Министерство образования Российской Федерации
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ФИРМОЙ
Методические указания
Для студентов заочной формы обучения
Специальности 061100 – «Менеджмент»
061400 – «Коммерция»
Новосибирск 2000
Методические указания рассмотрены и рекомендованы на заседании кафедры 28 марта 2000 г. протокол № 8
Составитель к.э.н., доцент В.Л. Лунев
Рекомендуемая литература
1. Курс лекций «Организация управления зарубежной фирмой».
2. Рыночная экономика. Учебник в 3 т.: т.2.Ч.I./ Основы бизнеса. – М.: Статистика, 1992.
3. Хейс Р. и др. Динамическое производство// США: экономика, политика, идеология».-1992.- № 4-7.
4. Дубинин С.К. Все дальше на «дальний Запад». –М.: Мысль, 1990.
5. Как работают японские предприятия: Сокр.пер.с англ./ Под ред. Я.Мондена и др.-М.: Экономика, 1989.
6. Грейсон Дж.К.-мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ.- М.: Экономика, 1991.
7. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991.
8. США/ Сер. «Наши деловые партнеры».-М.: Международные отношения, 1991.
9. Япония/ Сер. «Наши деловые партнеры». – М.: Международные отношения, 1990.
10. Мескон С.Х. и др. Основы менеджмента/ Пер. с англ. – М.: Дело, 1992.
11. Грачев М.В. и др. Капиталистическое управление: уроки 80-х/Под ред. А.А.Динкина. -М.:Экономика, 1991.
12. Даллан Э.Д., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель/Пер. с англ.- С.-Пб 1992.
13. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Пер. с англ. –М.: Международные отношения, 1993.
14. Лунев В.Л. Тактика и старатегия управления фирмой. Учебное пособие.-М.: Финпресс, 1997.
УПРАВЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ФИРМОЙ
Методические указания
Для студентов заочной формы обучения
Составитель Валерий Леонтьевич Лунев
Подписано к размножению экз.
Объем п.л. Тираж экз.
_______________________________________________________________
НГАЭиУ, ул.Каменская, 56 Заказ №
Размножение на копиров.-множит.участке МО.
(Отпечатано)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
После того как Вы изучите курс, используя курс лекций и рекомендованную литературу, для закрепления знаний Вам необходимо выполнить контрольную работу.
Номер выбранной темы определяется по последней цифре зачетной книжки.
Тема 1. Система бизнеса.
Тема 2. Организация малого бизнеса.
Тема 3. Роль и место корпораций в мировой системе рыночной экономики.
Тема 4. Государственное регулирование рыночной экономики.
Тема 5. Стратегическое планирование в фирмах.
Тема 6. Стратегия конкурентоспособности фирм.
Тема 7. Инновационная стратегия фирм.
Тема 8. Стратегия производства.
Тема 9. Стратегия качества продукции.
Тема 10. Стратегия организационных изменений.
Студент может выбрать в качестве темы контрольной работы комплексную тему о деятельности любой из известных Вам зарубежных фирм. При выборе можно руководствоваться приложением 1.
После выбора фирмы необходимо описать ее деятельность на основании показателей фирменного досье (приложение I). В этом случае Вы получите вместе с зачетом по контрольной работе и автоматический зачет по курсу при соответствующей защите контрольной работы.
2. ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется в виде реферата и состоит из двух частей:
1. Раскрытие теоретического содержания темы.
2. Практическая реализация теоретических вопросов на примере конкретных фирм (темы 5-10) или конкретной страны (темы 1-4).
Комплексная тема является обобщающей темой курса и также состоит из двух частей:
1. Составление фирменного досье конкретной фирмы.
2. Описание стратегий управления, которые использует или предполагает использовать фирма для усиления своей конкурентоспособности.
В работе необходимо указать использование литературных источников.
3. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1. Система бизнеса
Необходимо дать определение «бизнеса» вообще и «предпринимательского бизнеса» в частности.
Необходимо выделить основные компоненты предпринимательского бизнеса, субъекты бизнеса и соответствующие им формы бизнеса, особенности каждой формы бизнеса, определить, что составляет основу каждой формы бизнеса.
