Таблица 2. Взаимодействие учителя с классом (общие аспекты)
Наблюдаемый параметр (аспект) общения |
Влияние на общение |
Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя (выписать А,В,С) |
||
оптимизирует |
сдерживает (затрудняет) |
сказывается негативно (тормозит) |
||
А |
В |
С |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Установление контакта учителя с учащимися в начале урока |
Возникает быстро, легко, естественно |
Возникает не сразу, требует от учителя определенных учений |
Возникает с трудом, требует от учителя значительных усилий |
|
Стабильность контактов учителя с классом в течение урока |
Постоянны (практически не нарушаются) |
Эпизодически нарушаются (достаточно легко и быстро налаживаются) |
Нарушаются довольно часто, налаживаются с трудом |
|
Поддержание контактов с классом осуществляется на уровне: |
|
|
|
|
- визуальном (зрительном); |
Преимущественно |
Присутствует |
— |
|
- мимическом (изменение мимики); |
— |
— |
— |
|
- вербальном (словесном) |
В минимальной степени |
Преимущественно |
Преобладает над другими |
|
- жестов |
Присутствует |
Присутствует |
— |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Владение классом |
Полное совершенное в течение всего урока |
Недостаточно полное; владение классом нарушается в отдельные моменты урока |
Практически отсутствует; учитель владеет классом эпизодически |
|
Взаимопонимание учителя |
Полное, постоянное |
Не полное, не всегда |
Практически отсутствует |
|
Позиция учителя по отношению к классу |
Вместе с классом: (направленность на взаимодействие с учащимися) |
Над классом: (противопоставление себя учащимся); под влиянием класса (недостаточное владение классом) |
Над классом (отчуждение себя от класса); непонимание класса (не управление классом) |
|
Характер общения учителя с классом |
Ровный, спокойный чаще мягкий |
Неровный, с неожиданными (крайними) переходами (нередко неоправданными), чаще жесткий |
Крайне неровный неспокойный; очень жесткий; очень мягкий |
|
Тон общения учителя с классом |
Естественный искренний, заинтересованный |
Равнодушный, сухой |
Холодный, отстраненный; крайне сухой |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Настрой учителя при общении с классом |
Положительный (естественный, радостный) |
Нейтральный (деловой, официальный) |
Отрицательный (общение рассматривается как тяжкий долг обязанность) |
|
Стратегия взаимодействия учителя с классом |
Гибкая вариативная, учитывает состояние |
Недостаточно гибкая, лишь в определенной мере учитывает состояние класса |
Не гибкая, недостаточно учитывает состояние класса |
|
Реакция учителя на изменение состояния класса |
Быстрая, адекватная |
Недостаточно быстрая, не всегда адекватная |
Фактически, отсутствует, учитель практически не реагирует на изменения состояния класса |
|
Психологический климат урока (как результат взаимодействия учителя и учащихся) |
Эмоционально-радостный |
Равнодушно-спокойный |
Напряженно-грозовой, нервозный |
|
Интенсивность общения учителя с классом |
Оптимальная, определяется конкретной ситуацией |
Выше необходимой (учитель постоянно и нередко неоправданно «дергает» класс) |
Ниже необходимой (учитель не вовлекает класс в достаточной мере в работу) |
|