Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

1.     Социально-экономическое значение статистического изучения

                социального обеспечения…………………………………………………4

2. Статистическая характеристика образования…………………………….9

     2.1. Анализ   обеспеченности   дошкольными   учреждениями   и  

            школами городов и сельской местности……………………………..9

     2.2. Анализ динамики численности учащихся и учителей в

            государственных учреждениях (анализ сменности занятий)……..11

     2.3. Анализ динамики численности студентов высших и средних

            учебных заведений…………………………………………………..18

     2.4. Сравнительный   анализ   численности   населения,   имеющего  

                       высшее образование по профессиям в Кузбассе и РФ, в городе и   

                       сельской местности………………………………..……………...…24

3. Статистическая характеристика науки…………………………………..28

    3.1. Анализ динамики численности персонала занятого

           исследованиями……………………………………………………….28

    3.2. Анализ численности и выпуска аспирантов всего

           и по отраслям наук……………………………………………………30

4. Статистическая характеристика культуры………………………………32

5. Статистическая характеристика здравоохранения……………………...37

    5.1. Анализ динамики основных показателей здравоохранения……….37

    5.2. Анализ      обеспеченности      населения      врачами      по     

           отдельным специальностям и больничными койками

            по специализации…………………………………………………….39

     5.3. Статистика заболеваемости………………………………………….47

Заключение…………………………………………………………………...55

Список литературы…………………………………………………………..56

Введение


Социальная статистика обеспечивает органы управления, международные организации, коммерческие структуры и население объективной и своевременной информации о развитии социальных процессов в обществе.

Необходимо изучать социальные процессы и явления, чтобы вовремя реагировать на изменения и строить дальнейшие перспективы развития для блага населения и общества в целом.

Как сделать образование качественным, отвечающим требованиям национальной экономики? Как обеспечить качественную и своевременную медицинскую помощь населению? Как обеспечить развитие науки и культуры в стране? Все эти вопросы возникают у населения и правительства страны в целом и для их решения необходима достоверная информационная база. Именно поэтому статистические данные так полезны и необходимы.

Объект исследования – уровень социального обеспечения населения в РФ.

Предмет исследования – рейтинговая оценка социального обеспечения населения регионов России и Кузбасса.

Цель курсовой работы -  провести оценку социального обеспечения населения регионов России и Кузбасса и исследовать тенденции его развития.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Определить социально–экономическое значение статистического изучения социального обеспечения населения.

2.     Провести анализ образования в РФ.

3.     Исследовать динамику развития науки и культуры в РФ.

4.     Проанализировать уровень развития здравоохранения в РФ.

Для написания работы использовалась статистическая информация с сайта gks.ru и статистические сборники Госкомстата.

1. Социально-экономическое значение статистического изучения социального обеспечения

Социально-экономическая статистика - это одна из наиболее важных отраслей статистики как научной дисциплины и вида практической деятельности органов государственной статистики, которая занимается количественной характеристикой массовых явлений и процессов в экономике и социальной сфере.

К социальному обеспечению населения относятся такие важные сферы жизни, как образование, здравоохранение, наука, культура. Развитость в  полной мере этих сфер общественной жизни очень сильно влияет на уровень образования, уровень здоровья населения.

Социальная статистика обеспечивает органы управления, международные организации, коммерческие структуры и население объективной и своевременной информации о развитии социальных процессов в обществе.

Социальная статистика разрабатывает систему показателей, всесторонне характеризующих социальное положение общества. Анализ этих показателей позволяет оценивать пороговые значения критериев экономической безопасности, своевременно сигнализировать о ситуациях, когда фактические или прогнозируемые параметры социального развития отклоняются от этих критериев и требуют разработки программы мероприятий по преодолению наступившего кризиса.

В РФ в соответствии с Федеральными законами РФ “Об образовании”, “О высшем и послевузовском образовании”, приоритетным национальным проектом «Образование» продолжаются мероприятия по реформированию системы образования.

Решаются наиболее важные задачи по сохранению и развитию системы образования, обеспечению гарантий гражданам на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Ниже на основе статистических данных приведен анализ уровня образования в РФ.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 13 января 1996 г. №12-Ф3 "Об образовании" к имеющим соответствующий уровень образования относятся:

· послевузовское профессиональное - окончившие аспирантуру, докторантуру, ординатуру и адъюнктуру;

· высшее профессиональное (высшее) - окончившие высшее учебное заведение: институт, академию, университет и т.п.;

· неполное высшее профессиональное - завершившие обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования в объеме не менее двух лет срока обучения и получившие диплом о неполном высшем образовании, а также те, кто учился и закончил обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования в объеме половины или более срока обучения;

· среднее профессиональное - окончившие среднее специальное учебное заведение: техникум, училище (например, медицинское, педагогическое), колледж, техникум-предприятие и т.п.;

· начальное профессиональное - окончившие образовательное учреждение начального профессионального образования (профессиональное или профессионально-техническое училище, профессиональный лицей, центр непрерывного профессионального образования и т.п.) на базе основного общего или среднего (полного) общего образования, учреждения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, по программе начального профессионального образования;

· среднее (полное) общее - окончившие среднюю общеобразовательную школу, лицей, гимназию и т.п.;

· основное общее (неполное среднее) - окончившие 9 классов общеобразовательного учреждения, неполную среднюю школу, учившиеся в 10-11 (12) классах общеобразовательного учреждения;

· начальное общее (начальное) - окончившие начальную общеобразовательную школу, учившиеся в 4-9 классах общеобразовательного учреждения.

К учащимся дневных общеобразовательных учреждений отнесены лица, обучающиеся в начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных учреждениях, а также обучающиеся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии.

Гимназии и лицеи включены в число средних (полных) общеобразовательных учреждений.

Колледжи включены в число средних специальных учебных заведений.

В числе негосударственных высших учебных заведений учтены вузы, имеющие государственную лицензию.

В общую численность студентов средних специальных и высших учебных заведений не включены иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации по международным соглашениям.

Статистика культуры изучает работу учреждений культуры и искусства: библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев, художественных галерей и выставочных залов, театров, концертных организаций, парков культуры и отдыха, цирков, зоопарков, киноустановок; учитывает памятники истории и культуры, отражает выпуск книжной, журнальной и газетной продукции. Система показателей характеризует основные направления деятельности этих учреждений, состояние их материально-технической базы, количественный и качественный состав работников.

Государственная система статистического наблюдения в сфере культуры и искусства основана на прохождении статистической информации через органы Министерства культуры Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по кинематографии, Государственной компании "Российский цирк" и Российской Книжной палаты.

Госкомстат России осуществляет сбор и обрабатывает отчетные данные о деятельности массовых библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев и театров, не относящихся к ведомству Минкультуры России, с последующей передачей полученной информации в Минкультуры России, для формирования сводных итогов о деятельности этих учреждений.

Статистика культуры и науки изучает работу библиотек, театров, и других культурных учреждений. Также изучает деятельность научных организаций и развития науки в целом.

Статистика здравоохранения изучает наполняемость и работу больниц, деятельность медицинского персонала, уровень заболеваемости населения и т.д.

Уровень заболеваемости в минувшем календарном году и её динамика в течение ряда предыдущих лет — важнейшие показатели состояния здоровья населения и эффективности работы учреждений здравоохранения, основа планирования всех лечебно-профилактических мероприятий.

Международная номенклатура и классификация болезней и причин смерти позволяет исследовать заболеваемость по единым принципам и получать сопоставимые итоги. Исчерпывающий учёт заболеваний охватывает не только впервые зарегистрированные заболевания в данном году, а все заболевания, включая и те, которые протекают длительно, были выявлены в прошлом и послужили поводом для очередных обращений в данном году. Такой медико-статистический показатель, в отличие от заболеваемости, называют распространённостью (болезненностью).

