5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.
5.1 Концепция.
Не секрет, что в деловую жизнь бизнесмена всё чаще входит слово Internet. Это связано, прежде всего, с бурным развитием технологий связи и электронной коммерции. Если раньше с помощью Internet было доступно лишь обмениваться письмами и документами, то сейчас с развитием технологий пользователь может покупать товар или услугу, не выходя из дома. Так же возросла роль выдачи не просто пассивной информации о фирме, но и например информации на, вводимый пользователем, запрос или выводе некоторой информации из баз данных фирм непосредственно , минуя помощь самой фирмы.
Целью разработки базы данных "Телефонной Коммерческой Службы Санкт-Петербурга 008" является перенос основной базы данных данной фирмы для использования её посредством Internet-доступа. Данная разработка предназначена для использования в составе Internet-броузеров Microsoft Internet Explorer или Netscape Navigator. Данные Internet-броузеры существую на рынке давно и распространяются бесплатно. Поскольку разрабатываемая система является частью продукта, уже зарекомендовавшего себя конкурента- способным, а доработка комплекса производиться для укрепления его конкурентоспособных позиций, уровень конкурентоспособности не рассчитывается.
5.2 Краткое техническое описание системы.
Разработанный проект является одним из модулей для Internet-броузеров Microsoft Internet Explorer либо Netscape Navigator. Для работы с ним от пользователя не требуется никаких дополнительных знаний, достаточно знать основные навыки обращения с Internet-броузером и средствами навигации в Internet. Для работы с разработанным проектом пользователю более полезно знать практические вопросы использования полученного результата, чем теоретические выкладки по поводу способов достижения решения. При работе от пользователя требуется выбрать необходимую категорию либо некоторое ключевое слово для поиска необходимой информации. Вывод результата происходит в течении некоторого времени, обусловленного скоростью выборки необходимой информации из базы данных, а так же скоростью Internet-соединения.
5.3 Рынок и план маркетинга.
В настоящее время рынок программного обеспечения для Inernet-приложений в достаточной степени насыщен. В связи со спецификой предмета Internet-приложений, влияние на который оказывает динамически изменяющаяся в настоящее время законодательная база, а также стремительный рост технического прогресса, период жизни данного типа продукции является относительно кратким.
Рынок потенциальных потребителей такого рода продукции, возможно сегментировать следующим образом:
1. Крупные организации и предприятия, корпоративные структуры, имеющие в своем составе достаточно большой штат работников, территориально расположенных далеко от основных вычислительных мощностей компании, для которых требуется получить незамедлительно достаточно большой объём информации.
2. Небольшие частные фирмы, малые предприятия, частные предприниматели, желающие разместить информацию со своих баз данных с сети Internet.
В первом из перечисленных сегментов определяющими критериями являются качество продукта, надежность эксплуатации, уровень послепродажного обслуживания, надежность защиты информации от несанкционированного доступа.
Для второго сегмента потенциальных покупателей определяющими факторами будут: соотношение цены и полезного эффекта от использования продукции, надежность в эксплуатации, простота использования, цена продукта.
В настоящее время система более конкурентоспособна во втором из выделенных сегментов. При выборе ценовой политики следует учитывать специфику данного сегмента рынка. Цена продукта не должна быть чрезмерно завышена.
Для продвижения товара на рынке используется реклама в газетах, для заинтересовавшихся лиц проводятся демонстрации.
5.4 Организационный план работы по реализации проекта и определение стоимости его разработки.
Для определения трудоемкости выполнения данной работы необходимо составить перечень всех этапов, определить трудоёмкость на каждом этапе работы (человеко-дни). Трудоемкость выполнения всей работы складывается из трудоемкости отдельных этапов работы.
