Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономическое значение статистического изучения
социального обеспечения…………………………………………………4
2. Статистическая характеристика образования…………………………….9
2.1. Анализ обеспеченности дошкольными учреждениями и
школами городов и сельской местности……………………………..9
2.2. Анализ динамики численности учащихся и учителей в
государственных учреждениях (анализ сменности занятий)……..11
2.3. Анализ динамики численности студентов высших и средних
учебных заведений…………………………………………………..18
2.4. Сравнительный анализ численности населения, имеющего
высшее образование по профессиям в Кузбассе и РФ, в городе и
сельской местности………………………………..……………...…24
3. Статистическая характеристика науки…………………………………..28
3.1. Анализ динамики численности персонала занятого
исследованиями……………………………………………………….28
3.2. Анализ численности и выпуска аспирантов всего
и по отраслям наук……………………………………………………30
4. Статистическая характеристика культуры………………………………32
5. Статистическая характеристика здравоохранения……………………...37
5.1. Анализ динамики основных показателей здравоохранения……….37
5.2. Анализ обеспеченности населения врачами по
отдельным специальностям и больничными койками
по специализации…………………………………………………….39
5.3. Статистика заболеваемости………………………………………….47
Заключение…………………………………………………………………...55
Список литературы…………………………………………………………..56
Введение
Социальная статистика обеспечивает органы управления, международные организации, коммерческие структуры и население объективной и своевременной информации о развитии социальных процессов в обществе.
Необходимо изучать социальные процессы и явления, чтобы вовремя реагировать на изменения и строить дальнейшие перспективы развития для блага населения и общества в целом.
Как сделать образование качественным, отвечающим требованиям национальной экономики? Как обеспечить качественную и своевременную медицинскую помощь населению? Как обеспечить развитие науки и культуры в стране? Все эти вопросы возникают у населения и правительства страны в целом и для их решения необходима достоверная информационная база. Именно поэтому статистические данные так полезны и необходимы.
Объект исследования – уровень социального обеспечения населения в РФ.
Предмет исследования – рейтинговая оценка социального обеспечения населения регионов России и Кузбасса.
Цель курсовой работы - провести оценку социального обеспечения населения регионов России и Кузбасса и исследовать тенденции его развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить социально–экономическое значение статистического изучения социального обеспечения населения.
2. Провести анализ образования в РФ.
3. Исследовать динамику развития науки и культуры в РФ.
4. Проанализировать уровень развития здравоохранения в РФ.
Для написания работы использовалась статистическая информация с сайта gks.ru и статистические сборники Госкомстата.
1. Социально-экономическое значение статистического изучения социального обеспечения
Социально-экономическая статистика - это одна из наиболее важных отраслей статистики как научной дисциплины и вида практической деятельности органов государственной статистики, которая занимается количественной характеристикой массовых явлений и процессов в экономике и социальной сфере.
К социальному обеспечению населения относятся такие важные сферы жизни, как образование, здравоохранение, наука, культура. Развитость в полной мере этих сфер общественной жизни очень сильно влияет на уровень образования, уровень здоровья населения.
Социальная статистика обеспечивает органы управления, международные организации, коммерческие структуры и население объективной и своевременной информации о развитии социальных процессов в обществе.
Социальная статистика разрабатывает систему показателей, всесторонне характеризующих социальное положение общества. Анализ этих показателей позволяет оценивать пороговые значения критериев экономической безопасности, своевременно сигнализировать о ситуациях, когда фактические или прогнозируемые параметры социального развития отклоняются от этих критериев и требуют разработки программы мероприятий по преодолению наступившего кризиса.
В РФ в соответствии с Федеральными законами РФ “Об образовании”, “О высшем и послевузовском образовании”, приоритетным национальным проектом «Образование» продолжаются мероприятия по реформированию системы образования.
Решаются наиболее важные задачи по сохранению и развитию системы образования, обеспечению гарантий гражданам на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Ниже на основе статистических данных приведен анализ уровня образования в РФ.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 13 января 1996 г. №12-Ф3 "Об образовании" к имеющим соответствующий уровень образования относятся:
· послевузовское профессиональное - окончившие аспирантуру, докторантуру, ординатуру и адъюнктуру;
· высшее профессиональное (высшее) - окончившие высшее учебное заведение: институт, академию, университет и т.п.;
· неполное высшее профессиональное - завершившие обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования в объеме не менее двух лет срока обучения и получившие диплом о неполном высшем образовании, а также те, кто учился и закончил обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования в объеме половины или более срока обучения;
· среднее профессиональное - окончившие среднее специальное учебное заведение: техникум, училище (например, медицинское, педагогическое), колледж, техникум-предприятие и т.п.;
· начальное профессиональное - окончившие образовательное учреждение начального профессионального образования (профессиональное или профессионально-техническое училище, профессиональный лицей, центр непрерывного профессионального образования и т.п.) на базе основного общего или среднего (полного) общего образования, учреждения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, по программе начального профессионального образования;
· среднее (полное) общее - окончившие среднюю общеобразовательную школу, лицей, гимназию и т.п.;
· основное общее (неполное среднее) - окончившие 9 классов общеобразовательного учреждения, неполную среднюю школу, учившиеся в 10-11 (12) классах общеобразовательного учреждения;
· начальное общее (начальное) - окончившие начальную общеобразовательную школу, учившиеся в 4-9 классах общеобразовательного учреждения.
К учащимся дневных общеобразовательных учреждений отнесены лица, обучающиеся в начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных учреждениях, а также обучающиеся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии.
Гимназии и лицеи включены в число средних (полных) общеобразовательных учреждений.
Колледжи включены в число средних специальных учебных заведений.
В числе негосударственных высших учебных заведений учтены вузы, имеющие государственную лицензию.
В общую численность студентов средних специальных и высших учебных заведений не включены иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации по международным соглашениям.
Статистика культуры изучает работу учреждений культуры и искусства: библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев, художественных галерей и выставочных залов, театров, концертных организаций, парков культуры и отдыха, цирков, зоопарков, киноустановок; учитывает памятники истории и культуры, отражает выпуск книжной, журнальной и газетной продукции. Система показателей характеризует основные направления деятельности этих учреждений, состояние их материально-технической базы, количественный и качественный состав работников.
Государственная система статистического наблюдения в сфере культуры и искусства основана на прохождении статистической информации через органы Министерства культуры Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по кинематографии, Государственной компании "Российский цирк" и Российской Книжной палаты.
Госкомстат России осуществляет сбор и обрабатывает отчетные данные о деятельности массовых библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев и театров, не относящихся к ведомству Минкультуры России, с последующей передачей полученной информации в Минкультуры России, для формирования сводных итогов о деятельности этих учреждений.
Статистика культуры и науки изучает работу библиотек, театров, и других культурных учреждений. Также изучает деятельность научных организаций и развития науки в целом.
Статистика здравоохранения изучает наполняемость и работу больниц, деятельность медицинского персонала, уровень заболеваемости населения и т.д.
Уровень заболеваемости в минувшем календарном году и её динамика в течение ряда предыдущих лет — важнейшие показатели состояния здоровья населения и эффективности работы учреждений здравоохранения, основа планирования всех лечебно-профилактических мероприятий.
Международная номенклатура и классификация болезней и причин смерти позволяет исследовать заболеваемость по единым принципам и получать сопоставимые итоги. Исчерпывающий учёт заболеваний охватывает не только впервые зарегистрированные заболевания в данном году, а все заболевания, включая и те, которые протекают длительно, были выявлены в прошлом и послужили поводом для очередных обращений в данном году. Такой медико-статистический показатель, в отличие от заболеваемости, называют распространённостью (болезненностью).
Достоверные сведения об уровне и характере заболеваемости по различным группам населения - возрастным, половым, профессиональным и т.д. - необходимы для оценки тенденций в состоянии здоровья населения, эффективности медицинских и социальных мероприятий, планирования различных видов специализированной медицинской помощи, рационального использования материальных и кадровых ресурсов системы здравоохранения.
Таким образом, социально-экономическое значение статистического изучения социального обеспечения является важным и необходимым для стабильного и успешного развития страны.
2. Статистическая характеристика образования
2.1.Анализ обеспеченности дошкольными учреждениями и школами городов и сельской местности
Для начала рассмотрим статистические показатели по дошкольным образовательным учреждениям (табл. 1 и рис. 1 и 2).
