Оглавление


1. Государственное регулирование страховой деятельности на европейском рынке: необходимость и сущность............................................................................. 3

2. Принципы организации страхового надзора в рамках ЕЭС.................... 7

3. Регулирование деятельности страховых посредников............................ 12

4. Процедура страхования............................................................................ 14

Список использованной литературы............................................................ 16



1. Государственное регулирование страховой деятельности на европейском рынке: необходимость и сущность


Необходимость регулирования страховой деятельности  заключается в том, чтобы поставить страховые операции всех государств-членов Европейских Сообществ под надзор, объем и условия которых могут быть различными в разных странах, но которые и отличают страхование от других "невидимых" текущих операций.

Задачи органов по надзору разнообразны и трудны. Если они не несут юридической ответственности за платежеспособность страховщиков, то на них, тем не менее, лежит определенная моральная ответственность. Эта моральная ответственность побуждает их принимать соответствующие меры в тех случаях, когда страховая компания сталкивается с финансовыми затруднениями.

В функции Европейской комиссии по страхованию входит:

-           разработка предложений по перспективной экономической политике Сообщества в сфере страхования;

-           наблюдение за правильным пониманием и исполнением требований единого европейского страхового законодательства;

-           контроль и внедрение единого европейского страхового законодательства в национальные экономики и представительство Сообщества в международных организациях.

Рабочая группа Европейской комиссии по страхованию формулирует основные принципы организации страхового дела, без которых невозможно строительство единого страхового рынка:

1.       Свобода для страховщиков любой национальной принадлежности в организации самостоятельных страховых компаний в любой стране ЕС.

2.       Свобода продвижения страхового продукта по странам ЕС без обязательного открытия филиалов.

3.       Честная конкуренция на добросовестных и равных условиях, запрет на дискриминацию.

4.        Создание единых правил в области обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний.

5.       Создание прозрачного, доступного для всех членов ЕС рынка, обеспечивающего полную свободу передвижения страхового продукта, услуг и информации.

6.       Использование адекватной и сравнимой по всем финансовым показателям информации для всех стран-членов ЕС.[1]

В основу единого европейского страхового законодательства легли более 300 директив, принятых Советом Министров ЕЭС по проблемам страхового дела. Фактическое становление единого европейского страхового рынка прошло четыре стадии.

Значительным достижением страховых директив первого поколения стали введение свободы образования страховых организаций и гармонизация страхового законодательства стран ЕЭС. Данные директивы поставили вопрос о регулировании деятельности страховых посредников и подготовили почву для ведения свободы предоставления услуг для страхования видов деятельности иных, чем страхование жизни. В то же время филиалы продолжали оставаться предметом двойного надзора со стороны государства, выпускающей страховой продукт, и страны, продвигающей страховой продукт. А страховые компании, желающие принимать на страхование риски за пределами своей страны, были обязаны получить предварительное разрешение страны местонахождения риска.

Директив второго поколения внесли поправки и добавления в директивы первого поколения, этим была достигнута частичная либерализация страхового дела в Европе.

На третьей стадии создания единого европейского страхового рынка произошло перераспределение регулирующих функций между странами, принимающими риск, и странами, в которых расположены головные компании, выпускающими страховые продукты.

Строительство единого европейского страхового рынка завершилось с выходом в свет пакета директив третьего поколения. Они дополняют и модифицируют положения директив первого и второго поколения в части, касающейся организации страховой компании и свободы продвижения страховых продуктов в странах ЕС. Основные положения включают:

1.       Введение так называемой системы «Европейский паспорт», предоставляющий право любой компании с головной конторой, зарегистрированной в качестве юридического лица в одной из 18 стран-членов Европейского экономического пространства (ЕЕА), продавать свои страховые продукты на всей территории ЕЕА через свои агентства/филиалы, а также посредством трансграничной торговли, оставаясь при этом под контролем органов страхового надзора своего государства.

2.       Различия между активными и пассивными принципами страхованием жизни, ликвидация различия между крупными и массовыми рисками в прочих видах страхования. Благодаря этому упразднилась система двойного разрешения и контроля за массовыми видами и за активной стратегией страхования жизни.

3.       Упразднение системы предварительного утверждения договорных условий и шкалы тарифов.

4.       Либерализация правил инвестирования технических и математических резервов.

Таким образом, директивы третьего поколения практически освободили страховой рынок Европы от вмешательства государства.