Таблица 1Трудоемкость работ по разработке проекта |
||
Наименование работ |
Трудоемкость, чел./дни |
|
Главный специалист |
Инженер |
|
Разработка технического задания |
2 |
3 |
Разработка методов решения задачи. Выбор языка программирования. |
– |
6 |
Изучение литературы |
– |
45 |
Разработка структуры решения задачи |
– |
24 |
Создание интерфейса программы |
1 |
2 |
Разработка основных модулей программы |
– |
20 |
Тестирование и отладка основных модулей программы |
1 |
6 |
Тестирование и отладка всей программы в целом |
1 |
3 |
Составление технической документации |
1 |
30 |
Сдача проекта |
1 |
1 |
ИТОГО: |
7 |
140 |
На основе трудоемкости выполнения работ по разработке системы рассчитываются издержки на оплату труда ее исполнителей, являющиеся одной из основных статей калькуляции себестоимости разработки.
5.5 Расчет себестоимости разработки проекта.
Себестоимость определяется по фактическим затратам, произведенным за счет собственных финансовых средств предприятия. В основе определения лежит перечень выполненных работ и трудоемкость их выполнения.
Калькуляция себестоимости системы осуществляется по следующим статьям: материалы с учетом транспортно-заготовительных расходов, основная и дополнительная заработная плата основных исполнителей работы; отчисления на социальные нужды; расходы на служебные командировки; оплата услуг сторонних организаций, привлекаемых для выполнения данной разработки; прочие прямые затраты; накладные расходы.
Стоимость основных и вспомогательных расходных материалов, необходимых для выполнения разработки, определяется, исходя из величины их расхода, действующих цен и транспортно-заготовительных расходов. Величина транспортно-заготовительных расходов принимается равной 10% стоимости материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
Калькуляция расходов по статье "Материалы" приведены в таблице 2.
Таблица 2Калькуляция расходов по статье "Материалы" |
|||||
Материалы |
Единица измерения |
Количество |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
|
Бумага писчая |
пачка |
2 |
100 |
200 |
|
Картридж для принтера |
шт. |
1 |
1200 |
700 |
|
Дискеты |
шт. |
1 |
10 |
10 |
|
ИТОГО: |
|
|
|
910 |
|
Транспортно-заготовительные расходы, 10% |
91 |
||||
ВСЕГО: |
|
1001 |
|||
В качестве расходов на оплату услуг сторонних организаций при выполнении данной разработки выступает арендная плата за использование машинного времени.
Величина арендной платы рассчитывается по формуле:
САР = tАР * РАР
где САР - сумма арендной платы, р.;
tАР - время аренды ПЭВМ = 600 ч.;
РАР - часовая ставка арендной платы - 2,8 р/час.
Величина часовой ставки арендной платы определяется по договору между арендатором и арендодателем.
САР = 600 * 2,8 = 1680 р.
Основная и дополнительная заработная плата непосредственный исполнителей рассчитывается на основании следующих данных:
· трудоемкость выполнения работ ТСП и ТИНЖ (по таблице 1);
· дневная ставка главного специалиста ДСП = 40 р;
· дневная ставка инженера ДИНЖ = 20 р;
· процент дополнительной заработной платы - 12%;
· процент отчисления на социальные нужды - 39 %;
· процент накладных расходов (по данным предприятия) - 33%.
Основная заработная плата исполнителей (СЗО) рассчитывается по формуле:
СЗО = ТСП * ДСП + ТИНЖ * ДИНЖ
где ТСП и ТИНЖ - соответственно, трудоемкость выполнения работ по реализации данной разработки главным специалистом и инженером, чел/дн.
СЗО = 7 * 40 + 140 * 20 = 3080 р.
Дополнительная заработная плата рассчитывается по формуле:
СЗД = 3080 * 0,12 = 369,6 р.
Отчисления на социальные нужды:
ССН = (3080 + 369,6) * 0,39 = 1345,3 р.
Расходов на служебные командировки нет. Накладные расходы рассчитываются по формуле:
СНР = (3080 + 369,6) * 0,33 = 1138,4 р.
На основании вышеприведенных данных составлена калькуляция себестоимости разработки и сведена в таблицу.
