Тема 54. Понятие функционера.
Задание:
Основные понятия, которые следует раскрыть:
функция, профессионал, биологическая уникальность, задатки, способности, специализация, универсализм, общественное разделение труда, «абстрактный или частичный человек».
Проблемы, требующие освещения:
1.Средства, предоставляемые обществом человеку для формирования его в качестве специалиста определенной области деятельности.
2.Характеристика человека как биологического существа.
3.Понятие функционера или «частичного человека».
Задача 1. Раскройте содержание тезиса: «Нет двух одинаковых особей, каждый индивид уникален. Но все люди биологически равны».
Задача 2. Современная наука утверждает, что биологически, т.е. от природы каждый человек имеет равные возможности к развитию в любом из заданных направлений. Почему тогда биологически универсальный мозг развивается односторонне, как мозг скрипача, инженера и т.д.?
Задача 3. Современная система образования построена по принципу специализации: техническое, гуманитарное, юридическое образование и т.п., школы с «уклоном». Каковы, по-Вашему, пороки данной системы?
Задача 4. Как объясняется неравенство в человеческих способностях в обыденном сознании и в философии?
Задача 5. Как вы понимаете выражение к. Маркса: «Рассечение человека называется казнью, если он получил от общества смертный приговор; и оно называется убийством, если он не приговорен судом к смерти. Разделение труда есть убийство народа»?
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Основные понятия…………………………………………………………..
2. Проблемы, требующие освещения…………………………………………
2.1. Средства, предоставляемые обществом человеку для формирования его в качестве специалиста определенной области деятельности………………
2.2. Характеристика человека как биологического существа………………...
2.3. Понятие функционера или «частичного человека»………………………
3. Задачи………………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
1. Основные понятия
Функция (от лат. funktio – совершение, исполнение), отношение двух объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных – дисфункциональных или нейтральных - афункциональных), вызванных изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность) или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование).
Понятие функция введено в научный оборот Лейбницем. В дальнейшем в философии интерес к функции как к одной из фундаментальных категорий возрастал по мере распределения в различных областях науки методов исследования.
Профессионал – человек, избравший какое-либо занятие своей профессией, специалист своего дела. Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединенные общим названием (токарь, водитель, врач, учитель и др.). Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом. Когда работа сделана качественно, нередко говорят, что она выполнена профессионально. Если человек допускает в своем деле брак, то говорят о непрофессиональной работе.
Профессионализм – это результат обучения и опыта работы.
Понятием биологическая уникальность в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно, и на этом уровне уникальность наблюдается даже у животных: кто хоть сколько-нибудь имел возможность наблюдать поведение нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их «характерах». Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл.
Задатки – это зачатки каких-нибудь способностей.
Способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения. В истории философии способности в течение длительного периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный уровень развития способностей выражается понятием таланта, гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.
Специализация труда есть разделение видов труда по предмету, которое непосредственно выражает прогресс производительных сил и способствует ему. Многообразие таких видов соответствует степени освоения природы человеком и растет вместе с его развитием. Однако в классовых формациях специализация осуществляется не как специализация целостных деятельностей, т.к. сама испытывает влияние социального разделения труда. Последнее расчленяет человеческую деятельность на такие частичные функции и операции, каждая из которых сама по себе уже не обладает характером деятельности и не выступает как способ воспроизводства человеком его социальных отношений, его культуры, его духовного богатства и самого себя как личности. Эти частичные функции лишены собственного смысла и логики; их необходимость выступает лишь как требование, предъявляемое к ним извне системой разделения труда.
Универсализм – разносторонность в знаниях, сведениях. Это достигается не путем механического сочетания и сосредоточения у одного лица всех и всяких трудовых функций, специальностей и т.п., а развитием подлинной всесторонности человека, которая делает ненужными самостоятельные административно-контрольные, распределительные и т.п. функции, стоящие над людьми. Сам человек в процессе труда осваивает эти функции, включая их в свою целостную деятельность в качестве функций вспомогательных, становясь тем самым универсальным и творческим субъектом.
Общественное разделение труда обозначает дифференциацию и сосуществование в обществе как целом различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей (профессиональное разделение занятий, специализация) и выделение в связи с этим различных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, армия, управление и т.д.). Общественное разделение труда как человеческой деятельности в ее социальной сущности является в отличие от специализации исторически преходящим социальным отношением.
