1.государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
Термин «бюджет» в экономической литературе одновременно используется для определения различных понятий: «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти» (Закон РФ от 10 октября 1991г. №1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991 №46. Ст. 1543)), «основной централизованный фонд денежных средств» (Основы теории финансов/Под ред. Л.А. Дробозиной М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. С. 32.); основной финансовый план государства» (Шеховцев Г.Л. Бюджет социалистического государства на примере бюджета СССР М.: Финансы и статистика, 1983 С. 9; Финансы. Денежное обращение. Кредит/Под ред. Л.А. Дробозиной, М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997 С. 146; Государственные и территориальные финансы Учебник для вузов/Под ред. Л.И. Сергеева Калининград: ГИПП «Янтарный сказ», 2000. С. 51 и др.); «...совокупность... денежных отношений... как основной финансовый план... как важнейший финансовый регулятор...» (Финансы и кредит/Под ред. А.Ю. Казака Екатеринбург, 1994. С. 170.). Таким образом, часто не соблюдается правило формальной логики – придание каждому определяемому объекту (отношению, предмету, документу) своего собственного, только ему присущего определения и соответственно термина. При этом ни один из авторов не называет, например, «финансами» одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы. Обратимся к толковому словарю современных бюджетных терминов (Толковый словарь современных бюджетных терминов М.: Национальный фонд подготовки кадров: Баренц Груп, Лтд: Изд-во Дмитрейд График Труп, 1999. Вып. 1 С. 15). Приведем два определения – «бюджет» и «государственный бюджет». Бюджет – «общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом». Следовательно, акцент делается на бюджет как документ соответствующего содержания. Бюджет государственный – «система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства».
Для любого человека понятие «бюджет» ассоциируется с его финансовым состоянием, накоплением денежных средств, соответствием денежных доходов и расходов, избыточностью или дефицитностью личного кошелька.
Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической системы, воплощают базисный способ финансового регулирования экономики.
Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по поводу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными и местными интересами; компромисс между промышленными и сельскохозяйственными районами в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиров государственной территориальной структурной политики; компромисс между интересами отдельных отраслей и фирм по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются,
Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Сущность контрольной функции заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер ресурсов государства объему его потребностей и т.д.
Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Большое влияние на экономику страны бюджет оказывает благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и другие бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса, что так же приведет к ускорению экономического роста.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.
И наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.
Графически эти процессы можно проиллюстрировать следующим образом (схема1.).
Валовый национальный продукт |
Амортизационный фонд |
Бюджетные доходы налоги сборы пошлины займы |
Бюджетный фонд |
Бюджетные расходы финансирование финансирование субсидии, трансферты |
отраслей хозяйства непроизводственной сферы администра-тивным и экономическим территориям |
просвещение здравоохранение соц. обеспечение управление оборона |
Чистый национальный продукт: заработная плата работников; доходы лиц, работающих по найму; прибыль предпринимателей; ренты землевладельцев; ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков |
Схема.1. Роль бюджета в перераспределении валового национального продукта
Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу только те общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частное предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных слоёв общества или населения в целом.
Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил и государственного аппарата; финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства; выплата процентов по государственному долгу.
Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики. Бюджет – роспись денежных расходов и доходов, составляемая для государственных органов управления, предприятий, семей или отдельного лица.(таблица 1)
Приходная и расходная части содержат указания на источники поступления, направление и расходование средств. Если расходы превышают доходы – то существует дефицит бюджета.
Доходы |
Расходы |
Налог с физических лиц (подоходный) |
Социальные расходы |
Налог на прибыль предприятий |
Военные расходы |
Налог с оборота (НДС) |
Расходы на фундаментальную науку и научные исследования |
Акцизы |
Расходы на финансирование экономики: А) предоставление субсидий, дотаций, займов; Б) государственные инвестиции В) федеральные программы |
Таможенные пошлины |
Содержание государственного аппарата |
Прочее |
Обслуживание государственного долга. |
Таблица 1.Структура государственного бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня
В общем виде состав доходов бюджета может быть представлен в виде схемы 2.
схема 2. Доходы бюджета.
Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.
В табл. 1 представлено распределение доходов консолидированного бюджета бюджетов в 2001 г.
Таблица1.
Структура доходов |
Удельный вес, %, бюджетов в консолидированном бюджете РФ |
|
федерального |
субъектов РФ |
|
Налоговые доходы |
59,7 |
40,3 |
В том числе: |
|
|
налог на прибыль (доход), прирост капитала |
27,2 |
72,8 |
налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы |
88,7 |
11,3 |
налог на совокупный доход |
17,9 |
82,1 |
налог на имущество |
0,6 |
99,4 |
платежи за пользование природными ресурсами |
33,9 |
66,1 |
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
100 |
|
прочие налоги, пошлины и сборы |
25,9 |
74,1 |
Неналоговые доходы |
62,2 |
37,8 |
В том числе: |
|
|
доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных организаций |
54 |
46 |
средства от эксплуатации и использования имущества федеральных автомобильных дорог |
100 |
_ |
доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных организаций |
- |
100 |
доходы от продажи земли и нематериальных активов |
5 |
95 |
административные платежи и сборы |
30,6 |
69,4 |
штрафные санкции, возмещение ущерба |
47,2 |
52,8 |
доходы от внешнеэкономической деятельности |
100 |
_ |
прочие неналоговые доходы |
24,8 |
75,2 |
Безвозмездные перечисления |
|
100 |
Доходы целевых бюджетных фондов |
13,3 |
86,7 |
Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. За рубежом на них приходится до 80—90% потребности бюджетов России в соответствии с Бюджетным кодексом они должны превышать 50% суммы доходов консолидированного бюджета. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.
