Министерство Образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт
Филиал в г. Барнауле
Факультет Кафедра
«Учетно-Статистический» Бухгалтерского учета, аудита,статистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Учет расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами.
( на материалах предприятия ООО «Строитель»)
Студентка
Специальность Бухгалтерский учет, анализ, аудит
№ личного дела
Образование. Первое высшее
Группа 4Бг-2
Дисциплина БФУ
Преподаватель Ларионова Ирина Александровна.
Барнаул 2007
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами.
1.1 Общие принципы учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и
кредиторами…………………………………………………………………5
1.2 Нормативно-правовое регулирование. Основные принципы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами ……………………….7
1.3 Организация синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами …………………………………………………….12
Глава II Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами на материалах ООО «Строитель»
2.1 Характеристика предприятия ООО «Строитель» ………………………..27
2.2 Документальное оформление, особенности операций …………………..31
2.3 Порядок учета операций …………………………………………………...36
Заключение ……………………………………………………………………...40
Список использованной литературы ………………………………………….41
Приложение
Введение
Сегодня, ни одна организация не может действовать без ведения бухгалтерского учета, так как только данные бухгалтерского учета дают полную и достоверную информацию о состоянии организации.
Осуществлять предпринимательскую деятельность, не вступая в договорные взаимоотношения по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, а также по финансовым расчетам по этим операциям не возможно.
В процессе своей финансово-хозяйственной деятельности любая организация вступает в различные взаимоотношения с другими участниками этой деятельности. При этом у организации возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, исходя из норм, установленных законодательством или условиями договоров по взаимным услугам, а также взаиморасчеты с бюджетом по налогам, с банками по кредитам, с органами социального обеспечения и страхования по отчислениям.
При продаже организацией продукции, товаров, услуг или работ, и при осуществлении с ними расчетов, возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства, называемые дебиторской задолженностью. Организации и лица, которые должны организации, называются дебиторами. А при покупке организацией товаров, работ или услуг у других организаций или физических лиц и осуществлении с ними расчетов возникают обязательства, называемые кредиторской задолженностью. Организации и лица, которым должна организация, называются кредиторами.
Сегодня учет дебиторской и кредиторской задолженности особенно важен, так как многие организации становятся кредиторами, а неистребованная дебиторская задолженность выступает основным фактором, ухудшающим структуру баланса и отрицательно влияющим на финансовое состояние предприятия.
Цель курсовой работы – четко и последовательно изложить основы учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами, изучить порядок отражения соответствующей информации в бухгалтерском учете.
Тема учет расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами актуальна тем, что эти расчеты играют огромную роль вообще в деятельности предприятия. Объектом моей работы является ООО «Строитель», задачи работы – рассмотреть нормативные основы учета расчетов, отразить необходимые операции в документальной форме.
Глава I Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами.
1.1 Общие принципы учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами
При продаже организацией продукции, товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг другим юридическим и физическим лицам у организации возникают краткосрочные и долгосрочные активы, представляющие дебиторскую задолженность.
Если организация покупает товары, работы и услуги у других юридических и физических лиц, и осуществляет расчеты с ними, у организации возникают обязательства, представляющие кредиторскую задолженность.
Обязательства – это разновидность гражданских правоотношений.[6,Ст.307 ГК РФ] «в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, например, передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, и т.д, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности».
Основанием возникновения обязательств является договор. Он, согласно [6, Ст.420 ГК РФ], представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских правоотношений. Эти правоотношения определяют порядок отражения в учете расчетов по данному договору.
Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем условиям договора [6, Ст.432 ГК РФ].
Наиболее распространенным видом договоров, используемых в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, является договор купли-продажи. По такому договору возникают расчеты между покупателями и заказчиками, с одной стороны, и поставщиками и подрядчиками, с другой.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации: о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате через кредитную организацию.
Поставщиками являются организации, поставляющие товарно-материальные ценности (сырье и другие материалы, товары), оказывающие услуги (транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные и прочие услуги). Подрядчиками – организации, выполняющие работы (монтаж оборудования, погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и др.). Расчеты с ними производятся в основном в безналичной форме, также они сами могут выбирать форму расчетов. В системе счетов бухгалтерского учета к этому виду расчетов относится счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Покупатели и заказчики – это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы. В процессе инвестирования финансовых ресурсов во внеоборотные активы возможно совмещение функций заказчика и подрядчика в одном юридическом лице. Учет ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Некоторые расчеты организации с дебиторами и кредиторами отражаются в учете обобщенно одним счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
1.2 Нормативно-правовое регулирование. Основные принципы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами
В Гражданском кодексе РФ существует понятие обязательства – отношения, в силу которого должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, оплатить товар, работы, услуги, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности.
В бухгалтерском учете Российской Федерации под обязательством понимается кредиторская задолженность юридического лица. Дебиторская задолженность – это обязательство перед нами - долг.
Обязательства перед другими юридическими лицами возможны в связи с приобретением материалов, товаров, приемкой выполненных работ и оказанных услуг, оплата которых еще не произошла. Активы организации увеличиваются вместе с возрастанием пассивов в балансе.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет договор купли-продажи как договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) [6, Ст.454 ГК РФ].
Право собственности у покупателя вещи по договору [6, Ст.223 ГК РФ] возникает с момента ее передачи. Но, стороны договора могут установить другой переход права собственности на реализуемый товар – оплату товара, передача его покупателю в оговоренном месте и т.д.
Организация должна приходовать имущество на баланс с момента приобретения права собственности на него и списывать с баланса в момент утраты права собственности на имущество.
Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, допущенные законодательством к свободному обороту [6, ст.455]. Договор купли-продажи считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Обязанностью продавца является передача покупателю товара, предусмотренного договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкции по эксплуатации) [6, ст.456].
В соответствии со Ст.485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. Договор купли-продажи – это возмездный договор, и условие о цене является важнейшей составляющей.