В качестве типов предпринимательских фирм рассмотрите частные фирмы, партнерства, корпорации, преимущества и недостатки каждого типа.
Во второй части контрольной работы необходимо провести сравнительный анализ бизнеса за рубежом и зарождающейся системы бизнеса в России.
Тема 2. Организация малого бизнеса
Следует раскрыть причины активизации сферы малого бизнеса в 80-е годы, связанные со структурной перестройкой производства и бурным развитием отраслей, связанных с применением современных технологий. Далее определить место и роль мелкого бизнеса в системе рыночной экономики, эффективность системы малого бизнеса и его взаимоотношение с крупным бизнесом, связанным с деятельностью корпораций.
Во второй части контрольной работы необходимо описать деятельность нескольких фирм малого бизнеса, например, в США.
Тема 3. Роль и место корпораций в мировой системе рыночной экономики
Необходимо раскрыть интеграционный процесс развития корпораций на отраслевом, межотраслевом и межнациональном уровне, описать процессы вертикальной, горизонтальной интеграции и диверсификации, раскрыть причины такого процесса развития корпораций.
Далее необходимо раскрыть преимущества крупных корпораций в конкурентной борьбе, при этом обратить внимание на сочетание планового и стихийного начала в деятельности корпораций в условиях рыночной экономики.
Во второй части работы опишите деятельность какой-либо крупной корпорации США.
Тема 4. Государственное регулирование экономики
Необходимо раскрыть функции государства в рыночной экономике: создание и регулирование рынка центральных денег, обеспечение потребностей в общественных товарах, регулирование внешних по отношению к рынку эффектов, регулирование рынка труда, инвестиционная и структурная политика.
Далее необходимо раскрыть методы реализации этих функций, применяемые государством: прямые и косвенные, экономические и административные.
Далее следует рассмотреть основные модели государственного регулирования экономики, связанные с различной степенью сочетания свободного предпринимательства и государственного регулирования. Речь идет об усилении или ослаблении государственного вмешательства в различные периоды развития рыночной экономики в разных странах с учетом специфических особенностей экономики стран, таких как США, Япония, страны Западной Европы.
Во второй части работы опишите схему участия государства в системе рыночных отношений (см.рис.). Здесь государство выступает в двух лицах как субъект системы бизнеса и как регулятор этой системы.
Тема 5. Стратегическое планирование в фирмах
Необходимо сформулировать сущность и функции стратегического планирования, описать процесс стратегического планирования. Далее описать базовые стратегии: стратегию роста, стратегию стабилизации, стратегию выживания. Необходимо определить условия, при которых происходит выбор фирмой той или иной стратегии.
Реализация фирмой выбранной стратегии может проводиться различными методами с помощью базовых стратегических альтернатив. Необходимо описать базовые альтернативы каждой стратегии.
Во второй части работы рассмотрите предложенную ситуацию и определите цель избранной стратегии, саму стратегию и стратегические альтернативы, выбранные фирмой.
Ситуация
Несколько лет назад одна из крупнейших компаний США «Дженерал Электрик» испытала сильную конкуренцию по всем направлениям своей деловой активности. Когда во главе фирмы встал Джек Уэлч, он начал проводить самые крупные перемены за всю 108-летнюю историю фирмы. Он отказался от ряда неприбыльных направлений деятельности фирмы, что привело к продаже почти 200 предприятий. Он решил, что «Дженерал Электрик» должна сосредоточиться на высокотехнологичных отраслях и услугах для этого приобрел 70 предприятий, работающих на основе передовой технологии. Он провел массовое сокращение штатов, что привело к ликвидации 100 тыс. рабочих мест.
Кроме того, Уэлч провел ряд изменений в оставшейся организационной структуре, убрав должности руководителей секторов бизнеса и, упростив некоторые другие аспекты формальной организации, тем самым замкнул финансирование подразделений на себя.
Все это позволило компании вновь войти в десятку ведущих фирм мира. Прокомментируйте действия президента фирмы с точки зрения выбора стратегии и соответствующих ей стратегических альтернатив.
