МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Всероссийский заочный финансово- экономический институт
Курсовая работа
По дисциплине
Бюджетная система РФ
На тему «Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы»
Выполнила: студентка 5-ого курса
Факультет: «Финансы и кредит»
Специализация: «Финансовый менеджмент»
Группа № 505
Моргунова Ю.Г.
Смоленск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………5-6
Глава 1.Цели создания и особенности финансирования Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………….7-8
1.1.Источники формирования средств фонда………………..9
1.2.Направления использования средств фонда…………… . 10-11
1.3.Государственное Пенсионное страхование……………..12-15
Глава 2. Пенсионная система России………………………...16-22
2.1.Финансы пенсионной системы………………………….23-25
2.2.Программа Пенсионных реформ РФ…………………….26-28
Заключение………………………………………………………29-31
Список используемой литературы……………………...........32
Введение
Переход экономики России из планово – распределительной к рыночной осложнился глубоким кризисом поразившим все сферы и отрасли. В этот период выросли темпы инфляции. Увеличился внутренний и внешний долг страны. В этих условиях наблюдалось стремительное падение жизненного уровня населения. Особенно его социально незащищённых слоёв. Решение социальных проблем могло быть решено двумя путями:
1)Выделение из государственного или местного бюджета определённой целевой части;
2)Образование по решению законодательного органа внебюджетных фондов с конкретным назначением.
Внебюджетные фонды – форма перераспределения и использования финансовых ресурсов привлекаемых на основе самостоятельности.
Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин, а их деятельность не подлежит контролю со стороны законодательных органов.
На федеральном уровне созданы следующие внебюджетные фонды:
1)Фонд обязательного медицинского страхования
2)Пенсионный фонд
3)Государственный фонд социального страхования.
Курсовая работа имеет целью изучить Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)определить цели создания и особенности финансирования Пенсионного фонда РФ
2)проанализировать динамику доходов и расходов Пенсионного фонда РФ
3)изучить пенсионную систему РФ
4) выявить роль Пенсионного фонда в финансировании социальной сферы
5) определить проблемы сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ в 2003- 2005 году и попытаться найти пути их решения
При написании курсовой работы использовались следующие источники:
Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда на 2005год», Федеральный закон « О бюджете Пенсионного фонда на 2004год», Федеральный закон « О бюджете Пенсионного фонда на 2003год», Бюджетный кодекс РФ по состоянию на 1.01.2005года.
Глава 1.Цели создания и особенности финансирования Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением совета РСФСР от 22 декабря 1990года как самостоятельное финансово – кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управлении пенсионным обеспечением.
Согласно Положению о Пенсионном фонде России, его денежные средства находятся в федеральной собственности, не входят в состав других фондов и изъятию не подлежат. Этим был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда. Следует также отметить, что признание Пенсионного фонда России и его пенсионных средств федеральной государственной собственностью (то же в отношении средств других отраслей социального и медицинского страхования) – одна из особенностей российской пенсионной системы. Данное положение было подтверждено в п. 1 ст.16 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ от 15 декабря 2001года»
С 1 января 2001года в Пенсионный фонд России страховые взносы работодателей зачисляются как суммы ЕСН, уплачиваемые в порядке, установленном налоговым кодексом РФ.
На федеральном уровне руководство Фондом осуществляет Правление ПФР и его постоянно действующий исполнительный орган – исполнительная дирекция. Управление органами ПФР в республиках, краях, областях, национально – территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами.
В состав Правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместитель председателя Правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отраслями ПФР.
В состав Правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов, детей.
Правление ПФР выполняет следующие функции:
- несёт ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
- определяет текущие и перспективные задачи ПРФ:
- утверждает бюджет сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчёты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
- назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделения;
- утверждает положения об исполнительной; ревизионной комиссии и региональных органов ПФР;
- издаёт в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;
- решает другие вопросы, отнесённые к компетенции ПФР.
1.1.Источники формирования средств фонда
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Первоочерёдная задача Пенсионного фонда – обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышения их размеров с учётом изменения потребительских цен. Для этого согласно Закону РФ №167- ФЗ бюджет организует работу:
- по сбору страховых взносов;
- средств федерального бюджета;
- сумм пеней и иных финансовых санкций;
- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного социального страхования;
- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
- иных источников, незапрещённых законодательством Российской Федерации.
1.2.Направления использования средств фонда
Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на:
- выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
- доставку пенсий, выплачиваемых за счёт средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
- финансовое и материально- техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
- иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном порядке. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет над расходами, осуществляемые на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объёме.
Указанные средства расходуются в следующем порядке:
-на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату части трудовой пенсии;
- на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.