Достоверные сведения об уровне и характере заболеваемости по различным группам населения - возрастным, половым, профессиональным и т.д. - необходимы для оценки тенденций в состоянии здоровья населения, эффективности медицинских и социальных мероприятий, планирования различных видов специализированной медицинской помощи, рационального использования материальных и кадровых ресурсов системы здравоохранения.

Таким образом, социально-экономическое значение статистического изучения социального обеспечения является важным и необходимым для стабильного и успешного развития страны.






























2. Статистическая характеристика образования

2.1.Анализ   обеспеченности   дошкольными   учреждениями   и   школами городов и сельской местности


Для начала рассмотрим статистические показатели по дошкольным образовательным учреждениям (табл. 1 и рис. 1 и 2).


Таблица 1- Дошкольные образовательные учреждения (конец года)

 

2004

2005

2006

2007

2008

Число дошкольных образовательных учреждений, тыс.

48,9

47,8

47,2

46,5

46,2

Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. человек

4267

4321

4423

4530

4713

Число дошкольных образовательных учреждений, имеющих группы кратковременного пребывания детей

2270

3241

3912

4172

4423

      в них:






   число групп кратковременного пребывания детей

3258

4879

6150

7008

7852

   численность воспитанников в    группах кратковременного    пребывания детей,    тыс.человек

34,6

48,3

60,9

70,7

80,9

Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек

86

88

92

95

99

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности детей в возрасте 1-6 лет

57,4

57,6

57,7

57,3

58,3





Рисунок 1 – Динамика числа дошкольных образовательных учреждений, тыс. ед.


По графику видим, что число дошкольных образовательных учреждений  с каждым годом сокращается, и в 2008 г. составляло 46,2 тыс. ед. по сравнению с 2004 г. – 48, 9 тыс. ед.



Рисунок 2 – Динамика численности воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. чел.


Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях с каждым годом увеличивается. Так в 2004 г. численность наблюдалась на уровне 4267 тыс.чел., в 2008 г. – 4713 тыс. чел.

Число дошкольных образовательных учреждений, имеющих группы кратковременного пребывания детей с каждым годом возрастает и в 2008 г. увеличивалась на 50 %



2.2.Анализ динамики численности учащихся и учителей в государственных учреждениях (анализ сменности занятий)

Основные показатели образования даны в табл. 2 и на рис. 3-8.       

Таблица 2 – Основные показатели образования (на конец года)

 

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

Число дошкольных образовательных учреждений, тыс.

48,9

47,8

47,2

46,5

46,2

В них воспитанников:

 

 

 

 

 

   тыс. человек

4267

4321

4423

4530

4713

   в процентах от численности детей    соответствующего возраста

57,4

57,6

57,7

57,3

58,3

Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек

86

88

92

95

99

Число дневных общеобразовательных учреждений, тыс.

65,7

64,5

63,2

61,5

59,4

         в том числе:

 

 

 

 

 

   государственных и муниципальных

65,0

63,8

62,5

60,8

58,7

   негосударственных

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, тыс. человек

18440

17323

16168

15185

14362




продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

6

         в том числе:






   в государственных и муниципальных

18372

17254

16098

15113

14291

   в негосударственных

68

69

70

72

71

Охват детей программами начального и основного общего образования (удельный вес численности учащихся 1-9 классов в численности детей в возрасте 7-15 лет), процентов

91,8

92,3

92,7

93,3

93,9

Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, тыс.

1,8

1,7

1,7

1,7

1,6

В них учащихся, тыс. человек

478

475

463

446

425

Число учреждений начального профессионального образования

3843

3798

3686

3392

3207

В них учащихся, тыс. человек

1651

1649

1604

1509

1413

Численность учащихся учреждений начального профессионального образования на 10 000 человек населения

114

114

112

106

99

Число средних специальных учебных заведений

2816

2809

2805

2905

2847

         в том числе:

 

 

 

 

 

   государственных и муниципальных

2626

2627

2637

2688

2631

   негосударственных

190

182

168

217

216

Численность студентов в средних специальных учебных заведениях, тыс. человек

2586

2612

2600

2591

2514

         в том числе:

 

 

 

 

 

   в государственных и муниципальных

 

 

 

 

 


продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

6

     всего, тыс. человек

2489

2502

2504

2473

2389

     на 10 000 человек населения

172

174

174

173

168

   в негосударственных

97

110

96

118

125

Принято студентов в средние специальные учебные заведения, тыс.человек

901

906

890

854

799

         в том числе:

 

 

 

 

 

   в государственные и муниципальные

861

862

852

811

756

   в негосударственные

40

44

38

43

43

Выпущено специалистов из средних специальных учебных заведений, тыс. человек

669

702

703

684

700

         в том числе:

 

 

 

 

 

   из государственных и муниципальных

 

 

 

 

 

     всего, тыс.человек

646

671

675

651

658

     на 10 000 человек населения

44

47

47

46

46

   из негосударственных

23

31

28

33

42

Число высших учебных заведений

1039

1044

1071

1068

1090

         в том числе:

 

 

 

 

 

   государственных и муниципальных

655

652

662

655

660

   негосударственных

384

392

409

413

430

Численность студентов в высших учебных заведениях, тыс. человек

5948

6456

6884

7064

7310

         в том числе:

 

 

 

 

 

   в государственных и муниципальных

 

 

 

 

 

     всего, тыс. человек

5229

5596

5860

5985

6133

     на 10 000 человек населения

361

388

408

419

431


продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

6

   в негосударственных

719

860

1024

1079

1177

Принято студентов в высшие учебные заведения, тыс. человек

1504

1644

1659

1641

1658

         в том числе:

 

 

 

 

 

   в государственные и муниципальные

1300

1412

1384

1373

1377

   в негосударственные

204

232

275

268

281

Выпущено специалистов из высших учебных заведений, тыс. человек

840

977

1076

1151

1255

         в том числе:

 

 

 

 

 

   из государственных и муниципальных

 

 

 

 

 

     всего, тыс. человек

753

860

930

978

1056

     на 10 000 человек населения

52

60

65

68

74

   из негосударственных

87

117

146

173

199

Охват молодежи программами начального, среднего и высшего профессионального образования (удельный вес численности студентов (учащихся) учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в численности населения в возрасте 15-34 года), процентов

23,0

24,0

24,6

24,8

25,1

Число дошкольных образовательных учреждений  с каждым годом сокращается, и в 2008 г. составляло 46,2 тыс. ед. по сравнению с 2004 г. – 48,9 тыс. ед.

Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях с каждым годом увеличивается. Так в 2004 г. численность наблюдалась на уровне 4267 тыс.чел., в 2008 г. – 4713 тыс. чел.

Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях ежегодно увеличивалось и в 2008 г. составила 99 человек.

Рисунок 3 – Динамика числа дневных общеобразовательных учреждений, тыс.


Число дневных общеобразовательных учреждений с каждым годом уменьшается, если в 2004 г. их насчитывалось 65,7 тыс. ед., то в 2008 г. -59,4 тыс.чел.

Из них государственные и муниципальные учебные заведения занимают весомую долю, по сравнению с негосударственными.

Рисунок 4 – Динамика числа дневных общеобразовательных учреждений, тыс. ед.

Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях с каждым годом уменьшается и в 2008 г. численность наблюдалась на уровне 14 362 тыс. человек, что на 4 078 тыс. чел. Причем, численность учащихся в государственных и муниципальных учреждениях с каждым годом уменьшается, а численность учащихся в негосударственных учебных заведениях, наоборот, увеличивается ежегодно.

