ПЛАН
Ведение................................................................................................................................ 2
Глава 1. Представление банка........................................................................................ 3
1. Банк как учреждение или организация................................................................. 3
а) Банк как предприятие............................................................................................ 3
б) Банк как торговое предприятие.......................................................................... 3
2. Банк как кредитное предприятие........................................................................... 4
а) Банк как агент биржи............................................................................................ 5
б) Банк как посредническое предприятие............................................................ 5
Глава 2 Банковская система России............................................................................. 6
I. Банковская система России в цифрах.................................................................... 6
1. Составляющие банковской системы России....................................................... 7
а) Эмиссионные банки............................................................................................... 8
б) Неэмиссионные банки коммерческие (универсальные) банки................. 10
в) Специализированные банки.............................................................................. 13
Глава 3. Обзор технического обеспечения банков применяемого для решения некоторых проблем современной банковской деятельности.................................................... 16
1. Анализ кредитоспособности и финансовой устойчивости коммерческого банка 16
Банковский надзор................................................................................................... 16
2. Camel.......................................................................................................................... 18
З. Организация расчетов............................................................................................ 21
Глава 4 Перспективы развития банковской системы россии................................ 23
Заключение...................................................................................................................... 28
ВЕДЕНИЕ
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки — это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль.
Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход. В результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в нашем сознании так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной роли не звучит с должной убедительностью.
Можно сказать, что в нашем обществе еще только начинает складываться понимание того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков — это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела [1].
Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки — это хранилища денег. Вместе с тем данное и подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве. Еще более запутывает дело само терминологическое значение слова банк («банко» — скамья, на которой совершались денежные и кредитные операции) а также такие современные выражения, как банк данных, банк растений, книжный банк, которые к банку, как таковому, не имеют никакого отношения.
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия [8].
В своей работе я попробую показать сущность банка с разных общественных позиций, типы банков, банковскую систему России, проблемы, существующие на сегодняшний день у банков, возможные пути их решения, тенденции развития банковской системы в России.
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БАНКА
1. Банк как учреждение или организация [12]
Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. «Банковские учреждения и организации» — довольно расхожий термин, сплошь и рядом его можно встретить как в серьезной научной, так и учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати. Однако следует отметить, что банк хотя и выполняет общественную миссию, тем не менее, имеет отдаленное отношение к этим понятиям. Банк как организация, как объединение людей, исторически скорее являлся уделом частного лица и лишь впоследствии, с развитием банковского дела, особенно в современных условиях хозяйствования, превратился в крупные, средние и мелкие объединения.
а) Банк как предприятие
Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия — он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов как членов коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам страны и вытекают из полномочий Устава банка). Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию).
б) Банк как торговое предприятие
Вместе с тем банк как предприятие имеет свою специфику, его деятельность отличается от деятельности других предприятий. Эти отличия состоят в следующем: прежде всего, банки, в отличие от предприятий занятых в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства.
Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы «покупают» ресурсы, «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих «продавцов», хранилища, особый «товарный запас», их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается.
Но, сходство носит внешний характер, ибо банк торгует не товарами, а особым продуктом (например, операции с валютой, когда она покупается или продается по определенному курсу, определенной цене).
Обслуживая внешнеэкономическую деятельность, данные операции, особенно в банках, занятых обслуживанием внешней торговли, наряду с покупкой-продажей акций, облигаций, могут занимать значительный удельный вес, формировать важную часть банковской прибыли. Вместе с тем банковская «торговля» складывается не только вследствие этого, а в результате «торговли» кредитом, когда банки «покупают» ресурсы, платят за привлеченные средства, помещаемые предприятиями, населением, другими банками на различные типы счетов, и «продают» их заемщикам. Отличие от торговли здесь существенное: при торговле товар меняет своего собственника, уходит от продавца к покупателю, при кредитовании — собственник ссужаемой стоимости остается прежним.
При торговле товарами имеет место встречное движение стоимости: от продавца к покупателю идет товар, от покупателя к продавцу деньги — деньги. При кредите в момент его предоставления происходит одностороннее движение стоимости: ссужаемая стоимость перемещается от кредитора к заемщику, уплата ее эквивалента откладывается; она возвращается к своей исходной юридической точке лишь при наступлении определенного срока. Различие в том, что в торговой сделке продавец получает эквивалент своего товара — деньги, при кредите кредитору возвращается не только первоначально ссуженная стоимость, но и надбавка к ней в виде ссудного процента.
2. Банк как кредитное предприятие [12]
Кредит — это отношение между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения ссуженной стоимости. В кредитных отношениях, следовательно, кто-то из сторон кредитор и кто-то заемщик. В каждой данной кредитной сделке, взятой в отдельности, как бы сфотографированной в определенный момент, всегда две стороны, причем кредит выражает особое специфическое отношение между ними. В отличие от кредита банк — это одна из сторон отношений, которая хотя и может одновременно выступать в качестве кредита и в качестве заемщика, однако в каждый данный момент в отдельно взятой, опять же сфотографированной, сделке выступает то ли в качестве кредитора, то ли в качестве заемщика.
Следовательно, банк — это не само отношение, а один из субъектов отношений, принимающий в кредитной сделке одну из противостоящих друг другу сторон. Далее, отличие между банком и кредитом состоит и в том, что кредит — это отношение как в денежной, так и в товарной форме. В банке сконцентрированы и проходят потоки только в денежной форме. При сопоставлении банка и кредита важно видеть и их исторические корни. Банк возник только тогда, когда возникли деньги, в то время как кредит функционировал и до появления денег во всех их функциях. Банк — следствие развития кредита, являющегося, в свою очередь, по отношению к банку его фундаментом.
а) Банк как агент биржи
Банки являются непременными участниками биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами. Однако это не превращает банк в часть биржевой организации. Частные банки появились задолго до биржи, до возникновения купли-продажи ценных бумаг.
Торговля ценными бумагами является частью банковских операций, но далеко не главной. Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична от собственного банковского дела, она позволила бирже выделиться в качестве самостоятельного элемента рынка со специальным аппаратом и задачами.
б) Банк как посредническое предприятие
Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным.
Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус — срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов-кредитора и заемщика.
В каком же смысле банк становиться посредником? Между кем посредником? Известно, что посредниками выступают самые разные организации и лица. Торговля, к примеру, — это также посредник, ибо она расположена между потребностями производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий), желающих приобрести продукт другого производителя. Торговля является своеобразным посредником между продавцом и покупателем. Роль посредника в различных сферах человеческой деятельности могут брать на себя самые различные службы (юридические, комиссионные, почтовые и прочие), но от этого они не становятся банками. Банк как посредник имеет другую природу, связанную не с посреднической деятельностью как таковой, а с особым родом его деятельности.
Для анализа важен здесь и другой момент. Если считать, что банк — это посредник между кредитором и заемщиком, то как объяснить, что в своей повседневной деятельности он одновременно и кредитор, и заемщик, ибо ежедневно он и отдает свои ресурсы и получает чужие. Если следовать логике посреднической интерпретации банка, его можно было бы считать в одном случае кредитором, в другом — заемщиком. И это было бы ближе к истине, ибо здесь полнее обозначилась бы специфика его деятельности в отличие от деятельности других объектов хозяйствования.
