СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3

1. ВИДЫ АУДИТА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ........................................ 4

2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ, ЕЕ СТАДИИ..... 12

2. 1. Планирование аудита....................................................................... 12

2. 2. Получение аудиторских доказательств.......................................... 16

2. 3. Документирование аудита............................................................... 20

2. 4. Использование работы других лиц и контакты с руководством

экономического субъекта третьими сторонами.................................... 24

2. 5. Обобщение выводов, формирование и выражение мнения о

бухгалтерской отчетности экономического субъекта.......................... 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ 34


ВВЕДЕНИЕ

Аудиторская деятельность — явление достаточно новое для Рос­сии, которое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, т.е. за­ключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, — весьма разнооб­разных, но непременно требующих высокой квалификации профес­сионального бухгалтера.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следу­ющими обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны ее со­ставителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвестора­ми, кредиторами);

2) зависимость последствий принимаемых решений (а они мо­гут быть весьма значительными) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответству­ющую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказа­ния такого рода услуг. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению ком­мерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отноше­ний должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Цель работы – рассмотреть виды аудиторских проверок и их организацию.

1. ВИДЫ АУДИТА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Аудиторская проверка представляет собой совокупность мероприятий, заключающихся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющих своим результатом выраженное мнение аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта.

Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям[1].

Внешний аудит осуществляется по предварительной договоренности между аудитором и данным предприятием о проведении соответствующей экспертизы хозяйственно-экономической деятельности; оценке существующих резервов и платежеспособности; предложении рекомендаций по направленному повышению результатов деятельности и организации финансовой стратегии. Внешний аудит бывает добровольным, (он осуществляется по желанию собственников – клиентов) и внутренним (по требованию государственных органов). Обязательный аудит проводится ежегодно для всех предприятий. Также он может быть проведен по решению следственных органов или суда.

Основные задачи и цели внешнего аудита – это доказательство достоверности и правильности предоставленной для проверки документации, а также составления заключения о достоверности отчетности, прибыли данного предприятия и баланса.

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и про­верка информационных систем предприятия. Объекты внутрен­него аудита могут быть различными в зависимости от особенно­стей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и незави­симым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Внутренний аудит — один из способов контроля за эффек­тивностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполне­нию обязанностей его руководства.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занима­ется повседневным контролем деятельности организации и низ­ших управленческих структур. Внутренний аудит дает информа­цию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономи­ческого субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлека­емые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выпол­няют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприя­тий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому дирек­тору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

-        проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

-        проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентифика­ции, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдель­ных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

-        проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

-        проверка деятельности различных звеньев управления;

-        оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изу­чение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

-        проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности иму­щества экономического субъекта;

-        работа над специальными проектами и контроль за отдельны­ми элементами структуры внутреннего контроля;

-        оценка используемого экономическим субъектом програм­много обеспечения;

-        специальные расследования отдельных случаев, например по­дозрений в злоупотреблениях;

-        разработка и представление предложений по устранению вы­явленных недостатков и рекомендаций по повышению эффек­тивности управления.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достовер­ность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевремен­но осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

Внутренний аудитор — это сотрудник подразделения внут­реннего аудита, организованного экономическим субъектом.

Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внут­ренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными неза­висимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы — разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе при­гласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономи­ческого субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и мас­штабы такого аудита определяет заказчик.

Обязательный аудит регламентируется государством. Обяза­тельный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации — это ежегодная обязательная аудитор­ская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1)  организация имеет организационно-правовую форму от­крытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Россий­ской Федерации обязательные отчисления, производимые фи­зическими и юридическим лицами, фондом, источниками обра­зования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3)   объем выручки организации или индивидуального пред­принимателя от реализации продукции (выполнения работ, ока­зания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодатель­ством Российской Федерации МРОТ;

4) организация является государственным унитарным предпри­ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше нормативам. Для му­ниципальных унитарных предприятий законом субъекта Россий­ской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5)  обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федераль­ным законом.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими органи­зациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государствен­ной собственности или собственности субъекта Российской Фе­дерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказа­ния аудиторских услуг должно осуществляться по итогам прове­дения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит стра­ховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит.