    2004          2005            2006           2007             2008

 

Рисунок 5 – Динамика числа учреждений начального профессионального образования, тыс. ед.


Число учреждений начального профессионального образования с каждым годом уменьшается и в 2008 г. их насчитывалось 3207 тыс. ед., что на 636 тыс. ед. меньше.

Численность учащихся также сократилось на 238 тыс. чел. в 2008 г. по сравнению с 2004 г.

Число вечерних общеобразовательных учреждений на протяжении 5 лет оставалась почти неизменной в пределах 1,8-1,6 тыс.ед. Численность учащихся сокращалась ежегодно и в 2008 г. составила 425 тыс. чел.

    2004          2005            2006           2007             2008

 

Рисунок 6 – Динамика числа средних специальных учебных заведений, тыс. ед.


Число средних специальных учебных заведений в 2004–2006 гг. снижалось, а в 2007 г. резко возросло и составило 2905 тыс.ед., а в 2008 г. снова сократилось и составило 2847 тыс. ед.

Число государственных и муниципальных учебных заведений занимает большую долю в общем объеме средних специальных учебных заведений и на 2008 г. составило 2631 тыс.ед., а число негосударственных средних специальных учебных заведений в 2008 г. – 216 тыс. ед.

    2004          2005            2006           2007             2008

 


    2004          2005            2006           2007             2008

 

    2004          2005            2006           2007             2008

 
Рисунок 7 – Динамика численности студентов в средних

    2004          2005            2006           2007             2008

 
специальных учебных заведениях, тыс. чел.

    2004          2005            2006           2007             2008

 


Исходя из графика, численность студентов в 2008 г. уменьшилось по сравнению с 2005 г. на 98 тыс. чел. и составила 2514 тыс. чел. ,

    2004          2005            2006           2007             2008

 

Рисунок 8 – Динамика численности студентов, тыс. чел.


Судя по диаграмме, численность принятых студентов в средние специальные учебные заведения с каждым годом сокращается и в 2008 г. составляет 799 тыс. чел. И также численность студентов поступивших в государственные средние специальные учебные заведения составляет большую долю в общем объеме.

Численность выпущенных специалистов из средних специальных учебных заведений в 2008 г. составило 700 тыс. чел. Это говорит о том, что не все поступившие студенты окончат учебное заведение.

2.3 Анализ динамики численности студентов высших и средних учебных заведений


Статистические данные по высшим учебным заведениям представлены в табл. 3. и на рис. 9.




Таблица 3 - Высшие учебные заведения (на начало учебного года)

 

2002/ 03

2003/ 04

2004/ 05

2005/ 06

2006/ 07

2007/ 08

Число высших учебных заведений - всего

1039

1044

1071

1068

1090

1108

     в том числе:







  государственных и   муниципальных

655

652

662

655

660

658

  негосударственных

384

392

409

413

430

450

Численность студентов - всего, тыс. человек

5948

6456

6884

7064

7310

7461

     в том числе в учебных      заведениях:

 

 

 

 

 

 

    государственных и     муниципальных

5229

5596

5860

5985

6133

6208

      из них обучалось на       отделениях:

 

 

 

 

 

 

  очных

2862

3010

3144

3195

3251

3241

  очно-заочных   (вечерних)

299

302

300

300

291

280

  заочных

1973

2165

2279

2348

2443

2532

  экстернат

95

120

137

142

147

155

негосударственных

719

860

1024

1079

1177

1253

      из них обучалось на       отделениях:

 

 

 

 

 

 

  очных

242

267

290

313

331

331

  очно-заочных   (вечерних)

47

50

61

71

81

72

  заочных

427

539

663

684

753

835

  экстернат

3

4

10

11

12

14

На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек

410

448

480

495

514

525

   в том числе государственных    и муниципальных

361

388

408

419

431

437

Из общей численности студентов - женщины, тыс. человек

3422

3745

4001

4114

4256

4345

Численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, тыс. человек:

 

 

 

 

 

 

   государственных    и муниципальных1)

291,8

304,0

313,6

322,1

334,0

340,4

   негосударственных2)

47,8

50,1

50,7

65,2

75,0

78,8

                        1) Штатный персонал.                 2) Общая численность преподавателей, включая работавших на условиях штатного совместительства.

Рисунок 9 – Динамика числа высших учебных заведений, всего, тыс.ед.


Как видно из графика, число вузов с каждым годом увеличивается. На конец 2007/08 г. находилось на уровне 1108 тыс. ед. Из них число государственных и муниципальных учебных заведений составило 658 тыс. ед., а число негосударственных 450 тыс. ед. на конец 2007/08 г.

При этом численность студентов в высших учебных заведениях также возросла по сравнению с 2002 г. и на конец 2007/08 г. составила 7461 тыс.чел.

Численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях увеличивается год от года, причем как в государственных, так и в негосударственных вузах.

Статистика по учреждениям начального профессионального образования представлена в табл. 4 и на рис. 10.


Таблица 4 - Учреждения начального профессионального образования


 

Число учреждений (на конец года)

Численность учащихся2), тыс. человек

Принято учащихся2), тыс. человек

Подготовлено (выпущено) квалифицированных рабочих2), тыс. человек

1

2

3

4

5

Все учреждения начального профессионального образования





2002

3843

1651

842

745

2003

3798

1649

823

722

продолжение табл. 4

1

2

3

4

5

2004

3686

1604

783

708

2005

3392

1509

688

703

2006

3207

1413

630

680

2007

3169

1253

586

656

в том числе:





дневные учреждения

2743

1169

480

548

в них:





отделения на базе основного    общего образования

2515

906

294

353

отделения на базе среднего    (полного) общего образования

1909

157

124

124

группы, в которых молодежь не    получает среднего (полного)    общего образования

1483

106

62

71

вечерние (сменные) и другие учреждения

426

84

106

108

1) По данным Рособразования. 2) В образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, реализующих программу начального профессионального образования.

Рисунок 10 – Динамика числа учреждений начального профессионального образования, тыс. ед.



Число учреждений начального профессионального образования с каждым годом уменьшается и в 2006 г. их насчитывалось 3169 тыс. ед., что на 674 тыс. ед. меньше.

Численность учащихся также сокращается, в 2002 г. насчитывалось 1651 тыс. чел., а в 2007 г. – 1253 тыс.чел., что на 398 тыс. чел. меньше по сравнению с 2002 г.

Принято учащихся в учреждения начального профессионального образования в 2002 г. – 842 тыс. чел, а в 2007 г. – 586 тыс. чел., т.е. численность поступающих также уменьшается. Численность выпущенных специалистов составила в 2007 г. – 656 тыс.чел., что также меньше чем в 2002 г.

