1.государственный бюджет, его структура  и основные макроэкономические функции


Термин «бюджет» в экономической литературе одновременно используется для определения различных понятий: «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти» (Закон РФ от 10 октября 1991г. №1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991 №46. Ст. 1543)), «основной централизованный фонд денежных средств» (Основы теории финансов/Под ред. Л.А. Дробозиной М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. С. 32.); основной финансовый план государства» (Шеховцев Г.Л. Бюджет социалистического государства на примере бюджета СССР М.: Финансы и статистика, 1983 С. 9; Финансы. Денежное обращение. Кредит/Под ред. Л.А. Дробозиной, М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997 С. 146; Государственные и территориальные финансы Учебник для вузов/Под ред. Л.И. Сергеева Калининград: ГИПП «Янтарный сказ», 2000. С. 51 и др.); «...совокупность... денежных отношений... как основной финансовый план... как важнейший финансовый регулятор...» (Финансы и кредит/Под ред. А.Ю. Казака Екатеринбург, 1994. С. 170.). Таким образом, часто не соблюдается правило формальной логики – придание каждому определяемому объекту (отношению, предмету, документу) своего собственного, только ему присущего определения и соответственно термина. При этом ни один из авторов не называет, например, «финансами» одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы. Обратимся к толковому словарю современных бюджетных терминов (Толковый словарь современных бюджетных терминов М.: Национальный фонд подготовки кадров: Баренц Груп, Лтд: Изд-во Дмитрейд График Труп, 1999. Вып. 1 С. 15). Приведем два определения – «бюджет» и «государственный бюджет». Бюджет – «общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом». Следовательно, акцент делается на бюджет как документ соответствующего содержания. Бюджет государственный – «система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства».

Для любого человека понятие «бюджет» ассоциируется с его финансовым состоянием, накоплением денежных средств, соответствием денежных до­ходов и расходов, избыточностью или дефицитностью личного кошелька.

Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших эле­ментов экономической системы, воплощают базисный способ финансового регулирования экономики.

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыноч­ного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными раз­личиями. В особенности это касается государственного бюджета.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по поводу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными и местными интересами; компромисс между промышленными и сельскохозяйственными районами в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиров государственной территориальной структурной политики; компромисс между интересами отдельных отраслей и фирм по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий

Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происхо­дит концентрация денежных средств в руках государства и их использование  с  целью удовлетворения  общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевремен­но и полно  финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распре­делении бюджетных средств, эффективно ли они используются,

Содержание  распределительной  функции  бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресур­сов между разными подразделениями общественного производст­ва.  Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного  производства.  Основным  объектом  бюджетного перераспределения  является  чистый  доход. Сущность контрольной функции заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денеж­ных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер  ресурсов государства объему его потребностей и т.д.

Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Большое влияние на экономику страны бюджет оказывает благодаря тому, что он может использоваться в интере­сах ускорения научно-технического прогресса. Создание нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование  государственной  системы  подготовки кадров,  использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и другие бюджетные меры призваны стимулиро­вать научные открытия и новые технические достижения, сокра­щать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса, что так же приведет к ускорению экономического роста.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

И наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.

Графически эти процессы можно проиллюстрировать следующим образом (схема1.).


          

Валовый национальный продукт

Амортизационный фонд

Бюджетные доходы


налоги


сборы


пошлины


займы

Бюджетный фонд

Бюджетные расходы


финансирование



финансирование



субсидии,

трансферты



отраслей хозяйства



непроизводственной сферы



администра-тивным и экономическим территориям





просвещение

 здравоохранение

 соц. обеспечение

 управление

 оборона


Чистый национальный продукт:


заработная плата работников;

доходы лиц, работающих по найму;

прибыль предпринимателей;

ренты землевладельцев;

ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков

Схема.1. Роль бюджета в перераспределении валового национального продукта

Главная  особенность  стран  с  рыночной  экономикой  состоит  в    том,  что  с  помощью  бюджета  финансируются  по  преимуществу  только  те  общественные  потребности  или  сферы  народного  хозяйства,  где  частное  предпринимательство  и  рыночные  отношения  не  работают  или  работают  плохо,  а  также  те  сферы,  где  требуется  защита  интересов  отдельных  слоёв  общества  или  населения  в  целом.

