Содержание
стр.
Введение
1. Понятие о памяти
2. Основные процессы памяти и закономерности их протекания
3. Виды памяти
4. Индивидуальные и типологические особенности памяти
Заключение
Список использования литературы
Введение
Память - это умственная деятельность. Проявляется она в закреплении, сохранении и последующем воспроизведением человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности.
Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и восприятие исчезают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного.
Память является основным условием успешного обучения и воспитания детей, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.
Итак, память – это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов, прежде воспринятых предметов и явлений.
Итак, в данной работе будут рассмотрены основные вопросы, касающиеся памяти, раскрыто ее значение для человека.
1. Понятие о памяти
То, что воспринимается человеком не исчезает бесследно: в коре больших полушарии мозга сохраняются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают возможность повторного возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. И. М. Сеченов пишет: «Благодаря сохранению в мозгу следов от повторяющихся воздействий, при незначительном толчке может возникнуть первичное возбуждение».
Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ предмета в отсутствие его или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.
Память — это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.
Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания предмета восприятие невозможно. Но память выступает и самостоятельным психическим процессом, связанным с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простыв и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.
Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней.
Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, 6если нужно запомнить какое – то сложное название города и т.д. мы находим хорошо знакомое слово, сходное по звучанию и позже вспомнив его мы вспомним и название города, таким образом устанавливается ассоциация по сходству, обеспечивающая запоминание.
Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов.
Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации—ассоциации по смыслу; в них связываются два явления, которые, по определению И. П. Павлова, и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.
Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи.
Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.
2. Основные процессы памяти и закономерности их протекания
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.
Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.
Запоминание. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания.
Непроизвольное запоминание—это запоминание ненамеренное, при котором человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминается как бы сам собой.
Непроизвольно запоминаются события личной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятельности, ее основным содержанием.
Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели -запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.
По другому признаку—по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,—запоминание делится на механическое и осмысленное.
Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.
Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.
Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание.
Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания.
Прочность запоминания обусловлена многими причинами.
Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует интересам человека, и забывается то, что не имеет для него существенного значения, что ему безразлично.
Запоминание становится успешным также при наличии запаса знаний, необходимых для связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память зависит от имеющихся знаний.
На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет? В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание: при направленности сознания на точность воспроизведения будут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при направленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, осмысливаться логика материала.
Имеет значение и направленность сознания на прочность запоминания: если нет цели запомнить надолго, материал заучивается и сразу забывается.
Сохранение и забывание. Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал совсем не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания.
Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2- 3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. Особенно ярко проявляется реминисценция, если первоначальное воспроизведение не было достаточно.
С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания по закону отрицательной индукции наступает торможение, а затем оно снимается.
Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности воспроизвести, но возможности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать только то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.
Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно разнообразиться, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты должны сравниваться, сопоставляться, их надо приводить в систему. При однообразии повторений снижается интерес к заучиванию и отсутствует мыслительная активность, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения.
Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются на практике, реализуются, они запоминаются непроизвольно.
Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.
Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.
Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.
Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.
Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.
Воспроизведение не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный, известный из других источников материал.
Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов, прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях; объяснение, слово учителя оживляют ранее образованные связи.
Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует учится специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припоминанию основных мыслей и т. д.
3. Виды памяти
В зависимости от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, память делят на четыре вида.
Двигательная память, или память на движения, - это запоминание и воспроизведение произведенных человеком движений. Эта память является основой выработки двигательных навыков и привычных движений. Все бытовые, спортивные и трудовые навыки усваиваются благодаря двигательной памяти, благодаря тому, что складывается и упрочивается динамический стереотип.
Эмоциональная память, или память на чувства, сохраняет пережитые человеком чувства. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе или покраснеть при одном воспоминании о поступке, вызвавшем раньше чувство стыда.
Об этом виде памяти К. С. Станиславский писал: «Раз Вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз Вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,— у Вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».
Особое значение имеет эта память для артиста, но в той или иной мере она развита у каждого человека, и подлинное сочувствие другому человеку, переживаемому им чувству возможно только благодаря эмоциональной памяти.
В процессе воспитания воздействие на эмоциональную память человека имеет существенное значение, так как самое сильное воздействие—это воздействие на чувства; сохранение в памяти пережитых чувств является предпосылкой воспитуемости человека.
Словесная, или смысловая, память—это запоминание и сохранение, а затем воспроизведение прочитанных или услышанных мыслей в словесной форме.
Запоминание может происходить в точно той же словесной форме, например при запоминании формул, дословных формулировок, или же мысли могут запоминаться в другом речевом оформлении, т. е. они воспроизводятся своими словами. Так обычно запоминается прочитанный текст.
Будет ли запоминание дословным или измененным, определяется прежде всего задачей, стоящей перед человеком, а также выработавшимися у него способами заучивания.
Образная память, или память на представления, способствует запоминанию и воспроизведению лиц, картин природы, обстановки, музыкальных мелодий, запахов, вкусов.
Образная память есть у всех людей, но особенно развита она у художников, писателей, актеров, композиторов, архитекторов. Благодаря этому художники могут писать портрет в отсутствие лица, по памяти.
Фактически разные виды памяти взаимосвязаны, и в процессе любой деятельности один и тот же материал запоминается с помощью двух и более видов памяти.