В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку от­четности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгал­терского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Резуль­таты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Налоговый аудит — это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налого­вой политики.

Аудит на соответствие требованиям — это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осу­ществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.

Ценовой аудит — это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

Управленческий (производственный) аудит — это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производи­тельности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудито­рами, — один из видов консультационных услуг клиенту, предо­ставляемый для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов.

Аудит хозяйственной деятельности довольно близок к управ­ленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управ­ления организации, преследует следующие цели:

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) — это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтвердить законность, добросо­вестность и эффективность деятельности управляющих, правиль­ность составления налоговой отчетности, использования соци­альных фондов и др.

По времени осуществления различают первоначальный, со­гласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увели­чивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не распола­гают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудито­ром (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан по­этому на знании специфики клиента, его положительных и отри­цательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, по­мощь в организации системы внутреннего контроля).

Отрицательной стороной повторяющегося аудита является по­степенная утрата независимости аудиторов от клиента. Междуна­родная федерация бухгалтеров (МФБ, или IFAC) рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита 3—5 годами.

Оперативный аудит — это кратковременная аудиторская про­верка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего конт­роля, оценки деятельности.

По характеру проверки различают:

подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достовер­ности бухгалтерских документов и отчетности);

системно ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);

аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской ра­боты в областях с более высоким возможным риском, что значи­тельно упрощает аудит в областях с низким риском).






2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ, ЕЕ СТАДИИ


Основными стадиями аудиторской проверки являются:

1.                     планирование аудита;

2.                     получение аудиторских доказательств;

3.                     документирование аудита;

4.                     использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта третьими сторонами;

5.                     обобщение выводов, формирование и выражение мнения о

бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

      

2. 1. Планирование аудита

Планирование, явля­ясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разра­ботку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а так­же разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетно­сти организации[2].

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей страте­гии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам про­ведения и объему аудиторских процедур. Аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое вни­мание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и свое­временно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятель­ность экономического субъекта, связанных с его индивидуаль­ными особенностями.

Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:

-        организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

-        видами производственной деятельности и номенклатурой вы­пускаемой продукции;

-        структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);

-        технологическими особенностями производства продукции;

-        уровнем рентабельности;

-        основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;

-        порядком распределения прибыли, остающейся в распоряже­нии организации;

-        существованием дочерних и зависимых организаций;

-        организованной экономическим субъектом системой внут­реннего контроля;

-        принципами формирования оплаты труда персонала.

Аудиторская организация должна оценить возможность про­ведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономичес­ким субъектом.

Начиная раз­работку общего плана и программы аудита, аудиторская органи­зация должна использовать предварительные знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных аналити­ческих процедур.

Аудитору необходимо составить и документально оформить об­щий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным, для того чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержа­ние общего плана аудита могут меняться в зависимости от масшта­бов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности про­верки и конкретных методик, применяемых аудитором,

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверя­емые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) от­четности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

Аудиторская работа по проверке финансовых отчетов подразу­мевает изучение и анализ бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), пояснений к бухгал­терскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчета о движе­нии капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчета о целевом использовании полученных средств (фор­ма № 6), пояснительной записки (в части проверки соблюдения предприятием принципа постоянства учетной политики).

Аудитор должен проверить реальность ограничений предпри­ятия в праве собственности на активы, степень надежности га­рантий, данных в отношении обязательств, уровень достоверно­сти условных активов и обязательств, оцененных количественно, проверить обоснованность принятых сумм обязательств в счет предстоящих капитальных затрат.

При проверке данных учета и отчетности анализируют нали­чие и состояние:

-        имущества (основных средств и вложений, запасов и затрат, нематериальных активов);

-        других долгосрочных активов (долгосрочных инвестиций, вложений в дочерние предприятия и филиалы, в ассоциирован­ные компании);

-        денежных средств, расчетов и прочих активов (кассы, расчетно­го и валютного счетов, ценных бумаг и краткосрочных финансо­вых вложений, расчетов с участниками, расчетов с покупателями, дебиторами);

-        долгосрочных пассивов (уставного капитала, износа иму­щества, специальных фондов и резервов);

-        кредитов и других заемных средств;

-        расчетов и прочих пассивов (расчетов с кредиторами, с бюд­жетом, органами страхования, персоналом предприятия);

-        прочих пассивов.