Порядок использования временно свободных средств Пенсионного фонда РФ определяется федеральным законом.
Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ создаётся резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяется федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
Структура доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации складывалась за последние годы таким образом, что соотношение доходных источников (страховые платежи и средства федерального бюджета) зависели от финансового состояния, как федерального бюджета, так и Пенсионного фонда.
Периоды изъятий в пользу федерального бюджета сменялись периодами относительно регулярных поступлений в Пенсионный фонд РФ из бюджета.
1.3.Государственное Пенсионное страхование
Государство несёт субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.
Положение о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.
В Законе об обязательном пенсионном обеспечении содержится значимое нововведение: впервые в качестве страховщика в системе обязательного пенсионного страхования наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации признаются негосударственные Пенсионные фонды. Случаи и порядок участия негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования должны быть предусмотрены федеральным законом. Также устанавливаются федеральным законом:
- порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств;
- порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные фонды, а также пределы осуществления негосударственными фондами полномочий страховщика.
В этом Законе более полно прописаны права, обязанности и ответственность Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика. Страховщик, в частности, имеет право:
- проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;
- требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения, но вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
- получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию и иные сведения, составляющие налоговую тайну;
- осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации»1 и законодательством Российской Федерации;
- представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;
- осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
В Законе также подробно определены обязанности страховщика:
- подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;
- назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших па день смерти;
- осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;
- составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;
- регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;
- обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;
- осуществлять учет средств, поступающих по обязательному
пенсионному страхованию;
- осуществлять регистрацию страхователей;
- вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
- вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования;
- обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;
- обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;
- обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;
- бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;
- организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;
- развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с Законом об обязательном пенсионном обеспечении страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются!
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
Новый порядок исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подробно определен в главе 5 Закона об обязательном пенсионном страховании.
В указанном Законе дано определение тарифа страхового взноса.
Тариф страхового взноса — это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Закон определяет размер тарифа для разных групп страхователей.
Глава 2. Пенсионная система России
В Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому Российская Федерация является социальным | государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях непосредственно закреплено в ст. 39 Конституции РФ и является одним из важнейших конституционных прав человека. Одним из основных элементов системы социального обеспечения, круг охвата нетрудоспособных граждан свидетельствует о направленности и эффективности социальной политики государства.
В последнее десятилетие пенсионное законодательство развивалось достаточно динамично и фактически претерпело две концептуальные реформы. Первая реформа пенсионного законодательства пришлась на начало 90-х годов и была обусловлена необходимостью совершенствования прежде всего ранее действующего пенсионного законодательства (сохранявшего еще классовый характер и другие элементы социальной несправедливости), а также принципиальными изменениями политических и экономических отношений в обществе.
Основу новых пенсионных отношений определял Закон РФ от 20 ноября 1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Закон устранил классовый и иные, социально не обусловленные принципы дифференциации в пенсионном обеспечении; существенно расширил круг нетрудоспособных граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение; повысил уровень пенсионного обеспечения почти в 2,5 раза. Созданный в 1991г. Пенсионный фонд РФ, подотчетный только законодательной власти (Верховному Совету РФ), позволил обособить финансовые средства, предназначенные для пенсионного обеспечения граждан, от государственного бюджета и некоторое время контролировать их целевое использование. Однако растущий дефицит государственного бюджета, переподчинение Пенсионного фонда РФ исполнительной власти и потеря контроля за его финансовыми средствами, неблагоприятная политическая обстановка в обществе — все это не позволило в полном объеме завершить пенсионную реформу и удержать достаточно высокий уровень пенсионного обеспечения, характерный для 1992— 1993 гг.
В конце 1995г. поднимается дискуссия о необходимости проведения реформы пенсионного законодательства в целях адаптации ее к новым экономическим отношениям. В целях создания предпосылок развития пенсионной системы было принято постановление Правительства РФ от 07.08.1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Принципиальным новшеством будущей пенсионной системы являлся переход на страховые принципы. Страховые принципы пронизывали всю систему пенсионного обеспечения, являясь обязательным условием возникновения права на пенсию. В рамках реализации концепции был принят Федеральный закон от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», в котором впервые было дано понятие страхового стажа. Реформа системы пенсионного обеспечения началась постепенно еще в рамках пенсионного Закона 1990г., когда посредством внесения изменений в ту или иную статью менялось не только содержание нормативного акта, но сам смысл Закона 1990г. Ухудшение состояния финансирования пенсионного обеспечения потребовало внесения некоторых корректив, в частности включение в пенсионную реформу механизма накопительного страхования.
