Оглавление


1. Обоснуйте с коммерческих позиций, какие организационно-правовые формы предпочтительны для мелких, малых, средних и крупных коммерческих  предприятий?................................................................................................... 3

2. Анализ  потоварно-групповой издержкоемкости, доходоемкости, и рентабельности в торговле........................................................................................................ 7

Список использованной литературы............................................................ 12

1. Обоснуйте с коммерческих позиций, какие организационно-правовые формы предпочтительны для мелких, малых, средних и крупных коммерческих  предприятий?


На рынке товаров и услуг коммерческую деятельность осуществляют организации и предприятия различных орга­низационно-правовых форм собственности (юридические лица), а также физические лица (индивидуальные предприниматели).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Фе­дерации юридическим лицом признается организа­ция, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отве­чающая им по своим обязательствам. Такая организация мо­жет от своего имени приобретать и осуществлять имущест­венные и личные неимущественные права, нести обязанно­сти, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны также иметь самостоятельный баланс или смету [4; с.20].

Права и обязанности юридического лица должны соответ­ствовать целям деятельности, предусмотренным в его учреди­тельных документах- Отдельными видами деятельности, пе­речень которых определен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Юридическое лицо считается созданным с момента его го­сударственной регистрации в органах юстиции в установлен­ном законом порядке.

В зависимости от формы собственности, на которой ба­зируются юридические лица, они делятся на частные, госу­дарственные и муниципальные.

При этом государственные и муниципальные юридические лица, как правило, действуют в форме унитарных предпри­ятий, имущество которых находится соответственно в госу­дарственной или муниципальной собственности и принадле­жит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

По основным целям деятельности юридические лица мо­гут быть коммерческими или некоммерческими организация­ми, а также объединениями коммерческих и (или) некоммер­ческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Коммерческие организации в качестве основ­ной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, которая распределяется между его участниками. Они могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

• хозяйственные товарищества (полное товарищество, то­варищество на вере);

• хозяйственные общества (открытые и закрытые акцио­нерные общества, общества с ограниченной или допол­нительной ответственностью);

• производственные кооперативы;

• унитарные предприятия (государственные, муниципаль­ные) .

Наибольшее распространение в нашей стране получили коммерческие организации в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Правовое положе­ние, порядок создания, реорганизации и ликвидации общест­ва с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определены в Федеральном законе Российской Федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью». Порядок создания и правовое положение акционерных об­ществ, права и обязанности их участников (акционеров) рег­ламентируются Федеральным законом Российской Федерации «Об акционерных обществах». Этот закон, кроме того, обеспе­чивает защиту прав и интересов акционеров.

Для некоммерческих организаций (потреби­тельские кооперативы, общественные, религиозные и благо­творительные организации, фонды и т. п.) извлечение и рас­пределение прибыли не является основной целью их деятель­ности. Они вправе осуществлять предпринимательскую дея­тельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Так, предпринимательскую деятельность могут осуществ­лять потребительские кооперативы. В частности, для органи­заций, действующих в соответствии с Законом «О потреби­тельской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", основными задачами являются:

-         создание и развитие организаций торговли для обеспече­ния членов потребительских обществ товарами;

-         закупка сельскохозяйственной и другой подобной продук­ции и сырья и их последующая переработка и реализация;

-         производство продовольственных и непродовольственных товаров с последующей реализацией через организации роз­ничной торговли;

-         оказание производственных и бытовых услуг. [5; с.78]

Доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения преду­смотренных законодательством обязательных платежей, на­правляются в фонды потребительского общества для осуще­ствления расчетов с кредиторами и кооперативных выплат.

Независимо от организационно-правовой формы все юри­дические лица осуществляют свою деятельность на основании учредительных документов. Это может быть устав, учреди­тельный договор или и то и другое вместе. Учредительный до­говор заключается, а устав утверждается учредителями (уча­стниками) юридического лица. Некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах указывают:

- наименование юридического лица (с обязательным указа­нием его организационно-правовой формы, а для коммерче­ских организаций — фирменного наименования, которое мо­жет быть зарегистрировано в установленном порядке);

- место нахождения юридического лица (оно, как правило, определяется местом его государственной регистрации);

- порядок управления деятельностью юридического лица (закрепляется порядок назначения или избрания высшего ор­гана управления, представительного, исполнительного и дру­гих органов, круг решаемых ими вопросов и т. д.);

- другие сведения, предусмотренные законом для юридиче­ских лиц соответствующего вида.