Рассмотрим показатели средних специальных учебных заведений (табл. 5 и рис. 11, 12)

Таблица 5 - Средние специальные учебные заведения (на начало учебного года)

 

2003/ 04

2004/ 05

2005/ 06

2006/ 07

2007/ 08

1

2

3

4

5

6

Число средних специальных учебных заведений - всего

2809

2805

2905

2847

2799

      в том числе:






   государственных и    муниципальных

2627

2637

2688

2631

2566

   негосударственных

182

168

217

216

233

Численность студентов - всего, тыс. человек

2612

2600

2591

2514

2408

     в том числе в учебных      заведениях:






   государственных и    муниципальных

2502

2504

2473

2389

2288

      из них обучалось на       отделениях:






     очных

1843

1878

1888

1836

1749

     очно-заочных      (вечерних)

81

76

67

60

55

     заочных

571

542

510

483

472

     экстернат

7

8

8

10

12

   негосударственных

110

96

118

125

120

      из них обучалось на       отделениях:






  

продолжение табл. 5

1

2

3

4

5

6

    очных

61

55

73

75

73

    очно-заочных     (вечерних)

6

5

4

4

4

    заочных

43

34

40

45

39

    экстернат

1

1

2

2

3

На 10 000 человек населения приходилось студентов средних специальных учебных заведений

182

181

181

177

170

   в том числе государственных    и муниципальных

174

174

173

168

161

Из общей численности студентов государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений - женщины, тыс. человек:

1304

1301

1261

1204

1149

Численность преподавателей в средних специальных учебных заведениях, тыс. человек:

146,4

145,4

150,8

148,0

148,2

   государственных    и муниципальных1)

135,6

137,1

140,4

136,4

137,2

   негосударственных2)

10,8

8,3

10,4

11,6

11,0

                                               1) Штатный персонал.                                2) Общая численность преподавателей, включая работавших на условиях штатного совместительства.


Рисунок 11 – Динамика числа средних специальных учебных заведений, тыс. ед.


Число средних специальных учебных заведений на конец 2002 – 2004 гг. снижалось, а в 2005 г. резко возросло и составило 2905 тыс.ед., на конец 2006 – 2007 гг. снова сократилось и составило 2799 тыс. ед.


Число государственных и муниципальных учебных заведений занимает большую долю в общем объеме средних специальных учебных заведений и на конец 2007 г. составило 2566 тыс.ед., а число негосударственных средних специальных учебных заведений на конец 2007 г. – 233 тыс. ед.

Рисунок 12 – Динамика численности студентов в средних специальных учебных заведениях, тыс. чел.


Исходя из графика, численность студентов на конец 2007 г. уменьшилось по сравнению с 2003 г. и составила 2408 тыс. чел. , Из них в государственные средние специальные учебные заведения в 2007 г. – 2288 тыс.чел., а в негосударственные – 120 тыс. чел.

Численность преподавателей в средних специальных учебных заведениях растет с каждым годом и в 2007 г. составила 148,2 тыс. чел.

2.4.Сравнительный   анализ   численности   населения,   имеющего   высшее образование по профессиям  в Кузбассе и РФ, в городе  и сельской местности

Показатели численности специалистов, имеющих высшее образование, по группам специальностей и направлениям подготовки представлены в табл. 6 и на рис. 13.

Таблица 6 -  Численность специалистов, имеющих высшее образование, по группам специальностей и направлениям подготовки (человек)



2004

2005

2006

2007

2008

Выпуск специалистов-всего

Выпуск специалистов-всего

Выпуск

специалистов

всего

Выпуск

специалистов

всего

Выпуск

специалистов

всего

1

2

3

4

5

6

Всего

249638

315290

344408

369450

389555

в том числе:






по группам специальностей

245858

273785

300374

335621

369556

естественно-научные

28242

29284

29999

30263

30986

гуманитарно-социальные

33731

45305

56930

60253

63598

образование

17159

15891

18636

18963

19850

здравоохранение

25956

20747

19710

21563

23658

культура и искусство

5197

5604

5836

5987

6320

экономика и управление

26995

40830

44636

48623

49623

междисциплинарные естественно-технические специальности

3795

5510

7993

8963

9856

геология и разведка полезных ископаемых

1494

1279

1345

1568

1896

разработка полезных ископаемых

2085

2494

2541

2689

2896

энергетика и энергомашиностроение

5053

5653

5914

6320

6598

металлургия

2194

1879

1935

2036

2385

машиностроение и материалообработка

8040

7400

7900

8026

8563

авиационная и ракетно-космическая техника

3134

2363

2623

3105

3256

морская техника

861

596

832

965

1012

наземные транспортные средства

3526

3604

3879

3988

4023

технологические машины и оборудование

6494

6543

6413

6723

6952

электротехника

3600

3362

3463

3652

3896

 





продолжение табл. 6

1

2

3

4

5

6

приборостроение

2587

2650

2646

2863

3021

электронная техника, радиотехника и связь

8960

6717

7322

7423

7865

автоматика и управление

7191

6158

6306

6203

6598

информатика и вычислительная техника

7515

7437

7925

8015

8045

сервис

539

1598

2423

3152

3526

эксплуатация транспорта

2672

3725

3768

3856

3960

химическая технология

3458

3165

3415

3347

3582

воспроизводство и переработка лесных ресурсов

2327

2698

2503

2650

2785

технология продовольственных продуктов

2100

3360

3432

3526

3658

технология товаров широкого потребления

2382

2133

2116

2189

2256

строительство и архитектура

12920

14170

14453

14895

15869

геодезия и картография

528

581

560

602

598

сельское и рыбное хозяйство

13865

17503

17694

18302

18552

экология и природопользование

1123

2523

3329

4025

4569

безопасность жизнедеятельности

135

1023

1874

2056

3296


    2004          2005            2006           2007             2008

 


Рисунок 13 – Динамика численности специалистов, имеющих высшее образование, человек

Динамика численности специалистов, имеющих высшее образование с каждым годом увеличивается. Если в 2004 г. их насчитывалось 249638 человек, то в 2008 г. – 389555 человек.

Наибольшая численность специалистов с высшим образованием наблюдается по гуманитарно–социальным и естественно-научным специальностям, а также  по специальностям экономика и управление. Наименьшая численность специалистов в высшим образованием наблюдаются по специальностям геодезия и картография.






























3. Статистическая характеристика науки

3.1.Анализ динамики численности персонала занятого исследованиями

Для анализа динамики численности персонала, занятого исследованиями и разработками составим табл. 7 и рис. 14, 15.


         Таблица 7 - Численность персонала, занятого исследованиями  и разработками (человек)


Персонал занятый исследованиями и разработками всего

в том числе

исследователи

техники

вспомогательный персонал

прочий персонал

Численность персонала - всего






2004

52065

35508

4010

7520

5027

2005

40787

28325

3509

5463

3490

2006

43463

29333

3665

6550

3915

2007

44135

29583

3771

6717

4064

2008

45102

29895

3815

6788

4125

из них имеют ученую степень:






доктора наук






2004

1622

1617

-

3

2

2005

2124

2120

-

4

-

2006

2317

2310

4

3

-

2007

2433

2425

4

3

1

2008

2466

2556

5

4

1

кандидата наук






2004

12589

12545

1

34

9

2005

10072

9993

10

60

9

2006

10319

10221

20

70

8

2007

10200

10105

16

67

12

2008

11205

11023

18

69

15

    2004          2005            2006           2007             2008

 

Рисунок 14 – Численность персонала, занятого исследования и разработками, тыс. чел.


По данным графика, видим, что с 2005 г. численность персонала, занятого исследованиями и разработками начала увеличиваться и в 2008 г. составила – 45 102 тыс. чел.  Однако в 2004 г. составляла 52 065 тыс. чел. Это на 6 963 тыс. чел. больше чем в 2008 г.

    2004          2005            2006           2007             2008

 

Рисунок 15 – Численность персонала, занятого исследованиями и разработками по специализации, тыс. чел.

    2004          2005            2006           2007             2008

 


Видим, что по численности преобладает персонал, занятый непосредственно исследованиями. Исследователи в 2008 г. составили 29895 тыс. чел., хотя в 2004 г. составляли 35508  тыс. чел.


На втором месте по численности преобладает вспомогательный персонал, который в 2008 г. составил 6788 тыс. чел., численность техников в 2008 г. составила – 3815 тыс. чел.