Таблица 1- Дошкольные образовательные учреждения (конец года)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Число дошкольных образовательных учреждений, тыс. |
48,9 |
47,8 |
47,2 |
46,5 |
46,2 |
Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. человек |
4267 |
4321 |
4423 |
4530 |
4713 |
Число дошкольных образовательных учреждений, имеющих группы кратковременного пребывания детей |
2270 |
3241 |
3912 |
4172 |
4423 |
в них: |
|
|
|
|
|
число групп кратковременного пребывания детей |
3258 |
4879 |
6150 |
7008 |
7852 |
численность воспитанников в группах кратковременного пребывания детей, тыс.человек |
34,6 |
48,3 |
60,9 |
70,7 |
80,9 |
Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек |
86 |
88 |
92 |
95 |
99 |
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности детей в возрасте 1-6 лет |
57,4 |
57,6 |
57,7 |
57,3 |
58,3 |
Рисунок 1 – Динамика числа дошкольных образовательных учреждений, тыс. ед.
По графику видим, что число дошкольных образовательных учреждений с каждым годом сокращается, и в 2008 г. составляло 46,2 тыс. ед. по сравнению с 2004 г. – 48, 9 тыс. ед.
Рисунок 2 – Динамика численности воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. чел.
Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях с каждым годом увеличивается. Так в 2004 г. численность наблюдалась на уровне 4267 тыс.чел., в 2008 г. – 4713 тыс. чел.
Число дошкольных образовательных учреждений, имеющих группы кратковременного пребывания детей с каждым годом возрастает и в 2008 г. увеличивалась на 50 %
2.2.Анализ динамики численности учащихся и учителей в государственных учреждениях (анализ сменности занятий)
Основные показатели образования даны в табл. 2 и на рис. 3-8.
Таблица 2 – Основные показатели образования (на конец года)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Число дошкольных образовательных учреждений, тыс. |
48,9 |
47,8 |
47,2 |
46,5 |
46,2 |
В них воспитанников: |
|
|
|
|
|
тыс. человек |
4267 |
4321 |
4423 |
4530 |
4713 |
в процентах от численности детей соответствующего возраста |
57,4 |
57,6 |
57,7 |
57,3 |
58,3 |
Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек |
86 |
88 |
92 |
95 |
99 |
Число дневных общеобразовательных учреждений, тыс. |
65,7 |
64,5 |
63,2 |
61,5 |
59,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных |
65,0 |
63,8 |
62,5 |
60,8 |
58,7 |
негосударственных |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, тыс. человек |
18440 |
17323 |
16168 |
15185 |
14362 |
продолжение табл. 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в государственных и муниципальных |
18372 |
17254 |
16098 |
15113 |
14291 |
в негосударственных |
68 |
69 |
70 |
72 |
71 |
Охват детей программами начального и основного общего образования (удельный вес численности учащихся 1-9 классов в численности детей в возрасте 7-15 лет), процентов |
91,8 |
92,3 |
92,7 |
93,3 |
93,9 |
Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, тыс. |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
В них учащихся, тыс. человек |
478 |
475 |
463 |
446 |
425 |
Число учреждений начального профессионального образования |
3843 |
3798 |
3686 |
3392 |
3207 |
В них учащихся, тыс. человек |
1651 |
1649 |
1604 |
1509 |
1413 |
Численность учащихся учреждений начального профессионального образования на 10 000 человек населения |
114 |
114 |
112 |
106 |
99 |
Число средних специальных учебных заведений |
2816 |
2809 |
2805 |
2905 |
2847 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных |
2626 |
2627 |
2637 |
2688 |
2631 |
негосударственных |
190 |
182 |
168 |
217 |
216 |
Численность студентов в средних специальных учебных заведениях, тыс. человек |
2586 |
2612 |
2600 |
2591 |
2514 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в государственных и муниципальных |
|
|
|
|
|
продолжение табл. 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
всего, тыс. человек |
2489 |
2502 |
2504 |
2473 |
2389 |
на 10 000 человек населения |
172 |
174 |
174 |
173 |
168 |
в негосударственных |
97 |
110 |
96 |
118 |
125 |
Принято студентов в средние специальные учебные заведения, тыс.человек |
901 |
906 |
890 |
854 |
799 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в государственные и муниципальные |
861 |
862 |
852 |
811 |
756 |
в негосударственные |
40 |
44 |
38 |
43 |
43 |
Выпущено специалистов из средних специальных учебных заведений, тыс. человек |
669 |
702 |
703 |
684 |
700 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
из государственных и муниципальных |
|
|
|
|
|
всего, тыс.человек |
646 |
671 |
675 |
651 |
658 |
на 10 000 человек населения |
44 |
47 |
47 |
46 |
46 |
из негосударственных |
23 |
31 |
28 |
33 |
42 |
Число высших учебных заведений |
1039 |
1044 |
1071 |
1068 |
1090 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных |
655 |
652 |
662 |
655 |
660 |
негосударственных |
384 |
392 |
409 |
413 |
430 |
Численность студентов в высших учебных заведениях, тыс. человек |
5948 |
6456 |
6884 |
7064 |
7310 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в государственных и муниципальных |
|
|
|
|
|
всего, тыс. человек |
5229 |
5596 |
5860 |
5985 |
6133 |
на 10 000 человек населения |
361 |
388 |
408 |
419 |
431 |
продолжение табл. 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
в негосударственных |
719 |
860 |
1024 |
1079 |
1177 |
Принято студентов в высшие учебные заведения, тыс. человек |
1504 |
1644 |
1659 |
1641 |
1658 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в государственные и муниципальные |
1300 |
1412 |
1384 |
1373 |
1377 |
в негосударственные |
204 |
232 |
275 |
268 |
281 |
Выпущено специалистов из высших учебных заведений, тыс. человек |
840 |
977 |
1076 |
1151 |
1255 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
из государственных и муниципальных |
|
|
|
|
|
всего, тыс. человек |
753 |
860 |
930 |
978 |
1056 |
на 10 000 человек населения |
52 |
60 |
65 |
68 |
74 |
из негосударственных |
87 |
117 |
146 |
173 |
199 |
Охват молодежи программами начального, среднего и высшего профессионального образования (удельный вес численности студентов (учащихся) учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в численности населения в возрасте 15-34 года), процентов |
23,0 |
24,0 |
24,6 |
24,8 |
25,1 |
Число дошкольных образовательных учреждений с каждым годом сокращается, и в 2008 г. составляло 46,2 тыс. ед. по сравнению с 2004 г. – 48,9 тыс. ед.
Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях с каждым годом увеличивается. Так в 2004 г. численность наблюдалась на уровне 4267 тыс.чел., в 2008 г. – 4713 тыс. чел.
Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях ежегодно увеличивалось и в 2008 г. составила 99 человек.
Рисунок 3 – Динамика числа дневных общеобразовательных учреждений, тыс.
Число дневных общеобразовательных учреждений с каждым годом уменьшается, если в 2004 г. их насчитывалось 65,7 тыс. ед., то в 2008 г. -59,4 тыс.чел.
Из них государственные и муниципальные учебные заведения занимают весомую долю, по сравнению с негосударственными.
Рисунок 4 – Динамика числа дневных общеобразовательных учреждений, тыс. ед.
Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях с каждым годом уменьшается и в 2008 г. численность наблюдалась на уровне 14 362 тыс. человек, что на 4 078 тыс. чел. Причем, численность учащихся в государственных и муниципальных учреждениях с каждым годом уменьшается, а численность учащихся в негосударственных учебных заведениях, наоборот, увеличивается ежегодно.
|
Рисунок 5 – Динамика числа учреждений начального профессионального образования, тыс. ед.
Число учреждений начального профессионального образования с каждым годом уменьшается и в 2008 г. их насчитывалось 3207 тыс. ед., что на 636 тыс. ед. меньше.
Численность учащихся также сократилось на 238 тыс. чел. в 2008 г. по сравнению с 2004 г.
Число вечерних общеобразовательных учреждений на протяжении 5 лет оставалась почти неизменной в пределах 1,8-1,6 тыс.ед. Численность учащихся сокращалась ежегодно и в 2008 г. составила 425 тыс. чел.
|
Рисунок 6 – Динамика числа средних специальных учебных заведений, тыс. ед.