Например, учредительными документами может быть ус­тановлен порядок ликвидации юридического лица. Основа­нием для этого может быть:

- добровольное решение участников либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (например, в связи с истечением срока, на который оно соз­давалось; с достижением цели, ради которой оно создано и др.);

- решение суда (например, в случае осуществления деятель­ности без лицензии, дающей право на это, или деятельности, запрещенной законом; в случае признания банкротом и дру­гих, предусмотренных законодательством случаях) [5; с.28].

Как уже отмечалось выше, субъектами коммерческой дея­тельности могут являться не только юридические, но и фи­зические лица. Гражданским кодексом Российской Фе­дерации закреплено право граждан заниматься предприни­мательской деятельностью без образования юридического ли­ца с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К такой деятельности применяются те же правила Граж­данского кодекса, которыми регулируется деятельность ком­мерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

2. Анализ  потоварно-групповой издержкоемкости, доходоемкости, и рентабельности в торговле


В специальной монографической литературе упоминаются три следующих метода определения потоварной и потоварно-групповой издержкоемкости в оптовой и розничной торговле: 1) метод коэффициентов, 2) метод математического моделирования и 3) метод калькуляционных исчислений. [2; с.214]

Метод коэффициентов построен на использовании относительных показателей сравнения (коэффициентов) издержкоемкости товарных групп, которые рассчитываются по отдельным видам расходов. При этом издержкоемкость одной из товарных групп принимается за базу сравнения (т. е. равной единице). Коэффициент издержкоемкости рассчитывают по каждой статье номенклатуры издержек обращения. Общее количество коэффициентов, следовательно, равно произведению числа товарных групп на число распределяемых статей. Коэффициенты выражают соотношения между потоварно-групповыми уровнями издержек обращения (издержкоемкость одной какой-либо товарной группы приравнивается к единице).

Потоварные уровни издержек по той или иной статье определяют следующим образом. Коэффициенты издержкоемкости умножают на удельные веса отдельных товарных групп в общем товарообороте. Сложив произведения и разделив их сумму на 100, получают средневзвешенный коэффициент по всему товарообороту. Разделив затем общий средний уровень торговых расходов поданной статье на средневзвешенный коэффициент, исчисляют частный уровень той же статьи, но по товарной группе, коэффициент которой равен единице.

Поочередно умножая этот частный уровень на соответствующие коэффициенты издержкоемкости, вычисляют частные уровни по всем остальным товарным группам. Множественность различных коэффициентов и многократное их перемножение далеко уводят от истинной картины.

Поэтому серьезным недостатком метода коэффициентов следует считать недостоверность, крайнюю условность получаемых данных о потоварной издержкоемкости, а следовательно, и о потоварной доходности и рентабельности. К тому же для применения этого метода требуется значительная совокупность однородных торговых предприятий, что в настоящих условиях крайне затруднено.

Метод математического моделирования основан на построении однофакторной модели (парная корреляция) и многофакторной модели (множественная корреляция).

Однофакторная модель строится на основе уравнения прямой

где у - общий уровень издержек обращения;

а0, а1 — параметры уравнения прямой;

х1 - удельный вес определенной товарной группы в общем товарообороте.

Для исчисления параметров а0 и а1х1 используется система нормальных уравнений:

Определяя параметры уравнения регрессии по методу наименьших квадратов на основе данных об эмпирических значениях результатного (у) и факторного (х) признаков по всему кругу предприятий, полагают, что весь товарооборот состоит из продажи только данного товара, т.е. х = 100. Подставляя это значение х в уравнение прямой, находят величину, которую считают уровнем издержек обращения по данному товару.

Многофакторная модель строится на основе следующего уравнения регрессии:

где у — общий уровень издержек обращения;

а1 (i = 0, 1, 2,..., n) — параметры уравнения регрессии;

x1 (i = 1, 2,..., n) — удельный вес i-го товара в общем товарообороте,

причем n = т — 1,

где т — количество наименований товаров.

Всесторонняя экспериментальная проверка метода математического моделирования для определения потоварной издержкоемкости показала его непригодность, хотя заметная группа видных ученых в свое время его усиленно пропагандировала. При применении рассматриваемого метода уровень издержек обращения по некоторым товарам получал отрицательное значение, что противопоказано данному показателю, по другим товарам выпадали несуразные положительные величины. И здесь, как и с использованием метода коэффициентов, требуется определенная совокупность однотипных предприятий.