Тема 6. Стратегия конкурентоспособности фирм
Необходимо раскрыть понятия конкурентоспособности фирм и товаров; определить предмет и объект конкуренции, виды конкуренции.
Далее дать понятие конкурентной стратегии фирм, определить типы фирм-конкурентов, описать процесс формирования стратегии конкурентоспособности фирм и методы проявления конкурентоспособности фирм на рынке.
Во второй части работы рассмотрите конкретные ситуации и проанализируйте действия фирм, направленные на повышение своей конкурентоспособности.
Ситуация 1
Несколько лет назад «Эппл Компьютерз» – пионер производства персональных компьютеров (ПК) - объявила о своей программе «Будущее не ждет». В рамках этой программы фирма предлагала школам США 150 тыс. своих ПК совершенно бесплатно. Вряд ли целью фирмы была простая благотворительность. Какие цели преследовала фирма эти актом?
Ситуация 2
В середине 80-х годов европейский рынок ПК характеризовался следующими данными о долях отдельных фирм: ИБМ – 27,5%, «Эппл Компьютерз» – 17,9%, «Оливетти» - 7,9%. Фирма «Оливетти» резко наращивает свои усилия в области производства ПК. Прокомментируйте рыночное поведение фирмы, если известно, что она:
А) установила связи с фирмой «Ксерокс» по использованию ее сбытовой сети в США;
Б) предложила 25% своих акций одному из крупнейших концернов США – АТТ;
В) предложила японской фирме «Тошиба» 20% акций своего японского филиала по производству ПК.
Ситуация 3
Фирма «Фиат», никогда не выпускавшая автомобили высшего класса, купила старинную, но погрязшую в долгах «Альфа-Ромео», затратив на покупку 700 млн. долларов, столько же потратила на уплату долгов «Альфа-Ромео» и 3 млрд. долларов вложила в ее реконструкцию. А не дешевле было бы освоить производство автомобиля этого класса на одном из заводов фирмы «Фиат»? (По оценкам это обошлось бы фирме в 3 млрд. долларов). Или фирма руководствовалась другими соображениями? Какими?
Тема 7. Инновационная стратегия корпораций
Необходимо сформулировать направления и методы инновационной деятельности фирм, описать базовые стратегии: защитную, наступательную, совмещенную и условия, при которых фирма применяет ту или иную стратегию.
Далее необходимо выделить организационные формы инновационной деятельности фирм в зависимости от вида нововведения: его стратегического значения для фирмы и связи с основным производством.
В заключительной части темы необходимо раскрыть принципы и методы финансирования инновационной деятельности фирм.
Во второй части работы предлагается описать деятельность одной из венчурных фирм, занимающихся созданием нововведений.
Тема 8. Стратегия производства
Необходимо рассматривать эту стратегию исходя из того, что производство является основной функцией предприятия. В качестве составляющих стратегии выделить: планирование производства и контроль, повышение производительности труда, человеческий фактор в управлении.
В качестве компонентов стратегии производства выступает базовая стратегия как баланс между оборудованием, рабочей силой и выпускаемой продукцией и ее реализация с помощью стратегических альтернатив: полное удовлетворение спроса, производство продукции по среднему уровню спроса и производство по нижнему уровню спроса.
Далее необходимо раскрыть понятие производства мирового класса, которое присуще компаниям с высоким уровнем конкурентоспособности, а также выделить принципы, на которых строится архитектура производства мирового класса. К ним относится: определение главной цели предприятия как повышение ценностей своей продукции для потребителя, строгое выполнение своих обязательств как внутри фирмы, так и во внешней среде, простота и рациональность организации материальных и информационных потоков, подчиненная главной задаче – иметь нужную информацию в нужном месте и в нужное время.
Затем необходимо описать три основные стратегии планирования выпуска продукции:
1) постоянный объем производства при постоянной численности рабочей силы;
2) переменный объем выпуска при постоянной численности рабочей силы;
3) переменный объем выпуска при переменной численности рабочей силы.
