Оглавление
1. Каковы задачи анализа информации о внешней и внутренней среде предприятия для принятия коммерческих решений?.......................................................... 3
2. Эластичность спроса и общая выручка при различных уровнях цен... 6
Задача............................................................................................................ 12
Список использованной литературы............................................................ 14
1. Каковы задачи анализа информации о внешней и внутренней среде предприятия для принятия коммерческих решений?
Как уже отмечалось, эффективность коммерческой деятельности во многом зависит от наличия у коммерческих служб информации, позволяющей получить представление о ситуации, сложившейся на рынке.
В широком смысле под информацией понимаются сведения о состоянии чего-либо. Поэтому сведения, характеризующие ситуацию на рынке товаров и услуг, следует относить к коммерческой информации. Сбор коммерческой информации связан с изучением:
• спроса населения и факторов, его определяющих;
• товарного предложения;
• оптовых покупателей;
•потенциальных возможностей и конкурентоспособности предприятия.
Информация о спросе населения и определяющих его факторах является основой для принятия коммерческих решений. Изучение спроса помогает выявить текущие его изменения, мотивы совершения покупок, степень соответствия потребительских свойств и цен предлагаемых товаров запросам покупателей.
Факторами, определяющими спрос населения, являются его численность и состав, денежные доходы, национальные традиции и обычаи и т. д. Изучение этих факторов позволяет работникам коммерческих служб получать полную информацию о покупателях и их потребностях.
Анализ полученной информации способствует более точному определению структуры ассортимента и объемов закупаемых для последующей реализации товаров. При этом уменьшается риск закупки ненужных потребителю товаров, возрастают объемы продаж, ускоряется товарооборачиваемость.[1]
Информация о товарном предложении (объемах и ассортименте производимых товаров, товарных запасах и т. д.) позволяет определить, насколько спрос на товары соответствует их предложению. Если спрос опережает предложение, то образуется неудовлетворенный спрос. В этом случае необходимо принимать меры, направленные на пополнение товарных запасов. При превышении предложения над спросом на складах торговых предприятий происходит избыточное накопление товаров, что также свидетельствует об ошибках в управлении товарными запасами и ассортиментом товаров. В обоих случаях полезным может оказаться воздействие на производителей с целью изменения ассортимента выпускаемых ими товаров. В некоторых случаях целесообразно воспользоваться услугами других поставщиков, предлагающих товары, в большей степени соответствующие потребностям покупателей. Поэтому коммерческим службам торговых предприятий необходимо владеть информацией о различных товаропроизводителях и других поставщиках товаров.
Поскольку одной из основных задач предприятий оптовой торговли является сбыт товаров, то их коммерческим службам необходимо владеть как можно более полной информацией об оптовых покупателях.
Эта информация включает в себя сведения о расположении, специализации и других показателях деятельности предприятий, являющихся потенциальными потребителями товаров и услуг. Анализ этой информации позволяет оптовым предприятиям выбрать оптимальных партнеров для установления с ними хозяйственных отношений.
Информацию о потенциальных возможностях предприятия получают из внутренних источников (статистической и бухгалтерской отчетности, данных оперативного учета коммерческой деятельности). Это сведения об объемах закупок и реализации товаров, товарных запасах и т. д. Анализируя эту информацию, а также информацию о деятельности конкурентов, коммерческие службы делают выводы о конкурентоспособности торгового предприятия, что позволяет своевременно вносить изменения в деятельность соответствующих подразделений, укрепляя свои позиции на рынке.
Таким образом, анализ информации, полученной при проведении комплексных маркетинговых исследований рынка, не только дает представление об уже существующей на рынке ситуации, но и позволяет сделать прогноз на будущее.
2. Эластичность спроса и общая выручка при различных уровнях цен
Закон спроса утверждает, что уменьшение цены товара вызывает увеличение объема спроса. Эластичность спроса по цене определяет реакцию объема спроса на изменение цены товара. Спрос на товар называется эластичным, если при изменении цены объем спроса существенно изменяется. Спрос называется неэластичным, если при изменении цены объем спроса изменяется незначительно.