Таблица 3Калькуляция себестоимости разработки |
|
Затраты |
Сумма, руб. |
Материалы |
1001 |
Основная заработная плата |
3080 |
Дополнительная заработная плата |
369,6 |
Отчисления на социальные нужды |
1345,3 |
Аренда машинного времени |
1680 |
Накладные расходы |
1138,4 |
ИТОГО себестоимость: |
8614,3 |
5.6 Прогноз финансовых показателей.
5.6.1 Установление исходных предложений.
Оптимистический вариант прогноза предполагает, что проект был быстро и хорошо воспринят на рынке. Сегмент рынка, описанный выше, был завоеван, объем продаж вырос. Появилась возможность снизить затраты на рекламу. По результатам маркетингового исследования установлено ожидаемое увеличение объема продаж.
Пессимистический вариант прогноза предполагает, что на рынке появились конкурентные продукты, также ориентированные на данный сегмент, и, благодаря лучшей рекламе, ценовой политике, или предоставлению дополнительных возможностей заняли более выгодное положение, чем разработанный проект. Для укрепления позиций разработанного продукта на рынке должны быть увеличены расходы на рекламу, в результате чего предполагается увеличение объема продаж.
Реалистический прогноз. Проект занял устойчивую конкурентную позицию в новом сегменте рынка, объем продаж возрос.
Ожидаемые значения изменения объемов продаж по интервалам инвестиционного периода на основе пессимистического, оптимистического и реалистического прогнозов, произведенных в ходе маркетинговых исследований, приведены в таблице 4.
Длительность инвестиционного периода в связи с непредсказуемостью изменений законодательства предсказать достаточно сложно, однако, на основании произведенных исследований и проследив статистику можно предположить, что длительность инвестиционного периода для данного проекта будет 2 года. Интервалы инвестиционного периода 3 месяца.
Таблица 4
Ожидаемые объемы продаж по прогнозным оценкам
Пока-затель |
Вариант прогноза |
Значение показателя по интервалам инвестиционного периода |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Цена (р.) |
- |
- |
- |
600 |
600 |
600 |
600 |
Ожида-емый объем продаж (шт.) |
Опитими-стический |
- |
- |
20 |
30 |
30 |
30 |
Ожида-емый объем продаж (шт.) |
Пессими-стический |
- |
- |
15 |
20 |
16 |
16 |
Ожида-емый объем продаж (шт.) |
Реалисти-ческий |
- |
- |
16 |
18 |
20 |
20 |
5.6.2 Определение потребности в начальном капитале.
На основании прогнозных оценок объемов продаж определяется потребность в начальном капитале, необходимом для реализации проекта.
Специфика данного производственного процесса требует использования ПЭВМ, принтера, множительного аппарата и помещения для проведения этих работ.
Для копирования, размножения и изменения, при необходимости, конфигурации разработанного проекта с целью реализации необходимы также начальный запас расходных материалов и реклама.
Потребность в основном капитале формируется за счет средств, израсходованных на разработку проекта - 8614,3 р., а также дополнительных средств, необходимых на приобретение ПЭВМ и принтера. Так как ПЭВМ и принтер могут быть использованы не только для копирования файлов, печати сопроводительной документации и модернизации, целесообразным представляется отнести на данный проект часть стоимости этих основных средств, пропорционально времени их использования в рамках реализации данного проекта.
При стоимости компьютера класса Pentium 166 с монитором 14" - 8000 р, сроке службы - 5 лет, времени использования на 1 экземпляр продаваемого продукта, равном в среднем 0,5 часа, потребность в ПЭВМ для реализации проекта в пределах данного инвестиционного периода при оптимистическом объеме продаж составит КПЭВМ.
В данном случае потребность в начальном капитале на ПЭВМ для реализации проекта составит для оптимистического варианта прогноза:
КПЭВМ = (8000 / (5 * 1995)) * 0,5 * (20 + 3 *30) = 44,1 р.
Для пессимистического варианта прогноза:
КПЭВМ = (8000 / (5 * 1995)) * 0,5 * (15 + 20 + 2 * 16) = 26,9 р.
Для реалистического варианта прогноза:
КПЭВМ = (8000 / (5 * 1995)) * 0,5 * (16 + 18 + 2 * 20) = 29,7 р.
