Московский Колледж Социологии.
Допущен к защите
Дипломная работа
по теме:
Проблемы развития российского сектора глобальной сети Интернет: социологический анализ
Студента III курса
Полякова Александра Александровича
Научный руководитель,
доктор социологических наук, профессор
Соколова Ирина Викторовна
Москва 2000.
Содержание:
Введение . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретико-методологический подход к анализу развития глобальной сети Интернет . . . . . . . . . 6
Глава 2. Опыт формирования и развития российского сектора глобальной сети Интернет . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . 26
Список литературы . . . . . . . . . . 29
Введение.
Существует множество определений Интернет. Обобщая различные грани этого технического и социокультурного феномена, скажем так: “Интернет – это прежде всего совокупность электронных сетей, создаваемых и используемых глобальным сообществом свободных людей в целях всестороннего обмена социальной информацией[1].” Интернет не смог бы родиться в тоталитарных режимах, в экономических системах жестко контролируемых государством, в головах людей боящихся быть уничтоженными или отторгнутыми обществом только за одно не то или не так произнесённое слово.
Актуальность темы исследования. Сегодня даже создатели российской электронной паутины и активные пользователи российского Интернета часто слабо представляют его границы, содержание и степень упорядоченности. В течение последних 6 – 7 лет внедрение Интернет технологий и услуг в России идёт достаточно высокими темпами. В целом в развитии Интернета в России наблюдаются те же, что и во всём мире. Однако в России имеются некоторые национальные особенности такие как: уровень общего экономического развития, развития сетей связи, покупательная способность населения, покупательная способность населения, и др. В основном Интернет используют состоятельные молодые люди, студенты и школьники. Из-за того, что в России плохое финансовое состояние населения, только около 5% жителей России могут выйти в Интернет. С каждым годом количество людей увеличивается, уменьшая информационное расслоение общества. Жители городов (особенно Москва и Санкт-Петербург) имеют информационное превосходство над остальными жителями. У них больший шанс устроится на работу, получить информацию и т.п.
Степень научной разработанности. В мировом обществознании наиболее значимый вклад в разработку проблемы внесли С. Клименко, В. Уразметов, Э. Дайсон, С. Линч, М. Роуз, Г. Тодино, Д. Догерти, Д. Фреи, Р. Адамс, А. Гаффин, Б. Кехое, Е. Крол, С. Ламберт, В. Хоув, Т. Бернер-Ли[2].
По мнению автора дипломной работы, среди весьма значительного числа исследований по проблемам развития русского сектора Интернет практически нет работ, в которых это явление рассматривалось с позиций анализа его вклада в процесс интеллектуализации общества. В частности, нет пока каких-либо исследований в этой области. Между тем, как уже отмечалось выше, ныне ощущается острая нужда в разработке этого информационно-социологического направления. В значительной степени нерешёнными остаются вопросы специфики проведения социологических исследований в условиях современной информационной среды в целом, а также анализа достоверности результатов подобных исследований.
Углубление социологического анализа процессов развития российского сектора Интернет позволит выработать научно обоснованные рекомендации по развитию концепции и программы исследования Интернет, внести вклад в предотвращение опасных социальных последствий развития Интернет, в формирование и реализацию государственной политики развития Интернет.
Проблема исследования. Современное состояние исследуемой проблемы характеризуется тем, что анализ развития российского сектора Интернет рассматривается исследователями с различных позиций, не всегда согласующихся друг с другом, ибо далеко не во всех случаях к проблеме развития российского сектора Интернет подходят как к чрезвычайно сложному социотехническому явлению, стержнем которого являются процессы интеллектуализации, развития культурно-духовной сферы общества, базирующего на принципиально новой научно-технической и технологической основе. Сложность проблемы заключается в плохом материальном положении жителей России, в недостаточно развитой и морально устарелой телефонной сети и в особом отношении жителей России (особенно провинций) к Интернет и компьютерам.
Объектом исследования являются проблемы развития российского сектора глобальной сети Интернет.
Предметом исследования является социологический анализ развития российского сектора глобальной сети Интернет.
Целью исследования является анализ состояния российского сектора глобальной сети Интернет и изучения перспективных путей его дальнейшего развития.
Глава 1. Теоретико-методологический подход к анализу развития глобальной сети Интернет.
Житие в любом обществе предполагает наличие некоторых ограничений, которые могут быть либо оформлены в виде свода законов, либо приняты как некий кодекс чести или просто традиции. Возможен, конечно, и более утопический вариант: “все члены сообщества разумны и сознательны и добровольно придерживаются некой высокой морали так, что никаких конфликтов между ними не происходит, вернее все они быстро решаются в самом их начале мирным путём”[3]. Это мы и назовём “идеальной моделью развития Интернета”
Житие в Интернет, несомненно, предполагает соблюдение общепринятых норм поведения в обществе, и, конечно предполагает соблюдение обычных законов. Кроме этого в Интернет существуют некоторые дополнительные правила поведения и законы, которые происходят из того, что существование Интернет требует некоторой дополнительной поддержки: технического сопровождения, стратегического планирования и разработки, финансирования и т.д. Если существование человеческого общества технической поддержки не требует, без неё оно вполне может обойтись, то Интернет без технического сопровождения вообще развалится и прекратит своё существование.
