Конфликты и пути их разрешения

План.

Введение. 3

Основная часть. 4

1.  Роль конфликтов в деятельности организации. 4

2. Причины конфликтов. 5

3. Типы конфликтов. 7

4. Стадии и фазы протекания конфликта. 9

5. Управление конфликтами. 12

Заключение. 15

Литература. 16

Введение.

      Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в дея­тельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь — процесс решения бесконечного количе­ства конфликтов. Человек не может избежать их. Он мо­жет решить, участвовать в выработке решений или оста­вить это другим».

       Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элемен­тарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства лю­дей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он все­гда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать диском­форт, напряжение, которые могут привести даже к стрес­совым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью уча­стников конфликта.


Основная часть.

1.  Роль конфликтов в деятельности организации.

      Конфликт — это столкновение интересов индивидов и групп в социальном взаимодействии.

      Конфликт в фирме выражается в столкновении и борьбе ее членов за распределение и перераспределение ресурсов, за власть, изменение статуса и   т. п.

      Считается, что конфликты — неотъемлемая часть социальной жизни и взаимодействия людей. С этих позиций конфликт в фирме имеет, прежде всего, функциональную роль, помогающую своевременно обнаружить проблемы в ее деятельности и стимулировать развитие.

      Современный подход к конфликту базируется на следующих предпосылках:

• силовое подавление конфликта ведет к его обострению; •  знание   причин   и   законов   протекания   конфликтов   помогает уменьшать их отрицательные последствия;

• во многих случаях организация и специальное регулирование трудовых отношений позволяет использовать энергию конфликта в созидательных целях.

      Существуют позитивные и негативные функции конфликтов. К позитивным функциям относят:

•  развитие самостоятельности и творчества работников;

•  рост сотрудничества и новаторской деятельности;

•  усиление заинтересованности в делах фирмы;

•  возникновение эффективных организационных построений фирмы;

•  разностороннюю проработку вариантов решения проблемы и т, п.  

      К негативным функциям конфликтов относят:

•  снижение дисциплины работников и производительности труда;

•  увольнение квалифицированных работников;

•  доминирование частных целей над общими;

•  разобщенность действий работников;

•  неэффективное использование ресурсов;

•  придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению проблемы, его вызвавшей, и т. п.

      Однако в целом то, какие функции конфликта — позитивные или негативные — возобладают, зависит от эффективности управления им.


2. Причины конфликтов.

      В зависимости от вызывающих причин конфликты разделяются на: конфликты   целей,    конфликты    обстоятельств,    конфликты    культур, спровоцированные конфликты.

      Конфликты целей. Они вызываются различием целей у членов фирмы или ее подразделений. Это происходит, когда признаваемая в качестве общей для всех цель достигается средствами, ущемляющими интересы какой-либо группы работников. Например, техническое переоснащение с фирмы сопровождается увольнениями работников какого-то подразделения.

      Конфликты обстоятельств. Психологи утверждают, что в оценке людьми результатов их работы действует принцип асимметрии: положительные результаты большинство склонно приписывать себе, а отрицательные - внешним обстоятельствам. В работе подразделения или отдельного работника в качестве обстоятельств, оказывающих существенное влияние на ход работы, являются установленные взаимодействия с партнерами и коллегами, руководителями и подчиненными. Такие взаимодействия не всегда оказываются эффекта иными, а в случае возникающих сложностей очень трудно выявить виновную сторону. На этой почве и возникают конфликты.  Частным, но важным случаем конфликта обстоятельств является ограниченность ресурсов и борьба за право доступа к их использованию.

      Конфликты культур. Культурные различия — это разные уровни образования и воспитания членов организации, а также разница в системе их ценностей. Такие, различая, обнаруживаются, например, когда появляется новый сотрудник (всё равно — рядовой или руководитель), система ценностей которого отличается от установившейся в рабочей группе или подразделении. Важной в случае конфликта культур является ситуация, когда руководство подталкивает подчинённых использовать средства для поддержания трудовой эффективности, которые не могут быть ими приняты по моральным соображениям.

      Спровоцированные конфликты. К такого рода конфликтам относятся прежде всего искажения, возникающие в системе коммуникации фирмы (недостаточность или отсутствие информации), а также плохо сформулированные и обоснованные или распределенные рабочие задания Типичная ситуация спровоцированного конфликта возникает при недостаточности информации о целях реорганизации фирмы или изменениях в оплате труда. «бунтарем») ее норм и правил.

      Межгрупповой конфликт. Таковой развертывается либо между подразделениями фирмы (в этом случае конфликт может называться также внутриорганизационным), либо между группами ее работников на основе различий их членства в ней (конфликты между администрацией и наемными работниками, между собственниками и менеджментом и т. п.).