Итак, 1 июля 1994 г. единый европейский страховой рынок стран-ленов ЕС стал реальностью. Главным элементом единого европейского страхового законодательства является правило единой лицензии, предусматривающей, что лицензия, выданная одной из стран-членов ЕС, является действительной для всех стран ЕС. Страховым компаниям разрешается предоставлять свои услуги через дочерние организации, агентства, представительства, при помощи свободы предоставления услуг по всей территории Европы простым признанием факта принадлежности к любой стране ЕС.

Однако, некоторые вопросы регулирования страховой деятельности в Европе остаются пока нерешенными. Первоочередными задачами в области страхования являются:

-      создание на территории стран-членов ЕЭС унифицированной системы налогообложения страховой деятельности;

-      введение в странах ЕЭС свободы учреждения и свободы предоставления услуг для страховых посредников;

-      гармонизация контрактного законодательства в странах-членах ЕЭС.


  

2. Принципы организации страхового надзора в рамках ЕЭС


Эти европейские директивы обязывают государства осуществлять четкий финансовый контроль по всем видам страхования:

1. Каждое страховое предприятие должно иметь в своем распоряжении технические резервы, соответствующие взятым по договорам обязательствам. И именно государству надлежит определить объем этих резервов, условия их предъявления и правила размещения активов, представляющих эти резервы.

2. Каждое страховое предприятие должно иметь дополнительную финансовую гарантию, свободную от каких бы то ни было обязательств, которую назвали "резерв (маржа) платежеспособности". В директивах излагается методика точного расчета этой гарантии как для страхования жизни, так и для других видов страхования.

3. Для того, чтобы с момента их создания предприятия располагали адекватными средствами, и чтобы в период их деятельности резерв платежеспособности не опустился ниже опасного порога, директива требует создания этими предприятиями минимального гарантийного фонда, состоящего из свободного от обязательств имущества в объеме до 1/3 резерва платежеспособности; при этом размер гарантийного фонда не может быть меньше суммы, определяемой отдельно по различным видам страхования.

Директивы ЕС предусматривают единую методику расчета нормативной платежеспособности и устанавливают требования по нормативному значению гарантийного фонда в соответствии с нумерацией классов страхования. Большинство страховых компаний превышают минимальные пороги абсолютной величины гарантийного фонда и в настоящее время пересматриваются.

 4. Страховые компании должны подчиняться правилам размещения резервов, установленным органами надзора стран, выпускающих страховой продукт, а не правилам стран, где они фактически осуществляют страховую деятельность.

5.           Директивами устанавливается, что страховые резервы должны размещаться на принципах сохранности, доходности и ликвидности. Они дают список возможных направлений вложений и устанавливают по ним пределы с намерением гарантировать диверсификацию и адекватное распределение  вложений.

6.           Странам-членам ЕС запрещено принуждать страховые компании инвестировать определенную долю технических резервов в специфические объекты вложений.

7.           Активы, покрывающие технические резервы, могут быть расположены в любой стране Сообщества.

Этот финансовый контроль носит систематический и постоянный характер, поскольку государство требует от предприятий ежегодной отчетности в том, что касается их операций, их положения и платежеспособности. К тому же государство имеет возможность осуществлять проверки на местах, как только это покажется необходимым или просто полезным.

Лицензия является обязательной. Она выдается в самом начале деятельности предприятия и действует на конкретной территории и в отношении конкретных видов страхования. Она необходима также в случае распространения страховой деятельности на другие виды страхования, помимо тех, на которые лицензия выдавалась первоначально, либо в случае расширения сферы деятельности на другие части территории, если первоначально лицензия действовала только на одной ее части.

Законодательство большинства стран гласит, что ДОГОВОР страхования, подписанный со страховым предприятием, не имеющем лицензии, является недействительным.

В своей заявке на лицензию предприятие должно изложить программу деятельности, обосновав ее целым рядом сведений: условия договоров страхования и тарифы; состав минимального гарантированного фонда; анализ расходов, связанных с началом деятельности предприятия, и, кроме того, на первые три года деятельности - анализ положения с комиссионными, премиями и страховыми выплатами; прогноз ситуации с казной; анализ финансовых средств, предназначенных для покрытия обязательств и резерва платежеспособности.

В этой программе должны обязательно содержаться руководящие принципы в области перестрахования.

Лицензия выдается только тогда, когда предприятие приобретает юридическую форму, предусмотренную директивой, такую как акционерное общество, общество взаимного страхования или кооперативное общество.

