Таблица 3. Взаимодействие (общение) учителя и учащихся при объяснении материала

Наблюдаемый параметр (аспект) общения

Влияние на общение

Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя

(выписать А,В,С)

оптимизирует

сдерживает (затрудняет)

сказывается негативно (тормозит)

А

В

С

1

2

3

4

5

Стратегия объяснения

Гибкая, направленная на реализацию намеченных целей, но учитывающая изменения в состоянии и реакциях класса

Недостаточно гибкая или жесткая в соответствии с намеченным планом, но с некоторым учетом состояния класса и его реакций

Жесткая в соответствии с намеченным планом, практически без учета состояния и реакции класса


Владение материалом ориентировка в нем

Полное, свободное

Недостаточное, с некоторыми затруднениями

Очень слабое, крайне недостаточное; существенно затруднена


Отношение учителя к раскрываемому материалу

Искренний интерес; уверенность в значимости и ценности материала

Равнодушное; значимость и ценность материала не демонстрируется

Равнодушное, пренебрежительное; демонстрация никчемности и незначительности материала


1

2

3

4

5

Обращение к классу (прямое или косвенное)

Постоянное, умелое и уместное

Эпизодическое, недостаточное для поддержания контактов с классом

Практически отсутствует (учитель сам по себе, класс сам по себе)


Использование вопросов, реплик, замечаний учащихся, возникающих у них по ходу объяснения материала

Гибкое связанное с их естественным вплетением в ткань материала; умелое обыгрывание вопросов и реплик

Негибкое, используются отдельные реплики, вопросы; обычно не обыгрываются

Игнорирование или неумелое использование вопросов, реплик


Импровизация по ходу объяснения материала

Применения широкого в соответствии с возникающими на уроке ситуациями; осуществляется учителем легко и изящно

Иногда применяется; осуществляется не всегда изящно

Практически не применяется; иногда осуществляется, но очень неумело


Мастерство в подаче материала:





- последовательность, логичность

Четкая, хорошо прослеживается и оптимизирует восприятие и усвоение материала

Не достаточно четкая, не всегда прослеживается: создает затруднения в восприятии и усвоении материала

Практически не прослеживается, материал излагается хаотически


1

2

3

4

5

- аргументированность выдвигаемых положений

Полная, глубокая, нередко не традиционная, неожиданная

Недостаточно полная и глубокая, не всегда убеждающая учащихся

Очень слабая, неубедительная


- формирование образного видения материала

Постоянное, умелое и уместное

Эпизодическое, иногда в зависимости от эмоционального настроя учителя

Практически не прослеживается


- обращение к чувствам учащихся

Постоянное, умелое и уместное



- обращение к личному опыту, знаниям учащихся

Постоянное, умелое и уместное



Владение учителем вдохновением при раскрытии материала

Полное, управляемое, адекватное решаемым задачам

Эпизодическое, стихийное, в соответствии с сегодняшним настроение и желанием

Практически отсутствует; проявляется очень редко и неумело