Число средних специальных учебных заведений в 2004–2006 гг. снижалось, а в 2007 г. резко возросло и составило 2905 тыс.ед., а в 2008 г. снова сократилось и составило 2847 тыс. ед.
Число государственных и муниципальных учебных заведений занимает большую долю в общем объеме средних специальных учебных заведений и на 2008 г. составило 2631 тыс.ед., а число негосударственных средних специальных учебных заведений в 2008 г. – 216 тыс. ед.
|
|
|
|
|
Исходя из графика, численность студентов в 2008 г. уменьшилось по сравнению с 2005 г. на 98 тыс. чел. и составила 2514 тыс. чел. ,
|
Рисунок 8 – Динамика численности студентов, тыс. чел.
Судя по диаграмме, численность принятых студентов в средние специальные учебные заведения с каждым годом сокращается и в 2008 г. составляет 799 тыс. чел. И также численность студентов поступивших в государственные средние специальные учебные заведения составляет большую долю в общем объеме.
Численность выпущенных специалистов из средних специальных учебных заведений в 2008 г. составило 700 тыс. чел. Это говорит о том, что не все поступившие студенты окончат учебное заведение.
2.3 Анализ динамики численности студентов высших и средних учебных заведений
Статистические данные по высшим учебным заведениям представлены в табл. 3. и на рис. 9.
Таблица 3 - Высшие учебные заведения (на начало учебного года)
|
2002/ 03 |
2003/ 04 |
2004/ 05 |
2005/ 06 |
2006/ 07 |
2007/ 08 |
Число высших учебных заведений - всего |
1039 |
1044 |
1071 |
1068 |
1090 |
1108 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных |
655 |
652 |
662 |
655 |
660 |
658 |
негосударственных |
384 |
392 |
409 |
413 |
430 |
450 |
Численность студентов - всего, тыс. человек |
5948 |
6456 |
6884 |
7064 |
7310 |
7461 |
в том числе в учебных заведениях: |
|
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных |
5229 |
5596 |
5860 |
5985 |
6133 |
6208 |
из них обучалось на отделениях: |
|
|
|
|
|
|
очных |
2862 |
3010 |
3144 |
3195 |
3251 |
3241 |
очно-заочных (вечерних) |
299 |
302 |
300 |
300 |
291 |
280 |
заочных |
1973 |
2165 |
2279 |
2348 |
2443 |
2532 |
экстернат |
95 |
120 |
137 |
142 |
147 |
155 |
негосударственных |
719 |
860 |
1024 |
1079 |
1177 |
1253 |
из них обучалось на отделениях: |
|
|
|
|
|
|
очных |
242 |
267 |
290 |
313 |
331 |
331 |
очно-заочных (вечерних) |
47 |
50 |
61 |
71 |
81 |
72 |
заочных |
427 |
539 |
663 |
684 |
753 |
835 |
экстернат |
3 |
4 |
10 |
11 |
12 |
14 |
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек |
410 |
448 |
480 |
495 |
514 |
525 |
в том числе государственных и муниципальных |
361 |
388 |
408 |
419 |
431 |
437 |
Из общей численности студентов - женщины, тыс. человек |
3422 |
3745 |
4001 |
4114 |
4256 |
4345 |
Численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, тыс. человек: |
|
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных1) |
291,8 |
304,0 |
313,6 |
322,1 |
334,0 |
340,4 |
негосударственных2) |
47,8 |
50,1 |
50,7 |
65,2 |
75,0 |
78,8 |
1) Штатный персонал. 2) Общая численность преподавателей, включая работавших на условиях штатного совместительства.
Рисунок 9 – Динамика числа высших учебных заведений, всего, тыс.ед.
Как видно из графика, число вузов с каждым годом увеличивается. На конец 2007/08 г. находилось на уровне 1108 тыс. ед. Из них число государственных и муниципальных учебных заведений составило 658 тыс. ед., а число негосударственных 450 тыс. ед. на конец 2007/08 г.
При этом численность студентов в высших учебных заведениях также возросла по сравнению с 2002 г. и на конец 2007/08 г. составила 7461 тыс.чел.
Численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях увеличивается год от года, причем как в государственных, так и в негосударственных вузах.
Статистика по учреждениям начального профессионального образования представлена в табл. 4 и на рис. 10.
Таблица 4 - Учреждения начального профессионального образования
|
Число учреждений (на конец года) |
Численность учащихся2), тыс. человек |
Принято учащихся2), тыс. человек |
Подготовлено (выпущено) квалифицированных рабочих2), тыс. человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Все учреждения начального профессионального образования |
|
|
|
|
2002 |
3843 |
1651 |
842 |
745 |
2003 |
3798 |
1649 |
823 |
722 |
продолжение табл. 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2004 |
3686 |
1604 |
783 |
708 |
2005 |
3392 |
1509 |
688 |
703 |
2006 |
3207 |
1413 |
630 |
680 |
2007 |
3169 |
1253 |
586 |
656 |
в том числе: |
|
|
|
|
дневные учреждения |
2743 |
1169 |
480 |
548 |
в них: |
|
|
|
|
отделения на базе основного общего образования |
2515 |
906 |
294 |
353 |
отделения на базе среднего (полного) общего образования |
1909 |
157 |
124 |
124 |
группы, в которых молодежь не получает среднего (полного) общего образования |
1483 |
106 |
62 |
71 |
вечерние (сменные) и другие учреждения |
426 |
84 |
106 |
108 |
1) По данным Рособразования. 2) В образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, реализующих программу начального профессионального образования.
Рисунок 10 – Динамика числа учреждений начального профессионального образования, тыс. ед.
Число учреждений начального профессионального образования с каждым годом уменьшается и в 2006 г. их насчитывалось 3169 тыс. ед., что на 674 тыс. ед. меньше.
Численность учащихся также сокращается, в 2002 г. насчитывалось 1651 тыс. чел., а в 2007 г. – 1253 тыс.чел., что на 398 тыс. чел. меньше по сравнению с 2002 г.
Принято учащихся в учреждения начального профессионального образования в 2002 г. – 842 тыс. чел, а в 2007 г. – 586 тыс. чел., т.е. численность поступающих также уменьшается. Численность выпущенных специалистов составила в 2007 г. – 656 тыс.чел., что также меньше чем в 2002 г.
Рассмотрим показатели средних специальных учебных заведений (табл. 5 и рис. 11, 12)
Таблица 5 - Средние специальные учебные заведения (на начало учебного года)
|
2003/ 04 |
2004/ 05 |
2005/ 06 |
2006/ 07 |
2007/ 08 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Число средних специальных учебных заведений - всего |
2809 |
2805 |
2905 |
2847 |
2799 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных |
2627 |
2637 |
2688 |
2631 |
2566 |
негосударственных |
182 |
168 |
217 |
216 |
233 |
Численность студентов - всего, тыс. человек |
2612 |
2600 |
2591 |
2514 |
2408 |
в том числе в учебных заведениях: |
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных |
2502 |
2504 |
2473 |
2389 |
2288 |
из них обучалось на отделениях: |
|
|
|
|
|
очных |
1843 |
1878 |
1888 |
1836 |
1749 |
очно-заочных (вечерних) |
81 |
76 |
67 |
60 |
55 |
заочных |
571 |
542 |
510 |
483 |
472 |
экстернат |
7 |
8 |
8 |
10 |
12 |
негосударственных |
110 |
96 |
118 |
125 |
120 |
из них обучалось на отделениях: |
|
|
|
|
|
продолжение табл. 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
очных |
61 |
55 |
73 |
75 |
73 |
очно-заочных (вечерних) |
6 |
5 |
4 |
4 |
4 |
заочных |
43 |
34 |
40 |
45 |
39 |
экстернат |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
На 10 000 человек населения приходилось студентов средних специальных учебных заведений |
182 |
181 |
181 |
177 |
170 |
в том числе государственных и муниципальных |
174 |
174 |
173 |
168 |
161 |
Из общей численности студентов государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений - женщины, тыс. человек: |
1304 |
1301 |
1261 |
1204 |
1149 |
Численность преподавателей в средних специальных учебных заведениях, тыс. человек: |
146,4 |
145,4 |
150,8 |
148,0 |
148,2 |
государственных и муниципальных1) |
135,6 |
137,1 |
140,4 |
136,4 |
137,2 |
негосударственных2) |
10,8 |
8,3 |
10,4 |
11,6 |
11,0 |
1) Штатный персонал. 2) Общая численность преподавателей, включая работавших на условиях штатного совместительства.
