населения. И на тот, и на другой вопрос ответ, думается, очевиден. В конечном счете совершенно неважно — живешь ты в республике или под сенью монарха, федерация или единое государственное образование досталось тебе в наследство от предков. Главное —

как,  какими методами это общество управляется,  насколько власть заботится о своих гражданах, уважает их права, интересы, вмешивается или нет государство в деятельность негосударственных структур, в личные дела граждан. В этом и заключается особенность того или иного политического режима, его тип.

Выделяют несколько основных типов политических режимов:  демократический, авторитарный, тоталитарный.

        

Демократия

Парламентская республика

Президентская республика

Смешанная парламентско-президентская республика


[4, стр.114]


Демократический режим характеризуется либеральными методами управления обществом со стороны государства, соблюдением общепризнанных прав и свобод человека, политическим плюрализмом. Решающими аргументами являются методы убеждения, а не принуждения. Методы воздействия ограничены законом и находятся под демократическим контролем со стороны общества.

Признаки демократического режима:

1. Народ — источник власти. При демократическом режиме контроль за властью находится в руках общества, который ее избирает и вручает ей определенные полномочия. Абсолютная монархия ограничивает права и возможности народа реально влиять на власть, препятствует созданию и осуществлению демократического режима. Однако демократия вполне возможна в условиях конституционной монархии (пример — Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Испания и др.), не говоря уже о республиканской форме правления.

2. Выборность органов власти и ее регулярная сменяемость. Пребывание на посту президента страны, губернатора или мэра ограничено определенным сроком (чаще всего не более двух сроков подряд). И даже лицо, пользующееся безусловной поддержкой населения, в условиях подлинной демократии не может рассчитывать на исключение и продление срока своих полномочий.

Не происходит закостенелости власти, она постоянно находится под контролем общества. Негативные последствия от замены и ухода с поста авторитетного лица компенсируются постоянной конкуренцией сменяющих друг друга политических деятелей и элит, обязанных для удержания власти и поддержку населения обеспечивать значимые положительные результаты собственной деятельности.

3. Конкурентная многопартийная система. Как показывает реальная историческая практика, именно она является катализатором конкуренции в политической системе общества, без чего не мыслимо развитие и движение общества вперед. Жесткая конкуренция обеспечивает необходимость правящей партии постоянно следить за результатами своей деятельности, делать их привлекательными для избирателя. В конечном счете, в результате такой конкуренции выигрывает все общество в целом.  

4. Легальная политическая оппозиция. Многопартийность сама по себе еще не означает реальной политической конкуренции. Например, в Германской Демократической Республике (ГДР) существовали три большие партии и политический союз. Однако реальная политическая власть находилась в руках безраздельно правящей Социалистической единой партии Германии, руководящая роль которой в обществе, так же как и КПСС в СССР, была закреплена соответствующей статьей Конституции страны. Для существования реальной демократии в обществе, наряду с многопартийностью, должна существовать легальная политическая оппозиция,  способная жестко критиковать власти, не опасаясь быть разогнанной и подавленной. Оппозиция есть защитный   клапан  свободного демократического  общества.   Его регулярные   свистки   предупреждают   общество   о   появлении опасности тоталитаризма или авторитарности. Если этот клапан запаять, то общество обречено рано или поздно увидеть взрыв котла общественных страстей.

5. Реальная свобода слова. Демократический политический режим всегда исходит из того, что свобода слова, возможность открыто высказать свое мнение по любому вопросу — неотъемлемый атрибут свободного общества. Именно об этом напоминает известное изречение Вольтера: «Я могу быть не согласным с вашим мнением, но я готов отдать свою жизнь за то, чтобы вы имели возможность его высказать».        

6. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства. Создание гражданского общества означает постепенную передачу властных полномочий, принадлежавших ранее исключительно государству, иным негосударственным, гражданским общественным институтам. При этом власть сама способствует развитию форм участия общественности, граждан в управлении делами общества. Некоммерческие организации, благотворительные фонды и т.д., все более развитое самоуправление — вот показатели развитого гражданского общества, созданию  которого  способствует демократический  политический режим.

При наличии демократического режима власть стремится не нарушать существующие в обществе законы, которые в свою очередь направлены на все более полную реализацию прав и свобод членов общества, которые эту власть наняли для защиты своих интересов.

Политическая система диктаторского типа

Авториторизм

Тоталитаризм

традиционная монархия

гражданский

Военно-демократический

авториторизм модернизации

большевитский

фашистский

нацистский

[4, стр.115]

Авторитарный режим (авторитаризм) основан на сосредоточении политической власти в одних руках, методах управления обществом путем принуждения, репрессий, неприкрытого ограничения прав и свобод личности.

Признаки авторитарного режима:

1. Неограниченная власть в руках одного лица — главный признак подобного режима. И абсолютный монарх, и вождь, авторитет которого безгранично признается членами общества, и диктатор, захвативший и насильно удерживающий власть, — все они представители, а точнее, руководители авторитарного режима.

Причины  появления  авторитаризма  могут быть различны: природные - харизма, то есть очевидный талант и притягательность лидера, признанные обществом; рациональные - состояние войны, общественного кризиса, настоятельно требующие концентрации власти в одних руках.

