Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт










Контрольная работа по предмету:


Экономика организаций



Вариант: 1


Качество как фактор

конкурентоспособности предприятия








2ВО (вечернее)

Фак-т: финансово-кредитный

Выполнила:

Проверил:

Овчаренко Я.Э.







Калуга 2008

Содержание

Введение. 3

1. Понятие и содержание конкурентоспособности организации. 4

2.Качество продукции как важнейший фактор повышения конкурентоспособности. 5

Заключение. 8

Список использованной литературы.. 9

ЗАДАЧА.. 10




Введение

Обеспечение конкурентоспособности любого предприятия в условиях рыночной экономики невозможно без постоянного совершенствования его деятельности, направленной на повышение и обеспечение качества выпускаемой продукции. Обеспечение качества является комплексной проблемой, которая должна решаться на уровне всего предприятия и персонала, что соответственно требует системного подхода к ее решению. Организационные основы формирования такого механизма заложены в международных стандартах (МС) ИСО серии 9000, определяющих требования к системам менеджмента качества на предприятиях.

Качество - важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции и организации в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то те­перь качество становится главным фактором завоевания между­народных рынков.

Повышение конкурентоспособности предприятий России и стремление выхода на международные рынки сопровождается повышением заинтересованности к внедрению систем менеджмента качества (СМК) на базе международных стандартов ISO серии 9001:2000. Особенностью этих стандартов является их универсальность и применимость, как для больших, так и для малых организаций различных направлений деятельности. Внедрение СМК позволяет предприятиям получать тендерные преимущества, совершенствовать систему менеджмента, развивать атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы.

В современных рыночных отношениях международным стандартам системы менеджмента качества ИСО серии 9001 принадлежит особая роль. За время, прошедшее с момента публикации первых версий этих стандартов в 1987 г., они стали эталонами организации работы по качеству на предприятиях разных отраслей, средством укрепления доверия со стороны партнеров и повышения конкурентоспособности.

Система качества – это, с одной стороны, определенный способ организации де­ла на предприятии, гарантирующий поставку потребителю про­дукции и услуг требуемого качества. С другой стороны – это способ существования организации, в которой одним из важнейших аспектов является забота о качестве.

В настоящее время, учитывая относительно стабильный рост экономики, начало создания рыночных отношений и ожидаемое вступление России в ВТО (Всемирную торговую организацию), применение современных систем менеджмента позволит отечественным предприятиям противостоять в конкурентной борьбе и обеспечить высокую результативность деятельности.

1. Понятие и содержание конкурентоспособности организации.

Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации.

Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации.

Под конкурентоспособностью предприятия понимают способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный потенциал.

Конкурентоспособность предприятия определяется действием ком­плекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности. К факторам внешней среды могут быть отнесены:

•      конкурентоспособность отрасли;

•      конкурентоспособность региона (территории);

•      конкурентоспособность страны расположения предприятия;

•      организация входных материальных, финансовых и информационных потоков предприятия;

•      факторы,   определяющие   конкурентный   рынок   (состояние   и структура рынка, емкость рынка, требования потребителя к продукции, условия предложения товаров на рынке, уровень развития конкуренции).

Конкурентоспособность фирмы на товарном рынке проявляется через ее имидж, то есть представление покупателей (потребителей) об этой фирме, основанное на ее деловой репутации в качестве производителя и поставщика. Соответственно, имидж фирмы оказывает влияние на конкурентоспособность товаров в процессе их реализации.



2.Качество продукции как важнейший фактор повышения конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уров­ню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребите­ля. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требо­ваний конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспече­ния эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.

Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продук­ции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатаци­онные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду.

В последние годы все большее значение приобретают и такие свой­ства и характеристики продукции, как экологические, эргономиче­ские, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и осно­вываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргоно­мические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, ток­сичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигура­ции человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.

При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в стра­нах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при плани­ровании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или при­нятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспе­чивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.

Важным критерием определения качества изделия и соответствен­но его конкурентоспособности является обеспечение патентной чис­тоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечи­вается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчика­ми предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у дру­гих фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного согла­шения, позволяющего производить продукцию по данной технологии,  предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, — в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и слу­жит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.

Качество товара его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или не успех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.

Исходя из того, что конкурентоспособность продукции, товара, оп­ределяется ее способностью выдерживать конкуренцию, составляющие элементы конкурентоспособности непосредственно вытекают из методов конкуренции: ценовых и неценовых.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низ­ким ценам, чем конкуренты. Она имеет многоцелевое назначение: низкая цена может служить инструментом проникновения на новые рынки; низкая цена используется фирмой как барьер против выхода на рынок конкурентов; в ряде случаев фирмы проводят снижение цен как ответ на действия конкурентов. Ценовая конкуренция направлена на повышение конкурентоспособности товара на рынке, то есть цена выступает составляющим  элементом  конкурентоспособности товара. Причем, следует отметить, что покупателя интересуют полные за­траты на приобретение и эксплуатацию данного изде­лия.