При аудите финансовых отчетов необходимо удостовериться в правильности составления баланса, отчетов о прибылях и убыт­ках и других финансовых документов. Проверке подлежат все значительные операции и сделки, крупные сделки и операции, зарегистрированные в конце квартала или финансового года, ос­новные финансовые показатели, коэффициенты и контрольные цифры, отличающиеся от исчисленных в среднем за последние пять лет, неудовлетворительная ситуация с оборотными сред­ствами, выявленные факты, свидетельствующие о необоснован­ной необходимости резко поднять доходы для удержания цен на акции, причины и характер судебных исков к предприятию, осо­бенно в связи с претензиями акционеров, использование в под­разделениях предприятия разных форм финансовой отчетности.

При проверке использования прибыли анализируют платежи в бюджет, отчисления в резервный (страховой) фонд, перечисле­ния прибыли в фонды накопления, в фонд потребления, на бла­готворительные и аналогичные цели, на штрафы.

Особое внимание следует уделить анализу дебиторской и креди­торской задолженностей, динамике долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (в паи и акции других предприятий, в обли­гации и другие ценные бумаги, предоставленные займы и т.п.).


2. 2. Получение аудиторских доказательств

Требования, предъявляемые к аудиторским доказательствам, определены как в Международном стандарте аудита МСА 500, так и в российском Федеральном правиле (стандарте) № 5 «Аудиторские доказательства»[3].

 Аудиторские доказа­тельства — это информация, полученная аудитором при прове­дении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским до­казательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгал­терской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномо­ченных сотрудников аудируемого лица и информация, получен­ная из различных источников (от третьих лиц).

В качестве доказательств в аудите может быть использована любая информация, позволяющая аудитору формировать свое мнение о достоверности данных учета или отчетности в целом.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить надлежащие доказательства с целью формулирования обо­снованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.

Аудиторские доказательства получают в результате проведе­ния комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходи­мых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем про­ведения процедур проверки по существу.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получе­ния аудиторских доказательств существенных искажений в фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности.

При получении аудиторских доказательств с использованием тестов средств внутреннего контроля аудитор должен рассмо­треть достаточность и надлежащий характер этих доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.

Определенные виды аудиторских доказательств, полученных аудитором, являются более достоверными по сравнению с други­ми. Обычно при проведении наблюдения аудитор получает более достоверное аудиторское доказательство по сравнению с тем, ко­торое может быть получено путем запросов. Например, аудитор может получить аудиторское доказательство относительно надле­жащего разделения обязанностей либо наблюдая за лицами, при­меняющими процедуру, либо опрашивая соответствующих со­трудников. Вместе с тем аудиторское доказательство, полученное посредством таких тестов средств контроля, как наблюдение, имеет отношение только к тому моменту времени, когда бы­ла применена данная процедура. Поэтому аудитор может посчи­тать необходимым дополнить эти процедуры другими тестами средств контроля, которые могут представить аудиторское дока­зательство относительно других периодов времени.

При определении надлежащего аудиторского доказательства в целях подтверждения выводов относительно риска средств контроля аудитор может принимать во внимание аудиторское доказательство, полученное в ходе предыдущих аудитов. В слу­чае повторяющегося (на протяжении ряда последовательных от­четных периодов) задания аудитор будет осведомлен о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, так как будет об­ладать сведениями, полученными в ходе предыдущей работы. Тем не менее ему необходимо обновлять полученные знания и рассмотреть необходимость получения дополнительных ауди­торских доказательств относительно любых изменений в систе­ме контроля. Прежде чем полагаться на процедуры, выполнен­ные в ходе предыдущих аудитов, аудитору необходимо получить аудиторские доказательства, подкрепляющие доверие к данным процедурам, в отношении характера, временных рамок и объ­ема любых изменений в системах бухгалтерского учета и внут­реннего контроля субъекта, произошедших с момента выполне­ния этих процедур, и оценить их влияние с точки зрения воз­можности по-прежнему полагаться на такие процедуры. Чем

Надежность аудиторских доказательств зависит от их источни­ка (внутреннего или внешнего), а также от формы их пред­ставления (визуальной, документальной или устной).

