Таблица 3. Разговор с учащимися
Наблюдаемый параметр (аспект) общения |
Влияние на общение |
Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя (выписать А,В,С) |
||
оптимизирует |
сдерживает (затрудняет) |
сказывается негативно (тормозит) |
||
А |
В |
С |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Наличие цели и плана разговора |
Цель определена, план намечен |
Цель и план определены не очень четко |
Определенности цели и плана нет |
|
Позиция в разговоре |
Рядом с учащимися: старинный друг |
Над учащимися: умудренный жизненным опытом, выговаривает неопытному |
Неопределенная |
|
Настрой перед разговором |
Доброжелательный: искренние намерения разобраться в проблемах учащегося, помочь ему |
Нейтральный или равнодушный: разговор скорее обязанность, неодолимое желание разнести, указать, наказать |
Неопределенный, скорее полное равнодушие: выполнение указаний администрации школы |
|
Место разговора, если его инициатор: - учитель |
Кабинет, классное помещение, лаборантская, нейтральное уютное помещение |
Коридор школы, учительская, столовая |
Кабинет директора, завуча, учительская |
|
- ученик |
Не имеет значения |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Расположение участников разговора |
|
|
|
|
- учитель |
Оба сидят или стоят, учитель не за учительским столом |
Учитель сидит (не за учительским столом), ученик стоит |
Учитель сидит за учительским столом, ученик стоит |
|
- ученик |
Не имеет значения, но лучше если оба на равных: сидят или стоят. |
|
||
Стратегия разговора |
Гибкая; учитель принимает во внимание все его повороты, нюансы, неожиданные ситуации |
Довольно жесткая; жесткая: учитель достаточно твердо реализует намеченные цель и план |
Неопределенное |
|
Управление разговором |
В полной мере обеспечивается учителем, но незаметно для учащегося |
В достаточной мере обеспечивается учителем, но на учащегося оказывается давление, не допускающее отклонений в разговоре |
Неопределенное |
|
Тон учителя в разговоре |
Искренний, заинтересованный |
Безразлично-спокойный, равнодушный; указывающий назидательный, надменный |
Неискренний, неопределенно-вялый, спокойно-равнодушный, безразличный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Эмоциональный фон разговора (со стороны учителя) |
Экспрессивный в соответствии с конкретной ситуацией |
Чрезмерно экспрессивный, с элементами агрессивности |
Практически без экспрессии |
|
Драматичность разговора (связана с нарастанием напряжения и его снижением при разрешении проблемы) |
Прослеживает, отвечает логике и содержанию разговора, сложности рассматриваемых проблем |
Чрезмерная (учитель «перегибает»); не отвечает сложности рассматриваемых проблем |
Практически не прослеживается |
|
Эмпатия со стороны учителя (связана с нарастанием и умением понять состояние и чувства учащегося) |
Учитель стремится вникнуть в состояние учащегося, понять его чувства |
Учитель особенно не стремится вникнуть в состояние учащегося, понять его |
Учителю учащийся не понятен и безразличен, стремление преодолеть непонимание нет. |
|
Инициатива в разговоре |
Свободно переходит от учителя к ученику и обратно |
Постоянно у учителя, который стремится монополизировать и монополизировать разговор |
Обычно хаотический обмен мнениями и высказываниями |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Импровизация по ходу разговора со стороны учителя |
Присутствует; реализует свободно, умело, естественно, тонко |
Присутствует, но не всегда: чаще отсутствует, т.к. жестко реализует намеченный план |
Импровизация на грани хаоса из-за отсутствия и цели и плана разговора, возможно, и намерения его ввести |
|
Достигаемая в разговоре интимность (т.е. достигаемое взаимное соглашение, взаимопонимание) |
Достаточная для достижения целей разговора |
Не достаточная для достижения целей разговора, в основном из-за позиции учителя |
Неопределенна, обычно отсутствует |
|
Визуальный контакт |
Естественный, периодический |
Периодический, по требованию учителя («Смотри мне в глаза») |
Эпизодический, случайный, отсутствует |
|
Юмор в разговоре |
Используется учителем тактично и уместно; принимается юмор учащегося |
Используется, но не всегда уместно, порой граничит с унижением, высмеиванием учащегося; юмор со стороны учащегося обычно не допускается |
Практически отсутствует |
|