Парадокс, однако состоит в том, что банк, выступая как кредитор, как заемщик, как посредник между ними, тем не менее с позиции своей сущности не является ни тем, ни другим, ни третьим. Банк как кредитор, банк как заемщик, банк как посредник — это лишь фрагмент его деятельности и в этом смысле лишь частица его сущности, которая не исчерпывает специфики его положения и деятельности в обществе. Любое предприятие, любое частное лицо может выступать в качестве заимодавца, ссудополучателя, осуществлять посреднические операции в сфере налично-денежных и безналичных платежей, но от этого они не превращаются в банки.
Скорее всего, банк — это и кредитор, и заемщик, и посредник между ними, и посредник в денежных расчетах; тем не менее и в этих своих качествах он в полной мере раскрывает свою суть. Банк — это особое явление в хозяйственной жизни.
ГЛАВА 2 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ
I. Банковская система России в цифрах
Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации, коммерческих банков, включая их филиалы, а также других кредитных учреждений. Коммерческие банки начали развиваться с августа 1988 г., когда был зарегистрирован первый такой банк. Особенно бурно коммерческие банки создавались во второй половине 1991 г. Именно в этот период, скорее в интересах политических, а не экономических, "сверху" осуществлялась коммерциализация учреждений государственных специализированных банков. В результате были разрушены крупные банки с вертикальной структурой управления, разветвленной сетью отделений и на их месте возникли зачастую мелкие и потенциально неустойчивые коммерческие банки. В то же время шел процесс создания новых коммерческих банков, целый ряд которых занял лидирующие позиции на рынке банковских и финансовых услуг [2].
На 01.08.1995 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 2579 коммерческих банков, а число их филиалов превышало 5,6 тыс. (без учета образующих особую подструктуру национальной банковской системы 40 тыс. отделений Сберегательного банка РФ) [8].
Количество действующих в России кредитных организаций (без Внешэкономбанка) за 1999 г. сократилось на 113 (с 1476 на начало года до 1363 на 1 декабря). Совокупный капитал (без учета Сбербанка России) уменьшился со 102 млрд руб. на 1.08.98 до 41,2 млрд. руб. на 1.03.99, или на 59,6%. Вместе с тем, с марта 1999 г. начался процесс роста капитала: за период с 1.03.99 по 1.09.99 совокупный капитал банков вырос на 44,8 млрд. руб. (т.е. более чем в два раза) и составил 86 млрд руб. (82% от предкризисного уровня). Причинами роста капитала являлись рекапитализация действующих банков и отзыв лицензий у неплатежеспособных банков с отрицательным капиталом, обеспечившие соответственно 76% и 24% прироста капитала банковской системы. В целом активы банковской системы увеличились за период с 1.01.99 по 1.09.99 на 341,6 млрд руб., или на 33%. за тот же период депозиты физических лиц, размещенные в банковской системе, увеличились в рублях на 26,4%, в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) - на 6,4%. Однако доля депозитов физических лиц в совокупных пассивах банковской системы еще не достигла предкризисного уровня, составив на 1.09.99 18,2% (на 1.08.98 - 25,4%) [7].
1. Составляющие банковской системы России [1]
Схематично банковскую систему России можно представить в следующем виде (рис. 1)
Рис. 1.
Рассмотрим подробнее функцию, структуру, выполняемые услуги представленных банков.
а) Эмиссионные банки
Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило бы денежное обращение страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы — это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становиться центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения.
Такие операции, как правило, возлагаются на Центральный банк. Остановимся на нем подробнее.
В странах с рыночной экономикой центральный банк — это банк, через который по всей территории страны осуществляются расчетные операции. Хотя платежи могут проводиться и с помощью прямых корреспондентских отношений между коммерческими банками, основная доля всех расчетов осуществляется именно через центральный (национальный) банк страны. ЦБ устанавливает правила совершения расчетов между банками и клиентами, и эти правила являются обязательными для всех субъектов хозяйствования: кредитных учреждений, предприятий, организаций и даже населения.
Вторая функция ЦБ состоит в том, чтобы регулировать коммерческие банки и осуществлять надзор и регулирование их деятельности. Коммерческие банки во всех странах создавались и создаются как на основе бывших государственных банков, так и с участием капиталов местных бюджетов, предприятий, организаций, частных лиц. И там, где существуют специальные банки, существуют и специальные нормы, регулирующие их деятельность, например, закон об инвестиционных банках, о муниципальных банках. У нас банки начали создаваться в 1989 г., еще в бытность Госбанка, и пока действует только один закон о банках и банковской деятельности, который, может быть не очень адекватен международной практике с точки зрения лицензирования и регулирования, и в том числе выделения специальных коммерческих банков или финансовых институтов — инвестиционных, муниципальных, сберегательных. Третья функция ЦБ — проведение денежно-кредитной политики. Центральные банки всех стран на территории разных стран проводят единую денежно-кредитную политику через свои учреждения, которые есть во всех территориальных подразделениях той или иной страны, это и Бундесбанк ФРГ, и Банк Франции, и Банк Англии, и Федеральная резервная система США. ЦБ обеспечивает эмиссию наличных и безналичных денег, с помощью инструментов денежно-кредитной политики осуществляет воздействие на предложение денег в народном хозяйстве. Таким образом Центральный банк хотя и не определяет прямо, но оказывает существенное воздействие на размеры эффективного спроса в экономике и влияет на формирование уровня инфляции.
Раньше Госбанк СССР, находившийся под влиянием Минфина, вынужден был покрывать дефицит бюджета за счет кредитной эмиссии. В те времена составлялся единый баланс для всех 4000 отделений Госбанка. Соответственно не было необходимости пересылать платежи — достаточно было сделать проводки на местах. Создание 2500 банков обусловило разделение всех их балансов — и по закону ЦБ не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность этих банков не может следить за их деятельностью только путем установления специальных нормативов, единых для всех банков.
Мы должны четко понимать, что Центральный Банк Российской Федерации, хоть и не является государственным, но проводит государственную политику в области надзора за деятельностью коммерческих банков, проведения расчетов, проведения единой денежно-кредитной политики, поддержания стоимости национальной валюты. При этом банк России исходит из государственных интересов. Независимость Центрального банка должна быть разумной в том плане, что если на территории страны действует один ЦБ и его учреждения на местах, они должны подчиняться единым правилам регулирования деятельности банков и проводить единую денежно-кредитную политику.
Сформулируем основные функции центрального банка:
— эмиссия и контроль денежного обращения,
— расчетный и резервный центр банков,
— управление государственным догом и исполнение государственного бюджета;
— выполнение роли «кредитора последней инстанции», «банка банков»,
— установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки Центрального банка по кредитам;
— определение приоритетных целей денежно — кредитной и валютной политики и их реализация,
— проведение научных исследований,
— определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;
— формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.
Оргструктура Центрального банка представлена его основными органами управления, а также службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции (рис. 2) В случае организации банка в форме акционерного общества создаются характерные для него органы управления (например, ревизионная комиссия, наблюдательный совет и т.д.)
Рис. 2
б) Неэмиссионные банки коммерческие (универсальные) банки
Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие (универсальные) банки, деятельность которых всеобъемлюща. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. Важнейшими их функциями традиционно являются:
— аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
— обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
— кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота:
— учет векселей и операций с ними;
— хранение финансовых и материальных ценностей;
— доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).