Аудиторские доказательства более убедительны, если они полу­чены из различных источников, обладают различным содержани­ем и при этом не противоречат друг другу. В подобных случаях аудитор может обеспечить более высокую степень уверенности по сравнению с той, которая была бы получена в результате рассмот­рения аудиторских доказательств по отдельности. И напротив, если аудиторские доказательства, полученные из одного источни­ка, не соответствуют доказательствам, полученным из другого, аудитор должен определить, какие дополнительные процедуры не­обходимо провести для выяснения причин такого несоответствия.

Аудитор должен сопоставлять расходы, связанные с получени­ем аудиторских доказательств, и полезность получаемой при этом информации. При наличии серьезных сомнений относительно достоверно­сти отражения хозяйственных операций в финансовой (бухгал­терской) отчетности аудитор должен попытаться получить доста­точные надлежащие аудиторские доказательства для устранения такого сомнения. В случае невозможности получения достаточ­ных надлежащих аудиторских доказательств аудитор должен вы­разить свое мнение с соответствующей оговоркой или отказаться от выражения мнения.

Для обоснования своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор дол­жен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе следующих аудиторских процедур:

детальная проверка верности отражения в бухгалтерском уче­те оборотов и сальдо по счетам;

аналитическая процедура;

проверка (тест) средств внутреннего контроля.

Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внеш­ними и смешанными.

Внутренние аудиторские доказательства включают в себя ин­формацию, полученную от экономического субъекта в письмен­ном или устном виде.

Внешние аудиторские доказательства включают в себя инфор­мацию, полученную от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).

Смешанные аудиторские доказательства включают в себя ин­формацию, полученную от экономического субъекта в письмен­ном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

Наибольшую ценность и достоверность для аудиторской орга­низации представляют внешние доказательства, затем смешан­ные и внутренние.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабо­чих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутрен­него контроля, а также бланков, таблиц и протоколов, отража­ющих планирование, выполнение и изложение результатов ауди­торских процедур. Данные полученных доказательств исполь­зуются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемого предприятия по результатам аудита.

2. 3. Документирование аудита


Единые общие требования по подготовке и ведению рабочей документации аудитора устанавливаются как Международным стандартом аудита МСА230, так и российским Федеральным правилом (стандартом) № 2 «Документирование аудита»[4].

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Документиро­вание аудита» устанавливает единые требования по подготовке рабочей документации аудита аудиторской фирмой или аудито­ром, работающим самостоятельно.

Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен со­провождаться обязательным документированием, т.е. отражени­ем полученной информации в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с настоящим правилом (стандар­том) аудиторской деятельности.

К рабочей документации аудита относятся:

·        планы и программы проведения аудита;

·        описания использованных аудиторской организацией проце­дур и их результатов;

·        объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;

·        копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;

·        описание системы внутреннего контроля и организации бух­галтерского учета экономического субъекта;

·        аналитические документы аудиторской организации;

·        другие документы.

Примерный перечень документов, которые могут быть вклю­чены в состав рабочей документации аудиторской организации:

-        материалы относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта;

-        извлечения из копии учредительных документов экономиче­ского субъекта, а также иных важных юридических документов его (договоров, контрактов, протоколов и т.п.);

-        материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и про­граммы аудита;

-        записи об изучении и оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы докумен­тооборота или комбинации их);

-        аналитические материалы хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

-        записи, содержащие анализ существенных показателей и тен­денций деятельности экономического субъекта;

-        записи о характере, дате проведения и объеме проведенных аудиторских процедур и результатах таких процедур;

-        материалы, свидетельствующие о том, что работа, выполнен­ная не аудиторами, контролировалась аудиторами;

-        сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские про­цедуры;

-        копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с лроводимым аудитом экономического субъекта;

-        копии переписки или записи обсуждений во время встреч с экономическим субъектом по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита;

-        письма-подтверждения, полученные от экономического субъ­екта;

-        копии бухгалтерской и иной финансовой документации эко­номического субъекта;

-        выводы, сделанные аудиторской организацией по результатам аудита.

