Содержание



                Введение


1.                  Методические аспекты организации психологической коррекции (понятие и подходы)


2.                  Виды отклонений в развитии детей и подростков и диагностико-коррекционная работа психолога


3.                  Методы психокоррекции


Заключение


                Список использованной литературы 

                        Введение

Психологическая коррекция как направление практической психологии тесно связано с клинической психотерапией и педагогической практикой. Это важно учитывать при установлении диагноза отклонения в ребенке или взрослом человеке  и при выборе методов коррекции.

Как известно, в раннем детстве закладываются не только основы характера, но и его дефекты. Родители часто упускают из виду это существенное обстоятельство в поведении исключительного по характеру ребенка: одни – по незнанию и своей неопытности в деле воспитания, другие – в силу родительского пристрастия или наоборот, грубого и жесткого отношения к нему, наконец, третья категория родителей создает в ребенке трудный характер вследствие глубокого безразличия к формированию его личности.

В данной работе будут представлены концепции В.П. Кащенко, А.Е.Личко, А.А.Бодалева и других в области психодиагностики и психокоррекции.













          1. Методические аспекты организации психологической         коррекции (понятие и подходы)

Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению (корректирование) тех особенностей психического развития, которое по принятой истине критериев не соответствует некой «оптимальной» модели.

Методы психологической коррекции многообразны и выбор их зависит от того, какова проблема, к какой психологической школе принадлежит психолог, какого подхода он придерживается.

1.     Поведенческий подход. В рамках этого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма. Психологическая коррекция связывается с необходимостью формирования оптимальных поведенческим навыкам. При этом используются методы, условно относящиеся к трем основным группам.

     Методы контробуславливания предполагают разрыв установившейся нежелательной связи между условным раздражителем и реакцией или замена этой реакции новой.

      Оперативные методы базируются на принципах, обоснованных Б. Скипнером. В основе этих методов лежит система наград, которые получает клиент за те действия, которые практикующий психолог считает желательными.

    К третьей группе относятся те метода, которые опираются на взгляды социобихевиористов, согласно которым человек получается через наблюдение. Например, если ребенок боится самостоятельно включать газовую плиту, то мать может продемонстрировать сое бесстрашие перед стихией огня.   

2.     Деятельный подход предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого подвергающийся коррекуии человек овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществить контроль и управление внутренней и внешней  активностью.

3.     Когнитивистский подход. Он основывается на теории «личностных конструктов» Дж.Келли, который высказал предположение о том, что главным является то, какими средствами располагает человек для описания мира, для прогнозирования будущих событий. Сюда могут быть отнесены различные методы нейро - –ингвистического подхода, основанного на изменении поведения путем использования различных систем представления информации у человека. Этот подход претендует на роль мета системы в современной психотерапии.

4.     Психоаналитический подход. Общая направленность психокоррекции – помочь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений. Конкретные методы психоаналитической работы варьируются в зависимости от конкретного направления. Так, для З. Фреда основным был катарсический метод (катарсис, т.е. «очищение»), который связывался с тем, что человек заново переживает травматические события детства и может отреагировать на те чувства, которые подавлялись. Для К.- Г. Юнга основным был метод, «активного воображения». Для К.Хорни ведущим являлся метод совместного с клиентом анализа жизненного пути (без глубокой проработки эмоциональных проблем) и определения реалистических целей. Для «трансактного анализа» (Э.Берн) цель терапии – освободить человека от тех зависимостей, которые обретены им в детстве и направляют его в качестве своеобразных предписаний, заставляя «играть в игры» (т.е. вести себя во взаимодействиях с другими так, чтобы извлекать определенные психологические выгоды, подкрепляя позиции «Ребенка» и «Родителя». В результате возникает интеграция «это – состояний» - «Ребенка», «Родителя» и Взрослого» – за счет ориентации на последнего).

5.     Экзистсыциально – гуманистический подход.

    В рамках этого подхода (А.Маслоу, К.Роджера) подчеркивается важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свой жизненный путь, за свой жизненный сценарий.

6.     Психодрама (Я.Морене). При этом подходе участника группы моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни или сновидениях. Сам рассказчик может быть  и актером, и зрителем. Важным условием является доброжелательность группы, спонтанность поведения и импровизация.

Проживая  важные ситуации человек, по новому осознает проблемы, поведение, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений к самореализации. Большое значение имеет катарсис, возникающий при реагировании на внутренние конфликты, выявляющиеся  в ходе психодрмы. Элементы психодрамы широко используются в других направлениях психотерапии.

