Содержание


                                                                                                                         стр.


Введение

1.     Понятие о памяти

2.     Основные процессы памяти и закономерности их протекания

3.     Виды памяти

4.     Индивидуальные и типологические особенности памяти

Заключение

Список использования литературы



















Введение


      Память  - это умственная деятельность. Проявляется она в закреплении, сохранении и последующем воспроизведением человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности.

Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и восприятие исчезают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного.

Память является основным условием успешного обучения и воспитания детей, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и  распад личности.

Итак, память – это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов, прежде воспринятых предметов и явлений.

Итак, в данной работе будут рассмотрены основные вопросы, касающиеся памяти, раскрыто ее значение для человека.









1. Понятие о памяти


То, что воспринимается человеком не исчезает бесследно: в коре больших полушарии мозга со­храняются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают возможность повторного возникновения возбуж­дения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. И. М. Сеченов пишет: «Благодаря сохранению в мозгу следов от повторяющихся воздействий, при незначительном толчке может возникнуть первичное возбуждение».

Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ предмета в отсутствие его или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отра­жается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.

Память — это отражение непосредственного и прошлого опы­та человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнава­ния предмета восприятие невозможно. Но память выступает и самостоятельным психическим процессом, связанным с восприя­тием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы мо­жем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциа­ций: простыв и сложные. К простым относят три вида ассоциа­ций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциация по смежности объединяет два явления, связан­ные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смеж­ности образуется, например, при заучивании алфавита: при на­зывании буквы вспоминается следующая за ней.

Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, 6если нужно запомнить какое – то сложное название города и т.д. мы находим хорошо знакомое  слово, сходное по звучанию и позже вспомнив его мы вспомним и название города, таким образом устанавливается ассоциация по сходству, обеспечивающая запо­минание.

Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по кон­трасту с зоной лесов.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации—ассоциации по смыслу; в них связываются два явления, которые, по определению И. П. Павлова, и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти свя­зи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

Для образования временной связи требуется повторное сов­падение двух раздражителей во времени, для образования ас­социации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчаю­щий образование временной связи.

Более важным условием для образования ассоциации являет­ся деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется за­помнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.


2. Основные процессы памяти и закономерности их протекания


Основными процессами памяти являются запоминание, сохра­нение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в па­мяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематиза­ции, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Запоминание.   Запоминание может быть произвольным и не­произвольным в зависимости от наличия или от­сутствия цели запоминания.

Непроизвольное запоминание—это запоминание ненамерен­ное, при котором человек не ставит цели запомнить, не прилага­ет усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминает­ся как бы сам собой.

Непроизвольно запоминаются события личной жизни, осо­бенно те, которые произвели сильное впечатление. Непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятельности, ее основ­ным содержанием.

Произвольное запоминание характеризуется наличием созна­тельной цели -запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

По другому признаку—по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,—запоминание делится на механиче­ское и осмысленное.

Механическое запоминание основано на закреплении внеш­них связей путем многократного повторения.

Осмысленное запоминание основано на установлении смысло­вых связей с уже известным материалом и между частями дан­ного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.

Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание.

Однако иногда одного осмысленного запоминания недоста­точно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания.

Прочность запоминания обусловлена многими причинами.

Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует инте­ресам человека, и забывается то, что не имеет для него сущест­венного значения, что ему безразлично.

Запоминание становится успешным также при наличии запа­са знаний, необходимых для связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий  материал. Не только знания зависят от памяти, но и память за­висит от имеющихся знаний.

На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет? В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание: при направленности сознания на точность воспроизведения будут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при направленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, осмысливаться логика мате­риала.

Имеет значение и направленность сознания на прочность за­поминания: если нет цели запомнить надолго, материал заучивается и сразу забывается.          

Сохранение и забывание. Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запо­минается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал совсем не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу пос­ле заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медлен­нее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания.

Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2- 3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. Особенно ярко прояв­ляется реминисценция, если первоначальное воспроизведение не было достаточно.

С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания по закону отрицательной индук­ции наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным. Оно проявляется в не­возможности воспроизвести, но возможности узнать. Узнать лег­че, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспро­изведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать только то, что человек может не только узнать, но и воспроиз­вести.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно разнообразиться, проводиться в разных формах: в про­цессе повторения факты должны сравниваться, сопоставляться, их надо приводить в систему. При однообразии повторений сни­жается интерес к заучиванию и отсутствует мыслительная ак­тивность, а поэтому и не создается условий для прочного сохра­нения.