Статья 486 ГК РФ устанавливает, что покупатель обязан оплатить товар до или после передачи ему товара продавцом, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи.
С 1 января
ПБУ 5/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. В качестве материально-производственных запасов принимаются активы:[3]
· Используемые в качестве сырья, материалов и т.п.при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
· Предназначенные для продажи;
· Используемые для управленческих нужд организации.
Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенные для продажи.
Согласно п.6.1.ПБУ 9/99 «Доходы организации», величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации.[4] Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов. Согласно п.2ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). [5] Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины оплаты или кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.
Для учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами к счету открываются субсчета: расчеты по имущественному и личному страхованию; расчеты по претензиям; расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам; расчеты по депонированным суммам.
Расчеты по имущественному и личному страхованию имущества и персонала организации, в которых организация выступает страхователем. В соответствии с законодательством организации может быть вменено в обязанность осуществлять платежи по обязательным видам страхования имущества и персонала помимо расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Организации могут самостоятельно создавать страховые фонды (резервы) для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций, а также для страхования имущества организаций, жизни работников и гражданской ответственности перед третьими лицами.
Виды добровольного страхования, затраты по которым включаются в прочие расходы в полном объеме, определяются ст.263 НК РФ. Организация вправе по собственному желанию заключать договоры со страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами для страхования персонала и рисков помимо направлений, указанных в ст.263 НК РФ. [7]
Расчеты по
претензиям к поставщикам и подрядчикам при несоблюдении условий договоров и
обязательств по расчетам, а также по предъявленным и признанным штрафам, пеням
и неустойкам. Претензии рассматриваются в соответствии с Положением о
претензионном порядке урегулирования споров, утвержденных постановлением
Верховного Совета РФ от 24 июня
Согласно п.3 Ст.155 Налогового кодекса РФ, при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.[7]
Согласно Ст.156 НК РФ, налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из договоров.
В течение последних шести лет действовал предел расчетов наличными по одной сделке между юридическими лицами в размере 60 000 руб. (Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-У). при этом не был до конца урегулирован вопрос о распространении указанного лимита на расчеты индивидуальных предпринимателей друг с другом и с организациями. Новым указанием ЦБ РФ повысил лимит расчетов наличными денежными средствами по одному договору между субъектами предпринимательской деятельности до 100 000 руб. (п.1 Указания № 1843-У). указанный лимит распространяется как на расчеты между юридическими лицами, так и на расчеты предпринимателей между собой и между юридическими лицами и предпринимателями.
Если наличные деньги расходуются для расчетов с организациями и предпринимателями, то необходимо соблюдать установленный 100-тысячный лимит[18].
1.3 Организация синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами.
В соответствии с договором купли-продажи, покупатель обязуется принять товар, переданный ему поставщиком (продавцом) и уплатить за него определенную цену.[12]
Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:[10]
1. Полученные ТМЦ, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
2. ТМЦ, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
3. Излишки ТМЦ, выявленные при их приемке;
4. Полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Счет пассивный, а значит по кредиту отражается возникновение обязательств по оплате принимаемых на бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей, выполненных подрядчиком капитальных работ, потребленных плательщиком услуг и др. Счет кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учета затрат, что отражается записью:
Дт 07, 08, 10, 15, 20, 23, 25, 26, 29, 41, 44 Кт 60, на стоимость поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг. Также дебетуется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Приобретенные материальные ценности, товары транспортируются к покупателю тремя способами:
· Доставка ТМЦ осуществляется покупателем самостоятельно, самовывозом. Для получения материальных ценностей покупатель назначает своего поверенного, которому выдают доверенность на их получение согласно договору купли-продажи.
· Доставку на склад покупателя осуществляет поставщик.
· Доставку осуществляет специальное транспортное предприятие. Поставка через посредника осуществляется при наличии с этим предприятием соответствующего договора. За услуги по доставке материальных ценностей, а также по переработке материалов на стороне, записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы и оказанные услуги, отражаются на счете 60 независимо от времени оплаты.
Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика были обнаружены несоответствия цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, то это отражается записью: Дт 76/2 «Расчеты по претензиям» Кт 60.
За неотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др.
Исполнение обязательств по оплате отражается записью
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 50,51,52.
Предварительная оплата товара (аванс) отражается в учете записью
Дт 60»Авансы выданные» Кт 50,51,52, на сумму перечисленных средств с НДС.
После исполнения обязательств поставщиком по поставке товара, работ, услуг производят зачет сумм ранее выданных авансов
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 60 «Авансы выданные».
Отражение на счетах операций по получению покупателем материальных ценностей зависит от установленного договором момента перехода права собственности на него от продавца к покупателю. Иначе, сторонами по умолчанию принимается общее правило перехода права собственности – передача товара продавцом покупателю. В этом случае покупатель при получении материальных ценностей от продавца (поставщика) составляет запись:
Дт 07,08,10,05,41 Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на покупную стоимость приобретенного имущества без НДС.
Одновременно делается запись на сумму НДС, подлежащего уплате поставщику
Дт 19 Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Если сторонами договора купли-продажи установлен иной переход права собственности на товары, то порядок бухгалтерского учета определяется условиями договора купли-продажи.
Право собственности остается у продавца товара до той поры, пока товар не будет оплачен. Значит, до момента оплаты товар у покупателя отражается за балансом. Для этого делается запись Дт 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
После перехода права собственности к организации-покупателю товары списываются с кредита счета 002 и приходуются на баланс.
Аналитический учет по счету 60 ведут по каждому поставщику и подрядчику в разрезе расчетных документов. Бухгалтерская служба должна организовать учет таким образом, чтобы обеспечить «встречу» документов, поступивших от материально-ответственных лиц, оприходовавших МПЗ, и приложенных к выписке кредитной организации по счетам 51 и 52.
Если в учетных регистрах по счету 60 содержится аналитическая позиция по дебету при отсутствии записи по кредиту, то это значит наличие МПЗ, находящихся в пути или на складе поставщика и еще не вывезенных.
