Тема: Проблема сознания в философии

Дисциплина: философия

Автор: Махова Е.

Куда: ЮурГУ, 2 курс, заочн., май 2000

Оглавление

С.

Введение______________________________________________________________________3

Глава 1  Общественно-историческая природа сознания_______________________________ 4

Глава 2  Сознание и язык________________________________________________________  7

Заключение____________________________________________________________________ 9

Список использованных источников и литературы__________________________________  10



























Введение

С глубокой древности мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, а материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального.

В научной литературе отсутствует ясное и компактное определение сознания. Те представления, которые сложились к настоящему времени в отношении сознания уходят корнями в работы Уильяма Джеймса. Рассматривая «индивидуальное сознание», Джеймс писал: «Любому человеку понятно его значение, но только до тех пор, пока его не попросят дать ему определение, а между тем точное определение сознания – одна из сложнейших философских задач».

В силу сложности феномена сознания каждая из наук имеет определенный подход к определению сознания.

В современной философии существует понимании того, что истоки глубинных проблем во многом коренятся в самом человеке, в его внутреннем мире. Человек мучается не оттого, что не может справиться с внешними проблемами, а оттого, что не может справиться с самим собой, со своими мыслями, со своим сознанием.

По обыденной привычке мы, как правило, вписываем акты сознания в границы анатомического очертания человека. Но, возможно, существенным, каким-то первичным образом сознание размещено вне индивида и представляет собой какое-то пространственно-подобное или полевое образование. И поэтому метафоры и символы древности (в том числе мифологические, религиозные) содержат в себе, при условии их расшифровки, больше информации о свойствах сознания, чем любая привязка наблюдаемого поведения к изменениям характеристик мозга.1   

__________________

1 Современная философия: словарь и хрестоматия.- Ростов н/Д., 1996. С. 93.

Глава 1  Общественно-историческая природа сознания

В процессе антропогенеза и культурной истории человек перешел с биологического на социальный путь развития. Именно возникновения сознания выделило человека из животного мира.

Классики марксизма неоднократно высказывали мысль о том, что ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Как это стало возможным? В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда. Важно вникнуть в этимологию слова «сознание». Ведь со-знание - это совместное знание.

Идеализм: сознание – развивается спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. Марксизм: невозможно анализировать сознание от других явлений общественной жизни. Сознание возникло, функционирует и развивается из реального взаимодействия человека.

Мозг человека заключает в себе выработанные всей мировой историей человека потенциал, передающиеся по наследству задатки, которые реализуются в условиях обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий. Мозг становиться органом человеческого сознания только тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры.

Обратимся к культурно-исторической теории психики человека Л.С. Выготского. Он рассматривал сознание как целостную систему, выделяя в ней в качестве ее элементов отдельные психические функции. Эти функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им, иными словами они имеют социально-историческую природу.

Решающую роль играют социокультурные факторы, которые представлены в виде знаково-смысловых систем, имеющих независимый от индивидуального сознания статус и выступающих вместе с тем инструментами его построения.

Наряду с пониманием сознания как «исторического сознания человека» — сознания предметного и социального, возникающего с появлением речи и характеризующегося системным и смысловым строением 1 —  мы встречаемся у  Выготского  с более расширенным

значением этого тер­мина, где «сознание» обозначает способ организации психической жиз-

______________________

1 Выготский Л.С. Раннее детство. //Собрание сочинений. Т.4. — М., 1984 — С. 366.


ни, определенный синтез, совокупность связей и отношений между функция­ми, высшей ступенью развития которой является система (т.е. «сознание» в узком смысле этого слова): так, Выготский говорил о сознании новорож­денного, сознании младенца.

Следует отметить и то, что понимание сознания как способа организа­ции душевной жизни дает возможность представить более полную картину последовательного развития сознания в онто- и филогенезе, включив в нее стадии формирования предпосылок сознания в собственном смысле слова.

В настоящее время, преобладает мнение, что все психические процессы являются культурными или по крайней мере несут отпечаток социальности.

Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Например, эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфические человеческие чувства, как любовь, дружба, гордость и т. д., воспитываются под воздействием норм и идеалов общественного сознания в процессе развития культуры человечества. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание – это отражение бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политике, в нравственности, в религии в народной мудрости, в социальных нормах, в воззрениях групп и человечества в целом. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания.

Обладая объективной природой и законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.










Глава 2  Сознание и язык

С позиций классических представлений языку отводится исключительно важная роль в жизни человека и общества. Язык в собственном смысле является исключительным достоянием человека как существа разумного, поэтому говорить о языке животных или, например, птиц можно лишь метафорически. Язык тесно связан с мышлением человека, со способностью абстрагирования.

Язык — это знаковая реальность, система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык является специфическим средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением.