Наконец, третий метод изучения потоварной, потоварногрупповой издержкоемкости, доходоемкости и рентабельности — метод калькуляции. Суть его заключается в ведении бухгалтерского учета издержек обращения не только по статьям, но и в членении их по товарным группам. Этот метод экспериментально проверен на значительной совокупности торговых предприятий.

Полученные материалы, как указывалось выше, практически использовались в свое время для установления торговых скидок (накидок) на отдельные товары в процессе регулирования розничных цен. Его можно применять как на отдельно взятом торговом предприятии, так и в любой их совокупности. Метод прямого счета выводит непосредственно на позиции торговой калькуляции, которая в условиях рыночной экономики приобретает исключительное значение. Выстоять в конкурентной борьбе может только тот предприниматель, который тщательнейшим образом ведет учет своих затрат. Для справки можно здесь сообщить, что до революции в торговом товариществе закрытого типа

Таким образом, значение рассматриваемой проблемы в условиях рыночной экономики значительно возрастает. Если в дореформенной торговле убыточность торговли многими продовольственными товарами перекрывалась путем внутриведомственного регулирования за счет высокорентабельных непродовольственных товаров (убыточность, скажем, товаров детского ассортимента возмещалась высокими доходами по продаже других непродовольственных товаров), то сейчас это исключено.

Показатели доходоемкости и рентабельности в торговле и их анализ приобретают в условиях рыночных отношений возрастающее значение.

В торговле общепринятым является показатель, отражающий доходоемкость (валовую прибыльность) и рентабельность (чистую прибыльность) лишь к объему розничного (и оптового) товарооборота, что является явно недостаточным. Основной недостаток состоит в том, что совсем не учитываются сдвиги в структуре товарооборота, а они весьма существенны. В универсальной розничной торговле показатель рентабельности по отношению к розничному товарообороту иногда имеет не только положительное, но и отрицательное значение.

Увеличение объема товарооборота сопровождается при прочих равных условиях снижением уровня издержек обращения, повышением уровня валовой доходоемкости и рентабельности. Однако сдвиги в структуре товарооборота эту закономерность могут сильно поколебать. Реализация некоторых товаров обеспечивает повышенную прибыльность, а других, наоборот, завершается убытком. Это особенно проявляется при использовании единой, усредненной торговой наценки. А установление торговой наценки, дифференцированной по товарным группам, без выявления потоварной издержкоемкости невозможно. Потоварные издержки служат основой для установления торговых наценок. Последние призваны, во-первых, полностью покрывать затраты овеществленного и живого труда и, во-вторых, обеспечивать нормальную прибыльность (рентабельность) при реализации каждого товара. Отсюда возникает целесообразность исчисления уровня рентабельности не только к объему товарооборота, но и к сумме издержек обращения.

Используя метод прямого счета, т.е. приемы торговой калькуляции, нами выявлены относительные величины издержек обращения, торговых наценок и рентабельности (к объему товарооборота и к сумме затрат) по 22 группам продовольственных товаров и 33 группам товаров непродовольственных.

К используемым в процессе анализа рентабельности показателям (к объему товарооборота и сумме затрат) с полным основанием можно добавить и показатели, применяемые в промышленности (прибыль по отношению к основным средствам и в целом к внеоборотным активам; прибыль к оборотным активам и особенно к запасам готовой продукции, сырья, товаров, материалов и аналогичным ценностям).

Кроме исчисленного уровня рентабельности к товарообороту и издержкам обращения, большую аналитическую ценность представляют уровни рентабельности к фонду заработной платы (сколько денежных единиц прибыли приходится на 1 д.е. зарплаты); уровни рентабельности к численности работающих (сколько денежных единиц прибыли падает на одного работающего).

Список использованной литературы


1.       Бовыкин В. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления). - М.: Экономика, 2007. — 368 с.

2.       Виханский О.С. “Стратегическое  управление”, Издательство  Московского  Университета, 1998.-431с.

3.       Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. -мл. Организации: поведение, структура, процессы: Перс с англ. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. -XXVI, 662 с.

4.       Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 367 с.

5.       Кравченко В.Ф., Кравченко Е.Ф., Забелин П.В. Организационный инжиниринг: Учебное пособие. - М.: "Изд-во ПРИОР", 2009. - 256 с.