Если наоборот, есть запись в аналитическом учете по кредиту счета 60 и нет по дебету, значит имеется неоплаченная задолженность поставщику. Итоги аналитических позиций по счету 60 должны соответствовать показателям синтетического учета.
Таблица 1[13]
Схема отражения в бухгалтерском учете возникновения обязательств
№ |
Наименование хозяйственных операций |
Корреспонденция счетов Дт Кт |
|
1 |
Отражается задолженность за поступившие МПЗ, товары, оборудование к установке, объекты, принимаемые в качестве основных средств |
10 (15), 41,07,08 |
60 |
2 |
Принимается на учет стоимость неотфактурованной поставки по МПЗ или МПЗ, оставшихся на конец месяца в пути |
10 (15) |
60 |
3 |
Фиксируется НДС к зачету |
19 |
60 |
4 |
Принимаются к оплате расчетные документы поставщиков за коммунальные услуги, оказанные основным вспомогательным цехам, подсобному хозяйству, управлению подразделениями и предприятием в целом, а также организации торговли |
20,23,25,26,29,44 |
60 |
5 |
Списаны потери в пределах норм |
94 |
60 |
6 |
Предъявлены претензии поставщикам или транспортной организации с целью возмещения ущерба от недостачи МПЗ по их вине |
76/1 |
60 |
7 |
Принимаются на учет расчетные документы на оплату работ (услуг), относящиеся к будущим расчетным периодам |
97 |
60 |
8 |
Отражаются отрицательные суммовые разницы при использовании в расчетах у.д.е. |
91 |
60 |
9 |
Отражаются отрицательные курсовые разницы при расчетах за импортиные поставки в иностранной валюте |
91 |
60 |
Таблица 2[13]
Схема записей на счетах бухгалтерского учета погашения задолженности перед поставщиками и подрядчиками
№ |
Содержание операций |
Корреспонденция счетов Дт Кт |
|
1 |
Оплата - наличными - векселями третьих лиц, ранее полученными по индоссаменту |
60 60 |
50 50/3 |
2 |
Погашение обязательств - отечественной валютой - ранее выданными вескелями - иностранной валютой - векселями в валюте |
60 60 60 60 |
51 51 52 52 |
3 |
Отражение возникших курсовых разниц: - положительных (курс рубля возрос) - отрицательных |
60 91 |
91 60 |
4 |
Погашен долг по договору мены (бартера) |
60 |
62 |
5 |
Зачет ранее выданных поставщику (подрядчику) авансов |
60 |
60/выд.авансы |
6 |
Произведена оплата за счет ссуд банков или займов |
60 |
66 (67) |
7 |
Списана кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек |
60 |
91 |
Покупатели и заказчики – это другие стороны договора поставки и договора подряда. Поставщик отгружает (отпускает) МПЗ покупателю, подрядчик выполняет капитальные работы для заказчиков. Расчеты с покупателями и заказчиками учитывается на счете 62. К нему открываются субсчета:
62-1 «Расчеты в порядке инкассо»;
62-2 «Расчеты плановыми платежами»;
62-3 «Векселя полученные»;
62-4 «Расчеты по авансам полученным».
На субсчете 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» отражают расчеты по сданным в кредитную организацию документам за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги.
Поставщики и подрядчики чаще всего оформляют платежные требования, которые передаются в обслуживающий банк. Банк обязан востребовать платеж с покупателя и заказчика. Расчет зависит от условий, прописанных в договоре: без акцепта (согласия) плательщика либо с акцептом.
Безакцептное списание денежных средств со счетов плательщика может применяться на основании законодательства в случаях, предусмотренных договором, и при определенных банком условиях. В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств получатель средств проставляет слева «без акцепта» со ссылкой на документ, на основании которого взыскивается платеж.
При расчетах за продукцию, товары с предварительным акцептом покупателю (плательщику) предоставляется право в течение срока, который определяется договором (не менее пяти рабочих дней), оформить полный или частичный отказ от акцепта платежных требований, то есть от их оплаты. Ответственность за необоснованный отказ несет плательщик. Если в установленный срок плательщик не сделал заявления об отказе от акцепта, то платежные требования считаются акцептованными. На следующий рабочий день платежное требование оплачивается банком при наличии на счетах денежных средств. При их отсутствии или недостаточности платежное требование помещают в картотеку «Платежные документы, не оплаченные в срок». Наличие такой картотеки показывает неудовлетворительную платежеспособность плательщика.
Субсчет 62-2 «Расчеты плановыми платежами» предназначен для учета расчетов при наличии длительных и постоянных договорных связей между партнерами, когда платеж по отдельному документу не означает завершения сделки. Применяются при расчетах за хлебобулочные и молочные изделия и т.д.
Субсчет 62-3 «Векселя полученные» используют для учета задолженности по расчетам с покупателями (заказчиками), обеспеченной полученными векселями.
Субсчет 62-4 «Расчеты по авансам полученным» необходим, если поставщик (подрядчик) зачисляет на банковские счета денежные суммы, поступившие в порядке предварительной оплаты отгрузки (отпуска) товарно-материальных ценностей или выполнения капитальных работ. Это пассивный субсчет. Его использование предполагает ведение у покупателей (заказчиков) активного субсчета «Расчеты по авансам выданным» к счету 60.
Общие правила синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками:
- Счет 62 дебетуется с одновременным кредитованием счетов 90, 91 на суммы отгруженной продукции, товаров, других активов, выполненных работ и оказанных услуг на дату признания доходов (принцип начисления);
- Счет 62 кредитуют в корреспонденции со счетами, предназначенными для учета денежных средств, расчетов или дебиторской задолженности (при расчетах неденежными средствами);
- Суммовые разницы (в учете используются у.е.), возникающие при определении доходов от обычной деятельности, т.е. предусмотренных уставом фирмы; положительные (курс рубля возрос) увеличивают долг покупателя и сумму продаж Дт 62 Кт90; отрицательные требуют записи сторно.