Рисунок 11 – Динамика числа средних специальных учебных заведений, тыс. ед.
Число средних специальных учебных заведений на конец 2002 – 2004 гг. снижалось, а в 2005 г. резко возросло и составило 2905 тыс.ед., на конец 2006 – 2007 гг. снова сократилось и составило 2799 тыс. ед.
Число государственных и муниципальных учебных заведений занимает большую долю в общем объеме средних специальных учебных заведений и на конец 2007 г. составило 2566 тыс.ед., а число негосударственных средних специальных учебных заведений на конец 2007 г. – 233 тыс. ед.
Рисунок 12 – Динамика численности студентов в средних специальных учебных заведениях, тыс. чел.
Исходя из графика, численность студентов на конец 2007 г. уменьшилось по сравнению с 2003 г. и составила 2408 тыс. чел. , Из них в государственные средние специальные учебные заведения в 2007 г. – 2288 тыс.чел., а в негосударственные – 120 тыс. чел.
Численность преподавателей в средних специальных учебных заведениях растет с каждым годом и в 2007 г. составила 148,2 тыс. чел.
2.4.Сравнительный анализ численности населения, имеющего высшее образование по профессиям в Кузбассе и РФ, в городе и сельской местности
Показатели численности специалистов, имеющих высшее образование, по группам специальностей и направлениям подготовки представлены в табл. 6 и на рис. 13.
Таблица 6 - Численность специалистов, имеющих высшее образование, по группам специальностей и направлениям подготовки (человек)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||
Выпуск специалистов-всего |
Выпуск специалистов-всего |
Выпуск специалистов всего |
Выпуск специалистов всего |
Выпуск специалистов всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
Всего |
249638 |
315290 |
344408 |
369450 |
389555 |
|||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||
по группам специальностей |
245858 |
273785 |
300374 |
335621 |
369556 |
|||
естественно-научные |
28242 |
29284 |
29999 |
30263 |
30986 |
|||
гуманитарно-социальные |
33731 |
45305 |
56930 |
60253 |
63598 |
|||
образование |
17159 |
15891 |
18636 |
18963 |
19850 |
|||
здравоохранение |
25956 |
20747 |
19710 |
21563 |
23658 |
|||
культура и искусство |
5197 |
5604 |
5836 |
5987 |
6320 |
|||
экономика и управление |
26995 |
40830 |
44636 |
48623 |
49623 |
|||
междисциплинарные естественно-технические специальности |
3795 |
5510 |
7993 |
8963 |
9856 |
|||
геология и разведка полезных ископаемых |
1494 |
1279 |
1345 |
1568 |
1896 |
|||
разработка полезных ископаемых |
2085 |
2494 |
2541 |
2689 |
2896 |
|||
энергетика и энергомашиностроение |
5053 |
5653 |
5914 |
6320 |
6598 |
|||
металлургия |
2194 |
1879 |
1935 |
2036 |
2385 |
|||
машиностроение и материалообработка |
8040 |
7400 |
7900 |
8026 |
8563 |
|||
авиационная и ракетно-космическая техника |
3134 |
2363 |
2623 |
3105 |
3256 |
|||
морская техника |
861 |
596 |
832 |
965 |
1012 |
|||
наземные транспортные средства |
3526 |
3604 |
3879 |
3988 |
4023 |
|||
технологические машины и оборудование |
6494 |
6543 |
6413 |
6723 |
6952 |
|||
электротехника |
3600 |
3362 |
3463 |
3652 |
3896 |
|||
|
продолжение табл. 6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
приборостроение |
2587 |
2650 |
2646 |
2863 |
3021 |
электронная техника, радиотехника и связь |
8960 |
6717 |
7322 |
7423 |
7865 |
автоматика и управление |
7191 |
6158 |
6306 |
6203 |
6598 |
информатика и вычислительная техника |
7515 |
7437 |
7925 |
8015 |
8045 |
сервис |
539 |
1598 |
2423 |
3152 |
3526 |
эксплуатация транспорта |
2672 |
3725 |
3768 |
3856 |
3960 |
химическая технология |
3458 |
3165 |
3415 |
3347 |
3582 |
воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
2327 |
2698 |
2503 |
2650 |
2785 |
технология продовольственных продуктов |
2100 |
3360 |
3432 |
3526 |
3658 |
технология товаров широкого потребления |
2382 |
2133 |
2116 |
2189 |
2256 |
строительство и архитектура |
12920 |
14170 |
14453 |
14895 |
15869 |
геодезия и картография |
528 |
581 |
560 |
602 |
598 |
сельское и рыбное хозяйство |
13865 |
17503 |
17694 |
18302 |
18552 |
экология и природопользование |
1123 |
2523 |
3329 |
4025 |
4569 |
безопасность жизнедеятельности |
135 |
1023 |
1874 |
2056 |
3296 |
|
Рисунок 13 – Динамика численности специалистов, имеющих высшее образование, человек
Динамика численности специалистов, имеющих высшее образование с каждым годом увеличивается. Если в 2004 г. их насчитывалось 249638 человек, то в 2008 г. – 389555 человек.
Наибольшая численность специалистов с высшим образованием наблюдается по гуманитарно–социальным и естественно-научным специальностям, а также по специальностям экономика и управление. Наименьшая численность специалистов в высшим образованием наблюдаются по специальностям геодезия и картография.
3. Статистическая характеристика науки
3.1.Анализ динамики численности персонала занятого исследованиями
Для анализа динамики численности персонала, занятого исследованиями и разработками составим табл. 7 и рис. 14, 15.
Таблица 7 - Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (человек)
|
Персонал занятый исследованиями и разработками всего |
в том числе |
|||
исследователи |
техники |
вспомогательный персонал |
прочий персонал |
||
Численность персонала - всего |
|
|
|
|
|
2004 |
52065 |
35508 |
4010 |
7520 |
5027 |
2005 |
40787 |
28325 |
3509 |
5463 |
3490 |
2006 |
43463 |
29333 |
3665 |
6550 |
3915 |
2007 |
44135 |
29583 |
3771 |
6717 |
4064 |
2008 |
45102 |
29895 |
3815 |
6788 |
4125 |
из них имеют ученую степень: |
|
|
|
|
|
доктора наук |
|
|
|
|
|
2004 |
1622 |
1617 |
- |
3 |
2 |
2005 |
2124 |
2120 |
- |
4 |
- |
2006 |
2317 |
2310 |
4 |
3 |
- |
2007 |
2433 |
2425 |
4 |
3 |
1 |
2008 |
2466 |
2556 |
5 |
4 |
1 |
кандидата наук |
|
|
|
|
|
2004 |
12589 |
12545 |
1 |
34 |
9 |
2005 |
10072 |
9993 |
10 |
60 |
9 |
2006 |
10319 |
10221 |
20 |
70 |
8 |
2007 |
10200 |
10105 |
16 |
67 |
12 |
2008 |
11205 |
11023 |
18 |
69 |
15 |
|
Рисунок 14 – Численность персонала, занятого исследования и разработками, тыс. чел.
По данным графика, видим, что с 2005 г. численность персонала, занятого исследованиями и разработками начала увеличиваться и в 2008 г. составила – 45 102 тыс. чел. Однако в 2004 г. составляла 52 065 тыс. чел. Это на 6 963 тыс. чел. больше чем в 2008 г.
|
Рисунок 15 – Численность персонала, занятого исследованиями и разработками по специализации, тыс. чел.
|
Видим, что по численности преобладает персонал, занятый непосредственно исследованиями. Исследователи в 2008 г. составили 29895 тыс. чел., хотя в 2004 г. составляли 35508 тыс. чел.
На втором месте по численности преобладает вспомогательный персонал, который в 2008 г. составил 6788 тыс. чел., численность техников в 2008 г. составила – 3815 тыс. чел.
3.2.Анализ численности и выпуска аспирантов всего и по отраслям наук
Распределение численности аспирантов по отраслям наук дано в табл. 8 и на рис. 16.