Поэтому, часто возникает вопрос: "А что вообще допустимо в Интернет?". Вопрос действительно очень сложный. Здесь сходятся законы, этика и политика. Как они соотносятся и что из них первостепенно, зависит от конкретного места. Интернет не просто сеть, она – сеть сетей, и каждая из этих сетей может иметь свои собственные правила поведения и обычаи, которые, к счастью, во многом совпадают. Поэтому можно выделить некоторые правила, являющиеся общими для подавляющего большинства сетей, такие как: государственные дотации, коммерция, государственные границы, частная собственность, политика, этика и т.д.
Многие сети Интернет материально поддерживаются государством. Вообще говоря, учреждение может тратить, бюджетные деньги только по прямому назначению. Министерство здравоохранения не может, например, потратить деньги на покупку самолёта даже для доставки одноразовых шприцев. То же относится и к финансированию сетей. Если Академия Наук финансирует сеть, то ее можно использовать только в научных исследованиях.
Есть мнение, что Интернет это Сеть сетей и данные в ней пересылаются, проходя на своём пути множество сетей. Вы как пользователь можете совсем не знать, по каким сетям пересылаются ваши данные, а ведь их пересылка потребляет ресурсы каждой сети, расположенной на маршруте, то есть, пересылка данных потребляет средства владельцев этих сетей. Таким образом, эти данные при пересылке попадают в сферы влияния множества различных организаций, что порождает проблемы в финансовых отношениях государственных учреждений и ведомств – типичные проблемы множественности государственных карманов.
Именно поэтому целесообразно существование одного ведомства, которое распоряжается всеми такими государственными субсидиями и централизовано содержит все дотируемые сети, ведь содержание множества параллельных сетей – это напрасная трата денег.
Разумно создать сеть – часть Интернета – например, для исследования и образования, которую можно было бы использовать в любых фундаментальных исследованиях и образовании, или для их поддержки, чем иметь множество аналогичных сетей поменьше, но более специализированных, например, для поддержки математических исследований, физики, химии, биологии, психологии, философии и т.д. В любом случае государственное финансирование исключает коммерческое использование.
С государственным финансированием тесно связана законность коммерческого использования подключения к Интернет. Совершенно очевидно, что законность использования Интернет в коммерческих целях зависит от того, кто за все платит. Если сеть, в которой находится компьютер, финансируется из бюджетных средств, то, используя такой доступ в Интернет в коммерческих целях, мы фактически залезаем в государственный карман. Если мы сами полностью оплачиваете все расходы, то мы можем, распоряжаться своим доступом, как нам будет угодно.
На самом деле, ситуация немного сложнее, допустимость коммерческого использования определяется не только тем, кто платит за эксплуатацию локальной сети и связи с внешним миром, но и конкретным сетевым провайдером. Обычно маршрутизация трафиков разных типов производится раздельно именно с целью более или менее отделить коммерческое использование от субсидируемого, чтобы коммерческий трафик не шёл через академические сети, садясь на хвост бюджету, а трафик государственных учреждений шёл по сетям, финансируемым государством. Особый случай составляет трафик государственного аппарата – он должен идти только по государственным сетям – ключевые пункты управления должны всегда оставаться в руках государства.
По всему по этому при включении в Интернет пользователь (или организация) должен сообщить, будет ли его соединение использоваться в коммерческих целях или нет.
Многие корпорации, конечно же, предпочитают входить в Интернет как "RE"-обищины, что, в общем-то, соответствует действительности, так как целью включения часто является обеспечение мощным информационным инструментом своих корпоративных исследователей[4]. Например, если АОЗТ "колхоз Фермер" хочет провести совместные с университетом им. Н.С. Хрущёва исследования по кукурузе, то он имеет полное право объявить свое подключение некоммерческим, если он будет использовать его только в рамках указанного проекта.
Тем не менее, многие корпорации объявляют свои соединения коммерческими. Это дает уверенность в том, что в будущем не возникнет правовых помех, если им понадобится воспользоваться связью в коммерческих целях, а понадобится обязательно, поскольку использование – Интернет в коммерции может дать значительное преимущество, как в скорости, так и в глобальности. Многие деловые люди считают, что качество, удобство и надежность вполне заслуживают дополнительной платы.
Коммерция влечёт за собой экспорт, а экспорт подпадает под ответственность и контроль соответствующего отдела по экспортным ограничениям. Экспорт данных – тоже. В Интернет, поскольку она целостна и глобальна, довольно просто можно вывозить информационные продукты без ведома владельца, таможенников и любых других правоохранительных органов. Поэтому возникает множество различных юридических тонкостей.
Экспортные законы подавляющего большинства стран основаны на двух очень простых предпосылках:
1. экспорт чего бы то ни было требует лицензии;
2. экспорт услуг примерно эквивалентен экспорту компонентов, необходимых для предоставления таких услуг.
Первый пункт очевиден: пересылка файла и вообще чего-либо электронной почтой или как угодно за пределы страны должно быть прикрыто экспортной лицензией, разрешающей вывоз.
