Таблица 3. Взаимодействие (общение) учителя и учащихся при объяснении материала
Наблюдаемый параметр (аспект) общения |
Влияние на общение |
Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя (выписать А,В,С) |
||
оптимизирует |
сдерживает (затрудняет) |
сказывается негативно (тормозит) |
||
А |
В |
С |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стратегия объяснения |
Гибкая, направленная на реализацию намеченных целей, но учитывающая изменения в состоянии и реакциях класса |
Недостаточно гибкая или жесткая в соответствии с намеченным планом, но с некоторым учетом состояния класса и его реакций |
Жесткая в соответствии с намеченным планом, практически без учета состояния и реакции класса |
|
Владение материалом ориентировка в нем |
Полное, свободное |
Недостаточное, с некоторыми затруднениями |
Очень слабое, крайне недостаточное; существенно затруднена |
|
Отношение учителя к раскрываемому материалу |
Искренний интерес; уверенность в значимости и ценности материала |
Равнодушное; значимость и ценность материала не демонстрируется |
Равнодушное, пренебрежительное; демонстрация никчемности и незначительности материала |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обращение к классу (прямое или косвенное) |
Постоянное, умелое и уместное |
Эпизодическое, недостаточное для поддержания контактов с классом |
Практически отсутствует (учитель сам по себе, класс сам по себе) |
|
Использование вопросов, реплик, замечаний учащихся, возникающих у них по ходу объяснения материала |
Гибкое связанное с их естественным вплетением в ткань материала; умелое обыгрывание вопросов и реплик |
Негибкое, используются отдельные реплики, вопросы; обычно не обыгрываются |
Игнорирование или неумелое использование вопросов, реплик |
|
Импровизация по ходу объяснения материала |
Применения широкого в соответствии с возникающими на уроке ситуациями; осуществляется учителем легко и изящно |
Иногда применяется; осуществляется не всегда изящно |
Практически не применяется; иногда осуществляется, но очень неумело |
|
Мастерство в подаче материала: |
|
|
|
|
- последовательность, логичность |
Четкая, хорошо прослеживается и оптимизирует восприятие и усвоение материала |
Не достаточно четкая, не всегда прослеживается: создает затруднения в восприятии и усвоении материала |
Практически не прослеживается, материал излагается хаотически |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
- аргументированность выдвигаемых положений |
Полная, глубокая, нередко не традиционная, неожиданная |
Недостаточно полная и глубокая, не всегда убеждающая учащихся |
Очень слабая, неубедительная |
|
- формирование образного видения материала |
Постоянное, умелое и уместное |
Эпизодическое, иногда в зависимости от эмоционального настроя учителя |
Практически не прослеживается |
|
- обращение к чувствам учащихся |
Постоянное, умелое и уместное |
|
— |
|
- обращение к личному опыту, знаниям учащихся |
Постоянное, умелое и уместное |
|
— |
|
Владение учителем вдохновением при раскрытии материала |
Полное, управляемое, адекватное решаемым задачам |
Эпизодическое, стихийное, в соответствии с сегодняшним настроение и желанием |
Практически отсутствует; проявляется очень редко и неумело |
|