Налоги в виде обязательных платежей поступают в бюджет в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.
Кроме налогов в бюджет поступают сборы: за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и ряд других.
Следует отметить, что если налогоплательщик испытывает финансовые затруднения и не может вовремя заплатить налог, то у него есть право получить так называемый налоговый кредит. Это своеобразная льгота, действующая наряду с рядом других налоговых льгот. Наличие многих налоговых льгот снижает величину налоговых доходов государственного бюджета.
К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи имущества; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, доходы от платных услуг.
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах государственного бюджета в соответствии с их целевым назначением.
И еще один вид доходных поступлений — безвозмездные перечисления, которые могут осуществляться как со стороны экономических субъектов данной страны или других стран, так и за счет перераспределения средств из других форм бюджетов.{курс экономики,Райзберг,стр.433}
Все доходы бюджета подразделяются на собственные доходы, закрепленные законодательством полностью или частично на постоянной основе за соответствующими бюджетами, и регулирующие доходы бюджетов, к которым относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней по разным видам таких доходов. К собственным доходам относят налоговое и неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также безвозмездные перечисления.
Расходование государственного бюджета — это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. Порядок формирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затратах на оказание государственных услуг. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей. Правительственные закупки включают, например, закупку оружия, разнообразное строительство, оплату услуг судей, учителей, пожарных, полицейских. Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам и т.п. Чаще всего правительственные закупки называют истощающими расходами, так как они непосредственно поглощают или используют производственные ресурсы. Трансферты же считают неистощаю-щими, так как они не поглощают ресурсы, связанные с производством. В то же время и трансферты, и закупки оказывают влияние на распределение ресурсов. Если через правительственные закупки общество перераспределяет ресурсы от частного потребления к общественному, то через трансферты правительство лишь изменяет структуру потребления товаров частного сектора и не оказывает влияния на увеличение общественного потребления за счет личного; нужно отметить, что в результате этого государственное вмешательство в экономику эффективнее при помощи изменения объема правительственных закупок, нежели трансфертов.
Бюджетные расходы можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от экономического содержания (текущие — закупка товаров и оплата услуг, субсидии, текущие трансферты, и капитальные — вложения в основные средства); по их роли в воспроизводстве (расходы, направляющиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение); целевому назначению (капитальные вложения, дотации, расходы на заработную плату); общественному назначению. С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на оборону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство большую часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, решение настоятельных социально-экономических проблем, совершенствование производственной и социально-бытовой инфраструктуры, в том числе целевые федеральные программы.
Значительные бюджетные средства из консолидированного бюджета, расходуемые на осуществление социально-культурных мероприятий, направлены на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются.
В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной техники, затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ и на военное строительство.
Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.
Средства федерального бюджета прежде всего направляются на финансирование таких функций, без которых не может существовать государство, а также на выравнивание финансового потенциала субъектов РФ. По обоюдному соглашению между федеральными и региональными органами власти отдельные виды расходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой.
В условиях создания рыночной экономики проявилась насущная необходимость отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления средствами, ассигнованными из бюджета. В этой связи приняты меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низкорентабельных производств, последовательному отказу от применявшихся ранее методов финансирования предприятий. Теперь бюджетные ассигнования в основном направляются на осуществление социальных и экономических программ. Увеличены ассигнования средств на затраты по структурной перестройке и совершенствованию территориальной структуры производства.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Размер их не может превышать 3% от общей суммы расходов.
структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2000 – 2001 гг.
Виды расходов |
2000 - план |
2001 - план |
||||
млрд. руб. |
в % к |
млрд. руб. |
в % к |
|||
ВВП |
общей сумме расходов |
ВВП |
общей сумме расходов |
|||
Расходы - всего |
1014,2 |
14,7 |
100,0 |
1193,5 |
15,4 |
101,0 |
Государственное управление и местное самоуправление |
26,8 |
0,4 |
2,6 |
40,7 |
0,52 |
3,4 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
111,5 |
1,6 |
11,0 |
131,6 |
1,7 |
11,0 |
Промышленность, энергетика и строительство |
38,1 |
0,55 |
3.8 |
44,7 |
0,6 |
3,7 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
15,4 |
0,22 |
1,5 |
20,8 |
0,27 |
1,7 |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
4,1 |
0,06 |
0,4 |
4,8 |
0,06 |
0,4 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
1,9 |
0,03 |
0,19 |
30,6 |
0,4 |
2,6 |
Международная деятельность |
39,5 |
0,6 |
3,9 |
22,2 |
0,3 |
1,9 |
Социально-культурные мероприятия |
132,8 |
1,9 |
13,1 |
191,4 |
2,5 |
16,0 |
Национальная оборона |
209,4 |
3,0 |
20,7 |
214,7 |
2,8 |
18,0 |
Обслуживание государственного долга |
188,7 |
2,7 |
18,6 |
239,8 |
3,1 |
20,0 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
97,3 |
1,4 |
9,6 |
186,6 |
2,4 |
15,6 |
Дефицит (-), профицит (+) |
+89* |
+1,3 |
- |
- |
- |
- |
* Направлено на замещение поступлений из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета и погашение государственного долга.
** Сверх утвержденной суммы расходов (1193,5 млрд. руб.) предусмотрено за счет дополнительных доходов направить 103,2 млрд. руб. на сокращение долговых обязательств и 62,0 млрд. руб. на финансирование непроцентных расходов.