Естественно должен быть разрешен беспрепятственный вывоз информации и вообще любых вещей, носящих наиболее общий, глобальный характер. Очевидно, должно быть разрешено передавать за границу информацию типа теоремы Пифагора. Естественно такое разрешение существует, в разных странах оно называется по-разному, в США, например, оно называется "общая лицензия". Для определенности примем эту терминологию.
Общая лицензия разрешает вывозить все, что не запрещено явно и, что можно вычитать в публичных библиотеках. Так что все, что можно узнать на конференции или на занятиях в школе и на, что не наложены ограничения из соображений безопасности, скорее всего, попадает под общую лицензию.
Однако, существует список объектов, экспорт которых строго запрещен. С этим все просто. Но список запрещенных к экспорту объектов таит множество сюрпризов и включает некоторые вещи, которые можно свободно узнать, обучаясь в захудалом американском университете.
Второй пункт ещё проще. Если экспорт какого-либо оборудования, скажем ядерного реактора, не разрешен, то запрещен и удаленный доступ к этому оборудованию извне страны.
Природа этих ограничений зависит, несомненно, от иностранного государства и, как показали события последнего десятилетия, может очень быстро изменяться.
Персонал национальных сетей, скорее всего, не проглядывает наши пакеты, высматривая, что же мы там вывозим. Однако, если сетевой оператор видит пакеты, случайно, например, при возврате почты из-за ошибки адресации, и в них содержится явное нарушение каких-либо инструкций, то он обязан поставить в известность руководство. Вообще же, вся ответственность лежит на самих пользователях.
В понятие экспорт также входит соблюдения закона на частную собственность.
Естественно, нас интересует интеллектуальная собственность. Интеллектуальная собственность – это необходимая правовая категория в любом прогрессивном обществе, ибо основу прогресса составляют знания – информация[5].
Интернет – среда обитания информационного общества. Даже если скромно считать, что не все информационное общество обитает в Интернет, в любом случае, очевидна справедливость утверждения: общество, обитающее в Интернет есть информационное. Следует научиться жить в этом обществе, соблюдать его законы, среди которых совсем не последним является закон об интеллектуальной собственности.
Вообще говоря, любая операция с любой информацией попадает под компетенцию закона об интеллектуальной собственности, если только эта информация не носит самый общий характер. Поэтому мы можем спокойно обращаться с любыми знаниями, являющимся общечеловеческим достоянием.
Представьте себе, мы хотим переслать своему другу некий файл с интересной информацией. Откуда мы взяли этот файл? Ведь кто-то его создал. Автор пролил немало пота над сим трудом, надо это уважать. Вообще говоря, только автор имеет право распоряжаться этим файлом свободно. Он может передать свои права на интеллектуальный продукт кому-либо другому. Может подарить свое произведение обществу, сделав его общественно доступным.
Допустим, мы узнали, кто владеет правами на этот интеллектуальный продукт, у кого следует спрашивать разрешения относительно этого продукта. Если мы собираемся производить какие-либо действия с ним, например работать с программой или переслать файл, мы должны спросить на то разрешения. Причем, это разрешение должно быть получено в такой форме, которая может служить доказательством корректности этих действий на суде, если вдруг кто предъявит обвинение в нарушении прав собственности на этот продукт.
Надо также учитывать то, что авторские и патентные права в разных странах разные. Если мы собираемся пересылать что-либо через национальные границы, это может вызвать проблемы с законом только потому, что они отличаются на конце отправителя и на конце получателя (естественно, прежде всего такая операция подпадает под закон об экспорте – импорте, о чем мы уже говорили).
Укажем на существование одной тонкости. Существует несколько категорий свободности распространения свободно распространяемых интеллектуальных продуктов. Их следует четко различать и знать, что каждая из них разрешает. Приведем парочку примеров.
Самая свободная категория – public domain – свободно распространяемое в полном смысле этого слова. С интеллектуальными продуктами данной категории мы можем делать, что угодно. Использовать их, изменять, продавать и т.д. Однако, поскольку мы ничего за него не платим, то и требовать от него ничего не можем, не можем и жаловаться.
Наименее свободная – shareware – категория условно-бесплатных продуктов. Продукты данного типа можно легко получить, например, по анонимному ftp, но полученный таким образом продукт можно использовать только для ознакомления. Для того, чтобы пользоваться ими абсолютно законно, вам нужно заплатить владельцу прав на него некую почти символическую сумму (~$50), за что покупатель будет занесен в список зарегистрированных пользователей и получит право на техническую поддержку.
Интернет, будучи одной из мощнейших информационных технологий, влияет не только на научно-технический прогресс, но и на политические процессы в обществе, которые являются, вообще-то, вотчиной политиков. Поэтому влияние Интернет и политики оказывается взаимным.
Политика влияет на Интернет через финансовую политику государства. Это влияние довольно сильно, поскольку государство до сих пор субсидируют значительные части Интернет. Обычно, политики оказываются достаточно мудры, чтобы понимать, что Интернет, способствуя интеграции страны в мировое сообщество, в мировую торговую систему, налаживанию эффективного информационного обмена как внутри страны, так и с внешним миром, помогает ускорять исследования и образовательный прогресс, повышать их эффективность, чем приносит стране огромную пользу. Поэтому, обычно, влияние политики на Интернет благотворно – государство субсидирует многие сети Интернет. Эти субсидии многим представляются прямо-таки манной небесной, ибо без них они вообще не имели бы доступа в Интернет.