7.     Телесно-ориентированный подход не является единой теоретической платформой. Основателем этого подхода является Вильгем Райх. Согласно представлениям Райха, сдерживание энергии приводит к образованию так называемого «мышечного панцыря». Так как душа и тело едины, то можно, «распуская панцырь», помогать человеку в высвобождении энергии и, тем самым, облегчать душевные страдания людей. Основные приемы при этом связаны с массажем и дыханием, а так же двигательными и голосовыми упражнениями различного типа. Продолжателем идей В.Райха явился Александр Лоуэн, по мнению которого, основная цель терапии – возвращение человека к его « первичной природе», т.е. к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению тела в жизнь.

8.     Психосинтез как направление психокоррекционной практики связан с именем Роберта , который начинал свою работу в Италии как психооналитик. Различие психоанализа и психосинтеза состоит в том, что в рамках концептуальных построений психосинтеза выделяются семь составляющих в структуре личности:

-         низкие бессознательные (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания);

-         средние бессознательные (мысли, чувства, которые легко могут осознаться, аналог фрейдовского предсознательного);

-         высшее бессознательное, или сверхсознание ( высшие чувства и способности – интуиция, вдохновение);

-         поле сознания – анализируемые мысли, чувства, побуждения;

-         сознательная  самость – Я – точка ясного осознавания;

-         высшая самость - своего рода «внутренний бог»;

-         важную роль в психосинтезе играет понятие субличностей – как бы независимых личностей внутри нас.

    В процессе психокоррекционных процедур человек узнает о различных составляющих своей личности, научается отличать их от самого себя при помощи специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания до всего объема бессознательного и постепенного открытия своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интетрацию вокруг нового центра.

       9.Транспергональный подход. Ведущий теоретик этого направления Станислав Гроф, признает «значимость духовного и космического  измерений и возможностей для эволюции сознания» и готовности для практического психолога последовать за клиентом в новые сферы опита. Сам Гроф отмечал связь своих представлений с концепциями К. – Г. Юнга, Р.Ассаджоли, А. Маслоу.

9.     Гештальттерапия. Это направление исходит из идеи о том, что причиной различных психологических отклонений (в первую очередь, неврозов) является незавершенность некоторых психических образований (гештальтов). При этом цель психокоррекции – завершить гештальты. Этот подход имеет много заимствований по методам из других направлений.


2. Виды отклонений в развитии детей и подростков и диагностико-коррекционная работа психолога


Между нормальным типом поведения, нормальным характером и патологическим характером, отмеченным явно болезненными чертами вроде безволия, без мерной активности, чрезмерного увеличения аффектов, гнева и страха, резко выраженной внушаемости, навязчивых мыслей и действий и т.п., располагается неизмеримое количество переходных ступеней от здорового к больному характеру. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между нормальным и трудным характером, характером с ненормальными уклонами, дефектами, иначе говоря, между естественными проявлениями характера и патологическими (болезненными) его чертами.

На этом основании довольно затруднительно дать правильную оценку, например, припадкам гнева, которые относительно часто встречаются среди детей. Подобные припадки нередко наблюдаются также у вполне нормальных детей, которые будучи маленькими деспотами, понимают, что этим способом они могут заставить сделать по-своему.

Гнев у нервно - психопатичных детей также проявляется в виде припадков, которые весьма трудно отличить от тех, что бывают у нормальных детей. И только опытному глазу специалиста удается отметить разницу и установить, что у детей нервных и психопатов вспышка гнева наступает неожиданно, без всякого видимого повода, как «молния на светлом небе»; ему нетрудно будет обнаружить, что мотивы подобных припадков у этих детей недостаточны и не могут быть их основанием. Но все же резкую границу между нормальной вспышкой гнева и гневом как психопатологическим симптомом (признаком) провести нельзя.

Известно, что первый период детства характеризуется чрезвычайно телесно-психической подвижностью. Поэтому в каждом отдельном случае трудно определить, нужно ли эту подвижность  считать болезненным явлением и даже нервно – психопатическим симптомом, или она представляет выражение естественной особенности ребенка.

Другие аффекты, то есть внезапные сильные кратковременные проявления чувств, также свойственны и совершенно нормальным, и патологическим детским характерам; переход от физиологического выражения до невменяемых взрывов чувств имеет много ступеней.

Отличить нормальный характер от болезненно – извращенного бывает затруднительно еще и потому, что мы до сих пор не имеем научного определения так называемой нормы личности. Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятно человеческой нормы, за нормальное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее также не будет постоянным явлением, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи. Некоторые психиатры поэтому не делают различия между психопатами и нормальными людьми с психопатическими чертами. Фактически  между нормальными и психически больными существует  столько же градаций, сколько людей вообще.

