СОДЕРЖАНИЕ


1. СОЗНАНИЕ И АКЦЕНТУАЦИЯ.............................................................. 3

2. КОГНИТИВИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ................. 5

3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ И ЧЕЛОВЕКА 7

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.............................. 9

5. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА....................................................................................................... 11

6. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЮРИСТОВ............................................................. 12


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 13





1. СОЗНАНИЕ И АКЦЕНТУАЦИЯ


Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность искусственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется:

q   активностью,

q   интенциональностью,

q   способностью к рефлексии, самонаблюдению,

q   мотивационно-ценностным характером,

q   различной степенью ясности сознания любого индивида уникально, но не произвольно – оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид).

Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются. Вторая трудность вытекает из первой: сознание не локализуется во внешнем пространстве, но сознание (из-за его «бескачественности») не удается «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым его можно было бы изучить известными психологии методам.

Акцентуация характера – понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с с психопатическими. Акцентуация характера отличается от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тональности его прежней во всех ситуациях, социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые акцентуации характера, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако, и свойства характера психически здорового человека.

Учет акцентуации характера необходим для осуществления индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, профориентации, выбора адекватных форм индивидуальной и семейной психотерапии.


2. КОГНИТИВИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

      

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 – начале 60-х годов ХХ века, как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально, главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразования сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа. При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память. Эта линия исследователей, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли значения в поведении субъекта. При таком более широком подходе когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистических позиций. Центральным становится вопрос об организации знания в понятии субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности. Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, других направлений. Когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные мнения исследований на единой концептуальной основе. С позиции российской психологии анализ формирования и актуального функционирования знания как психического отражения действительности необходимо предполагает изучение практической и теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные формы.


3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ И ЧЕЛОВЕКА


Личность – индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид – это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный.

Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей – психический склад; это и составляет ее индивидуальность.

Понятие «человека» более широкое, чем понятие «личность». Оно включает в себя и понятие «индивид», и понятие «личность».

Если рассматривать человека с самого начала его появления на свет, то о нем в научном плане можно говорить лишь как об индивиде – представителе вида homo sapiens, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип. В последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальнейшее развитие. Постепенно включаясь в систему существовавших в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т. д.), человек подвергается неизбежному воздействию окружающей его социальной среды, в той или оной мере адаптируется к ней, к социальным условиям своего бытия. То есть происходит постепенный процесс его социализации, формирования его мнения. Вот почему считается, что человек не рождается личностью, а ею становится. С этой точки зрения по сравнению с понятием индивид понятие личность – качественно более новое образование, появляющееся значительно позже рождения человека, вступающего в отношения с окружающими его людьми.

Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека природой, то понятие «личность» - на связь человека с обществом, социальной средой.

Личность проходит свой жизненный путь, в период которого осуществляется процесс социализации. Особенным является то, что образующаяся в развитии совокупность индивидуальных и личностных свойств у каждого отдельного человека неповторима. Эта неповторимость составляет суть индивидуальности человека.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


Психический процесс – это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение), эмоциональные и волевые.

Ощущение – психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания. Ощущения человека связаны с его знаниями, обобщенными опытом индивида.

Знания о закономерностях ощущений используются в следственной практике. Эти знания содействуют более квалифицированному расследованию преступлений. Задача следователя – воссоздать все существенные условия, в которых происходило отражение отдельных свойств предметов и явлений, и учесть основные закономерности чувствительности.

Восприятие – отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков.

Восприятие связано с опознанием, с пониманием и осмысливанием предметов или явлений с отнесением их к определенной категории.

Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа. Важнейшей составной частью акта восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета).

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответы на такие вопросы, которые нельзя разрешать путем непосредственного, чувственного отражения.

Память – психическое отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использованием их в последующей деятельности; это совокупность психических моделей действительности, построенных в результате опыта данного индивида.

Память – это интегральный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Информация сортируется мозгом по признаку ее значимости для деятельности. Наиболее значимая информация, как правило, сохраняется на длительное время.

Психический процесс построения нового образа на основе  имеющегося опыта называется воображением.

Воображение непрерывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в результате труда. Значительного развития воображения требует деятельность следователя. Без развитого воображения невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мыслительного эксперимента, ни оценка прошедших событий.

5. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА


Психологический анализ профессиональной деятельности юриста, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты.

Характерным для всех видов правоохранительной деятельности является то, что ее основные структурные элементы присущи и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности. Однако в зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры несколько меняется.

Воспитательная функция в деятельности юриста (сотрудников правоохранительных органов) определяется прежде всего целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушителем, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации.

Участие юристов в воспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. Однако, в действительности структурные образования правоохранительной деятельности связаны между собой и выступают в едином комплексе. Такой методологический подход помогает более углубленно проанализировать профессиональный труд юристов, разработать программу их деятельности, определить критерии оценки психологических качеств лиц, стремящихся стать юристами, создать надежную систему профессионального отборы в правоохранительные органы.

6. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЮРИСТОВ

      

Психологические стимулы к труду связаны с потребностью человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Педагогически же стимулы обусловлены потребностью юриста в самореализации, самосовершенствовании и самовыражении. Возможности самореализации зависят от уровня образования, профессиональной подготовки юристов. Стимулом выступает сам процесс деятельности, уровень его содержательности, разрешение возникающих в ходе процесса педагогических задач.

Также стимулы делятся на поощряющие ту или иную форму трудового поведения и блокирующие ее. К первым относятся все поощрения. К негативным стимулам относят: обсуждение проступка на рабочем собрании, замечание, выговор, увольнение, перевод на нижеоплачиваемую работу и т.д. Для юристов со слабой трудовой мотивацией положительные стимулы практически бездействуют, но может влиять страх потерять имеющееся.

Человек, как известно, живет работая и в процессе работы. Он реализует себя как личность. Учет заслуг, благодарность за выполняемую работу усиливает стимулы к труду. Одним из наиболее действенных мотивов труда является продвижение по службе.

Свободное время – несомненная потребность каждого человека. Учитывая этот факт, можно существенно усилить систему стимулирования труда. Предоставление дополнительного свободного времени реализуется посредством изменения продолжительности основного и различного рода дополнительного отпусков, их дробления на части, сокращение рабочего периода, предоставление права работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и пр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.           Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996.

2.           Психология / Под ред. Крылова А.А. – М., 1999.

3.           Психология / Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.

4.           Романов В.В. Юридическая психология. – М., 1998.