Европейские директивы и вслед за ними законодательные акты 16 государств-членов Европейских Сообществ сознательно исключили другие юридические формы, вытекающие из торгового права, а именно общество одного человека; общество, не преследующее целей получения прибыли и общество лиц с ограниченной ответственностью, поскольку эти юридические формы не приняты в страховой деятельности.

Директивы третьего поколения запретили систему предварительного утверждения и систематической подачи сведений о тарифах и условиях страхового договора в органы страхового надзора. Однако, условия договоров обязательного страхования и страхования здоровья, как альтернативной формы социального страхования, все еще остаются предметом систематических проверок органами страхового надзора страны, выпускающей продукт. Кроме того они имеют право требовать от страховщиков, занимающихся страхованием жизни, предоставлять информацию о технической базе , используемой при расчете шкалы премий, технических и математических резервов, и имеют своей целью контроль за соответствием актуарным принципам.

Директивы 1973 и 1979 гг. упразднили в духе либерализма обязательство о залоге определенной суммы денег в государственном кредитном учреждении. Страховщики, таким образом, получили полную свободу распоряжаться своими активами в рамках установленных на этот счет норм и правил. Однако, если страховщик не подчиняется требованиям страхового законодательства, не располагает более достаточными страховыми резервами, органы страхового надзора страны, где расположена ее головная контора, имеют право запретить ей свободно распоряжаться своими активами и заблокировать его активы до тех пор, пока его технические резервы не достигнут требуемого уровня, также наложить штрафные санкции, приостановить или отозвать лицензию на страховую деятельность.[2]

Предусмотрены и другие меры на случай невыполнения страховщиком своих обязательств. Когда резерв платежеспособности опускается ниже уровня, предусмотренного директивами, орган надзора требует составления плана корректировочных мер. Если ниже минимального предусмотренного уровня опускается объем гарантийного фонда, то требуется представить на утверждение краткосрочный финансовый план; и, наконец, если предприятие не смогло реализовать в предусмотренные сроки план корректировочных мер или финансовый план, то в этом случае органы страхового надзора могут лишить предприятие лицензии.

В странах ЕЭС банкротство страховых предприятий - явление достаточно редкое. Учитывая тяжелые социально-экономические последствия, которые такого рода события влекут за собой, а также для поддержания высокого престижа страхования в глазах общественности, органы по надзору делают все возможное, чтобы избежать его. Впрочем, если перечисленные меры оказываются недостаточными (а, подчас, и параллельно с ними), органы по надзору предлагают некоторым другим страховщикам взять в той или иной форме под свою ответственность "больное" страховое общество. Иногда результат оказывается положительным, поскольку сами страховщики стремятся поддерживать в общественном мнении атмосферу доверия к своей профессии.

Таким образом, введение в Европе системы единой лицензии упростило процедуру регулирования страховой деятельности. Двойное, иногда противоречащее друг другу регулирование, было заменено простым односторонним регулированием страны местонахождения головной конторы. А на смену длительной процедуре получения разрешения на страховую деятельность пришла несложная система регистрации. Каждая страна ЕС имеет свои особенности регулирования страховой деятельности и поэтому постоянно необходимы консультации между выпускающей и продвигающей страховой продукт странами. В 1991 году был учрежден Страховой Комитет, состоящий из представителей стран-членов, на который были возложены функции обеспечить сотрудничество между национальными органами страхового надзора стран ЕС.


3. Регулирование деятельности страховых посредников


После создания в 1994 г. общего европейского страхового рынка потребителю страховых услуг в любой стране ЕС стали доступны страховые продукты из всей Европы. Регулирование деятельности страховых посредников содержит следующие основные положения:

1.       Руководство компании, выступающей страховым посредником, должно включать в себя достаточное количество людей, имеющих соответствующее образование и опыт работы не только в страховании, но и в тех областях, посредничеством в страховании которых занимается компания.

2.       Независимые посредники должны сообщать страхователям всю информацию, которая может повлиять на их выбор страховщика, а также поставить страхователя в известность обо всех его существующих юридических и экономических связях со страховыми компаниями. Кроме того, ежегодно независимые страховые посредники должны предоставлять в органы страхового надзора страны местонахождения их головной конторы список страховых компаний, с которыми были заключены договора страхования. Органы страхового надзора стран ЕС должны законодательно установить определенные категории страховых посредников и установить для каждого из них уровень профессиональной подготовки, опыта и хорошей репутации.

3.       Страховые посредники должны иметь страховое покрытие или другую аналогичную гарантию покрытия своей ответственности за профессиональную небрежность.