Таблица 8 - Распределение численности аспирантов по отраслям наук (человек)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Численность аспирантов – всего |
62317 |
117714 |
128420 |
136242 |
142353 |
из них по отраслям наук: |
|
|
|
|
|
физико-математические |
5888 |
7522 |
7552 |
7630 |
7625 |
химические |
1964 |
2987 |
3104 |
3077 |
3168 |
биологические |
3146 |
5589 |
5917 |
6131 |
6233 |
технические |
17424 |
29058 |
30974 |
32566 |
33588 |
сельскохозяйственные |
1926 |
3118 |
3219 |
3455 |
3632 |
исторические |
2464 |
4152 |
4577 |
4757 |
4925 |
экономические |
7194 |
21404 |
23985 |
25729 |
2958 |
философские |
1808 |
2617 |
2877 |
3085 |
387 |
филологические |
3375 |
6295 |
6731 |
7045 |
8650 |
юридические |
1892 |
5786 |
6893 |
8056 |
9654 |
педагогические |
3791 |
6915 |
7913 |
8708 |
9584 |
медицинские |
4290 |
7783 |
8689 |
9122 |
1025 |
фармацевтические |
157 |
234 |
255 |
286 |
302 |
ветеринарные |
501 |
954 |
998 |
1088 |
1125 |
искусствоведение |
1136 |
1654 |
1818 |
1811 |
1925 |
архитектура |
266 |
486 |
510 |
548 |
640 |
психологические |
1304 |
2481 |
2868 |
2985 |
3256 |
социологические |
978 |
2143 |
2490 |
2740 |
2922 |
политические |
407 |
997 |
1153 |
1341 |
1456 |
культурология |
219 |
768 |
860 |
917 |
1020 |
науки о Земле |
2101 |
4625 |
4872 |
4999 |
5312 |
|
Рисунок 16 – Динамика численности аспирантов всего, тыс. чел.
По графику видим, что численность аспирантов с каждым годом увеличивается, если в 2004 г. их насчитывалось 62317 тыс. чел., то в 2008 г. – 142353 тыс. чел.
По состоянию на 2008 г. самое большое количество аспирантов наблюдается по техническим отраслям науки - 33588 тыс. чел. Далее с большим отрывом находятся юридические и педагогические отрасли науки – 9654 и 9584 тыс. чел. соответственно. Наименьшая численность аспирантов в 2008 г. наблюдается по отраслям архитектура – 640 тыс. чел., философские и фармацевтические отрасли науки – 387 и 302 тыс. чел.
|
4. Статистическая характеристика культуры
Для статистической характеристики культуры остановимся на показателях численности зрителей театров на 1000 человек населения (табл. 9, рис. 17).
Таблица 9 - Численность зрителей театров на 1000 человек населения (человек)
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Место, занимаемое в Российской Федерации 2008 |
Российская Федерация |
210 |
212 |
207 |
201 |
196 |
196 |
201 |
|
Центральный федеральный округ |
250 |
255 |
247 |
241 |
233 |
232 |
239 |
2 |
Северо-Западный федеральный округ |
339 |
330 |
329 |
297 |
296 |
291 |
278 |
1 |
Южный федеральный округ |
117 |
119 |
109 |
113 |
111 |
108 |
107 |
7 |
Приволжский федеральный округ |
206 |
214 |
206 |
197 |
187 |
188 |
189 |
4 |
Уральский федеральный округ |
160 |
161 |
160 |
168 |
177 |
176 |
179 |
5 |
Сибирский федеральный округ |
209 |
204 |
202 |
199 |
197 |
200 |
223 |
3 |
Дальневосточный федеральный округ |
141 |
153 |
168 |
160 |
143 |
150 |
172 |
6 |
|
Рисунок 17 – Динамика численности зрителей театров на 1000 человек населения (человек)
По графику, видим, что численность зрителей театров в 2003 г. составила 212 человек на 1000 человек, однако потом стала снижаться и в 2007 г. наблюдалась на уровне 196 человек, а в следующем году поднялась до 201 человека на 1000 человек.
Наибольшая численность зрителей театров на 1000 человек наблюдается в Северо–Западном федеральном округе – 278 человек, в Центральном федеральном округе – 239 человек, в Сибирском федеральном округе – 223 человека на 1000 человек.
Наименьшая численность зрителей театров на 1000 человек наблюдается в Дальневосточном федеральном округе – 172 человека и Южном федеральном округе – 107 человек.
Число посещений музеев на 1000 человек населения представлена в табл. 10 и её динамика на рис. 18.
Таблица 10 - Число посещений музеев на 1000 человек населения
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Место, занимаемое в Российской Федерации 2006 |
Российская Федерация |
499 |
509 |
517 |
511 |
517 |
528 |
556 |
|
Центральный федеральный округ |
605 |
618 |
609 |
594 |
609 |
627 |
650 |
2 |
Северо-Западный федеральный округ |
1550 |
1575 |
1612 |
1730 |
1691 |
1625 |
1756 |
1 |
Южный федеральный округ |
298 |
310 |
307 |
292 |
288 |
345 |
367 |
5 |
Приволжский федеральный округ |
266 |
268 |
279 |
264 |
272 |
280 |
302 |
6 |
Уральский федеральный округ |
261 |
266 |
265 |
255 |
262 |
283 |
301 |
7 |
Сибирский федеральный округ |
347 |
361 |
376 |
351 |
358 |
360 |
373 |
4 |
Дальневосточный федеральный округ |
352 |
349 |
413 |
349 |
421 |
437 |
391 |
3 |
|
Рисунок 18 – Динамика численности посещений музеев на 1000 человек населения
|
|
Динамика численности посещений музеев на 1000 человек населения с каждым годом увеличивается. Если в 2000 г. численность посещений составляла 499 человек, то в 2008 г. – 556 человек.
|
Наибольшая численность посещений в 2008 г. наблюдается в Северо-Западном федеральном округе 1756 человек, затем почти в 3 раза меньше посещаемость музеев в Центральном федеральном округе – 650 человек. Наименьшая посещаемость музеев в 2006 г. в Приволжском и Уральском федеральных округах – 302 и 301 соответственно.
Рассмотрим динамику библиотечного фонда (табл. 11 и рис. 19).
Таблица 11 - Общедоступные библиотеки
|
Библиотечный фонд на 1000 человек населения (на конец года; экземпляров) |
Численность пользователей, тыс. человек |
|||||||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Место, занимаемое в РФ 2006 |
2002 |
2007 |
2008 |
||||
Российская Федерация |
7017 |
7014 |
6994 |
6982 |
6843 |
6733 |
|
59645 |
58088 |
57833 |
|||
Центральный федеральный округ |
7667 |
7636 |
7623 |
7641 |
7495 |
7377 |
2 |
15243 |
14488 |
14373 |
|||
Северо-Западный федеральный округ |
9171 |
9210 |
9228 |
9220 |
9149 |
8927 |
1 |
5603 |
5602 |
5391 |
|||
продолжение табл. 11
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
11 |
12 |
Южный федеральный округ |
5330 |
5350 |
5301 |
5299 |
5209 |
5131 |
7 |
8476 |
8713 |
9167 |
Приволжский федеральный округ |
7396 |
7420 |
7392 |
7358 |
7149 |
7058 |
3 |
14582 |
14011 |
13868 |
Уральский федеральный округ |
5453 |
5423 |
5419 |
5364 |
5243 |
5189 |
6 |
4567 |
4430 |
4337 |
Сибирский федеральный округ |
6576 |
6550 |
6532 |
6512 |
6412 |
6323 |
5 |
8299 |
8136 |
8081 |
Дальневосточный федеральный округ |
6953 |
6982 |
6997 |
7021 |
6887 |
6707 |
4 |
2876 |
2709 |
2616 |
|
Рисунок 19 – Динамика библиотечного фонда на 1000 человек населения, экземпляров
Библиотечный фонд на 1000 человек населения с каждым годом сокращается, если в 2000 г. он составлял 7017 экземпляров на 1000 человек населения, то в 2008 г. 6733 экземпляров.
Наибольшей библиотечный фонд на 1000 человек населения в 2008 г. наблюдается в Северо-Западном федеральном округе – 8927 экземпляров. Наименьший библиотечный фонд наблюдается в Южном федеральном округе – 5131 экземпляров.