Бюджетные  расходы  идут  на  такие  основные  статьи,  как:  содержание  вооружённых  сил  и  государственного  аппарата;  финансирование  социальной  инфраструктуры  (социальное  обеспечение,  здравоохранение,  просвещение,  наука  и  пр.);  финансирование  хозяйства;  выплата  процентов  по  государственному  долгу.

Соотношение  между  этими  глобальными  категориями  определяется  многими  факторами:  социальной  и  экономической  структурой  в  конкретной  стране,  долей  государственного  сектора,  историческими  и  политическими  традициями,  общей  стратегией  регулирования  экономики. Бюджет – роспись денежных расходов и доходов, составляемая для государственных органов управления, предприятий, семей или отдельного лица.(таблица 1)

Приходная и расходная части содержат указания на источники поступления, направление и расходование средств. Если расходы превышают доходы – то существует дефицит бюджета.

Доходы

Расходы

Налог с физических лиц (подоходный)

Социальные расходы

Налог на прибыль предприятий

Военные расходы

Налог с оборота (НДС)

Расходы на фундаментальную науку и научные исследования

Акцизы

Расходы на финансирование экономики:

А) предоставление субсидий, дотаций, займов;

Б) государственные инвестиции

В) федеральные программы

Таможенные пошлины

Содержание государственного аппарата

Прочее

Обслуживание государственного долга.

Таблица 1.Структура государственного бюджета


Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня

В общем виде состав доходов бюджета может быть представлен в виде схемы 2.

 












схема 2. Доходы бюджета.


Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.

В табл. 1 представлено распределение доходов консолидированного бюджета бюджетов в 2001 г.





Таблица1.

Структура доходов

Удельный вес, %, бюджетов в консолидированном бюджете РФ

федерального

субъектов РФ

Налоговые доходы

59,7

40,3

В том числе:

 


налог на прибыль (доход), прирост капитала

27,2

72,8

налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

88,7

11,3

налог на совокупный доход

17,9

82,1

налог на имущество

0,6

99,4

платежи за пользование природными ресурсами

33,9

66,1

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

100

 

прочие налоги, пошлины и сборы

25,9

74,1

Неналоговые доходы

62,2

37,8

В том числе:

 

 

доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных организаций

54

46

средства от эксплуатации и использования имущества федеральных автомобильных дорог

100

_

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных организаций

-

100

доходы от продажи земли и нематериальных активов

5

95

административные платежи и сборы

30,6

69,4

штрафные санкции, возмещение ущерба

47,2

52,8

доходы от внешнеэкономической деятельности

100

_

прочие неналоговые доходы

24,8

75,2

Безвозмездные перечисления

 

100

Доходы целевых бюджетных фондов

13,3

86,7


Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и ме­стные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. За рубежом на них приходится до 80—90% потребности бюджетов России в соответствии с Бюджетным кодексом они должны превышать 50% суммы доходов консолидированного бюджета. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, рас­ширяя или сокращая платежеспособность населения.

Налоги в виде обязательных платежей поступают в бюджет в определен­ных законодательством размерах и в установленные сроки.

Кроме налогов в бюджет поступают сборы: за право торговли, за парков­ку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошли­ны и ряд других.

Следует отметить, что если налогоплательщик испытывает финансовые затруднения и не может вовремя заплатить налог, то у него есть право полу­чить так называемый налоговый кредит. Это своеобразная льгота, действу­ющая наряду с рядом других налоговых льгот. Наличие многих налоговых льгот снижает величину налоговых доходов государственного бюджета.

К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; дохо­ды от продажи имущества; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, админист­ративной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, доходы от платных услуг.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитыва­ются в доходах государственного бюджета в соответствии с их целевым на­значением.

И еще один вид доходных поступлений — безвозмездные перечисления, которые могут осуществляться как со стороны экономических субъектов данной страны или других стран, так и за счет перераспределения средств из других форм бюджетов.{курс экономики,Райзберг,стр.433}                                    

Все доходы бюджета подразделяются на собственные доходы, закреплен­ные законодательством полностью или частично на постоянной основе за соответствующими бюджетами, и регулирующие доходы бюджетов, к кото­рым относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней по разным видам таких доходов. К собственным доходам относят налоговое и неналоговые доходы, за исключением доходов от ис­пользования имущества, находящегося в государственной или муниципаль­ной собственности, а также безвозмездные перечисления.

