Введение

1.     Сущность концентрации и специализации производства, их преимущества и недостатки в условиях рыночной экономики.

2.     Формы и показатели уровня специализации, основные условия и предпосылки ее развития.

3.     Развитие специализации на данном предприятии и его экономическая эффективность.

Литература

























Введение.


Специализация  и  кооперирование  производства,  и  их  значение  для  повышения  результативности  деятельности  предприятия является   актуальным  вопросом  для  экономики  любой  страны, в том  числе  и  нашей. Специализация  производства - это  процесс  концентрации производства продукции,  обладающей  высокой  степенью  производственной общности  до  минимально  допустимого  или  оптимальных  размеров. Специализация производства развивается в том случае, если к тому появляется объективная необходимость, когда становится экономически целесообразным применять высокопроизводительную технику, прогрессивную технологию и организацию произ­водства. Следовательно, специализация сопровождается концент­рацией производства продукции, обладающей высокой степенью общности производства.

 Т.е.  другими  словами  - производство,  приспособленное  к  выпуску  мощности,  превышающей  минимально допустимую.  В  свою  очередь,  кооперирование  -  производственные  связи  предприятий  по  совместному  производству  конечной  продукции.

В    работе  раскрываются  такие  вопросы  как:  сущность,  понятие,  формы  специализации  и  кооперирования,  экономическая  эффективность  этих  явлений.  Приведены  примеры,  дающие возможность  увидеть  и  понять  важность  и  необходимость  этих  явлений,  отображены  показатели  и  методы  вычисления  эффективности  специализации  и  кооперирования,  а  также  рассмотрены  и  другие  немаловажные  стороны  данного  вопроса.






1.                    Сущность концентрации и специализации производства, их преимущества и недостатки в условиях рыночной экономики.

Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда. Спе­циализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнооб­разия применяемого оборудования и технологических про­цессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.

Различают специализацию  промышленности, предпри­ятия, специализацию внутри предприятия. Специализация промышленности выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, выпускаю­щих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

Специализация предприятия и его отдельных производ­ственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выпол­нении отдельных видов работ.

Направления специализации

1) создание или выделение отраслей и предприятий, спе­циализированных на выпуске определенных готовых изделий;

2) расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обо­собленного производства отдельных частей этого продукта;

3) выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных технологических опе­раций (стадий).

Кооперирование

Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном продукте затрат труда работников все большего количества специализированных отраслей, что усложняет про­изводственные связи и вызывает развитие кооперирования. Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совмест­но изготовляющими какой-либо вид продукции. Являясь следствием развития специализации, производственное кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением тех­нических условий предприятий-смежников.

Производственное кооперирование существенно отлича­ется от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях. Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определен­ным технологическим операциям, которые осуществляют­ся с конкретными предприятиями, то материально-техни­ческое обеспечение включает в себя поставки сырья, мате­риалов, топлива, машин, оборудования и других средств производства любому потребителю.

В промышленности кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признаку. По отраслевому признаку различают внутриотраслевое коопе­рирование, когда производственные связи устанавливают­ся между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое — если оно имеет место между предприятиями разных отраслей.

По территориальному признаку кооперирование делит­ся: на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное - между предприятиями, рас­положенными в разных экономических районах страны.

Следует выделять специализацию вспомогательных производств и специализацию межотраслевых, производств. Примером специали­зации вспомогательных производств являются ремонтные заводы (фирмы), а примером специализации межотраслевых производств — предприятия по выпуску продукции общемашиностроительного на­значения (коленчатые валы, редукторы, зубчатые колеса и т.д.).

В специализированном производстве разделяют продукцию однородную и профильную.

Однородность продукции или выполняемой работы определя­ется конструктивно-технологическими признаками. Критериями однородности служат: на рабочем месте — одинаковые деталеоперации, закрепленные за ним; на участке и в цехе — аналогичные по техническим признакам детали, узлы, изделия или выполняемые работы; на предприятии — изделия или работы, конструктив­но и технически сходные между собой.