3. Типы конфликтов.

      Существуют разные классификации конфликтов. Типы конфликтов выделяют по разным основаниям. Например:

•     по уровню их развертывания: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт;

•     по степени выраженности: конфликты открытый, скрытый, потенциальный;

•     по направленности: конфликты вертикальный и горизонтальный;

•      по способам разрешения: антагонистический, компромиссный и другие.

      Все классификации конфликтов в определенной мере условны, и на практике в любом конфликте присутствуют признаки той или иной классификации. Тем не менее, знание характеристик, на которых основываются различные классификации конфликтов, важны для понимания их природы и способов урегулирования.

      Наиболее важной является классификаций конфликтов — по уровню их развертывания.

      Здесь различают следующие типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

      Внутриличностный конфликт. Данный тип возникает в результате несоответствия поставленных перед работником задач внутренним мотивам его поведения. Он может проявляться в период адаптации работника к новой работе или при организационных переменах.

      Межличностный конфликт. Данный тип возникает между работниками фирмы либо из-за несовместимости их целей и намерений, либо на основе культурных различий (в ценностях, знаниях, опыте).

      Конфликт между личностью и группой. К такому типу приводит неприятие кем-либо из членов рабочей группы (новичком, новатором или «бунтарем») ее норм и правил.

      Межгрупповой конфликт. Таковой развертывается либо между подразделениями фирмы (в этом случае конфликт может называться также внутриорганизационным), либо между группами ее работников на основе различий их членства в ней (конфликты между администрацией и наемными работниками, между собственниками и менеджментом и т. п.).





























4. Стадии и фазы протекания конфликта.


      Для регулирования конфликта важно знать процессуальную сторону его протекания. В протекании конфликта различают четыре стадии, каждая из которых имеет свои фазы (см.1).


Рис. 1 Стадии и фазы конфликта.

      1. Предконфликтная стадия представлена двумя фазами —             депривации и напряженности.

      Депривация — это состояние неудовлетворенности, вызванное несоответствием между ожидаемым и полученным объемом благ. Важной характеристикой в определении состояния депривации является уровень притязаний, под которым понимается представление человека о том, на какой объем благ он может рассчитывать.

      Социальная напряженность — это специфическая ситуация оценки событий участниками конфликта, которая характеризуется эмоциональной возбудимостью и нарушением или ослаблением привычных регуляторов поведения. Для фазы напряженности характерно крайне   субъективное   и   искаженное   восприятие   окружающей   среды сторонами конфликта.

      2. Конфликтная стадия. Ее фазы развертываются в такой последовательности:

•       начало — с инцидента или повода, вызывающего реакцию конфликтующих сторон;

•       участники конфликта «осознают» противника и свои с ним противоречия;

• участники конфликта формулируют цели борьбы, проводя оценку и мобилизацию ресурсов;

• участники конфликта предпринимают открытые действия по достижению своих целей и блокированию таковых у противника (в данной фазе конфликт становится открытым и его дальнейшее развитие во многом определяется внешней средой, прежде всего — позицией руководства фирмы).

      Фаза открытых действий более реалистично, чем предшествующие, открывает противникам цели, намерения и возможности друг друга. Это, в свою очередь, определяет важный перелом: участники конфликта проводят переоценку мотивов, целей, ресурсов как своих, так и противника.

      На основе такси переоценки стороны делают выбор дальнейшей стратегии поведения:

•   обострение борьбы «до победы;

•   смягчение форм борьбы;

•   поиск способов разрешения конфликта.

      3. Стадия разрешения конфликта наступает в том случае, если его участники выбирают третью стратегию поведения — поиск способов разрешения конфликта (диалог, переговоры с участием посредника и т.т.). Полное разрешение конфликта происходит через изменение, как объективной его ситуации, так и субъективной перестройки противников. Это превращает враждебные отношения сторон в партнерские. Частичное разрешение конфликта изменяет только внешнее поведение при сохранение внутренних побудительных установок к продолжению борьбы.

      4. Послеконфликтная стадия определяется как избранным способом разрешения данного конфликта, так и общей фирменной стратегией управления конфликтами. Если конфликт был подавлен силовыми методами, вполне вероятно его воспроизведение через некоторое время. В этом: случае его не следует оценивать как завершенный. Действительное разрешение конфликта означает, что целенаправленными действиями руководства фирмы окончательно устраняются противоречия интересов и целей конфликтующих сторон и их отношения становятся уважительными, продуктивными.






5. Управление конфликтами.