Численность пользователей с 2002 г. уменьшается, если в 2002 г. число пользователей библиотекой находилось на уровне 59645 тыс. человек, то в 2008 г. – 57833 тыс. человек. Видимо сокращение пользователей связано с распространением Интернет ресурсов в РФ. Увеличение пользователей библиотекой возросло только в Южном федеральном округе с 8476 тыс. чел. до 9167 тыс. чел.
5. Статистическая характеристика здравоохранения
5.1.Анализ динамики основных показателей здравоохранения
Основные показатели здравоохранения даны в табл. 12 и на рис. 20, 21.
Таблица 12 - Основные показатели здравоохранения (на конец года)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Численность врачей, человек: |
|
|
|
|
|
всего, тыс. |
682 |
686 |
688 |
690 |
702 |
на 10 000 человек населения |
47,4 |
48,0 |
48,4 |
48,8 |
49,4 |
Численность среднего медицинского персонала, человек: |
|
|
|
|
|
всего, тыс. |
1557 |
1552 |
1546 |
1530 |
1545 |
на 10 000 человек населения |
108 |
109 |
109 |
108 |
109 |
Число больничных учреждений, тыс. |
10,3 |
10,1 |
9,8 |
9,5 |
7,5 |
Число больничных коек: |
|
|
|
|
|
всего, тыс. |
1620 |
1597 |
1601 |
1575 |
1554 |
на 10 000 человек населения |
113 |
112 |
113 |
111 |
109 |
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, тыс. |
21,4 |
21,5 |
22,1 |
21,8 |
18,8 |
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену: |
|
|
|
|
|
всего, тыс. |
3565 |
3558 |
3578 |
3638 |
3646 |
на 10 000 человек населения |
248 |
249 |
251 |
257 |
256 |
Число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий (самостоятельных) и учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, тыс. |
15,3 |
15,3 |
15,2 |
15,0 |
13,5 |
Число коек для беременных женщин и рожениц, тыс. |
86 |
85 |
84 |
82 |
83 |
Число фельдшерско-акушерских пунктов, тыс. |
43,9 |
43,6 |
43,2 |
43,1 |
42,3 |
|
Рисунок 20 – Динамика численности врачей, тыс. чел.
По графику можем видеть, что численность врачей с каждым годом растет, причем по сравнению с 2004 г. их численность увеличилась на 20 тыс. чел. и составила в 2008 г. – 702 тыс. человек.
|
Рисунок 21 – Динамика численности среднего медицинского персонала,
тыс. чел.
|
Судя по графику, численность среднего медицинского персонала с 2004 г. по 2007 г. сокращалась, однако в 2008 г. стала расти по сравнению с 2007 г. и составила 1545 тыс. человек.
|
Число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий (самостоятельных) и учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, резко уменьшилось в 20068 г. до 13, 5 тыс. ед. с 15,3 в 2004 г.
Число коек для беременных женщин и рожениц, также уменьшилось до 83 тыс. ед. с 86 тыс. ед. в 2004 г. Число фельдшерско-акушерских пунктов сократилось и в 2008 г. составило 42,3 тыс. ед.
5.2. Анализ обеспеченности населения врачами по отдельным специальностям и больничными койками по специализации
Численность медицинских учреждений за рассматриваемый период показана в табл. 13 и на рис. 22.
Таблица 13 - Медицинские учреждения (на конец года)
Годы |
Число больничных учреждений тыс. |
Число больничных коек |
Число врачебных амбулаторнополиклинических учреждений тыс. |
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену |
||
всего, тыс. |
на 10 000 человек населения |
всего, тыс. |
на 10 000 человек населения |
|||
2004 |
10,3 |
1619,7 |
112,6 |
21,4 |
3565,2 |
247,8 |
2005 |
10,1 |
1596,6 |
111,6 |
21,5 |
3557,8 |
248,7 |
2006 |
9,8 |
1600,7 |
112,5 |
22,1 |
3577,5 |
251,3 |
2007 |
9,5 |
1575,4 |
111,3 |
21,8 |
3637,9 |
256,9 |
2008 |
7,5 |
1553,6 |
109,2 |
18,8 |
3646,2 |
256,4 |
Число больничных учреждений уменьшалось с каждым годом, если в 2004 г. их насчитывалось 10,3 тыс. ед., то в 2008 г. – 7,5 тыс. ед. Число больничных коек также уменьшилось и в 2006 г. составляло 1553, 6 тыс.ед., тогда как в 2004 г. – 1619,7 тыс.ед. Число больничных коек на 10000 человек населения также сократилась на 3,4 тыс. ед.
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений также уменьшалось. В 2004 г. их наблюдалось 21,4 тыс. ед., а уже в 2008 г. – 18,8 тыс. ед.
|
Рисунок 22 – Динамика посещений поликлиники в смену, тыс. чел.
По рисунку видно, что посещений пациентов в поликлинику в смену с каждым годом становится все больше, если в 2004 г. их насчитывалось 3565 тыс. человек, то в 2008 г. – 3646 тыс.человек. А мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену на 10 000 человек населения возросло с 2004 г. по 2008 г. на 247,8 и 256,4 тыс. чел. соответственно.
Число больничных коек по специализации дано в табл. 14 и на рис. 23, 24.
Таблица 14- Число больничных коек по специализации
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
1 |
2 |
|
||||
|
Всего, тыс. коек |
|
||||
Число больничных коек |
1619,7 |
1596,6 |
1600,7 |
1575,4 |
1553,6 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
терапевтических |
352,3 |
345,0 |
340,4 |
329,7 |
325,7 |
|
хирургических |
291,4 |
288,1 |
285,0 |
279,7 |
277,6 |
|
онкологических |
38,4 |
38,3 |
38,1 |
38,3 |
38,7 |
|
продолжение табл. 14
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
||
|
гинекологических |
87,1 |
84,6 |
82,3 |
81,7 |
79,3 |
|
||
|
туберкулезных |
85,3 |
84,8 |
84,6 |
84,3 |
84,9 |
|
||
|
инфекционных |
94,5 |
91,3 |
88,0 |
84,6 |
81,6 |
|
||
|
офтальмологических |
27,1 |
27,0 |
26,6 |
26,3 |
26,0 |
|
||
|
отоларингологических |
26,6 |
25,8 |
25,2 |
24,5 |
23,7 |
|||
|
дермато-венерологических |
24,6 |
23,4 |
22,4 |
21,6 |
20,5 |
|||
|
психиатрических |
167,0 |
166,0 |
168,8 |
167,0 |
165,3 |
|||
|
наркологических |
29,9 |
29,6 |
29,8 |
29,3 |
28,8 |
|||
|
неврологических |
86,7 |
85,8 |
86,0 |
86,3 |
86,6 |
|||
|
для беременных женщин и рожениц |
85,9 |
85,0 |
83,7 |
81,9 |
82,7 |
|||
|
общих коек |
26,3 |
23,4 |
21,1 |
22,6 |
21,0 |
|||
в % к итогу |
|
||||||||
|
Число больничных коек |
112,2 |
111,2 |
112,5 |
111,3 |
109,2 |
|||
|
из них: |
|
|
|
|
|
|||
|
терапевтических |
24,5 |
24,1 |
23,9 |
23,3 |
22,8 |
|||
|
хирургических |
20,3 |
20,1 |
20,0 |
19,8 |
19,5 |
|||
|
онкологических |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
|||
|
гинекологических |
11,3 |
11,1 |
10,8 |
10,7 |
10,4 |
|||
|
туберкулезных |
5,9 |
5,9 |
5,9 |
6,0 |
5,9 |
|||
|
инфекционных |
6,6 |
6,4 |
6,2 |
6,0 |
5,7 |
|||
|
офтальмологических |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
|||
|
отоларингологических |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
|||
|
дермато-венерологических |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
|||
|
психиатрических |
11,6 |
11,6 |
11,9 |
11,8 |
11,6 |
|||
продолжение табл. 14
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
наркологических |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,0 |
неврологических |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,1 |
6,1 |
для беременных женщин и рожениц |
21,6 |
21,4 |
21,2 |
20,9 |
21,0 |
общих коек |
1,8 |
1,6 |
1,5 |
1,6 |
1,4 |
1) Число коек для гинекологических больных рассчитано на 10 000 женщин, для беременных женщин и рожениц - на 10 000 женщин в возрасте 15-49 лет
|
Рисунок 23 – Динамика числа больничных коек, всего тыс. ед.