Рабочая документация может быть создана аудиторской органи­зацией, проводящей аудит, либо получена от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.

Состав, количество и содержание документов, входящих в ра­бочую документацию аудита, определяются аудиторской органи­зацией исходя из:

-   характера проводимой работы;

-   характера и сложности деятельности экономического субъекта;

-   состояния бухгалтерского учета экономического субъекта;

-   надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;

-   необходимого уровня руководства и контроля за работой пер­сонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.

Формы рабочей документации самостоятельно разрабатывают­ся аудиторской организацией, если акты, регулирующие аудитор­скую деятельность в Российской Федерации, не предписывают такие формы.

Рабочая документация находится в собственности аудитор­ской организации, проводившей аудит. Копии (в том числе фо­токопии) документов экономического субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организа­ции с согласия этого экономического субъекта.

Экономический субъект, в отношении которого проводился аудит, и другие лица, включая налоговые и иные государствен­ные органы, не имеют право требовать от аудиторской организа­ции предоставить рабочую документацию или ее копии полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской организацией.

Аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит. Аудиторская организация не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме слу­чаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Рабочая документация должна содержать все сведения, необ­ходимые и достаточные для:

-   составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией;

-   подтверждения того, что аудит проведен аудиторской органи­зацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

-   осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита;

-   планирования аудита аудиторской организацией.

Рабочая документация должна содержать записи о планирова­нии аудита, записи о характере, времени проведения и объеме выполнения аудиторских процедур и выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.

Все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, подлежат отражению в рабочей документации.

Рабочая документация должна быть достаточно полной и под­робной, с тем чтобы опытный аудитор, ознакомившись с ней, мог получить общее представление о проведенном аудиторской организацией аудите.

Сведения, включенные в рабочую документацию, излагаются ясно и четко, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные толкования.

Рабочая документация должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представле­ния аудиторского заключения экономическому субъекту вся ра­бочая документация должна быть создана (получена) и заверше­на оформлением.

По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации.

Рабочая документация хранится в архиве аудиторской органи­зации не менее пяти лет.


2. 4. Использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта третьими сторонами

Использование работы эксперта в аудите регламентируется как Международным стандартом аудита МСА 620, так и россий­ским Правилом (стандартом) «Использование работы эксперта»[5].

В качестве эксперта аудиторская организация может исполь­зовать работу специализированной организации, являющейся юридическим лицом.

Решение об использовании работы эксперта при проведении аудита принимает аудиторская организация, исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности, а также целесообразности, возможности и надежности иных аудиторских процедур применительно к этим обстоятельствам.

Эксперт, работу которого аудиторская организация использу­ет при проведении аудита, должен иметь соответствующую ква­лификацию, как правило, подтвержденную надлежащими до­кументами (квалификационный аттестат, лицензия, диплом), и опыт или репутацию, подтвержденные соответствующими от­зывами, рекомендациями, публикациями, справками.

Аудиторская организация может использовать работу экспер­та при проведении аудита лишь с согласия экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит. Отказ эконо­мического субъекта от использования работы эксперта должен быть совершен в письменной форме. В случае такого отказа аудиторская организация рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита заключения, отличного от безусловно-положительного.

Эксперт представляет результаты своей работы в виде заклю­чения (отчета, расчета и т.п.) в письменной форме, которое должно быть достаточно полным и подробным. Заключение экс­перта должно иметь следующие обязательные реквизиты: наиме­нование документа; дата документа; личная подпись эксперта и ее расшифровка. Заключение эксперта — юридического лица скрепляется его печатью.

Использование работы эксперта при проведении аудита, в том числе отсылка к такой работе в аудиторском заключении, не сни­мает ответственности за аудиторское заключение с организации, подготовившей его.

Использование работы другого аудитора регламентируется Международным стандартом аудита МСА 600, а также россий­ским правилом (стандартом) аудиторской деятельности[6].