Аналогично определяется потребность в начальном капитале на принтер стоимостью 2500 р при использовании его для распечатки документации по одному экземпляру в течение 0,5 ч. Потребность в начальном капитале КПРИНТЕР для реализации проекта составит для оптимистического варианта прогноза:
КПРИНТЕР = (2500 / (5 * 1995)) * 0,5 * (20 + 3 * 30) = 13,8 р.
Для пессимистического варианта прогноза:
КПРИНТЕР = (2500 / (5 * 1995)) * 0,5 * (15 + 20 + 2 * 16) = 8,4 р.
Для реалистического варианта прогноза:
КПРИНТЕР = (2500 / (5 * 1995)) * 0,5 * (16 + 18 + 2* 20) = 9,3 р.
Потребность в начальном оборотном капитале:
· стоимость начального запаса расходных материалов 200 р;
· расходы на упреждающую рекламу с целью сформировать свой рынок - по вариантам прогноза:
оптимистический - 400 р;
пессимистический - 500 р;
реалистический - 450р.
Сведения о потребности в начальном капитале для данного проекта сведены в таблицу.
Таблица 5Потребность в начальном капитале |
|||
Статьи |
Варианты прогноза |
||
Оптимистический |
Пессимистический |
Реалистический |
|
ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ |
|||
Разработка системы, р |
8614,3 |
8614,3 |
8614,3 |
ПЭВМ, р |
44,1 |
26,9 |
29,7 |
Принтер, р |
13,8 |
8,4 |
9,3 |
ИТОГО: |
8672,2 |
8649,6 |
8653,3 |
ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ |
|||
Материалы, р |
200 |
200 |
200 |
Реклама, р |
400 |
500 |
450 |
ВСЕГО: |
9272,2 |
9349,6 |
9303,3 |
Затраты на разработку системы, а также на первоначальный запас материалов и рекламу предполагается покрыть за счет собственных средств предприятия.
5.6.3 Производство и реализация.
Продукт поставляется на дистрибутивной дискете с приложением технической документации. Таким образом, процесс производства сводится к созданию дистрибутивной дискеты и распечатке комплекта документации.
Реализация продукта происходит непосредственно после переноса файла на дискету и копирования документации.
5.6.4 Определение производственно-сбытовых издержек.
Производственно-сбытовые издержки определяются на основе пессимистического варианта прогноза реализации комплекса, как сумма переменных и постоянных издержек.
Производственно-сбытовой процесс связан с необходимостью осуществлять как переменные, так и постоянные издержки.
Переменные издержки рассчитываются на единицу продаваемой продукции, постоянные - на прогнозируемые объемы продаж в соответствующих интервалах инвестиционного периода.
В состав переменных издержек входят:
· затраты на дискету, на которую переписывается программа - 10 р.;
· затраты на бумагу для распечатки и ксерокопирования технической документации 3 р.
· основная и дополнительная заработная плата инженера-программиста, производящего перенос программы на дискету и размножение документации. Эти затраты рассчитываются, исходя из трудозатрат на выполнение указанных работ и часовой ставки инженера-программиста по формуле:
СЗО = (t1 + t2) * ЧС * (1 + НД / 100)
где t1 и t2 - трудоемкости переноса файла на дискету и копирования документации, чел/ч; ЧС - часовая ставка оплаты труда инженера-программиста, р; НД - норматив дополнительной заработной платы, доли единицы (0,12).
СЗО = (1 + 0,5) * 2,5 * (1 + 0,12) = 4,2 р.
· отчисления на социальные нужды составляют 39% от основной и дополнительной заработной платы и определяются по формуле
ССН = СЗО * НСН / 100 =4,2 * 0,39 = 1,64 р.