Неценовая конкуренция базируется на отличительных особенно­стях товаров по сравнению с конкурентами. Эти отличительные особен­ности могут быть связаны непосредственно с качеством самой продукции; с конкурентоспособностью предложения; с фирмой-производителем данного товара; с конкурентными преимуществами отрасли (конку­рентоспособность отрасли); с конкурентными преимуществами региона, территории и даже со стра­ной, в которой изготовлен данный товар (конкурентоспособностью страны).

В условиях конкуренции качество продукции должно исследовать­ся, прежде всего, с точки зрения обеспечения конкурентоспособности продукции, и в этой связи производителя должны интересовать, прежде всего, те свойства продукции и уровень параметров, их определяющий, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовле­творение его потребностей.





Заключение

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания,  поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы веду­щих фирм мира.

Список использованной литературы

1.             Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник Высшая школа М.: ИНФРА-М 2002.

2.             Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: учеб. пособие – 4-е изд., М.: Омега-Л, 2007

3.             Ланцов В.А., Песоцкая Е.В., Чикишева Н.М. Стратегический анализ.- СПб.: «Литера Плюс», 2001

4.             Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. Мыслители, которые изменили мир менеджмента. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.

5.             Аверин М.В. Обязательная сертификация в России за два года. Что изменилось? // Сертификация.- 2004.

6.             Версан В.Г. Интеграция управления качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития.// Сертификация.- 2002.

7.             Круглов М.Г. «Менеджмент систем качества» 1997.

8.             Воскобойников В. Новые подходы к управлению качеством продукции.// Экономика и жизнь.- 2000

9.             Галеев В.И., Варгина М.К. Управление качеством :проблемы, перспективы. // Сертификация.- 2004

10.         Гличев А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции. // Стандарты и качество.- 2003

11.         Довбня А.А. , Поединщиков И.И. Оценка эффективности менеджмента в реализации цели политики в области качества.// Стандарты и качество.- 2004

12.         Фатхутдинов Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности. //Стандарты и качество.- 2000

13.         Чайка И.И. Конкурентоспособное качество отечественной продукции - ключевая проблема выхода России из экономического кризиса. //Стандарты и качество.- 2004

14.         Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М., 2003.

ЗАДАЧА

УСЛОВИЕ:

Предприятие в первом году производило и реализовало продукцию А 12тыс. шт. по цене 550 руб.; продукцию Б – 23 тыс. шт. по цене 330 руб.

Стоимость основного фонда на конец первого года составила 10,5 млн. руб.

Остатки оборотных средств за первый год составили 350 тыс. руб.

Трудоемкость продукции А 2 чел/часа

Трудоемкость продукции Б 4 чел/часа

Среднемесячная зарплата 11000 руб.

Во втором году за счет закупки нового оборудования стоимостью 6 млн. руб., которое планируется ввести в апреле второго года взамен выбывшего в том же месяце оборудования стоимостью 1,1 млн. руб. Предполагается уменьшить трудоемкость изготовления продукции А на 9%, продукции Б на 16%.

При этом производство продукции А возрастет на 17%, а продукции Б на 21%. Стоимость продукции и средние остатки оборотных средств останутся без изменений. Средняя зарплата увеличится на 7%.

Доп. сведения:

Плановый фонд дополнительного времени одного рабочего в год 1700 часов.

Средняя норма амортизации 12%.

Численность служащих и вспомогательных рабочих 30% от числа основных.

НАЙТИ:

1.                  Фондоотдачу в первом и втором годах;

2.                  Фондовофункциональность в первом и втором годах;

3.                  Продолжительность одного оборота оборотных средств в первом и втором годах;

4.                  Сумма высвободившихся оборотных средств за счет ускорения оборачиваемости;

5.                  Фактическую и плановую численность работников в первом и втором годах;

6.                  Общую численность промышленно-производственного персонала в первом и втором годах;

7.                  Экономию средств по зарплате за счет сокращения численности персонала;

8.                  Увеличение производительности труда во втором году;

9.                  Амортизационный фонд.

РЕШЕНИЕ:

1)

2)

, где Q – общая трудоемкость производственной программы

Фпл – плановый фонд рабочего времени одного рабочего

 (трудоемкость производства всей продукции за год)

3)

, где Т – число дней в периоде

 - коэффициент оборачиваемости

или

4)

=

5)См. п.2

6)

7)

Экономия по з/п

8)

-=141,99-122,3=19,69

9)