Типы коммерческих банков
В нашей стране в зависимости от способа формирования уставного капитала выделяют две основные группы коммерческих банков: акционерные и паевые. Физические и юридические лица, являвшиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив «учредительские» паи или акции. Индивидуальные и институциональные инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров. Лица, участвующие своими средствами в формировании уставного капитала паевого банка, называются участниками (пайщиками).
Коммерческие банки могут быть также классифицированы исходя из степени их участия в кредитно-финансовом обслуживании различных категорий клиентов; их роли на рынках кредитно-финансовых услуг, и в первую очередь на рынке кредитных ресурсов; перспектив и возможных форм участия в деятельности государственных структур, в том числе в процессах разгосударствления экономики; размеров собственного капитала коммерческих банков и величины их активов.
Основа основ деятельности коммерческого банка — формирование его собственных средств, как базы для привлечения депозитов и осуществления активных операций. В зависимости от размеров уставного фонда все коммерческие банки можно подразделить на три группы: мелкие — с уставным фондом до 30 млн. руб., средние — с уставным фондом от 30 до 100 млн. рублей, крупные, уставной фонд которых превышает 100 млн. рублей.
Аналогичную градацию можно провести по сумме актива (пассива) баланса банков, так как максимальный размер банковских обязательств увязывается с размерами собственных средств, т.е. с капиталом банка.
Большинство из действующих на сегодняшний день коммерческих банков относится к категории мелких или средних. Банки, принадлежащие к разряду крупных, — это в основном коммерческие банки, созданные на базе трансформированных отделений бывших государственных специализированных банков. Крупные банки, созданные предприятиями и организациями без участия государственных банковских служб, относительно немногочисленны.
Соответственно в основной своей массе вновь созданные коммерческие банки имеют оргструктуру бесфилиального банка с небольшим количеством функциональных подразделений: кредитный, коммерческий и административно-хозяйственный отделы, отдел кассовых операций (в банках, осуществляющих кассовое обслуживание клиентов), бухгалтерия. В банках, получивших лицензию на осуществление валютных операций, создаются соответствующие подразделения для осуществления операций в иностранной валюте.
Существуют коммерческие банки, созданные на базе упраздненных отделений специализированных банков СССР, и коммерческие банки, созданные, что называется, на «пустом месте», без участия государственных банковских структур.
При трансформации отделений спецбанков в коммерческие структуры к этим банкам автоматически переходит на расчетно-кассовое обслуживание практически вся клиентура данных трансформированных подразделений, включая крупные государственные, общественные и акционерные образования. Что касается ссудных операций, то бывают случаи, когда за ссудами эти клиенты обращаются не только в свой банк, но и в другие банковские учреждения, имея несколько ссудных счетов в различных банках.
Уделом же вновь созданных коммерческих банков становится обслуживание вновь зарегистрированных хозяйственных структур в основном коммерческого характера, только образовавшихся и заинтересованных в услугах банка в первую очередь расчетного и депозитно-ссудного характера. Поскольку вновь созданным коммерческим банкам весьма сложно конкурировать с бывшими отделениями трансформированных специализированных банков, имеющими многолетние устоявшиеся связи с обслуживаемой ими клиентурой, то возникает их объективная ориентация на обслуживание вновь создаваемых хозяйственных структур. В итоге все трудности роста вновь созданные банки переживают вместе со своей клиентурой.
Подобная ориентация затрудняет организацию работы с клиентом, осложняет процессы оценки его кредитоспособности, повышает рискованность банковских операций. Поэтому в большинстве случаев банки вынуждены прибегать к услугам страховых организаций, страхуя риск непогашения кредита, что существенно удорожает стоимость кредита для ссудозаёмщика.
Исходя из подобного сложившегося деления клиентуры определяется и основной круг активных операций различных категорий коммерческих банков. Вместе с тем доля активных операций вновь созданных коммерческих банков в свободном балансе банков страны все еще весьма невелика, причем наибольший удельный вес в активных операциях коммерческих банков в свободном балансе занимают кредитные вложения, вложения в государственные ценные бумаги. Характерной для коммерческих банков особенностью является преобладание краткосрочных ссуд, доля которых достигает 89% всех кредитных вложений коммерческих банков.
Вместе с тем, хотя формально коммерческие банки в Российской Федерации являются банками универсального типа, им разрешены практически все виды банковских операций на рынке кредитных ресурсов, включая посредническую деятельность при первичном размещении акций и облигаций промышленных компаний, для большинства из них характерна достаточно узкая специализация. Одной из основных статей доходов для многих из них являются доходы от ценных бумаг, комиссионные, полученные за расчетно-кассовое обслуживание клиентов, для других — проценты за предоставленные краткосрочные ссуды.
На практике коммерческие банки пока играют активную и заметную роль только на рынке краткосрочных кредитных операций. Предоставление долгосрочных кредитов и обслуживание инвестиционной деятельности клиентов практически большинством банков либо не осуществляются, либо осуществляются в весьма незначительных масштабах. Данное обстоятельство объясняется неустойчивой социально-политической обстановкой в стране, а также чисто экономическими причинами, такими, например, как недостаточность собственных и привлеченных кредитных ресурсов, слабая долгосрочная ресурсная база. Немаловажную роль играют и причины организационно-технического порядка. Но о проблемах коммерческого банка мы поговорим ниже.
Учение о наиболее эффективной деятельности коммерческого банка называется его стратегией. Полного теоретического осмысления этой проблемы, видимо, не существует. Если стратегия разработана, если научное представление о банковской деятельности сформировано, то это является решающим фактором успеха банковской деятельности.
Неотъемлемой частью успеха коммерческого банка является грамотное управление кредитными рисками, текущей ликвидностью, универсализацией деятельности. Как правило, имеют хорошие шансы на выживание только те банки, которые стараются разнообразить свой кредитный портфель как по отраслям промышленности и торговли, так и по срокам и рискам и привлекают ресурсы по тем же принципам, постоянно поддерживая ликвидность баланса и приводя в необходимое соответствие с помощью различных финансовых инструментов свои пассивы по срокам и объемам.
в) Специализированные банки
Деятельность специализированных банков ориентирована на предоставление в основном одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов (например, биржевые, кооперативные или коммунальные банки) либо отраслевая специализация. Наиболее ярко выражена функциональная специализация банков, так как она принципиальным образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности формирования активов и пассивов, построения балансов банка, а также специфику работы с клиентурой.
Инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд. Особенностью деятельности инвестиционных банков является их ориентация на обслуживание и участие в эмиссионно-учредительской деятельности промышленных компаний. В некоторых странах инвестиционным банкам запрещается принимать вклады, их пассивы формируются за счет собственной эмиссионной деятельности (выпуска ценных бумаг) и межбанковского кредита. Они выступают в качестве организаторов первичного и вторичного обращения ценных бумаг третьих лиц, гарантами эмиссии, посредниками и кредиторами при осуществлении фондовых операций.