Скорее всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Уникальная особенность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Таким образом, смыслы и языковые значения оказались основными образующими человеческого сознания. Вопрос о происхождении сознания решался на протяжении истории по разному. Одни видели его (сознания) истоки в биологическом, другие – в социальном.   Интересная точка зрения на развитие сознания принадлежала известному отечественному психологу Л.С. Выготскому. Он считал, что сознание (так обобщенно он называл высшие психические функции) имеет социальную природу. Оно формируется в ходе социальных взаимодействий и благодаря им.   

Язык — необходимое условие и средство социализации индивида, а без социализации, т.е. без совместной жизнедеятельности с другими людьми, без усвоения социальных норм, правил, культуры, без освоения достижений, созданных трудом многих поколений, человек немыслим как человек. Наконец, язык выполняет целый ряд общественных функций. Язык выступает в качестве необходимого связующего звена между практикой и сознанием. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание.

Если попытаться предельно кратко резюмировать изменения, произошедшие в XX в. философской трактовке языка, то сделать это можно с учетом триады, в рамках которой в философии принято рассматривать язык: сознание — язык — общество. Среднее звено этой триады приобрело в философии последнего столетия неизмеримо больший вес и значение, чем оно имело ранее. Язык стал рассматриваться в качестве важнейшей части бытия, раскрывающей или прячущей его тайны.

Особенность, вскрытая современной философией в отношения языка и реальности, тесно связана с достижениями лингвистики — науки о языке, прежде всего с возникновением направления, получившего название “структурная лингвистика”. Ее основателем стал Ф. де Соссюр. Предложенный им структурный подход к языку позволил во многом переосмыслить роль языка в составе бытия. Язык предстал как феномен, далеко выходящий за рамки сознания, т.е. того, что осознается. Выяснилось, что язык запечатлевает бессознательные (неосознанные) структуры, скрытые за внешним слоем того, что осознается и выражается непосредственно и прямо. Неосознанные структуры связаны с языком как знаковой системой и лежат не в сфере непосредственных значений языка, а в сфере его организации. Поскольку без языка ни одна из сфер культуры, как и культура в целом, существовать не может, то посредством структурного анализа языка оказывается возможным исследование культур разных эпох, народов и т.д.

При рассмотрении  исследований ученых, направленных на изучение зависимости сознания от языка возникает вопрос: что первично язык или сознание? С одной стороны язык оказывает непосредственное влияние на развитие сознания. Известны случаи, когда в джунглях находили детей, которых воспитывали животные. Способность к коммуникации у них была развита на том уровне, на котором находились животные, воспитавшие человека. Уровень развития сознания был на том же уровне. И ни какие попытки обучить данного индивида не увенчались успехом. Ученые утверждают, что главной причиной неспособности к научению является отсутствие речи, т.е. отсутствие доступа к такому величайшему достижению культурно-исторического развития человека как язык. С другой стороны язык как феномен появился вследствие достижения определенного уровня развития сознания.

Современная эпоха обнаруживает усложнение условий человеческого бытия в том отношении, что делает жизнь человека более интенсивной, напряженной и динамичной. Особое место в ней занимают процессы общения, с которыми оказываются тесно связаны многие проблемы современного общества и жизни отдельного человека. Поэтому в современной философии резко возросло значение проблематики сознания, языка, понимания текста, а в конечном итоге — человеческого взаимопонимания.








Заключение

Проблеме сознания в философии отводится особое место. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания, условий возникновения, содержания, природы, его структуры и возможностей его познания. Среди множества возможных сторон этой проблематики мы затронули два аспекта: общественно-историческую природу сознания и вопрос соотношения сознания и языка.

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели и задачи, создавая новые проекты, направляя всю практическую деятельность человека.

Сознание представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом заключается исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

Без понимания, без знания, которые несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания.

Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание.

С одной стороны язык оказывает непосредственное влияние на развитие сознания. С другой стороны язык как феномен появился вследствие достижения определенного уровня развития сознания.

Открытие бессознательных структур означало признание того, что человек и его сознание подчинены действию независящих от воли людей безличных начал, которым сознание подчинено, поскольку связано с языком и не может функционировать иначе как посредством языка. Язык же всегда определенным образом организован, структурен, задан. Следовательно, сознание оказывается целиком запрограммировано языком той культуры, к которой принадлежит, становится своего рода пленником языка. В этой связи с особой остротой встают вопросы о свободе человека, а также о принципиальной возможности взаимопонимания людей, принадлежащих к культурам с различным строем языка.




      

Список использованных источников и литературы

1.      Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т.- М.: Политиздат, 1989. – С. 304-309, 458 с.    

2.      Книгин А.Н. Философские проблемы сознания.- Томск, 1999.

3.      Мамардашвили В.Г. Символ и сознание.- М., 1999.

4.      Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова.- М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

5.      Современная философия: словарь и хрестоматия.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

6.      Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

7.      Оерер Э. Мозг, язык и мир. Формализм против натурализма в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна // Вопросы философии. - 1998. №5. С. 80-85