Постоянные издержки, связанные с производством и сбытом комплекса, включает в себя:
· арендную плату за занимаемое помещение в сумме 80,0 р в месяц, что дает в пересчете на один интервал инвестиционного периода, равный 3 месяцам, 240 р;
· амортизацию оборудования, которая определяется по государственным номам по методу равномерного списания. За один интервал инвестиционного периода сумма амортизации составит:
САМ = КОБ * (НАОБ / 100) * (tИНТ / 12)
где КОБ - балансовая стоимость основного средства, р; НАОБ - норма амортизации, %; tИНТ - количество месяцев в одном интервале, мес.
Таким образом, сумма амортизации составит:
· по ПЭВМ при НАОБ = 20%
САМ ПЭВМ = 26,9 * 20 *3 / (100 * 12) = 1,35 р.
· по принтеру при НАОБ = 20%
САМ ПРИНТЕР = 8,4 * 20 *3 / (100 * 12) = 0,42 р.
· административно-хозяйственные расходы включают в себя основную и дополнительную заработную плату с начислениями на социальные нужды административно-управленческую персонала; оплату освещения, отопления в занимаемом помещении, телефона, телефакса, канцелярских расходов и т.п. и составляют в расчете на один интервал инвестиционного периода 1500 р.
Все эти данные приведены в таблице 6. В этой таблице приводятся результаты расчетов переменных и постоянных производственных издержек для пессимистического варианта прогноза.
Таблица 6
Производственно-сбытовые издержки для пессимистического варианта прогноза
Статьи |
Величина по интервалам инвестиционного варианта прогноза |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ |
||||||
Материалы, р |
- |
- |
13 |
13 |
13 |
13 |
Основная и дополнительная заработная плата, р. |
- |
- |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
Отчисления на социальные нужды, р. |
- |
- |
1,64 |
1,64 |
1,64 |
1,64 |
ИТОГО (с учетом ожидаемого объема продаж): |
- |
- |
282,6 |
376,8 |
301,4 |
301,4 |
ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ |
||||||
Арендная плата за помещения, р. |
- |
- |
240 |
240 |
240 |
240 |
Реклама, р |
- |
- |
300 |
200 |
160 |
60 |
Амортизация |
- |
- |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
Административно-хозяйственные расходы, р |
- |
- |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
ИТОГО |
- |
- |
2041,8 |
1941,8 |
1901,8 |
1801,8 |
ВСЕГО, р: |
- |
- |
2324,4 |
2318,6 |
2203,2 |
2103,2 |
5.6.5 Оценка ликвидационной стоимости основных средств.
На момент завершения проекта основные средства ликвидироваться не будут.
5.6.6 Определение порога безубыточности прогнозируемого производства.
Объем продаж продукта, обеспечивающий безубыточное производство, определяется на основании данных, полученных для пессимистического варианта прогноза.
При этом производственно-сбытовые издержки составляют, в соответствии с данными, представленными в таблице 6 - 8949,3 р.
Определяется величина покрытия постоянных издержек по формуле:
SПОКР = P - VC0
где P - рыночная цена продукта, р; VC0 - переменные издержки за единицу продукции, р.
SПОКР = 600 - 18,8 = 581,2 р.
Минимальный объем продаж продукции, достаточный для того, чтобы покрыть валовые издержки и обеспечить безубыточность производства, определяется по формуле:
QТБ = FС / SПОКР
где FC - постоянные издержки по пессимистическому варианту прогноза, р.
QТБ = 8949,3 / 581,2 = 15,4
То есть минимальный объем количества проданных продуктов, достаточный для покрытия валовых издержек и обеспечивающий безубыточность производства составляет 16 шт.
Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что, начиная с четвертого интервала, реализация продукции на прогнозируемом сегменте рынка даже при прогнозируемом пессимистическом варианте объема продаж обещает быть безубыточной.
5.6.7 Определение текущих расходов и доходов по проекту.
Текущие расходы и доходы по проекту определяются также на основании пессимистических прогнозных оценок, исходя из предположения о том, что если даже в этом случае доходы будут достаточны для обеспечения эффективности проекта, то реалистический вариант и, тем более, оптимистический - принесут дополнительные доходы.