- Положительные курсовые разницы (в расчетных документах используется иностранная валюта) увеличивают доходы (Дт 62 Кт 91); отрицательные – расходы (Дт 91 Кт 62).
- Дебиторская задолженность, нереальная для взыскания, списывается за счет резерва (Дт 63 «Резервы по сомнительным долгам»), а при его недостаточности или отсутствии – за счет финансовых результатов (Дт 91). Кредитуют счет 62. Списание долгов на убыток вследствие неплатежеспособности дебитора представляет собой неокончательное аннулирование долга. Учитывается на забалансовом счете Дт 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов») без кредитования другого забалансового счета.
- На суммы возврата бракованной продукции (излишне поставленной продукции) корректируется методом (сторно) выручка организации и НДС, подлежащий уплате в бюджет: Дт 62 Кт 90;
Дт 90, субсчет НДС Кт 68,76.
- Возврат покупателям (заказчикам) излишне полученных с них сумм по причине брака продукции или поставки товаров сверх заказов: Дт 62 Кт 50,51,52; или Дт55 Кт 62.
Таблица 3[13]
Учет оплаты покупателями отгруженной продукции
№ |
Содержание операций |
Корреспонденция счетов Дт Кт |
|
1 |
Поступление наличными и по перечислению, а также по полученным от покупателя векселям, в том числе авансов и предоплаты |
50,51,52 |
62 |
2 |
Уменьшение задолженности в счет договора мены |
60 |
62 |
3 |
Зачет в погашение долгов перед поставщиками передачей векселей (индоссирование) |
60 |
62 |
4 |
Произведен зачет взаимных обязательств |
76 |
62 |
5 |
Отражение курсовых разниц - положительных -отрицательных |
62 91 |
91 62 |
6 |
Списание дебиторской задолженности, нереальной для взыскания - за счет резервов - за счет финансовых результатов - отражение за балансом |
63 91 007 |
62 62 ___ |
Аналитический учет по счету 62 ведется раздельно по:
- Покупателям (заказчикам) и кредитным документам, срок оплаты которых не наступил;
- Покупателям (заказчикам) в разрезе неоплаченных в срок расчетных документов;
- Авансам полученным с выделением каждого юридического и физического лица;
- Векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- Векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
- Векселям, просроченным погашением .
Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.
К счету 76, в соответствии с планом счетов открываются субсчета:
76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»,
76/2 «Расчеты по претензиям»,
76/3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»,
76/4 «Расчеты по депонированным суммам»,
76/5 «НДС по неоплаченной продукции»,
76/6 «Расчеты по договору комиссии»,
76/7 «Расчеты по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций»,
76/8 «Учет расчетов по приобретению ценных бумаг» и др.
На субсчете 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала организации (кроме расчетов по социальному и обязательному медицинскому страхованию), в котором организация выступает страхователем.
По дебету счета 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», отражаются перечисление сумм страховых платежей страховым организациям в корреспонденции со счетами учета денежных средств. По кредиту счета 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», отражаются исчисленные суммы страховых платежей в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или других источников страховых платежей.
В дебет счета 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», списываются потери по страховым случаям (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей и т.п.) с кредита счетов учета производственных запасов, основных средств и др. По дебету счета 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», отражается сумма страхового возмещения, причитающаяся по договору страхования работника организации в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Суммы страховых возмещений, полученных организацией от страховых организаций в соответствии с договорами страхования, отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» и кредиту счета 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию». Не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев списываются с кредита счета 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Аналитический учет по субсчету 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.
На субсчете 76/2 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным штрафам, пеням, неустойкам.
По дебету счета 76/2 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям:
· к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов (после акцепта ) несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок - в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или со счетами учета производственных запасов, товаров и затрат (01, 07, 08, 10, 41 и др.), когда завышение цен либо арифметические ошибки в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по счетам учета ТМЦ или затрат были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками); к поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим материалы организации, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу - в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
· к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин - в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
· за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство;
· к кредитным организациям по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации, - в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов;
· по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются), - в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы". Аналитический учет по субсчету 76-2 "Расчеты по претензиям" ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.
На субсчете 76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам" учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.
Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету счета 76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов (51"Расчетные счета" и др.) и кредиту счета 76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам".
Учет по данному счету ведется на основе принципа начисления – признание дохода осуществляется в момент возникновения обязательства хозяйствующего субъекта, в капитале которого участвует данная организация. Аналитический учет по субсчету 76-3 ведется по видам доходов и организациям, их начисляющим.
На субсчете 76-4 "Расчеты по депонированным суммам" учитываются расчеты с работниками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей), доходов от участия в организации и других аналогичных выплат. По истечении установленного срока выдачи наличных денежных средств кассир производит следующие операции:
- в платежной ведомости напротив фамилий лиц, не получивших причитающиеся суммы, проставляется штамп или делается надпись «депонировано»;
- составляется реестр депонированных сумм по форме № РТ-11, который является одновременно первичным документом и учетным регистром, в нем указывают фамилию, имя, отчество работника, его табельный номер и депонированную сумму;
- в конце платежной ведомости делается запись о фактически выплаченных и депонированных суммах, далее их сверяют с общим итогом по ведомости и записи скрепляются подписью кассира;
- в кассовую книгу записываются фактически выплаченные суммы.
Депонированные суммы сдаются в банк с оформлением расходного кассового ордера.
В организации ведется книга учета таких сумм, в которой по каждому депоненту указывается табельный номер, фамилия, имя отчество, депонированная сумма, сведения о выдаче указанной суммы. Не востребованные работниками депонированные суммы хранятся в течение трех лет и выдаются по первому его требованию. По истечении срока исковой давности невостребованные депонированные суммы списываются на счет 91 на основании данных инвентаризации и приказа руководителя организации. Депонированные суммы отражаются по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". При выплате этих сумм получателю делается запись по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счетов учета денежных средств.