Что определяет эластичность или неэластичность спроса на товар? Так как спрос на любой товар зависит от предпочтений потребителей, эластичность товара по цене определяется множеством экономических, социальных и психологических факторов, формирующих человеческие желания. Тем не менее, основываясь на практике, мы имеем возможность назвать некоторые общие правила, определяющие ценовую эластичность спроса.[2]
Товары первой необходимости и предметы роскоши. Спрос на товары первой необходимости характеризуется низкой эластичностью спроса по цене, в то время как спрос на предметы роскоши — высокой эластичностью. Вряд ли больные значительно сократят количество посещений доктора, даже если цена медицинских услуг постоянно растет. Напротив, рост цены на яхты ведет к значительному уменьшению объема спроса. Причина заключается в том, что большинство индивидов рассматривают посещение врача как необходимость, а владение яхтой — как роскошь. Конечно, отнесение нами продукта к товарам первой необходимости или предметам роскоши определяется не его внутренними качествами, а покупательскими предпочтениями. Для заядлого любителя морских походов, обладающего богатырским здоровьем, парусная лодка — предмет первой необходимости с неэластичным спросом, а посещение врача — роскошь, характеризующаяся высокой эластичностью по цене.
Доступность близких товаров-заменителей. Товары, у которых есть близкие заменители, отличаются более эластичным спросом, потому что потребители имеют возможность без особых затруднений использовать один продукт вместо другого. Например, легко взаимозаменяемы масло и маргарин. Небольшой рост цены на масло, при неизменности стоимости маргарина, приведет к значительному уменьшению объема продаж масла. Напротив, так как куриные яйца — продукт, у которого нет близкого заменителя, спрос на яйца, вероятно, менее эластичен, чем спрос на масло.
Определение рынка. Эластичность спроса зависит от нашего определения границ любого рынка. Более узко определенный рынок характеризуется и более эластичным спросом в сравнении с широко определенным рынком, на котором гораздо проще найти товары-субституты. Например, продукты питания, как широкая товарная категория, обладают практически неэластичным спросом, поскольку не имеют заменителей. Мороженое — более узкая товарная категория — обладает и более эластичным спросом, так как его проще заменить другими десертами. Ванильное мороженое, очень узкая категория, характеризуется весьма эластичным спросом, так как другие виды мороженого — практически совершенные его субституты.
Временной горизонт. На длительных отрезках времени значение эластичности спроса по цене товаров повышается. Когда растет цена на бензин, объем спроса на него первые несколько месяцев уменьшается незначительно, но со временем человек приобретает более экономичный автомобиль, чаще пользуется общественным транспортом или переезжает ближе к месту работы. Рассматривая динамику спроса на бензин в течение нескольких лет, мы придем к выводу, что его потребление значительно уменьшится.
Экономисты рассчитывают ценовую эластичность спроса как отношение изменения объема спроса, выраженного в процентах, к изменению цены, выраженному в процентах.
Предположим, что цена стаканчика мороженого выросла с $ 2,00 до $ 2,20 и теперь вы покупаете не 10 стаканчиков в месяц, а 8 пачек. Мы рассчитываем изменение цены, выраженное в процентах, как
Аналогичным образом мы рассчитываем и изменение объема спроса, выраженного в процентах, как
В этом случае эластичность спроса по цене составит
В этом примере эластичность спроса по цене, равная 2, означает, что изменение объема спроса в два раза больше, чем изменение цены.
Так как объем спроса на товар обратно пропорционален его цене, знак изменения объема спроса, выраженного в процентах, всегда противоположен знаку выраженного в процентах изменения цены. В нашем примере изменение цены, выраженное в процентах, составляет плюс 10 % (увеличение цены), а изменение объема спроса, выраженное в процентах, составляет минус 20 % (уменьшение спроса). По этой причине эластичность спроса по цене иногда считают отрицательным числом. В этой книге мы будем следовать общепринятой практике и считать ценовую эластичность положительным числом (математики назвали бы ее абсолютным значением). При этом условии большее значение эластичности спроса по цене означает пропорционально большее изменение объема спроса по сравнению с изменением цены.[3]
Анализируя изменения рыночного спроса или предложения, нам необходимо рассмотреть воздействие такой переменной, как совокупная выручка, — денежной суммы, уплаченной покупателями и полученной продавцами товара. На любом рынке совокупная выручка равна Р х Q: цене товара, умноженной на количество проданного товара. Графически совокупная выручка (рис. 1) представлена прямоугольником под кривой спроса, высота которого равна Р, а длина — Q. Площадь прямоугольника, рассчитываемая как Р х Q, равна совокупной выручке, полученной на этом рынке. Если P=$4, a Q=100, совокупная выручка равна $ 4 х 100, или $ 400.
Как изменяется совокупная выручка при движении вдоль кривой спроса? Ответ зависит от эластичности спроса по цене. Если спрос неэластичен (см. рис. 2), увеличение цены приведет к увеличению совокупной выручки. Увеличение цены с $ 1 до $ 3 приводит к уменьшению объема спроса со 100 до 80 единиц, а совокупная выручка возрастает со $ 100 до $ 240. Рост цены ведет к возрастанию произведения? и Q, поскольку уменьшение Q относительно меньше, чем увеличение P.