В декабре 2001г. было принято сразу три закона, которые кардинальным образом изменили структуру и направленность действующего пенсионного законодательства. Это федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях». Вводились в действие законы с 1 января 2002г. Для обеспечения финансовой базы пенсионной реформы были внесены изменения в гл.24 Налогового кодекса РФ (гл.24»Единый социальный налог»). В основу разграничения правового регулирования пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан был положен источник финансирования: пенсии, назначаемые по закону о государственном пенсионном обеспечении, финансируются за счет федерального бюджета, а пенсии, назначаемые по закону о трудовых пенсиях, финансируются из средств Пенсионного фонда РФ.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. заложил организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ. Как определяется в ст. 1 Закона, закон регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Согласно ст. 3 Закона обязательное пенсионное страхование подставляет систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Право на обязательное пенсионное страхование реализуется только в случае уплаты страховых взносов.
Страховщиком является Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы. В случаях, предусмотренных Законом, страховщиками могут быть негосударственные пенсионные фонды.
Страхователями являются работодатели (юридические и физические лица), а также адвокаты и индивидуальные предприниматели (включая частных нотариусов, частных охранников). Регистрация страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда РФ является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок. Нарушение сроков регистрации влечет взыскание штрафа от 5000 руб. до 10 000 руб. (ст. 27 Закона). Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также предоставлять в территориальные органы документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Закон содержит положения, определяющие порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (как на страховую часть трудовой пенсии, так и на накопительную часть трудовой пенсии). Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговые органы не позднее 30 марта года, следующего за отчетным. Страхователи-адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов '
Застрахованными являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства которые осуществляют трудовую или предпринимательскую деятельность.
Под страховым обеспечением понимается выплата трудовой пенсии (по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца), а также социального пособия на погребение. Установление и выплата по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях » в Российской Федерации и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. устанавливает основания и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Закон устанавливает круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию; виды трудовых пенсий (по старости; по инвалидности, по случаю потери кормильца); размеры трудовых пенсий; назначение и перерасчет размеров пенсий; порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных прав на пенсионное обеспечение
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. определяет основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. По нормам указанного Закона пенсии назначаются государственным служащим, военнослужащим, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую книжку. Закон регулирует условия, размеры порядок назначения, выплаты и индексации пенсий за выслугу лет по старости, по инвалидности и социальной пенсии.
Пенсионное обеспечение по закону «О трудовых пенсиях»
17 декабря 2001г. был принят Федеральный закон «О трудовых пенсиях», регулирующий основания возникновения и прядок реализации права граждан на трудовые пенсии.
Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц (ст. 2 Закона).
Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации». Иностранные граждане и лица без гражданства также имеют право на трудовую пенсию при условии постоянного проживания в Российской Федерации. Право на трудовую пенсию имеют лица, которые подлежали обязательному пенсионному страхованию и имеют страховой стаж. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на «рудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации».
Лицо, имеющее право на трудовую пенсию, может обратиться за её назначением в любое время без ограничения каким-либо сроком. Закон устанавливает три вида трудовых пенсий: трудовая пения по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пения по случаю потери кормильца. По общему правилу лицу, имеющему право на получение одновременно нескольких видов трудовых пенсий, назначается и выплачивается одна пенсия по его выбору. Так, по достижении пенсионного возраста получатель трудовой пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца может перейти на пенсию по старости (при наличии на нее права). Право выбора пенсии сохраняется и при переводе с одной пенсии на другую, т. е., например, инвалид, перешедший на пенсию по старости, вновь может перейти на пенсию по инвалидности. Хотя в рассматриваемой норме говорится о праве выбора различных видов трудовой пенсии, она касается и пенсий одного вида. Так, при потере двух разных кормильцев (например, супруга и сына) пенсия соответствующего вида может быть назначена лишь за одного из них.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоит из трех частей: базовой части страховой части и накопительной части.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой части и страховой части.
Финансирование расходов на выплату трудовых пенсий осуществляется за счет различных источников. Выплаты базовой части трудовой пенсии финансируются за счет средств единого социального налога (глава 24 Налогового кодекса РФ), зачисленных в федеральный бюджет, а выплаты страховой и накопительной ее частей – за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Накопительная часть трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица.
2.1.Финансы пенсионной системы
Финансы пенсионной системы России переживают очередной виток реформ. Неэффективный финансовый механизм пенсионной системы нуждается в совершенствовании, но принесут ли пользу изменения, которые запланированы к внедрению с 2005года?
Вектор реформирования государственных финансов в нашей стране в последние годы направлен на снижение налогового бремени на хозяйственных субъектов.