Число больничных коек также уменьшилось и в 2008 г. составляло 1553, 6 тыс.ед., тогда как в 2004 г. – 1619,7 тыс.ед. Число больничных коек на 10 000 человек населения также сократилась на 3,4 тыс. ед.
|
|
|
Исходя из диаграммы видим, что число больничных коек по специализациям с каждым годом сокращается. Самое большое число больничных коек в терапевтических отделениях и хирургических, самое меньшее число общих коек и дермато–венерологических
|
|
|
Численность врачей по отдельным специальностям показана в табл. 15 и на рис. 25, 26.
|
|
Таблица 15 - Численность врачей по отдельным специальностям
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
|
Всего, тыс. человек |
||||
Численность врачей |
682,4 |
686,0 |
688,2 |
690,3 |
702,2 |
из них: |
|
|
|
|
|
терапевтов |
158,8 |
158,3 |
158,5 |
159,7 |
165,3 |
хирургов |
63,51) |
64,51) |
65,01) |
65,0 |
66,2 |
акушеров-гинекологов |
42,2 |
42,6 |
42,8 |
42,9 |
43,5 |
педиатров |
69,62) |
69,32) |
68,72) |
68,6 |
69,8 |
офтальмологов |
15,6 |
15,9 |
16,0 |
16,2 |
16,4 |
отоларингологов |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
12,7 |
12,6 |
неврологов3) |
23,9 |
24,4 |
24,7 |
25,1 |
25,4 |
психиатров и наркологов |
24,1 |
24,3 |
24,7 |
24,7 |
24,8 |
фтизиатров |
9,7 |
9,6 |
9,6 |
9,5 |
9,3 |
дермато-венерологов |
11,7 |
11,8 |
12,0 |
12,1 |
12,3 |
рентгенологов и радиологов |
18,2 |
18,1 |
18,1 |
18,2 |
18,0 |
врачей по лечебной физкультуре и спорту |
4,5 |
4,3 |
4,4 |
4,3 |
4,2 |
врачей санитарно- противоэпидемической группы |
27,0 |
27,1 |
26,2 |
19,4 |
18,8 |
стоматологов |
57,6 |
58,6 |
60,8 |
62,0 |
63,7 |
На 10 000 человек населения |
|||||
Численность врачей |
47,4 |
48,0 |
48,4 |
48,8 |
49,4 |
из них: |
|
|
|
|
|
терапевтов |
11,0 |
11,1 |
11,1 |
11,3 |
11,6 |
хирургов |
4,4 |
4,5 |
4,6 |
4,6 |
4,7 |
продолжение табл. 15
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
акушеров-гинекологов |
5,5 |
5,6 |
5.6 |
5,6 |
5,7 |
педиатров |
30,0 |
31,2 |
31.9 |
32,0 |
33,4 |
офтальмологов |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
отоларингологов |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
неврологов3) |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
психиатров и наркологов |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
фтизиатров |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
дермато-венерологов |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
рентгенологов и радиологов |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
врачей по лечебной физкультуре и спорту |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
врачей санитарно- противоэпидемической группы |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,4 |
1,3 |
стоматологов |
4,0 |
4,1 |
4,3 |
4,4 |
4,5 |
1) До 2000 г. в составе хирургов учитывались анестезиологи-реаниматологи. 2) С 2000 г. в составе педиатров учитываются детские хирурги, детские эндокринологи и детские онкологи. 3) До 2000 г. - невропатологи. 4) Численность акушеров-гинекологов рассчитана на 10 000 женщин, педиатров - на 10 000 детей в возрасте 0-14 лет.
|
Рисунок 25 – Динамика численности вра
|
По графику можем видеть, что численность врачей с каждым годом растет, причем по сравнению с 2004 г. их численность увеличилась на 20 тыс. чел. и составила в 2008 г. – 702 тыс. человек.
|
|
Рисунок 26 - Динамика численности врачей по специализациям, тыс.чел.
Исходя из диаграммы видим, что численность врачей по специализациям с каждым годом немного возрастает. Самая большая численность врачей в терапевтических отделениях, потом следуют педиатры, хирурги и стоматологи. Самая меньшая численность врачей наблюдается среди врачей ЛФК и фтизиатров.
5.3. Статистика заболеваемости
Заболеваемость - показатель, чутко реагирующий на изменение условий среды в изучаемый год. При анализе этого показателя за ряд лет можно получить наиболее правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса социально-гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение (табл. 16, рис. 27, 28).
Таблица 16 - Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2002-2008 (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Всего, тыс. человек |
||||
Все болезни |
106742 |
107385 |
106287 |
105886 |
108842 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
5939 |
5414 |
5505 |
5312 |
5327 |
новообразования |
1295 |
1287 |
1375 |
1357 |
1418 |
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм |
731 |
626 |
648 |
647 |
765 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ |
1546 |
1373 |
1407 |
1361 |
1673 |
болезни нервной системы |
2246 |
2174 |
2228 |
2178 |
2318 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
4836 |
4722 |
4871 |
4778 |
5107 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
3305 |
3231 |
3415 |
3425 |
3502 |
болезни системы кровообращения |
2805 |
2954 |
3146 |
3278 |
3787 |
болезни органов дыхания |
43005 |
44560 |
41946 |
41915 |
42338 |
болезни органов пищеварения |
5149 |
5063 |
5079 |
5034 |
5024 |
болезни кожи и подкожной клетчатки |
6763 |
6763 |
6993 |
7073 |
7239 |
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
5059 |
4818 |
4875 |
4746 |
5040 |
болезни мочеполовой системы |
5880 |
6035 |
6523 |
6560 |
6967 |
осложнения беременности, родов и послеродового периода |
2386 |
2512 |
2468 |
2471 |
2519 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
241 |
236 |
236 |
243 |
257 |
продолжение табл. 16
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин |
12866 |
12903 |
12846 |
12808 |
12759 |
|
На 1000 человек населения |
||||
Все болезни |
740,1 |
748,6 |
744,9 |
745,9 |
763,9 |
из них: |
|
|
|
|
|
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
41,2 |
37,7 |
38,6 |
37,4 |
37,4 |
новообразования |
9,0 |
9,0 |
9,6 |
9,6 |
10,0 |
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм |
5,1 |
4,4 |
4,5 |
4,6 |
5,4 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ |
10,7 |
9,6 |
9,9 |
9,6 |
11,7 |
болезни нервной системы |
15,6 |
15,2 |
15,6 |
15,3 |
16,3 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
33,5 |
32,9 |
34,1 |
33,7 |
35,8 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
22,9 |
22,5 |
23,9 |
24,1 |
24,6 |
болезни системы кровообращения |
19,5 |
20,6 |
22,1 |
23,1 |
26,6 |
болезни органов дыхания |
298,2 |
310,6 |
294,0 |
295,3 |
297,1 |
болезни органов пищеварения |
35,7 |
35,3 |
35,6 |
35,5 |
35,3 |
болезни кожи и подкожной клетчатки |
46,9 |
47,1 |
49,0 |
49,8 |
50,8 |
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
35,1 |
33,6 |
34,2 |
33,4 |
35,4 |
болезни мочеполовой системы |
40,8 |
42,1 |
45,7 |
46,2 |
48,9 |
осложнения беременности, родов и послеродового периода1) |
60,2 |
63,3 |
62,4 |
62,9 |
64,1 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
1,7 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
1,8 |
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин |
89,2 |
89,9 |
90,0 |
90,2 |
89,5 |
1) На 1000 женщин в возрасте 15-49 лет.
Данные по общей заболеваемости позволяют проводить целенаправленные профилактические мероприятия по снижению зарегистрированной патологии среди населения, а также определять потребность в медицинских кадрах и больничных койках.
Сведения об общей заболеваемости наиболее полно отображают распространенность заболеваний (болезненность).
Одним из методов изучения общей заболеваемости населения является изучение общей заболеваемости по обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения, в порядке текущей регистрации, на основе сплошного учета всех больных.
|
Рисунок 27 – Динамика заболеваемости населения всего в 2002-2008 (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни),
тыс. чел.