Учетные и депозитные банки исторически специализируются на осуществлении краткосрочных кредитных операций (в среднем 3—6 мес.) по привлечению и размещению временно свободных денежных средств, а в общей сумме активных операций существенный удельный вес занимают кредитные и учетные операции с краткосрочными коммерческими векселями. Провести жесткую грань между спецификой деятельности депозитных и учетных банков (домов) весьма сложно. Так, во Франции учетные дома являются одной из разновидностей депозитных банков. Особую роль привилегированных кредитных институтов учетные дома (банки) играют в банковской системе Великобритании, где они наделены привилегией обращаться в Центральный банк как к «кредитору последней инстанции» и осуществляют размещение государственных казначейских векселей.
Сберегательные (ссудосберегательные, взаимосберегательные) банки строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок, хотя, как правило, большинство из них практикует введение срочных счетов с различным режимом использования, позволяющих изымать вложенные на срок средства практически без ограничений в любое время. Исключение составляет изъятие особо крупных сумм, для чего банки требуют предварительного уведомления клиентов, сроки которого существенно варьируются в различных банках. Среди активных операций доминируют вложения в ипотеки под залог жилых строений и иные ценные бумаги, а также кредитование населения.
Ипотечные (земельные) банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества. Особенность формирования пассива ипотечных банков — существенный удельный вес собственных и привлеченных путем выпуска ипотечных облигаций средств. Специализация ипотечных банков — выдача ипотечного кредита под залог (перезалог) недвижимости.
Степень специализации отраслевых банков, специфика формирования их активов и пассивов зависят в значительной мере от сферы их деятельности, а также от различий, связанных с особенностями организации хозяйственной деятельности отраслевой клиентуры, сезонными и прочими колебаниями производственного процесса.
Еще большая степень детализации, дифференциации видов банков в зависимости от их специализации на обслуживании конкретного типа клиентуры характерна как для нашей страны, так и для некоторых других стран. Однако такое явление, как создание биржевых и страховых банков, во многом связано со спецификой хозяйственного развития нашей страны, а именно с феноменом бума страхового и биржевого дела, что и определило возможность возникновения банков, ориентированных на обслуживание исключительно операций биржевых или страховых структур. В то же время создание таких банков, как кооперативные, коммунальные, представляет собой более распространенное явление.
В нашей стране в конце 80-х годов существовало деление всех банков универсального типа на коммерческие и кооперативные. Основное различие между указанными двумя типами банков заключалось в минимальной величине уставного капитала: для кооперативных — 0,5 млн. руб; для коммерческих — 5 млн. руб. Впоследствии указанное искусственное деление банков в зависимости от первоначально объявленной величины уставного фонда, а не специфики деятельности было ликвидировано, и банки, созданные как действительно кооперативные и сохранившие это название, приобрели и закрепили соответствующую ориентацию [13].
Цель организации и деятельности кооперативного банка — содействие развитию и кредитно-финансовое обслуживание кооперации. Участниками кооперативного банка соответственно выступают кооперативы. Особенность осуществления пассивных операций — наличие, наряду с традиционными, также резервных фондов особого назначения. Среди активных операций выделяются краткосрочные и среднесрочные ссуды, в том числе и за счет спецфондов; учетные и факторинговые операции; доверительные операции, хранение ценностей, лизинговые и фондовые операции. Причем характерной для кооперативных банков является практика выдачи ссуд преимущественно под залог финансовых и материальных ценностей.
Создание и деятельность коммунальных банков или банков, обслуживающих местное хозяйство, получили распространение в немногих странах. Цель создания коммунальных (муниципальных) банков — содействие развитию и кредитно-финансовое обслуживание местного хозяйства. Учредителями и участниками данных банков могут выступать местные органы власти, ведомства, общественные организации, страховые общества и банки, т.е. те организации, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии местной инфраструктуры и чей бизнес в существенной степени зависит от этого.
Основные направления деятельности коммунальных банков — кредитование коммунального хозяйства, местных предприятий и организаций, а также индивидуального строительства, т.е. мероприятий с повышенной степенью риска с точки зрения обычной банковской практики. Именно данным обстоятельством объясняется особый порядок формирования активов и пассивов коммунальных банков: повышенные нормативы отчислений от прибыли в резервные фонды; привлечение заемных средств путем выпуска облигационных и иных займов при наличии на то особых санкций (специального разрешения); обязательность (в большинстве случаев) обеспечения и целевая направленность на коммунальное строительство выдаваемых ссуд. Практикуется использование следующих видов залога или иного обеспечения: потенциальные доходы хозяйственных единиц (причем нередко с назначением своих контролеров, уполномоченных, управляющих); потенциальные местные налоговые поступления; залог земельных владений и строений [12].
Не менее важная особенность деятельности коммунальных банков — достаточно существенный удельный вес в пассиве государственных ассигнований и спецфондов.
Встречаются ограничения на осуществление долгосрочных ссудных операций, например в виде ограничения объема долгосрочных ссуд, выданных банком, суммой долгосрочных депозитов клиентов и 50% капитала банка.
ГЛАВА 3. ОБЗОР ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВ ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [9]
1. Анализ кредитоспособности и финансовой устойчивости коммерческого банка
Очевидно, что с развитием рыночной экономики возрастает не только роль коммерческого банка, но и их количество и спектр предоставляемых услуг и типов операций. Следовательно, возрастают, как риск непосредственно осуществления операций с конкретным банком так и риск от совершения определенного типа операции как таковой. Тем более, как показывает практика, на сегодняшний день наблюдается ужесточение конкуренции на финансовом рынке и как следствие — банкротство ряда банков, отзыв лицензии или просто неплатежи, или их задержка в связи с ухудшением финансового положения, кризисов ликвидности, элементарной некомпетентности персонала или прямого нарушения договоров и законодательства. И хотя ЦБ старается следить за деятельностью КБ, но этого явно недостаточно. Коммерческие банки должны сами отлеживать все тенденции в развитии как банковского дела в целом, так и финансового положения банков, с которыми они работают. Также необходимо вести грамотную политику в отношении активных операций, то есть вводить систему лимитирования активных операций и рисков, особенно остро эта проблема стоит при определении лимита на операции на межбанковском рынке, так как межбанковские кредиты, овердрафты, овернайты, операции с векселями и т.д. не подразумевают получения гарантий или обеспечения. Рассмотрим теперь вкратце основные методы банковского надзора.
Банковский надзор
Отслеживанием работы коммерческих банков занимаются различные государственные и негосударственные учреждения. К негосударственным можно отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы, журналы, газеты. К государственным можно отнести МВД, ФСК, Минфин, ЦБ. Основную нагрузку в этом направлении взял на себя ЦБ РФ. Он осуществляет регулирование и надзор за банковской деятельностью. Надзор осуществляться двумя основными методами:
— проверка банковской отчетности и нормативов согласно инструкций;
— ревизия.
Данная функция ЦБ очень важна, т.к. она позволяет отслеживать, как общие тенденции в банковском бизнесе, так и осуществлять оперативный надзор за банками. Свою политику ЦБ доводит до сведения КБ посредством издания инструкций, писем и т.д.
Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы ЦБ РФ установил следующие экономические нормативы деятельности КБ:
— нормативы достаточности капитала;
— нормативы ликвидности баланса;
— минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в ЦБ;
— максимальный размер риска на одного заемщика,
— минимальный размер резервов под кредиты и обесценение ценных бумаг;
К сожалению, финансовая отчетность, методы работы, технологии, и т.д. российских КБ еще очень далека от международных стандартов. Это можно объяснить рядом причин — отсутствием реального банковского дела в бывшем СССР, административно — командная система, и т.д.