Эти стратегии являются «чистыми» стратегиями, т.е. не учитывают ограничений, накладываемых параметрами конкретной производственной системы. Поэтому при анализе стратегий производства следует учитывать влияние применяемой системы управления запасами с зависимым или независимым спросом.
Во второй части работы опишите систему организации производства по принципу «точно вовремя» (jush-in-time). Это можно сделать на примере японской фирмы «Тоета».
Тема 9.Стратегия качества,
Тема 10. Стратегия организационных изменений
Достаточно полно освещены во многих литературных источниках и не требуют специальных пояснений к их раскрытию.
Во второй части темы 9 студенту предлагается описать действие кружков качества на фирмах, а в теме 10 – рассмотреть организационную структуру какой-либо крупной корпорации.
4. ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ТЕМЕ
В качестве объекта контрольной работы выберите сами любую из известных или понравившихся Вам зарубежных фирм (разумеется, она должна быть известна в деловом мире). При выборе Вы можете воспользоваться приложением 2. Это и будет Ваш вариант выполнения контрольной работы.
Учтите, что выбор фирмы должен опираться на наличие данных о ней, чтобы можно было составить более или менее подробное описание фирмы. Вряд ли в переводной литературе можно найти все данные о фирме в одном источнике. Необходим целенаправленный поиск по различным источникам: книгам, статьям в газетах, журналах (например, журнале «США: экономика, идеология, политика»), в которых приводятся упоминания об отдельных сторонах деятельности фирмы.
Контрольная работа выполняется в виде реферата, включающего описание показателей фирменного досье (приложение 1).
При составлении досье необязательно (но желательно) использовать все показатели. Если испытываете трудности с описанием какого-либо показателя, то его можно опустить. Но составленное досье должно дать законченное представление о фирме.
Также необязательно соблюдать последовательность использования показателей приложения 1. При изложении материала не нужно производить нумерацию показателей. Материал должен подаваться в свободной форме, т.е. фирменное досье используется как план изложения материала о фирме.
После составления досье необходимо описать структуру управления, которые использовала, использует или предлагает использовать фирма для усиления своей конкурентоспособности.
Приложение 1
ФИРМЕННОЕ ДОСЬЕ
1. Общие сведения
1. Наименование фирмы и торговые марки, под которыми сбывается продукция. Основная сфера деятельности.
2. Характеристика товара, производимого фирмой: наименование – модификации – семейство; аналоги на рынке; время выхода на рынок; ключевые факторы рыночного успеха (или неудач) по товару; оценка конкурентоспособности.
3. Время основания фирмы. Основные этапы развития и диверсификации. Правовой статус фирмы. Организационная структура фирмы.
4. Страна регистрации и контролирующий фирму капитал (национальный, иностранный)
5. Дочерние филиалы и предприятия.
6. Руководители фирмы (совет директоров, президентский совет) – личные досье.
7. Численность занятых, в том числе в основных подразделениях (НИОКР, производство, сбыт и т.д.).
8. Общее мнение о фирме как о партнере в деловых кругах (то же по высшим руководителям).
9. Уровень опасности поглощения другой фирмой и возможные последствия.
2. Финансовое положение
10. Активы фирмы, в том числе акционерный капитал.
11. Пассивы фирмы.
12. Ликвидность и задолженность.
13. Рентабельность фирмы.
3. НИОКР и производство
14. Расходы на НИОКР в последние пять лет
15. Наукоемкость производства:
затраты на НИОКР
объем продаж
16. Наличие в штате крупных ученых и инженеров.
17. Стратегия НИОКР и основные партнеры по кооперации НИОКР.
18. Лицензионная торговля и опыт лицензионной работы в фирме.
19. Производственные характеристики фирмы (площади, мощности, оборудование и т.д.).
20. Организация производства на фирме.
21. Сырьевая база фирмы и основные поставщики.
22. Основные партнеры фирмы в производственной кооперации и характер кооперированных связей.
4. Коммерческие позиции фирмы
23. Позиция фирмы на внутреннем (национальном) рынке.
24. Позиции фирмы на внешнем (мировом) рынке.
25. Основные конкуренты фирмы.
26. Динамика рыночной активности фирмы.
27. Репутация фирмы по качеству и своевременности выполнения заказов.