Учет расчетов по депонированным суммам отражается следующими записями:
Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76/4 «Расчеты по депонированным суммам» — депонирована неполученная заработная плата;
Дт 51 «Расчетные счета» Кт 50 «Касса» — сданы депонированные суммы в банк;
Дт 76/4 «Расчеты по депонированным суммам»Кт 50 «Касса» — выплачена депонированная заработная плата;
Дт 76/4 «Расчеты по депонированным суммам»
Кт 91/1 «Прочие доходы» — списаны невостребованные депонированные суммы по истечении сроков исковой давности.
Субсчет 76-5 "НДС по неоплаченной продукции". Согласно ПБУ 9/99 (п.3) суммы НДС не признаются доходами организаций при поступлении от других юридических и физических лиц. Следовательно, не имеется оснований для отражения начисленной суммы продаж с учетом НДС. Не смотря на то, что НДС еще не уплачен в бюджет, т.к. сумма продаж еще не поступила на счет 50 "Касса" или счет 51 "Расчетные счета", сумму дохода от продаж следует уменьшить на сумму НДС. В случае, когда обязательность по уплате НДС возникает только по мере оплаты продукции покупателями до момента получения оплаты начисленный налог можно отражать с использованием счета 76-5.
Субсчет 76-6 "Расчеты по договору комиссии". Вещи, поступающие комиссионеру от комитента согласно ст.996 ГК являются ответственностью последнего т. к. передача права собственности не происходит. В бухгалтерском учете комитента передача готовой продукции для продажи на комиссионных началах отражается по дебету счета 45 "Товары отгруженные" и кредиту счета 43 "Готовая продукция". Принятые на учет по счету 45 суммы списываются в дебет счета 90 "Продажи", либо одновременно с принятием выручки от продажи продукции, либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему вещей. В бухгалтерском учете продажа продукции покупателю отражается по кредиту счета 90-1"Прочие доходы" в корреспонденции со счетом 62"Расчеты с покупателями и заказчиками". Комиссионер в праве удержать причитающуюся ему по договору комиссии сумму из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента. Сумму комиссионного вознаграждения, а также расходы по транспортировке продукции покупателю учитывается комитентом на счете 44 "Расходы на продажу" в качестве расходов на реализацию и включается в себестоимость реализованной продукции. Т.к. по договору комиссии один из участников выступает в качестве комитента, а другой – комиссионера, то счет 76-6 "Расчеты по договору комиссии" может быть использован и комиссионером. При передаче товаров от комитента комиссионеру право собственности на них комиссионеру не переходит, впоследствии чего полученный товар учитывается на забалансовом счете 004 "Товары принятые на комиссию". Эти товары учитываются в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах. Аналитический учет по счету 004 ведется по видам товаров, организациям или лицам-комитентам.
Субсчет 76-7 "Расчеты по суммам, удержанным из оплаты труда работников в пользу других организаций". Администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании исполнительного листа, должна ежемесячно удерживать алименты из заработной платы или иного дохода лица и выплачивать их получателю не позднее, чем в трехдневный срок со дня выплаты зарплаты или иного дохода. Перечень выплаты заработной платы, из которой производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением правительства РФ от 08.07.1996г. №841. Сумма начисленных платежей по исполнительным документам отражается по дебету счета 70"Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции с кредитом счета 76-7"Расчеты по суммам, удержанным из оплаты труда работников в пользу других организаций".
Помимо указанных субсчетов к счету 76 могут быть открыты другие субсчета согласно деловому обороту организации (например, расчеты по исполнительным листам, расчеты с нерегулярными контрагентами и др.).
Конечное сальдо по счету 76 определяется по оборотной ведомости по субсчетам и аналитическим счетам.
Глава II Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами на материалах ООО «Строитель»
2.1 Характеристика предприятия ООО «Строитель»
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Строитель», в дальнейшем «Общество», согласно ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью», создано учредителями, гражданами РФ, в момент создания, внесшими вклады в уставный капитал общества. [6]
Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также приобретенное обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Общество приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица с момента его государственной регистрации, имеет круглую печать, содержащую полное фирменное наименование, собственную эмблему, штампы и бланки со своим наименованием, зарегистрированные товарные знаки.
Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Регистрация ООО осуществлялась отделом государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензированию комитета города Барнаула.
Основной целью предприятия является получение прибыли в результате торговой деятельности, выполнения работ, оказания услуг, проведения посреднических операций по заявкам предприятий и частных лиц с целью насыщения рынка товарами.
Основные направления деятельности:
• торговля строительными и отделочными материалами;
• оказание посреднических услуг;
• оказание бытовых, транспортных, сервисных услуг населению, организациям, предприятиям, частным фирмам;
Общество обладает обособленным имуществом, может иметь гражданские права и обязанности для осуществления деятельности, не запрещенной законом.
Общество имеет полное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование общества должно содержать наименование и слова «общество с ограниченной ответственностью» или ООО.
Бухгалтерский учет ООО «Строитель» ведется на предприятии штатными работниками отдела «Бухгалтерии». В бухгалтерии имеются подразделения, подотделы в зависимости от вида операций – материальная группа, отдел реализации, отдел заработной платы, финансовый отдел. Работу бухгалтерии возглавляет главный бухгалтер, который согласно ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации, подчиняется руководителю и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Ответственными за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций на предприятии ООО «Строитель» являются – член Совета директоров генеральный директор ООО «Строитель» Майер Валерий Александрович; за формирование учетной политики ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности – главный бухгалтер ООО «Строитель» Кольцова Ольга Владимировна.
Главный бухгалтер подчиняется директору, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной отчетности. Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение служебных обязанностей производится по функциональному признаку, т.е. за каждой группой работников в зависимости от объема работ, закрепляется отдельный участок.
Главный бухгалтер обеспечивает:
1. Широкое использование автоматизации учета (обработка документов на компьютере),
2. Своевременное проведение инвентаризации денежных средств, ТМЦ,
3. Должный порядок хранения бухгалтерских документов,
4. Проведение внезапных ежемесячных ревизий касс,
5. Полный учет поступающих денежных средств, ТМЦ, ОС,
6. Проведение инструктажа работников по вопросам учета.