Как следствие, это осложняет не только анализ деятельности банка, но и тормозит интеграцию банков РФ в мировую экономику, препятствует активному сотрудничеству, отпугивает потенциальных партнеров. По этому, ЦБ стремиться к постепенному приближению методов бухгалтерского учета и отчетности в банках РФ к международным стандартам. Пожалуй, основной проблемой в данном вопросе является учет прибыли, финансовый левередж, отсутствие четкой нормативной базы, отсутствие накопленного опыта.
Существует Базельское соглашение, в соответствии с которым всем странам-участницам рекомендуется придерживаться определенных стандартов. Базельское соглашение описывает основные стандарты по методологии бухгалтерского учета, управления рисками, учета капитала. гарантий, и т.д. Все больше и больше стран становятся участниками Базельского соглашения. Для вступления РФ в Базельское соглашение необходимо привести стандарты бухгалтерского учета со следующими стандартами:
— непрерывность эксплуатации
— наращивание
— постоянство
— осторожность
— раздельная оценка активов и пассивов
— преемственность входящего баланса
— приоритет содержания над формой
— консолидация
— единица измерения
Далеко не все из этих стандартов соответствуют российской практике бух. учета. Преодолев все эти трудности у России появиться возможность стать членом Базельского соглашения.
В странах с развитой рыночной экономикой эта проблема решается примерно одинаково, хотя везде есть свои особенности. Например, в Германии проверкой деятельности коммерческих банков занимается не ЦБ, а подразделения Минфина, а ЦБ занимается только регулированием денежного обращения. В США, кроме государственного контроля Федеральной Резервной системы существуют различные общественные фонды по защите интересов вкладчиков. Они осуществляют регулярную проверку деятельности КБ.
В связи с появлением данной проблемы встал вопрос о том, как осуществлять оценку деятельности КБ. На сегодняшний день есть два принципиальных подхода к оценке деятельности КБ:
— оценочный подход (например, нормативы ЦБ). Этот подход является сегодня уже не перспективным, поэтому не будем на нем останавливаться.
— рейтинговый подход, то есть разработка таких критериев, показателей и взаимосвязей между ними, что на основании проводимых расчетов можно получить строго определенный показатель — рейтинг банка.
Во всех крупных банках зарубежья уже давно существует отлично отлаженная, очень сложная система лимитирования активных операций на основе рейтинговой оценки банков. Однако это является коммерческой тайной, поэтому каждый банк разрабатывает свою систему. Однако есть базовая модель, которая описана и называется CAMEL. На основании ее большинство банков рассчитывают лимиты на активные операции, управляют кредитными рисками на межбанковском рынке.
Данная модель принадлежит перу многих аналитиков и банкиров. Она была удостоена НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ, так как это была первая модель рейтинговой оценки деятельности КБ.
2. Camel
«С» — capital adequacy, это показатель достаточности капитала, определяющий размер собственного капитала банка, необходимый для гарантии вкладчиков, и соответствие реального размера капитала необходимому.
«А» — asset quality, показатель качества активов, определяющий степень «возвратности» активов и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных займов.
«М» — management, показатель качества управления (менеджмента), при помощи которого оценивается система банковского менеджмента на основе эффективности работы, устоявшейся политики, глубины и соблюдения законов и инструкций.
«Е» — earnings, показатель доходности или прибыльности, с позиций ее достаточности для будущего роста банка.
«L» — liguidiity, показатель ликвидности, определяющий достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнять обычные и совершенно неожиданные обязательства.
Некоторые из показателей CAMEL могут быть определены заочно, на основе документов, поступающих в центральный банк, другие же требуют надзорной проверки на месте для выяснения полной картины; таким образом, оценка состояния банка при помощи данной системы может быть текущим процессом, хотя лучше всего ее проводить в конце надзорной проверки.
Банковские супервизоры рассматривают капитал как главный источник защиты вкладчиков. Банк с хорошим капиталом может пережить серьезные убытки, не допустив, чтобы вкладчики потеряли свои деньги.
Важный компонент рейтинговой системы CAMEL — это менеджмент. Однако, его оценивают в последнюю очередь, по итогам всего остального.
Безусловно, менеджмент оценивается субъективно и поэтому относительные показатели не могут быть использованы, как это делается с другими компонентами системы CAMEL. Оценка менеджмента начинается с оценки и «совершенства» банка. Банки с хорошим менеджментом должны иметь достаточный капитал, хорошее качество активов, достаточную прибыль и удовлетворительную ликвидность. Поэтому, супервизоры, использующие систему CAMEL, не оценивают менеджмент до тех пор, пока не получат данные по остальным показателям.
Одинаково важно оценивать менеджмент на основе стратегии службы рационализации управления и управляющих органов, взятых вместе. Стратегия создает специфические рамки для ключевых характеристик банковской деятельности, таких как предоставление займов, инвалюта и ликвидность, определяющих действия менеджеров. Служба рационализации управления и управляющие органы позволяют обеспечить реализацию проводимой политики и придерживаться нужной стратегии.
Менеджмент также должен оцениваться в зависимости от выполнения банком законов и регулятивных правил, включая своевременное и аккуратное предоставление отчетов в ЦБ.
В заключение супервизоры анализируют низшие слои управления на предмет выявления потенциальных высших менеджеров банка. Четвертая часть системы CAMEL — это оценка доходности. Последний показатель системы CAMEL — это оценка ликвидности. Важно запомнить, что банк, хорошо следящий за своей ликвидностью, должен быть способен выполнить свои обязательства без потерь. После оценки всех компонентов, возможно оценить общий рейтинг банка, называемый сводным рейтингом (COMPOSITE RATING)
Каждый показатель получает номер от «1» (хороший) до «5» (неудовлетворительно) Пять показателей складываются и делятся на 5 для получения сводной оценки.
Сводная оценка дает банковскому супервизору ясное представление о том, является ли банк в целом «хорошим», «удовлетворительным», «достаточным», «критическим» или «неудовлетворительным».
Самым важным является то, что сводная оценка является важным показателем степени необходимого вмешательства, которое должно быть предпринято по отношению к банку со стороны контролирующих органов.
Рейтинговая система CAMEL представляет собой стандартизированный метод оценки банков, но ее эффективность зависит от умения и объективности супервизоров, осуществляющих проверку и оценку банков на регулярной основе.
Рейтинговая система CAMEL
1 = Strong (Сильный)
2 = Satiafactory (Удовлетворительный)
3 = Fair (Посредственный)
4 = Marginal (Критический)
5 = Unsatisfactory (Неудовлетвориельный)
Сводный рейтинг = 1 (1–1,4)
— Полностью здоров во всех отношениях.
— Полученные данные не имеют существенного значения. Можно не менять систему управления;
— Устойчив по отношению к внешним экономическим и финансовым потрясениям.
— Нет необходимости во вмешательстве органов надзора.
Сводный рейтинг = 2 (1.5–2.4)
— Практически полностью здоров.
— Полученные критические данные не имеют существенного значения. Можно не изменять стиль управления.
— Стабилен и может успешно преодолевать колебания в деловом мире.
— Вмешательство органов банковского надзора ограничено и осуществляется лишь в том объеме, который необходим для исправления выявленных недостатков.