С другой стороны, гласность. Мы уже говорили это и повторим еще раз: Информация – это великая сила!
Именно поэтому информационные технологии играют такую важную роль в обществе. Сеть же – один из мощнейших информационных инструментов.
Сеть своей открытостью и доступностью, а также устойчивостью к отключениям, способствует большей открытости, гласности и информированности в обществе, особенно оперативной информированности. Например, в августе 1991 и в октябре 1993 многие телекоммуникации стали "барахлить" по указанию сверху, невозможно было оперативно получить достоверную информацию по обычным сетям: телефонным, телеграфным, радио. Сети Интернет работали устойчиво и позволяли сообщаться с корреспондентами и редакциями, как по всей стране, так и за рубежом[6].
Как вы сами понимаете, у гласности есть много противников, которые спят и видят, чтобы кто-нибудь в Сети натворил, хотя бы нечаянно, нечто дурное, что можно было бы использовать в грязной политической игре против тех, кто поддерживает развитие Сети. Эти люди стараются поместить Сеть под полный свой контроль и неусыпное око надзора, чтобы не пропустить ни одного случайного факта, который они могут обратить в свою пользу. Если вдруг они найдут такой факт, то на пути к своей цели они перешагнут через многих, это они могут – им не привыкать. Поэтому чьи-то неаккуратные действия в Сети могут своими последствиями тяжело ударить не только по нам, но и по окружающим людям.
Это – обратная сторона медали. Политики, желая всем показать свою прогрессивность, поддерживают развитие Сети, стараясь сделать это как можно более демонстративно. Следует помнить, однако, что главное для любого политика – его собственное благополучие. Любой политик “продаст” всех и вся, если так будет нужно для его собственной карьеры или благополучия, что по большому счету одно и тоже. Поэтому любое действие сети, которое может вызвать, например, политическое волнение, может полностью изменить финансовую политику государства в области сетевых технологий, скорее всего, в худшую сторону.
Здесь мы просто обязаны поговорить о саморегулировании в Интернет. Хотя саморегулирование необходимо в любой системе, желающей быть устойчивой, из-за политики, окружающей Сеть, оно приобретает особенно большое значение.
Конечно, никто в здравом рассудке не станет полагать, что развивающаяся фантастическими темпами Интернет живет вообще без проблем и злоупотреблений. Однако, если эти проблемы не разрешаются самим сетевым сообществом, а выносятся наружу – в печать или даже на обсуждение в высших кругах власти, то это не что иное, как добровольная подача повода для собственного “избиения”. Даже если этот повод не будет использован в политической возне, возможны просто карательные меры “профилактически-устрашающего” характера.
Интернет будучи информационным обществом имеет этику сопоставимую с этикой реального общества. У свежеиспеченного пользователя сети кажущееся отсутствие этики вызывает беспокойство. В действительности сеть есть общество очень этичное, просто этика его слегка отличается от обычной. Вернее можно сказать, что этика в сети слегка опережает в своем развитии этику обычного общества.
Каждый народ, свершивший позже великие деяния, в начале своей истории отбрасывал одряхлевшие и изжившие себя законы предков и сам устанавливал свои, новые. Именно эти законы и рождали новый великий народ.
Информационное же общество просто обязано создать новые законы, потому что оно живет в совершенно новой среде – Сети. Сеть является передним краем внедрения новых информационных и коммуникационных технологий, поэтому она имеет полное право изменения и нововведения в законах.
Все же, отбрасывая старое, надо всегда брать из него его мудрость, тщательно отыскивать заложенные в нем рациональные зёрна и бережно их сохранять.
Поэтому имеется три пересекающиеся посылки сетевой этики:
- анархия, точнее личная свобода;
- здоровый консерватизм;
- инстинкт сохранения популяции в целом.
Информация становится решающим фактором в мировой политике, экономике, торговле и т.п., именно она является продуктом научной и исследовательской деятельности. Возрастает потребность в средствах структурирования, накопления, хранения, поиска и передачи информации – удовлетворение именно этих потребностей и является целью создания и развития информационных сетей. При стремлении к совместному использованию вычислительных и информационных ресурсов возникает жизненная необходимость в обеспечении к ним доступа и их объединении с помощью сетей.
Верится, что любой человек вскоре осознает все преимущества доступа к глобальной информационной сети, почувствует себя потенциальным пользователем таковой, будет, и сам в дальнейшем способствовать популяризации этого замечательного изобретения.
Глава 2. Опыт формирования и развития российского сектора глобальной сети Интернет.
В последние 5 лет внедрение Интернет-технологий и услуг в России идет достаточно высокими тепами. Достаточно сказать, что количество пользователей Интернета за это время увеличилось с нескольких десятков тысяч до более одного миллиона и продолжает неуклонно расти; количество хостов в доменных зонах Ru и Su выросло от нескольких тысяч до более чем 200 тысяч. В целом в развитии Интернета в России наблюдаются те же тенденции, что и в мире. Однако существуют некоторые национальные особенности, определяемые уровнем общего экономического развития, развитием систем и сетей связи, покупательной способностью населения, демографическими особенностями населения и другими факторами. Проанализируем структуру современного мирового пользовательского сообщества, что позволит нам сделать необходимые для обеспечения позитивного развития российского сектора сети Интернет выводы.