3.2.Анализ численности и выпуска аспирантов всего и по отраслям наук

Распределение численности аспирантов по отраслям наук дано в табл. 8 и на рис. 16.

Таблица 8 - Распределение численности аспирантов по отраслям наук (человек)


2004

2005

2006

2007

2008

Численность аспирантов – всего

62317

117714

128420

136242

142353

из них по отраслям наук:






физико-математические

5888

7522

7552

7630

7625

химические

1964

2987

3104

3077

3168

биологические

3146

5589

5917

6131

6233

технические

17424

29058

30974

32566

33588

сельскохозяйственные

1926

3118

3219

3455

3632

исторические

2464

4152

4577

4757

4925

экономические

7194

21404

23985

25729

2958

философские

1808

2617

2877

3085

387

филологические

3375

6295

6731

7045

8650

юридические

1892

5786

6893

8056

9654

педагогические

3791

6915

7913

8708

9584

медицинские

4290

7783

8689

9122

1025

фармацевтические

157

234

255

286

302

ветеринарные

501

954

998

1088

1125

искусствоведение

1136

1654

1818

1811

1925

архитектура

266

486

510

548

640

психологические

1304

2481

2868

2985

3256

социологические

978

2143

2490

2740

2922

политические

407

997

1153

1341

1456

культурология

219

768

860

917

1020

науки о Земле

2101

4625

4872

4999

5312

    2004          2005            2006           2007             2008

 

Рисунок 16 – Динамика численности аспирантов всего, тыс. чел.


По графику видим, что численность аспирантов с каждым годом увеличивается, если в 2004 г. их насчитывалось 62317 тыс. чел., то в 2008 г. – 142353 тыс. чел.

По состоянию на 2008 г. самое большое количество аспирантов наблюдается по техническим отраслям науки -  33588 тыс. чел. Далее с большим отрывом находятся юридические и педагогические отрасли науки – 9654 и 9584 тыс. чел. соответственно.  Наименьшая численность аспирантов в 2008 г. наблюдается по отраслям архитектура – 640 тыс. чел., философские и фармацевтические отрасли науки – 387 и 302 тыс. чел.

    2004          2005            2006           2007             2008

 
 

4. Статистическая характеристика культуры


Для статистической характеристики культуры остановимся на показателях численности зрителей театров на 1000 человек населения (табл. 9, рис. 17).


Таблица 9 - Численность зрителей театров на 1000 человек населения (человек)


2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Место, занимаемое в Российской Федерации 2008

Российская Федерация

210

212

207

201

196

196

201


Центральный федеральный округ

250

255

247

241

233

232

239

2

Северо-Западный федеральный округ

339

330

329

297

296

291

278

1

Южный федеральный округ

117

119

109

113

111

108

107

7

Приволжский федеральный округ

206

214

206

197

187

188

189

4

Уральский федеральный округ

160

161

160

168

177

176

179

5

Сибирский федеральный округ

209

204

202

199

197

200

223

3

Дальневосточный федеральный округ

141

153

168

160

143

150

172

6

      2002     2003    2004     2005      2006     2007    2008

 

Рисунок 17 – Динамика численности зрителей театров на 1000 человек населения (человек)

По графику, видим, что численность зрителей театров в 2003 г. составила 212 человек на 1000 человек, однако потом стала снижаться  и в 2007 г. наблюдалась на уровне 196 человек, а в следующем году поднялась до 201 человека на 1000 человек.

Наибольшая численность зрителей театров на 1000 человек наблюдается в Северо–Западном федеральном округе – 278 человек, в Центральном федеральном округе – 239 человек, в Сибирском федеральном округе – 223 человека на 1000 человек.

Наименьшая численность зрителей театров на 1000 человек наблюдается в Дальневосточном федеральном округе – 172 человека и Южном федеральном округе – 107 человек.

Число посещений музеев на 1000 человек населения представлена в табл. 10 и её динамика на рис. 18.


         Таблица 10 - Число посещений музеев на 1000 человек населения



2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Место, занимаемое в Российской Федерации 2006

Российская Федерация

499

509

517

511

517

528

556


Центральный федеральный округ

605

618

609

594

609

627

650

2

Северо-Западный федеральный округ

1550

1575

1612

1730

1691

1625

1756

1

Южный федеральный округ

298

310

307

292

288

345

367

5

Приволжский федеральный округ

266

268

279

264

272

280

302

6

Уральский федеральный округ

261

266

265

255

262

283

301

7

Сибирский федеральный округ

347

361

376

351

358

360

373

4

Дальневосточный федеральный округ

352

349

413

349

421

437

391

3

      2002     2003    2004     2005      2006     2007    2008

 

Рисунок 18 – Динамика численности посещений музеев на 1000 человек населения

      2002     2003    2004     2005      2006     2007    2008

 

      2002     2003    2004     2005      2006     2007    2008

 


Динамика численности посещений музеев на 1000 человек населения с каждым годом увеличивается. Если в 2000 г. численность посещений составляла 499 человек, то в 2008 г. – 556 человек.

      2002     2003    2004     2005      2006     2007    2008

 

Наибольшая численность посещений в 2008 г. наблюдается в Северо-Западном федеральном округе 1756 человек, затем почти в 3 раза меньше посещаемость музеев в Центральном федеральном округе – 650 человек. Наименьшая посещаемость музеев в 2006 г. в Приволжском и Уральском федеральных округах – 302 и 301 соответственно.

Рассмотрим динамику библиотечного фонда (табл. 11 и рис. 19).

        

Таблица 11 -  Общедоступные библиотеки



Библиотечный фонд на 1000 человек населения (на конец года; экземпляров)

Численность пользователей, тыс. человек

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Место, занимаемое в РФ 2006

2002

2007

2008

Российская Федерация

7017

7014

6994

6982

6843

6733


59645

58088

57833

Центральный федеральный округ

7667

7636

7623

7641

7495

7377

2

15243

14488

14373

Северо-Западный федеральный округ

9171

9210

9228

9220

9149

8927

1

5603

5602

5391


продолжение табл. 11

1

2

3

4

5

6

7

8

10

11

12

Южный федеральный округ

5330

5350

5301

5299

5209

5131

7

8476

8713

9167

Приволжский федеральный округ

7396

7420

7392

7358

7149

7058

3

14582

14011

13868

Уральский федеральный округ

5453

5423

5419

5364

5243

5189

6

4567

4430

4337

Сибирский федеральный округ

6576

6550

6532

6512

6412

6323

5

8299

8136

8081

Дальневосточный федеральный округ

6953

6982

6997

7021

6887

6707

4

2876

2709

2616



      2002     2003    2004     2005      2006     2007    2008

 


Рисунок 19 – Динамика библиотечного фонда на 1000 человек населения, экземпляров


Библиотечный фонд на 1000 человек населения с каждым годом сокращается, если в 2000 г. он составлял 7017 экземпляров на 1000 человек населения, то в 2008 г. 6733 экземпляров.

Наибольшей библиотечный фонд на 1000 человек населения в 2008 г. наблюдается в Северо-Западном федеральном округе – 8927 экземпляров. Наименьший библиотечный фонд наблюдается в Южном федеральном округе – 5131 экземпляров.


Численность пользователей с 2002 г. уменьшается, если в 2002 г. число пользователей библиотекой находилось на уровне 59645 тыс. человек, то в               2008 г. – 57833 тыс. человек. Видимо сокращение пользователей связано с распространением Интернет ресурсов в РФ. Увеличение пользователей библиотекой возросло только в Южном федеральном округе с 8476 тыс. чел. до 9167 тыс. чел.














 























5. Статистическая характеристика здравоохранения

5.1.Анализ динамики основных показателей здравоохранения



Основные показатели здравоохранения даны в табл. 12 и на рис. 20, 21.