Сводный рейтинг = 3 (2,5–3,4)
— Наличие финансовых, операционных или технических слабостей, варьирующих от допустимых уровней до неудовлетворительных.
— Уязвим при неблагоприятных изменениях экономической ситуации.
— Может легко разориться, если принимаемые меры по преодолению слабостей оказываются неэффективными.
— Дополнительное вмешательство органов банковского надзора с целью устранения недостатков.
Сводный рейтинг = 4 (3,5–4,4)
— Серьезные финансовые проблемы.
— Сохранение нездоровой ситуации при отсутствии должного внимания к финансовым проблемам.
— Без проведения корректирующих мер сложившаяся ситуация может привести к подрыву жизнеспособности в будущем.
— Большая вероятность разорения
— Необходимы тщательный надзор и контроль, а также конкретный план преодоления выявленных недостатков.
Сводный рейтинг 5 (4,5–5)
— Огромная вероятность разорения в ближайшее время.
— Выявленные недостатки настолько опасны, что требуется срочная поддержка со стороны акционеров или из других финансовых источников.
— Без проведения корректирующих мероприятий вероятнее всего будет ликвидирован, объединен с другими или приобретен.
На сегодняшний день в крупнейших банка РФ система оценки кредитоспособности и финансовой устойчивости КБ строиться по следующим направлениям:
1. Оперативное отслеживание всех явлений и тенденций в экономике и банковском деле на макроэкономическом уровне.
2. Оперативное отслеживание всех явлений и тенденций в работе конкретного банка, то есть изучение его клиентской базы, тенденций изменения клиентской базы, выявление всех санкций и судебных разбирательств в отношении банка, отслеживание неплатежей и случаев нарушения законодательства банком, связи с мафиозными структурами, получение прочей конфиденциальной информации.
3. Анализ банковской отчетности и динамики изменения показателей различной степени сложности.
— нормативы ЦБ к балансу
— расшифровки некоторых счетов баланса банка
— прочая информация, необходимая для расчетов. К каждому заседанию кредитного комитета отбирают банки, на которые необходимо установить или пересмотреть лимит. На основании методики, разработанной на базе модели CAMEL производиться расчет рейтинга банка, лимита на него. Данная информация выноситься на рассмотрение Кредитного комитета, который утверждает размер лимита. После этого, по выписке с кредитного комитета, в базу вводиться информация о сумме лимита на банк, дате ее пересмотра, и т.д.
З. Организация расчетов
Существовавшая система межфилиальных оборотов Центрального Банка оказалась не готова к организации расчетов в условиях перехода к рынку: участились случаи задержки платежей, имели место хищения денежных средств по подложным документам.
Такая ситуация сложилась вследствие многократного увеличения количества предприятий и коммерческих банков. Центральный Банк оказался не готов к обслуживанию возросшего количества операций. Сказалось недостаточное техническое оснащение Расчетно-кассовых центров, отсутствие надежных каналов связи. Обработка расчетно-денежных документов велась вручную, не было отлаженного механизма контроля за их подлинностью.
Первым шагом на пути оздоровления расчетной системы явилась отмена монополии Центрального Банка на проведение расчетных операций. Коммерческим банкам было разрешено устанавливать прямые корреспондентские отношения для проведения расчетов в рублях.
Центральным Банком также были предприняты шаги, направленные на улучшение организации собственной системы межбанковских расчетов. Значительно улучшено техническое оснащение Расчетно-кассовых центров, внедряются городские, областные, межрегиональные системы прямых расчетов через РКЦ. Таким образом удалось добиться некоторого улучшения системы организации расчетов как по скорости прохождения платежей, так и по ее надежности.
В достижении позитивных сдвигов в области организации безналичных расчетов в масштабах всей страны прямые межбанковские корреспондентские отношения играют безусловно положительную роль. По системе прямых межбанковских корреспондентских отношений проходят значительные объемы расчетных операций, что уменьшает нагрузку на РКЦ Центрального Банка. Корреспондентские отношения способствуют развитию разнообразных форм сотрудничества между банками.
В организации системы безналичных расчетов в России наметились положительные сдвиги. Однако, в целом расчетная система не отвечает требованиям мировых стандартов. Предстоит еще многое сделать.
На сегодняшний день определился, хотя еще далеко не окончательно, круг коммерческих банков, сумевших создать собственные сети банков-корреспондентов. Между ними развернулась конкурентная борьба на рынке межбанковских расчетных услуг.
В результате конкурентной борьбы происходит снижение величины ставок комиссионного вознаграждения за ведение операций по корреспондентским счетам, повышаются проценты на кредитовый остаток. В настоящее время большинство банков не взимают комиссии за операции по корреспондентским счетам. Повышая проценты на кредитовые остатки по счетам банки снижают маржу, получаемую от активных операций, проводимых за счет ресурсов на корреспондентских счетах. Проценты по остаткам в настоящее время уже практически достигли максимального уровня. Дальнейшее повышение процентных ставок влечет за собой, либо увеличение объемов вложений в высокодоходные, но рискованные операции, либо использование большей части остатков в качестве кредитных ресурсов, что, в свою очередь, повышает риск ликвидности.
Таким образом, ценовая конкуренция на межбанковском рынке расчетных услуг постепенно уходит в прошлое. На первый план выходит повышение качества проведения расчетных операций, расширение спектра предоставляемых услуг.
Расчеты являются важнейшей функцией банков во всех странах, что отличает их от других финансовых учреждений. Именно в этой сфере Сбербанк стал одним из лидеров среди российских коммерческих банков как по международным расчетам, так и по расчетам внутри России и стран СНГ.
Расчеты в рублях
Сбербанк одним из первых среди коммерческих банков приступил к созданию собственной системы безналичных электронных расчетов путем установления прямых корреспондентских отношений с коммерческими банками. Сейчас Сбербанк имеет одну из самых больших по России и странам ближнего зарубежья корреспондентскую сеть, которая охватывает больше 2000 отделений и универсальных филиалов. Банк имеет более 250 зарубежных банков-корреспондентов, из них в 40 банках открыты корреспондентские счета в иностранной валюте. Учреждения Сбербанка проводят расчеты в 20 иностранных валютах.
Сбербанк целенаправленно проводит работу по повышению качества предоставляемых банкам-корреспондентам расчетных услуг путем совершенствования технического и программного обеспечения Расчетного центра в сочетании с индивидуальным подходом к банкам-корреспондентам.
Расчеты в СКВ
В настоящее время Сбербанк России упрочил свои позиции в части обслуживания внешнеторговых операций клиентов. Сумма экспортно-импортных поступлений составила 2,4 млрд.$ США. На долю учреждений Сбербанка пришлось 1,6% внешнеторгового оборота страны. Для проведения расчетов используется система S.W.I.F.T., через которую осуществляется более 2000 платежей в день.
Благодаря наличию прямых корреспондентских отношений с более чем 70 банками стран ближнего зарубежья Сбербанк осуществляет расчеты с Казахстаном, Украиной, Белоруссией, Молдовой, и другими государствами. Переводные операции в банки-корреспонденты осуществляются в течение 1–2 банковских дней.