«Абстрактный или частичный человек». По определению К. Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». «Вместе с разделением труда, - резюмировал Энгельс марксов анализ этой проблемы, - разделяется и сам человек.…Это калечение человека возрастает в той же степени, в какой растет разделение труда…». Человек становится «частичным». Дело, следовательно, не только и не столько в том, что разделение труда делает специализацию уродливо узкой, и даже не в закреплении за человеком определенной профессии, а в том, что индивид включается в социальную связь не как личность, а как носитель определенной функции, как рабочая сила определенного качества. Он выступает как персонаж с извне диктуемой ролью. Капитализм доводит до крайнего обострения все противоречия разделения труда и его последствий. Эти противоречия постепенно разрешаются в ходе строительства социализма и коммунизма, преодоления остатков старого общественного разделения труда. Коммунизм призван полностью преодолеть расчленяющее самого человека разделение труда на основе дальнейшего углубления специализации и развития многообразных способностей, т.е. путем всестороннего развития личности.
2. Проблемы, требующие освещения
2.1.Средства, предоставляемые обществом человеку для формирования его в качестве специалиста в определенной области деятельности
Важнейшим из средств, предоставляемым обществом человеку для формирования его в качестве специалиста в определенной области деятельности, является свобода личности. Сегодня она в различных своих проявлениях выступает важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. Однако, понятие свобода подразумевает не абсолютную, безграничную свободу, а «свободу как познанную необходимость» (Гегель). Прежде всего, потому, что полная свобода означала бы произвол в отношении другого. Именно поэтому во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода.
Таким образом, общество дает человеку право на свободу выбора, в частности выбора профессии.
Выбор профессии, самоопределение, «поиск себя» начинается еще до школьной скамьи. Государство многое делает для облегчения профессиональной ориентации школьников и практического приобщения их к труду. Но при любой системе социальных мероприятий выбор профессии остается глубоко индивидуальным и сложным.
Прежде всего, всякое самоопределение – одновременно и самоограничение. Школьник в профессиональном отношении еще никто, чистая потенция. Он может стать и слесарем, и врачом, и космонавтом. Выбор специальности делает человека чем-то определенным, дает ему конкретную сферу деятельности, в которой предметно реализуются его способности. Но это означает отказ от многих других видов деятельности.
Сначала ребенок «примеряет» на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Игру сменяет подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии. Затем наступает период предварительного выбора профессии, когда разные виды деятельности сортируются и оцениваются то с точки зрения своих интересов («Люблю исторические романы, стану-ка я историком»), то с точки зрения способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?»), то с точки зрения какой-то общей системы ценностей («Я хочу помогать больным людям, стану врачом» или «Хочу много зарабатывать, какая профессия отвечает этому требованию?»).
Разумеется, интересы, способности и ценности присутствуют, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но более обобщенные ценностные ориентации, общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии) или личные (осознание, чего индивид хочет лично для себя), осознаются позже более частных интересов и способностей, которые дифференцируются параллельно и взаимосвязано.
Образование также относится к средствам формирования человека в качестве специалиста определенной области деятельности.
Например, в Швеции прекрасно понимают, что в век компьютеризации обществу нужны люди высокообразованные, уверенные в себе, умеющие принимать ответственные решения, хорошо знакомые с основами современной техники и технологии. Для того чтобы сформировать таких людей, в шведских школах предпочитают индивидуальный подход к каждому ученику, учет личностных качеств каждого подростка.
Выпускникам германских вузов присудили первое место с большим отрывом по уровню подготовки молодых специалистов, инженеров. Такой успех достигается вследствие того, что на технические факультеты может поступить любой молодой человек, получивший полное среднее образование; инженера готовят четко по программе либо для работы на производстве в строгом соответствии с получаемой специальностью, либо для системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Для достижения качества образования, отвечающего требованиям XXI в. проводится гуманизация, гуманитаризация и интернационализация образования.
Гуманизация предполагает большое внимание общества и личности, ее психологии, интересам, запросам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Много делается для приобщения к образованию инвалидов.
Гуманитаризация означает усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека, а именно экономической теории, социологии, политологии.
Интернационализация – это создание единой системы образования для разных стран. Являясь частью духовной культуры общества, образование вместе с ней подвержено интернационализации. Особенно быстро данный процесс идет в тех областях, которые занимаются подготовкой специалистов, остро необходимых сегодня.
На сегодняшний день для студентов существует возможность бесплатного образования, что также является очень важным средством формирования специалиста.
Помимо свободы в выборе профессии, качественного и бесплатного образования общество предоставляет человеку такие условия труда, которые способствуют нормальной трудовой деятельности. К ним относятся безопасность предмета и средств труда, гуманизация труда, т.е. очеловечивание (опасные для здоровья человека функции, операции, связанные с большими усилиями, монотонным трудом, на современных предприятиях перекладываются на робототехнику), интеллектуализация труда (когда личность не низводится до простого исполнения отдельных операций).
Особое значение имеет культура труда. Во-первых, это совершенствование трудовой сферы. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.
