Основные процессы памяти
Запоминание
В опытах П. И. Зинченко школьникам предлагали решать задачи, причем перед детьми не ставили цели запомнить числа. В одной серии опытов учащиеся решали задачи по данным им условиям, во второй — они сами придумывали условия задач по заданным числам; в третьей—все задачи придумывали самостоятельно, т. е. сами подбирали числа. Затем учащихся (неожиданно для них) попросили воспроизвести числа, входившие в условия задач.
Результаты опыта показали, что лучше всего запоминали числа учащиеся, когда они сами составляли задачи (3-я серия опытов), причем эти числа учащиеся запоминали непроизвольно, так как они были особо тесно связаны с целью деятельности.
То же наблюдается, если учащиеся работают с контурной картой. Например, учитель ставит перед учащимися цель — обозначить на контурной карте цветным карандашом возвышенности и низменности. В процессе этой работы школьник непроизвольно запоминает направление течения рек, расположение городов.
Для предупреждения этого следует систематически проверять прежние знания, приучая учащихся без специального повторения воспроизводить их в процессе изучения нового материала.
Для успешного запоминания давно изученного учебного материала необходимо пользоваться приемами осмысленного запоминания. Этим приемам надо научить школьников: показать, как производится группировка материала, как его можно разделить на части, какие связи есть между частями, как выделить смысловые опорные пункты, озаглавливая части текста. Учащимся надо объяснить, как мысленно составлять план своего будущего ответа. Это имеет значение даже в том случае, если план и забудется: важен не сам план, а мыслительная работа, проводившаяся при его составлении.
Влияние плана на успешность запоминания хорошо иллюстрирует таблица 3.
Воспроизведение смысловых единиц текста в % (по Смирнову А. А.) |
||
При непосредственном воспроизведении .... При отсроченном воспроизведении ...... |
С планом 70,6 53,1 17,5 24,8 |
Без плана 73,1 41,6 31,5 43,2 |
Разница между непосредственным и отсроченным воспроизведением (забывание при отсрочке воспроизведения) ................ |
||
Та же разница (в % к непосредственному воспроизведению) ................. |
||
|
Необходимо постоянно устанавливать связи нового учебного материала с ранее известным.
Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы, особенно если их составляют сами учащиеся. Полезно также приучать детей при заучивании стремиться воспроизвести материал. Повторное чтение всегда дает меньший эффект, чем активное воспроизведение. К тому же воспроизведение является средством самоконтроля.
Иначе следует организовать заучивание формул, дат, названий, иностранных слов и т. д. При заучивании иностранного слова требуется не только понять его значение и запомнить, какому слову русского языка оно соответствует, но и запомнить его как сочетание звуков и букв, расположенных в определенной последовательности, Запомнить слово — значит не только усвоить его
182
значение,'но и сохранить в памяти его звуковой и зрительный образ, т. е. запомнить, как оно произносится и пишется.
Для облегчения запоминания можно применять группировку слов, по содержанию, или слов с общим корнем, или слов, сходных по звуковому составу. Целесообразно сравнивать новое слово с известным, находить сходство и различие между ними по значению, по звуковому и буквенному составу. Иногда для облегчения запоминания можно установить и внешние ассоциации: на какую букву слово начинается, на какой слог кончается, на каком месте в книге или словаре напечатано.
Для формирования рациональных приемов запоминания преподавателю каждого учебного предмета необходимо учить детей, как надо готовить уроки.
Недостаточно, давая задание на дом, назвать лишь номер страницы и параграф. Необходимо рассказать учащимся, какие действия следует произвести: что прочесть, что найти на рисунке или на карте, на какие вопросы найти ответ или составить план ответа, какие слова выписать в специальный словарик, что с чем сравнить, в каком порядке учить правила и выполнять упражнения или задачи и т. д.
Особенно важно обучать рациональным приемам запоминания учащихся IV—-V классов, которые еще склонны к дословному заучиванию материала или прибегают к зубрежке.
Следует также разъяснить учащимся разнообразные рациональные приемы заучивания учебного материала, в частности указать на роль и место механического запоминания при заучивании разного материала. Им надо рассказать также, что наибольший эффект дает распределенное во времени повторение, особенно при заучивании стихотворений: заучивание в течение 2—3 дней потребует в общей сложности меньшей затраты времени, чем заучивание в один прием.
Индивидуальные особенности памяти
Учащиеся с такими особенностями памяти нуждаются в регулярной помощи: их надо учить преодолевать недостатки памяти правильной организацией заучивания и повторений. Нужно конкретно показать детям, как это делать, причем непосредственно помогать при самом заучивании. Иногда низкая продуктивность памяти объясняется неумением заучивать, использованием только механического запоминания без осмысливания, что, * как известно, приводит к быстрому забыванию. И в этих случаях надо научить школьников правильно запоминать, так как без этого нельзя добиться улучшения результатов работы памяти.
Научив, как они должны действовать при запоминании того или другого материала, можно значительно улучшить деятельность памяти, а следовательно, и развить одну из важных учебных способностей.
Журнал
Память —это умственная деятельность. Проявляется она в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности. Пропагандисту весьма важно знать основные свойства памяти, пути и средства ее совершенствования, чтобы успешно добиваться прочного усвоения слушателями революционной теории.
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ
Физиологическим механизмом памяти является образование, сохране-^^^Ю,,оживление ^^омйэкение временных нервных связей в мозгу. На этой ^ ^остове и развиваются основные процессы памяти: запоминание,-еЙХраиение, 'воспроизведение, забывание.
Деятельность памяти начинается с запоминания. Под воздействием воспринимаемых предметов, событий, явлений в мозгу человека образуются своего рода «следы», «впечатления». Одновременно устанавливаются связи запоминаемого материала с опытом и знаниями, которые уже имеются у человека, а также связи между частями того материала, который надо запомнить. Нервно-физиологической основой запоминания служит образование новых временных нервных связей в коре головного мозга.
О качестве запоминания можно судить по тому, насколько быстро, полно и точно происходит последующее воспроизведение закрепленного материала. Как свидетельствуют наблюдения, педагогическая практика и экспериментальные исследования, качество запоминания зависит от видов запоминания, от отношения человека к запоминаемому материалу, от применения им специальных методических приемов.
Различают два вида связей, в которых осуществляется запоминание, — ассоциативные и смысловые.
Простейшие связи, возникающие при запоминании, называют ассоциациями. Например, слушатель, вспоминая то или другое положение, высказанное в лекции, вспоминает и помещение, где она читалась, и лицо лектора, его голос и т. д. (ассоциация по смежности). Нередко в памяти связы-
* Настоящая консультация продолжает цикл материалов по вопросам педагогики, логики, психологии. См. статьи: М. С к а т к и и. Условия сознательного усвоения знаний (№ 12, 1967), Н. Николаев. Логические предпосылки убедительности мысли (№ 4, 1968) и Н. Феденко. Внимание и его развитие у слушателей (№ 7, 1968).