Однако все же есть существенное различие между нормальными и ненормальными людьми. Оно  состоит в том, что психические черты у нормального  ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает соответствующее усилие. Психопаты и нервные дети не могут этого сделать, так как не в состоянии достаточно проявить волевого усилия. Нормальные поддаются обычным способам коррекции и воспитанию, они видят, как ведут себя взрослые или их сверстники; стремление достичь чего-либо приводит их само собой к известному уровню социального приспособления. У детей исключительных в отношении характера большую роль играет не только слабая, заторможенная восприимчивость к воспитанию, но и многие другие факторы, лежащие внутри их самих, в силу чего они не могут поступать иначе. Они странны, они иные, чем другие дети, они невропаты или психопаты вследствие ненормальности, главным образом их активно-волевого усилия и чувств (эмоциональных реакций).

Когда психиатр называет ребенка психостеником или истериком, то он в сущности определяет не болезнь ребенка, а его характер (Поль Дюбун). Другими словами, мы в данном случает отмечаем поражение не одной какой-либо определенной части организма, не одного определенного органа, - все поведение ребенка в целом обнаруживает те или иные ненормальности. Изложить дефекты детского и юношеского характера – это значит описать симптомы истерических, психастенических, неврастенических и патологических характеров, иначе называемых психопатическими конституциями. Здесь описываются проявления тех ненормальных характеров, которые распространены и сильно дают о себе знать в семье, школе и медико - педагогических учреждениях.

В.П. Кащенко выделяет следующие недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные:

1.     Неустойчивость, противоречивость;

2.     Повышенная возбудимость аффектов;

3.     Сильная острота симпатий и антипатий к людям;

4.     Импульсивность поступков;

5.     Исступленный гнев;

6.     Пугливость и болезненные страхи (фобии);

7.     Пессимизм и чрезмерная веселость.

8.     Равнодушие, безучастность,

9.     Нечистоплотность, педантизм;

10.                 Страстное чтение.

Этот же специалист в области психокоррекции выделяет еще план недостатков характера, обусловленных преимущественно активно-волевыми моментами:

1.     Болезненно выраженная активность;

2.     Интенсивная болтливость;

3.     Постоянная жажда наслаждений;

4.     Отсутствие определенной цели;

5.     Безудержность;

6.     Бесцельная ложь;

7.     Мучительство животных;

8.     Бессмысленное воровство;

9.     Рассеянность;

10.                  Злорадство и издевательство над окружающими людьми;

11.                  Негативизм;

12.                  Деспотизм;

13.                  Чрезмерная нерадивость;

14.                  Замкнутость;

15.                  Бродяжничество;

В число необходимых коррекционных методов В.П. Кащенко включает следующие:

1.     Коррекция активно- волевых дефектов;

2.     Коррекция страхов;

3.     Метод игнорирования;

4.     Метод культуры здорового смеха;

5.     Коррекция рассеянности;

6.     Коррекция застенчивости;

7.     Коррекция навязчивых мыслей и действий;

8.     Коррекция бродяжничество.

Обратимся к описанию проблем диагностики аномалий и их коррекции в области подросткового возраста. Важный вклад в данную проблему внес российский психиатр А.Е. Личко. Для него характерно введение в характеристику психонарушений у подростков пограничных (промежуточных) состояний между нормой и патологией, названных им «акцентуацией характера».  Ведущей проблемой для Личко является следующая: как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы.

При акцентуациях характера его особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное – особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических факторов во время  пуубертатного периода, либо чаще под  влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере.

Каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого своя ахиллесова пята. Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для характера гигипертимного – изоляция от сверстников, вынужденное безделье при строго размеренном режиме, для характера шизоидного – необходимость быстро установить с окружением глубокие неформальные эмоциональные контакты. Если же психическая травма, даже тяжелая, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, не задевет этой ахиллесовой пяти, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существенно социальной адаптации. Наоборот, при акцентуациях характера в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступать даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный -–обстановку, требующую повышенной активности, ежеминутной находчивости, даже изворотливости.

Таким образом, А.Е. Личко выводит следующие определение данного понятия:

«Акцентуация характера – это крайние варианты его норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже  повышенной устойчивости к другим».

Далее А.Е.Личко выделяет следующие основные типы акцентуации характера:

1.     гипертимный тип;

2.     циклоидный;

3.     лабильный;

4.     астено-невротический;

5.     инситивный;

6.     психастенический;

7.     шизоидный;

8.     эпилептоидный;

9.     астероидный;

10.                 неустойчивый;

11.                 конформный.