      Управление конфликтами предполагает устранение причин, лежащих в основе конфликта, и организацию взаимодействия конфликтующих сторон. Решениями конфликтных ситуаций в организации занимается менеджер. Главной задачей, которого является решение возникающих проблем на ранних стадиях противоречий, не допуская эскалации конфликта. Когда же к проблемам примешиваются еще и эмоции, людям трудно сохранять объективность, что мешает разработке взвешенного решения устраивающего все заинтересованные стороны. Что же в основном мешает решать проблемы в конфликте:

·       каждый   участник   конфликта   уверен,   что   другая   сторона обладает всем ассортиментом личных недостатков;

·       кажется,   что  подходы  противников  в   споре  настолько   не совместимы, а проблема столь сложна, что найти выход невозможно;

·       в конфликте обычно полагают, что лишь одна сторона права;

       Из предлагаемых специалистами методов управления конфликтами наиболее    известными    являются    две    категории:    структурные    и межличностные методы.

      Структурные методы разрешения конфликтов. К ним относятся:

·                            разъяснение работникам и подразделениям требований к работе (полномочий и ответственности, ожидаемых результатов, процедур и правил);

·                         координация и интеграция действий конфликтующих сторон;

·                             формирование комплексных целей, позволяющих объединить и скоординировать цели участников конфликта;

·                         изменение системы вознаграждения.

      Межличностные методы разрешения конфликтов. Различение этих методов основывается на особенностях поведения конфликтующих сторон. Предполагается, что в поведении участников конфликта наличествуют характеристики высокой или низкой степени внимания к собственным   интересам   и   к   интересам   других,   сочетание   которых позволяет выделить пять типичных стилей разрешения конфликтов:

принуждение, решение проблемы, уклонение; сглаживание, компромисс, которые графически представлены на рис. 2

      1. Принуждение. Для этого стиля характерна высокая степень внимания к своим интересам и низкая — к интересам других. Он ориентирован на подавление конфликта, применение власти и принуждения. Конфликт заканчивается выигрышем одной стороны и проигрышем другой. Подобная ситуация возможна только при явном властном преимуществе одной из сторон.

      2.  Решение проблемы. Этот стиль характеризуется большим вниманием, как к своим интересам, так и к интересам другой стороны, предполагает обмен мнениями и поиск устраивающего всех решения. Стиль признается наиболее продуктивным, так как заканчивается выигрышем обеих сторон и их переходом к взаимопониманию и сотрудничеству,

      3. Уклонение. Этот стиль характеризуется низкой степенью внимания, как к своим интересам, так и интересам другой стороны и предполагает уход от обсуждения проблемы. Он является наименее продуктивным, так как не решает проблемы, вызвавшей конфликт. В результате в проигрыше оказываются обе стороны.

       4. Сглаживание. Стиль основывается на высокой степени внимания к интересам другой стороны и низкой — к собственным интересам. У него имеется много оправданий: «не выносить сор из избы», «плохой мир лучше доброй ссоры» и т. п. Результатом становится отказ от решения проблемы, блокирование развития «тихим омутом» и, следовательно, «проигрыш» обеих сторон.

      5. Компромисс. Способность к компромиссу (поиски решения проблемы взаимными уступками) сама по себе — ценное свойство человеческих взаимоотношений. Но специалисты предупреждают, что установление компромисса на ранних стадиях конфликта не выявляет действительных проблем и может быть неконструктивным.

Заключение.

 

      И так, социальные конфликты всё более становятся нормой социальных отношений. Пока развивается общество в нашей жизни, неизбежны конфликты в разных сферах нашей деятельности (на работе, дома и т.д.).                                                   

      Для этого нам необходимо научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками для общества. 

Литература.

1.    В.Вахрушев. Принципы Японского управления. – М.: ФОБЗ, 1992.


2.    Дж.М. Иванцевич, А.А. Лобанов. Человеческие ресурсы управления / Пер. с англ. – М.: Дело, 1993.


3.    М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы Менеджемента. – М.: Дело, 1992. – 702 с.


4.     Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриенко. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 326с.






















           





Всероссийский заочный финансово- экономический институт

Факультет   учетно-статистический_______ _       

Специальность   бух. Учет, анализ и аудит__ группа                             

                                                                               Личное дело №    _04УБД721034____

Контрольная

                                ----------------работа №------------------

Курсовая

по___           деловое общение____________________________

 (наименование дисциплины)

на тему_             конфликты и пути их разрешения                                              

(полное наименование темы или номер варианта)

Студента                                                                         курса__

(Ф.И. О. полностью)    

Дата отправки работы                           Место работы и

в филиал                                                   анимаемая

Дата регистрации работы                      должность

Филиалом   ____________                                     __________

Деканатом______________                                       ________