Начиная с 2001 года налоговый пресс на предприятия был снижен по всем основным видам налогов: по прямым, по косвенным, по налогам на персонал. И тем самым государство переходит к новой модели финансирования системы социального страхования населения страны – субсидии Пенсионному фонду РФ на покрытие недостающих финансовых средств. Тем самым в корне меняется финансовая основа системы социального страхования страны, которая должна отличаться финансовой автономностью, уплачиваемой после снижения ставки обязательного платежа с 2005года.
Сегодня, в рыночных условиях хозяйствования пенсионный механизм представляет собой механизм компенсации работнику утраченного заработка при наступлении пенсионных событий за счёт недоплаченной ему работодателем платы за труд. Безразлично, каким способом происходит резервирование части дохода наёмного работника – путём прямых вычетов из его заработной платы (когда пенсионные взносы уплачивает сам работодатель и на данную сумму сокращает оплату труда). В любом случае наёмный работник должен получать от своего работодателя двойную материальную выгоду, сформированную на основе двух финансовых источников:
1)денежное вознаграждение – на обеспечение текущего потребления;
2)пенсионную страховку – на покрытие перспективных потребностей.
Пенсионная страховка трудящегося человека в рыночной экономике входит в сферу ответственности бизнеса. Для предпринимателя трудовые ресурсы - это основной фактор производства. Использование данного ресурса налагает на бизнес обязанность обеспечить существование, чьим трудом создаётся прибыль предприятия, причём эта ответственность носит персональный характер - уровень эффективности бизнеса, создаваемый наёмными работниками, требует от работодателя адекватности не только в оплате труда, но и в объёме пенсионной защиты.
Вполне закономерна привязка размера пенсионных выплат к уровню квалификации, интенсивности и продолжительности прошлой трудовой деятельности пенсионера, которые, в свою очередь, определяют также размер заработка.
Однако планы перестройки с 2005 года отечественного пенсионного механизма коренным образом меняют принципы пенсионных отношений в государстве. Теперь уже снимается единоличная финансовая ответственность с предприятий за пенсионное обеспечение граждан. Она субсидиарно разделяется с органами государственной власти. По сути государство берёт на себя не свойственные ему рыночных условиях функции субсидирования обязанностей частного бизнеса. Трудно представить, что сокращение доходной базы государственной пенсионной системы удаётся покрыть ежегодными субсидиями из федерального бюджета.
Хотелось бы соразмерить предстоящие финансовые проблемы государственной пенсионной системы с ожидаемыми выгодами от новой модели пенсионного механизма. Авторы нововведений обычно ссылаются на настойчивые требования бизнеса по снижению избыточного налогового бремени именно за счёт ЕСН, обещая при этом существенно повысить эффективность своей работы на повышение оплаты труда граждан страны. Можно ли ожидать, что не взысканные в будущем году с владельцев предприятий 350млрд. рублей будут ими полностью распределены между двумя направлениями: повышение уровня жизни своего персонала и модернизацию своей производственной деятельности? Практика налоговых уступок государства бизнесу чаще всего даёт отрицательный ответ.
По моему мнению в условиях когда развиваются таким образом налоговые отношения между государством и бизнесом, совершенно не стоило ради маловероятных положительных результатов ставить под угрозу финансовую устойчивость государственной пенсионной системы.
2.2.Программа Пенсионных реформ РФ
Переход к рынку обнажил недостатки и несоответствие механизма пенсионного обеспечения в России. Переход к рынку обнажил недостатки и несоответствие механизма пенсионного обеспечения в России.
Более-менее его принципы были удовлетворительными для демографической ситуации прошлого, отличающейся невысокой долей граждан, достигших границ пенсионного возраста, в общей численности населения (благоприятное соотношение между трудящимися и пенсионерами). В новых условиях они совершенно неприемлемы. Поэтому был сделан правильный вывод о необходимости реформы пенсионного обеспечения, прежде всего принципов и методов его финансирования.
Пенсионная реформа призвана рационализировать и нормы пенсионного обеспечения, повысить уровень трудовых пенсий за счет перераспределения ресурсов и улучшения их использования. Следует найти путь реформирования пенсионной системы, который привел бы к повышению уровня пенсионного обеспечения граждан России, не осложняя финансовую ситуацию, и вместе с тем в максимально возможной мере соответствовал бы условиям жизнедеятельности
населения.
Одним из путей ее реформирования - является создание и функционирование многоуровневой системы, которая, в частности, предусматривает включение и постепенное усиление так называемого третьего уровня системы пенсионного обеспечения: возможности получения гражданами негосударственных пенсий.
Дополнительная негосударственная система пенсионного обеспечения граждан Российской строится на иных принципах, отличных от положенных в основу государственного пенсионного обеспечения. Прежде всего, это касается принципа добровольности участия. В Указе о негосударственных пенсионных фондах подчеркивается, что предприятия, учреждения и организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения не должны, а лишь могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц.