Профильная продукция — понятие более широкое и отно­сится преимущественно к предприятиям. Каждое предприятие создается для производства определенной продукции, которая является для него профильной.

В народном хозяйстве постоянно возникают новые виды про­изводств, которые выделяются в самостоятельные участки и про­изводственные единицы. Например, до недавнего времени автомобильные, и тракторные двигатели изготавливались на ком­плексных автомобильных и тракторных предприятиях. В настоя­щее время функционирует более десяти специализированных за­водов по производству этих двигателей.














2. Формы и показатели уровня специализации, основные условия и предпосылки ее развития.

В соответствии с направлениями имеется три формы специализации промышленного производства: предметная, подетальная, технологическая (стадийная).

Предметная специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид законченной одно­родной продукции (автомобили, трактора, станки, турби­ны и т. д.). Предметная специализация предприятия сопровождается углублением ее внутри предприятий (объедине­ний), где создаются специализированные цехи или филиалы.

Подетальная специализация присуща предприятиям и отраслям, выпускающим отдельные узлы или части про­дукции, поступающие на предметно-специализированные предприятия для комплектации основного вида продукции. Этот вид специализации — прямое продолжение предмет­ной и поэтому является более прогрессивной и эффектив­ной формой специализации. На ее основе возникают спе­циализированные производства изделий межотраслевого применения на базе взаимозаменяемости отдельных узлов и деталей различного оборудования.

Технологическая специализация характерна для пред­приятий, производящих материалы, полуфабрикаты и вы­полняющих отдельные технологические операции. Сюда относятся заводы по производству литья, поковок и штам­повок, сварных металлоконструкций, как правило, для машиностроительных и ремонтных предприятий.

В машиностроительном производстве одним из важней­ших направлений специализации является функциональ­ная специализация, когда в самостоятельные выделяются вспомогательные и обслуживающие производства — ремонт оборудования, изготовление инструмента и технологичес­кой оснастки. Это направление специализации, в связи с его большим значением для развития машиностроения, планируется самостоятельно.

Конкретные формы специализации, их вес и значение зависят от особенностей и уровня развития каждой отрас­ли промышленности.

В соответствии с формами специализации в промышлен­ности различают три формы кооперирования:

Предметное (или агрегатное) кооперирование — это такой вид производственных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты (моторы, генераторы, насо­сы, компрессоры и др.), идущие на комплектование про­дукции этого завода.

Данная форма кооперирования характерна для машино­строения, многие отрасли которого производят сложные ма­шины и оборудование.

Подетальное кооперирование, когда предприятия-смеж­ники поставляют головному заводу детали и узлы (карбюра­торы, радиаторы, поршни и др.), для выпуска готовой про­дукции. Эта форма кооперирования присуща многим от­раслям промышленности, и, прежде всего машиностроению, деревообрабатывающей, текстильной и обувной промыш­ленности.

Технологическое (или стадийное) кооперирование про­является в поставках одних предприятий другим определенных полуфабрикатов (отливок, поковок, штамповок) или в выполнении для них отдельных технологических опера­ций, связанных с обработкой выпускаемых изделий.

 



Для оценки и планирования развития специализации про­изводства пользуются следующей системой показателей:

·                       количество отраслей и отраслевая структура промыш­ленности;

·                       удельный вес специализированного производства в об­щем выпуске данного вида продукции;

·                       удельный вес продукции, соответствующей профилю данной отрасли или предприятия, в общем, объеме выпус­каемой продукции;

·                       удельный вес продукции заводов и цехов, специали­зированных подетально и технологически, в общем, объе­ме выпускаемой продукции;

·                       количество групп, видов и типов технологически од­нородных изделий, выпускаемых отдельными предприятиями, цехами.

Уровень специализации промышленных предприятий ха­рактеризуется такими показателями, как:

·                 уровень оптимальности объема производства однородной продукции (коэффициент оптимальности) на предприятии (в цехе);  

·                                                                                                                       удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем, объеме производства завода, цеха;

·                       удельный вес стандартных, нормализованных и уни­фицированных частей в общем числе изготовляемых дета­лей и узлов;

·                       удельный вес специального и другого высокопроиз­водительного оборудования в общем парке станков (обору­дования), завода, цеха;

·                       количество специализированных цехов, производствен­ных участков, поточных линий и т. д.;

·                       коэффициент серийности по основным производствен­ным подразделениям предприятия, объединения.

