4. Индивидуальные и типологические особенности памяти
В результате жизни, деятельности, особенностей нервной системы у человека складываются индивидуальные и типологические особенности памяти.
Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно.
Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти.
Качества памяти характеризуются скоростью запоминания, прочностью сохранения и легкостью воспроизведения. Если хорошая память проявляется в быстром запоминании и медленном забывании, то плохая память, напротив, отличается медленным запоминанием и быстрым забыванием.
Обычно говорят о хорошей и плохой памяти. Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой — в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.
1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием. Люди с такими особенностями памяти запоминают материал быстро; после однократного прослушивания или чтения материал прочно сохраняется длительное время я легко (при этом полно и безошибочно) воспроизводится в требуемый момент.
2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием. Людям с такими качествами памяти необходимо тратить много времени на заучивание: несколько раз прочесть, составить план, вычертить чертеж, выписать термины, составить таблицу, рассказать себе. Но после того как они запомнили, материал хранится прочно и точно воспроизводится на протяжении длительного времени.
3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием. Люди, отличающиеся такими качествами памяти, запоминают материал на лету: после прослушивания или однократного чтения, например в конце урока, они могут тут же воспроизвести материал полно и безошибочно. Но через короткое время, даже через 2 дня, воспроизводят его схематично, с ошибками, многое забывают. Это происходит потому, что, удовлетворившись быстрым запоминанием, такие люди не тратят время на его повторение, дома устные задания не готовят, так как считают, что уже знают. Вследствие же быстрого забывания память оказывается непродуктивной. При таком сочетании качеств памяти необходимо заучивать повторно, хотя материал может быть воспроизведен и без этого. Дополнительные повторения приводят к более длительному и прочному сохранению.
4. Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием. При такой памяти люди тратят много времени на заучивание и все же не достигают нужных результатов, они воспроизводят неполно и неточно, быстро забывают. Это характерно для учащихся с пробелами в знаниях в результате длительных пропусков по болезни или по другим причинам, так как отсутствие систематических знаний мешает установлению нужных ассоциаций. В некоторых случаях память становится такой после перенесенных мозговых заболеваний.
Индивидуальные различия памяти проявляются и в том, что одни лучше запоминают исторический материал, а другие— физику или химию. Это создает качественное своеобразие способностей, которое само зависит от других личностных особенностей: от отношения к предмету, от учебных интересов.
Типологические особенности памяти. С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов достигает высокого развития эмоциональная память, у композиторов — слуховая, у художников сильно развита зрительная память, у философов—словесно-логическая.
Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип - преобладанием словесной памяти.
Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник - цвет предметов, математик — числа и формулы, спортсмен — движения.
Индивидуальные особенности памяти проявляются и в способах заучивания материала. Различия обнаруживаются в том, с помощью каких анализаторов проводится запоминание и воспроизведение материала.
Различие в способах заучивания лежит в основе деления на типы памяти. Типы памяти зависят от врожденных особенностей высшей нервной деятельности, развивающихся в процессе деятельности.
Зрительный тип памяти характеризуется тем, что человеку для запоминания необходимо видеть текст, подлежащий усвоению; слуховой тип памяти проявляется в том, что человеку требуется для запоминания слышать заучиваемый материал. Даже при самостоятельном заучивании люди со слуховым типом памяти читают вслух или пересказывают прочитанное. Двигательный тип памяти выражается в том, что для запоминания человеку необходимо использовать двигательный анализатор; люди с таким типом памяти произносят слова шепотом, или записывают их, хотя бы пальцем в воздухе. Быстрее и прочнее всего они запоминают при записи, зарисовке, трудовых действиях.
Чистые типы памяти чрезвычайно редки. Более распространенными являются промежуточные типы: зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и двигательно-слуховой.
Заключение
Из вышеизложенного можно сделать несколько выводов
1. При распаде памяти наступает и распад личности
2. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.
Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого.
3. Память развивается в течение всей жизни человека, ее становление и формирование связано с одной стороны с развитием нервной системы, с другой зависят от условий воспитания, обучения и деятельности.
4. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и восприятие исчезают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного.
Память является основным условием успешного обучения и воспитания детей, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков.
Так же были рассмотрены виды и типы памяти.
Раскрыты индивидуальные особенности памяти, связанные с особенностями личности. Типологические особенности, связанные с особенностями деятельности человека, с особенностями личности.
И очень важно отметить, память развивается в течении всей жизни человека. Ее становление и формирование связано с развитием нервной системы, зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.
Память развивается и количественно (увеличивается быстрота и объем запоминания) и качественно (от непроизвольной к произвольной, от образной к словесной).
Развитие, воспитание памяти – длительный процесс. Только постоянно тренируя ее, можно совершенствовать память. Надо так иметь в виду, что память человека улучшается вместе с его общим развитием, с совершенствованием мышления, воображения, речи, воли и характера.
Список использованной литературы
1. Добрынин Н. Ф. Некотрорые проблемы современной психологии – М.: Знание, 1964г
2. Петровский А. В. Беседы о психологии – М.: Учпедгиз, 1962г (глава «Как человек помнит»)
3. Психология. Уч. пособие – М.: Просвещение, 1966г.
4. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти – М.: Просвещение, 1966г
5. Сухаребский Л. М. О памяти – М.: Медгиз, 1962г
6. Добрынин Н. А. Память и ее развитие // Вопросы психологии № 1, 1989г