4.       Страховой посредник должен иметь хорошую репутацию и не должен быть ранее объявлен банкротом, если, конечно, он не был реабилитирован в соответствии со своим национальным законодательством.

5.       Органы страхового надзора стран ЕС должны вести регистр всех независимых страховых посредников, агенты могут включаться в индивидуальные регистры компаний.

6.       Органы страхового надзора стран-членов ЕС должны обеспечить адекватные санкции, применяемые к страховым посредникам, нарушающим законодательство, и к гражданам, осуществляющим функции страхового посредника не будучи зарегистрированным соответствующим образом.

7.       Независимый страховой посредник должен располагать достаточным капиталом, уровень которого, равно как и форма, устанавливается каждой страной-членом ЕС индивидуально.[3]

Директивами установлено, что такие аспекты деятельности страховых посредников, как финансовые гарантии, покрытие профессиональной ответственности, условия регистрации и некоторые другие, регулируются законодательством страны, где фактически осуществляется посредническая деятельность, а не страны нахождения головной конторы. В соответствии с этим страховые посредники, желающие учредить филиал за пределами своей страны, или осуществлять транснациональные операции, должны получить от органов страхового надзора страны местонахождения своей головной конторы сертификат, обеспечивающий доказательство профессионализма и хорошей репутации, переслать сертификат в интересующую страну, и в дальнейшем подчиняться ее законодательству.

Таким образом, для страховых посредников не была введена система единой лицензии и система контроля только со стороны государства местонахождения головной конторы.

4. Процедура страхования


Связь со страховым агентом основывается, прежде всего, на определении страхового покрытия. Первым шагом является определение суммы финансового риска, имеющего место в бизнесе и выяснение необходимости страхования. Это требует оценки особенностей фирмы, типа, размера и охвата страхового покрытия.

Если агент заинтересован в обслуживании страхователя, он потребует предоставления специальной информации от фирмы. Для этого существуют многочисленные типовые анкеты. Вопросы, содержащиеся в них, позволяют страховщику правильно оценить возможный риск. Могут быть потребованы и другие документы, как например, конструкторские проекты, рекламные брошюры, рентные доходы и договоры о средствах обеспечения, арендные и субарендные контракты, ордера, проспекты продукции, а также и документы н право осуществления деятельности.

Отказ от подписания полиса может произойти в следствие нескольких причин:

-           плохой предшествующий опыт;

-           отсутствие общепринятых стандартов для запрашиваемого покрытия;

-           рискованный вид бизнеса.

Если ответ положительный, то страховая компания устанавливает ковер и ставки. Премиальные ставки устанавливаются на уровне представленного риска в соответствии с часто встречающимися страховыми правилами. Независимый агент дает оценку страхового покрытия фирмы. Фирма выбирает наиболее подходящую ей котировку, которая содержит в себе сумму, тип страхового покрытия и его цену. Агент посылает фирме экземпляр окончательного полиса.

Во время дополнительного или необычного страхования может возникнуть необходимость замены типа риска фирмы. На практике замена типа риска используется специалистами по подготовке контрактов и профессиональными оценщиками, которые привлекаются для работы при выборе типа проекта.

Страховой полис может быть аннулирован при неоплате. После истечения 30 или 60 дней со дня окончания действия полиса он должен быть, либо возобновлен, либо аннулирован. Полис иногда продляют, основываясь на условиях предыдущего страхования.

Полис должен включать в себя перечень всех страхуемых рисков, включая вспомогательные и передаваемые контракты, чтобы гарантировать полное покрытие в случае предъявления иска. Страхователь обязан объявить о предъявленном иске немедленно, как только он об этом узнает.

В случае, если умышленно или нет была предъявлена искаженная информация и иск содержит дезинформацию, полис может быть признан недействительным.

     


    

Список использованной литературы


1.       Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изм. и доп.)

2.       Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (с изм. и доп.)

3.       Буглай В.Б., Ливенцов Н.Н. Международные экономические отношения. -М., 2008

4.       Левшин Ф. М. Мировой рынок, М. , 2009г.

5.       Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 2005-2008 гг. // Внешняя торговля. –2009. –№9.

6.       Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М. 2008г.

7.       Сергеев П. В. “Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе” учебное пособие по курсу “Мировая экономика” Москва. Новый Юрист. 2008г.



[1] Левшин Ф. М. Мировой рынок, М. , 2009г.

[2] Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М. 2008г.

[3] Буглай В.Б., Ливенцов Н.Н. Международные экономические отношения. -М., 2008