Еще большее значение для сохранения имеет применение зна­ний. Когда знания применяются на практике, реализуются, они запоминаются непроизвольно.

Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное — это ненамеренное воспро­изведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремле­ний, действий.

Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.

Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Воспроизведение не простое механическое повторение за­печатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выде­ляется главное, вставляется дополнительный, известный из дру­гих источников материал.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстано­вить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов, прежних возбуждений в коре головного моз­га. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях; объяснение, слово учителя оживляют ранее образованные связи.

     Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует учится специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припоминанию основных мыслей и т. д.

 

3. Виды памяти


В зависимости от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, память делят на четыре вида.

Двигательная память, или память на движения, - это запо­минание и воспроизведение произведенных человеком движений. Эта память является основой выработки двигательных навыков и привычных движений. Все бытовые, спортивные и трудовые навыки усваиваются благодаря двигательной памяти, благо­даря тому, что складывается и упрочивается динамический стереотип.

Эмоциональная память, или память на чувства, сохраняет пережитые человеком чувства. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе или покраснеть при одном воспоминании о поступке, вызвавшем раньше чувство стыда.

Об этом виде памяти К. С. Станиславский писал: «Раз Вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испы­танном, раз Вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,— у Вас есть память на чувствования, или эмоциональная па­мять».

Особое значение имеет эта память для артиста, но в той или иной мере она развита у каждого человека, и подлинное сочув­ствие другому человеку, переживаемому им чувству возможно только благодаря эмоциональной памяти.

В процессе воспитания воздействие на эмоциональную па­мять человека имеет существенное значение, так как самое силь­ное воздействие—это воздействие на чувства; сохранение в па­мяти пережитых чувств является предпосылкой воспитуемости человека.

Словесная, или смысловая, память—это запоминание и со­хранение, а затем воспроизведение прочитанных или услышан­ных мыслей в словесной форме.

Запоминание может происходить в точно той же словесной форме, например при запоминании формул, дословных форму­лировок, или же мысли могут запоминаться в другом речевом оформлении, т. е. они воспроизводятся своими словами. Так обычно запоминается прочитанный текст.

Будет ли запоминание дословным или измененным, опреде­ляется прежде всего задачей, стоящей перед человеком, а также выработавшимися у него способами заучивания.

Образная память, или память на представления, способству­ет запоминанию и воспроизведению лиц, картин природы, обста­новки, музыкальных мелодий, запахов, вкусов.

Образная память есть у всех людей, но особенно развита она у художников, писателей, актеров, композиторов, архитекторов. Благодаря этому художники могут писать портрет в отсутствие лица, по памяти.

Фактически разные виды памяти взаимосвязаны, и в процес­се любой деятельности один и тот же материал запоминается с помощью двух и более видов памяти.


4. Индивидуальные и типологические особенности памяти


  В результате жизни, деятельности, особенностей нервной си­стемы у человека складываются индивидуальные и типологиче­ские особенности памяти.

  Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясня­ется тем, что память носит избирательный характер. То, что со­ответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно.

Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти.

Качества памяти характеризуются скоростью запоминания, прочностью сохранения и легкостью воспроизведения. Если хорошая память проявляется в быстром запоминании и медленном забывании, то плохая память, напротив, отличается медленным запоминанием и быстрым забыванием.

Обычно говорят о хорошей и плохой памяти. Но память мо­жет быть хорошей в одном отношении и плохой — в другом. От­дельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием. Люди с такими особенностями памяти запоминают материал быстро; после однократного прослушива­ния или чтения материал прочно сохраняется длительное время я легко (при этом полно и безошибочно) воспроизводится в тре­буемый момент.

2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыва­нием. Людям с такими качествами памяти необходимо тратить много времени на заучивание: несколько раз прочесть, составить план, вычертить чертеж, выписать термины, составить таб­лицу, рассказать себе. Но после того как они запомнили, мате­риал хранится прочно и точно воспроизводится на протяжении длительного времени.