2.2.Характеристика человека как биологического существа.
Ограниченное рассмотрение человека в узких пределах биологии, в частности генетики (или физиологии, психологии, медицины и пр.), нередко приводит к упрощенным толкованиям соотношения биологического и социального в человеке. На основе этого упрощения возникают различные версии панбиологизма, когда различного рода социальные неурядицы и даже уродства объясняются непреодолимыми природными качествами человека. Даже новейшие концепции социал-биологизма и социал-дарвинизма на альтернативно поставленный вопрос «гены или социум» также на первое ведущее место ставят гены. Биологическая судьба человечества при этом рисуется весьма многоцветно. Одни оптимистически считают, что существующая наследственная система человечества полностью отражает итоги его развития как уникального биологического вида. Ее стабильность и совершенство столь велики, что практически она может служить неограниченно долго в пределах обозримого нами грядущего. Другие утверждают, что, будто человек как биологический вид уже клонится к угасанию. Причина этого видится в том, что благодаря созданию собственной среды жизни и успехам медицины человечество уклонилось от сурового действия естественного отбора и накладывает на себя груз повышенного давления со стороны накапливающихся мутаций. Социальные бури и взрывы, с этой точки зрения, отражают угасание человеческого рода. А третьи полагают, что человек, будучи биологически молодым видом, все еще несет в своей наследственности слишком много генов животных. Социальная среда, в которой он живет, создана не историей человечества, а якобы деятельностью лишь избранных его представителей. Этот взгляд обосновывает не только разного рода элитаризм, но и оборотную сторону – теоретический расизм.
Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биологическим, психическим и социальным.
Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма.
Под психическим понимается внутренний духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и так далее.
Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным? Любой категорический ответ был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстракт которого, конечно, поддается биологическому измерению (точнее, физиологическому), но содержание его, его конкретная наполненность – это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем такое, в котором социальное, опосредствуясь эмоционально-интеллектуально-волевой сферой, выступает как психическое. Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не только организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека как личности. Организм и личность – две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.
2.3.Понятие функционера или «частичного человека»
Социальное разделение труда уродует человека, превращает его в исполнителя узкой закрепленной за ним трудовой функции, тем самым делает его односторонним, «частичным». Всестороннее развитие личности – освоение богатств, общественной культуры, при котором труд каждого члена общества превращается в целостную деятельность, с самодеятельность, а каждый человек становится самодеятельной и творческой личностью, - возможно лишь в результате преодоления такого разделения труда.
Характеризуя коммунизм, как общество, предполагающее развитие «индивидов в целостных индивидов», Маркс и Энгельс подчеркивали, что это не произвольный утопический идеал, а реальное разрешение реальных противоречий системы разделения труда. При капитализме расщепление и раздробление человеческой деятельности создало массу профессиональных занятий, лишенных не только творчества, но вообще всякого содержания и смысла. Подобного рода функции (напр., формально-бюрократические), порожденные антагонистическими общественными направлениями, представляют собой те стороны труда, которые несовместимы с деятельностью целостного, коммунистического человека, субъекта и творца общественных отношений. Преодоление этих сторон человеческой деятельности, превращение ее в содержательно-творческий процесс совсем не означает, что каждый человек обязательно должен уметь и знать все, что умеют и знают другие люди, что является достоинством общества в целом. Да это и невозможно: прогресс производительных сил порождает множащееся богатство специализации. Но при коммунизме это будет специализация деятельности, в которой отсутствует разделение между физическим и умственным, исполнительским и управляющим трудом, а также профессиональное закрепление занятий, преодолены противоположность между рабочим и свободным (точнее, предоставленным в индивидуальное распоряжение) временем, разрыв между познавательной, художественной и нравственной культурой. Это достигается не путем механического сочетания и сосредоточения у одного лица всех и всяких трудовых функций, специальностей и т.п., а развитием подлинной всесторонности человека, которая делает ненужными самостоятельные административно-контрольные, распределительные и т.п. функции, стоящие над людьми. Сам человек в процессе труда осваивает эти функции, включая их в свою целостную деятельность в качестве функций вспомогательных, становясь тем самым универсальным и творческим субъектом.
3. Задачи
Задача 1.
Раскройте содержание тезиса: «Нет двух одинаковых особей, каждый индивид уникален. Но все люди биологически равны».
Решение:
Всем людям присущи организменные (биофизические, физиологические) закономерности, ориентированные на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте каждый человек выступает как носитель биологической формы движения материи, как представитель биологического вида. Т.е. все люди биологически равны. Однако уже на этом уровне проявляется уникальность каждого человека, хранимая в его генофонде. Каждый индивид биологически неповторим, уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет глубокий социальный смысл.