Расходование государственного бюджета — это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. Порядок формирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспечен­ности, финансовых затратах на оказание государственных услуг. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правитель­ственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей. Правительствен­ные закупки включают, например, закупку оружия, разнообразное строитель­ство, оплату услуг судей, учителей, пожарных, полицейских. Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, получен­ные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме посо­бий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам и т.п. Чаще всего правительственные закупки называют истощающими расходами, так как они непосредственно поглощают или ис­пользуют производственные ресурсы. Трансферты же считают неистощаю-щими, так как они не поглощают ресурсы, связанные с производством. В то же время и трансферты, и закупки оказывают влияние на распределение ре­сурсов. Если через правительственные закупки общество перераспределяет ресурсы от частного потребления к общественному, то через трансферты пра­вительство лишь изменяет структуру потребления товаров частного сектора и не оказывает влияния на увеличение общественного потребления за счет личного; нужно отметить, что в результате этого государственное вмешатель­ство в экономику эффективнее при помощи изменения объема правитель­ственных закупок, нежели трансфертов.

Бюджетные расходы можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от экономического содержания (текущие — закупка товаров и оплата услуг, субсидии, текущие трансферты, и капитальные — вложения в основные средства); по их роли в воспроизводстве (расходы, направляю­щиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образо­вание, здравоохранение); целевому назначению (капитальные вложения, до­тации, расходы на заработную плату); общественному назначению. С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на обо­рону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство большую часть со­ставляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономи­ческих программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются при­оритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, решение настоятельных социально-экономических проблем, совершенствование производственной и социально-бытовой инфраструкту­ры, в том числе целевые федеральные программы.

Значительные бюджетные средства из консолидированного бюджета, рас­ходуемые на осуществление социально-культурных мероприятий, направле­ны на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспе­чение тех слоев населения, которые в этом нуждаются.

В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки воору­жения и военной техники, затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ и на военное строительство.

Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.

Средства федерального бюджета прежде всего направляются на финанси­рование таких функций, без которых не может существовать государство, а также на выравнивание финансового потенциала субъектов РФ. По обоюд­ному соглашению между федеральными и региональными органами власти отдельные виды расходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой.

В условиях создания рыночной экономики проявилась насущная необхо­димость отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления средствами, ассигнованными из бюджета. В этой связи приняты меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низкорентабельных производств, последовательному отказу от применяв­шихся ранее методов финансирования предприятий. Теперь бюджетные ас­сигнования в основном направляются на осуществление социальных и эко­номических программ. Увеличены ассигнования средств на затраты по струк­турной перестройке и совершенствованию территориальной структуры производства.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы преду­сматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Размер их не может превышать 3% от общей суммы расходов.

 

 

 



структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2000 – 2001 гг.

 

 

Виды расходов

2000 - план

2001 - план

млрд. руб.

в % к

млрд. руб.

в % к

ВВП

общей сумме расходов

ВВП

общей сумме расходов

Расходы - всего

1014,2

14,7

100,0

1193,5

15,4

101,0

Государственное управление и местное самоуправление

26,8

0,4

2,6

40,7

0,52

3,4

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

111,5

1,6

11,0

131,6

1,7

11,0

Промышленность, энергетика и строительство

38,1

0,55

3.8

44,7

0,6

3,7

Сельское хозяйство и рыболовство

15,4

0,22

1,5

20,8

0,27

1,7

Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

4,1

0,06

0,4

4,8

0,06

0,4

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

1,9

0,03

0,19

30,6

0,4

2,6

Международная деятельность

39,5

0,6

3,9

22,2

0,3

1,9

Социально-культурные мероприятия

132,8

1,9

13,1

191,4

2,5

16,0

Национальная оборона

209,4

3,0

20,7

214,7

2,8

18,0

Обслуживание государственного долга

188,7

2,7

18,6

239,8

3,1

20,0

Финансовая помощь бюджетам других уровней

97,3

1,4

9,6

186,6

2,4

15,6

Дефицит (-), профицит (+)

+89*

+1,3

-

-

-

-

 * Направлено на замещение поступлений из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета и погашение государственного долга.

** Сверх утвержденной суммы расходов (1193,5 млрд. руб.) предусмотрено за счет дополнительных доходов направить 103,2 млрд. руб. на сокращение долговых обязательств и 62,0 млрд. руб. на финансирование непроцентных расходов.