3. Развитие специализации на предприятии и ее экономическая эффективность.

Важной предпосылкой успешного развития специализа­ции и  повышения экономической эффективности производства в промышленности являются стан­дартизация, унификация и типизация изделий, узлов, де­талей способствующих увеличению серийности и массово­сти производства.  Научно-технический прогресс в промышленности характеризует­ся, с одной стороны, увеличением и частой сменой номенклатуры производимой продукции, а с другой — усилением специализации в целях получения более дешевой продукции. Это противоречие может быть разрешено на основе организации массового и крупносерийного производства однотипных изделий или полуфабрикатов, которое не­посредственно связано со стандартизацией и унификацией.

Важное направление совершенствования стандартов — ком­плексность их разработки и внедрения. Она предполагает единые требования к сырью, материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, к методам контроля и испытания готовых изделий и про­дуктов, к условиям их транспортировки, хранения и потребления.

Чем больше промышленных изделий охвачено унификацией и стандартизацией, тем легче организовать специализированные производства по изготовлению конструктивно и технологически подобной продукции. Специализация — одно из направлений го­сударственной технической политики.


     Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства измерений, экономии всех видов ресурсов.

На основе унификации и стандартизации достигается концен­трация производства однородных изделий на предприятиях опти­мальных размеров, что обеспечивает рост производства и произво­дительности труда, лучшее использование производственного ап­парата, сырьевых и трудовых ресурсов, повышение качества про­дукции и, как следствие, рост прибыли.

На современном этапе рыночной экономики одна из важней­ших технико-экономических задач — изменение структуры пред­приятий путем освобождения их от производства для собственных нужд заготовок, деталей, узлов, являющихся продукцией общеот­раслевого применения, и организации их выпуска на специализи­рованных межотраслевых производствах.

Генеральная линия в развитии межотраслевых производств — создание новых высокоэффективных мощностей в таких объемах и в такие сроки, которые позволяли бы в ближайшие годы ликвидировать образовавшийся разрыв в специализации изделий межотраслевого назначения.

Создание специализированных заводов не только откроет новые пути совершенствования процессов в самом производстве, но и изменит производственные взаимосвязи. Расширение круга потребителей и, следовательно, технических требований к продук­ции, изготавливаемой в одном производстве, отношение к ней, как к готовой продукции, приносящей прибыль, неизбежно приводит к повышению качества и. как следствие, не только к росту прибыли, но и к повышению конкурентоспособности продукции.

На развитие и углубление специализации производства решаю­щее воздействие оказывает уровень стандартизации. Невозможно планировать развитие специализации производства по выпуску конкретной продукции без одновременного планирования роста конструктивно и технологически однородной продукции. Чем выше уровень стандартизации, тем выше уровень специализации производства.

Унификация -  основа стандартизации в отраслях промышленности, и особенно машиностроении. Представ­ляет собой процесс приведения продукции и средств про­изводства или их элементов к единой форме, размерам, струк­туре и составу. Основная цель унификации состоит в устранении неоправданного многообразия изделий одинакового назначения и разнотипно­сти их составных частей, а также приведении к возможному еди­нообразию способов их изготовления. При унификации соблюда­ется принцип конструктивной преемственности. В изделие новой конструкции в максимальной степени вводятся детали и узлы, уже применяющиеся в других конструкциях. Это обеспечивает исполь­зование одинаковых полуфабрикатов, деталей и узлов для произ­водства изделий разного назначения.

Типизация - одна из форм стандартизации -  сведение к целесообразному минимуму наиболее рациональ­ных типов, видов, марок продукции, конструкций машин, оборудования и приборов, зданий, сооружений и техноло­гических процессов.