Таблица 7
Доходы и расходы от реализации проекта - пессимистический прогноз
Статьи |
Значение показателя по интервалам инвестиционного периода |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Ожидаемые объемы продаж, шт. |
- |
- |
15 |
20 |
16 |
16 |
Цена, р. |
- |
- |
600 |
600 |
600 |
600 |
Выручка от реализации, р |
- |
- |
9000 |
12000 |
9600 |
9600 |
- НДС (20%), р. |
- |
- |
1500 |
2000 |
1600 |
1600 |
Производственно-сбытовые издержки, р |
- |
- |
2324,4 |
2318,6 |
2203,2 |
2103,2 |
Балансовая прибыль, р. |
- |
- |
5175,6 |
7681,4 |
5796,8 |
5796,8 |
Налог на прибыль, р. |
- |
- |
1811,5 |
2688,5 |
2028,9 |
2028,9 |
Нераспределенная прибыль, р. |
- |
- |
3364,1 |
4992,9 |
3767,9 |
3767,9 |
Убыток |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5.6.8 Прогноз движения денежной наличности.
Прогноз движения денежной наличности производится на основании данных, полученных ранее в предыдущих расчетах.
Поступления денежных средств от реализации принимаются на основании пессимистического варианта прогноза.
Выплаты в виде инвестиций складываются в нулевом и первом интервалах из средств, затраченных на разработку системы, а также средств, необходимых для приобретения основных средств и начального запаса оборотных средств по оптимистическому варианту прогноза (таблица 5).
Производственно сбытовые издержки принимаются по данным таблицы 6 с уменьшение на сумму амортизации.
Величина налоговых выплат складывается из НДС и налога на прибыль (таблица 7).
Результаты расчетов по прогнозу движения денежной наличности сведены в таблицу 8.
Таблица 8
Прогноз движения денежной наличности
Показатели |
Значение показателя по интервалам инвестиционного периода |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ |
- |
- |
9000 |
12000 |
9600 |
9600 |
В том числе: |
|
|||||
Выручка от реализации, р |
- |
- |
9000 |
12000 |
9600 |
9600 |
Ликвидная стоимость основных средств (инвестируемого капитала) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ |
4636,1 |
4636,1 |
5634,1 |
7005,3 |
5830,3 |
5830,3 |
- инвестиции |
4636,1 |
4636,1 |
- |
- |
- |
- |
- производственно-сбытовые издержки (без учета амортизации) |
- |
- |
2322,6 |
2316,8 |
2201,4 |
2101,4 |
- налоги |
- |
- |
3311,5 |
4688,5 |
3628,9 |
3628,9 |
ЧИСТЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК (ЧДП) |
-4636,1 |
-4636,1 |
3365,9 |
4994,7 |
3769,7 |
3769,7 |
ЧДП (нарастающим итогом) |
-4636,1 |
-9272,2 |
-5906,3 |
-911,6 |
2858,1 |
6627,8 |
5.6.9 Оценка экономической эффективности проекта.
Прогноз движения денежной наличности показывает, что период возврата инвестиций составит 9 месяцев.
Рентабельность инвестиций ROI определяется по формуле:
ROI = (1 / 9349,6) * 15892,8 * (1 / 6) = 0,28 » 28%
Интегральный экономический эффект определяется по формуле:
NPV = -9349,6 + ((15892,8 + 7,2) / 1,1^6) = 374,5 р.
При годовой ставке дисконтирования 0,1 (без учета инфляции).
5.7 Выводы.
Произведенные маркетинговые исследования и расчеты показали, что разработанный продукт будет иметь определенный спрос в пределах определенного сегмента рынка.
Расчеты показали, что при ориентации на пессимистический вариант прогноза производства и реализации продукции, полученные финансовые показатели характеризуют период возврата инвестиций - 9 месяцев при их рентабельности, равной 28%.
Интегральный экономический эффект может составить 374,5 р..
При более благоприятной ситуации на рынке и приближении производства и реализации к значениям реалистических и оптимистических оценок можно ожидать увеличения чистого денежного потока и, соответственно, рентабельности инвестиций и интегрального экономического эффекта.
Таким образом, реализация проекта экономически целесообразна.