3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием. Люди, отличающиеся такими качествами памяти, запоминают материал на лету: после прослушивания или однократного чтения, например в конце урока, они могут тут же воспроизвести материал полно и безошибочно. Но через короткое время, даже через 2 дня, воспроизводят его схематично, с ошибками, многое забывают. Это происходит потому, что, удовлетворившись быст­рым запоминанием, такие люди не тратят время на его повто­рение, дома устные задания не готовят, так как считают, что уже знают. Вследствие же быстрого забывания память оказывается непродуктивной. При таком сочетании качеств памяти необхо­димо заучивать повторно, хотя материал может быть воспроиз­веден и без этого. Дополнительные повторения приводят к бо­лее длительному и прочному сохранению.

4. Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забы­ванием. При такой памяти люди тратят много времени на заучи­вание и все же не достигают нужных результатов, они воспроиз­водят неполно и неточно, быстро забывают. Это характерно для учащихся с пробелами в знаниях в результате длительных про­пусков по болезни или по другим причинам, так как отсутствие систематических знаний мешает установлению нужных ассоциа­ций. В некоторых случаях память становится такой после пере­несенных мозговых заболеваний.

Индивидуальные различия памяти проявляются и в том, что одни лучше запоминают исторический материал, а другие— физику или химию. Это создает качественное своеобразие способностей, которое само зависит от других личностных особен­ностей: от отношения к предмету, от учебных интересов.

Типологические особенности памяти. С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов достигает высокого развития эмоцио­нальная память, у композиторов — слуховая, у художников сильно развита зрительная память, у философов—словесно-логическая.

Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной дея­тельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип - преобладанием словесной памяти.

Развитие памяти зависит также от профессиональной дея­тельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник - цвет предметов, матема­тик — числа и формулы, спортсмен — движения.

Индивидуальные особенности памяти проявляются и в спосо­бах заучивания материала. Различия обнаруживаются в том, с помощью каких анализаторов проводится запоминание и вос­произведение материала.

Различие в способах заучивания лежит в основе деления на типы памяти. Типы памяти зависят от врожденных особенностей высшей нервной деятельности, развивающихся в процессе дея­тельности.

Зрительный тип памяти характеризуется тем, что человеку для запоминания необходимо видеть текст, подлежащий усвое­нию; слуховой тип памяти проявляется в том, что человеку тре­буется для запоминания слышать заучиваемый материал. Даже при самостоятельном заучивании люди со слуховым типом па­мяти читают вслух или пересказывают прочитанное. Двигатель­ный тип памяти выражается в том, что для запоминания чело­веку необходимо использовать двигательный анализатор; люди с таким типом памяти произносят слова шепотом, или записывают их, хотя бы пальцем в воздухе. Быстрее и прочнее всего они запоминают при записи, зарисовке, трудовых дейст­виях.

Чистые типы памяти чрезвычайно редки. Более распростра­ненными являются промежуточные типы: зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и двигательно-слуховой.




Заключение


Из вышеизложенного можно  сделать несколько выводов

  1.  При распаде памяти наступает и распад личности

2. Основными процессами памяти являются запоминание, сохра­нение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в па­мяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематиза­ции, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого.

3. Память развивается в течение всей жизни человека, ее становление и формирование связано с одной стороны с развитием нервной системы, с другой зависят от условий воспитания, обучения и деятельности.

4. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и восприятие исчезают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного.

Память является основным условием успешного обучения и воспитания детей, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков.

          Так же были рассмотрены виды и типы памяти.

Раскрыты индивидуальные особенности памяти, связанные с особенностями личности. Типологические особенности, связанные с особенностями деятельности человека, с особенностями личности.

          И очень важно отметить, память развивается в течении всей жизни человека. Ее становление и формирование связано с развитием нервной системы, зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.

          Память развивается и количественно (увеличивается быстрота и объем запоминания) и качественно (от непроизвольной к произвольной, от образной к словесной).

          Развитие, воспитание памяти – длительный процесс. Только постоянно тренируя ее, можно совершенствовать память. Надо так иметь в виду, что память человека улучшается вместе с его общим развитием, с совершенствованием мышления, воображения, речи, воли и характера.






















Список использованной литературы


1.     Добрынин Н. Ф. Некотрорые проблемы современной психологии – М.: Знание, 1964г

2.     Петровский А. В. Беседы о психологии – М.: Учпедгиз, 1962г (глава «Как человек помнит»)

3.     Психология. Уч. пособие – М.: Просвещение, 1966г.

4.     Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти – М.: Просвещение, 1966г

5.     Сухаребский Л. М. О памяти – М.: Медгиз, 1962г

6.     Добрынин Н. А. Память и ее развитие // Вопросы психологии № 1, 1989г