Заместитель главного бухгалтера осуществляет контроль за исполнением всех смет расходов по бюджету. Проводит расчеты, не допуская необоснованных дебиторов и кредиторов. Ежемесячно составляет сводный отчет по дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе поставщиков. Во время отсутствия главного бухгалтера исполняет его обязанности.
Бухгалтерский учет ведется согласно плану счетов по журнально-ордерной форме
Отчетным периодом считается год (с 1 января по 31 декабря).
Работа бухгалтерии обеспечивает своевременный контроль за состоянием финансовых результатов деятельности предприятия в целом.
На предприятии ведется полная документация:
- Учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие отношения внутри предприятия;
- Вся документация учета, необходимая для проведения собственных ревизий, а также проверок государственными органами;
- Реестр учредителей;
- Список всех членов Совета директоров и должностных лиц.
Общество ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет и вносит платежи в государственный бюджет в соответствии с законодательством РФ.
Прибыль, остающаяся в распоряжении Общества после расчетов с государственным бюджетом, уплаты процентов по кредитам банков и отчислений в установленные фонды, передается участникам и расходуется ими по своему усмотрению.
2.2 Документальное оформление, особенности операций.
Документальное оформление
В соответствии с п. 1 статьи 9 ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.[1]
Учет выполнения договорных обязательств в организациях осуществляет отдел маркетинга, поэтому документы поступают сначала в этот отдел или в финансовый (сотрудники проверяют соответствие этих договоров, договорам, зарегистрированных в журнале учета поступающих грузов, отметить в Книге учета выполнения договоров и акцептовать (дать согласие на оплату). После регистрации счета получают внутренний номер (регистрационный) и передают в бухгалтерию для оплаты, а квитанции или товарно-сопроводительные документы (товарно-транспортная накладная) передаются в экспедиционный отдел. С этого момента у бухгалтерии возникают расчеты.
Согласно п. 2 ФЗ N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.
Организация-поставщик на отгруженную продукцию выписывает: счет, платежное требование, счет-фактуру (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Передает их или высылают покупателям, последние оплачивают их в соответствии с условиями договора.[23,21,9]
В бухгалтерском учете организации-покупателя должно отражаться приобретение товаров:
· Определить момент оприходования товара на баланс предприятия;
· Произведена оценка приобретенного товара;
· Отражено право собственности на приобретенный товар и обязательства (кредиторской задолженности) перед поставщиком;
· Зафиксирован факт погашения задолженности по договору.
Вторым субъектом учета и налогообложения операций по сделкам купли-продажи выступает организация-продавец. Она должна:
· Определить момент списания проданных покупателю товаров с баланса;
· Своевременно и в соответствии с законодательством исчислить акцизы, налог на добавленную стоимость и предъявить их покупателю;
· Определить сумму дебиторской задолженности покупателя;
· Зафиксировать факт погашения дебиторской задолженности.
Главным моментом в таком учете является списание товара с баланса организации-продавца и постановка его на баланс организации-покупателя. То есть, происходит переход права собственности на продаваемый товар. Составляется договор (Приложение 1). Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками является выставленный ими счет, и если поставщик является плательщиком НДС – счет фактура. (Приложение 2). Счета поставщиков служат у покупателя основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов (платежных поручений (Приложение 3), аккредитивов, чеков) на погашение задолженности, отраженной в счете. Расчетный документ – это оформленное распоряжение плательщика (клиента или кредитной организации) о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя средств или на счет, указанный получателем средств.
Согласно Статье 169 Налогового кодекса РФ, «организация обязана не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки продукции, товаров, работ и услуг составить счет-фактуру, а также вести журнал учета полученных и выставленных счет-фактур, книги покупок и книги продаж:
а) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе, не подлежащих налогообложению,
б) в иных случаях, определенных в установленном порядке.
Счет-фактура – это документ, служащий при принятии к учету «входящего» НДС в целях последующего его зачета по обязательствам перед бюджетом по начисленному налогу на счете 68 субсчет «Расчеты по НДС». Это сопроводительный документ поставщиков.(Приложение 2)
Счет-фактура подписывается руководителем организации и главным бухгалтером, либо уполномоченным лицом.
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счет-фактур, книг-покупок и книг-продаж установлен Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000г.№914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счет-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС». По действующему порядку организация-покупатель должна вести журнал учета полученный от организации-продавца оригиналов счет-фактур, в которых они хранятся, а организации-продавцы ведут журналы учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры.
Форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-т) утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". (Приложение 5). Согласно разделу 2 Приложения к Постановлению N 78 товарно-транспортная накладная (форма N 1-т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Организации самостоятельно выбирают форму расчетов за поставленные материалы, продукцию (работы, услуги) и предусматривают их в договорах, заключаемых с поставщиками и подрядчиками. В основном, организации производят оплату счетов поставщиков и подрядчиков платежными поручениями. Первичными документами, подтверждающими произведенные расчеты с поставщиками и подрядчиками, являются счета, счета-фактуры (Приложение 2), накладные (Приложение 4, 5), акты приемки работ (услуг), платежные поручения (Приложение 3) и др.
Счета-фактуры, поступающие от поставщиков и подрядчиков, должны регистрироваться в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования поступивших ценностей (работ, услуг).
Наша фирма использует безналичный метод расчета с другими физическими и юридическими лицами. Это расчеты, осуществляемые посредством перечисления по счетам в кредитных учреждениях (со счета плательщика на счет получателя) и путем зачета взаимных требований. К этому методу относятся расчеты: платежными поручениями (Приложение 3); по аккредитиву; чеками; инкассо. Платежное поручение - это поручение предприятия-покупателя банку, в котором у него имеется расчетный счет, перечислить сумму, согласно платежному поручению, с собственного расчетного счета на расчетный счет получателя (поставщика). Платежными поручениями оформляются следующие операции:
1) расчеты за полученные товары, оказанные услуги, выполненные работы или окончательный расчет между поставщиком, подрядчиком, с одной стороны, и покупателем с другой стороны;
2) авансовые платежи (предварительная оплата за еще неполученные товары, неоказанные услуги или невыполненные работы) ;
Схема оборота платежного поручения : поставщик отправляет товар покупателю и оформляет счет, направляет его покупателю. Покупатель оформляет поручение, несет его в свой банк для списания с расчетного счета. Банк направляет поручение со своими подписями в банк поставщика, где происходит зачисление средств на его счет.