Если спрос эластичен, мы получаем противоположный результат: увеличение цены приводит к уменьшению совокупной выручки. Например, если цена на товар выросла с $ 4 до $ 5, объем спроса уменьшается с 50 до 20 единиц, а совокупная выручка сокращается с $ 200 до $ 100. Так как спрос эластичен, уменьшение объема спроса настолько велико, что перекрывает увеличение цены. То есть увеличение цены ведет к уменьшению произведения P и Q, потому что уменьшение Q относительно больше, чем увеличение Р.
Хотя примеры, приведенные на рис. 2 и 3, являются скорее крайними случаями, они иллюстрируют общее правило:
• Когда эластичность спроса по цене меньше 1, увеличение цены приводит к росту совокупной выручки, а уменьшение цены приводит к сокращению совокупной выручки
• Когда ценовая эластичность спроса больше 1, увеличение цены приводит к сокращению совокупной выручки, а уменьшение цены — к возрастанию совокупной выручки
• В особых случаях, когда ценовая эластичность спроса равна 1, изменение цены не влияет на совокупную выручку.
Рис. 1 Совокупная выручка. Общая сумма, уплаченная покупателями и полученная в качестве дохода продавцами, равна площади прямоугольника под кривой спроса, Р х О. В нашем случае при цене товара $ 4 объем спроса равен 100, а совокупная выручка — $ 400.
Рис. 2. Изменение совокупной выручки при изменении цены: неэластичный спрос. При неэластичной кривой спроса увеличение цены приводит к уменьшению объема спроса, относительно меньшему, чем увеличение цены. Следовательно, совокупная выручка (результирующая цены и количества товара) увеличивается. В нашем случае увеличение цены с $ 1 до $ 3 приводит к уменьшению объема спроса со 100 до 80 единиц, а совокупная выручка возрастает со $ 100 до $ 240.
Рис. 3. Изменение совокупной выручки при изменении цены: эластичный спрос. Увеличение цены на эластичной кривой спроса приводит к уменьшению объема спроса, относительно большему, чем изменение цены. Следовательно, совокупная выручка (результирующая цены и количества товара) уменьшается. В нашем случае увеличение цены с $ 4 до $ 5 приводит к уменьшению объема спроса с 50 до 20 единиц, а общий доход сокращается с $ 200 до $ 100.
Задача
Определите уровень культуры обслуживания по мнению покупателей из данных таблицы 1. При этом следует учесть, что магазин с высоким уровнем обслуживания имеет величину обобщающего коэффициента от 0,901 и более, с удовлетворительным уровнем обслуживания – от 0,701 до 0,900, с низким уровнем обслуживания – от 0,700 и ниже. Каковы будут Ваши предложения по совершенствованию оценки уровня культуры обслуживания?
Таблица 1
Показатели |
Общее количество опрошенных покупателей, Мв |
Количество покупателей, давших отличные и хорошие оценки, Мн |
Коэффициент культуры обслужива-ния по мнению покупате- лей, Кмi = Мн/Мв |
Значимость отдельных показателей в общем уровне культуры обслуживания, Зi |
Коэффициент обслуживания покупателей по исследуемому показателю ( Кмi * Зi ) |
Устойчивость ассортимента товаров |
300 |
250 |
0,833 |
0,45 |
0,375 |
Дополнительное обслуживание покупателей |
300 |
200 |
0,667 |
0,20 |
0,133 |
Затраты времени на ожидание обслуживания |
300 |
220 |
0,733 |
0,35 |
0,256 |
Культура обслуживания по мнению покупателей, определяемая по величине обобщающего коэффициента, равного ∑( Кмi * Зi ) |
1,00 |
0,764 |
Таким образом, в ходе проведенных расчетов мы определили, что обобщающий коэффициент равен 0,764, что соответствует удовлетворительному уровню обслуживания.
Для улучшения качества обслуживания магазину необходимо обратить внимание на такой показатель дополнительное обслуживание покупателей, здесь можно предложить дисконтные карты магазина, пакеты с символикой магазина. Еще одним более важным моментом является длительное ожидание обслуживания, в данном случае магазину предлагается автоматизировать обслуживание клиентов, либо ввести дополнительный кассы, также необходимо переобучение персонала, что позволит ускорить обслуживание клиентов.
Список использованной литературы
1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ./ Под ред. Ю.Н. Каптуревского, - СПб: Издательство "Питер", 2009. - 816 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент; Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика,2008.-528с.
3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. — М., 2006.
4. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 367 с.
5. Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.
6. Котлер Филипп. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2003.
[1] Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 367 с.
[2] Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. — М., 2006.
[3] Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.