При проведении аудита основная аудиторская организация должна определить, достаточна ли проводимая ею работа для подготовки заключения о бухгалтерской отчетности экономиче­ского субъекта, в состав которого входят подразделения. Для это­го необходимо оценить:

существенность той части показателей подразделений, аудит в отношении которых проводит основная аудиторская организа­ция, и соответственно — той части показателей подразделений, аудит в отношении которых она не проводит;

уровень собственных знаний о деятельности подразделе­ний, аудит показателей которых проводит другая аудиторская организация;

риск существенных искажений показателей подразделений, аудит в отношении которых проводит другая аудиторская организация;

возможность при необходимости выполнить дополнительные процедуры в отношении показателей подразделений, аудит кото­рых проводит другая аудиторская организация, что должно обес­печить существенное участие основной аудиторской организации в аудите бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Основная аудиторская организация уведомляет другую аудиторскую организацию о своем намерении использовать ре­зультаты ее работы при проведении аудита.

Выбор формы, объема и времени ознакомления с работой другой аудиторской организации зависит от характера и объема проводимого аудита и оценки профессиональной компетентно­сти другой аудиторской организации, а также предыдущего опы­та сотрудничества с ней. Если при проведении аудита другая аудиторская организация выявила факты, которые, по ее мне­нию, могли бы иметь значение для основной аудиторской орга­низации, то она должна уведомить ее об этом. Это может быть сделано путем непосредственной передачи важной информации или раскрытия соответствующих обстоятельств в аудиторском заключении.

Если руководство подразделения не согласно с тем, чтобы другая аудиторская организация передала соответствующую ин­формацию основной организации, то другая аудиторская органи­зация должна непосредственно уведомить о данном обстоятель­стве основную аудиторскую организацию.

Основная организация не обязана представлять другой ауди­торской организации какую-либо информацию, полученную в ходе аудита экономического субъекта.

Если при проведении аудита подразделения основная аудиторская организация выявила факты, которые, по ее мне­нию, помогли бы в работе другой аудиторской организации, то она должна обсудить возможные действия с руководством эконо­мического субъекта.

Планируя использовать работу другой организации, основная аудиторская организация должна получить достаточные доказа­тельства того, что работа, выполненная этой аудиторской орга­низацией, адекватна целям и задачам основной аудиторской организации в отношении проводимого ею аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Основная аудиторская организация обязана уведомить другую аудиторскую организацию о том, каким образом будут использо­ваны результаты ее работы, а также осуществить необходимые меры по координации деятельности на начальной стадии плани­рования аудита. Для этого основная аудиторская организация должна сообщить другой аудиторской организации, какие вопро­сы требуют особого рассмотрения при проведении аудита пока­зателей подразделения, какие процедуры необходимы для опре­деления требующих раскрытия операций, имевших место внутри экономического субъекта с участием подразделения, а также сро­ки проведения и завершения аудита.

Основная аудиторская организация должна рассмотреть и задокументировать все существенные факты, выявленные другой аудитор­ской организацией в ходе аудита показателей подразделения.


2. 5. Обобщение выводов, формирование и выражение мнения о

бухгалтерской отчетности экономического субъекта.


На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обя­зана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. При этом следует исходить из критериев соблюдения нор­мативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям о дея­тельности экономического субъекта, которыми располагает ауди­торская организация.

 Аудиторское заключение должно содержать четко выраженное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Безусловно-положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта достоверной во всех существенных отношениях. При со­ставлении условно-положительного или отрицательного аудитор­ского заключения либо оформлении отказа от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта необходимо указать обстоятельства, которые явились причиной того или иного решения аудиторской организации.

Аудиторская организация обязана достичь в ходе аудита при­емлемой уверенности в надежности своего мнения о достоверно­сти бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

Оценка необходимого уровня аудиторских гарантий, надеж­ности мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетно­сти экономического субъекта должна быть основана на его профессионализме. При этом доказательства должны дать возможность аудиторской организации с уверенностью сделать вы­воды об отсутствии либо наличии искажений в бухгалтерской от­четности экономического субъекта.