Таблица 12 - Основные показатели здравоохранения (на конец года)

 

2004

2005

2006

2007

2008

Численность врачей, человек:






   всего, тыс.

682

686

688

690

702

   на 10 000 человек    населения

47,4

48,0

48,4

48,8

49,4

Численность среднего медицинского персонала, человек:






   всего, тыс.

1557

1552

1546

1530

1545

   на 10 000 человек    населения

108

109

109

108

109

Число больничных учреждений, тыс.

10,3

10,1

9,8

9,5

7,5

Число больничных коек:






   всего, тыс.

1620

1597

1601

1575

1554

   на 10 000 человек    населения

113

112

113

111

109

Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, тыс.

21,4

21,5

22,1

21,8

18,8

Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену:






   всего, тыс.

3565

3558

3578

3638

3646

   на 10 000 человек    населения

248

249

251

257

256

Число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий (самостоятельных) и учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, тыс.

15,3

15,3

15,2

15,0

13,5

Число коек для беременных женщин и рожениц, тыс.

86

85

84

82

83

Число фельдшерско-акушерских пунктов, тыс.

43,9

43,6

43,2

43,1

42,3


    2004          2005            2006           2007             2008

 

Рисунок 20 – Динамика численности врачей, тыс. чел.


По графику можем видеть, что численность врачей с каждым годом растет, причем по сравнению с 2004 г. их численность увеличилась на 20 тыс. чел. и составила в 2008 г. – 702 тыс. человек.


    2004          2005            2006           2007             2008

 

Рисунок 21 – Динамика численности среднего медицинского персонала,

тыс. чел.

    2004          2005            2006           2007             2008

 
 

Судя по графику, численность среднего медицинского персонала с 2004 г. по 2007 г. сокращалась, однако в 2008 г. стала расти по сравнению с 2007 г. и составила 1545 тыс. человек.

    2004          2005            2006           2007             2008

 

Число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий (самостоятельных) и учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, резко уменьшилось в 20068 г. до 13, 5 тыс. ед. с 15,3 в 2004 г.


Число коек для беременных женщин и рожениц, также уменьшилось до 83 тыс. ед. с 86 тыс. ед. в 2004 г. Число фельдшерско-акушерских пунктов сократилось и в 2008 г. составило 42,3 тыс. ед.

5.2. Анализ      обеспеченности      населения      врачами      по      отдельным специальностям и больничными койками по специализации

Численность медицинских учреждений за рассматриваемый период показана в табл. 13 и на рис. 22.

        

         Таблица 13 - Медицинские учреждения (на конец года)

Годы

Число больничных учреждений тыс.

Число больничных коек

Число врачебных амбулаторнополиклинических учреждений

тыс.

Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену

всего, тыс.

на 10 000 человек населения

всего, тыс.

на 10 000 человек населения

2004

10,3

1619,7

112,6

21,4

3565,2

247,8

2005

10,1

1596,6

111,6

21,5

3557,8

248,7

2006

9,8

1600,7

112,5

22,1

3577,5

251,3

2007

9,5

1575,4

111,3

21,8

3637,9

256,9

2008

7,5

1553,6

109,2

18,8

3646,2

256,4


Число больничных учреждений уменьшалось с каждым годом, если в 2004 г. их насчитывалось 10,3 тыс. ед., то в 2008 г. – 7,5 тыс. ед. Число больничных коек также уменьшилось и в 2006 г. составляло 1553, 6 тыс.ед., тогда как в 2004 г. – 1619,7 тыс.ед. Число больничных коек на 10000 человек населения также сократилась на 3,4 тыс. ед.

Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений также уменьшалось. В 2004 г. их наблюдалось 21,4 тыс. ед., а уже в 2008 г. – 18,8 тыс. ед.


    2004          2005            2006           2007             2008

 

Рисунок 22  – Динамика посещений поликлиники в смену, тыс. чел.


По рисунку видно, что посещений пациентов в поликлинику в смену с каждым годом становится все больше, если в 2004 г. их насчитывалось 3565 тыс. человек, то в 2008 г. – 3646 тыс.человек. А мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену на 10 000 человек населения  возросло с 2004 г. по 2008 г. на 247,8 и 256,4 тыс. чел. соответственно.

Число больничных коек по специализации дано в табл. 14 и на рис. 23, 24.

         Таблица 14- Число больничных коек по специализации

 

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

 

 

Всего, тыс. коек

 

Число больничных коек

1619,7

1596,6

1600,7

1575,4

1553,6

         из них:






терапевтических

352,3

345,0

340,4

329,7

325,7

хирургических

291,4

288,1

285,0

279,7

277,6

онкологических

38,4

38,3

38,1

38,3

38,7




продолжение табл. 14

 

1

2

3

4

5

6

 

 

гинекологических

87,1

84,6

82,3

81,7

79,3

 

 

туберкулезных

85,3

84,8

84,6

84,3

84,9

 

 

инфекционных

94,5

91,3

88,0

84,6

81,6

 

 

офтальмологических

27,1

27,0

26,6

26,3

26,0

 

 

отоларингологических

26,6

25,8

25,2

24,5

23,7

 

дермато-венерологических

24,6

23,4

22,4

21,6

20,5

 

психиатрических

167,0

166,0

168,8

167,0

165,3

 

наркологических

29,9

29,6

29,8

29,3

28,8

 

неврологических

86,7

85,8

86,0

86,3

86,6

 

для беременных женщин и рожениц

85,9

85,0

83,7

81,9

82,7

 

общих коек

26,3

23,4

21,1

22,6

21,0

в  % к итогу

 

 

Число больничных коек

112,2

111,2

112,5

111,3

109,2

 

         из них:






 

терапевтических

24,5

24,1

23,9

23,3

22,8

 

хирургических

20,3

20,1

20,0

19,8

19,5

 

онкологических

2,7

2,7

2,7

2,7

2,7

 

гинекологических

11,3

11,1

10,8

10,7

10,4

 

туберкулезных

5,9

5,9

5,9

6,0

5,9

 

инфекционных

6,6

6,4

6,2

6,0

5,7

 

офтальмологических

1,9

1,9

1,9

1,9

1,8

 

отоларингологических

1,9

1,8

1,8

1,7

1,7

 

дермато-венерологических

1,7

1,6

1,6

1,5

1,4

 

психиатрических

11,6

11,6

11,9

11,8

11,6




продолжение табл. 14

1

2

3

4

5

6

наркологических

2,1

2,1

2,1

2,1

2,0

неврологических

6,0

6,0

6,0

6,1

6,1

для беременных женщин и рожениц

21,6

21,4

21,2

20,9

21,0

общих коек

1,8

1,6

1,5

1,6

1,4

1) Число коек для гинекологических больных рассчитано на 10 000 женщин, для беременных женщин и рожениц - на 10 000 женщин в возрасте 15-49 лет

    2004          2005            2006           2007             2008

 

Рисунок 23 – Динамика числа больничных коек, всего тыс. ед.


Число больничных коек также уменьшилось и в 2008 г. составляло 1553, 6 тыс.ед., тогда как в 2004 г. – 1619,7 тыс.ед. Число больничных коек на 10 000 человек населения также сократилась на 3,4 тыс. ед.




 


    2004          2005            2006           2007             2008

 

    2004          2005            2006           2007             2008

 
Рисунок 24 – Динамика числа больничных коек, тыс. ед.

    2004          2005            2006           2007             2008

 
 

Исходя из диаграммы видим, что число больничных коек по специализациям с каждым годом сокращается. Самое большое число больничных коек в терапевтических отделениях и хирургических, самое меньшее число общих коек и дермато–венерологических

    2004          2005            2006           2007             2008

 
 отделениях.