Работа по стандартизации, унификации и типизации в конечном счете сводится к установлению оптимального, относительно небольшого числа рациональных видов про­мышленной продукции, поэтому она оказывает существенное влияние на развитие специализации и кооперирования, обеспечивает высокий организационно-технический уровень и большой экономический эффект в отраслях промышлен­ности, и прежде всего в машиностроении.

В экономике одним из основных понятий явля­ется «экономическая эффективность» хозяйственных мероприятий.

В качестве хозяйственного мероприятия могут рассматриваться:

• внедрение новой техники;

• инвестиционный проект;

• заключение коммерческой сделки;

• реализация любого хозяйственного решения;

• осуществление природоохранных мер;

     • проведение социальных мер, направленных на повышение благосостояния людей, улучшение инфра­структуры, формирование культурных ценностей, пр.

Общими для всех этих мероприятий являются два момента:

      • во-первых, все они направлены на достижение конкретного результата (социального либо эконо­мического);

              • во-вторых, все они требуют затрат средств.

Теория эффективности четко разграничивает по­нятия эффекта и эффективности, понимая под пер­вым результат мероприятия, а под вторым - соот­ношение эффекта и затрат, которые его вызвали.

Эффект (от лат. effectus - исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффект может измеряться в материальном, социальном, денежном выражении. В частности, эффект может оцениваться объемом дополнительно производимой и потребляемой продук­ции (т.е. штуками, кубическими или квадратными метрами, тон­нами и т.д.), показателями улучшения здоровья населения (на­пример, снижением заболеваемости или смертности, производствен­ного травматизма, повышением средней продолжительности жиз­ни) и т.д. В том случае, когда указанные результаты получают денежную оценку, говорят об экономическом эффекте.

Экономический эффект - выраженный в стоимостной (де­нежной) форме результат каких-либо действий (в частности, пе­речисленных выше хозяйственных мероприятий).

В зависимости от уровня хозяйствования рассмотренные по­казатели могут, в частности, приобретать следующее содержание.

Если результаты экономической деятельности превышают затраты, говорят о положительном эффекте (в частности, пред­приятие получает прибыль), в противоположном случае - об от­рицательном эффекте (убытке, ущербе, пр.).

В качестве показателя экономического эффекта в зависимости от целей мероприятия и от уровня принятия решения могут использоваться:

·        на национальном уровне:

- прирост национального дохода;

- увеличение притока валютных поступлений в страну;

- увеличение объема налоговых поступлений в бюджет;

- снижение внешнего (внутреннего) долга;

- снижение экономического ущерба от загрязнения окружаю­щей среды, пр.;

·        на территориальном уровне:

- увеличение объема поступлений в бюджет;

- увеличение отчислений, направленных на решение соци­альных проблем;

- рост доходов населения, пр.;

·        на уровне предприятия:

- рост прибыли;

- рост заработной платы работников предприятия;

     - экономия заработной платы в результате высвобождения работающих;

- экономия сырья и материалов, пр.

        Примером предприятия для характеристики данного вопроса является Открытое акционерное общество «Юрьев-Польская ткацко-отделочная  фабрика Авангард» - одно из самых крупных промышленных предприятий легкой промышленности – производитель тканей. Не только города Юрьев-Польского, но и одно из самых крупнейших текстильных предприятий всего региона. Фабрика расположена в городе Юрьев-Польском и производит продукцию уже более 120 лет.

Оно специализировано на выпуске текстильных товаров и  материалов (товаров народного потребления), пользующихся повышенным спросом у предприятий и населения, является уникальным предприятием по выпуску «пестротканей».