Уверенность аудиторской организации в надежности выража­емого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности эконо­мического субъекта не может быть абсолютной в силу следующих факторов, неизбежно ограничивающих эффективность аудита:

-        ограниченность осведомленности аудиторской организации о деятельности экономического субъекта рамками исследований, издержки на проведение которых должны находиться в экономи­чески приемлемых пределах;

-        присутствие в аудиторской работе неизбежного элемента субъективности в процессе принятия аудитором решений на основе своих профессиональных суждений, в частности при определении видов, объема и графика аудиторских процедур;

-        применение в ходе аудита выборочного подхода к осуществле­нию проверки ввиду нерациональности ее проведения сплошным порядком;

-        использование аудиторской организацией в качестве основы для формирования выводов и заключений аудиторских доказа­тельств, которые по своему характеру являются сочетанием фак­тов и мнений (например, аудиторская организация может ис­пользовать результаты работы привлеченного эксперта — оцен­щика, инженера, геолога, — приводящего в своем заключении как объективные данные о проведенных исследованиях, так и собственные мнения и выводы);

-        подверженность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта присущим им изъянам;

-        отсутствие непреодолимых препятствий для мошеннического сговора с целью искажения информации;

-        наличие неопределенности, обусловленной различной ин­терпретацией и оценкой некоторых событий хозяйственной жизни, а.также другими обстоятельствами, делающими невоз­можным применение исключительно объективных критериев как к составлению бухгалтерской отчетности, так и к оценке ее достоверности.

Указанные факторы ограничивают (уровнем приемлемой, а не абсолютной уверенности) предоставление аудиторской организа­цией гарантий отсутствия каких-либо иных (не обнаруженных в ходе аудита) обстоятельств, оказывающих или способных оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

После проведения всех необходимых процедур аудитор оце­нивает полноту и качество исполнения всех пунктов программы. Кроме того, аудитор рассматривает адекватность раскрытия фи­нансовой информации в отчетности.

На этой стадии проверки аудитор может составить Письмо о представлении информации (написанное от лица руководства предприятия), содержащее перечень ответов руководства на основные вопросы, поставленные в ходе аудита, а также призна­ние ответственности менеджмента за правильное представление информации, включенной в финансовую отчетность.

Кроме того, важной частью этого этапа проверки является оценка фактической величины уровня существенности. В случае обнаружения ошибок и нарушений аудитор определяет их общую сумму, чтобы понять, является ли эта сумма существенной. Иногда истинная величина ошибки неизвестна, поэтому аудитор должен оценить ее возможную величину и существенность.

В конце аудита необходимо еще раз просмотреть все рабочие документы, чтобы проверить качество исполнения той части процедур, которая выполнялась ассистентами, а также удостове­риться, что аудит соответствует установленным стандартам.

Международный стандарт аудита МСА 260, а также россий­ские правила (стандарты) устанавливают единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству (ру­ководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника этого лица.

Аудитор должен сообщать информацию, полученную по ре­зультатам аудита, руководству и представителям собственника аудируемого лица.

Подготовка аудиторского отчета (письменной информации аудитора руководству аудируемого лица) регламентируется Меж­дународными стандартами аудита МСА 700 и МСА 700А, а также российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности[7].

Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организа­ции обязаны готовить и представлять письменную информацию (отчет) руководству (собственникам) проверяемого экономиче­ского субъекта по результатам проведения аудита.

Цель письменной информации — довести до руководства проверяемого субъекта сведения о недостатках в учетных запи­сях, бухгалтерском учете и системах внутреннего контроля, кото­рые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутрен­него контроля экономического субъекта.

Аудиторская фирма должна представить экономическому субъекту в сроки, согласованные с этим субъектом, не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения. Каждый экземп­ляр вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшюрован.

Экономический субъект несет ответственность за предоставле­ние копий аудиторского заключения заинтересованным пользова­телям, включая учредителей (участников), налоговые органы.

Заинтересованные пользователи, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют права требовать от аудитор­ской фирмы, а аудиторская фирма не обязана представлять ка­ким-либо пользователям копии аудиторского заключения цели­ком или в какой-либо части, кроме случаев, установленных зако­нодательством Российской Федерации.