    2004          2005            2006           2007             2008

 

    2004          2005            2006           2007             2008

 

Численность врачей по отдельным специальностям показана в табл. 15 и на рис. 25, 26.

    2004          2005            2006           2007             2008

 

    2004          2005            2006           2007             2008

 



Таблица 15 - Численность врачей по отдельным специальностям

2004

2005

2006

2007

2008


Всего, тыс. человек

Численность врачей

682,4

686,0

688,2

690,3

702,2

         из них:






   терапевтов

158,8

158,3

158,5

159,7

165,3

   хирургов

63,51)

64,51)

65,01)

65,0

66,2

   акушеров-гинекологов

42,2

42,6

42,8

42,9

43,5

   педиатров

69,62)

69,32)

68,72)

68,6

69,8

   офтальмологов

15,6

15,9

16,0

16,2

16,4

   отоларингологов

12,5

12,5

12,5

12,7

12,6

   неврологов3)

23,9

24,4

24,7

25,1

25,4

   психиатров и наркологов

24,1

24,3

24,7

24,7

24,8

   фтизиатров

9,7

9,6

9,6

9,5

9,3

   дермато-венерологов

11,7

11,8

12,0

12,1

12,3

   рентгенологов и радиологов

18,2

18,1

18,1

18,2

18,0

   врачей по лечебной    физкультуре и спорту

4,5

4,3

4,4

4,3

4,2

   врачей санитарно-    противоэпидемической группы

27,0

27,1

26,2

19,4

18,8

   стоматологов

57,6

58,6

60,8

62,0

63,7

На 10 000 человек населения

Численность врачей

47,4

48,0

48,4

48,8

49,4

         из них:






   терапевтов

11,0

11,1

11,1

11,3

11,6

   хирургов

4,4

4,5

4,6

4,6

4,7





продолжение табл. 15

1

2

3

4

5

6

   акушеров-гинекологов

5,5

5,6

5.6

5,6

5,7

   педиатров

30,0

31,2

31.9

32,0

33,4

   офтальмологов

1,1

1,1

1,1

1,1

1,2

   отоларингологов

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

   неврологов3)

1,7

1,7

1,7

1,8

1,8

   психиатров и наркологов

1,7

1,7

1,7

1,7

1,7

   фтизиатров

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

   дермато-венерологов

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

   рентгенологов и радиологов

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

   врачей по лечебной    физкультуре и спорту

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

   врачей санитарно-    противоэпидемической группы

1,9

1,9

1,8

1,4

1,3

   стоматологов

4,0

4,1

4,3

4,4

4,5

1) До 2000 г. в составе хирургов учитывались анестезиологи-реаниматологи. 2) С 2000 г. в составе педиатров учитываются детские хирурги, детские эндокринологи и детские онкологи. 3) До 2000 г. - невропатологи. 4) Численность акушеров-гинекологов рассчитана на 10 000 женщин, педиатров - на 10 000 детей в возрасте 0-14 лет.


2004       2005          2006         2007         2008

 

Рисунок 25 – Динамика численности вра

    2004          2005            2006           2007             2008

 
чей, тыс. чел.

 

По графику можем видеть, что численность врачей с каждым годом растет, причем по сравнению с 2004 г. их численность увеличилась на 20 тыс. чел. и составила в 2008 г. – 702 тыс. человек.


    2004          2005            2006           2007             2008

 

    2004          2005            2006           2007             2008

 
 

Рисунок 26 - Динамика численности врачей по специализациям, тыс.чел.


Исходя из диаграммы видим, что численность врачей по специализациям с каждым годом немного возрастает. Самая большая численность врачей в терапевтических отделениях, потом следуют педиатры, хирурги и стоматологи. Самая меньшая численность врачей наблюдается среди врачей ЛФК и фтизиатров.

5.3. Статистика заболеваемости

Заболеваемость - показатель, чутко реагирующий на изменение условий среды в изучаемый год. При анализе этого показателя за ряд лет можно получить наиболее правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса социально-гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение (табл. 16, рис. 27, 28).


Таблица 16 - Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2002-2008 (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни)

 

2004

2005

2006

2007

2008


Всего, тыс. человек

Все болезни

106742

107385

106287

105886

108842

     в том числе:






некоторые инфекционные и паразитарные болезни

5939

5414

5505

5312

5327

новообразования

1295

1287

1375

1357

1418

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

731

626

648

647

765

болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ

1546

1373

1407

1361

1673

болезни нервной системы

2246

2174

2228

2178

2318

болезни глаза и его придаточного аппарата

4836

4722

4871

4778

5107

болезни уха и сосцевидного отростка

3305

3231

3415

3425

3502

болезни системы кровообращения

2805

2954

3146

3278

3787

болезни органов дыхания

43005

44560

41946

41915

42338

болезни органов пищеварения

5149

5063

5079

5034

5024

болезни кожи и подкожной клетчатки

6763

6763

6993

7073

7239

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

5059

4818

4875

4746

5040

болезни мочеполовой системы

5880

6035

6523

6560

6967

осложнения беременности, родов и послеродового периода

2386

2512

2468

2471

2519

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

241

236

236

243

257



продолжение табл. 16

1

2

3

4

5

6

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

12866

12903

12846

12808

12759


На 1000 человек населения

Все болезни

740,1

748,6

744,9

745,9

763,9

     из них:






некоторые инфекционные и паразитарные болезни

41,2

37,7

38,6

37,4

37,4

новообразования

9,0

9,0

9,6

9,6

10,0

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

5,1

4,4

4,5

4,6

5,4

болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ

10,7

9,6

9,9

9,6

11,7

болезни нервной системы

15,6

15,2

15,6

15,3

16,3

болезни глаза и его придаточного аппарата

33,5

32,9

34,1

33,7

35,8

болезни уха и сосцевидного отростка

22,9

22,5

23,9

24,1

24,6

болезни системы кровообращения

19,5

20,6

22,1

23,1

26,6

болезни органов дыхания

298,2

310,6

294,0

295,3

297,1

болезни органов пищеварения

35,7

35,3

35,6

35,5

35,3

болезни кожи и подкожной клетчатки

46,9

47,1

49,0

49,8

50,8

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

35,1

33,6

34,2

33,4

35,4

болезни мочеполовой системы

40,8

42,1

45,7

46,2

48,9

осложнения беременности, родов и послеродового периода1)

60,2

63,3

62,4

62,9

64,1

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

1,7

1,6

1,7

1,7

1,8

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

89,2

89,9

90,0

90,2

89,5

                        1) На 1000 женщин в возрасте 15-49 лет.


Данные по общей заболеваемости позволяют проводить целенаправленные профилактические мероприятия по снижению зарегистрированной патологии среди населения, а также определять потребность в медицинских кадрах и больничных койках.

Сведения об общей заболеваемости наиболее полно отображают распространенность заболеваний (болезненность).

 Одним из методов изучения общей заболеваемости населения является изучение общей заболеваемости по обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения, в порядке текущей регистрации, на основе сплошного учета всех больных.

    2004     2005       2006        2007       2008

 

Рисунок 27 – Динамика заболеваемости населения всего в 2002-2008 (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни),

тыс. чел.


Заболеваемость населения снижалась только в 2006 г., в 2007 г. Однако в 2006 г. заболеваемость резко увеличилась и составила 108 842 тыс. чел.