Если количество и качество поступивших товаров не совпадает с данными сопроводительных документов поставщика, то составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (типовая форма N ТОРГ-2).( Приложение 2)
Акт составляется в двух экземплярах:
- первый экземпляр остается в организации;
- второй экземпляр направляется поставщику.
Товары без документов учитываются на счете 002 – забалансовые неотфактурованные поставки. Составляется акт о приемке материалов (№ М-7) и акт о приемке товаров, поступивших без счета поставщика.
Поступление товаров по соответствующим документам регистрируется в Журнале-ордере №6 (). Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого товарно-сопроводительного и платежного документа.
Аналитический учет по счету 76 ведется в ведомости №7.
2.3 Порядок учета операций
10.11.2007г.ООО «Строитель»
поступили товары: кафельная плитка (100 штук по цене 368.22 руб/шт); обои
виниловые (20 рулонов по цене 300 руб/рулон); шпаклевочные сухие смеси (
Обязательства должны погашаться своевременно. Этого требует сохранение репутации надежного партнера в договорных отношениях. Задержка в оплате расчетных документов поставщиков и подрядчиков грозит предъявлением санкций, прекращением поставок МПЗ или «замораживанием строительства». Оплата расчетных документов поставщиков (подрядчиков) и другие способы погашения обязательств перед ними должны отражаться в бухгалтерском учете.(Приложение).
II. ООО «Строитель» заключило договор
поставки с ООО «Алвиз», по которому приобретает материалы: ДСП (20 листов по
цене 99руб./лист); клей для плитки (10 бутылок по цене 60 руб./бутылку);
ламинированный паркет (500 шт.по цене 115.5руб./шт); линолеум (50м2
по цене 70.5руб./м2); гидроизоляционные смеси (
III. ООО «Строитель» продало ЧП «Дантал» напольные плинтусы (4 шт.по цене 250 руб.) на сумму 1000руб, в том числе НДС = 153 руб.)
IV. ООО «Стройцентр» поставило нашему предприятию 20 банок эмали по 60 рублей. При приемке товара была выявлена недостача 1 банки. Предъявлена претензия поставщику в случае количественного расхождения.(Приложение 6)
Таблица 4
Журнал хозяйственных операций ООО «Строитель»
№ п\п |
Наименование хозяйственных операций |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|||
I |
|
|
|
|
1 |
Поступили товары, приобретенные от поставщика ЧП «Шпак», оплата которых не произведена: Шпаклевочные смеси Обои виниловые Кафельная плитка Итого (с учетом НДС) |
2 360 7 080 43449.96 52889.96 |
41 41 41 |
60 60 60 |
2 |
Приняты к оплате расчетные документы поставщика по приобретенным товарам Покупная цена (с учетом НДС) НДС по приобретенным товарам |
52889.96 8067.96 |
41 19 |
60 60 |
3 |
Оплачен счет поставщика ЧП «Шпак» за приобретенные товары |
52889.96 |
60 |
51 |
4 |
Оплачено с расчетного счета в погашение задолженности поставщику за транспортные услуги ООО «Перевозчик» |
5000 |
76 |
51 |
II 5 |
Оприходованы товары и акцептован счет поставщика ООО «Алвиз»: Гидроизоляционные смеси Линолеум Ламинированный паркет Клей для плитки ДСП Итого НДС |
3 540 4 159.5 68 145 708 00 2 336.4 78 888.9 12 033.9 |
41 41 41 41 41 19 |
60 60 60 60 60 60 |
6 |
Перечислен аванс поставщику ООО «Алвиз» |
7 8888.9 |
60 /авансы выдан. |
51 |
7 |
Зачтена сумма аванса, уплаченного поставщику |
7 8888.9 |
60 |
60 |
8 |
Принят к вычету при предоплате НДС |
12 033.9 |
68/НДС |
19 |
III 9 |
Отражена сумма за проданные напольные плинтусы ЧП «Дантал» Начислен НДС |
1 000 153 00 |
62 62 |
91 19 |
10 |
Поступили на расчетный счет покупателя суммы за проданные товары |
1000 |
51 |
62 |
IV 11 |
Оприходована эмаль белая от ООО «Стройцентр» НДС |
1140 205.2 |
41 19 |
60 60 |
12 |
Предъявлена претензия поставщику по недостачи 1 банки по его вине |
60 |
76/2 |
60 |
Синтетический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дт |
Кт |
||
Месяц |
Сумма |
Месяц |
Сумма |
30.10.2007 |
|
||
|
С1 |
125.000 |
|
Об. |
210667.76 |
Об. |
285064.78 |
|
|
С2 |
199397.02 |
Аналитический учет по счету 60
Счет 60 ЧП «Шпак»
Дт |
Кт |
||
Месяц |
Сумма |
Месяц |
Сумма |
09.10.2007 |
|
С1 |
20.000 |
Об. |
52889.96 |
Об. |
113847.88 |
|
С2 |
80957.92 |
Счет 60 ООО «Алвиз»
Дт |
Кт |
||
Месяц |
Сумма |
Месяц |
Сумма |
10.10.2007 |
|
С1 |
70.000 |
Об. |
157777.8 |
Об. |
169811.7 |
|
|
С2 |
82033.9 |
Счет 60 ООО «Стройцентр»
Дт |
Кт |
||
Месяц |
Сумма |
Месяц |
Сумма |
10.10.2007 |
|
С1 |
35000 |
Об. |
|
Об. |
1405.2 |
|
|
С2 |
36405.2 |
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 ООО «Строитель»Основание: Контрагенты: ЧП «Шпак», ООО «Алвиз», ООО «Стройцентр».