28. Рекламная деятельность фирмы и известность ее торговых марок.
29. Сбытовая сеть фирмы и ее организационно-управленческая структура.
30. Сервисная сеть фирмы, ее структура.
31. Методы ценовой и неценовой конкуренции, применяемые фирмой.
Пояснение к разделу 2 «Финансовое положение»
1. Активы фирмы – это все, что образует имущество предприятия, что, входит в его достояние и обладает стоимостью. Активы делятся на ликвидные и неликвидные, иначе говоря, - на те, которые образуют оборотный капитал и те, которые образуют основной капитал. Ликвидные активы включают денежные средства, а также все то, что может быть обращено в деньги или потреблено в процессе производства за период, не превышающий одного года.
Неликвидные активы – это материальное имущество с длительным сроком службы (оборудование, здания, сооружения, земельная собственность и т.д.).
Пассивы - это денежные обязательства предприятия перед кредиторами.
Собственный капитал предприятия – это разность между общей стоимостью активов и пассивов, т.е. стоимость имущества предприятия за вычетом всех его обязательств. К собственному капиталу предприятия относится также нераспределенная прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся после всех вычетов и накапливающаяся на счету у предприятия.
2. Ликвидность – это способность компании выполнить взятые на себя краткосрочные обязательства.
Показатель ликвидности: ___оборотный капитал_______
текущие (краткосрочные)
обязательства
Задолженность – это доля заемных средств в структуре капитала.
Степень задолженности: _____совокупная задолженность____
балансовая стоимость предприятия
3. Показатели рентабельности характеризуют эффективность управления предприятием.
Доля прибыли в цене единицы продукции:
чистая прибыль после вычета налога
объем продаж
Прибыль на вложенный капитал:
чистая прибыль после вычета налога_
балансовая стоимость предприятия
Доход от продаж:
______объем продаж ____
собственный капитал
Приложение 2
Основные экономические характеристики некоторых крупнейших компаний мира
Название |
Основная сфера деятельности |
Объем продаж (млн.долл.) (1988 г.) |
Прибыль (млн.долл.) (1988г.) |
Число Занятых (тыс.чел.) (1986г.) |
Затраты на НИОКР (млн.долл.) (1986г.) |
Отношение затрат на НИОКР к объему продаж (1986г., %) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Дженерал Моторз Форд моторз ИБМ Дженерал электрик Крайслер Истмен Кодак Минесота Майнинг Менюфекчуринг (ЗМ) Диджитал экуипмент 1 |
Автомобилестроение Автомобилестроение Производство ЭВМ Электроника, электротехника Автомобилестроение Приборостроение Приборостроение Производство ЭВМ 2 |
121085 92446 59681 49414 35473 35473 17034 11475 3 |
485 5300 5806 3386 1050 1397 1154 816 4 |
876 382 403 359 115 121 81 94 5 |
4175 2305 3975 1300 732 1059 564 814 6 |
4,0 3,7 7,8 3,7 3,2 9,2 6,6 10,7 7 |
Хъюлетт- паккард |
Производство ЭВМ |
98312 |
261 |
82 |
824 |
11,6 |
ТРВ Моторола Ханниуэл Тексас инструментс Дженерал Миллз Контрол Дейта Тоета мотор (Япония) Мапустита (Япония) Хитати (Япония) Филипс (Нидерланды) ФИАТ (Италия) Вольво (Швеция) Исутзу моторз (Япония) |
Электроника Электроника Электроника Электроника Производство продовольствия Производство ЭВМ Автомобилестроение Электротехника, Электроника Электротехника, Электоника Электротехника, Электроника Автомобилестроение Автомобилестроение Автомобилестроение |
69982 8250 7148 6295 5778 3628 50790 61319 41330 28371 34039 15752 9268 |
445 435 366 283 2 2315 186 989 477 2325 807 51 |
78 94 78 77 62 34 86 181 263 310 277 78 25 |
159 492 246 406 42 313 1066 922 1034 … … … … |
2,6 8,4 4,6 8,2 0,9 9,4 4,0 6,4 8,3 … … … … |