На фоне достаточно стремительного, во многом противоречивого развития глобальной сети, наиболее важным представляется рассмотрение социальных особенностей и проблем развития российского сектора глобальной сети Интернет.
В конце первого полугодия 1999 года около трети россиян знали, что такое Интернет, и еще 25 % слышали о его существовании. Аудитория российского Интернета приближается к двум миллионам. Для сравнения отметим, в США от 30 до 33 процентов населения пользуются Интернетом, в Канаде – около четверти. На Европейском континенте эти цифры варьируют в широком диапазоне. Ведущей является группа стран, в которых аудитория Интернета охватывает более 30 процентов населения: Исландия (45%), Швеция (40%), а также Норвегия, Дания и Финляндия (35-32%).
С каждым месяцем Интернет в России становится все более популярным средством коммуникации и поиска информации, необходимой для повседневной работы и учебы. По данным всероссийского исследования «Web-Вектор» в первом квартале 1999 года в нашей стране насчитывается не менее 1 млн. 244 тысяч регулярных пользователей Всемирной паутины. При этом, ежедневная аудитория Веб-страниц составляет почти полмиллиона человек (485 тысяч). Ведущее место в Интернете занимают поисковые системы и каталоги (search engines), позволяющие быстро находить в Сети необходимые документы, ссылки и сайты по ключевым словам. К этим уникальным возможностям обращаются 72% пользователей российского Интернет.
Первая десятка поисковых систем и каталогов
(Пользовались хотя бы 1 раз за три месяца)
Название |
% от пользователей Интернет |
Тыс. чел |
Altavista.com |
32.3 |
402 |
Rambler.ru |
32.2 |
400 |
Yahoo.com |
29.8 |
371 |
Aport.ru |
15.6 |
194 |
Yandex.ru |
15.4 |
192 |
Infoseek.com |
11.8 |
147 |
Au.ru |
11.3 |
140 |
Lycos.com |
10.5 |
131 |
Hotboot.com |
8.2 |
102 |
www.ru |
7.3 |
91 |
Российский Общественный Центр Интернет-Технологий (РОЦИТ)[7] в своём отчёте по итогам мониторингового исследования “Российский сектор Интернет” привёл следующие данные:
Количество информационных ресурсов. Число именованных информационных ресурсов на русском языке (собственно веб-сайтов, страничек, серверов и самостоятельных тематических разделов) превышает 28000, их число по сравнению с июнем 1997 года увеличилось примерно в 4 раза. Крупнейший каталог русскоязычных ресурсов Интернет "Ау!" содержит в настоящее время около 20 тысяч аннотаций уникальных информационных ресурсов (опубликованы аннотации и ссылки на более 18 тысяч ресурсов). Свыше 22 тысячи ссылок на веб-страницы зарегистрированы службой Рамблер.
Количество пользователей. По данным исследований КОМКОН-2[8], общее число пользователей Интернет возросло от 840 тысяч (менее 2% взрослого населения) в июне 1998 года до 1981 тысяч (более 3,5% взрослого населения) в августе 1999 года. При этом более активно растет число пользователей, осуществляющих доступ к Сети из своих офисов: от 644 тысячи человек в июне 1998года до 1052 тысячи в августе 1999года. Вместе с тем, значительное число людей использует для подключения к Интернет свой домашний компьютер: от 268 тысячи в июне 1998 года до 619 тысяч в августе 1999 года. С учетом детей и других членов семьи последняя цифра дает более 900 тысяч пользователей Интернет.
Таким образом, обобщая оценки КОМКОН-2 и РОЦИТ[9], можно сделать вывод о том, что в России в настоящее время около 1,9 миллионов людей используют Интернет на работе или дома.
К середине 1999 года РосНИИРОС (Российский НИИ развития общественных сетей) зарегистрировал отклики примерно 220 тыс. IP-хостов (активный компьютер с уникальным Интернет-адресом), принадлежащих к зоне RU. Кроме того, по информации РосНИИРОС, число абонентов российских компаний-провайдеров доступа в Интернет по коммутируемым телефонам составляет примерно 350-400 тыс. чел.
Качественный состав пользователей. Анализ качественного состава пользователей Интернет основан на результатах добровольной переписи русскоязычного населения, проведенной агентством Инфоарт.
Возрастает доля пользователей, чья профессиональная деятельность не связана с информационными технологиями. В настоящее время их число превышает 1/3 от общего числа пользователей Интернет. В то же время 1/3 пользователей - те, чья профессиональная деятельность связана с информационными технологиями.
Около 81% пользователей имеют высшее образование. Более 75% пользователей - мужчины.
Спектр пользователей:
· Специалисты, служащие – 46,5%;
· Учащиеся, студенты – 16,5%;
· Руководители различного ранга – 27,5%;
· Пенсионеры, рабочие – 9,5%.
Женщины составляют не свыше 30% от общего количества индивидуальных пользователей Интернета, ответивших на вопросы переписи[10].