Для усиления эффективности управления текстильным производством на предприятии  в 2001 году была проведена реструктуризация. Выделено 5 специализированных подразделений:

ü     основное производство - прием пряжи, подготовка и отделка пряжи, окраска пряжи - пряжекрашение и пр.;

ü     фабрика мебельных тканей -  производство мебельно-декоративных тканей: ткани плотные и пластичные для производства и обивки мебели, гобеленовые ткани - гобелены, ткани для обивки мебели, автомобильные ткани для обивки автомобиля, твид автомобильный, ворсовые мебельные ткани, ткани обувной промышленности, ткани для стен, стульев и т.д.;

ü     фабрика легких тканей - производство широкой гаммы тканей: пестротканые ткани, шотландка, вафельная ткань и вафельное полотно, х/б хлопчатобумажные ткани, сорочечные ткани, ткани для рабочих костюмов;

ü     фабрика махровых изделии - производство махровых тканей  и текстильных изделий из них: махровые полотенца, полотенца с надписями, хлопчатобумажные махровые простыни, двуспальные махровые простыни х/б и комплекты постельного белья, комплекты гладкокрашенных махровых полотенец, подарочные сувенирные комплекты махровых полотенец, банные и кухонные полотенца, махровое полотно;

ü     производство товаров народного потребления -  ширпотреб, и другая  швейная продукция и текстильные изделия: текстиль для дома, столовые наборы и принадлежности, а также комплекты постельного белья для ресторанов, магазинов, гостиниц, скатерти, салфетки, полотенца и простыни, рукавицы, рушники, подставки, столешницы, фартуки, столовое и спальное белье, комплекты кухонного белья и принадлежностей,  покрывало кровати и мягкую мебель, гобеленовые покрывала, одеяла, накидки и пледы, с бахромой подшивкой и окантовкой, домашние халаты из 100% х/б, короткие и длинные халаты из махры и вафельного полотна для сауны и ванных комнат взрослые и детско-подростковые, подушки и наволочки с наполнителем, подарочные сувенирные текстильные комплекты, махровые банные и кухонные полотенца, автомобильные чехлы на авто - автомобильные сидения.

Специализация данного предприятия предметная, так как выпускается законченная однородная продукция (текстильные изделия) и на территории самого предприятия создаются специализированные цехи вспомогательного производства.

Для анализа экономической эффективности производства можно использовать территориальный показатель – динамика поступлений в бюджет данного региона  -

На уровне предприятия:

- рост прибыли

- динамика рентабельности производства

- объемы реализации готовой продукции.

Сравнивая работу предприятия в 2006 и 2007 годах прибыль увеличилась на 114%, рентабельность деятельности в 2006 году составляла 1,18, а в 2007 году составила 1,35. т.е. наблюдается увеличение на 0,17.

Эффективность определяется отношением результата (эф­фекта) к затратам, обеспечившим его получение.

Эффективность вскрывает характер причинно-следственных связей производства. Она отражает не сам результат, а то, какой ценой он был достигнут. Поэтому эффективность чаще всего ха­рактеризуется относительными показателями, которые рассчи­тываются на основе двух групп характеристик (параметров) - результата и затрат.

Экономическая эффективность - это вид эффективности, который характеризует результативность деятельности эко­номических систем (предприятий, территорий, национальной экономики). Основной особенностью таких систем является сто­имостный характер средств (затрат, издержек) достижения целей (результатов), а в ряде случаев и самих целей (в частности, полу­чения прибыли).


При кажущейся простоте и однозначности теоретического прин­ципа его практическая реализация может осуществляться на ос­нове различных методических подходов. Их выбор требует глубо­кого понимания экономического содержания.

Показатели экономической эффективности

 Показатели экономической эффективности условно можно дифференцировать на две группы: частные и обобщающие.

Частные показатели экономической эффективности харак­теризуют отдельные (частные) стороны экономического произ­водственного или (коммерческого) процесса.

Обобщающие показатели экономической эффективности ха­рактеризуют результативность деятельности всей экономической системы в целом (предприятия, субъекта, территории, националь­ной экономики).

Обобщающие показатели служат основанием для принятия ре­шений на уровне системы в целом. Эти решения направлены на совершенствование или трансформацию упомянутых субъектов. В одних случаях необходимо обосновать выбор ресурсов для дости­жения конкретных целей, в других — выбор направлений деятель­ности экономической системы (инвестирования средств). Частные показатели позволяют обосновать решения по совершенствованию отдельных компонентов производственных процессов.