Наименование поставщиков |
Сальдо на начало периода |
Обороты за период |
Сальдо на конец периода |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
ЧП «Шпак» |
20.000 |
52889.9 |
113847.88 |
80957.92 |
||
ООО «Алвиз» |
70.000 |
157777.8 |
169811.7 |
|
82033.9 |
|
ООО «Стройцентр» |
35000 |
|
1405.2 |
|
36405.2 |
|
Итого развернутое количество |
125000 |
|
|
|
|
|
Итого количество |
125000 |
210667.7 |
285064.78 |
|
199397.02 |
Заключение
На нашем предприятии производятся расчеты по товарным операциям: предприятие выступает поставщиком и покупателем товаров. Задачами предприятия являются контроль за поступлением товаров, своевременное и правильное их оприходование и отражение в учете. От правильности действий зависит финансовое положение предприятия и достижения им положительных результатов деятельности.
Бухгалтер, экономист, руководитель организации должны не просто понимать, что такое расчеты с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами, но и иметь четкое представление:
· о том, какие операции и как совершаются с бухгалтерскими документами;
· как правильно отражать в бухгалтерском учете операции, связанные с расчетами предприятия с другими физическими и юридическими лицами.
На примере предприятия ООО «Строитель», я показала учет хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, связанных с расчетами с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами.
Список литературы
1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Принят Государственной Думой 23.02.96. одобрен Советом Федерации 20.03.96.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998г. № 60н, с.36.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 09.06.01 № 44н., с.66.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н., с.90.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н., с.90.
6.
Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая,
вторая и третья). По состоянию на 15 сентября
7. Налоговый кодекс Российской Федерации.
8. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете № 105.
9. Положение о безналичных расчетах.
10. План счетов бухгалтерского учета. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 31.10.200 № 94н – Сиб.унив.издательство Новосибирск – 2007.
11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счет-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, от 02.12.00 № 91н (в ред.от 16.02.04 № 84)
12. Касьянова Г.Ю. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. Том I.: учебное пособие – М.: ИД «Аргумент», 2007. – 532 с.
13. Камышанов Г.И. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие: - М: Омск-Л, 2004 – 640с.
14. О.Агеева «Отражение в бухгалтерском учете изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ в 2005г.с 19.//Бухгалтерский учет – 2005, №23.
15. И.Парушина «Как организовать документооборот и хранение бухгалтерских документов» //Бухгалтерский учет – 2005, № 24.
16. Л.Жудан «Последствие выявленных ошибок по расчетным операциям с поставщиками и подрядчиками, с.17//Бухгалтерский учет – 2005, № 20.
17. В.Патров «Влияние момента перехода прав собственности на учет продаж//Бухгалтерский учет – 2005, № 14.
18. Главная книга – 2007, №14.
19. «Требуйте от покупателя доверенность» //Главбух - №11, 2007, январь
20. «Руководство по проведению накладных» //Главбух - №19, 2006, октябрь, с.76.
21. «Добиваемся идеальных счетов-фактур» - 2006, октябрь, № 20, с.40.
22. Урусова О.В. «Что делать с товарами, которые поступили без документов? (неотфактурованные поставки) – 2006, август, №15, с.35.
23. Справочная правовая система Консультант Плюс.
Приложение 1
Договор № 0105 поставки товаров
Г.Барнаул
9 мая
ООО «Строитель», именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице генерального директора Майер Валерия Александровича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ЧП «Шпак», именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице директора Баранова Андрея Викторовича, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
1.Предмет договора.
1.1. Продавец (поставщик) продает/поставляет, а Покупатель покупает на условиях, предполагаемых данным договором, кафельную плитку (тридцать шесть тысяч восемьсот двадцать два рубля), обои виниловые (шесть тысяч рублей), шпаклевочные сухие смеси (две тысячи рублей).
1.2. Продавец одновременно с передачей материалов (товаров) передает Покупателю относящиеся к ним документы (инструкции по эксплуатации).
1.3 Продавец гарантирует поставку всех товаров без производственных дефектов. В случае наличия дефектов по вине завода-изготовителя, будет произведена замена только бракованных элементов.
1.4. продавец обязуется передать Покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц.
1.5. Покупатель обязуется принять товар, если он не имеет претензий к его качеству, ассортименту, количеству.
1.6. Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на Покупателя с момента, когда Продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара Покупателю.
1.7. Продавец передает товар в течение 30 календарных дней со дня подписания данного договора. Отгрузка может быть произведена и раньше указанного срока.
1.8. Поставка товара осуществляется транспортом специализированной организации ООО «Перевозчик».
1.9. Цены на товары определяются в рублях.
1.10. Цены не включают стоимость транспортировки товаров.
1.11. Все расходы по заключению и выполнению настоящего Договора несет Покупатель.
1.12. Оплата товаров – в безналичной форме.
1.13.Срок расчета устанавливается в течение пяти банковских дней с момента получения товара.
2. Дополнительные условия.
Стороны освобождены от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, если эти обстоятельства повлияли на исполнение данного договора.
3. Разрешение споров.
Споры и разногласия, возникающие из данного договора, которые не могут быть урегулированы путем переговоров, подлежат разрешению в арбитражном суде.
4. Прочие условия.
4.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах: по одному экземпляру для каждой стороны.
Каждый экземпляр имеет равную юридическую силу.
Факсимильные копии документов действительны.
Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами.
Все изменения и дополнения к настоящему договору являются его неотъемлемыми частями и действительны, если совершены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.
По всем условиям, не предусмотренным настоящим договором, стороны будут руководствоваться действующим законодательством РФ.
5. Адреса и банковские реквизиты сторон:
Продавец Покупатель
ЧП «Шпак» ООО «Строитель»
Подписи сторон:
_____________Баранов А.В. ______________Майер В.А.
М.П. М.П.