Сопоставление данных из разных источников о соотношении мужчин и женщин среди всех пользователей Интернета в России позволяет заключить, что в 1999 году подавляющее преимущество оставалось за сильным полом. Вместе с тем, оценки провайдеров Интернета, высказанные на семинарах РОЦИТ, позволяют заключить, что до 35 – 40 процентов всех лиц, использующих Интернет – женщины.
Демографические срезы, полученные КОМКОН-2 и Gallup Media можно увидеть в соответствующих публикациях.
Около 82,6% русскоязычных пользователей Интернет проживают в России. Менее 10% - жители других стран СНГ. До 7% пользователей обращаются к русскоязычным ресурсам Интернет из стран дальнего зарубежья.
Постоянно растет доля регионов России среди общего количества потребителей услуг Интернет. Более половины пользователей живут за пределами Москвы, что принципиально отличается от ситуации прошлого года, когда около 60% пользователей имели "московскую прописку".
Пользователи Российской части Интернет. Современный российский пользователь сети Интернет выглядит следующим образом[11]
· возраст 24 – 34 года (45%);
· имеет высшее образование (50% - 1997г., 54,7% - 1998г., 81,1% - 1999г.);
· работает на частном предприятии;
· как правило, это мужчина (85,3% - 1998г., 75% - 1999г.);
· у 30 – 35% пользователей есть дети;
· среди пользователей (15% - 1998г., 27,5% - 1999г. – руководители;
40% - 1998г., 46% - 1999г. – служащие;
18% - 1998г., 16,5% - 1999г. – студенты);
· к обеспеченным людям себя относят примерно 45%;
· область профессиональных интересов почти 55% пользователей в той или иной мере связана с информационными технологиями, наукой и образованием.
За истекшие годы в России сложилась определенная структура общественных настроений. Примерно четверть россиян - «оптимисты»; им удалось найти свое место в жизни, и они рассчитывают жить лучше. Пятую часть населения составляют «скептики», т.е. люди, нашедшие свое место в сегодняшней жизни, но не рассчитывающие на улучшение. Остальные являются пессимистами, которым не удалось найти место в пореформенной России, и которые уже не верят в свое лучшее будущее. Исследование Фонда «Общественное Мнение» показывает, что именно среди оптимистов наиболее высока доля приобщенных к Интернет (12%) и ориентирующихся на его использование (50%). Таким образом, молодость, хорошее образование, жизнь в крупнейших городах страны, мобильность, социальный оптимизм - отличительные характеристики сегодняшней российской аудитории Интернета. В силу перечисленного эта социальная структура является носителем демократических трансформаций в политике и рыночных приоритетов в экономике.
Еще в большей мере данное утверждение справедливо по отношению к тем, чьим талантом и трудом создается российский Интернет. Это молодые, образованные люди, родившиеся в тоталитарном государстве, но счастливо избежавшие его прямого давления. Страх не сделал их ни конформистами, ни диссидентами. Они прочно стоят на фундаменте российской культуры, но одновременно они по-современному космополитичны. Они разные, но все верят в сверхъестественную природу Интернета.
Сферы интересов. По данным агентства Инфоарт, сфера интересов пользователей русскоязычных ресурсов Интернет распределена следующим образом:
Сферы интересов |
% |
|
Общественно-политические новости |
20,55% |
|
Деловые новости |
16,73% |
|
Сферы интересов |
% |
|
Популярная наука |
16,00% |
|
Путешествия |
15,24% |
|
Искусство |
13,98% |
|
Поиск работы |
12,40% |
|
Спорт |
12,02% |
|
Электронная коммерция |
11,16% |
|
Медицина |
10,67% |
|
По сведениям фирмы V6[12] за ноябрь 1999 года, анализ движения посетителей крупнейшего каталога русскоязычных ресурсов Интернет "Ау!" показывает, что существуют тематические рубрики, популярность которых может в десятки и сотни раз превышать средний показатель по каталогу. Ниже приведены количественные характеристики информационного наполнения рубрик "Ау!" и сведения об их посещаемости. Статистика приведена по 13 рубрикам верхнего уровня (общее количество рубрик – более 200).