Частные показатели являются основой для расчета обобща­ющих. В этом смысле обобщающие показатели являются целью выполняемых расчетов, а частные - их средством.

Экономическая эффективность специализации и кооперирова­ния — результат организационно-плановых мероприятий и повы­шения технического уровня производства. Эффективность, органи­зационно-плановых мероприятий проявляется в снижении себе­стоимости вследствие роста производительности труда и умень­шения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная доля экономического эффекта от специали­зации приходится на повышение технического уровня производст­ва и качества продукции. Оба эти направления увеличения эффек­тивности производства действуют одновременно.

Специализация — важный фактор повышения эффек­тивности общественного производства, так как она откры­вает простор для широкого использования новой высокопроизводительной техники, для все более полной механи­зации и автоматизации производства, делает экономически оправданным ее применение в массовом производстве, ибо это резко повышает производительность труда и качество выпускаемой продукции.

Специализация, таким образом, способствует научно-тех­ническому прогрессу.

Рациональное развитие специализации оказывает большое влияние на все стороны совершенствования обществен­ного производства и на повышение его эффективности. Для определения экономической эффективности специализации производства используются три основных показателя:

1. Экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на ее доставку потребителям.

2. Экономия капитальных вложений и срок их окупа­емости.

3. Годовой экономический эффект от специализации производства продукции


Экономическая эффективность специализации и кооперирова­ния промышленного производства определяется рядом факторов.

•             Специализация создает условия для расчленения процесса производства продукции на более мелкие операции, каждая из которых закрепляется за рабочими местами, располо­женными по ходу технологического процесса.

• Специализация, детализируя и расчленяя производствен­ные процессы, создает предпосылки и благоприятные ус­ловия для внедрения эффективных средств комплексной механизации и автоматизации производства.

•  Специализация обеспечивает более полное использование действующего оборудования. Любая высокопроизводитель­ная машина может быть использована на полную мощность только при постоянном выпуске конструктивно и техноло­гически однородной продукции на основе ее унификации, типизации и стандартизации. Чем выше производительность машины, тем выше должна быть массовость производства продукции, для изготовления которой она предназначена.

•    На специализированных предприятиях технический уровень производства значительно выше, чем на универсальных.

•    Специализация позволяет максимально упростить произ­водственную структуру предприятий, т.е. число основных, вспомогательных и обслуживающих цехов и хозяйств. Чем уже номенклатура технологически однородной продукции (иными словами, чем глубже специализировано производ­ство), тем меньшее число структурных подразделений вхо­дит в состав предприятий.

•    На основе специализации и кооперирования производст­ва возникают более устойчивые связи с поставщиками и потребителями, а следовательно, упрощаются матери­ально-техническое обеспечение и сбыт. Для специализи­рованного предприятия требуется ограниченная номенк­латура сырья, материалов и комплектующих изделий, поставляемых по кооперированию.

•    Специализация производства способствует развитию и укреплению малого бизнеса.


Заключение

  Рассмотрение  специализации   и   кооперирования  хозяйствующих субъектов  показывает, что в условиях рыночной экономики специализация и кооперирование производства является важнейшем пунктом в развитии предприятия, его экономической эффективности производства. В России большинство крупных предприятий (заводы, фабрики, и т.д.) используют той или иной вид специализации с целью усовершенствования самой технологии производства, ускорения технологических процессов, следствием чего является увеличение прибыли, рентабельности  предприятия.

Также важнейшим элементом специализации является наличие современной техники и технологий, которые обеспечивают налаженную систему производства продукции, соответствующую современным требованиям.




















Литература


1)              Экономика предприятия и отрасли промышленности, А.С Пелиха, 2001 Ростов-на-Дону;

2)              Экономика Предприятия, В.Я. Гофинкель, 2000 Москва;

3)              Экономика предприятия, А.Е. Карлик, 2001 Москва;

4)               Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие, И.И. Мазура. — М.: Высшая школа, 2000 г.;

5)      Экономика предприятия: Экономика предприятия, Е.Л.Кантора.- СПб.: Питер,2002.