Второе важное принципиальное отличие — не применение принципа солидарности поколений, действует принцип долгосрочного индивидуального накопления фонда, из которого после наступления пенсионного возраста застрахованного выплачивавается индивидуальная пенсия. Участник фонда при достижении пенсионного возраста получает пенсионные накопления, имеющиеся на его именном счете (сразу или по частям в соответствии с договором). Они состоят из пенсионных взносов и соответствующей доли доходов, полученной от инвестирования активов фонда.
В фондах с установленными выплатами в момент заключения договора определяется фиксированный размер будущей пенсии. Принципы и порядок определения фондом размеров пенсионных взносов зависят от продолжительности их внесения, инвестиционной политики, оценки экономической ситуации в стране или регионе, инвестирования активов на перспективу и с учетом многих других факторов. Для этого проводятся актуарные расчеты баланса пенсионных накоплений и выплат. В любом случае участнику фонд в размерах, предусмотренных в договоре.
Участник фонда обладает правом перевести средства, находящиеся на именном счете, в другой фонд в порядке и на условиях, предусмотренных договором между вкладчиком (участником) и фондом. Последний обязан перевести указанные средства за вычетом понесенных им доказанных убытков. Порядок их определения должен быть указан в договоре. Наследуются пенсионные
накопления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предлагаемый переход на накопительную систему пенсионного обеспечения, прозрачность поступивших на персональные счета накоплений работников имеет положительное значение. Однако эта система приемлема в полном объеме для тех, кто начинает свою деятельность в молодом возрасте и до наступления пенсионного возраста сможет накопить к моменту выхода на пенсию весомую исходную сумму.
Те же граждане России, которые в силу возраста уже не успеют сделать достаточные накопления, нуждаются в поддержке. На поддержание распределительной системы пенсионного обеспечения этого контингента пенсионеров необходим достаточный финансовый источник, так как потребуются средства в размере 1,5% от валового внутреннего продукта ежегодно. Поскольку Пенсионный фонд РФ не сможет финансировать выплаты этих пенсий в полном объеме, должны будут привлекаться дополнительные средства, основным источником которых будет заимствование, в том числе внешнее.
В настоящее время внедрение накопительного принципа существенно затруднено. Его использование заставило бы почти вдвое увеличить страховые пенсионные платежи, ведь необходимы ресурсы для выплаты текущих пенсий и пенсий в будущем. Решение этой задачи, по-видимому, возможно в несколько этапов. Сначала только фиксирование индивидуального вклада в форме записи на индивидуальных персональных счетах, а затем установление возрастной границы для лиц, которым предстоит получать пенсию исключительно в зависимости от накопленной суммы на индивидуальном персональном счёте.
Заключение
Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая будет в себя включать:
- государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;
- государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за счет средств федерального бюджета;
- дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ – обязательных страховых взносов.
Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Так, в частности, предполагается, что предприятия будут отчислять в Пенсионный фонд всего 21% от фонда оплаты труда работников, а не 28%, как это происходит сейчас. Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка работающих - эта цифра возрастет с уплачиваемого сейчас 1% до 6% от зарплаты. Кроме того, будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.
Сейчас необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между Пенсионным фондом, государством и работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют 20 процентов бюджета ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем. Надбавки же к пенсиям таких категорий лиц, как участники войны, должно выплачивать государство из бюджета, а не Пенсионный фонд.
Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.
Необходимая составляющая политики экономического роста – усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.
В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян. Преобразования необходимо разделить на три пункта:
а) требуется разработать научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.
б) необходимо предусмотреть новый порядок сбалансированного участия основных социальных субъектов в финансовом обеспечении системы. Речь идет о том, чтобы в объеме затрат:
- повысить долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам) с 8 до 15-20 процентов;
- снизить долю работодателей с 90 до 70-75 процентов
- поднять с 2 до 10-15 процентов долю работников
в) нужно усилить взаимозависимость между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних должно быть связано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.
Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.
Список используемой литературы
1. Бюджет и бюджетная политика в РФ: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. Т. М. Ковалевой. – М.: КНОРУС, 2005.
2. Государственный долг: Учебное пособие/ Б.И. Алехин. – М: ЮНИТИ, 2004.
3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие, изд. 3-е перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Иванов М.А. Внешний долг России – самый низкий в Европе. // Финансы. – 2007. – №11.
5. Курс экономики. Под ред. проф. Б.А. Райзберга. М., 2000.
6. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. // Проблемы прогнозирования. – 2004. – № 4.