Наименование рубрики каталога "Ау!" (верхний уровень) |
Кол-во обращений |
Доля обращений % |
Кол-во ресурсов |
Доля ресурсов % |
Семья, дом, досуг |
147,558 |
19.4 |
2,269 |
18.2 |
Интернет |
67,943 |
8.9 |
1,109 |
8.9 |
Справочное бюро |
67,089 |
8.8 |
757 |
6.1 |
Компьютеры |
62,279 |
8.2 |
1,059 |
8.5 |
Образование |
57,098 |
7.5 |
752 |
6 |
Культура и искусство |
52,971 |
7 |
1,154 |
9.2 |
Финансы, бизнес, экономика |
52,050 |
6.9 |
797 |
6.4 |
Рефераты, курсовые работы |
51,920 |
6.8 |
21 |
0.17 |
Средства масс. информации |
51,793 |
6.8 |
1,191 |
9.5 |
Наименование рубрики каталога "Ау!" (верхний уровень) |
Кол-во обращений |
Доля обращений % |
Кол-во ресурсов |
Доля ресурсов % |
Производство и торговля |
37,853 |
5 |
1,857 |
14.9 |
Страны и города |
34,729 |
4.7 |
482 |
3.9 |
Наука и техника |
33,795 |
4.4 |
963 |
0.1 |
ИТОГО: |
760,796 |
100 |
12,503 |
100 |
Сопоставление количества ресурсов и числа, совершенных к ним переходов посетителей "Ау!" позволяет выделить темы, для которых спрос на информацию далек от насыщения. На основании вышеприведенных данных (по состоянию на ноябрь 1999 года) может быть построена таблица соотношения "спроса и предложения". Данная таблица характеризует превышение спроса (доля переходов к данному разделу) над предложением (доля ресурсов, размещенных в данном разделе):
№ |
Рубрика каталога "Ау!" |
Относительное превышение спроса над предложением |
1 |
Наука и техника |
44.0 |
2 |
Рефераты, курсовые работы |
40.0 |
3 |
Личная жизнь |
8.1 |
4 |
Справочное бюро |
1.4 |
5 |
Образование |
1.3 |
6 |
Страны и города |
1.2 |
7 |
Финансы, бизнес, экономика |
1.1 |
8 |
Семья, дом, досуг |
1.1 |
9 |
Интернет |
1.0 |
Рассматривая возможные перспективы развития российского сектора глобальной сети Интернет, нельзя не учитывать такие параметры как количество русскоязычных пользователей сети в мире, а также размер страны. Учитывая потенциал русскоязычной аудитории (в мире, по оценкам специалистов, насчитывается около 300млн. человек, свободно владеющих русским языком), а также значительные географические масштабы страны, настоятельно требующие применения новых телекоммуникационных технологий, можно с достаточной долей уверенности прогнозировать стремительные темпы роста российских серверов Интернета.
Специфические особенности информатизации России в целом порождают целый ряд проблем и в развитии сети Интернет.
Одна из главных проблем – техническая. Неразвитая телекоммуникационная сеть является следствием сложной ситуацией в экономике страны, невозможностью обеспечить необходимый уровень капиталовложений в развитие сети. В то время как многие страны при передаче информации уже давно перешли на использование волоконно-оптических кабелей или спутниковых каналов, в России основной физической средой передачи остаётся телефонный кабель, качество и скорость передачи данных по которому оставляют желать лучшего[13].
|
Число занятых в отрасли (х1000) |
Число телефонных линий (х1000) |
Число занятых в отрасли на 1000 линий |
США |
625 |
164,624 |
3.8 |
Япония |
221 |
61,106 |
3.6 |
Германия |
213 |
40,400 |
5.3 |
Россия |
442 |
25,019 |
17.7 |
Социально-экономическая проблема заключается в том, что стоимость услуг Интернета в России ощутимо выше, чем на Западе. Так, например, в России стоимость сеансового доступа в Интернет по коммутируемым линиям составляет 0,4 - 0,9$ в час, а американский пользователь за 20$ в месяц может пользоваться Интернетом круглые сутки.
Социальные проблемы и последствия. Важно отметить, что судьба сегодняшнего, в основном, молодого пользователя сети Интернет – это судьба интеллектуального будущего России. Отсутствие национальной программы, направленной на поддержку и вовлечение этой области нации в социально-ориентированную деятельность на благо России, чревато в будущем опасными социальными последствиями.
При этом важно отметить, что при всей временной скромности для России количественных параметров “электронной коммерции” в этот поток активно вливаются молодые, наиболее активные профессиональные и интеллектуальные.
К отрицательным сторонам Интернета относятся также уязвимость высоко информатизированного общества перед хакерами-террористами, а также претензии некоторых государств, в частности США, установить жёсткую цензуру на информацию и услуги, получаемые по сети Интернет.
Проблема развития социальных связей в сети Интернет активно обсуждается в научных публикациях, средствах массовой информации. Достаточно часто можно встретить утверждения, что Интернет – организация с добровольным участием, где высшая власть принадлежит собранию представителей “народа”, называемому ISOC (Internet Society), в котором правит Совет Старейшин.
Таким образом, Интернет в России – это отрасль которая генерирует объём услуг, эквивалентный сотням миллионов долларов. Используют Интернет сегодня около 1,9 миллионов россиян. В Российском секторе Интернет созданы и эксплуатируются все популярные информационных услуг, существующие в мире. Справочно-поисковый аппарат Интернет на русском языке по ряду параметров превосходит международные стандарты. Пользователь Интернет в России перестал быть жителем исключительно крупных мегаполисов.
Заключение.
Наш опыт позволяет, с учётом специфики нашей страны, указать несколько перспективных направлений развития и внедрения технологий Интернет в России, в том числе:
- развитие новых методов организации массового доступа к Интернет, основанного на использовании уже существующих территориально распределённых сетей и служб (отделения связи, библиотеки, школы и т.п.);
- создание специализированных высокопосещаемых тематических сайтов порталов Интернет на русском и иностранных языках. Дальнейшее развитие русскоязычных каталогов Интернет и поисковых машин;
- развитие новой парадигмы распространения наукоёмкой продукции, программного обеспечения и объектов интеллектуальной собственности, с учетом этого – разработка и внедрение необходимых средств аутентификации пользователя и верификации информационных ресурсов;
- развитие средств и систем обеспечения информационной безопасности, в том числе магистральных телекоммуникационных каналов;
- электронная коммерция во всех её формах (в ближайшее время, преимущественно, межкорпоративные деловые операции “business-to- business”);
- предоставления массового и группового доступа в Интернет на основе альтернативных ТфОП каналов связи (широкополосные сети, сети кабельного телевидения, магистральные каналы, в том числе – спутниковые). Как следствие, повсеместное включение в проектно-сметную документацию на строительство офисных и жилых зданий внутренней компьютерной сети с соответствующей системой администрирования и защиты;
- предоставление услуг Интернет с гарантируемым качеством обслуживания (например, с гарантированной скоростью доставки пакетов “point-to-point”).
