Основные процессы памяти

Запоминание

В опытах П. И. Зинченко школьникам предлагали решать за­дачи, причем перед детьми не ставили цели запомнить числа. В одной серии опытов учащиеся решали задачи по данным им условиям, во второй — они сами придумывали условия задач по заданным числам; в третьей—все задачи придумывали само­стоятельно, т. е. сами подбирали числа. Затем учащихся (неожи­данно для них) попросили воспроизвести числа, входившие в условия задач.

Результаты опыта показали, что лучше всего запоминали чис­ла учащиеся, когда они сами составляли задачи (3-я серия опы­тов), причем эти числа учащиеся запоминали непроизвольно, так как они были особо тесно связаны с целью деятельности.

То же наблюдается, если учащиеся работают с контурной картой. Например, учитель ставит перед учащимися цель — обо­значить на контурной карте цветным карандашом возвышенно­сти и низменности. В процессе этой работы школьник непроиз­вольно запоминает направление течения рек, расположение городов.



Для предупреждения этого следует систематически проверять прежние знания, приучая учащихся без специального повторения воспроизводить их в процессе изу­чения нового материала.

Для успешного запоминания давно изученного учебного ма­териала необходимо пользоваться приемами осмысленного запо­минания. Этим приемам надо научить школьников: показать, как производится группировка материала, как его можно разделить на части, какие связи есть между частями, как выделить смыс­ловые опорные пункты, озаглавливая части текста. Учащимся надо объяснить, как мысленно составлять план своего будущего ответа. Это имеет значение даже в том случае, если план и за­будется: важен не сам план, а мыслительная работа, проводив­шаяся при его составлении.

Влияние плана на успешность запоминания хорошо иллюст­рирует таблица 3.

Воспроизведение смысловых единиц текста в % (по Смирнову А. А.)

При непосредственном воспроизведении .... При отсроченном воспроизведении ......

С планом 70,6 53,1

17,5

24,8

Без плана 73,1 41,6

31,5 43,2

Разница между непосредственным и отсрочен­ным воспроизведением (забывание при отсрочке воспроизведения) ................

Та же разница (в % к непосредственному вос­произведению) .................




Необходимо постоянно устанавливать связи нового учебного материала с ранее известным.

Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы, осо­бенно если их составляют сами учащиеся. Полезно также при­учать детей при заучивании стремиться воспроизвести материал. Повторное чтение всегда дает меньший эффект, чем активное воспроизведение. К тому же воспроизведение является средст­вом самоконтроля.

Иначе следует организовать заучивание формул, дат, назва­ний, иностранных слов и т. д. При заучивании иностранного сло­ва требуется не только понять его значение и запомнить, какому слову русского языка оно соответствует, но и запомнить его как сочетание звуков и букв, расположенных в определенной после­довательности, Запомнить слово — значит не только усвоить его

182

значение,'но и сохранить в памяти его звуковой и зрительный образ, т. е. запомнить, как оно произносится и пишется.

Для облегчения запоминания можно применять группиров­ку слов, по содержанию, или слов с общим корнем, или слов, сходных по звуковому составу. Целесообразно сравнивать новое слово с известным, находить сходство и различие между ними по значению, по звуковому и буквенному составу. Иногда для облегчения запоминания можно установить и внешние ассоциа­ции: на какую букву слово начинается, на какой слог кончает­ся, на каком месте в книге или словаре напечатано.

Для формирования рациональных приемов запоминания преподавателю каждого учебного предмета необходимо учить детей, как надо готовить уроки.

Недостаточно, давая задание на дом, назвать лишь номер страницы и параграф. Необходимо рассказать учащимся, какие действия следует произвести: что прочесть, что найти на рисунке или на карте, на какие вопросы найти ответ или составить план ответа, какие слова выписать в специальный словарик, что с чем сравнить, в каком порядке учить правила и выполнять упраж­нения или задачи и т. д.

Особенно важно обучать рациональным приемам запоминания учащихся IV—-V классов, которые еще склонны к дословному заучиванию материала или прибегают к зубрежке.

Следует также разъяснить учащимся разнообразные рацио­нальные приемы заучивания учебного материала, в частности указать на роль и место механического запоминания при заучи­вании разного материала. Им надо рассказать также, что наи­больший эффект дает распределенное во времени повторение, особенно при заучивании стихотворений: заучивание в течение 2—3 дней потребует в общей сложности меньшей затраты вре­мени, чем заучивание в один прием.


Индивидуальные особенности памяти

Учащиеся с такими особенностями памяти нуждаются в ре­гулярной помощи: их надо учить преодолевать недостатки па­мяти правильной организацией заучивания и повторений. Нужно конкретно показать детям, как это делать, причем непосредст­венно помогать при самом заучивании. Иногда низкая продук­тивность памяти объясняется неумением заучивать, использова­нием только механического запоминания без осмысливания, что, * как известно, приводит к быстрому забыванию. И в этих слу­чаях надо научить школьников правильно запоминать, так как без этого нельзя добиться улучшения результатов работы па­мяти.

Научив, как они должны действовать при запоминании того или другого материала, можно значительно улучшить деятель­ность памяти, а следовательно, и развить одну из важных учеб­ных способностей.












Журнал

Память —это умственная деятельность. Проявляется она в закрепле­нии, сохранении и последующем воспроизведении человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря памяти мы имеем возмож­ность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности. Пропагандисту весьма важно знать основные свойства памяти, пути и средства ее совершенствования, чтобы успешно добиваться прочного усвоения слушателями революционной теории.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Физиологическим механизмом памяти является образование, сохране-^^^Ю,,оживление ^^омйэкение временных нервных связей в мозгу. На этой ^ ^остове и развиваются основные процессы памяти: запоминание,-еЙХраиение, 'воспроизведение, забывание.

Деятельность памяти начинается с запоминания. Под воздействием воспринимаемых предметов, событий, явлений в мозгу человека обра­зуются своего рода «следы», «впечатления». Одновременно устанавли­ваются связи запоминаемого материала с опытом и знаниями, которые уже имеются у человека, а также связи между частями того материала, кото­рый надо запомнить. Нервно-физиологической основой запоминания слу­жит образование новых временных нервных связей в коре головного мозга.

О качестве запоминания можно судить по тому, насколько быстро, полно и точно происходит последующее воспроизведение закрепленного материала. Как свидетельствуют наблюдения, педагогическая практика и экспериментальные исследования, качество запоминания зависит от видов запоминания, от отношения человека к запоминаемому материалу, от при­менения им специальных методических приемов.

Различают два вида связей, в которых осуществляется запомина­ние, — ассоциативные и смысловые.

Простейшие связи, возникающие при запоминании, называют ассоциа­циями. Например, слушатель, вспоминая то или другое положение, выска­занное в лекции, вспоминает и помещение, где она читалась, и лицо лекто­ра, его голос и т. д. (ассоциация по смежности). Нередко в памяти связы-

* Настоящая консультация продолжает цикл материалов по вопросам педагогики, логики, психологии. См. статьи: М. С к а т к и и. Условия сознательного усвоения зна­ний (№ 12, 1967), Н. Николаев. Логические предпосылки убедительности мысли (№ 4, 1968) и Н. Феденко. Внимание и его развитие у слушателей (№ 7, 1968).