Исходя из диаграммы (рис. 28) видим, что тенденция численности заболевших по основным классам болезней неоднозначна. Самая большая численность заболевших по болезни органов дыхания. В 2004 г. заболевших насчитывалось 43 005 тыс. чел., а в 2008 г. -  42 338 тыс.чел. Численность населения с травмами, отравлениями уменьшается, однако все равно остается высокой в 2004 г. – 12866 тыс.чел., в 2009 г.- 12759 тыс. чел. Численность заболевших  болезнями кожи и подкожной клетчатки увеличилось, в 2004 г. 6763 тыс. чел., в 2008 г. – 7239 тыс.чел. У наименьшей численности заболевших наблюдается врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения в 2008 г. – 257 тыс. чел., болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм в 2008 г. – 765 тыс. чел.

 2004       2005         2006        2007          2008

 


Рисунок 28– Динамика заболеваемости населения по всем классам болезней в 2002 – 2008 гг..

Показатели заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет по основным классам болезней  представлены в табл. 17 и на рис. 29, 30.


Таблица 17 - Заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет по основным классам болезней  (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни)

2004

2005

2006

2007

2008


Всего, тыс. человек

Все болезни

37934,4

37118,6

36471,8

36837,3

37388,5

         из них:






некоторые инфекционные и паразитарные болезни

2314,8

1970,2

2012,6

1905,1

1897,0

новообразования

64,1

65,8

72,6

73,1

75,2

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

466,2

370,9

379,0

382,1

417,7

болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ

541,3

400,0

405,1

385,3

393,0

болезни нервной системы

780,3

740,0

772,9

779,8

802,5

болезни глаза и его придаточного аппарата

1265,1

1169,8

1198,2

1196,1

1175,5

болезни уха и сосцевидного отростка

1089,9

988,6

1033,0

1029,2

1007,6

болезни системы кровообращения

214,6

188,4

189,0

189,7

192,2

болезни органов дыхания

21692,8

22180,7

21347,2

21780,3

22237,9

болезни органов пищеварения

2003,1

1872,5

1807,2

1822,0

1807,6

болезни кожи и подкожной клетчатки

1899,6

1873,7

1946,7

1960,5

2014,5

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

1037,9

850,5

849,7

823,7

816,6

болезни мочеполовой системы

586,4

583,9

617,2

627,7

647,4

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

191,5

187,2

190,7

199,0

211,9

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

2306,7

2215,4

2192,4

2220,1

2156,6


На 100 000 детей

Все болезни

159581,2

163365,8

166699,8

173809,9

177511,2

         из них:






некоторые инфекционные и паразитарные болезни

9737,7

8671,2

9198,8

8988,9

9006,5

продолжение табл. 17

1

2

3

4

5

6

новообразования

269,7

289,4

332,1

344,7

356,8

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

1961,2

1632,2

1732,2

1802,7

1983,3

болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ

2277,3

1760,3

1851,4

1817,8

1866,0

болезни нервной системы

3282,7

3256,9

3532,5

3679,4

3810,1

болезни глаза и его придаточного аппарата

5321,8

5148,5

5476,6

5643,4

5581,1

болезни уха и сосцевидного отростка

4585,0

4351,1

4721,6

4856,0

4784,0

болезни системы кровообращения

902,7

829,3

863,8

895,0

912,4

болезни органов дыхания

91256,4

97621,1

97570,5

102766,4

105580,1

болезни органов пищеварения

8426,4

8241,3

8259,9

8596,7

8581,8

болезни кожи и подкожной клетчатки

7991,1

8246,7

8897,6

9250,0

9564,4

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

4366,1

3743,3

3883,9

3886,4

3877,0

болезни мочеполовой системы

2467,0

2569,8

2821,0

2961,7

3073,5

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

805,7

824,1

871,8

938,7

1005,9

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

9703,8

9750,4

10020,8

10475,1

10239,1



    2004          2005            2006           2007             2008

 

Рисунок 29 – Динамика численности заболевших в возрасте 0-14 лет, всего, тыс. чел.

    2004          2005            2006           2007             2008

 
 

Исходя из графика, видим, что численность заболевших в возрасте от 0-14 лет с 2004 г. сокращалась, однако в 2007 г. резко стала возрастать и в 2008 г.  наблюдается число заболевших в возрасте от 0-14 лет  - 37388,5 тыс. чел.

    2004          2005            2006           2007             2008

 


Рисунок 30 – Динамика численности заболевших в возрасте от 0-14 лет по основным классам болезней, тыс. чел.

Исходя из диаграммы, видим, что тенденция численности заболевших в возрасте от 0-14 лет по основным классам болезней неоднозначна. Самая большая численность заболевших по болезни органов дыхания. В 2004 г. заболевших насчитывалось 21692,8 тыс. чел., а в 2008 г. -  22237,9 тыс.чел.

Численность населения с травмами, отравлениями уменьшается, однако все равно остается высокой в 2004 г. – 2306,7 тыс.чел., в 2007 г.- 2156,6 тыс. чел. Численность заболевших  болезнями  органов пищеварения уменьшается, в 2004 г. 2003,1 тыс. чел., в 2008 г. – 1807,6 тыс.чел. У наименьшей численности заболевших наблюдается врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения в 2008 г. – 211,9 тыс. чел., болезни системы кровообращения в 2008 г. – 192,2 тыс. чел.

























    2004          2005            2006           2007             2008

 
 

Заключение


Социально-экономическая статистика - это одна из наиболее важных отраслей статистики как научной дисциплины и вида практической деятельности органов государственной статистики, которая занимается количественной характеристикой массовых явлений и процессов в экономике и социальной сфере.

Социальная статистика обеспечивает органы управления, международные организации, коммерческие структуры и население объективной и своевременной информации о развитии социальных процессов в обществе.

Социальная статистика разрабатывает систему показателей, всесторонне характеризующих социальное положение общества. Анализ этих показателей позволяет оценивать пороговые значения критериев экономической безопасности, своевременно сигнализировать о ситуациях, когда фактические или прогнозируемые параметры социального развития отклоняются от этих критериев и требуют разработки программы мероприятий по преодолению наступившего кризиса.

Необходимо изучать социальные процессы и явления, чтобы вовремя реагировать на изменения и строить дальнейшие перспективы развития для блага населения и общества в целом.

Госкомстат России осуществляет сбор и обрабатывает отчетные данные о деятельности массовых библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев и театров, общеобразовательных учреждений, организаций здравоохранения, больниц, НИИ для формирования сводных итогов о деятельности этих учреждений.

Госкомстат России ежегодно выпускает Российский статистический ежегодник, где собраны и отражены данные по всем сферам жизни общества.

Список литературы

1. Общая теоретическая статистика/ Под ред. О.З. Башиной.- М.: Финансы и статистика, 2005.-440с.

2. Попов Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей. – М.: Финансы и статистика, 2007.-458с

3. Российский статистический ежегодник. 2004. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2004.

4. Российский статистический ежегодник. 2005. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2005.

5. Российский статистический ежегодник. 2006. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2006.

6. Российский статистический ежегодник. 2007. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2007.

7. Российский статистический ежегодник. 2007. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2008.

8. Статистика. Учебное пособие/ Под. Ред. В.Г. Ионина.- М.: ИНФРА-М, 2006.-384с.

9. Социальная статистика: Учебник/ Под ред. чл. - корр. РАН И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2007.-480с.

10.Теоретическая статистика/ Под ред. Р.А. Шмойловой.- М.: Финансы и статистика, 2007.-560с. 

11. Хуссманс Р.. Мехран Ф., Верма В. Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. Методологическое руководство МБТ/ Пер с англ. В 2-х кн. – М.: Финстатинформ, 2008.- 475с. 

12. www.gks.ru Официальный сайт государственного комитета статистики