Список литературы.
1. Соколова И.В. Социология информатизации: теоретико-методологическое исследование. Диссертация на соискание учёной степени д.с.н. – Москва, 1999;
2. С. Клименко и В. Уразметов. Интернет – Среда обитания информационного общества. – Протвино, 1995;
3. Э. Дайсон. Жизнь в эпоху Интернета. Release 2.0. – Москва, 1998;
4. D. Lynch & M. T. Rose. Internet System Handbook. Addison – Wesley Publishing Company, Inc., 1993;
5. M. T. Rose. The Internet Message. – Prentice Hall;
6. G. Todino & D. Dougherty. Using UUCP and Usenet. Nutshell handbook. – O` Reilly & Associates Inc., 1992;
7. D. Frei & R. Adams. !%@:: A Directory of Electronic Mail Addressing and Networks. Nutshell handbook. – O` Reilly & Associates Inc., 1995;
8. А. Гаффин. Путеводитель по глобальной компьютерной сети Интернет. – Москва, 1995;
9. B. Kehoe. Zen and Art of the Internet. A Beginner’s Guide to the Internet. – 1992;
10. E. Krol. The Whole Internet, User’s Guide & Catalog. – O` Reilly & Associates Inc., 1993;
11. S. Lambert & W. Howe. Internet Basics. Your Online Access to the Global
12. Electronic Superhighway. – Random House Electronic Publishing, New York, 1993;
13. Berners-Lee, T., R. Cailliali et al., World-Wide Web: the Information Universe. Electronic Networking, 1992.
Сетевые источники:
1. Информационное агентство Инфоарт – www.infoart.ru.
2. Агентство КОМКОН-2 – www.komkon2.ru.
3. Агентство V6 – www.v6.ru.
4. Информационное агентство РОЦИТ – www.rocit.ru.
[1] Борис Докторов – доктор философских наук, профессор, с 1994 года живет в США. Область научных интересов – российский Интернет, маркетинг, политические процессы в России. Независимый исследователь. Настоящая статья представляет тезисы доклада, сделанного на семинаре «Интернет в меняющемся обществе: петербургские реалии». Петербург, 23 июня 1999, организованном Gallup Ltd. Е – mail: bdoktorov@worldnet.att.net
[2] См.: С. Клименко и В. Уразметов. Интернет – Среда обитания информационного общества. – Протвино, 1995; Э. Дайсон. Жизнь в эпоху Интернета. Release 2.0. – Москва, 1998; D. Lynch & M. T. Rose. Internet System Handbook. Addison – Wesley Publishing Company, Inc., 1993; M. T. Rose. The Internet Message. – Prentice Hall; G. Todino & D. Dougherty. Using UUCP and Usenet. Nutshell handbook. – O` Reilly & Associates Inc.; D. Frei & R. Adams. !%@:: A Directory of Electronic Mail Addressing and Networks. Nutshell handbook. – O` Reilly & Associates Inc.; А. Гаффин. Путеводитель по глобальной компьютерной сети Интернет. – Москва, 1995; B. Kehoe. Zen and Art of the Internet. A Beginner’s Guide to the Internet. – 1992; E. Krol. The Whole Internet, User’s Guide & Catalog. O` Reilly & Associates Inc.; S. Lambert & W. Howe. Internet Basics. Your Online Access to the Global Electronic Superhighway. – Random House Electronic Publishing, New York, 1993; Berners-Lee, T., R. Cailliali et al., World-Wide Web: the Information Universe. Electronic Networking, 1992.
[3] С. Клименко и В. Уразметов. Интернет – Среда обитания информационного общества. – Протвино, 1995;
[4] А. Гаффин. Путеводитель по глобальной компьютерной сети Интернет. – Москва, 1995;
[5] Э. Дайсон. Жизнь в эпоху Интернета. Release 2.0. – Москва, 1998.
[6] S. Lambert & W. Howe. Internet Basics. Your Online Access to the Global
[7] http://www.rocit.ru. Наряду с РОЦИТ статистические данные по российскому сектору Интернет предоставляют агентства ИнфоАрт, КОМКОН-2, V6, компания Gallup Media.
[8] http://www.komkon2.ru
[9] http://www.rocit.ru
[10] По-видимому, реальный процент может оказаться выше, так как регистрация "домашних" компьютеров, как правило, осуществляется на главу семьи, а использование, на самом деле, ведется совместно.
[11] Статистические данные агентства “ИнфоАрт” приводятся из следующих источников: http://www.infoart.ru
[12] http://www.v6.ru
[13] Freedom Channel, Inc. Тел. 617-623-3452, 095-299-7285. E-mail: mkazach@gist.net