ГЛАВА 4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ [3, 4, 7, 13]
Роль банков не зависит от того, реализована она или нет в России? Речь идет о назначении банка. И при определении назначения важно помнить, что роль банка с позиции методологии едина вне зависимости от его типов. Каждый тип сообразно с деятельностью реализует направление, свойственное банку. С учетом этого принято считать, что роль банка выражается в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства; во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов, производство и обращение товаров. Как говорят, банк является "атрибутом современной цивилизации". Их деятельность сказывается на объеме валового внутреннего продукта с прибыли народного хозяйства, производительности общественного труда.
Произошедший кризис показал не недостатки банковской системы, а то, что мы вообще неправильно строили и руководили банковской сферой. Вся система инструментов денежно-кредитной политики неравноценно и неравномерно и не с одинаковой силой воздействует на денежные отношения. Существует три типа денежных отношений. Первый - между предприятиями реального сектора - основан, в основном, на бартере и суррогатах. Второй тип существует между населением, домашними хозяйствами и другими участниками экономических связей. Третий - официальный, где участвуют банки, занимающие нишу не во всех экономических и денежных отношениях, а только в узком месте. Поэтому задача состоит не в том, чтобы перестроить, создать специализированные или универсальные банки и изменить порядок их управления. Надо изменить саму организацию денежных отношений.
Усиление контроля со стороны Центробанка за операциями банков, ограничение их валютных возможностей препятствует операциям по купле-продаже инвалюты и сдерживает повышение курса рубля и, тем самым, инфляционные процессы в экономике. Этому приходит конец, резервы исчерпываются. Надо определить, что нужно для того, чтобы перестроить банковскую систему и создать что-то единое народнохозяйственное, потому что банковская система - часть общенародного экономического комплекса.
Платежный спрос можно стимулировать и развивать двояким образом. Путем увеличения массы денег у населения через индексацию, через всякого рода искусственные вливания. И путем снижения цен, затрат, модернизации экономики, увеличения выпуска более дешевой продукции. Это и может быть предметом банковского кредитования, повлиять на оживление инвестиционной деятельности, "встроить" банки в развитие экономики. Вопросы реорганизации, упорядочения денежных отношений напрямую связаны с организацией банковской системы, построенной на двухуровневом принципе, и не совсем отвечающей задачам, стоящими перед экономикой. Основная существующая проблема - неплатежи, которые деформируют все денежные отношения. Причем банки далеки от ее решения. Не понятно, почему происходит, с одной стороны, увеличение взаимной дебиторской и кредиторской задолженностей, повышение доли неплатежей и одновременно идет рост остатков средств на счетах банков. Такого при нормальной банковской системе не должно быть, а только перераспределение и погашение денег.
Сегодня расчетами и денежными отношениями занимается Центробанк, который видит задачу только в поддержании курса рубля и инфляционных показателей. Этого недостаточно. Необходимо создание целой сети расчетных центров, специализированных банков, которые будут заниматься организацией расчетов. Будут ли это органы, подчиненные Центробанку, либо коммерческие, но созданием расчетной сети, призванной не только переводить деньги с одного счета на другой в режиме реального времени, но и создавать ресурсы, перераспределять их должен Банк России. Такая система, включающая порядок расчетов и соответствующие органы, должна базироваться на кредитных ресурсах, предоставляемых Центробанком, или напрямую, если она будет государственной, или в виде зачетов взаимных требований покрытия сальдо, или путем переучета векселей.
Когда нет реальных денег в экономике, предприятия выпускают векселя и рассчитываются между собой, что деформирует денежные отношения. Формально реальные деньги и деньги хозяйственного оборота разорваны.
Из теории кредитных отношений мы знаем, что кредит выполняет две функции - перераспределения средств и замещения реальных денег в обращении. Второй-то функции кредит и не выполняет. Участие кредитов в осуществлении расчетов, перераспределении средств недостаточно и организационно не обеспечено. Это и является первейшей задачей Центробанка. Без наведения порядка в создании нормальных условий для расчетов, вытеснения всякого рода денежных суррогатов из оборота, мы не обеспечим не только нормального кредитования экономики, но и нормального исполнения бюджета. По крайней мере 30% бюджета теряется из-за того, что все хозяйственные отношения проходят мимо официальных органов учета, в т.ч. и банков. Вторая задача связана с инвестициями. Происходят довольно тревожные процессы, когда совокупные доходы в основном смещаются в сферу бюджетных доходов (военнослужающие, пенсионеры, преподаватели...). С точки зрения денежной материальной сбалансированности это опасно.
Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о создании сети инвестиционных банков, а не одного Российского банка развития. Представляется реальным формирование ресурсов таких банков за счет кредитов или Центробанка. Здесь банковские менеджмент и управление играют большую роль в обеспечении быстрой окупаемости средств, полученных банками в виде кредитов.
В формировании денежной массы особая роль принадлежит сбережениям, причем, в широком понимании этого слова. Не только населения, но и сбережения на счетах фирм в банках. Их рост расширяет возможности использования денег в безналичном обороте. И когда говорим, что хорошо было бы увеличить денежную массу, указываем какие-то проценты, суммы, то часто забываем, что находимся в жестких границах существующих сбережений. Если сберегательная система не работает, значительная часть денег циркулирует вне оборота, находящегося в ведении банковской системы. И в этой связи на первый план выходит проблема создания стимулов для сбережений населения, трансформации их в накопления.
После августовского финансового кризиса доля используемых доходов населения на покупку валюты сократилась с 12,6% в целом за 1998 г. (в 1997 г. это был 21%) до 8,1 процента. Вроде бы произошли положительные изменения, уменьшилось сальдо по операциям населения на рынке наличной инвалюты и тоже существенно - с 2,6 млрд. долл. в 1997 г. до 0,6 млрд. по итогам полугодия. Межу тем коренных изменений в поведении населения на денежном рынке не произошло. Значительное удорожание товаров и услуг вынудило его больше тратить средств на текущие расходы и меньше покупать валюты. Но даже при сокращении доходов на 25% население пока отдает предпочтение покупке валюты по сравнению с накоплением сбережений во вкладах и ценных бумагах. Доля покупки валюты в 2 раза превышает использование накоплений, сбережений населения на приобретение ценных бумаг и вклады.
Какие деньги есть у населения? Сбережения в основном в долларах, приблизительно 50 - 60 миллиардов. Как вовлечь их в оборот? Один из вариантов - допустить к полноценной работе на российский рынок иностранные банки. Функционируя на низком уровне издержек, они смогут брать меньший процент по кредитам и предлагать больше по депозитам, чем российские банки. При этом будут оставаться рентабельными. Появление жесткой конкуренции заставит российских банкиров научиться сокращать издержки и лучше работать.
Центральный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В реальности отмечается их принижение и значимость в современной России бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков — таковы негативные явления современного денежного обращения. Поэтому реформирование банковской системы следует осуществить не столько в институциональном плане, сколько в оздоровлении самих денежных и кредитных отношений. Это можно сделать, увязав денежную политику государства с материальным производством, освободив кредит от инфляционного навеса, высвободив его производительные черты. В действительности Центрального банка в большей степени должны проявиться черты содействия не только стабилизации денежного оборота, но и расширению деловой активности субъектов хозяйствования. Нужно усилить акценты помощи банкам, увеличить масштабы рефинансирования банков при одновременном более жестком контроле за целевым использованием кредита на производственные нужды народного хозяйства.