Таким образом, личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода; ей свойственны и особенные признаки как представитель определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами культуры. Но вместе с тем, личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Совокупность данных факторов создает неповторимый личностный опыт и формирует социально-психологическую уникальность личности.
Задача 2.
Современная наука утверждает, что биологически, т.е. от природы каждый человек имеет равные возможности к развитию в любом из заданных направлений. Почему тогда биологически универсальный мозг развивается односторонне, как мозг скрипача, инженера и т.д.?
Решение:
Человек есть биосоциальное существо, которое появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума.
Такие специфические человеческие способности как речевой и музыкальный слух, способность к абстрактному мышлению и др., в отличие от инстинктов, являются функциями главным образом не морфологических, а нейродинамических мозговых структур. Процесс психической деятельности людей связан не с морфологической эволюцией мозга, как у животных, а с развитием форм человеческого опыта, его хранение, передачи и переработки. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком. Миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразованном виде выступает основой его психической, сознательной деятельности.
Таким образом, заложенные наследственные способности формируются уже под влиянием социальных факторов. И немаловажную роль здесь играет ныне действующая система специализации.
Задача 3.
Современная система образования построена по принципу специализации: техническое, гуманитарное, юридическое образование и т.п., школы с «уклоном». Каковы, по-Вашему, пороки данной системы?
Решение:
Несовершенство данной системы состоит в том, что специализация, т.е. разделение видов труда по предмету, осуществляется не как специализация целостных деятельностей. Это расчленяет человеческую деятельность на такие частичные функции и операции, каждая из которых сама по себе уже не обладает характером деятельности и не выступает как способ воспроизводства человеком его социальных отношений, его духовного богатства и самого себя как личности.
Разделение труда делает специализацию уродливо узкой, и даже не в закреплении за человеком определенной профессии, а в том, что индивид включается в социальную связь не как личность, а как носитель определенной функции, как рабочая сила определенного качества. Он выступает как персонаж с извне диктуемой ролью.
Задача 4.
Как объясняется неравенство в человеческих способностях в обыденном сознании и в философии?
Решение:
Философия является одной из форм общественного сознания, которое включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), каждым уровнем сознания общественное сознание отражается по-разному и составляет феномен общественного сознания.
В обыденном сознании под способностями понимается психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально способности представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения какой-либо деятельности. Наиболее общая способность человека – чувствительность.
Под способностями в общественном сознании понимается комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному исторически сложившемуся виду деятельности. Формирование способностей предполагает усвоение индивидом выработанных человечеством в процессе общественно-исторических способов деятельности. Таким образом, способности человека определяются не только деятельностью его мозга, наследуемыми анатомо-физиологическими особенностями индивида, задатками, умениями, навыками, но, прежде всего степенью достигнутого человечеством исторического развития. В этом смысле способности неразрывно связаны с общественной организацией труда и приспособленной к ней системой образования.
Таким образом, обыденное сознание – это первичная форма понимания обществом социального и природного мира, которая имеет объективную обусловленность в самой природе человека, а общественное сознание – это атрибут общества, оно сопоставимо с бытием общества, пребывает в системе «человек – деятельность – общение – общество – история – язык - культурный».
Общественное сознание надличностно, в нем все создано и кристаллизовано именно человеком, а не какой-либо вне человеческой силой.
Задача 5.
Как вы понимаете выражение к. Маркса: «Рассечение человека называется казнью, если он получил от общества смертный приговор; и оно называется убийством, если он не приговорен судом к смерти. Разделение труда есть убийство народа»?
Решение:
Разделение труда уродует человека, превращает его в исполнителя узкой закрепленной за ним трудовой функции, тем самым делает его односторонним, «частичным».
Человек же представляет собой целостную систему, которая стремится к гармоничному, полному и свободному развитию, что не возможно при разделении труда. К. Маркс приравнивает разделение труда и, как следствие, разделение человека к незаслуженному убийству, т.е. к распаду целостности самого человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в философию / Под ред. В.М. Фигуровской. – Новосибирск: НИНХ,1993.
2. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. _ М.: Политиздат, 1984.
3. Лабезникова А,Г,, Кинкулькин А.Г. Социальная деятельность человека и развитие общества // Социально- политический журнал. – 1996. - №1.
4. Лобковиц М. Что такое «личность»? // Вопросы философии. – 1998.- №2.
5. Селезнев А.М. Научно-техническое творчество и экономическое мышление в условиях советского общества // Философия и общество. – 2002. - № 2.
6. Спиркин А.Г. Основы философии. – М.: Политиздат, 1988.
7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1986.
8.Человек и общество / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.,2000.