Ценность независимого аудиторского заключения состоит в том, что оно является полностью объективным. Сторонний аудитор (напомним, по закону никак не связанный с проверяемой компанией или должностными лицами этой компании) выполняет исследование, результаты которого не приукрашиваются и не преуменьшаются. Руководитель компании получает актуальную и полностью соответствующую реальности информацию.

Если ситуация касается бухгалтерской отчётности, то аудитор предоставляет данные о её достоверности. Речь идёт об общих результатах проверки ведения бухгалтерского учёта, а также нормах отчётности. Данное заключение является юридическим документов и может быть использовано для официального информирования физических лиц, судебных органов и органов государства.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Аудиторская проверка представляет собой совокупность мероприятий, заключающихся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющих своим результатом выраженное мнение аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта.

  Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе до­стигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. На этапе пла­нирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

В ходе аудита должно быть получено достаточное количество ка­чественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о до­стоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского за­ключения, а также для доказательства качественного проведения аудита.

Для достижений целей аудита может быть использована рабо­та других лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффек­тивность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                             Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.12.2008) // Консультант Плюс

1.                Барышников, Н.П. Практикум внутреннего и внешнего аудита/ Н.П. Барышников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Филинъ, 2006. – 792 с.

2.                Богатая, И.Н. Аудит: Учебное пособие/ И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 544 с.

3.                Данилевский, Ю.А. Аудит: Учеб. пособие/ Ю.А. Данилевский, С.М. Шапигузов, Н.А. Ремизов, Е.В. Старовойтова. – М.: ИПК ФБК-пресс, 2007. – 428 с.

4.                Коваль, И.Г. Аудит / И.Г. Коваль. – МФЮА, 2007. – 110 с.

5.                Лабынцев, Н.Т. Стандарты аудиторской деятельности: Учеб. Пособие/ Н.Т. Лабынцев. – М.: Приор, 2006. – 212 с.

6.                Лабынцев, Н.Т. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие/ Н.Т. Лабынцев, О.В. Ковалева. – М.: Приор, 2007. – 423 с.

7.                Макальская, М.Л. Основы аудита/ М.Л. Макальская, М.В. Мельник, Н.А. Пирожкова. – М.: Дело и сервис, 2006. – 458 с.

8.                Макарова, Л.Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторских организаций: Монография/ Л.Г. Макарова. – Н.Новгород: НГУ, 2006. – 269.

9.                Международные стандарты аудита.  Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е.3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. — 400 с.

10.           Мельник, М.В. Аудит: Учебник/ Под ред. М.В. Мельник. – М.: Экономистъ, 2005. – 282 с.

11.           Овсийчук, М.Ф. Аудит. Организация. Методика проведения/ М.Ф. Овсийчук. – М.: Интелтех, 2008. – 389 с.

12.           Подольский, В.И. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. –  3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 583 с.

13.           Подольский, В.И. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 655 с.

14.           Подольский, В.И. Аудит. Практикум: Учебное пособие для вузов/ В.И. Подольский, Л.Г. Макарова, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 606с.

15.           Пупко, Г.М. Аудит и ревизия: Учеб. Пособие/ Г.М. Пупко. – Мн.: Интерпрессервис, 2006. – 429 с.

16.           Терехов, А.А. Аудит/ А.А. Терехов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 436 с.

17.           Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Комментарий  Релизова Н.А. – М.: ФБК, 2005. – 423 с.

18.           Шеремет, А.Д. Аудит: Учебник/ А.Д. Шеремет, В.П. Суйц – М.: ИНФРА-М, 2006. – 448 с.



[1] Лабынцев, Н.Т. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие/ Н.Т. Лабынцев, О.В. Ковалева. – М.: Приор, 2007. – 423 с.


[2] Шеремет, А.Д. Аудит: Учебник/ А.Д. Шеремет, В.П. Суйц – М.: ИНФРА-М, 2006. – 448 с.


[3] Международные стандарты аудита.  Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е. изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. — 400 с.

[4] Международные стандарты аудита.  Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е.3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. — 400 с.

[5] Международные стандарты аудита.  Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е.3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. — 400 с.

[6] Международные стандарты аудита.  Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е.3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. — 400 с.

[7] Международные стандарты аудита.  Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е.3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. — 400 с.