Таблица 1. Реплики и высказывания учителя на уроках, их функции
Функции реплик и высказываний |
Влияние на процесс общения |
Примеры реплик и высказываний |
Контакта |
Оптимизирующее |
Давайте подумаем... Попробуем порассуждать... Попытаемся обсудить... Нужно подумать... |
Стимулирующие высказывания учащихся; регулирующие их мыслительную активность (одобрение, ободрение). |
Оптимизирующее |
Вы на верном пути... Очень интересная мысль (идея)... В этом что-то есть... Очень точно сказано... Совсем неожиданно... Это стоило бы развернуть... Верно, хотелось бы конкретизации... Вы с этим согласны? Ваше представление иное? Отлично! Удивительно придумано. |
Отражающие позицию учителя по отношению к учащемуся: |
|
|
- симпатия, озабоченность |
Оптимизирующее |
Попытайтесь еще раз. Соберись. сосредоточься. Есть время подумать. Надо внимательно посмотреть. |
- безразличное |
Нейтральное, тормозящее |
Ну что, ничего не сделал? Так и думала. Этого следовало ожидать. |
- неприязнь, раздражение |
Тормозящее |
Опять безобразное оформление! Ты опять не понял! Сколько раз тебе можно повторять! Ты скоро кончишь возиться? |
Прямые требования |
Нейтральное, тормозящее |
Смотри сюда! Что ты делаешь? Сотри! Сокращай! Пиши! |
Реплики дисциплинарного характера |
|
Разговор! Тише! Убери пальцы! Не смотри в окно! Чем ты там занят? Смотри на меня! Сядь прямо! |
Прямые критические |
|
Ничего не знаешь! И откуда ты такой взялся!? Кошмарный ученик! Ужас! |
Негативные оценки-суждения |
|
Ужасный класс! Что с вами делать, как работать? Как с вами разговаривать? Все очень плохо. Не хочу иметь с вами дела. |
Высказывания – повторы: |
|
|
- направляющие формулировки учащихся |
Оптимальное, нейтральное |
|
- повторяющиеся высказывания учащихся |
Нейтральное, тормозящее |
|
Высказывания и реплики, связанные с вмешательством в речь учащегося: |
|
|
- стимулирующее |
Оптимальное, нейтральное |
Еще примеры. Прокомментируй положение. |
- комментирующее |
Нейтральное, тормозящее |
|