Главная особенность авторитаризма в том, что в руках правителя  концентрируется  неограниченная  власть, он обладает большими возможностями и полномочиями. Это позволяет ему произвольно, руководствуясь собственными соображениями и видением мира, использовать имеющиеся в обществе материальные и духовные ресурсы. Роль и возможности великих личностей в этих условиях неизмеримо возрастают (Александр Македонский, Петр I, Мао Цзэдун).

В условиях авторитарной власти правитель остается вне реального контроля и ограничения со стороны закона и общества. Вероятность массовых нарушений прав и свобод человека и гражданина, попирания правовых норм при этом многократно повышается.

2. Фиктивная многопартийная система, отсутствие реальной оппозиции. Для авторитаризма, как правило, характерна однопартийная система, полностью подконтрольная вождю. Однако для придания демократического имиджа в глазах населения и международной общественности при авторитаризме не исключается возможность существования многопартийной системы. В этом случае она носит фиктивный характер, не позволяющий реально менять расстановку сил и всерьез угрожать, например, перевыборам руководителя страны. Имея в руках все основные рычаги власти, диктатор часто не стесняется подтасовывать даже результаты выборов, подавляя любые протесты силою. («Не важно, как голосуют, важно как считают голоса!»). Деятельность оппозиции, как только она начинает представлять угрозу режиму, умело и жестоко подавляется.     

При авторитаризме роль государственных институтов власти, в первую очередь представительных (парламента), и общественных образований резко снижается. Связь между обществом и государством слабеет. Происходит все большее отчуждение власти от общества.

Тоталитарный режим  характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, их жесткой регламентацией и преимущественно репрессивными методами управления и принуждения.

Признаки тоталитаризма:

1. Жесткая регламентация всех сторон жизни общества (как правило, на основе какой-либо идеологии). Тоталитарный политический режим стремится подробнее регламентировать все стороны жизни общества. При этом основополагающий принцип режима: «Все, что не разрешено, то запрещено». (Сравните с принципом демократического режима, гражданского общества: «Все, что не запрещено, — разрешено»). Обществу не просто предлагается, а жестко предписывается идти  в определенном направлении. Хотя идеология тоталитаризма может быть самой различной (фашистской,  националистической, религиозной), но объединяет их насилие, к которому прибегают для осуществления принципов идеологии в тоталитарном обществе.

2. Тотальный (полный) контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Такая форма контроля неизбежно вытекает из установки жесткой регламентации поведения людей во всех сферах жизни. Все основные сферы жизни общества (экономическая, духовная, социальная и др.) находятся под неусыпным оком государства. Даже личная жизнь граждан интересует власти. Шеф фашистского гестапо Мюллер любил говорить: «Вы все у меня под колпаком!» Именно «жизнь под колпаком» - характерный признак тоталитаризма. В тоталитарном обществе ничего не делается без ведома и разрешение властей.

3.    Репрессивная система правосудия - основной инструмент реализации принципов тоталитаризма. Стремление к максимальной жесткости, обвинительный уклон, преобладание уголовных норм наказания за нарушение действующего законодательства характерны для данного типа политического режима.

4.    Однопартийная  система  или  отсутствие  конкурентной многопартийной системы. При тоталитарном строе всегда господствует только одна политическая сила и на политической арене выступает лишь одна, правящая партия. Другие политические  силы  жестоко  подавляются. 

5.    Подавление инакомыслия — естественный метод борьбы за сохранение существующего тоталитарного режима. Власти предпочитают еще в зародыше подавлять возможные очаги будущего сопротивления режиму, препятствовать гражданам публично обсуждать и оценивать правящий режим. Тоталитарный режим исключает свободу печати, право человека на публичное выражении и  отстаивании своего мнения. [3, стр. 217-220].

Политическая система современной России относится к демократическому режиму с республиканской формой правления. Демократичность российского государства проявляется  в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.



















Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей

 советской (образца 60-80-х гг. XX в.).

современная российская

 политическая система

советская политическая система

60-80 гг.

демок­ратическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Съезды Советов (позже - Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными органами лишь формально, осуществляли лишь отдельные законодательные функции. На практике эту роль выполняла партийно-государственная бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров

единственным источни­ком власти   является народ

суды были полностью подконтрольны партийным органам и исполнительной власти.

граждане равноправны и об­ладают широкими правами и свободами

законодательная власть так и осталась в зачаточном и аморфном состоянии.

разделение властей

выборность органов законодатель­ной власти и представительных органов местного са­моуправления

реальная власть оказалась в руках исполнительных органов, никем не выбираемых и никому не подотчетных

Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

установился жестко авторитарный режим с некоторыми элементами тоталитаризма.

административно-командная политическая система

в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности

рынок был ограничен, рыночные механизмы не действовали

многопартийность - признается идеологическое и политическое многообразие

государство во главе с одной партией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. “В древности, в отдельных регионах, подобные стабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства” [1, стр. 274]. В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.

Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Политология. Энциклопедический словарь / Под ред. Ю. И. Аверьянов. Москва, Московский  Коммерческий Университет, 1993г.

2.     Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. Москва, МГУ, 1993г.

3.     Политология. Учебник / Под ред. В.Н.Лавриенко. Москва, ЮНИТИ, 2002г.

4.     Введение в политическую науку. Под ред. К.С.Гаджиев. Москва, Логос, 2000г.

5.     Политология. Учебно-методическое пособие / Под ред. И.В.Нигматуллина. Уфа, 2006г.