Заболеваемость населения снижалась только в 2006 г., в 2007 г. Однако в 2006 г. заболеваемость резко увеличилась и составила 108 842 тыс. чел.
Исходя из диаграммы (рис. 28) видим, что тенденция численности заболевших по основным классам болезней неоднозначна. Самая большая численность заболевших по болезни органов дыхания. В 2004 г. заболевших насчитывалось 43 005 тыс. чел., а в 2008 г. - 42 338 тыс.чел. Численность населения с травмами, отравлениями уменьшается, однако все равно остается высокой в 2004 г. – 12866 тыс.чел., в 2009 г.- 12759 тыс. чел. Численность заболевших болезнями кожи и подкожной клетчатки увеличилось, в 2004 г. 6763 тыс. чел., в 2008 г. – 7239 тыс.чел. У наименьшей численности заболевших наблюдается врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения в 2008 г. – 257 тыс. чел., болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм в 2008 г. – 765 тыс. чел.
|
Рисунок 28– Динамика заболеваемости населения по всем классам болезней в 2002 – 2008 гг..
Показатели заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет по основным классам болезней представлены в табл. 17 и на рис. 29, 30.
Таблица 17 - Заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет по основным классам болезней (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни)
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
|
Всего, тыс. человек |
||||
Все болезни |
37934,4 |
37118,6 |
36471,8 |
36837,3 |
37388,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
2314,8 |
1970,2 |
2012,6 |
1905,1 |
1897,0 |
новообразования |
64,1 |
65,8 |
72,6 |
73,1 |
75,2 |
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм |
466,2 |
370,9 |
379,0 |
382,1 |
417,7 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ |
541,3 |
400,0 |
405,1 |
385,3 |
393,0 |
болезни нервной системы |
780,3 |
740,0 |
772,9 |
779,8 |
802,5 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
1265,1 |
1169,8 |
1198,2 |
1196,1 |
1175,5 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
1089,9 |
988,6 |
1033,0 |
1029,2 |
1007,6 |
болезни системы кровообращения |
214,6 |
188,4 |
189,0 |
189,7 |
192,2 |
болезни органов дыхания |
21692,8 |
22180,7 |
21347,2 |
21780,3 |
22237,9 |
болезни органов пищеварения |
2003,1 |
1872,5 |
1807,2 |
1822,0 |
1807,6 |
болезни кожи и подкожной клетчатки |
1899,6 |
1873,7 |
1946,7 |
1960,5 |
2014,5 |
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
1037,9 |
850,5 |
849,7 |
823,7 |
816,6 |
болезни мочеполовой системы |
586,4 |
583,9 |
617,2 |
627,7 |
647,4 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
191,5 |
187,2 |
190,7 |
199,0 |
211,9 |
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин |
2306,7 |
2215,4 |
2192,4 |
2220,1 |
2156,6 |
|
На 100 000 детей |
||||
Все болезни |
159581,2 |
163365,8 |
166699,8 |
173809,9 |
177511,2 |
из них: |
|
|
|
|
|
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
9737,7 |
8671,2 |
9198,8 |
8988,9 |
9006,5 |
продолжение табл. 17
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
новообразования |
269,7 |
289,4 |
332,1 |
344,7 |
356,8 |
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм |
1961,2 |
1632,2 |
1732,2 |
1802,7 |
1983,3 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ |
2277,3 |
1760,3 |
1851,4 |
1817,8 |
1866,0 |
болезни нервной системы |
3282,7 |
3256,9 |
3532,5 |
3679,4 |
3810,1 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
5321,8 |
5148,5 |
5476,6 |
5643,4 |
5581,1 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
4585,0 |
4351,1 |
4721,6 |
4856,0 |
4784,0 |
болезни системы кровообращения |
902,7 |
829,3 |
863,8 |
895,0 |
912,4 |
болезни органов дыхания |
91256,4 |
97621,1 |
97570,5 |
102766,4 |
105580,1 |
болезни органов пищеварения |
8426,4 |
8241,3 |
8259,9 |
8596,7 |
8581,8 |
болезни кожи и подкожной клетчатки |
7991,1 |
8246,7 |
8897,6 |
9250,0 |
9564,4 |
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
4366,1 |
3743,3 |
3883,9 |
3886,4 |
3877,0 |
болезни мочеполовой системы |
2467,0 |
2569,8 |
2821,0 |
2961,7 |
3073,5 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
805,7 |
824,1 |
871,8 |
938,7 |
1005,9 |
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин |
9703,8 |
9750,4 |
10020,8 |
10475,1 |
10239,1 |
|
Рисунок 29 – Динамика численности заболевших в возрасте 0-14 лет, всего, тыс. чел.
|
Исходя из графика, видим, что численность заболевших в возрасте от 0-14 лет с 2004 г. сокращалась, однако в 2007 г. резко стала возрастать и в 2008 г. наблюдается число заболевших в возрасте от 0-14 лет - 37388,5 тыс. чел.
|
Рисунок 30 – Динамика численности заболевших в возрасте от 0-14 лет по основным классам болезней, тыс. чел.
Исходя из диаграммы, видим, что тенденция численности заболевших в возрасте от 0-14 лет по основным классам болезней неоднозначна. Самая большая численность заболевших по болезни органов дыхания. В 2004 г. заболевших насчитывалось 21692,8 тыс. чел., а в 2008 г. - 22237,9 тыс.чел.
Численность населения с травмами, отравлениями уменьшается, однако все равно остается высокой в 2004 г. – 2306,7 тыс.чел., в 2007 г.- 2156,6 тыс. чел. Численность заболевших болезнями органов пищеварения уменьшается, в 2004 г. 2003,1 тыс. чел., в 2008 г. – 1807,6 тыс.чел. У наименьшей численности заболевших наблюдается врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения в 2008 г. – 211,9 тыс. чел., болезни системы кровообращения в 2008 г. – 192,2 тыс. чел.
|
Заключение
Социально-экономическая статистика - это одна из наиболее важных отраслей статистики как научной дисциплины и вида практической деятельности органов государственной статистики, которая занимается количественной характеристикой массовых явлений и процессов в экономике и социальной сфере.
Социальная статистика обеспечивает органы управления, международные организации, коммерческие структуры и население объективной и своевременной информации о развитии социальных процессов в обществе.
Социальная статистика разрабатывает систему показателей, всесторонне характеризующих социальное положение общества. Анализ этих показателей позволяет оценивать пороговые значения критериев экономической безопасности, своевременно сигнализировать о ситуациях, когда фактические или прогнозируемые параметры социального развития отклоняются от этих критериев и требуют разработки программы мероприятий по преодолению наступившего кризиса.
Необходимо изучать социальные процессы и явления, чтобы вовремя реагировать на изменения и строить дальнейшие перспективы развития для блага населения и общества в целом.
Госкомстат России осуществляет сбор и обрабатывает отчетные данные о деятельности массовых библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев и театров, общеобразовательных учреждений, организаций здравоохранения, больниц, НИИ для формирования сводных итогов о деятельности этих учреждений.
Госкомстат России ежегодно выпускает Российский статистический ежегодник, где собраны и отражены данные по всем сферам жизни общества.
Список литературы
1. Общая теоретическая статистика/ Под ред. О.З. Башиной.- М.: Финансы и статистика, 2005.-440с.
2. Попов Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей. – М.: Финансы и статистика, 2007.-458с
3. Российский статистический ежегодник. 2004. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2004.
4. Российский статистический ежегодник. 2005. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2005.
5. Российский статистический ежегодник. 2006. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2006.
6. Российский статистический ежегодник. 2007. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2007.
7. Российский статистический ежегодник. 2007. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2008.
8. Статистика. Учебное пособие/ Под. Ред. В.Г. Ионина.- М.: ИНФРА-М, 2006.-384с.
9. Социальная статистика: Учебник/ Под ред. чл. - корр. РАН И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2007.-480с.
10.Теоретическая статистика/ Под ред. Р.А. Шмойловой.- М.: Финансы и статистика, 2007.-560с.
11. Хуссманс Р.. Мехран Ф., Верма В. Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. Методологическое руководство МБТ/ Пер с англ. В 2-х кн. – М.: Финстатинформ, 2008.- 475с.
12. www.gks.ru Официальный сайт государственного комитета статистики