Некоторые критерии должны проявиться и в деятельности банков, занятых по-прежнему поисками более прибыльного вложения ресурсов вне зависимости связи с потребностями производства. К сожалению, они слабы по капитальной базе, объемам выполняемых операций. Их экономические интересы не сопряжены с интересами товаропроизводителей. Они не спешат к установлению долговременных связей с клиентурой. Стремление заработать прибыль, как движущий стимул коммерции, оказался тупиковым. Банки по природе призваны удовлетворять потребности клиентов. Если их деятельность не направлена к этому, они становятся ненужными в хозяйстве. Товаропроизводители ищут иные источники инвестиций. А банки, теряя клиента, неизбежно слабеют, некоторые "уходят со сцены". Судьба банков на рынке, независимо от того, работают они в развитом рыночном хозяйстве, переходной экономике, в конечном счете зависит от выбора клиента. И если он видит, что кредитные институты работают на них, на получение их прибыли, то предпочтение будет отдано банковскому сектору. К сожалению, это не стало достоянием российского банковского сообщества. Банки по-прежнему теряют доверие хозяйственников и населения.
Нужны ли обществу банки, озабоченные набиванием карманов, теряющие производительные качества? Какой линии придерживаться? Мировая банковская практика прошла несколько периодов в определении ориентиров. Нужно было бы в этой связи идти по линии теории ликвидности. Это важно в условиях недоверия к банкам и свертывания межбанковского кредита. Однако для этого предстояло бы на балансе банков создать крупные резервы в виде кассовой наличности, средств на корсчетах и других высоколиквидных активов. Такая политика возможна, и она имела место в практике банков в 50-е годы. Однако в современных условиях она еще больше сузила бы денежный рынок. Банки потеряли бы от увеличения доли неработающих активов и сокращения прибыли.
Второй путь также имел место в прошлой мировой практике — форсирование развития кредитных операций. И он также, к сожалению, вряд ли возможен у нас. Российские банки лишь сделали первые шаги по расчистке проблемных кредитных портфелей. Риск выдачи новых кредитов по-прежнему велик. Рынок беден, чтобы преодолеть платежные затруднения. При всей его заманчивости развитие банковских операций, преимущественно в форме кредита, не является рациональным.
Есть и другой путь. Он начал применяться в России накануне обвала и был направлен на обеспечение устойчивости банков посредством наращивания капитальной базы и создания резервов по возможным потерям по ссудам и убыткам по операциям с ценными бумагами. Увеличение капитальной базы банков было и остается существенной проблемой их развития. События 1998 г. отбросили банки на несколько лет назад, еще более обострив проблему.
Новые инвестиции в банковский сектор неизбежны. Положительным фактором является формирование резервов по компенсации возможных потерь от некоторых банковских операций. Однако быстро пополнить основательные резервы при ограниченности операций банков не представляется возможным. Хотя к этому надо стремиться. С другой стороны, создание резервов ведет к сокращению активно работающих ресурсов, сокращению определенной части банковских операций. Поэтому как самоцель, как односторонняя задача в условиях крайней ограниченности источников увеличения капитала и без того незначительных банковских операций, стонов банков по поводу чрезмерных норм резервирования, данное направление также вряд ли будет справедливо.
Ориентиром для банков могут стать активная деятельность, предусматривающая синхронизацию активов и пассивов по срокам, расширение круга операций, освоение новых банковских продуктов, создание полноценного денежного рынка в целом. Для банков это означало бы необходимость развернуть деятельность лицом к клиенту, устанавливая с ним партнерские отношения, работая ради его прибыли. Необходимо радикально изменить политику, в т.ч. по отношению к клиентам, физическим лицам, их более емкое расчетное, депозитное, трастовое обслуживание, развитие кредитования населения в форме потребительского, ипотечного кредита, широко практикуемого в западных странах. Например, во Франции половина взрослого населения пользуется банковскими кредитами, 70% автомобилей приобретая в кредит. Можно сформу-лировать правило, которое может повысить доверие граждан к банкам. Банки думают, что к ним клиент пойдет, а нужно напротив: давать деньги населению, и оно само понесет накопления в банк.
В заключение о проблеме оценки банковского сектора со стороны государства. С позиции оценки роли банков в экономике важно определить с помощью экономических индикаторов эффективность его деятельности. Хотят ли этого денежно-кредитные институты, Центральный банк, российское сообщество банков? Банки — не очень этого хотят. И в этом одна из причин того, почему не существует такой системы показателей, по которым можно полно судить о том, насколько эффективно сработали банки в соответствующий период времени. Исходя из специфического назначения банка, наряду с монетарными показателями деятельности, необходимо обращать внимание на скорость совершения расчетов в народном хозяйстве. Совершенно забыто о доле прибыли банков в ВВП, кредитах как источниках формирования оборотного капитала и т.д. Речь идет о восстановлении банковской статистики, которая могла бы ответить на многие вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации управления их деятельностью. Банковская система также претерпела соответствующие изменения.
В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит акционирование государственных банков Как грибы после дождя начинают появляться новые коммерческие банки.
За период 1990–1994 годов число коммерческих банков на территории России возросло более чем в 18 раз. Однако «черный вторник» и межбанковский кризис многие банки, в основном мелкие, привели к банкротству. В последнее время темпы роста числа зарегистрированных банков снижаются. Хотя возможности экстенсивного расширения банковской сферы еще не полностью исчерпаны, видимо, значимость этой составляющей ее развития будет в дальнейшем относительно уменьшаться.
Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.
Вопрос о роли банков в развитии экономики неоднозначен. Для российской банковской системы, строящей систему рыночного типа, он имеет особое значение. Идя от распределительной к рыночной модели, так и не поняли, в чем состоит предназначение банка в экономике? Центральный банк сконцентрировался на темпах инфляции, валютном курсе, банки заняты лишь собственными проблемами. Интересы экономики — не их дело, главное — как можно больше заработать для себя. Все рассуждения воспринимались как идея, далекая от реальности, и, что совсем недопустимо, некоторые банки стали "карманными" не только в экономическом, но и политическом отношениях. В России банки перестали выполнять свое предназначение. Мнение о банках, как о "флагманах российской экономики", их ключевом положении оказалось иллюзией. Неслучайно наметившийся подъем в некоторых отраслях промышленности произошел без участия банковского капитала. Зато банковские комиссии повысились при том же банковском сервисе, еще раз доказав, как скоро банки перекладывают проблемы на плечи клиента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Банковское дело», Москва, Экономика, 1999 г
2. «Банковское дело», Москва, Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1993 г
3. «Банковский портфель — 1», Москва, Соминтэкс, 1998 г
4. Аналитический обзор «Итоги деятельности Сберегательного банка Российской Федерации в 1999 году«
5. Банковский бюллетень, Москва, Агентство банковской информации еженедельника «Экономика и жизнь», №2, 2000 г
6. Коммерсант, Москва, Аналитический еженедельник Издательского дома «Ь», №1, 2000 r
7. «Бизнес и банки», Москва, Банковская газета, №2, 2000 г
8. «Бизнес и банки», Москва, Банковская газета, №12, 1998 г
9. «Деньги и кредит», Москва, издательство «Финансы и статистика», NI, 1998 г
10. «Банковский журнал», Москва, №10, 1999 г
11. «Вестник банка России», Москва, №3, 1999 г
12. Большой экономический словарь, Москва, Фонд «Правовая культура», 1994 г
13. Журнал «Профиль«, № 9, 1999 г