К задачи коррекционной практики психолога обычно входят все те меры, которые делают поведение ребенка нормальным и выправляют его в социальном отношении. Такие коррекционные меры могут быть социальными, педагогическими, психоневрологическими, физического оздоровления или же могут представлять их комбинацию. В большинстве случаев требуется воздействие на таких детей и подростков при помощи двух или более упомянутых мероприятий.

Таким образом, психокоррекций способствует формированию характера, а уже их этого вытекает как следствие, что каждый человек, если захочет, может более или менее глубоко изменить свое поведение, свой характер, свою личность.


4.                  Методы психокоррекции

Современная психология различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях ттребуется оказание на просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания, то человек обращается к врачу. Однако во многих случаях требуется психотерапевтическая помощь немедленного характера. Как пишут А.А.Бодалов и В.В. Столин, такая помощь «отличается от медицинской в двух существенных аспектах»:

1.      природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2.      обращающийся за помощью и объективно не является и субъективно не признает себя больным.

В таких случаях, в какой бы форме ни осуществлялась психологическая помощь, она обладает общей характеристикой – индивидуализированностью своей направленности – и базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникновения требуются специальные психодиагностические методы, о которых мы писали выше. Однако психодиагностика сама по себе бессмысленна, ее данные необходимы для того, чтобы дать возможность психологу определить программу дальнейшей работы с клиентом или с ребенком для создания оптимальных условий жизни или развития ребенка. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога.

В настоящее время психокоррекционные методы – это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей. Охарактеризуем основные направления психокоррекционной работы.

Одним из наиболее сильных по воздействию является групповой тренинг, или использование психокоррекционных групп.

Психокоррекционными обычно называют группы, представляющие собой небольшие временные объединения людей, как правило, имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия.

Можно выделить несколько процессов, наиболее характерных для психокоррекционных групп:

1.     облегчение выражения эмоций;

2.     порождение ощущения принадлежности к группе;

3.     самораскрытие;

4.     апробация новых видов поведения;

5.     санкционированная групповая реализации межличностных сравнений;

6.     разделение ответственности с назначенным лидером за руководство группой.

  Среди психокоррекционных групп выделяют группы организационного развития (или решения проблем), группы подготовки руководителей и обучения межличностным отношениям, группы личностного роста и терапевтические. В практике работы цели и задачи таких групп, конечно, пересекаются.

Психокоррекция должна быть направлена на оптимизацию всей системы отношений личности. Можно выделить несколько этапов психокоррекционной работы:

1.     Рационализация задачи. В процессе лекции или беседы разъясняются определенные особенности или отношения личности, которые необходимы для ее оптимального функционирования.

2.     Консультация с психологом. На основе предварительного обследования клиенту дается информация о его индивидуальных особенностях, рассматриваются наиболее вероятные  для него проблемы, предлагаются рациональные способы их разрешения.

3.     Психотренировка. Этот этап включает подбор и отработку специальных упражнений ау тренинга, предназначенных для повышения самоконтроля и само регуляции в сферах жизнедеятельности, вызывающих различные затруднения у пациента.

4.     Социально-психологический тренинг. На этом этапе формируется адекватный стиль поведения в сложных ситуациях межличностного взаимодействия.

5.     Реализация долгосрочных программ коррекции. При этом разрабатываются и реализуются системы коррекционных мероприятий и рекомендаций психолого-педагогического характера, позволяющих целенаправленно формировать необходимые составляющие личности.

 


















                        Заключение


Психологическая коррекция, как очевидно, ставит себе довольно широкие задачи: с одной стороны сюда входит предупреждение, с другой – лечение и, наконец, с третьей – перевоспитание разнообразных недостатков характера и интеллекта. Так, данная область практической психологии чаще всего предполагает активное использование как педагогических средств с одной стороны, так и лечебно-профилактических и психотерапевтических методов с другой.

Поэтому путь психологической коррекции нужно рассматривать как комплекс мероприятий в отношении как отдельной личности, так и в адрес специально выделенной группы для исправления дефектов личности.

Пожалуй, самым важным моментом, на который мы обращаем внимание в данной работе, это тот факт, что практический психолог работает хотя и крайними, но все-таки вариантами нормы. Поэтому такие дефекты и отклонения, акцентуации характера не могут быть психиатрическим диагнозом, а остаются в рамках практической психологии.













        Список используемой литературы


1.     Абрамов Г.С. Введение в практическую психологию. М. 1994г.

2.     Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. И.1999г.

3.     Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов –на- Дону. 1997г.

4.     Кащенко В.П. педагогическая коррекция. М. 1992г.

5.     Общие психология: курс лекций. Сост. Е.И.Роговю М., 1999г.

6.     Семья в психологической консультации по ред. А.А. Бодалова, В.В. Столина. М., 1989г.

7.     Рабочая книга школьного психолога под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991г.