Балансирование государственного бюджета и его особенности в России


Бюджет должен быть сбалансированным, т.е. доходы адекватны расходам. Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулиро­вать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельно­сти и одновременно сокращать государственные расходы. При этом могут ис­пользоваться разнообразные источники привлечения средств. Классически их три — эмиссия денег, кредиты центрального банка и государственные за­имствования, как внутренние, так и внешние. Первый источник является наиболее инфляционным и поэтому становится неприемлемым для покры­тия дефицита бюджета. Кредитование со стороны центрального банка так­же приводит к увеличению необеспеченных денег в экономике, инфляции и последующим кризисным потрясениям. В силу чего во многих развитых странах, и в России в том числе, прямое кредитование либо запрещено, либо серьезно ограничено. Поэтому основным источником финансирования де­фицита бюджета становятся внутренние и внешние займы в виде кредитов от кредитных организаций, выпуска государственных ценных бумаг, бюд­жетных и правительственных ссуд (схема 3).Однако использование в ка­честве займов денежных средств, получаемых от населения, предприятий, кредитных организаций, приводит к необходимости выплатить в будущем кредитору определенную сумму денег, что приводит к раскручиванию спи­рали, увеличивая при погашении займа и выплате процентов и без того боль­шой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг называемый государственным долгом. Государственный долг — это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Рост государ­ственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбе­режений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки ак­ций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увели­чиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного ка­питала относительно его потенциальной величины. В силу того что в экономи­ке предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбереже­ний приводит к снижению инвестиций, а следовательно, к снижению уровня ВВП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные вып­латы государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВВП либо к увеличению дальнейшего долга.

 





















Схема 3. Классификация источников финансирования  дефицита бюджета


В этих условиях государство не может справиться со своими обязатель­ствами и прибегает к реструктуризации долга, под которой понимается пога­шение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимство­ваний (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погаша­емых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Такая реструктуризация мо­жет быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы ос­новного долга.

Преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, обеспечение финансовой устойчивости всех отрас­лей хозяйства и предприятий всех форм собственности, активизацию пред­принимательства.

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на графике 1.

T,G


Е

 
                          Профицит


 

Дефицит


Y


график 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета

Т– налоговая ставка; G – государственные расходы;  T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G


Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достиг­нуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов являются сокращение избыточных военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопуще­ние осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного ка­питала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.